Экскурсионная деятельность в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Музей и школа - традиционная тема для московского образования. Она закономерно попала в поле зрения наших педагогов. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку он является важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ системы воспитания.

Экскурсионная деятельность – это процесс познания ребенком окружающего мира (“…мне интересно, я узнаю много нового…”).

В то же время, экскурсионная деятельность – это и процесс активного взаимодействия ребенка с окружающим его миром (“. я мыслю. я знаю. я действую…”). Являясь классным руководителем 4 “б” класса, поделюсь опытом работы.

Экскурсия – эффективная форма организации учебной деятельности школьников. Музейное дело развивает воспитательный эффект урока, выводя ребенка за пределы школы, заменяя классное обучение беседой в музейных залах, погружением в мир изучаемых предметов. Так, посещение Дарвиновского музея расширило представление детей о разнообразии животного мира, Тимирязевского – познакомило с природным сообществом леса, Политехнического музея – с богатствами Хозяйки Медной горы, полезными ископаемыми, музея “Забавушка” - с народными промыслами (включая мастер-класс по росписи Дымковской игрушки), музея “Огни Москвы” - с историй и развитием освещения нашего города (также с мастер-классом по росписи свечей).

Важное место я отвожу экскурсиям в организации проектной деятельности с классом. Эту работу стараюсь проводить в системе. Так, при работе над проектом “От А до Я” с первоклассниками мы побывали в Музее “Волшебный Букварь”, а готовясь к проекту по сказке А.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, мы посетили интер-активную экскурсию в Музее Буратино и Пиноккио, в 3 классе, работая над проектом “Космос” к 50-летию полета в космос Ю.Гагарина, сходили в Планетарий Екатерининского парка, Политехнический музей (зал космоса), Музей Космонавтики.

Экскурсия является незаменимой формой воспитательного воздействия на ученика. И важно, на мой взгляд, это воздействие тоже осуществлять системно, от простого к сложному. Примером могут служить экскурсии сначала в Уголок дедушки Дурова, музей театра кукол имени С.Образцова, затем в музей Ретроавтомобилей, музей Мебели, музей Этномир и,наконец, в Третьяковскую Галерею.

Изучая родной город, также в системе, ребенок растет нравственно, развивается гармонично. Так, удачной оказалась экскурсия в 1 классе “Стены и башни Кремля”, во 2 классе – автобусная экскурсия по Москве, в 3 классе – экскурсия по московскому Кремлю и Оружейной палате.

Через экскурсионную деятельность возможно и постепенное, ненавязчивое гражданско – патриотическое воспитание школьников в духе культуры мира. Так, если в 1 классе знакомство со школой традиционно включало в себя обязательное посещение школьного Музея боевой славы 42 Смоленской Орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, то во 2 классе это уже была тематическая экскурсия по школьному Музею, а также посещения Музея В.Талалихина в школе № 480. В 3 классе нас заинтересовал Музей Танка Т-34 и Мемориал на Перемиловской высоте, а в 4 классе в канун 70 летия Битвы за Москву мы собираемся в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Педагогическая эффективность экскурсионной деятельности очевидна. Обучение и воспитание с помощью музея активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.

  • Усложнение речи, ведь словарный запас обогащается посредством многочисленных искусствоведческих и исторических терминов, отрывков из литературных произведений.
  • Умение анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени.
  • Умение внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события.
  • Умение применять на экскурсии знания, полученные в школе, и, наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал.

А более отдаленными во времени результатами можно считать и улучшение отношений с педагогами, родителями, повышение интереса к чтению научной, исторической и классической литературы, в том числе и к домашнему чтению вместе с родителями.

Предлагаю вашему вниманию Сводную таблицу “Экскурсионное сопровождение образовательного процесса”, где по каждому классу мною представлены некоторые музеи, посещение которых действительно считаю эффективным.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экскурсионная деятельность

Экскурсии в начальной школе – это внеурочная и внеклассная деятельность, которая дополняет курсы литературного чтения, окружающего мира, при этом углубляет и расширяет знания школьников.

Предназначение экскурсий не только в том, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, но и в том, чтобы способствовать формированию творческой личности, развивать то доброе, что есть в каждом ребёнке, помочь ему стать лучше, стать москвичом, знающим и любящим свой город, его традиции; заинтересовать историей, проблемами сегодняшнего дня и особенностями своего города.

Тематика экскурсий такова, что открывает богатейшие возможности для формирования у школьников высоких понятий и чувств. Этому способствует знакомство с героической историей Москвы, судьбами замечательных москвичей, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, предания, праздники москвичей.

Экскурсии – благоприятное условие для воспитания у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Что касается образовательных задач, то важнейшей следует

считать развитие мышления в таких его аспектах, как умение логически мыслить, анализировать; развитие внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.


Статья "Организация экскурсионной деятельности в начальной школе в группе продлённого дня"

Наталья Чубаева 26.12.2019 2000 4 Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательной сферы и наблюдательности младших школьников – одна из самых важных направлений в организации внеурочной деятельности в ГПД. Одной из самых распространённых форм активизации познавательной деятельности и развития наблюдательности у младших школьников является экскурсия. Под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
С помощью организации экскурсии достигаются различные воспитательные цели и реализуются задачи:
Образовательные
- углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;
- формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;
- применение теоретических знаний на практике;
- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;
Развивающие
- развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;
- развитие умения сравнивать и анализировать;
- развитие интереса к изучению природы;
Воспитательные
- эстетическое воспитание;
- воспитание патриотизма, любви к природе;
- воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;
- воспитание бережного отношения к природе
В нашей школе экскурсии используются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности в ГПД. На современном этапе воспитания младших школьников очень важно, чтобы экскурсии стали общеразвивающими занятиями, чтобы в школе проводилась целенаправленная запланированная работа. Особенно необходима эта работа в школе с группами продленного дня, где экскурсии предназначена для активного отдыха школьников после урока.
Для того чтобы достичь наилучшего воспитательного результата в проведении экскурсии педагогу необходимо знать методику её организации и проведения. При планировании экскурсии педагогу необходимо знать виды экскурсий, требования к экскурсии, а так же структурные элементы экскурсионных занятий.

Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.
Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.
- Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.
- Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.

I.Подготовительная работа к экскурсии: а) четкое определение ее цели, б) выбор объекта изучения; в) постановка перед учащимися конкретных вопросов, г) посещение зрителем объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Договаривается с ним о цели экскурсии, ее содержании, методике объяснения.
II.Содержательная часть экскурсии. т.е. организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.
III. Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.
В заключение хотелось бы подчеркнуть важность экскурсии как формы организации внеурочной деятельности учащихся. Так как благодаря ей можно формировать следующие умения школьников.
Это и логическое мышление – не простое заучивание материала учебника и определений, а установление отличительных признаков объекта, поиск общего и различного во внешних признаках, и моделирование – учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы. В процессе экскурсий формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, выделяя слова или суждения, помогающие понять его смысл. Экскурсия предоставляет возможности для развития организационных умений: планирование этапов предстоящей работы, определение последовательности предстоящих действий; осуществление контроля и оценки их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Правильная организация экскурсии – залог успешного формирования и всестороннего развития личности младшего школьника

Презентация

Проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Экскурсия как вид деятельности Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны ­ передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными. Деятельность экскурсантов: наблюдение, изучение, исследование объектов. Деятельность экскурсовода: состоит из ряда действий, главные из них ­ подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия ­ специфический вид деятельности специалиста­экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе ­ работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон ­ экскурсовода и экскурсантов.

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Актуальность Проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Цели, задачи и формы проведения экскурсий № п/п Цели Задачи Формы проведения 1 Отдых 2 Учебная 3 Научная Прогулка Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Выявление экспонатов для краеведческого музея Урок вне классного помещения Экспедиция 4 Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора 5 6 Культурно­ просветительная Культурно­ воспитательная Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Усвоение знаний в сочетании с воспитанием Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии Обзорная многоплановая экскурсия Тематическая экскурсия

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Противоречия Между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь экскурсий, для повышения эффективности формирования практических умений у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной задачи.

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого­педагогическую и научно­методическую литературу. 2. Определить сущность формирования практических умений младших школьников. 3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности практических умений младших школьников. 4. Проследить влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников.

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Методы исследования: ­ анализ научной психолого­ педагогической и методической литературы по теме исследования; ­ анализ практики работы педагогов в данном направлении.

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Формирование у детей практических умений Предполагает решение двух проблем: 1.Научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; 2. Научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Направления экскурсионной деятельности: • Учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно ­ научный цикл, инженерно – технический цикл); • Воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла); • Экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Структура экскурсии: 1. Вводная беседа; 2. Коллективное наблюдение; 3. Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; 4. Сбор материала; 5. Игры детей с собранным материалом; 6. Заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Метапредметные связи: 1. Учатся контролировать и оценивать свои действия. 2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. Регулятивные УУД: 3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме. 1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. Личностные УУД: 2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями

Презентация "Экскурсионная деятельность в начальной школе"

Презентация

Метапредметные связи: Познавательные УУД: 1. Устанавливают причинно­следственные связи между объектами. 2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. 3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях 1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. Коммуникативные УУД: 2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации. 3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле

Читайте также: