Единство научной и практической деятельности врача философия кратко

Обновлено: 05.07.2024

2. Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здравоохранения.

3. Специфика познания в медицине, особенности предмета, средств, методов и целей.

4. Основные проблемы и принципы знания в философии медицины.

5. Особенности развития медицины в ХХ веке.

6. Философские категории понятия в медицине

7. Специфика понятий и терминов в медицине

8. Философские и научные основания в медицине

9. Детерминизм - ключевое понятие в медицине

10. Методологические проблемы этиологии

11. Диалектика процесса познания

12. Понятие метода познания.

13. Мозг и психика.

14. Единство чувственного и рационального познания

15. Проблема идеального.

16. Факт и научная проблема. Гипотеза и научная теория, их логическая структура и познавательная функция в медицине.

17. Альтернативность и дополнительность клинико – нозологического и экзистенциально-антропологического подходов в диагностике.

18. Социально – биологическая обусловленность здоровья и болезни человека.

19. Философские аспекты психосоматической проблемы.

20. Психосоматический подход в современной медицине.

21. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни. Нозология. Болезнь и патологический процесс.

22. Болезни цивилизации. Отношение людей к жизни и смерти в кризисных условиях.

23. Методологический анализ общественного здоровья.

24. Здоровый образ жизни - сущность и методологические подходы к его изучению.

25. Биоэтика – новая идеология здравоохранения.

26. Структура теоретического знания в медицине: проблема, гипотеза, закон, теория, мультидисциплинарный синтез.

27. Рационализм и научность медицинского знания. Идеалы научности современного медицинского знания.

28. Методологические проблемы медицинских наук.

29. Научная системность медицинских знаний.

30. Рационализм как основа научного познания

Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины.

Все базовые теории современной медицины связаны с Ф. медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем.

Современные философские исследования (антропология, Ф. сознания, социальная Ф.) лежат в основе

1. медицинской теории адаптации (общебиологическая теория медицины, связанная с биологической и социальной адаптацией)

2. теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

3. теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии

Философская основа профилактической медицины – исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды.

Философская теория ценностей – фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Современная философия - методологический фундамент медицинского знания (призвана объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению человека).

Диалектический подход (на первом плане, так как обеспечивает системный подход)

основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет противоположности, учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что нарушение части организма влечет изменение всего).

На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода

Диалектический подход основывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а не расчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего и локального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в нем нарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весь организм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы).

Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель - учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Диалектический метод, применяемый сегодня в различных областях знания и естественно в современной медицине, основывается, прежде всего, на системном мышлении. Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен в медицине, т.к. она работает с чрезвычайно сложной живой системой – человеком, сущность которого отнюдь не сводится к простому взаимодействию органов человеческого тела. По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Задача и цель философии медицины: учить применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Применяемый сегодня диалектический метод основывается, прежде всего, на системном мышлении (человек – сложная живая система). По сути, сама теория лечения есть специфическая теория управления живой системой, поскольку лечение есть система мер, направленных на психосоматическую оптимизацию состояния человека.

Однако врач должен учитывать и состояние психическое, личностные и индивидуальные характеристики.

К сожалению, теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы (противоречие в познании живой природы – от элементаризма к целостности и обратно).

Скрупулезное изучение частностей, деталей, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (общую патологию) тормозит развитие современной медицины.

Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки (исследования по философской антропологии, сознанию, проблемам познавательной деятельности и т.д.) практически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современной медицины.

Успех будет в случае, если наряду со знанием частных изменений, будет присутствовать знание общих закономерностей работы организма, когда человек будет рассматриваться как сложная биосоциальная система.

Решение данной задачи – синтез философского и медицинского знания.

Мировоззренческие основания медицины - совокупность принципов, законов и категорий, отражающих универсальные свойства и законы бытия материи, применительно к объекту медицины (законы диалектики, принципы связи и развития, целостности, структурности, детерминизма).

Гносеологические основания медицины – совокупность принципов познавательной деятельности врача, законы развития и смены гипотез и теорий в медицине, систему методов научного познания.

Социологические основания медицинской науки - система принципов и методов, выражающих место данной науки в общем человеческом знании, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации, взаимоотношение медицинской науки, морали, искусства, движущие силы и закономерности развития научной теории как социального явления.

Методологические проблемы медицины возникают как в силу внутренней логики развития медицины, так и на стыке философской теории и медицинских (естественных) наук; в обоих случаях они выступают в качестве особой формы объединения знания — методологической интеграции научного знания — это новое научное направление XX века, рожденное на уровне всеобщих свойств исследуемого объекта с помощью принципов материалистической диалектики.

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:

- медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

- теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека.

Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здравоохранения

Взгляд на медицину лишь как на сферу, имеющую дело с болезнями, является узким и односторонним. Подобное мнение может быть отнесено к отдельным разделам медицины. В целом же она является не только наукой о больном, но и наукой о здоровом человеке. Она преследует цель предотвращения болезней, укрепления здоровья, продления активного, творческого долголетия человека.

Медицина как наука — некое целостное единство познавательных, лечебных и ценностных форм. В ней аккумулируются знания о болезнях и здоровье человека, лечении и профилактике, норме и патологии, о патогенном и саногенном влиянии на него природных и социокультурных условий и факторов. Современная медицинская наука претерпевает процесс глубоких научно-технических и технологических преобразований. Медицинская наука — комплекс медико-биологических, клинических и социально-гигиенических дисциплин. Она развивается на стыке естественно-научных, социальных и гуманитарных дисциплин. Задача состоит в том, чтобы систематизировать все открытия, сделанные в лоне науки и связанные непосредственно с человеческой природой. Современная медицина, опираясь на биологию и физиологию человека, познает и объясняет структуру и функции всех органов уникального человеческого организма

Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место:

· процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен.

· все еще не наступило признание медицины некой завершенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т. д.).

· Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений.

1) способствует созданию и обогащению бесценной сокровищницы общезначимых идей.

2) призвана выполнять наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении (мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и многие другие).

3) имеет прямое отношение абсолютно ко всем сферам познания феномена человека (его организма, души, воли, совести и т. д.).

4) роль философии исключительно важна в теоретическом медицинском знании – в сфере углубленного осмысления целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем.

Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями.

1. Методологическая (предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни).

2. Аксиологическая (связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья).

Основные проблемы философии медицины

1) проблема субъекта и объекта в медицинском познании;

Медицинская деятельность структурна, и ее основными компонентами являются субъект и объект. Объект медицины – человеческий организм в норме и патологии.

Практика врачебной деятельности демонстрирует главным образом односторонний – биологический подход, то есть даже при психических заболеваниях оно анлизируется средствами нейрофизиологии. Научное же изучение врачом проблемы подразумевает междисциплинарный подход, то есть методы психологического и физиологического исследований на различных уровнях. Но тут возникают трудности с терминологией, общего для психологов и клиницистов языка, а также единой оценки результатов. Однако в настоящее время психосоматика активно развивается.

В то же время человек – существо общественное, по мере развития его социальных качеств медицинская деятельность обращается уже не только к конкретному человеку, но и к обществу.

Это свидетельствует о расширении объекта медицины: им становятся целые коллективы, социальные общности, слои общества.

Диалектическая связь уровней: потребность в медицинской помощи носит общественный характер, но удовлетворяется она индивидуально.

Кроме того, объект медицинского познания включает в себя природную среду обитания человека, различные природные явления, влияющие на состояние здоровья людей.

Таким образом, объект медицины многоуровневый: индивидуальный – общественный, социальный – природный.

Субъект медицины – с одной стороны, это врач-профессионал, обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом. С другой стороны, медицинская деятельность носит общественный характер (врачебные коллективы, научно-исследовательские сообщества, медицинские службы и организации различного уровня). И, наконец, сам человек является субъектом медицинской деятельности (ответствен за свое здоровье, от уровня его медицинской и общей культуры во многом зависит точность постановки диагноза и успех лечения).

2) связь медицины с другими явлениями культуры;

3) проблема жизни и смерти;

4) соотношение биологического и социального в здоровье и болезни;

5) проблема понимания в медицине (медицинская герменевтика);

Основная задача герменевтики – выработать пути достижения адекватного понимания.

Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем:

-проблема понимания медицинских текстов (связана с появлением широкого круга научно-популярной медицинской литературы, доступной широкому кругу людей, не имеющих медицинского образования);

-проблема понимания медицинской терминологии (связана с быстрым развитием медицинской науки, появлением новых методов диагностики и лечения, новых лекарственных средств);

-проблема понимания во взаимоотношениях врача и пациента.

6) проблема причинности в медицине;

7) философско-этические проблемы медицины.

Предмет медицинской этики – требования, предъявляемые к профессиональному поведению врача. Медицинская этика изучает особенности возникновения и развития профессиональной морали медицинского работника, раскрывает нравственную ценность медицинского труда, значение нравственных принципов в исполнении профессионального долга.

Гуманитарный компонент мировоззрения врача, его социальные взгляды, идеалы и убеждения в большей степени, чем у представителей других профессий, наполнен человеколюбием, состраданием, сопереживанием, отзывчивостью.

Залог профессионального врача, лучшего в своем деле, является целостное видение мира и человека на основе новейших достижений естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических наук.

Методологической основой мировоззрения врача все чаще служит синергетика, базирующаяся на методологических принципах классической науки, таких как законообразность процессов развития, единых принципов изучения природных систем.

Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарно-психологического аспектов в мировоззрении врача постоянно корректируется в соответствии с развивающимися знаниями и обогащением личного профессионального опыта.

Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача.

Основу развития современных естественных наук составляет специфическая научная методология. В основу научной методологии положен опыт — основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности. Под практикой подразумевается предметная человеческая деятельность, преобразование окружающй действительности, направленное на достижение материальных результатов. Т.е. практика является целью познания.

Кроме взаимодействия с экспериментом при разработке научных теорий иногда используют и чисто логические критерии: непротиворечивость, соображения симметрии или гипотезы. Однако окончательными судьями научной теории всегда остаются практика и эксперимент. Т.е. практика является источником познания.

В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение. Т.е. практика является критерием истины.

В деятельности врача взаимосвязь познания и практики играет огромную роль. Для произведения практических манипуляций необходимы знания. Практика без знания слепа, так же как и знание без применения бесполезно.

16.Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.

Истина — это соответствие мыслей и высказывании действительности. Абсолютная истина — это то, что не может быть опровергнуто. Относительная истина — это то, что может быть опровергнуто.

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

•Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

•Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

•В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широк ом смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

•Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь - преднамеренное возведение неверных представлений в истину.

Диагностический процесс является поиском истины. Врач опирается на различные критерии истины: органы чувств (свой чувственный опыт), свои знания (ясность и отчетливость признаков и смптомов), согласует свои рассуждения с общими знаниями, проверяет эффективность своих знаний, опирается на практику, а также на всеобщее согласие. Врач так же сталкивается с заблуждением или даже с ложью.

Философия "вливается" во все сферы нашей жизни. Она оказывает свое влияние как на самого человека, так и на окружающий его мир. Эта наука считается родоначальником всего того,что мы имеем сейчас. Но философия - это динамичная наука и она продолжает свое действие и по сей день. Благодаря такому влиянию формируются все грани личности человека, и , в том числе, медицинского работника. Идеальный врач - это прежде всего гармоничная личность, которую и формирует "царица наук" - философия!

Ключевые слова

Статья

Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки, информационной жизни общества.

Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, мера развитости образования, науки, информационной жизни общества.

В противоположность этому основными чертами современной культуры являются прагматизм, рационализм, установка на гедонизм во всех видах человеческой деятельности. Из жизни исчезло все абсолютное и духовно-нравственное, что привело к кризису современной культуры. Главной целью человека стал мир чувственно-телесных вещей. Вместе с тем переживает кризис личность человека. Она находится в постоянном противоречии с самой собой, а ведь для нее характерна гармония, которую человек с самых ранних лет и стремится получить. Средствами достижения цели становятся философия, религия, искусство.

В основе философии лежит стремление человека к истине, к добру, т.е. ко всему жизненно важному. Она есть форма духовности, она возникла тогда, когда человек обнаружил, что он есть не только телесное, физическое существо, но и совесть, свободная воля и разум. С момента своего возникновения философии занята свободным поиском абсолютных, предельных оснований, ценностей человеческого бытия. У человека есть духовная потребность в идеалах, ценностях, надеждах, и философия способна дать ценностную картину мира, как обнадеживающую, так и пессимистическую.

Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах и в общих вопросах человеческого бытия.

Что касается, непосредственно, медицинских работников, то известно, что студенты, не обладающие достаточным жизненным и профессиональным опытом, имеют весьма смутные представления о совокупности моральных качеств, которыми должен обладать современный врач, об идеале медика–специалиста в современном обществе. Еще со времен Гиппократа считалось, что тот, кто не является хорошим человеком, не может быть хорошим врачом. Нравственная чистота врача всегда ставилась в один ряд с уровнем врачебной эрудиции и интеллектом клинициста. Именно гуманистическая направленность личности врача помогает ему преодолевать усталость, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, оттачивать диагностические приемы, вырабатывать творческое клиническое мышление. Для врача–гуманиста его врачебная память, наблюдательность, логическое мышление приобретают особый личный смысл, становятся его неотъемлемыми качествами и средством самоутверждения. Человеколюбие помогает ему стать психологом и педагогом по отношению к больному, подсказывает правильный ход из сложной ситуации, водит из состояния депрессии в случае постигших профессиональных неудач и ошибок. Все это помогает формировать философия.

Можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении. Это такой уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, сухое рациональное мышление без доли эмоций. Тогда делаются попытки вскрыть все секреты происходящего вокруг, создать законы природы, которые бы помогли что-то предсказать, спрогнозировать, предотвратить. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении.

Философия – это свободное мышление и искание истины.

Медицина как по сути своей всегда молодая и динамично развивающаяся наука обладает огромным потенциалом для познания человека на базе новейшего экспериментального и клинического материала в области различных видов исследований. Она выступает как цель и смысл этого познания, к которому применимы все параметры системно-структурного анализа. Начиная с Гегеля и Шеллинга, системно-структурный подход постепенно превратился в общенаучный метод практически во всех формах исследования, а в наше время он становится нормативом теоретического мышления и в медицинской науке. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий актуально сегодня прежде всего потому, что они восходят к насущным потребностям в научно-теоретическим обобщении и объяснении таких проблем, как здоровье и болезнь, норма и патология, соотношение биологического и социального, психического и соматического. Вследствие формируется врачебно-клиническое мышление.

Так, например, В.И. Катеров рассматривает врачебно-клиническое мышление двояко: с одной стороны, как философию (врачебное мировоззрение), с другой – как метод. В соответствии с этим врачебно-клиническое мышление определяется как, во-первых, совокупность общепринципиальных взглядов на болезнь, на ее течение и излечение. Во-вторых, оно выступает как комплекс неписанных правил, которыми врач руководствуется в каждом отдельном случае при решении практических задач – постановке диагноза, прогноза и назначении терапии. В-третьих, врачебно-клиническое мышление как своеобразный творческий мыслительный процесс, заключающийся в постоянном решении практических задач, является антиподом стандартизации и шаблонности.

Поэтому медицинскому работнику просто необходимо соединять в себе и науку и философию для успешного прохождения своего профессионального и жизненного пути.

Таким образом, современная научная философия и вся ее система необходима для адекватного отражения медициной своего объекта – здоровья и болезней человека. От этого взаимодействия выигрывают и медицина, и философия: первая получает твердые мировоззренческие и методологические ориентиры и идейные стимулы для своего развития, а философия науки и медицины впитывает в себя опыт изучения диалектики развития нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека.

Литература

1.Введение в философию.Хрестоматия.Часть 1,2/Авторы-составители: Е.А.Андриянова, М.Н.Кузнецова, Л.И. Тетюев. Издание 2-е доп. Саратов: Издательство Саратовского ГМУ 2005

Единство медицинской науки и практики осуществляется в целях внедрения всех достижений новейшей отечественной и зарубежной медицинской науки в практику работы органов и учреждений здравоохранения, всех медицинских работников нашей страны.

В то же время медицинская наука не может развиваться без тесного контакта с практикой. Залог плодотворного развития науки — в неразрывной связи с созидательным трудом народа, практикой коммунистического строительства в нашей стране.

В 1974 г. актуальные проблемы медицинской науки решались в 294 научно-исследовательских институтах и лабораториях, в которых работает 23 424 научных сотрудника (2457 докторов и 11600 кандидатов медицинских наук). Проблемы медицинской науки решаются также в 82 медицинских и фармацевтических вузах и на медицинских факультетах 9 университетов. В системе здравоохранения всего работает более 63 тыс. научных работников.

Читайте также: