Движение как способ существования материи философия кратко

Обновлено: 07.07.2024

Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явления находятся в движении. Движение - это любое изменение состояния системы, начиная с простого механического перемещения и заканчивая социальными процессами.

Движение характеризуется рядом существенных черт: материальность, объективность, абсолютность (т.е. всё находится в движении), относительность (т.е. движение различается по отношению к разным системам отсчёта), противоречивость.

Покой – это временное сохранение предметом своих основных характеристик, например, сохранение своего устойчивого положения относительно других предметов. Но покой не означает полное отсутствие всякого движения. В любых предметах продолжается внутреннее движение. Предметы, покоящиеся в одной системе отсчёта, движутся в другой. Т.е. движение абсолютно, а покой относителен.

Многообразные процессы и явления материального мира различаются по уровню сложности. В ХIX в. Энгельс выделил пять форм движения, и эта классификация сохраняется до сих пор: механическое – изменение положения тела (или его частей) относительно других тел; физическое – изменение физических характеристик системы (температуры, плотности, заряда и т.д.); химическое – процессы превращения веществ, биологическое – процессы, свойственные только биологическим системам от макромолекул до биосферы; социальное – процессы, связанные с осознанной деятельностью человека.

Между формами движения материи существуют строгие взаимосвязи. 1)Каждая более сложная форма движения материи исторически развилась из менее сложных (кроме механического и физического). Классификация форм движения – это лестница, по которой материя поднималась в своём развитии. 2) более сложные формы движения включают в себя все предшествующие, менее сложные. 3) более сложные формы движения материи качественно не сводятся ни к одной из менее сложных форм, ни к их сумме. Поэтому, например, с помощью биологических законов нельзя объяснять социальные явления.

В природе борются порядок и хаос. С одной стороны, всё существующее стремится к разрушению и гибели, нет ничего вечного. С другой стороны возникают сложные структуры, способные прогрессировать. Самоорганизация – это спонтанный переход открытой неравновесной системы от простой, беспорядочной формы к более сложной и упорядоченной. Это универсальное свойство материи самоусложняться. До 20 века это свойство материи или отрицалось, что вело к метафизичности, или объяснялось идеалистически. Синергетика – теория самоорганизации, с позиции материализма описывает рождение порядка из хаоса.

3. Пространство и время как формы существования материи. Форма – это упорядоченность содержания. Пространство и время – это всеобщие формы существования материи, т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени. Материя не может существовать вне пространства и времени, как содержание не может быть без формы. Пространство – это порядок одновременного сосуществования материальных объектов. Время – порядок смены событий, последовательность состояний. Пространство и время имеют как общие, так и различные черты. Общие черты: материальность, объективность, абсолютность (т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени), относительность (т.е. метрические свойства пространства и времени могут различаться в разных системах отсчёта), противоречивость, безграничность.

Различия между пространством и временем состоят в следующем:

1) быть в пространстве, значит существовать одно рядом с другим (протяжённость), а быть во времени, значит существовать одно вслед за другим (длительность). 2) пространство имеет три измерения, а время – одно. 3) в пространстве равноправны все направления, а время необратимо течёт только в одном направлении.

В философии до 20 века существовали два подхода к объяснению связи между материей, пространством и временем. Согласно первому подходу П-В существуют независимо от материи и носят абсолютный характер. Пространство – это пустота, чистая протяжённость. Время – чистая длительность. Свойства П-В абсолютны, всегда и везде одинаковы, не зависят от характера материальных процессов. Этот подход соответствует обыденным представлениям человека о П-В и лежит в основе классической механики, созданной Галилеем и Ньютоном.

Согласно второму подходу П-В неразрывно связаны с материей и не могут существовать самостоятельно, как не может существовать пустая форма без содержания. Этот подход защищали многие философы, но высшее выражение он получил в диалектическом материализме. Из этого подхода следовали парадоксальные выводы. Если П-В – это характеристики материи, то их свойства должны меняться, в зависимости от характера материальных процессов. Физическим доказательством этой философской теории стала теория относительности А. Эйнштейна. СТО (1905) доказывает зависимость пространства и времени от взаимного движения материальных тел. ОТО (1916) – доказывает зависимость П-В от распределения гравитационных полей. Тела, создающие сильные поля тяготения, искривляют пространство, делают его неевклидовым. Чем сильнее поле тяготения, тем медленнее в нём течёт время по сравнению с временем вне поля.

4. Развитие Вселенной и проблема единства мира. Человека окружают многообразные предметы, процессы, явления с различными и даже противоположными свойствами. Но за всем этим многообразием скрывается единство мира.

Идеалисты видят основу единства мира в каком-то духовном начале. Сторонники религии – в боге. Субъективные идеалисты считают, что единство мира – только в сознании человека. Материалистическая философия и естествознание доказывают: 1) единство мира в его материальности. В мире нет другой субстанции, кроме материи, т.е. ничто не может существовать отдельно и независимо от материи. 2) Единство и целостность мира проявляется в наличии всеобщих взаимосвязей. Материальный мир – это единая система, в которой каждый элемент связан с другими. 3) Единство мира – в наличии всеобщих законов. 4) Единство мира – в единой истории его развития.

Наука 20 века углубила представления о диалектических взаимосвязях и развитии материального мира. Развиваться способны не только живая природа и общество. Развитие есть и в неживой природе. Вселенная не всегда была такой как сейчас. Она имеет историю, у которой было начало, и будет конец. История Вселенной – это единая цепочка превращений, в начале которой неупорядоченная материя, а на вершине – возникновение разума. Вероятно, возможен и дальнейший прогресс.

движение как способ существования материи

Что такое движение

Движение абсолютно, так как движется всё. Если, на наш взгляд, тело находится в покое, то это не значит, что движение прекращено полностью, оно переходит во внутренние процессы. Оно продолжает двигаться вместе с Землёй, Солнечной системой, Галактикой. То, что движение и материя неразрывны, признавали ещё древнегреческие философы-материалисты.

Философы-метафизики понимали движение с точки зрения механики. На вопрос, что же является началом движения, ответ был однозначный, оно происходит от внешних обстоятельств. Если движение передаётся от одного предмета к другому, что же тогда послужило началом. Что было первым движением? По мнению Ньютона, этому послужил первотолчок, который можно рассматривать, как Божественную силу.

движение как способ существования материи философия

Понятие движения в диалектическом материализме

Понятие в философии движения, как способа существования материи было введено учёными, придерживающимися взглядов диалектического материализма. Они основываются на следующем:

• Неотъемлемое свойство существования материи – это движение. Без него существование материи невозможно. Если представить себе материю без движения, то мы увидим застывшую статическую массу - хаотическое неизменное нагромождение. Но всё в мире изменяется, принимает различные формы и состояния. Этому способствует движение.

• Движение – это всякое изменение во Вселенной.

• Движение – это противоречие, началом его материалисты называют единство противоположностей.

Рассмотрим это подробнее.

движение как способ существования материи кратко

Начало движения

Движение – способ существования материи. Материализм видел причину начала движения внутри тела, системы, явления, она представляла собой определённую противоречивость, например, постоянство и изменчивость, притяжение и отталкивание, старое и новое, простое и сложное и так далее. В результате единства противоречий внутри материи зарождается активность, которая и является причиной начала движения. Другими словами, в существующем внутри материи едином целом идёт процесс разделения на противоположности, после чего начинается борьба между ними.

Движение, согласно диалектическому материализму, есть результат внутренней активности, порождающей единство противоположностей, в результате чего происходит самодвижение, то есть первичное движение. Согласно диалектики, всё во Вселенной существует друг с другом в связи, именно из этого можно сделать логическое заключение о самодвижении.

движение и развитие как способ существования материи

Движение, как способ бытия. Устойчивость и изменчивость

В диалектике устойчивость и изменчивость являются парой противоположностей, которые определяют движение. Что такое устойчивость? Это есть сохранение определённых свойств, отношений и состояний неких материальных систем. Отсюда следует предположить, что изменчивость – это перемена свойств, что ведёт к созданию новых материальных систем.

Движение заключает в себе обе противоположности, которые не встречаются в чистом виде, а существуют взаимосвязано. Например, изменчивость движения очевидна, она повторяется, что само по себе служит определённого вида постоянством. Говорить об устойчивости или изменчивости, как источнике движения невозможно. Так как их единство, взаимодействие и, как действие противоположностей, взаимоисключение - есть движение. Другими словами, кратко, движение, как способ существования материи, состоит в борьбе противоположностей.

Значение противоположностей: устойчивости и изменчивости, как способов движения велико. Например, если мы возьмём эволюционные процессы в природе, то здесь явно присутствует изменчивость, которая идёт от низшего к высшему. Но представить эволюцию без устойчивости просто невозможно. Её формой здесь будет закрепление полученного опыта, преобразований в виде информации, накопленной, закреплённой и переданной следующим поколениям. Это называется наследственностью.

движение как способ существования материи философия кратко

Характеристики движения

Материалистическая диалектика переходит через физическое и метафизическое понимание движения, как механического, т. е. простого перемещения предметов в пространстве относительно друг друга, при котором процесс движения происходит как бы сам собой по замкнутому кругу. Она смотрит на движения с точки зрения материализма и считает, что движение можно охарактеризовать, как:

• Материальное. Движение может быть только материальным, так как без материи оно невозможно.

• Абсолютное. Как говорилось выше, движется абсолютно всё. Любое существование подразумевает под собой изменение, которое есть движение.

• Относительное. Движение одного предмета происходит относительно другого. Даже когда предмет (материя) находится в абсолютном покое относительно одних тел, он движется относительно других.

• Противоречивое. Так как мы рассматриваем движение, как способ существования материи, причиной его начала является противоречивость. В каждом предмете, веществе постоянно происходят определённые изменения. С этой точки зрения, предмет, оставаясь тем же, каждый момент меняется, он, в результате изменений в нём, уже другой. Только этим можно объяснить многообразие мира.

движение способ существования материи

Состояние покоя

С точки зрения противоречивости, если существует движение, значит должно существовать другое состояние. И оно есть, его называют покоем, который не является реальностью, находящейся рядом с движением. Его нельзя отнести к антиподам. Это есть движение, как способ существования материи. Под покоем необходимо понимать момент стабильности, отсутствия изменений, равновесия, временное единство противоположностей.

Движение, как способ существования, есть постоянное изменение, а покой - есть сохранение состояния устойчивости вещей и условием их существования. Давайте представим себе отсутствие состояния покоя. Бесконечное движение превратило бы всё в хаос. И только состояние покоя даёт качественно различимые предметы, которые, находятся в нём, существуют определённое время в определённом месте. При этом нужно подчеркнуть главное, что абсолютно движение, а относителен покой.

Три типа движения

Движение и развитие, как способ существования материи можно проследить в живой и неживой природе, в обществе в виде изменений. Но оно не представляет собой однородный процесс. Даже если мы рассмотрим человека, то заметим в нём изменения различного типа. Сначала человек рождается, и происходят изменения в развитии. Потом постепенно начинаются изменения в сторону угасания, старения. Итак, каковы типы движения:

• По восходящей линии – от простого к сложному. Развитие.

• По нисходящей линии – от сложного к простому. Старение.

• По прямой линии. При нём нет ни нисходящих, ни восходящих движений. Длится короткий промежуток времени. После его окончания возможно движение по любому из ранее названных типов.

Все эти изменения относительны по отношению к другим предметам.

Многообразие форм движения

Диалектика рассматривает многообразие движения материи и его основные формы, переходы одной в другую. Каждая из них имеет различные носители (материю), каждая из них имеет свои законы, работающие на определённом уровне. Простые формы движения образуют более сложные, при этом в сумме они составляют качественно новую.

Классификация форм движения и вместе с ними наук, законам которых они подчиняются, впервые была разработана Фридрихом Энгельсом. Он определил их, как основные пять форм, которые хорошо известны. Это механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Все они взаимосвязаны, в них входят более простые формы движения. В свою очередь, они также образуют ещё более сложные формы.

Даже самая простая форма движения - механическая, по Энгельсу, состоит из множества движений, таких как прямолинейное, криволинейное, хаотическое, ускоренное и так далее. Самая сложная форма – это социальная.

движение как способ бытия устойчивость

Социальная форма движение

Почему данная форма, с которой связано и мышление, считается самой сложной? Это происходит за счёт носителя – социальной материи, которая является самой сложной. Именно она включает в себя все изменения, происходящие в организме человека. Примером может быть перекачка в организме человека крови по сосудам, - в этом принимает участие сердце человека, которое выполняет механическую работу, но механизмом оно не является, так как его работа подчиняется органам нервной системы. Основные виды жизнедеятельности человека, такие как трудовая, общественная и другие, обуславливают изменения в демографии, этнических группах, развитии производительных сил и так далее. Они происходят в соответствии с законами движения, которые действуют на на уровне социальном.

Пространство и время, как формы движения

Открытие новых форм движения

Но как показала жизнь, классификация форм движения в наше время претерпела значительные изменения. Развитие науки приводит к открытию и изучению новых форм движения. Но по-прежнему, изучение движения и развития, как способов существования материи остаётся наиболее важным. Например, в наше время встал вопрос об изучении новых форм: геологической, космологической, квантово-механической и так далее. Суть их заключается в специфике носителей. Эту материю изучают учёные. Знания о различных формах движения, ещё не известных несколько десятилетий назад, позволяют сделать вывод, что это ещё не конец. Природа готова преподнести человеку множество форм движения, материй.

Движение в философии — это всякое изменение вообще.

В это понятие входят:

1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.).

2. Изменение состояний (биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.).

3. Переходы из одного состояния в другое (качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.).

4. Изменение положения тела в пространстве (механическое перемещение, вращение, квантово-механическое перемещение).

5. Возникновение новых явлений и объектов (социальных, физических, искусственных и природных).

6. Изменения в форме (изменение внешнего очертания).

7. Изменение размера (увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций).

8. Системные изменения (смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т. д. групповых или парных взаимодействий)

и т. д. и т. п., то есть движение — это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.

Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.

В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только относительно некоего момента устойчивости, относительно некоего момента покоя, содержащего в себе набор характеристик, относительно которых возникает картина происходящих изменений.

Однако, начиная еще с античных времен, в философии утвердилась общая для всех школ позиция, что движение является универсальным и постоянно действующим фактором бытия. Следовательно, само состояние устойчивости объектов, систем или явлений, само состояние стартового покоя, от которого начинается и усматривается их изменение, находится также в составе самого движения, поскольку движение никогда нигде не исчезает и не приостанавливается.

Таким образом, движение есть:

1. Единство изменчивости и устойчивости текущего состояния объекта, системы или явления.

2. Единство непрерывности потока изменений и прерывности качественных состояний объекта, системы или явления в этом потоке.

3. Единство абсолютного и относительного, как единство всего мирового движения (абсолютное) и условных состояний покоя в его составе (относительное).

Движение, как изменение, пронизывает все процессы бытия и определяет их характер. Поэтому вопрос источника движения принципиален для философского мировоззрения и решается в нём двояко:

1. Движение проистекает от внутренней способности объектов и явлений к изменчивости (материализм),

2. Движение проистекает только от какой-либо внешней для объектов и явлений причины (идеализм).

Идеалистические течения философии, отрицающие внутреннюю способность материи к движению, предлагают самые разные источники движения, начиная от Логоса и Перводвигателя, и заканчивая Богом или Абсолютным Духом.

При этом в их системах допускается тот или иной момент начала движения в мире и, соответственно этому, допускается возникновение мира во времени, то есть принимается версия сотворённости мира.

Материализм же полагает, что движение — это есть не что иное, как способ существования материи и неотделимый от материи атрибут, присущий ей органически по самой её природе, и этот тезис должен снимать, как вопрос об источнике движения, так и саму возможность начала движения или возникновения мира во времени.

Ведь, если движение — это способ существования материи, если движение — это неотделимый атрибут материи, то, в таком случае, не только материя немыслима по отдельности без движения, но и само движение немыслимо по отдельности без материи.

Следовательно, не существует никаких других причин движения материи кроме самого движения, и, в этом случае, движущаяся материя существовала всегда.

Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие:

1. Становление — это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия.

Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния.

Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие.

2. Изменение — это превращение объекта, системы или явления в нечто другое.

Эта категория выражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний.

Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах — в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия.

3. Развитие — это целенаправленное, закономерное и поступательное изменение объекта или системы, предусматривающее переход к необратимо новому состоянию.

Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).

Развитие бывает:

— эволюционное — медленное, длительное и постепенное накопление изменений предшествующего состояния, и

— революционное — быстрая, резкая смена предшествующего состояния новым.

По своему направлению развитие бывает:

В процессах становления, изменения и развития движение осуществляется в различных своих формах.

Формы движения делятся на три основные группы: духовные формы движения, формы движения материи и социальные формы движения. Каждая из форм движения, в свою очередь, состоит из невообразимого множества видов движения.

Формы и виды движения:

1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.

Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения, эстетические пристрастия, творческие акты, процессы исследовательского мышления, накопление и осмысление информации, создание объектов духовной культуры, религиозные воззрения и т. д. и т. п.

2. Материальные формы движения материи представляют собой:

— механическое движение — пространственное перемещение материальных объектов, характеризующееся наличием у них траектории.

Виды механического движения: абсолютное, относительное, вращательное, криволинейное, ускоренное, поступательное, циклическое, хаотическое, колебательное и т. д. и т. п.

— квантово-механическое движение — характеризуется отсутствием траектории перемещающихся объектов.

Виды квантово-механического движения: скачок, спин, флуктуация, аннигиляция и т. д.

— физическое движение — процессы естественной природы и рукотворных объектов, работающих на физических законах естественной природы.

Виды физического движения: теплота, электромагнетизм, гравитация, полевые феномены, движение света, перестройка электронных оболочек атомного ядра, возбуждение, инерционные эффекты, фазовые переходы и т. д.

— химическое движение — образование, видоизменение, взаимодействие и разрушение молекул вещества.

Виды химического движения: окисление, восстановление, ощелачивание и т. д., то есть все органические и неорганические реакции, процессы полимеризации, физико-химические явления и пр.

— биологическое движение — процессы живых организмов.

Виды биологического движения: обмен веществ, движение крови, дыхание, выделение, высшая нервная деятельность, старение, регенерация, оплодотворение и т. д.

Каждая из форм движения может объединяться в группы с другими формами движения, образуя так называемые сложные формы движения (биохимические, физико-химические, социобиологические, биофизические, симбиозы, экосистемы, социально-политические союзы и т. д.). Между всеми формами движения существует взаимосвязь и взаимное влияние друг на друга.

АТРИБУТ — неотделимое свойство.

ДВИЖЕНИЕ — в общефилософском смысле любое изменение как таковое, в трактовке материализма — способ существования материи.

ИДЕАЛИЗМ — течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя.

МАТЕРИАЛИЗМ — течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.

МАТЕРИЯ — то, из чего вещественно состоит мир.

РАЗВИТИЕ — целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.

ИЗМЕНЕНИЕ — превращение объекта, системы или явления в нечто другое.

ПРОГРЕСС — восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному.

ПСИХИКА — совокупность душевных процессов и явлений человека, образующих его субъективный внутренний мир.

РЕГРЕСС — нисходящее развитие, противоположное прогрессу.

СТАНОВЛЕНИЕ — непрерывная изменчивость вещей и явлений.

ЭВОЛЮЦИЯ — медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.

Тема абсолютно несложная, кроме одного момента, где заявляется, что становление — это есть постоянный переход бытия в небытие. Здесь часто возникает серьезное недоумение относительно привычного уже к этому этапу знания, что небытия не бывает, и — в какое же тогда небытие переходит бытие?!

Само бытие никуда и ни в какое небытие не переходит и не может переходить. Исчезают, то есть переходят в небытие, только те или иные его качественные характеристики. В этом заявлении диалектики о постоянном переходе бытия в небытие больше литературщины, чем действительно философии, но, поскольку оно традиционно принимается, то его следует традиционно озвучивать.

При этом, чтобы легче понимался этот небольшой парадокс, порожденный терминологией, следует понять, что бытие всякий раз переходит в небытие не вперёд по своему движению в становлении, а назад, по факту исчезновения своего прежнего вида. Бытие отваливается в хвостовой части своего становления своими отмершими частями в небытие, как отваливается и исчезает в черном космосе сгоревшая ступень ракеты.

Точно также можно сказать, что тот девятилетний мальчик, который во втором классе не хотел учить математику, перешел в небытие, потому что из него сейчас получился вот этот вдумчивый читатель, который проникает в философские вопросы движения. В этом смысле любой человек — это тоже единство бытия и небытия, и в нём тоже постоянно совершается переход из бытия в небытие: побрился, умылся, и вот уже ушло в небытие это небритое и неумытое бытие. Литературщина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫТИЯ

2. СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫТИЯ Способом существования бытия является движение.В широком смысле движение — это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут (т. е. неотъемлемое всеобщее свойство). Учение об атрибутивности движения было

Единство мира. Материя и движение как способ ее бытия. Время и пространство

Материя и движение. Формы существования материи

4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. Диалектический материализм учит, что пространство и время являются активными формами бытия материи. Признание объективной реальности пространства и времени вытекает из

Принципы действия материи; притяжение тел и движение планет, объясненные из этих принципов

Принципы действия материи; притяжение тел и движение планет, объясненные из этих принципов О ПРИНЦИПАХ ДЕЙСТВИЯ МАТЕРИИРаздел I. О существенных свойствах и различиях вещей1. У нас нет знания о субстанциях, или о чем-либо сущем, или о какой-либо вещи, отделенного от действия

2. Содержащееся в этом направлении обращенное движение, становление морали

2. Содержащееся в этом направлении обращенное движение, становление морали Но самосознание, которое прежде всего есть дух лишь непосредственно и согласно понятию, вышло из этого счастливого состояния, когда оно достигло своего определения и живет в нем, — или же оно его

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ[303]

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ[303] Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения

[ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК]

[ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК] * * *Causa finalis [Конечная причина. Ред.] — материя и внутренне присущее ей движение. Эта материя не абстракция. Уже на Солнце отдельные вещества диссоциированы и не различаются по своему действию. А в газовом шаре туманности все

Основные формы движения

Основные формы движения Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения

[Формы движения материи. Классификация наук]

[Формы движения материи. Классификация наук] * * *Causa finalis[272] – материя и внутренне присущее ей движение. Эта материя не абстракция. Уже на Солнце отдельные вещества диссоциированы и не различаются по своему действию. А в газовом шаре туманности все вещества, хотя и

3. МЫСЛИМО ЛИ ДВИЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕРИИ?

3. МЫСЛИМО ЛИ ДВИЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕРИИ? Использование философским идеализмом новой физики или идеалистические выводы из нее вызываются не тем, что открываются новые виды вещества и силы, материи и движения, а тем, что делается попытка мыслить движение без материи. Вот этой-то

ДВИЖЕНИЕ КАК ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ СИЛ

ДВИЖЕНИЕ КАК ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ СИЛ Рассмотрим теперь, как движение — объясняет суть и наличие сил. Во Вселенной, теоретически — должно существовать безграничное разнообразие всевозможных сил. Однако все силы, по своему действию — могут быть разделены всего на два


Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 12. Движение

Движение в широком смысле слова — любое изменение, в узком смысле — изменение положения тела в пространстве, важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение — это изменение в обществе, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляют собой проявления относительного покоя. Но данная устойчивость обусловлена особым типом взаимодействия микрочастиц в теле. Тем самым она выступает как результат движения микрочастиц.

Таким образом, движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы движения. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с другими телами через электромагнитное и гравитационное поля и изменяется при этом. Так, теория относительности А. Эйнштейна указывает, что с увеличением скорости движения происходит возрастание массы тел. Всякое движение включает в себя взаимодействие различных форм движения и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Движение материи представляет собой процесс взаимодействия противоположностей. Так, механическое движение выступает как единство прерывности и непрерывности пространства и времени; электромагнитное, ядерное и гравитационное движения основаны на единстве противоположных процессов поглощения и излучения микрочастицами квантов электромагнитного, ядерного и гравитационного полей; химическое движение включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов и т. д. Бесконечное самодвижение материи в космосе также выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в итоге к возникновению звезд, галактик и других форм материи.

Если движение материальной системы подчиняется некоторому единому закону и включает в себя целостное изменение системы, то оно выступает как процесс ее развития. При восходящем развитии происходят усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, прогрессивное преобразование от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает деградацию и распад системы, упрощение форм ее движения. Движение является более общим понятием, чем развитие, поскольку оно включает в себя всякое изменение, в том числе нынешнее и случайное, не соответствующее внутреннему закону развития системы.

Читайте также: