Экспериментальная и инновационная деятельность в школе

Обновлено: 18.05.2024

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень федеральных инновационных площадок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в соответствии с установленной сферой ведения. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Содержимое разработки

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Инновационная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ.

Инновационная деятельность педагога зависит: от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, работоспособности, готовности к творчеству. Педагог должен обладать знаниями новых технологий, владеть новыми методами обучения, анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и эффективные способы их решения.

Инновационные методы в образовании – это педагогические методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Задачами современных педагогических технологий является достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, формирование УУД как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной деятельности обучающегося.

Современный педагог должен владеть информационными технологиями, использовать их на уроках математики, информатики, обучать работе с компьютером, проводить систематический мониторинг качества знаний, умений, навыков.

Современному учителю начальных классов недостаточно обучить школьников чтению, счету, письму, надо научить ребенка добывать знания самостоятельно, для этого необходимо создать условия , которые позволили бы повысить интерес к учебе, научить обучающихся учиться. Ученики начальной школы очень любознательные, они стремятся найти информацию по заданию учителя, с интересом работают по энциклопедиям на уроках окружающего мир, используют словари на уроках русского языка, создают проекты, получают радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего труда. Исследовательские проекты учащихся приучают их к самостоятельной работе по поиску, сбору и обработке нужной информации. Они готовят презентации и защищают проекты.

Широко используется дистанционное обучение учащихся, Интернет – олимпиады, конкурсы. Имеем возможности всем классом участвовать в Интернет марафонах, это сплачивает коллектив класса. ИКТ используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Учитель или учащиеся готовят презентации, занятия по ПДД, классные часы. Все материалы делают уроки интересными, познавательными. Ученики должны научиться самооценке по результатам своего труда.

Ведущую роль в начальных классах занимает игра. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Инновационная деятельность педагога вызывает высокий интерес обучающихся к учебному процессу. Дети стремятся к опережающим знаниям, экспериментам, наблюдениям.

Главное в инновационных технологиях – создание эмоционально- психологических установок, умение воздействовать на эмоции, чувства учащихся, выстраивать уроки интересными и познавательными.


-75%

Темя сегодняшней статьи инновационная деятельность в школе, в которой мы рассмотрим её определение, развитие и её направления. Инновационная деятельность отличается своими особенностями. Первая из них состоит в том, что субъектами соответствующего процесса выступают дети, педагоги и родители. Если не учитывать представленный фактор, то из педагогической инновации устранится, собственно, образовательное, то есть гуманистический элемент деятельности, связанной с инновациями. Второй отличительной чертой является необходимость охвата максимального количества педагогических проблем в системном ключе. В нашей статье речь пойдет об инновационных подходах к деятельности школы. Рассмотрим новые методы обучения и актуальные программы, а также иные немаловажные аспекты темы.

Общие положения. Эффективность инновации

темы инновационной деятельности в школе

Условием, которое определяет эффективность педагогической инновации, считается исследовательская деятельность преподавателей. Последние в процессе решения проблем частной методики задают себе и коллегам общие вопросы. Они начинают принципиально по-новому переосмысливать ранее существующие принципы дидактического плана. Необходимо учитывать, что успешная организация инновационной деятельности школы и ее дальнейшая реализация — категории, которые во многом зависят от педагогического состава, от осознания учителями инновационной идеи. Дело в том, что в условиях инновационного режима осуществляется активный процесс, при котором педагог самоопределяется в личностном плане. Кроме того, происходят существенные изменения во взаимоотношениях между преподавателями.

Цель и задачи инновационной деятельности

программа по инновационной деятельности в школ

Ключевой целью инновационной деятельности в школе является активное реагирование на потребности и многообразие интересов детей, а также их родителей. Стоит заметить, что немаловажную роль играет достижение высокой степени качества образования и, конечно же, развитие обучающихся.

Среди основных задач, решаемых в процессе развития инновационной деятельности в школе, целесообразно выделить следующие:

  • Повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются в школе.
  • Создание оптимальных условий для поиска правильных решений актуальных образовательных проблем.
  • Привлечение преподавателей к экспериментальной и инновационной деятельности школы в соответствии с приоритетными направлениями современной образовательной системы.
  • Обеспечение взаимодействия практики образования и научного направления.
  • Содействие в распространении инновационного преподавательского опыта.
  • Разработка системы мониторинга экспериментальной и инновационной деятельности в школе.

Принципы и направления инновационной и экспериментальной деятельности

организация инновационной деятельности школы

В процессе анализа инновационной деятельности школы выяснилось, что при модернизации образовательной системы признается неоспоримая ценность психологического, физического, нравственного и духовного благополучия подростков. Экспериментальная и инновационная деятельность реализуется с позиции единства инноваций и традиций в развитии образования, ориентированных в первую очередь на повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются учебными заведениями.

Среди основных направлений экспериментальной деятельности целесообразно отметить следующие:

  • формирование и опытная проверка принципиально нового содержания образовательной категории, а также новых воспитательных и образовательных технологий, методик, средств и форм воспитания, обучения;
  • разработка и дальнейшая проверка новой учебно-методической и учебно-программной документации;
  • создание и проверка систем оценки качественных характеристик образования, процедур и форм промежуточной аттестации учащихся, поддержка разных категорий обучающихся, а также систем адресного сопровождения.

Система инновационной деятельности в школе включает в себя следующие направления:

  • отработка механизмов, связанных с обновлением содержания процесса образования (разработка компьютеризированных курсов, программное обеспечение, проблемное обучение, организация исследовательской работы при условии получения новых для учащихся знаний и прочее), а также форм процесса образования (новые методы преподавания, принципиально новые методики организации занятий на уроках, воспитательных мероприятий и прочее);
  • отработка новых способов оценивания процесса образования (рейтинговая система, создание портфолио, расширение шкалы баллов и прочее);
  • отработка систем, которые основаны на применении новых средств воспитания, в полной мере способствующих социализации школьников;
  • отработка новшеств, которые направлены на привлечение общественных представителей к управлению учебным заведением;
  • отработка новых способов повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждения образования, ориентированных в первую очередь на обеспечение предельно высокого качества образования (тьюторство, дистанционное обучение, освоение курсов касательно обучения экспертов, менеджеров образования и так далее).

Управление инновационной деятельностью в школе

положение об инновационной деятельности в школе

Следует отметить, что общие вопросы, связанные с управлением экспериментальной и инновационной деятельностью, решает директор школы. К ним целесообразно отнести следующие моменты:

  • Определение приоритетных направлений экспериментальной и инновационной деятельности в школе.
  • Принятие необходимых мер, относящихся к совершенствованию нормативно-правовой основы в сфере экспериментальной и инновационной работы.
  • Выступление с предложениями, которые направлены в первую очередь на совершенствование экспериментальной и инновационной работы в образовательном учреждении.
  • Контроль реализации программ по инновационной деятельности в школе.

Для развития экспериментальной и инновационной деятельности, разработки управленческих решений в области экспериментальной работы, осуществления гласной, объективной, компетентной и независимой экспертизы инновационных проектов в сфере образования, экспериментальных программ, а также отслеживания как промежуточных, так и конечных результатов инновационной деятельности учреждения образования приказом директора формируется научно-методический совет. Именно он руководит экспериментальной и инновационной работой, организует экспертизу образовательных проектов в области инноваций, программ инновационной деятельности школы, а также ежегодно подводит итоги проведенной работы.

Направления развития учреждения образования

Инновационная деятельность учителей школы предполагает соответствующее развитие образовательной структуры. Здесь целесообразно выделить следующие моменты:

  • Разработка и последующее внедрение модели управления качественными характеристиками современного образования.
  • Создание условий для полноценного развития интеллектуального потенциала и творческих способностей школьников.
  • Реализация программы, связанной с информатизацией процесса образования.
  • Применение информационных технологий в системе управления образовательным учреждением.
  • Обеспечение надлежащего образования школьников в плане качества.

Рассмотрим вопрос инноваций на практике

инновационная деятельность в начальной школе

Как выяснилось в процессе анализа инновационной деятельности школы, среди основных ее направлений следует выделить формирование современной инновационной среды, надлежащее управление качественными характеристиками образования, а также информатизацию учебно-воспитательной работы. Целесообразно рассмотреть названные моменты на практике.

На сегодняшний день большинство школ в России имеют специально оборудованный компьютерный класс с тем или иным количеством компьютеров (в зависимости от числа учащихся и других факторов), интерактивные доски, медиатеки и медиапроекторы. Помимо этого, в образовательных учреждениях есть множительная техника, сканеры, принтеры, ламинаторы. Как правило, преподавание информатики и ИКТ осуществляется со второго класса. Большое количество педагогов российских школ принимают участие в мероприятиях по ИКТ методического плана. Кроме того, большинство предметов преподаются с использованием ИКТ.

Стоит отметить, что инновационная деятельность в начальной школе несколько отличается, нежели в средней и старшей. Так, электронная методическая копилка начальной школы включает разработанные руководством и преподавателями многочисленные презентации по базовым предметам для младших школьников. Для них организуются уроки с использованием мультимедиаучебников, применяются обучающие, а также контролирующие программы, направленные на подготовку ко вхождению в среднее звено.

На протяжении многих лет школы работают в инновационном режиме. В них функционирует единое образовательное информационное пространство, базой которого, как правило, служит школьный сайт. Стоит отметить, что большое значение придается вопросам информационной грамотности как преподавателей, так и учащихся. Результатом внедрения ИКТ во все области школьной жизни выступает повышение качественных характеристик образовательного процесса. Необходимо отметить, что выпускники российских школ успешно продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.

Цели использования ИКТ

Сегодня инновационная деятельность педагогов школы тесно связана с применением информационно-коммуникационных технологий. Их использование актуально в следующих целях:

  • Иллюстративный материал для объяснения новой темы учащимся.
  • Инструмент для закрепления знаний, навыков и умений, а также для самостоятельной работы учеников.
  • Средство для проверки знаний школьников.
  • Помощь при оформлении работ творческого плана.
  • Средство, применяемое на стадии коррекции и непосредственно процесса обучения.
  • Инструмент для трактовки результатов посредством совершенствования дозировки материала для изучения, его систематизации, классификации.
  • Помощь при реализации возможностей учеников, носящих поисково-творческий характер.
  • Инструмент для систематизации и эффективного использования дополнительных знаний по тем или иным предметам.
  • Средство для качественной подготовки к олимпиадам по предметам.
  • Помощь в стимулировании самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Сегодня для проведения родительских собраний, классных часов, а также внеклассных мероприятий в российских школах принято использовать фотофильмы, презентации и информационные буклеты. Это говорит о надлежащем исполнении поставленных перед инновационной деятельностью задач.

Положение об инновационной деятельности в школе

инновационные подходы к деятельности школы

Важно отметить, что на сегодняшний день каждая школа располагает таким документом. Он разрабатывается с целью выявления общего порядка, условий организации и последующего управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении. Представленная бумага формируется на основе ФЗ "Об образовании в РФ", Конвенции о правах ребенка, а также Устава конкретного учреждения образования.

В Положении обязательно отмечаются основные направления работы инновационной площадки, например, совершенствование соответствующего вида деятельности в педагогической области; экономических механизмов, связанных в организацией образовательной работы; методологии и теории современной образовательной системы, предметно-пространственного аспекта образования и так далее.

Деятельность школьной инновационной площадки так или иначе должна обеспечить разработку, внедрение и апробацию новых, как правило, более эффективных и качественных образовательных услуг, продуктов, которые в полной мере отвечают на общественные запросы, а также обеспечивают комплексное профессиональное и личностное самоопределение, построение правильных образовательных и воспитательных траекторий обучающихся.

Стоит заметить, что статус такой площадки может присваиваться образовательному учреждению в рамках единой программы (иными словами, инновационного образовательного проекта), которая объединяет всех участвующих в творческом коллективе. Именно они представляют учреждение образования или инновационную сеть структур. Причем это не зависит от организационно-правовой формы, вида и типа.

Что еще указывается в Положении

Помимо названной выше информации, в Положении касательно инновационной работы в школе принято определять актуальные цели и задачи данного вида деятельности. К примеру, одной из целей инновационной работы служит формирование надлежащих условий для повышения качества образовательного процесса и, соответственно, конечного результата. Так, для осуществления поставленной цели целесообразно выполнение целого ряда задач (они обязательно перечисляются в документе). Список задач рассмотрен выше, поэтому повторяться не имеет смысла.

Еще одним пунктом Положения, как правило, выступает методическое руководство и организация инновационной деятельности. Следующий пункт связан с перечислением актуальных документов. Обычно это локальные акты, которые регламентируют инновационную работу в образовательном учреждении. Они оформляются ответственным куратором, который по итогам года занимается подготовкой отчета и анализирует показатели инновационной деятельности в учреждении образования.

Целесообразно разобрать основные функции куратора:

  • Планирование инновационной деятельности в учреждении образования, а также привлечение по мере необходимости научных консультантов; осуществление контрольной функции, связанной с реализацией утвержденных инновационных образовательных программ (проектов).
  • Осуществление мониторинга реализуемых инновационных образовательных проектов.
  • Организация своевременного и достоверного информационного сопровождения реализации образовательных проектов; информирование родителей несовершеннолетних учащихся и других заинтересованных лиц касательно целей, задач, техник осуществления, а также результативности реализации программ.
  • Полноценное обеспечение соблюдения законных интересов и прав участников процесса образования.
  • Своевременное информирование вышестоящих структур о возникших проблемах, которые препятствуют осуществлению инновационной образовательной программы. Стоит помнить, что они могут стать причиной невыполнения инновационного проекта в сфере образования или календарного плана работ.

Заключение

анализ инновационной деятельности школы

Итак, мы рассмотрели понятие и определение инновационной работы в школе, ее направления, принципы, цели и задачи. Кроме того, изучили новые методики обучения и программы, рассмотрели соответствующее Положение, разобрали один из аспектов темы на конкретном примере.

В заключение следует отметить, что в настоящее время большинство российских школ отличаются надлежащим исполнением требований касательно организации инновационной деятельности. Среди основных направлений в данном случае целесообразно выделить принципиальное обновление содержания категории образования, внедрение инновационных педагогических методик и технологий, разработку инноваций в плане организации процесса образования, постановку интеллектуально-творческой работы учителей, организацию интеллектуально-творческих занятий учащихся, осуществление методической работы с преподавательским составом, реализацию инновационных педагогических программ и проектов, а также работу над формированием имиджа российских образовательных учреждений и благоприятной воспитательной среды.

В современных активно меняющихся условиях руководство любой школы должно помнить, что образовательное учреждение так или иначе испытывает острую необходимость в пересмотре привычной практики деятельности. Инновационная работа в школе, реализуемая педагогическим коллективом, предполагает обеспечение высокого уровня удовлетворенности качественными характеристиками образовательных услуг всех участвующих в учебно-воспитательном процессе; поступательное обновление образовательных технологий; повышение мотивации подростков к учебной работе; поддержание высоких стандартов осуществления кадровой политики, а также исполнение общественного (иными словами, государственного) заказа.

Что такое инновационная деятельность в работе педагога

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций означает необходимость учителей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в ходе урока. Педагогическая инноватика как наука изучает инновации в преподавании.

Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие. Педагогическая деятельность должна носить творческий характер и вовлекать учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы.

Образовательные инновации становятся необходимыми в России, поэтому выдвигаются две основные задачи, идеи, которые стоят за данным явлением. Во-первых, это определение целей и направлений развития образовательных нововведений, места инноваций в педагогическом процессе, поиск возможностей для воплощения и популяризации идей. Вторая задача — привлечение творческих, талантливых педагогов, готовых придумывать, представлять и продвигать собственные подходы. Требуется преодоление технических, финансовых и социальных препятствий ради модернизации учебного процесса.

Инновационная деятельность педагога

Инновационное обучение подразумевает поиск и применение новых идей. Педагог разрабатывает и реализует новые методики и самостоятельно выбирает решения. Таким образом, на первый план выступает необходимость создания условий для педагогического творчества, материальная поддержка, организация мероприятий по повышению квалификации сотрудников учебных заведений.

Компоненты деятельности

педагогическая деятельность

Создание инновационной учебной среды включает в себя:

  1. Мотивацию. Причиной для введения новшеств становятся как внешние стимулы: признание в обществе, награды или повышение в должности, материальное поощрение, так и внутренние мотивы, такие как необходимость самореализации на работе, желание принести пользу собственным трудом.
  2. Креативность. Под этим компонентом подразумевается способность педагога создавать и воплощать новые идеи. Развитие креативности проходит путь от подражательной деятельности в создании проектов до настоящего творчества, результат которой – создание педагогом новой методики обучения и воспитания.
  3. Технологию. Этот компонент включает в себя поиск информации и ознакомление с существующими инновациями, постановку целей и средств их достижения, разработку основных идей, их осуществление и контроль, а также рефлексию, иными словами анализ, направленный на оценивание как положительных, так и отрицательных свойств проделанной работы.

Инновационная модель Л.С. Подымовой и В.А. Сластёнина

инновационный креативный урок

Согласно этой модели, компоненты инновационной деятельности педагога выделяются по структуре (мотивация, креативность, технология и рефлексия) и функции: переработка программ обучения, целеполагание и разработка общих подходов, этапов, прогнозирование, коррекция и оценка деятельности преподавателя.

В данной модели выделяются и критерии: восприимчивость к новизне, творчество, техническая способность воплотить нестандартные идеи, инновационное мышление и культура общения. Уровни инноваций по Л.С. Пoдымoвой и В.А. Слаcтёнину подразделяются на репродуктивный (переработка существующих методов), эвристический (поиск новых способов и решений) и креативный (самостоятельная творческая активность).

Структура деятельности

образовательные инновации

Образовательные инновации делятся на:

  • Общие (концепции образовательного процесса, основные положения управления образованием) и частные (авторские разработки);
  • Внутрипредметные (специфичные для отдельного предмета) и общеметодические;
  • Административные (исходящие от руководителей предписания, определяющие направление образовательной деятельности) и идеологические (вызванные особенностями современного мира);
  • Системные и стихийно протекающие;
  • Частные и массовые;
  • На федеральном, национально-региональном уровнях и на основе отдельного учреждения;
  • На основе модификаций уже имеющихся методов, комбинированные (смешение старого и нового) и абсолютно новые;
  • Ориентированные на методику, такие как проектное, модульное, развивающее, дифференцированное обучение, а также использование на уроках современных технологий.

Все виды инновационной деятельности второстепенны по отношению к идеологическим инновациям, которые продиктованы временем и исходят из стремления учебных заведений к новым возможностям в обучении.

Особенности

преподаватель ведет интерактивный урок

Направленность занятий обусловлена условиями, которые так или иначе влияют и на её особенности. Среди них:

  • Современные социально-экономические процессы, требующие пересмотра образовательной политики в стране;
  • Изменение характера образования: гуманитаризация, появление новых предметов и изменение их объёма в расписании;
  • Перемена отношения педагогов к инновационной деятельности, уход от новшеств, рекомендованных министерством образования, в сторону поиска индивидуальных решений;
  • Выход учебных заведений на рынок, дифференциация типов школ и вузов, инновации внедряются из соображений конкурентоспособности;

Выделяют и такие особенности данного вида педагогической деятельности, как умение создавать новые идеи и ставить перед собой задачи, содержательность, оригинальность в использовании ранее созданных методов, разработка деятельности по обучению и воспитанию, способность к саморазвитию.

Экспериментальная деятельность педагога

Задействование педагогов в учебных экспериментах имеет преимущества и недостатки. Применение инновационных технологий помогает преподавателю профессионально развиваться, с другой же стороны новая методика может при неправильном применении привести к слабым результатам учащихся, а также к кризису профессиональной деятельности педагога.

педагог в университете

Ещё одним распространённым в педагогической практике методом является метод проектов. Метод проекта подразумевает использование полученных знаний в конкретных целях для решения практической задачи. Преподаватель в данном случае выступает как эксперт и организатор проектной деятельности. Данный метод учит анализировать информацию и работать в команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект).

В образовательной практике используется метод портфолио. Портфолио – это набор достижений учащихся, опыт, приобретённый в учёбе, творчестве и общественной жизни. Данный метод акцентирует внимание на достижениях человека и наглядно показывает личный прогресс учащихся. Такой метод подойдёт для разных учащихся. Тем, кто имеет средние способности, портфолио придаст уверенности в своих знаниях и станет дополнительным стимулом в обучении (при условии, что в него включены действительно стоящие достижения). Для сильных учеников портфолио является дополнительным показателем их прогресса наряду с золотой медалью и грамотами, которые больше уделяют внимание не самим работам, а их поощрению.

Инновации в России

инновационные методы на уроке

Российский опыт показывает, что инновации в образовании присутствуют на таких уровнях, как начальная школа, средняя школа и ВУЗ. Педагогика, как теоретическая область, обогащается новыми подходами и приёмами, постепенно внося разнообразие в устаревший образ обучения, где учащимся отводится пассивная роль слушателей, а обучение ориентировано на получение теоретических знаний.

Российское образование постепенно переходит на новый уровень за счёт применения новых технологий в обучении. Таким образом, двумя направлениями развития этой области должны стать как развитие общей концепции, популяризация инновационной деятельности педагога, так и поиск и обучение профессионалов, готовых взять на себя подобные проекты.

Учебные пособия

В данной статье были использованы работы по педагогике Борисовой Н.Я., Загвязинского В.И., Кларина М.В., Курмановой Э.А., Подымовой Л.С., Сластёнина В.А., Солодухиной О.А., а также словари Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. и Рапацевича Е.С.

Тема инновационной деятельности в школе отличается своими особенностями. Первая из них состоит в том, что субъектами соответствующего процесса выступают дети, педагоги и родители. Если не учитывать представленный фактор, то из педагогической инновации устранится, собственно, образовательное, то есть гуманистический элемент деятельности, связанной с инновациями. Второй отличительной чертой является необходимость охвата максимального количества педагогических проблем в системном ключе. В нашей статье речь пойдет об инновационных подходах к деятельности школы. Рассмотрим новые методы обучения и актуальные программы, а также иные немаловажные аспекты темы.

Общие положения. Эффективность инновации

Вам будет интересно: Коллегии Петра 1: список и их функции

темы инновационной деятельности в школе

Вам будет интересно: Заискивать — это что такое: толкование

Условием, которое определяет эффективность педагогической инновации, считается исследовательская деятельность преподавателей. Последние в процессе решения проблем частной методики задают себе и коллегам общие вопросы. Они начинают принципиально по-новому переосмысливать ранее существующие принципы дидактического плана. Необходимо учитывать, что успешная организация инновационной деятельности школы и ее дальнейшая реализация — категории, которые во многом зависят от педагогического состава, от осознания учителями инновационной идеи. Дело в том, что в условиях инновационного режима осуществляется активный процесс, при котором педагог самоопределяется в личностном плане. Кроме того, происходят существенные изменения во взаимоотношениях между преподавателями.

Цель и задачи инновационной деятельности

программа по инновационной деятельности в школ

Ключевой целью инновационной деятельности в школе является активное реагирование на потребности и многообразие интересов детей, а также их родителей. Стоит заметить, что немаловажную роль играет достижение высокой степени качества образования и, конечно же, развитие обучающихся.

Вам будет интересно: Выражение "копейка рубль бережет": значение, происхождение

Среди основных задач, решаемых в процессе развития инновационной деятельности в школе, целесообразно выделить следующие:

  • Повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются в школе.
  • Создание оптимальных условий для поиска правильных решений актуальных образовательных проблем.
  • Привлечение преподавателей к экспериментальной и инновационной деятельности школы в соответствии с приоритетными направлениями современной образовательной системы.
  • Обеспечение взаимодействия практики образования и научного направления.
  • Содействие в распространении инновационного преподавательского опыта.
  • Разработка системы мониторинга экспериментальной и инновационной деятельности в школе.

Принципы и направления инновационной и экспериментальной деятельности

организация инновационной деятельности школы

В процессе анализа инновационной деятельности школы выяснилось, что при модернизации образовательной системы признается неоспоримая ценность психологического, физического, нравственного и духовного благополучия подростков. Экспериментальная и инновационная деятельность реализуется с позиции единства инноваций и традиций в развитии образования, ориентированных в первую очередь на повышение качества образовательных услуг, которые предоставляются учебными заведениями.

Среди основных направлений экспериментальной деятельности целесообразно отметить следующие:

  • формирование и опытная проверка принципиально нового содержания образовательной категории, а также новых воспитательных и образовательных технологий, методик, средств и форм воспитания, обучения;
  • разработка и дальнейшая проверка новой учебно-методической и учебно-программной документации;
  • создание и проверка систем оценки качественных характеристик образования, процедур и форм промежуточной аттестации учащихся, поддержка разных категорий обучающихся, а также систем адресного сопровождения.

Система инновационной деятельности в школе включает в себя следующие направления:

  • отработка механизмов, связанных с обновлением содержания процесса образования (разработка компьютеризированных курсов, программное обеспечение, проблемное обучение, организация исследовательской работы при условии получения новых для учащихся знаний и прочее), а также форм процесса образования (новые методы преподавания, принципиально новые методики организации занятий на уроках, воспитательных мероприятий и прочее);
  • отработка новых способов оценивания процесса образования (рейтинговая система, создание портфолио, расширение шкалы баллов и прочее);
  • отработка систем, которые основаны на применении новых средств воспитания, в полной мере способствующих социализации школьников;
  • отработка новшеств, которые направлены на привлечение общественных представителей к управлению учебным заведением;
  • отработка новых способов повышения профессиональной компетентности преподавателей учреждения образования, ориентированных в первую очередь на обеспечение предельно высокого качества образования (тьюторство, дистанционное обучение, освоение курсов касательно обучения экспертов, менеджеров образования и так далее).

Управление инновационной деятельностью в школе

Вам будет интересно: Английский на Филиппинах: адреса школ, выбор лучших курсов, качество обучения, отзывы и рекомендации

положение об инновационной деятельности в школе

Следует отметить, что общие вопросы, связанные с управлением экспериментальной и инновационной деятельностью, решает директор школы. К ним целесообразно отнести следующие моменты:

  • Определение приоритетных направлений экспериментальной и инновационной деятельности в школе.
  • Принятие необходимых мер, относящихся к совершенствованию нормативно-правовой основы в сфере экспериментальной и инновационной работы.
  • Выступление с предложениями, которые направлены в первую очередь на совершенствование экспериментальной и инновационной работы в образовательном учреждении.
  • Контроль реализации программ по инновационной деятельности в школе.

Для развития экспериментальной и инновационной деятельности, разработки управленческих решений в области экспериментальной работы, осуществления гласной, объективной, компетентной и независимой экспертизы инновационных проектов в сфере образования, экспериментальных программ, а также отслеживания как промежуточных, так и конечных результатов инновационной деятельности учреждения образования приказом директора формируется научно-методический совет. Именно он руководит экспериментальной и инновационной работой, организует экспертизу образовательных проектов в области инноваций, программ инновационной деятельности школы, а также ежегодно подводит итоги проведенной работы.

Направления развития учреждения образования

Инновационная деятельность учителей школы предполагает соответствующее развитие образовательной структуры. Здесь целесообразно выделить следующие моменты:

  • Разработка и последующее внедрение модели управления качественными характеристиками современного образования.
  • Создание условий для полноценного развития интеллектуального потенциала и творческих способностей школьников.
  • Реализация программы, связанной с информатизацией процесса образования.
  • Применение информационных технологий в системе управления образовательным учреждением.
  • Обеспечение надлежащего образования школьников в плане качества.

Рассмотрим вопрос инноваций на практике

инновационная деятельность в начальной школе

Как выяснилось в процессе анализа инновационной деятельности школы, среди основных ее направлений следует выделить формирование современной инновационной среды, надлежащее управление качественными характеристиками образования, а также информатизацию учебно-воспитательной работы. Целесообразно рассмотреть названные моменты на практике.

На сегодняшний день большинство школ в России имеют специально оборудованный компьютерный класс с тем или иным количеством компьютеров (в зависимости от числа учащихся и других факторов), интерактивные доски, медиатеки и медиапроекторы. Помимо этого, в образовательных учреждениях есть множительная техника, сканеры, принтеры, ламинаторы. Как правило, преподавание информатики и ИКТ осуществляется со второго класса. Большое количество педагогов российских школ принимают участие в мероприятиях по ИКТ методического плана. Кроме того, большинство предметов преподаются с использованием ИКТ.

Стоит отметить, что инновационная деятельность в начальной школе несколько отличается, нежели в средней и старшей. Так, электронная методическая копилка начальной школы включает разработанные руководством и преподавателями многочисленные презентации по базовым предметам для младших школьников. Для них организуются уроки с использованием мультимедиаучебников, применяются обучающие, а также контролирующие программы, направленные на подготовку ко вхождению в среднее звено.

На протяжении многих лет школы работают в инновационном режиме. В них функционирует единое образовательное информационное пространство, базой которого, как правило, служит школьный сайт. Стоит отметить, что большое значение придается вопросам информационной грамотности как преподавателей, так и учащихся. Результатом внедрения ИКТ во все области школьной жизни выступает повышение качественных характеристик образовательного процесса. Необходимо отметить, что выпускники российских школ успешно продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.

Цели использования ИКТ

Сегодня инновационная деятельность педагогов школы тесно связана с применением информационно-коммуникационных технологий. Их использование актуально в следующих целях:

  • Иллюстративный материал для объяснения новой темы учащимся.
  • Инструмент для закрепления знаний, навыков и умений, а также для самостоятельной работы учеников.
  • Средство для проверки знаний школьников.
  • Помощь при оформлении работ творческого плана.
  • Средство, применяемое на стадии коррекции и непосредственно процесса обучения.
  • Инструмент для трактовки результатов посредством совершенствования дозировки материала для изучения, его систематизации, классификации.
  • Помощь при реализации возможностей учеников, носящих поисково-творческий характер.
  • Инструмент для систематизации и эффективного использования дополнительных знаний по тем или иным предметам.
  • Средство для качественной подготовки к олимпиадам по предметам.
  • Помощь в стимулировании самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Сегодня для проведения родительских собраний, классных часов, а также внеклассных мероприятий в российских школах принято использовать фотофильмы, презентации и информационные буклеты. Это говорит о надлежащем исполнении поставленных перед инновационной деятельностью задач.

Положение об инновационной деятельности в школе

инновационные подходы к деятельности школы

Вам будет интересно: Гимназия 1 Нерюнгри (Якутск): адрес, телефон, отзывы

Важно отметить, что на сегодняшний день каждая школа располагает таким документом. Он разрабатывается с целью выявления общего порядка, условий организации и последующего управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении. Представленная бумага формируется на основе ФЗ "Об образовании в РФ", Конвенции о правах ребенка, а также Устава конкретного учреждения образования.

В Положении обязательно отмечаются основные направления работы инновационной площадки, например, совершенствование соответствующего вида деятельности в педагогической области; экономических механизмов, связанных в организацией образовательной работы; методологии и теории современной образовательной системы, предметно-пространственного аспекта образования и так далее.

Деятельность школьной инновационной площадки так или иначе должна обеспечить разработку, внедрение и апробацию новых, как правило, более эффективных и качественных образовательных услуг, продуктов, которые в полной мере отвечают на общественные запросы, а также обеспечивают комплексное профессиональное и личностное самоопределение, построение правильных образовательных и воспитательных траекторий обучающихся.

Стоит заметить, что статус такой площадки может присваиваться образовательному учреждению в рамках единой программы (иными словами, инновационного образовательного проекта), которая объединяет всех участвующих в творческом коллективе. Именно они представляют учреждение образования или инновационную сеть структур. Причем это не зависит от организационно-правовой формы, вида и типа.

Что еще указывается в Положении

Помимо названной выше информации, в Положении касательно инновационной работы в школе принято определять актуальные цели и задачи данного вида деятельности. К примеру, одной из целей инновационной работы служит формирование надлежащих условий для повышения качества образовательного процесса и, соответственно, конечного результата. Так, для осуществления поставленной цели целесообразно выполнение целого ряда задач (они обязательно перечисляются в документе). Список задач рассмотрен выше, поэтому повторяться не имеет смысла.

Еще одним пунктом Положения, как правило, выступает методическое руководство и организация инновационной деятельности. Следующий пункт связан с перечислением актуальных документов. Обычно это локальные акты, которые регламентируют инновационную работу в образовательном учреждении. Они оформляются ответственным куратором, который по итогам года занимается подготовкой отчета и анализирует показатели инновационной деятельности в учреждении образования.

Целесообразно разобрать основные функции куратора:

  • Планирование инновационной деятельности в учреждении образования, а также привлечение по мере необходимости научных консультантов; осуществление контрольной функции, связанной с реализацией утвержденных инновационных образовательных программ (проектов).
  • Осуществление мониторинга реализуемых инновационных образовательных проектов.
  • Организация своевременного и достоверного информационного сопровождения реализации образовательных проектов; информирование родителей несовершеннолетних учащихся и других заинтересованных лиц касательно целей, задач, техник осуществления, а также результативности реализации программ.
  • Полноценное обеспечение соблюдения законных интересов и прав участников процесса образования.
  • Своевременное информирование вышестоящих структур о возникших проблемах, которые препятствуют осуществлению инновационной образовательной программы. Стоит помнить, что они могут стать причиной невыполнения инновационного проекта в сфере образования или календарного плана работ.

Заключение

анализ инновационной деятельности школы

Итак, мы рассмотрели понятие и определение инновационной работы в школе, ее направления, принципы, цели и задачи. Кроме того, изучили новые методики обучения и программы, рассмотрели соответствующее Положение, разобрали один из аспектов темы на конкретном примере.

В заключение следует отметить, что в настоящее время большинство российских школ отличаются надлежащим исполнением требований касательно организации инновационной деятельности. Среди основных направлений в данном случае целесообразно выделить принципиальное обновление содержания категории образования, внедрение инновационных педагогических методик и технологий, разработку инноваций в плане организации процесса образования, постановку интеллектуально-творческой работы учителей, организацию интеллектуально-творческих занятий учащихся, осуществление методической работы с преподавательским составом, реализацию инновационных педагогических программ и проектов, а также работу над формированием имиджа российских образовательных учреждений и благоприятной воспитательной среды.

В современных активно меняющихся условиях руководство любой школы должно помнить, что образовательное учреждение так или иначе испытывает острую необходимость в пересмотре привычной практики деятельности. Инновационная работа в школе, реализуемая педагогическим коллективом, предполагает обеспечение высокого уровня удовлетворенности качественными характеристиками образовательных услуг всех участвующих в учебно-воспитательном процессе; поступательное обновление образовательных технологий; повышение мотивации подростков к учебной работе; поддержание высоких стандартов осуществления кадровой политики, а также исполнение общественного (иными словами, государственного) заказа.

Читайте также: