Единая транспортная система и сферы деятельности различных видов транспорта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общеговыполняет работу (в сфере обращения) и необщего пользования перемещает(еще не поступившего в сферу обращения).Транспорт общепользования, ведомственный, личный.

Железнодорожный транспорт. во многих промышленно развитых странах среди других видов транспорта занимает одно из ведущих мест. Это объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды: во всех климатических условиях и в любое время года. Именно поэтому, несмотря на относительно бурное развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, вот уже более 175 лет железнодорожный транспорт остается основным средством перевозок грузов и массовых перевозок населения.

Имея современные виды локомотивов и вагонов, мощный рельсовый путь, используя современные средства автоматики, телемеханики и вычислительной техники, железнодорожный транспорт, наряду с другими отраслями промышленного производства, входит в экономический потенциал каждой страны.

Вместе с тем железнодорожный транспорт влияет и на другие стороны жизни государства, участвуя в межрегиональных связях в сфере культуры, социальных преобразований, международном туристическом сотрудничестве, вносит существенный вклад в научно-технический прогресс.

За время своего существования протяженность железных дорог мира достигла почти 1,3 млн км; при этом они не имеют себе равных по объему провозной способности и непрерывности функционирования.

Перспективным направлением в развитии железнодорожного транспорта является высокоскоростной наземный транспорт, способный соперничать с воздушным транспортом.

Автомобильный транспорт обеспечивает:

1) относительно высокую скорость передвижения;

2) доставку грузов в районы, где нет других видов транспорта.

Он наиболее удобен, так как позволяет доставлять грузы непосредственно от отправителя к получателю без перегрузки; эффективен на внутригородских и междугородных перевозках пассажиров.

Вместе с тем себестоимость грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом более высокая по сравнению с другими видами.

Морской транспорт обеспечивает массовые перевозки в зарубежные страны, а также между портами внутри страны, расположенными на побережье морей. Морские перевозки наиболее эффективны на направлениях, где морские маршруты короче сухопутных, и там, где нет других видов массового транспорта. Для России особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, где нет железных дорог.
Себестоимость морских перевозок грузов ниже, чем другими видами транспорта, и особенно при перевозках на дальние расстояния.
Речной транспорт осуществляет местные и дальние перевозки на маршрутах, которые совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Он обладает высокой провозной способностью, причем особенно при использовании судов большой грузоподъемности на глубоководных реках, а также на маршрутах река-море.
Себестоимость речных перевозок ниже, чем другими видами транспорта.
Однако существенным недостатком речного транспорта России является кратковременность навигации в течение года и низкие скорости движения.
Воздушный транспорт – самый высокоскоростной вид транспорта, посредством которого осуществляются в основном пассажирские перевозки на ближние и дальние расстояния. Удельный вес грузовых перевозок невысок. На работу воздушного транспорта очень влияют погодные условия.
Стоимость воздушных перевозок значительно выше, чем на других видах транспорта.
Трубопроводный транспорт наиболее молодой из всех видов транспорта. Он используется для транспортировки главным образом нефти, нефтепродуктов и природного газа и почти не зависит от погодных условий, способен транспортировать жидкие и газообразные продукты на очень большие расстояния, является относительно дешевым видом транспорта.

Единая транспортная система- это совокупность всех видов транспорта, связанные технологическими, экономическими, техническими и нормативно- правовыми взаимоотношениями.

В состав ЕТС входят: ж/д, автом., внутренний водный или речной, морской, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской, космический. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования. Ж/д наиболее развит технически оснащенный вид транспорта в нашей стране. По ж/д перевозят массовые и недорогие грузы на средние и дальние расстояния, а также пассажиров на средние расстояния и в пригородные зоны.

Внутренний водный или речной используется для массовых перевозок недорогих грузов. Особая роль отводится речному транспорту при обслуживании отдаленных районов нашей страны, в которых нет др. видов транспорта. Он широко используется как круизный, а также для перевозки автомобилей на средние и дальние расстояния.

Воздушный транспорт используется главным образом как пассажирский на средние и дальние расстояния.

Трубопроводный выполняет транспортировку жидких и газообразных грузов на любые расстояния, реже твердых грузов.

Промышленный- обслуживает производство, на балансе которого он состоит и осуществляет перевозки по территории предприятия, в цехах, между цехами, а также связывает производственный с магистральными видами транспорта для ввоза- вывоза сырья и готовой продукции.

Городской транспорт осуществляет транспортное обслуживание, население города и пригорода, перевозя пассажиров, а также грузы, необходимые для жизнедеятельности людей.

Транспорт энергии и информации обеспечивает потребности жизнедеятельности общества, создает условия эффективного развития отраслей промышленности. Информация способствует организации перевозок, связи отраслей в единое целое и обеспечивает обороноспособность страны.

Космический используется в научных целях, познании мира и осуществляет целый ряд работ для обеспечения жизнедеятельности и обороны страны.

Единая транспортная система- это совокупность всех видов транспорта, связанные технологическими, экономическими, техническими и нормативно- правовыми взаимоотношениями.

В состав ЕТС входят: ж/д, автом., внутренний водный или речной, морской, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской, космический. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования. Ж/д наиболее развит технически оснащенный вид транспорта в нашей стране. По ж/д перевозят массовые и недорогие грузы на средние и дальние расстояния, а также пассажиров на средние расстояния и в пригородные зоны.

Внутренний водный или речной используется для массовых перевозок недорогих грузов. Особая роль отводится речному транспорту при обслуживании отдаленных районов нашей страны, в которых нет др. видов транспорта. Он широко используется как круизный, а также для перевозки автомобилей на средние и дальние расстояния.




Воздушный транспорт используется главным образом как пассажирский на средние и дальние расстояния.

Трубопроводный выполняет транспортировку жидких и газообразных грузов на любые расстояния, реже твердых грузов.

Промышленный- обслуживает производство, на балансе которого он состоит и осуществляет перевозки по территории предприятия, в цехах, между цехами, а также связывает производственный с магистральными видами транспорта для ввоза- вывоза сырья и готовой продукции.

Городской транспорт осуществляет транспортное обслуживание, население города и пригорода, перевозя пассажиров, а также грузы, необходимые для жизнедеятельности людей.

Транспорт энергии и информации обеспечивает потребности жизнедеятельности общества, создает условия эффективного развития отраслей промышленности. Информация способствует организации перевозок, связи отраслей в единое целое и обеспечивает обороноспособность страны.

Космический используется в научных целях, познании мира и осуществляет целый ряд работ для обеспечения жизнедеятельности и обороны страны.

В статье рассказывается:

Хотите узнать, как обстоит транспортный вопрос сейчас в России? Читайте далее. Мы детально расскажем о задачах и видах данной системы, а также рассмотрим сложности её развития и управления именно в нашей стране. Будет познавательно и интересно.

Понятие единой транспортной системы

Все виды транспорта в стране взаимосвязаны и обеспечивают социально-экономическую потребность государства в пассажирских и грузовых перевозках, формируя собой единую транспортную систему. Это совокупность всех транспортных средств, перемещающихся по автомобильным и железным дорогам, водным, трубопроводным и воздушным путям общей протяженностью более 2 млн км. Наибольшая доля перевозок (75%) приходится на воздушный и автомобильный транспорт. Остальные виды представлены меньшим процентом.

Данную единую систему также формируют предприятия транспортного машиностроения и строительства, транспортно-экспедиционные компании, различные фирмы по подготовке соответствующих кадров. Доля каждого представленного в структуре транспорта зависит в первую очередь от спроса на перевозки, а также от качества, надежности и регулярности этих перевозок.

Понятие единой транспортной системы

Понятие единой транспортной системы

Не существует ярко выраженной монополии на тот или иной вид транспорта, поскольку все эти виды служат общей цели, стыкуясь друг с другом для перевозки грузов или людей из начального пункта в конечный.

К примеру, грузоперевозка железной дорогой, морем или воздухом требует предварительной доставки груза автотранспортом соответственно к железнодорожной станции, порту или аэропорту и дальнейшей перегрузки.

В процессе функционирования единой транспортной системы России различные виды транспорта комбинируются. Таким образом обеспечивается технологическое взаимодействие.

Разновидности используемого подвижного состава совместимы друг с другом техническими параметрами, размерными и весовыми характеристиками грузов, возможностью крепления и размещения этих грузов. ЕТС начала объединяться в одну целостную структуру благодаря широкому развитию контейнерных перевозок (в том числе на паромах) и выпуску универсальных судов для рек и морей.

Поскольку все виды транспорта работают в общем экономическом и правовом поле, для их функционирования требуется увязать и согласовать единую тарифную политику, а также создать соответствующую нормативно-правовую базу. Государство также должно регулировать каждый вид транспорта как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Признаки единой транспортной системы

Любая сфера экономики страны обладает своими характерными особенностями, и ЕТС — не исключение. Перечислим специфические для данной системы признаки:

    Транспорт сам по себе производителем не является. При этом он играет роль важнейшего компонента производственной деятельности в стране. Конечный же результат во многом зависит от прикладываемых усилий производителей.

Признаки единой транспортной системы

Свойства и характеристика единой транспортной системы

Данная система обладает следующими характерными свойствами:

1. Целостность

Если какой-то элемент в системе или связь между любыми элементами изменяет свое поведение, это сказывается и на всей системе.

2. Интегративность

ЕТС наделена уникальными свойствами, отсутствующими у всех ее элементов.

3. Иерархичность

Транспортная система является элементом более крупной структуры — национальной экономики. Аналогично и любой элемент самой ЕТС представляет собой систему нижнего уровня.

Содержание объектов дорожного хозяйства: разбираемся на примере

Означает постоянное и непрерывное развитие транспортной системы подобно любым другим системам.

5. Эмерджентность

Свойства всей системы в целом не характерны для каждого ее элемента в отдельности.

На состояние ЕТС по мнению специалистов влияют несколько факторов:

  • текущая экономическая ситуация в стране, включая перспективы развития транспортной отрасли;
  • ситуация с экспортом и импортом продукции, которая используется в транспортной системе;
  • территориальные и экономические масштабы государства;
  • факт наличия либо отсутствия политики страны в отношении транспорта;
  • многообразие субъектов, участвующих в транспортных процессах;
  • принятое в стране административно-территориальное деление, особенности работы таможенных и контролирующих органов в приграничных районах;
  • расхождения во взглядах и интересах разных социальных групп.

Роль и задачи единой транспортной системы

1. В экономике

  • ЕТС содействует сближению территорий и созданию международных связей, работая таким образом в интересах государства.
  • Путем удовлетворения потребностей народного хозяйства в грузопассажирских перевозках, транспортная система имеет большое народнохозяйственное значение.
  • С точки зрения социальной значимости ЕТС обеспечивает перемещение граждан внутри страны по рабочим и личным делам.
  • Единая транспортная система имеет также культурную функцию.

Роль и задачи единой транспортной системы

Роль и задачи единой транспортной системы

2. В оборонной отрасли

От степени развития транспортной отрасли зависит в целом уровень цивилизации. Недооцененная роль транспорта в будущем негативно скажется на экономике государства. Следует помнить, что транспортный ресурс способен повысить экономический потенциал, а значит и повлиять на благосостояние граждан, улучшить их социальный статус.

Составляющие единой транспортной системы

Российская ЕТС представлена в виде сложной транспортной структуры, состоящей из следующих условных групп:

1. Магистральный транспорт общего пользования

Сюда включаются автомобили, морские суда, самолеты, железнодорожный и трубопроводный транспорт.

2. Промышленный транспорт

Предназначен для грузоперевозок между различными производственными зонами.

3. Городской транспорт

Осуществляет внутригородские пассажирские перевозки и включает в себя автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, службы такси.

Дополнительными элементами единой транспортной системы считают:

  • ведомственный автотранспорт;
  • трубопроводные транспортные системы;
  • нетрадиционные средства передвижения, включая суда воздушной подушке, системы на магнитном подвесе и т. п.

На выбор конкретных способов перевозок влияют размеры и развитость промышленности страны, а также роль грузопассажирских перевозок и их значение в экономике.

Основные виды транспорта

Наибольшая эффективность каждого рассматриваемого выше вида проявляется в конкретных областях применения.

Железнодорожный транспорт

Будучи частью единой транспортной системы страны, автотранспорт широко используется во внутригородских, межмуниципальных, межрегиональных и международных перевозках как самостоятельный вид транспорта и как сегмент для подвоза грузов к магистральным маршрутам. Большое значение автомобили имеют и в туризме как экскурсионный транспорт.

Воздушный транспорт

Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ

  1. Стратегия развития транспортных узлов. По мнению экспертов, страна должна развиваться в транспортном отношении не только с запада на восток, но и с севера на юг. Это даст возможность помимо развития добывающей отрасли также привлекать в этом направлении новых жителей. Эмиграция граждан нашей страны на Запад в последние годы значительно возросла. Эти люди в основном недовольны качеством российских дорог. Из-за этого страдает инфраструктура, которая могла бы привлечь молодежь. В итоге уровень развития дорожной отрасли отражается на демографической ситуации, особенно актуальной для России. Чтобы решить эту проблему, надо строить новые качественные дороги.

Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ

Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ

Дорожно-транспортные объекты: виды и значение

Развитие единой автоматизированной транспортной системы России заключается в соблюдении следующих принципов:

Транспортная система России представляет собой комплекс различных видов транспорта, представленных в нашей стране, но развитых по-разному. Транспорт позволяет обеспечить коммуникации между населенными пунктами, служит для обмена продукцией и перевозки пассажиров.

Общая характеристика транспортной системы России

Транспортная система страны - это как кровеносная система человека. По этой системе идёт движение транспортных средств, людей, грузов внутри города, поселка и между ними.

Транспортная система России

Транспортные пути важны для производственной, хозяйственной и экономической деятельности России.

Транспортная система - обособленная отрасль, значение которой заключается в перемещении людей и грузов. В ней задействовано на настоящий момент примерно 4 миллиона человек, и она оказывает третью часть услуг населению.

Структура транспортной системы РФ

Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:

Ж/д сеть России

Железнодорожный - это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.

Трубопроводный - система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.

Автомобильный - имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.

Морской - крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.

Речной - наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.

Авиационный - это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление - доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.

Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.

Грузовой автомобильный транспорт

Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.

Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.

Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.

Авария на нефтепроводе

Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.

Значение и роль транспорта в России

Лидирующую позицию в перевозках в России играет железнодорожный транспорт.

Грузовые вагоны РЖД

Это обусловлено географией страны, дальними расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно невысокой себестоимостью.

За ним следует трубопроводный транспорт, имеющий важное значение для транспортировки природного сырья.

Водная и автомобильная системы в нашей стране не несут такой значимости, как, например, в западных странах и США. Это объясняется особенностями климатических условий - замерзаемостью водных источников, в связи с чем использование водного транспорта возможно только в определенное время года.

Виды транспорта

Автомобильный транспорт недостаточно развит в районах нашей страны, где не ведется строительство из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за суровых климатических условий. Также в России процесс автомобилизации развивается гораздо медленнее. Тем не менее, автотранспортом перевозится около половины всех грузов страны.

Морской транспорт имеет важное значение для международных перевозок. Им осуществляются перевозки на самые дальние расстояния.


Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Планы развития транспортной системы РФ

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.



Читайте также: