Экономический анализ и теория познания кратко

Обновлено: 06.07.2024

Экономический анализ (ЭА) - это научные методы исследования и изучения различных экономических факторов, явлений, действий, процессов, результатов. На основе ЭА выявляются закономерности и тенденции развития экономических процессов, появляется возможность прогнозирования и корректировки, оценки факторов риска, что в целом обеспечивает стабильную эффективность определенных процессов и видов деятельности.

Особая функция аналитики в экономике

  1. Позволяет определить показатели прибыльности производства как концепции успешности бизнеса.
  2. Выявляет уровень наличия неиспользованных резервов , позволяющих улучшить показатели деятельности отдельных отраслей, субъектов предпринимательства.
  3. Полученные сведения, данные, результаты являются основанием для составления краткосрочных и долгосрочных прогнозов, перспективных планов и создания моделей процессов, происходящих в экономике.

Важно! То есть ЭА - механизм, на основании которого разрабатываются, составляются программы по повышению эффективности бизнеса, рекомендации относительно диверсификации и роста прибыльности производства. На сегодняшний день изучение экономических процессов, их систематизация и построение перспективных прогнозов является одним из основных механизмов контроля и регулирования бизнес-деятельности во всех ее сферах и аспектах.

Рис. 1. Методы экономического анализа

Комплексные задачи, стоящие перед экономическим анализом

  • научно-экономическое обоснование вопросов, поднимающихся в бизнес-планах и бизнес-процессах;
  • планирование и прогнозирование жизнедеятельности субъектов предпринимательства;
  • результативность применения сочетания традиционных ресурсов материального и трудового характера;
  • осуществление контрольных функций за соблюдением правильности коммерческого расчета;
  • определение резервов внутреннего характера в процессе производства, на различных его уровнях и по статьям;
  • контроль выбора оптимальных решений в сфере управления.

Макроуровень и его оценка

Макроуровень отличается тем, что он обозначает глобальные процессы и крупномасштабные явления в экономике стран и их объединений, взаимодействия между элементами гигантского масштаба. Анализу и синтезу на макроуровне должны подвергаться процессы, происходящие в таких объектах, как страна, регион, отдельные отрасли и объекты производства .

  1. Операции с данными о направлениях государственных и частных потоков инвестирования в разрезе отраслей.
  2. Количественные и суммовые данные , содержит сведения о денежном и валютном обращении.
  3. Формирование процентных ставо к рефинансирования.
  4. Прогнозирование возможного уровня инфляции.
  5. Формирование средних показателей размеров дохода населения, списков незащищенных слоев населения, нуждающихся в финансовой помощи и другие вопросы субъективного порядка.

Важно! Макроэкономический анализ основан на фактических показателях и является научной методикой, позволяющей познавать сущность явлений и процессов, происходящих на глобальном пространстве в сфере экономики.

Теория познания (гносеология, эпистемология), являясь одним из фундаментальных методологических разделов философии, изучает возможности и закономерности познания от ощущений, представлений, понятий к объективной реальности, к объективной данности, к действительности всесторонне исследует этапы, ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии, достигая установления его достоверности и истинности. [c.9]
Выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. [c.9]
Прежде всего она определяет понятия объекта и субъекта познания. Под первым понимается объективная действительность, практика как чувственно-предметная, материальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая основу развития человеческого общества. Вторым является сам человек или сообщество людей, все человечество, т.е. живые личности, творчески относящиеся к объекту познания. Только необходимое соотносительно диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность, его истинность. [c.9]
Объектом познания является практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, жизненно-социальным и природоохранным содержанием. [c.9]
Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и дедукции в процессе аналитических исследований. Ибо целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят. Анализ без синтеза не возможен. Таким образом, умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений. [c.10]
Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного научного обобщения на уровне более высоких порядков. Оно представляется сутью теоретического исследования, теоретического анализа собранной ранее информации. Здесь особо проявляется мудрость восточной поговорки Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем . [c.10]
Экономический анализ — наука прикладная. Если она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность практической деятельности человека, то только в этом случае ее можно считать наукой. [c.11]
Эмпирический и теоретический анализ позволяет не только рациональнее обосновать текущее или ближайшую перспективу, но и заглянуть за горизонт средней и дальней перспективы. Рационально управлять — значит предвидеть. [c.11]

Теория познания (гносеология, эпистемология), являясь одним из фундаментальных методологических разделов философии, изучает возможности и закономерности познания от ощущений, представлений, понятий к объективной реальности, к объективной данности, к действительности всесторонне исследует этапы, ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии, достигая установления его достоверности и истинности.

Выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа.

Прежде всего она определяет понятия объекта и субъекта познания. Под первым понимается объективная действительность, практика как чувственно-предметная, материальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая основу развития человеческого общества.

Вторым является сам человек или сообщество людей, все человечество, т.е. живые личности, творчески относящиеся к объекту познания. Только необходимое соотносительно диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность, его истинность.

Объектом познания является практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, жизненно-социальным и природоохранным содержанием. Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ и синтез, эксперимент, моделирование.

Активносоставляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим аппаратом.

Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается.

Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и дедукции в процессе аналитических исследований.

Ибо целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят. Анализ без синтеза невозможен. Таким образом, умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Факты это воздух ученого. Множественность фактов основа всех последующих этапов анализа-мышления. Единичные факты, важные для ревизии, криминологии, в анализе существенной роли не играют. Созерцание на данном этапе существенно облегчается наличием заранее собранной, систематизированной экономической, маркетинговой информации, прошедшей необходимую сводку и машинную обработку.

Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии. Это позволяет перейти к обобщенным выводам, к конструированию соответствующих практических предложений, направленных на дальнейшее совершенствование практики.

Логика аналитического исследования представляет собой, таким образом, метод восхождения от абстрактного к конкретному, к превращению теоретических положений (если потребуется, то и через дополнительный научный эксперимент) в практические дела.

Экономический анализ – наука прикладная. Если она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность практической деятельности человека, то только в этом случае ее можно считать наукой.

Эмпирический и теоретический анализ позволяет не только рациональнее обосновать текущее или ближайшую перспективу, но и заглянуть за горизонт средней и дальней перспективы. Рационально управлять – значит предвидеть.

Теория познания (гносеология, эпистемология), являясь одним из фундаментальных методологических разделов философии, изучает возможности и закономерности познания от ощущений, представлений, понятий к объективной реальности, к объективной данности, к действительности; всесторонне исследует этапы, ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии, достигая установления его достоверности и истинности.

Выступая в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа.

Прежде всего она определяет понятия объекта и субъекта познания. Под первым понимается объективная действительность, практика как чувственнопредметная, материальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая основу развития человеческого общества. Вторым является сам человек или сообщество людей, все человечество, т.е. живые личности, творчески относящиеся к объекту познания. Только необходимое соотносительно диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность, его истинность.

Объектом познания является практика с ее чувственнопредметным, материальновещественным, жизненносоциальным и природоохранным содержанием.

Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ и синтез, эксперимент, моделирование. Активносоставляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитикосинтетическую

способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитикосинтезирующим аппаратом.

Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия чтолибо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и дедукции в процессе аналитических исследований. Ибо целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят. Анализ без синтеза не возможен. Таким образом, умозаключение представляет собой индуктивнодедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии. Это позволяет перейти к обобщенным выводам, к конструированию соответствующих практических предложений, направленных на дальнейшее совершенствование практики. Логика аналитического исследования представляет собой, таким образом, метод восхождения от абстрактного к конкретному, к превращению теоретических положений (если потребуется, то и через дополнительный научный эксперимент) в практические дела.

Экономический анализ — наука прикладная. Если она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность практической деятельности человека, то только в этом случае ее можно считать наукой.

Эмпирический и теоретический анализ позволяет не только рациональнее обосновать текущее или ближайшую перспективу, но и заглянуть за горизонт средней и дальней перспективы. Рационально управлять — значит предвидеть

Читайте также: