Экспериментирование в музыкальной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Цель мастер-класса: организация платформы сотрудничества, объединяющей педагогическое сообщество города для трансляции, обсуждения инновационного опыта и повышения профессионализма педагогов по обозначенной теме.

1. Представить коллегам педагогический опыт по использованию экспериментальной музыкальной деятельности, как средство познания детьми старшего дошкольного возраста окружающей действительности.

2. Смотивировать педагогов на использование в своей практической деятельности предложенного методического материала, на поиск собственных идей и решений.

3. Побуждать участников мастер-класса к совместной творческой деятельности, взаимообмену, расширению профессиональных связей.

Ведущий 2: Надеемся, что сегодня наша встреча будет интересной, полезной и увлечет вас в мир музыкальных экспериментов. Для начала, нам необходимо разделится на две подгруппы. Это получится, если вы соберете из отдельных частей две картинки с изображением символов Музыки и Физики. (Участники мастер-класса собирают в единое целое разрезные картинки с изображением скрипичного ключа и лупы. Так они объединяются в команды и рассаживаются за столы).

Ведущий 2: - Как вы себе представляете реализацию данной темы? - Считаете ли вы данную тему актуальной и почему? Вы будете предавать из рук в руки нотку, и делиться с окружающими своими мыслями. Участники мастер-класса передают из рук в руки нотку и высказывают свои предположения

1. Опыт с воздушным шариком и гайкой

Как вы думаете, какой вывод можно сделать по результатом этого опыта? Правильно, все дело в вибрации, которая создается при беге монеты по внутренним стенкам шарика. Чем быстрее вращать шарик, тем выше звук, соответственно, чем медленнее — тем звук ниже. Размер тоже имеет значение, чем тяжелее и больше монета, тем тональность звука ниже! А что же влияет на силу звука? На это вопрос нам поможет ответить следующий опыт

2. Опыт с мыльной пленкой и звуковой волной

3. Опыт с расческой

Попробуем извлечь звук из расчески. Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Вопрос: Как предметы могут влияют на громкость звука? Ответ: Чем больше предмет, тем громче звук. А сейчас попробуем из обычных предметов смастерить простейший микрофон, который тоже будет усиливать громкость звука.

4. Опыт с консервной банкой

Ведущий: Какой вывод можно сформулировать по итогам этого опыта? Ответы участников. Научное объяснение: Ведущий: Конечно, звук передается на расстоянии с помощью волн, которые перемещаются по нитке, а стакан является резонатором, который усиливает звук. И чем больше размер стакана, чем ярче и громче слышится звук.

7. Опыт с пирамидой и звуковой волной

8. Опыт с динамиком и свечой

Описание опыта с динамиком и свечой

Установите напротив динамика свечу, наведите звук на низкие частоты и посмотрите, что произойдет. При усилении звука пламя свечи гаснет. Низкочастотные звуки посылают вибрации, которые так сильно колеблют воздух, что пламя гаснет. Ведущий: Опыты с динамиком продемонстрировали нам возможность увидеть звук.

Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.

При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: "Стоит в поле. (ложки); он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо. (треугольник)" и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки-хлопки, притопы и т. д. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука: трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубенцами и другими подобными инструментами.

Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструментыс фиксированной высотой звука: маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

Работая в лаборатории, можно создать мини-музей: оформить

Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент, сочинить собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.

Кроме того, в процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Проектная деятельность Развитие познавательных способностей у детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности Мы живем в стремительно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экспериментальная деятельность дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ.

Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными руководителями задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми, которое может рассматриваться только через систему позитивных отношений.

С одной стороны, отношения выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, а с другой — дают возможность детям выразить свои чувства, эмоциональные стремления, проявить активность, творчество.

Основной целью музыкальной экспериментальной деятельности является воздействие на эстетические чувства, нравственные переживания .Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами, развитие сознательного отношения к музыкальному миру.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Именно в музыкальном экспериментировании выявляются следующие развивающие задачи:

- развитие интеллектуальных и музыкальных способностей детей;

- Развитие речи детей;

- Развитие сенсорных, слуховых способностей,

- Развитие внимания, мышления, музыкальной памяти

- Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука

- Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников

- развитие у детей умственных способностей

- Развитие у детей комплекса музыкальности:

2. ладовое чувство

3. эмоциональная отзывчивость.

5. музыкальный слух

В экспериментальной музыкальной деятельности педагог использует различные методы для достижения результатов:

- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.

- Наблюдения за объектом

- прослушивание музыкальных произведений

- Беседа с элементами дискуссии

- Познавательный рассказ музыкального руководителя

- Проведение опыта, эксперимента.

В систему музыкальной работы по экспериментальной деятельности входят следующие разделы:

- изготовление простейших музыкальных инструментов

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с разнообразием звуков является первостепенным вхождением ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков в общественных местах, на улице, в городе, в лесу, в поле и т.д.

Поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шум дождя изображается шумом воды из душа или стуком пальцев по бубну, шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых шумящих инструментов. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

1. Музыка или шум?

Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Рассматриваем предметы. Могут ли звучать? Играем мелодию на металлофоне, узнаём, пропеваем. Можем ли извлечь её на других предметах? Вывод: что такое музыкальные и шумовые звуки.

2. Почему всё звучит?

Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука – колебания предметов.

Материал: линейка, лист бумаги, коробочки, колокольчик.

Есть ли у линейки голос? Если лежит – нет. Как извлечь звук? Что происходит с линейкой? Она дрожит.

Бумага трубочкой – подуть – дрожит. Коробочка, колокольчик – дрожат. Вывод: Звук возникает при колебании предмета.

3. Откуда берётся голос?

Цель: Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране голоса.

Материал: гитара

Произнести фразу: шёпотом, громко, приложив ладонь к горлу. Откуда идёт звук? Из горла (дрожит). Струна как схема голосовых связок. Как сделать громче? Сильнее дёрнуть. Осторожно – не порвать!

4. Как распространяется звук?

Цель: объяснить, как распространяется звуковая волна.

Материал: ёмкость с водой, камешки, банка с водой.

Как мы слышим друг друга? Звук по воздуху долетает от одного к другому.

Бросаем камешки в воду, смотрим на круги. Бросаем камешки в банку, слушаем – сколько камешков? Так и звук передаётся по воздуху.

5. Почему Мишутка пищал?

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от размера звучащего предмета

Материал: гитара

6. Как сделать звук громче?

Цель: выявить причину усиления звука.

Материал : расчёска, рупор.

Извлечь звук из расчёски. Приложить к столу и снова извлечь звук. Вывод: дрожит стол вместе с расчёской, звук становится громче. Вывод: чем больше предмет, тем сильнее звук.

Если заблудились в лесу – делаем ладони рупором и кричим, усиливая звук.

7. Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков.

Материал: 2 расчёски разной величины, изображения комара и шмеля.

Извлекаем звуки из расчёсок с разным размером зубьев, сравниваем, рассматриваем. Вывод.

8. Поющая струна.

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от частоты колебания предмета.

Материал: гитара

Слушаем звучание струны при различном натяжении. Делаем вывод.

В образовательный процесс включены циклы занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы:

Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности, поэтому подбор музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.

В процессе творческой деятельности дети сами музыкальные инструменты. К изготовлению инструментов привлекаются родители.

Шумовые ударные инструменты используются очень широкоособенно в работе с маленькими детьми на утренниках и различных мероприятиях, при этом овладевают способами элементарного музицирования.

Работая в такой системе, следующим этапом проходит оформление

Из вышесказанного следует, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей огромно — они концентрируют внимание, активизируют память, являются неоспоримым аспектом постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.

Форма: Инновационный проект по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности

Автор: Напольских Лилия Александровна музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории,

Асбестовский городской округ

3. План проведения мероприятий…………………………………………………………. 14

Пояснительная записка

I. Общая информация о инновационном проекте

Срок реализации

Два года (2017 – 2019 г.г.)

Участники проекта

- Дети 5 – 7 лет общеразвивающей группы, в количестве 15 человек,

- воспитатели детского сада;

- специалисты детского сада (педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители);

- педагоги из учреждений образования и культуры города.

Разработчики

II. Краткая описание инновационного проекта

Наименование инновационного проекта

Основная идея инновационного проекта

Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.

Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о культурном, научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту

В рамках информационного поля по данному проекту нами был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Так, в научных трудах академика Н. Н. Подъякова существует утверждение, что в процессе экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания. Ученый обосновал тот факт, что экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Вопросами экспериментирования в области музыки занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В их методических разработках акцентируется внимание на вопросах музыкальной характеристики звука, однако нет обоснования музыкальных явлений с точки зрения научных знаний.

Обоснование значимости реализации инновационного проекта для развития системы образования города Асбест

-повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 АГО;

- повышение имиджа детского сада среди образовательных учреждений города посредством показа открытых мероприятий по реализации проекта;

- повышение уровня профессионализма педагогов, реализующих данный проект;

- разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города (сценарии мероприятий, рекомендации).

Цели и задачи инновационного проекта

Цель проекта: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

1. Формировать основы метапредметных универсальных учебных действий.

2. Развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

3. Расширять кругозор детей в области естественных наук и искусства.

4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников реализации проекта.

5. Формировать навыки сотрудничества детей, педагогов,

родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса.

Основные результаты реализации инновационного проекта

Планируемые результаты реализации инновационного проекта:

1. У детей сформирован опыт получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.

2. У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

3. У дошкольников расширен кругозор в области естественных наук и искусства. Они владеют простейшими терминами и понятиями.

4. Педагоги детского сада освоили новые технологии в процессе реализации инновационного проекта.

5. Родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации проекта: активно участвуют во всех мероприятиях.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта

- Показ открытых мероприятий для членов ГПО музыкальных руководителей города;

- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий, досугов; буклеты с описанием опытно-экспериментальной музыкальной деятельности; рекомендации по обогащению РППС.

- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети Интернет;

- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города.

III. Программа реализации инновационного проекта

Исходные теоретические положения

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие музыкального материала.

Детское музыкальное экспериментирование основано на соединении когнитивного и эмоционального компонентов развития личности ребенка. Оно способствует освоению дошкольниками основ культурного и научного познания окружающего мира.

Новизна данного проекта заключается в широком применении современных инновационных педагогических технологий, а так же в корреляции музыки с точными науками. Это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:

- обучение принципам совместной работы и обмена идеями;

- умение распределять обязанности в своей микро группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- проявление эмпатии к мнению другого участника группы;

- проявление вариативности в решении проблемной ситуации.

- владение простейшими терминами и понятиями из области музыки и науки;

- понимание и обсуждение поставленных задач и их результатов в ходе опытно-экспериментальной деятельности;

- формирование у дошкольников представления о характеристике и распространении звука, как физическом явлении (громкости, тембре, высоте, звуковых волн);

- актуализировать знания детей в области естественных наук и применять их в процессе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности;

- знакомство детей с элементарными компьютерными программами и возможностями современных гаджетов;

- знакомство детей с новыми музыкальными инструментами.

- общение в устной форме с использованием специальных терминов, построение позитивного полилога;

- описание логической последовательности действий в ходе эксперимента;

- расширение кругозора, активизации словаря в области музыки и науки.

- развитие физических качеств;

- развитие крупной и мелкой моторики рук;

- становление саморегуляции в двигательной сфере.

Методы и приемы организации обучения с детьми:

- творческие исследования, презентации продуктивной деятельности детей;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);

- практический (проведение опытов);

-репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);

-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)

Формы организации обучения с детьми:

- непрерывная образовательная музыкальная деятельность;

- музыкальные досуговые мероприятия;

- творческие мероприятия совместно с родителями;

- экскурсии в детскую музыкальную школу;

- экскурсии на Станцию юных техников;

- экскурсии в общеобразовательную школу № 24;

- экскурсия в студию звукозаписи в Асбестовском колледже искусств для ознакомления с современными гаджетами и музыкальными программами.

- просмотр видеороликов по теме проекта, фрагментов познавательных телепередач, мультимедийных презентаций, мультфильмов;

- квесты и игровые программы по опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

Формы организации взаимодействия с родителями

- размещение на сайте детского сада информационных просветительских материалов по теме проекта;

- выступление на родительских собраниях с освещением вопросов по реализации инновационного проекта;

- анкетирование родителей с целью выявления мнений и пожеланий о работе по проекту;

- участие родителей в досуговых мероприятиях;

- создание и предоставление для родителей аудио, видеотеки, дидактических игр для домашнего использования.

Формы организации взаимодействия с педагогами

- устные консультации по темам: «Организация зоны музыкального экспериментирования в группах;

- выступление на педагогическом совете с обсуждением плана, итогов реализации проекта;

- дебаты по теме: «Практическая значимость детского музыкального экспериментирования;

- участие в мероприятиях по теме проекта;

Формы предъявления результатов проекта

- показ открытых мероприятий по теме проекта для педагогов детского сада и города;

- организация тематических выставок;

- распространение опыта по результативности и эффективности проекта (выступление на педагогическом совете детского сада, городских педагогических чтениях, ГПО музыкальных руководителей детских садов города);

- участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня;

- освещение методических, фото, видеоматериалов в СМИ;

- разработка методических материалов, рекомендаций по проекту для использования другими педагогами;

- ведение обратной связи, через журнал отзывов и предложений для родителей и педагогов;

Ресурсное обеспечение

Перечень оборудования:

1. Музыкальные инструменты (пианино, детский музыкальные и шумовые инструменты).

3. Костюмы сказочных героев.

4. Детский столик.

5. Оборудование для экспериментов.

6. Бутафорская нотка.

7. Музыкальные открытки по количеству детей.

8. Детские микроскопы.

9. Глобус и географические карты.

10. Контейнеры с водой, песком, бумагой.

11. Медицинские инструменты и приборы: пинцет, электронный термотр, тонометр, фонендоскоп, вата.

Читайте также: