Экспериментирование в музыкальной деятельности в доу
Обновлено: 04.07.2024
Цель мастер-класса: организация платформы сотрудничества, объединяющей педагогическое сообщество города для трансляции, обсуждения инновационного опыта и повышения профессионализма педагогов по обозначенной теме.
1. Представить коллегам педагогический опыт по использованию экспериментальной музыкальной деятельности, как средство познания детьми старшего дошкольного возраста окружающей действительности.
2. Смотивировать педагогов на использование в своей практической деятельности предложенного методического материала, на поиск собственных идей и решений.
3. Побуждать участников мастер-класса к совместной творческой деятельности, взаимообмену, расширению профессиональных связей.
Ведущий 2: Надеемся, что сегодня наша встреча будет интересной, полезной и увлечет вас в мир музыкальных экспериментов. Для начала, нам необходимо разделится на две подгруппы. Это получится, если вы соберете из отдельных частей две картинки с изображением символов Музыки и Физики. (Участники мастер-класса собирают в единое целое разрезные картинки с изображением скрипичного ключа и лупы. Так они объединяются в команды и рассаживаются за столы).
Ведущий 2: - Как вы себе представляете реализацию данной темы? - Считаете ли вы данную тему актуальной и почему? Вы будете предавать из рук в руки нотку, и делиться с окружающими своими мыслями. Участники мастер-класса передают из рук в руки нотку и высказывают свои предположения
1. Опыт с воздушным шариком и гайкой
Как вы думаете, какой вывод можно сделать по результатом этого опыта? Правильно, все дело в вибрации, которая создается при беге монеты по внутренним стенкам шарика. Чем быстрее вращать шарик, тем выше звук, соответственно, чем медленнее — тем звук ниже. Размер тоже имеет значение, чем тяжелее и больше монета, тем тональность звука ниже! А что же влияет на силу звука? На это вопрос нам поможет ответить следующий опыт
2. Опыт с мыльной пленкой и звуковой волной
3. Опыт с расческой
Попробуем извлечь звук из расчески. Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Вопрос: Как предметы могут влияют на громкость звука? Ответ: Чем больше предмет, тем громче звук. А сейчас попробуем из обычных предметов смастерить простейший микрофон, который тоже будет усиливать громкость звука.
4. Опыт с консервной банкой
Ведущий: Какой вывод можно сформулировать по итогам этого опыта? Ответы участников. Научное объяснение: Ведущий: Конечно, звук передается на расстоянии с помощью волн, которые перемещаются по нитке, а стакан является резонатором, который усиливает звук. И чем больше размер стакана, чем ярче и громче слышится звук.
7. Опыт с пирамидой и звуковой волной
8. Опыт с динамиком и свечой
Описание опыта с динамиком и свечой
Установите напротив динамика свечу, наведите звук на низкие частоты и посмотрите, что произойдет. При усилении звука пламя свечи гаснет. Низкочастотные звуки посылают вибрации, которые так сильно колеблют воздух, что пламя гаснет. Ведущий: Опыты с динамиком продемонстрировали нам возможность увидеть звук.
Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.
По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.
При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: "Стоит в поле. (ложки); он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо. (треугольник)" и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их.
Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки-хлопки, притопы и т. д. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука: трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубенцами и другими подобными инструментами.
Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструментыс фиксированной высотой звука: маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.
Работая в лаборатории, можно создать мини-музей: оформить
Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент, сочинить собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.
Кроме того, в процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.
Проектная деятельность Развитие познавательных способностей у детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности Мы живем в стремительно.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Экспериментальная деятельность дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ.
Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными руководителями задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми, которое может рассматриваться только через систему позитивных отношений.
С одной стороны, отношения выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, а с другой — дают возможность детям выразить свои чувства, эмоциональные стремления, проявить активность, творчество.
Основной целью музыкальной экспериментальной деятельности является воздействие на эстетические чувства, нравственные переживания .Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами, развитие сознательного отношения к музыкальному миру.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Именно в музыкальном экспериментировании выявляются следующие развивающие задачи:
- развитие интеллектуальных и музыкальных способностей детей;
- Развитие речи детей;
- Развитие сенсорных, слуховых способностей,
- Развитие внимания, мышления, музыкальной памяти
- Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука
- Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников
- развитие у детей умственных способностей
- Развитие у детей комплекса музыкальности:
2. ладовое чувство
3. эмоциональная отзывчивость.
5. музыкальный слух
В экспериментальной музыкальной деятельности педагог использует различные методы для достижения результатов:
- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
- Наблюдения за объектом
- прослушивание музыкальных произведений
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ музыкального руководителя
- Проведение опыта, эксперимента.
В систему музыкальной работы по экспериментальной деятельности входят следующие разделы:
- изготовление простейших музыкальных инструментов
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с разнообразием звуков является первостепенным вхождением ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков в общественных местах, на улице, в городе, в лесу, в поле и т.д.
Поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шум дождя изображается шумом воды из душа или стуком пальцев по бубну, шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых шумящих инструментов. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
1. Музыка или шум?
Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.
Рассматриваем предметы. Могут ли звучать? Играем мелодию на металлофоне, узнаём, пропеваем. Можем ли извлечь её на других предметах? Вывод: что такое музыкальные и шумовые звуки.
2. Почему всё звучит?
Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука – колебания предметов.
Материал: линейка, лист бумаги, коробочки, колокольчик.
Есть ли у линейки голос? Если лежит – нет. Как извлечь звук? Что происходит с линейкой? Она дрожит.
Бумага трубочкой – подуть – дрожит. Коробочка, колокольчик – дрожат. Вывод: Звук возникает при колебании предмета.
3. Откуда берётся голос?
Цель: Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране голоса.
Материал: гитара
Произнести фразу: шёпотом, громко, приложив ладонь к горлу. Откуда идёт звук? Из горла (дрожит). Струна как схема голосовых связок. Как сделать громче? Сильнее дёрнуть. Осторожно – не порвать!
4. Как распространяется звук?
Цель: объяснить, как распространяется звуковая волна.
Материал: ёмкость с водой, камешки, банка с водой.
Как мы слышим друг друга? Звук по воздуху долетает от одного к другому.
Бросаем камешки в воду, смотрим на круги. Бросаем камешки в банку, слушаем – сколько камешков? Так и звук передаётся по воздуху.
5. Почему Мишутка пищал?
Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от размера звучащего предмета
Материал: гитара
6. Как сделать звук громче?
Цель: выявить причину усиления звука.
Материал : расчёска, рупор.
Извлечь звук из расчёски. Приложить к столу и снова извлечь звук. Вывод: дрожит стол вместе с расчёской, звук становится громче. Вывод: чем больше предмет, тем сильнее звук.
Если заблудились в лесу – делаем ладони рупором и кричим, усиливая звук.
7. Почему комар пищит, а шмель жужжит?
Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков.
Материал: 2 расчёски разной величины, изображения комара и шмеля.
Извлекаем звуки из расчёсок с разным размером зубьев, сравниваем, рассматриваем. Вывод.
8. Поющая струна.
Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от частоты колебания предмета.
Материал: гитара
Слушаем звучание струны при различном натяжении. Делаем вывод.
В образовательный процесс включены циклы занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы:
Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности, поэтому подбор музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.
В процессе творческой деятельности дети сами музыкальные инструменты. К изготовлению инструментов привлекаются родители.
Шумовые ударные инструменты используются очень широкоособенно в работе с маленькими детьми на утренниках и различных мероприятиях, при этом овладевают способами элементарного музицирования.
Работая в такой системе, следующим этапом проходит оформление
Из вышесказанного следует, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей огромно — они концентрируют внимание, активизируют память, являются неоспоримым аспектом постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.
Форма: Инновационный проект по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности
Автор: Напольских Лилия Александровна музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории,
Асбестовский городской округ
3. План проведения мероприятий…………………………………………………………. 14
Пояснительная записка
I. Общая информация о инновационном проекте
Срок реализации
Два года (2017 – 2019 г.г.)
Участники проекта
- Дети 5 – 7 лет общеразвивающей группы, в количестве 15 человек,
- воспитатели детского сада;
- специалисты детского сада (педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители);
- педагоги из учреждений образования и культуры города.
Разработчики
II. Краткая описание инновационного проекта
Наименование инновационного проекта
Основная идея инновационного проекта
Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.
Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о культурном, научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту
В рамках информационного поля по данному проекту нами был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Так, в научных трудах академика Н. Н. Подъякова существует утверждение, что в процессе экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания. Ученый обосновал тот факт, что экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Вопросами экспериментирования в области музыки занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В их методических разработках акцентируется внимание на вопросах музыкальной характеристики звука, однако нет обоснования музыкальных явлений с точки зрения научных знаний.
Обоснование значимости реализации инновационного проекта для развития системы образования города Асбест
-повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 АГО;
- повышение имиджа детского сада среди образовательных учреждений города посредством показа открытых мероприятий по реализации проекта;
- повышение уровня профессионализма педагогов, реализующих данный проект;
- разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города (сценарии мероприятий, рекомендации).
Цели и задачи инновационного проекта
Цель проекта: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.
1. Формировать основы метапредметных универсальных учебных действий.
2. Развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи используя знания и представления из разных областей наук и искусства.
3. Расширять кругозор детей в области естественных наук и искусства.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников реализации проекта.
5. Формировать навыки сотрудничества детей, педагогов,
родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса.
Основные результаты реализации инновационного проекта
Планируемые результаты реализации инновационного проекта:
1. У детей сформирован опыт получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.
2. У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.
3. У дошкольников расширен кругозор в области естественных наук и искусства. Они владеют простейшими терминами и понятиями.
4. Педагоги детского сада освоили новые технологии в процессе реализации инновационного проекта.
5. Родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации проекта: активно участвуют во всех мероприятиях.
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта
- Показ открытых мероприятий для членов ГПО музыкальных руководителей города;
- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий, досугов; буклеты с описанием опытно-экспериментальной музыкальной деятельности; рекомендации по обогащению РППС.
- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети Интернет;
- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города.
III. Программа реализации инновационного проекта
Исходные теоретические положения
Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие музыкального материала.
Детское музыкальное экспериментирование основано на соединении когнитивного и эмоционального компонентов развития личности ребенка. Оно способствует освоению дошкольниками основ культурного и научного познания окружающего мира.
Новизна данного проекта заключается в широком применении современных инновационных педагогических технологий, а так же в корреляции музыки с точными науками. Это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности.
Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:
- обучение принципам совместной работы и обмена идеями;
- умение распределять обязанности в своей микро группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- проявление эмпатии к мнению другого участника группы;
- проявление вариативности в решении проблемной ситуации.
- владение простейшими терминами и понятиями из области музыки и науки;
- понимание и обсуждение поставленных задач и их результатов в ходе опытно-экспериментальной деятельности;
- формирование у дошкольников представления о характеристике и распространении звука, как физическом явлении (громкости, тембре, высоте, звуковых волн);
- актуализировать знания детей в области естественных наук и применять их в процессе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности;
- знакомство детей с элементарными компьютерными программами и возможностями современных гаджетов;
- знакомство детей с новыми музыкальными инструментами.
- общение в устной форме с использованием специальных терминов, построение позитивного полилога;
- описание логической последовательности действий в ходе эксперимента;
- расширение кругозора, активизации словаря в области музыки и науки.
- развитие физических качеств;
- развитие крупной и мелкой моторики рук;
- становление саморегуляции в двигательной сфере.
Методы и приемы организации обучения с детьми:
- творческие исследования, презентации продуктивной деятельности детей;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
- практический (проведение опытов);
-репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);
-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)
Формы организации обучения с детьми:
- непрерывная образовательная музыкальная деятельность;
- музыкальные досуговые мероприятия;
- творческие мероприятия совместно с родителями;
- экскурсии в детскую музыкальную школу;
- экскурсии на Станцию юных техников;
- экскурсии в общеобразовательную школу № 24;
- экскурсия в студию звукозаписи в Асбестовском колледже искусств для ознакомления с современными гаджетами и музыкальными программами.
- просмотр видеороликов по теме проекта, фрагментов познавательных телепередач, мультимедийных презентаций, мультфильмов;
- квесты и игровые программы по опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.
Формы организации взаимодействия с родителями
- размещение на сайте детского сада информационных просветительских материалов по теме проекта;
- выступление на родительских собраниях с освещением вопросов по реализации инновационного проекта;
- анкетирование родителей с целью выявления мнений и пожеланий о работе по проекту;
- участие родителей в досуговых мероприятиях;
- создание и предоставление для родителей аудио, видеотеки, дидактических игр для домашнего использования.
Формы организации взаимодействия с педагогами
- устные консультации по темам: «Организация зоны музыкального экспериментирования в группах;
- выступление на педагогическом совете с обсуждением плана, итогов реализации проекта;
- дебаты по теме: «Практическая значимость детского музыкального экспериментирования;
- участие в мероприятиях по теме проекта;
Формы предъявления результатов проекта
- показ открытых мероприятий по теме проекта для педагогов детского сада и города;
- организация тематических выставок;
- распространение опыта по результативности и эффективности проекта (выступление на педагогическом совете детского сада, городских педагогических чтениях, ГПО музыкальных руководителей детских садов города);
- участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня;
- освещение методических, фото, видеоматериалов в СМИ;
- разработка методических материалов, рекомендаций по проекту для использования другими педагогами;
- ведение обратной связи, через журнал отзывов и предложений для родителей и педагогов;
Ресурсное обеспечение
Перечень оборудования:
1. Музыкальные инструменты (пианино, детский музыкальные и шумовые инструменты).
3. Костюмы сказочных героев.
4. Детский столик.
5. Оборудование для экспериментов.
6. Бутафорская нотка.
7. Музыкальные открытки по количеству детей.
8. Детские микроскопы.
9. Глобус и географические карты.
10. Контейнеры с водой, песком, бумагой.
11. Медицинские инструменты и приборы: пинцет, электронный термотр, тонометр, фонендоскоп, вата.
Читайте также:
- Какие изменения произошли в сфере художественной культуры при петре первом кратко
- Какие преимущества имеют растения опыляемые насекомыми биология 6 класс кратко
- Каким образом произошло формирование солнца согласно современным представлениям кратко
- Что такое жакет кратко
- Календарный план методиста доу на каждый день по фгос