Экотропа в детском саду проект

Обновлено: 06.07.2024

В дошкольный период при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера детей, закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Важным фактором воздействия на детей является систематическая целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой, экологическое образование.

Экологическое образование дошкольников - новое, стремительно развивающееся на данном этапе направление в педагогике.
В настоящее время среди специалистов существуют различные подходы к содержанию экологического образования, нет единого мнения в определении целей, задач, выбора методик и форм организации работы. Вопрос организации работы на экологической тропе также остается мало изучен, требует теоретического обоснования, определения форм и методов работы, разработки рекомендаций.

Цель: Исследовать возможность использования различных форм и методов организации работы на экологической тропе.

Задача:

  • Формировать экологическую культуру детей. Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.
  • Объектом в нашей работе является процесс экологического образования дошкольного возраста.

Предметом исследования: Является Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников.

Глава I. Теоретические и методические основы экологического образования дошкольников

Хорошо продуманное оборудование экологической тропы позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах.

Экологическая тропинка – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Н.Н. Кондратьева определяет экологическую тропу – как специально оборудованный и тщательно изученный путь, в местах, где окружающая живая природа позволяет передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе. (2. с-228).

В.В. Смирнова считает, что экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. (3. с-5).

Организуя работу на экологической тропе с детьми дошкольного возраста мы решаем комплекс взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой;
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь – уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Исследованиями педагогов и психологов доказано, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако достаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней дают гораздо больший эффект.

Опыт работы показывает, что знания дошкольников должны строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых им объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка.

При отборе содержания экологического образования дошкольников необходимо учитывать существование различных направлений экологии: биоэкологии, прикладной экологии и социальной экологии.

Элементы биоэкологии: Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, воздушная, почвенная).

Элементы прикладной экологии: Как нужно вести себя в природе. Почему нужно к ней бережно относиться. Как экономить природные ресурсы. Почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране. Почему на Земле должны жить живые организмы. Что такое заповедники. Для чего созданы Красные книги. Знакомство с охраняемыми растениями, животными своего края. Формирование, но не запоминание правил поведения в природе. Участие в посильных природоохранных акциях совместно со взрослыми: посадка растений, уборка мусора и т.д.

Элементы социальной экологии: Люди и окружающая среда. Природа вокруг меня. Как я использую природные ресурсы. Как я влияю на природу. Мое здоровье и окружающая среда. Что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей маня среды.

Конечно, экологические знания – не самоцель, но они способствуют формированию у детей определенной системы ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своего здоровья от ее состояния, желания и умения действовать. Важно воспитывать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов.

Работа на экологической тропе тесно связана с развитием эмоций у детей, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, умении видеть красоту окружающего мира. Для экологии характерна высокая степень интеграции, поэтому в содержании экологического образования дошкольников включаются элементы географических, исторических знаний, искусства.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу также можно на экологической тропе, где ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе: наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы он активно взаимодействует с ними.

Таким образом опыт работы показывает, что экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста:

  • наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;
  • изучать живые объекты в их естественном природном окружении;
  • получить навыки простейших экологических исследований;
  • понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.

Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста.

Вывод. В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста мы сделали следующие выводы:

  • Для дошкольной педагогики экологическое образование это новое направление, которое в настоящий момент проходит этап становления.
  • В настоящее время среди специалистов существуют различные подходы к содержанию экологического образования, нет единого мнения в определении целей, задач, выбора методик и форм организации работы.
  • Современное экологическое образование дошкольников формируется на основе традиционных для отечественной педагогики подходах, народных традициях, научных исследованиях отечественных педагогов, психологов. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе, существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влиянии деятельности человека на природу.
  • Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей являются основой осознанного бережного отношения к природе.
  • Важным качеством ребенка-дошкольника с точки зрения экологического образования является анимизм.
  • Экологическое образование невозможно без общения с природой.

Глава II. Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников

Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей. Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

Цель обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ. Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Экскурсии в рамках экологической тропы необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Большинство родителей с удовольствием включились в работу, что способствовало повышению ее качества и эффективности. Родители помогали детям в сочинении сказок, рассказов, подборе интересной информации, оформлении результатов наблюдений. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей, приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом.

Экологическая тропинка радует и привлекает воспитанников, развивает у них фантазию. В процессе наблюдений, непосредственно образовательной, трудовой и исследовательской деятельности они увидели в зеленом ростке особое живое существо, поняли экологическую зависимость растений от неживой природы. Научившись понимать состояние растений, воспитанники научились им сочувствовать, оберегать и сохранять их.

Создание экологической тропинки и организация соответствующей самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности воспитанников с педагогами и родителями способствовали воспитанию в душе каждого ребенка чувства доброты, милосердия, сочувствия, сопереживания, формированию духовно богатой, здоровой личности.

Экологическая тропа расположена по территории ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные объекты:

Количество точек меняется по мере появления интересных и увлекательных растений, птиц, животных. Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада.

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Перспективный план по маршруту экологической тропы.

Название цикла, Цель, Объекты наблюдения:

  • учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
  • систематизировать представления о лиственных деревьях;
  • воспитывать бережное отношение - дуб; - тополь; - калина; - сирень;
  • учить находить у растений стебель, цветок, листья;
  • воспитывать чувство прекрасного. - одуванчики.
  • продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;
  • вызвать интерес к выращиванию овощных культур,
  • огородные грядки;
  • семена, рассада, плоды овощных культур,
  • уточнить представления детей о цветниках, о многолетние и однолетние разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста,
  • учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия, цветущие растения.
  • расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях;
  • развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
  • учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года,
  • цветущие растения и травы.

Вывод. Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Большинство родителей с удовольствием включились в работу, что способствовало повышению ее качества и эффективности. Родители помогали детям в сочинении сказок.

Заключение

Экологическая тропинка выполняет в дошкольных учреждениях познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В настоящее время нет однозначного, четкого определения экологической тропы;

Знания дошкольников должны строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых им объектах;

Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста;

Процесс работы на экологической тропе открывает новые возможности для работы педагогов с детьми;

В детском саду уделяется большое внимание созданию предметно развивающей среды для организации работы по экологическому образованию;

Причиной низкого уровня знаний у детей о природных объектах ближайшего окружения является отсутствие систематической работы на экологической тропе, воспитателями упускается возможность использования прогулки в целях экологического образования;

Работа на экологической тропинке – эффективное средство экологического образования и она должна занять достойное место в практике работы детского сада.

воспитатель В. В. Исаева

Городской округ город. Выкса 2020 г.

Этапы проекта…. 5

Описание объектов экологической тропы…. 7

Список литературы… 20

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты.

Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения дошкольников в природе. Экологическая тропа способствует углублению и расширению представлений детей об окружающем мире, совершенствует понимание закономерностей биологических и других естественных процессов, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

Цель: создание условий в ДОУ для формирования у воспитанников начал экологической культуры, грамотного поведения в природе посредством экологической тропы.

-обогатить экологическую тропу новыми объектами.

- углубить и систематизировать представления детей о живой и неживой природе средствами экологической тропы;

-формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;

-развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы.

-приобщить родителей к процессу экологического воспитания.

Участники проекта : дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

Срок реализации: с 01.09.20 г. по 31.05.20 г.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

По количеству участников: фронтальный

По продолжительности: долгосрочный.

-имеют представления о живой и неживой природе;

-устанавливают причинно-следственные связи,

-имеют навыки наблюдений за природными объектами,

-бережно относятся к природе.

-активные участники проекта,

-проявляют интерес к образовательному процессу в ДОУ.

-осуществляют инновационную деятельность,

-повышают профессиональный уровень,

Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ д/с №4.

Паспорт экологической тропы.

Разработчик проекта :

Исаева Вера Васильевна – воспитатель

Этапы проекта

этапы формы работы цель сроки

1 этап подготови-тельный 1. Определение цели и задач проекта, подбор материала.

3. Подбор художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок о растениях, птицах, насекомых;

4. Разработка дидактических игр.

конспектов НОД, экскурсий, целевых прогулок по маршруту

экологической тропы.

Подготовка к работе над проектом.

Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

1,2,3 неделя сентября

Отгадывание загадок о птицах, насекомых

Развитие познавательного интереса, расширение

в течение проекта

3 этап практический 1. Создание основных экологических точек тропы.

2. Составление картосхемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов;

2. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме

3. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек,

4. Составление рекомендаций по использованию объектов экологической тропы для работы с детьми, правил поведения на экологической тропе.

5. Составление паспорта.

любознательность, умение устанавливать

причинно-следственные связи в природе.

в течение проекта

презентационный Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ д/с №4

Создание паспорта экологической тропы май

В проекте участвовало 108 детей, 7 педагогов, 12 родителей.

Вместе с детьми и родителями мы обследовали имеющиеся на экологической тропе объекты, выделили наиболее интересные и обогатили тропу новыми объектами.

Путешествие по тропе начинается непосредственно у здания детского сада, где находится

У петуньи – хлопотуньи

Дел всегда невпроворот.

Ведь подруг у лепетуньи –

И со всеми поделиться

Она планами спешит,

Хочет знать, в какое платье

Выбор платьев у петуньи –

Всех цветов не перечесть:

Белый цвет и цвет вишнёвый,

И лиловый даже есть!

Но какой из них по нраву

Ей придётся, не узнать,

И горда она по праву

Тем, что может выбирать!

Развивать эстетическое восприятие природы.

Закреплять представления о строение цветка: стебель, листья, цветы, корни;

Уточнять представления детей о том, какие условия необходимы для роста и развития растений (земля, тепло, вода);

Вызвать желание ухаживать за растениями.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к растениям.

Цель: создать условие для наблюдения за березами;

формировать чувство бережного отношения к природе.

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается. (Береза)

Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк).

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми заст жками,

С зел ными сер жками. (А. Прокофьев)

Рекомендации по организации работы с детьми

- рассматривание и наблюдение за деревом в разное время года;

- сравнение с другими деревьями;

- забота человека о деревьях;

- использование луп для исследовательской деятельности;

- проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев, исследование коры, листьев.

Скворечники сделали нам родители и разместили их на деревьях.

Детям нравится приходить сюда и наблюдать за птицами.

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил —

Не скворечник, а дворец!

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную активность дошкольников.

Огород наш, огород, всё на нем всегда растёт,

Если руки не ленивы, если мы трудолюбивы.

Цель: расширять и обобщать представления детей о культурных огородных растениях (помидор, фасоль, редис, горох, лук, морковь, капуста и др.)

Закрепить представления об условиях, необходимых для роста и развития растений.

Продолжать формировать навыки ухода за ними.

Развивать наблюдательность, любознательность.

Воспитывать уважение к труду взрослых

Цель: Закрепить представления детей о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада, об их целебных свойствах. Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений. Формировать умение и желание беречь и защищать природу.

Объект №6 Поляна сказок

Целью данного объекта является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.

На этом объекте с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.

На высоких березах грачи свили гнезда. Каждую весну они выводят потомство. Наблюдать за ними очень интересно и любопытно.

Цель: развивать любознательность, желание познать окружающий мир. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Экспериментирование с песком в песочнице. (на участке имеются формочки

ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом).

С детьми занимаемся исследовательской деятельностью, знакомимся со свойствами песка, глины, воды.

природные объекты, явления.

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание

познать окружающий мир.

Он — работник настоящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Цель: углубить представления о муравьях, их образе жизни, рассказать о роли муравьёв в жизни леса, воспитывать бережное отношение к муравьям

Мы разместили деревянные кормушки с крышами невысоко на деревьях,

Расширять представление о жизни зимующих птицах.

Формировать умение различать их по внешнему виду (воробей,синица, голубь,снегирь, сорока, правильно называть. Развивать умение наблюдать.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья.

С ними будем мы дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Улучшение их эмоционально-психического состояния.

Повышение сопротивляемости детского организма инфекционным заболеваниям.

Профилактика плоскостопия у детей.

Улучшение координации движений у детей.

Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Этот объект у нас появился совсем недавно. Елочки очень маленькие. Они будут расти вместе с нашими детьми.

Цель: продолжать знакомить детей с елью, как хвойным деревом; обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева. Воспитывать бережное, заботливое отношение к ели.

Словно дождик долговяз --

шелестит листвою вяз.

Цель: продолжать знакомить детей с деревом вяз. Развивать умение сравнивать его с другими деревьями. Воспитывать бережное отношение к природе.

Рябина красная - гордость нашего детского сада! Рябина - неприхотливое,

красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчлен нный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Для работы с детьми определили цели и задачи тематических экскурсий с

учетом времени года. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы.

Путешествуя с детьми по экологической тропе, мы достигли следующих результатов:

Пополнили экологическую тропу новыми объектами.

Создали паспорт экологической тропы.

Составили картосхему экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.

Выбрали хозяина экологической тропы – Старичка - Лесовичка.

Разработали конспекты экскурсий, НОД, целевых прогулок

Дети обогатили свои представления о живой и неживой природе;

У детей проявился интерес к объектам и явлениям природы.

Многие дети умеют устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Дети стали бережнее относиться к растениям, насекомым.

Повысилась экологическая культура у всех участников проекта.

Педагоги повысили свой профессиональный уровень.

А. И. Иванова «Живая экология (Программа экологического образования

и дошкольников, М. 2007

С. Н. Нифонтова «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий

11 Интернет источники.

Правила поведения на экологической тропе.

1. Не мешайте жить обитателям тропы - проходите без лишнего шума.

2. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайтесь пением птиц и другими звуками природы.

3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе.

-экологические беседы

-экологические конкурсы, викторины

Решение экологических ситуативных задач

-чтение художественной литературы

-экологические праздники, развлечения

-дидактические, подвижные игры, игры-путешествия

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

-совместные проекты

-субботники по облагораживанию территории ДОУ

-участие в конкурсах, в совместных экологических праздниках, досугах.

Карта схема экологической тропы.

Проект по созданию музея Деда Мороза в детском саду Цель: создание музея Деда Мороза в детском саду. Задачи: - расширить знания детей о сказочном персонаже Деде Морозе, познакомить ребят.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

I квалификационной категории:

Кузнецова Светлана Николаевна,

Федотова Елена Михайловна

Тип проекта: познавательно –исследовательский, творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели всех групп, родители воспитанников, специалисты ДОУ.

Цель: Создание условий для формирования у ребенка элементов

экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе,

гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

Воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого – развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Повысить экологическое просвещение родителей.

Предполагаемые результаты:

Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Активное включение в совместные с детьми мероприятия

экспериментально - познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

Презентация проекта на методическом объединении

Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Актуальность:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышение их экологической грамотности и приобщения к экологической культуре. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

Основные формы реализации проекта:

НОД, творческая деятельность, конструирование (создание макета), экспериментирование, консультации для родителей.

Организационный этап:

Подготовка материалов:

Поисковая работа по подбору материала по теме: «Экологическая тропа в ДОУ

Подбор загадок, мультфильм, стихотворений, рассказов о природе, об окружающей среде;

Создание развивающей среды.

Подготовка картотеки подвижных и сюжетно - ролевых игр;

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Работа с родителями.

Ознакомление с темой проекта.

Привлечение родителей к оформлению экологической тропы,

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей, родителей, воспитателей, специалистов ДОУ к теме проекта.

Что хотим узнать?

Как это можно сделать?

- Это тропа, по которой ходят, например, в лесу есть тропинки (Арина Х)

- Она идет через лес, полянку (Егор С)

- С нее нельзя сходить, чтобы не помять траву и цветы (Саша Т)

- Куда ведет тропа? (Тимур А)

- Почему экологическая тропа? (Артём Ч)

- Что увидим на экологической тропе? (Саша Т)

- Нужно сделать экологическую тропу в нашем детском саду (Тимур А)

- Можно сделать макет экологической тропы (С.Н.)

- Е.М и С.Н расскажут, что такое экологическая тропа (Полина Х)

- Можно посмотреть в интернете, что такое экологическая тропа (Богдан Б)

Экологическая тропа должна соответствовать следующим требованиям:

Экологическая информационность и эмоциональная насыщенность.

Достаточная посещаемость детей

В каждой возрастной группе работа должна иметь определенное содержание и методические приемы.

План реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Теоретический анализ состояния проблемы.

Оценка собственных возможностей и ресурсов.

Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Составление плана мероприятий с детьми, педагогами и родителями.

2 этап - практический.

Создание объектов экологической тропы:

3 этап - заключительный.

Публикация проекта на сайте МАДОУ.

Пояснительная записка

Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных и целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность воспитательных, на котором дошкольники получают информацию о них. Включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Маршрут по экологической тропе представляет собой последовательное движение по часовой стрелке от одного объекта к другому.

Описание зон экологической тропы:

hello_html_m8f1c9cc.jpg

Цветочные часы — декоративные часы из набора травянистых растений, цветки которых распускаются и закрываются в определённое время суток. Для каждой местности могут быть составлены свои цветочные часы, так как время цветения, то есть открытие и закрытие цветков, в разных местностях происходят не в один и тот же час; оно либо запаздывает, либо наступает раньше. Свойство цветов распускать и закрывать свои лепестки в зависимости от времени суток можно использовать для ориентации по времени. Например: В 3-4 часов утра раскрывается вьюнок

В 4-5 часов утра раскрывается цикорий,

В 6-7 утра – одуванчик, полевая гвоздика, мак.

В 7-8 утра – фиалка трехцветная, бархатцы.

В 9-10 утра – мальва, мать и мачеха, календула.

В 12-13 дня – портулак.

В 14-15 дня – медуница.

В 15-17 дня – трехцветный вьюнок.

В 17-18 часов – энотера, цикорий.

В 19-20 вечера – табак душистый.

В 20 часов – герань.

В 21-22 – фиалка ночная

Целью создания объекта является расширение знаний детей о цветочных растениях, представленных на данном объекте экологической тропы, а также знакомство с таким понятием как биоритм.

hello_html_m3238be3c.jpg
hello_html_d39097e.jpg

Рябина – одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, как не заглядеться на рябину, когда она стоит в белом весеннем уборе или осенью, когда горят гроздья ярко-красной рябины!

Плоды рябины привлекают птиц, украшают территорию, являются объектом для наблюдения детей. Восприятие рябины полезно для зрения ребенка — пестрота кроны создает расчлененный фон, который дает возможность глазам расслабиться или работать в экономном режиме.

Дуб – дерево светолюбивое. Ветви дуба многократно изогнуты, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения. Цветут дубы в апреле-мае, тогда же распускаются и листья. В народе похолодание связывают с зацветанием дуба. Плоды – желуди – созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

Цель создания объекта: знакомство детей с рябиной и дубом, расширение знаний детей о пользе и свойствах данных деревьев, посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.

Деревянные кормушки с крышами. Организация наблюдений за жизнью птиц в разное время года, подкормка птиц зимой.

Цель создания объекта: Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

hello_html_2cca366b.jpg

Поляна с растущими лекарственными растениями: календула, ромашка, валериана, зверобой, крапива, шалфей, подорожник, мать-и-мачеха.

Посадка растений в фитоуголке; сравнение умения растения приспосабливаться к среде обитания; рассматривание и сбор семян растений; польза для человека.

Цель создания объекта: расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения; - развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни, учить собирать и сушить лекарственные растения, знать цветущие растения и травы.

hello_html_m55bf54c6.jpg

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Наблюдение за насекомыми в естественной среде обитания; сравнение внешнего строения и приспособленности к условиям проживания.

Цель создания объекта: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей.

hello_html_m736f8178.jpg

Цель создания объекта: сохранять и укреплять здоровье детей; профилактика плоскостопия у детей, закаливание.

hello_html_m21dbc1d8.jpg

Оборудование детской метеостанции включает в себя:

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.

Ветряной рукав- прибор для определения силы ветра.

Цель создания объекта: обучение детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

hello_html_m51800124.jpg

Искусственный водоем с обитателями (возможно живые рыбки).

Организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

Цель создания объекта: познакомить детей с обитателями водоема, об условиях жизни, питании.

hello_html_21d22353.jpg

Грядки с посаженными овощными культурами: горох, клубника, кабачки и т.п. Наблюдение за работой взрослых; помощь в уходе за посаженными растениями; опытно-исследовательская деятельность в теплице; наблюдение за ростом растений; знакомство с правилами посева семян; знакомство со свойствами почвы.

Цель создания объекта: знакомство детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними; развитие интереса к выращиванию овощных культур; воспитание желания помогать старшим и ухаживать за посадками.

hello_html_53cad761.jpg

Территория с клумбой с многолетними и однолетними цветами, деревьями, лавочками. Сравнение клумбы и огорода; выращивание и посадка рассады; наблюдение за ростом растений и созреванием семян; характер поведения растений в разное время суток и в разных погодных условиях.

Цель создания объекта: уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста; дать представление о сезонных работах в цветнике; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения, и самочувствия; воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту; развивать навык опытно-экспериментальной деятельности; многолетние и однолетние цветущие растения.

Таким образом, экологическая тропа состоит из объектов, на каждом из которых дети участвуют в играх, наблюдениях, обсуждениях, беседах, познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий в зависимости от возрвста и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если прогулка ознакомительная, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель (например, измерить выпадение осадков), то можно ограничиться только одним объектом.

Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают в музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, сюжетно – ролевых и подвижных играх.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребёнка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Подводя итог вышесказанному, ещё раз необходимо обратить внимание на то, что грамотная с точки зрения экологии организация ландшафта вокруг и внутри ДОУ обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

1-3.jpg

Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Задачи:

  • Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
  • Формирование системы экологических знаний и представлений.
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Сроки реализации проекта: один год

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Ожидаемые результаты

  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  • повышение уровня знаний по экологии у детей;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
  • сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями;интерес к познанию живого;
  • сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей;стремление удовлетворить потребности живого организма;проявление гуманных чувств к живому.

Значение экологической тропы:

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (август)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический (апрель-май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Описание проекта

Принципы положенные в основу работы:

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципаприродосообразности.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

  • правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки;
  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
  1. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение нескольких лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи.

Оформление экологической тропы
Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
- поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
- экологические дорожные знаки и указатели.

Оборудование экологической тропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты на местности. Далее обследовался маршрут тропы.

Станции маршрута экологической тропы “Удивительное раздолье”
На протяжении всего времени создания маршрута экологической тропы “Удивительное раздолье” мы запланировали 7 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с объектами экологической тропы и оценить экологическую ситуацию.



Методические Рекомендации по организации работы с детьми: Детям предлагается познакомиться с деревьями, которые находятся на территории детского сада.

Что знаем?
Береза – это дерево;
Есть черные черточки;
Береза растет из земли;
Есть сережки;
Тонкие ветки, белый ствол;
Береза красивая;
В древности писали на бересте;
Птички любят сидеть на березе;
Можно спрятаться от жары;
Про березу много стихотворений.

Что хотим узнать?
Откуда взялись черные полосочки?
Почему есть сережки? Почему белый ствол?
Можно ли есть бересту?
Как собирать березовый сок?
Почему под березой прохладно даже в жару?
Какую пользу приносит береза?
Что можно сделать из березы?
Почему именно береза символ России?

Как мы это узнаем?
Расскажет воспитатель.
Спрошу у бабушки/родителей.
Узнаем из энциклопедии/интернета.
Узнаем из познавательного фильма/передачи

Создание мини-лаборатории для исследования березы: изучение коры, бересты, листьев.

Задачи: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Читайте также: