Двигательная деятельность в доу во 2 группе раннего возраста

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1723 0

В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Движение-это биологическая потребность растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Движения способствуют развитию всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ.

Таким образом, двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие.

Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю. Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

В процессе правильно организованной двигательной деятельности идет формирование личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как активность, инициативность, самостоятельность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают навыки общения с взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действия с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Без движения не может осуществляться ни один вид деятельности (предметная, игровая и т. д.).

Поэтому, работая с детьми раннего возраста, стараемся организовать жизнь воспитанников таким образом, чтобы они полностью удовлетворяли свою потребность в движении. Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии детей

Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня, какова интенсивность его движений?

Исследования специалистов показывают, что объём, интенсивность движений зависят от ряда факторов: возраста, пола ребёнка, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети раннего возраста быстро устают, для них необходима постоянная смена движения, что необходимо учитывать при организации разных видов детской деятельности.

Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки,

Летом потребность в движении у детей больше, чем зимой.

Меняется потребность в движении и в течение суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую - с 17 до 19 часов.

С целью обеспечения физического и психологического комфорта детей на основе здоровье-сберегающих технологий нами разработана модель двигательной активности с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Одним из основных условий удовлетворения потребности в движении ребенка является

создание развивающей предметно-пространственной среды в группе,

которая смоделирована с учетом требований ФГОС ДО, интересов детей, индивидуальных потребностей и гендерно-дифференцированного подхода, что позволяет обеспечить разностороннее развитие каждого воспитанника, создать благополучный эмоциональный климат в группе. В группе создано здоровьесберегающее пространство -

центр двигательной активности,

где имеется разнообразное оборудование: дорожки для профилактики плоскостопия, мягкие модули, набивные мешочки для бросания, кольцеброс, дуги, кегли, воротца, скакалки, игрушки - качалки, разноцветные флажки, ленточки, султанчики, мячи разного размера для метания вдаль и в цель. Все пособия находятся в открытых емкостях, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, пособия периодически меняются.

Формы двигательной активности

Утренняя гимнастика

является одним из важнейших мероприятий в ДОУ и в семье. Начинать проводить её надо с двух лет. В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, расслабление Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы.

Ещё одной формой развития двигательной активности является

гимнастика после сна.

Её цель - поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на дыхание. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных

проводится три раза в неделю под музыкальное сопровождение в игровой форме, с введением увлекательных упражнений, что способствует повышению интереса детей, развитию эмоциональных чувств.

При проведении учитывается уровень подготовленности ребёнка, группа здоровья, соблюдается принцип постепенного увеличения нагрузки и постепенного снижения её; чередования разных видов движений, обеспечивая активный отдых детей; по мере овладения детьми двигательных умений, увеличивается физическая нагрузка за счёт усложнения двигательных заданий.

Много радости, увлекательных упражнений доставляет детям

музыкальная деятельность

Большое место в жизни маленького ребёнка занимают

подвижные игры.

Выполняя разнообразные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У детей развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребёнка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что способствует оздоровлению организма.

Снять утомление детей, повысить умственную работоспособность помогает

физкультминутка

. Проводим физкультминутки в форме подвижной игры под текст стихотворения.

Для поддержания детского интереса проводим

логоритмические упражнения.

Подобные упражнения помогают решить целый ряд задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта с взрослым через игру, развитие устной речи детей (в сочетании слова с движением)

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Разучивая комплексы гимнастики, дети учатся не только движениям, но и повторяют за воспитателем слова.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной

деятельности являются движения. Преимущество её заключается в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке.

Двигательный опыт у малышей ещё не велик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность проходит под наблюдением воспитателя при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними видно, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие в играх с детьми активизирует малышей, создаёт у них радостное настроение. Необходимо помочь ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.

Работа с детьми и родителями по данному направлению дала положительный результат: дети стали более активными, подвижными, реже болеют. Все дети много двигаются, увлечённо действуют с любыми предметами (мячами, флажками, кеглями, обручами и т. д,), с удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

на заседании Заведующий

педагогического совета ___________ _________

протокол №________ Приказ № ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

во второй группе раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

(на период с 1 сентября 2019 года по 31августа 2020 года)

На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования

/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2014./

Мазеева Л.В. воспитатель

1 квалификационной категории

(формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическая культура)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(вторая группа раннего возраста)

(от 2 до 3 лет)

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Рабочая учебная программа составлена на основании ООП ДОУ Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Обновление содержания осуществляется на основе программы «Физическая культура – дошкольникам, автор Л.Д.Глазырина

Основные цели и задачи

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей, повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы самостоятельности и творчества в двигательной активности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Содержание психолого – педагогической работы

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть, уши – слышать, нос – нюхать, язык – пробовать (определять) на вкус, руки – хватать, держать, трогать; ноги – стоять, рыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать.

Физическая культура

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте с продвижением вперед, в длину с места отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

К концу года дети второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) должны уметь:

Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

Проявлять навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых);

При небольшой помощи взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, салфеткой, расческой горшком);

Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга;

Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед;

Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч;

Ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам – М., Гуманит.изд. центр ВЛАДОС

Тематическая

Игровая мотивация

Программное содержание

Содержание образовательной деятельности

Интеграция с другими областями

Материал и оборудование

1 сентября

До свидания, лето – здравствуй детский сад!

Дать детям информацию об отдельных частях тела и их функциях; поощрять к движениям, действиям, направленным на совершенствование движений руками, ногами, головой, туловищем и т. п.

Воспитывать внимание и интерес к окружающей действительности, явлениям природы.

1. Разыгрывание небольшой сценки кукольного театра.

2. Беседа по теме.

3. Ходьба мимо предметов (1-1.5 мин.)

4. Бег мимо предметов (1-1,5 мин).

5. Приседание на двух ногах, руки на поясе, (6-8 раз.)

6. Упражнения для головы – повороты из стороны в сторону(4-5 раз).

Гимнастические палки, бумажные листочки, театр.

3 сентября

Познакомить детей с понятиями о возрасте; учить общению со взрослыми.

Закрепить информацию об отдельных частях тела.

Развивать самостоятельность и творчество.

Прививать любовь к физической культуре.

Вводная беседа с детьми о том, что они уже узнали о себе.

1. Спокойная ходьба стайкой.

2. Бег врассыпную.

3. Ходьба мимо предметов (1-1.5 мин.)

4. Бег мимо предметов (1-1,5 мин).

5. Приседание на двух ногах, руки на поясе, 6-8 раз.

6. Упражнения для головы – повороты из стороны в сторону(4-5 раз).

7. Упражнения с палками.

Светит в нашу комнатку. (поют и ходят по кругу)

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

8 сентября

До свидания, лето!

Учить детей принимать правильное исходное положение в тех или иных упражнениях;

развивать двигательные реакции в упражнениях общеразвивающего характера;

познакомить с листьями разнообразной окраски и формы.

Прививать любовь к природе.

1. Беседа о букете из листьев.

8. Сказка про листочки.

Листья с деревьев

1 0 сентября

Продолжать учить ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.

Формировать умение действовать сообща. Сохранять устойчивое положение тела. Развивать умение прыгать на двух ногах на всей ступне с подниманием на носки.

1. Построение врассыпную.

3. ОРУ с листочками.

4. Ходьба между предметами.

5. Прыжки на всей ступне с подниманием на носки.

6. Катание мяча двумя руками.

15 сентября

Мой любимый детский сад

Учить детей строиться в колонну друг за другом.

Закреплять навыки ползания.

Закрепить навыки действия с мячом (катать).

Формировать выразительность движений.

1. Построение в колонну друг за другом.

2. Ходьба в колонне друг за другом по зрительной ориентации.

3. Бег на носках.

7. Прокатывание мяча двумя руками под дугу.

Доска шириной 20 см., мячи, корзиночки.

17 сентября

Ходьба парами с флажками в свободной руке. Бег всей группой с размахиванием флажков над головой. Упражнять детей в ползании по доске, лежащей на полу, в катании мяча одной рукой воспитателю.

1. Построение парами.

2. Ходьба парами с флажками в свободной руке.

3. Бег всей группой с размахиванием флажков над головой.

5. Ползание по доске, лежащей на полу.

6. Катание мяча одной рукой воспитателю.

Доска, флажки, мячи.

22 сентября

Что нам лето подарило?

Учить строиться в колонну по одному, ходить и бегать в колонне друг за другом по зрительной ориентации под музыкальное сопровождение.

Упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя, в катании мяча двумя руками.

Формировать выразительность движений.

1. Построение в колонну по одному.

2. Бег в колонне друг за другом. (20 сек.)

3. Ходьба друг за другом по зрительным ориентирам (овощи на грядке).

5. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя.

6. Катание мяча двумя руками.

24 сентября

Продолжать учить строиться в колонну по одному, ходить врассыпную, бегать в колонне.

Упражнять в отбивании мяча об пол (дети сидят на ковре, держат двумя руками мяч), в ползании за катящимся предметом.

Формировать потребность в двигательной активности у детей. Познакомить с особенностями поведения животных осенью.

1. Построение в колонне по одному.

2. Ходьба врассыпную (20 сек.)

3. Бег в колонне (20 сек.)

5. Отбивание мяча об пол.

Муляжи овощей, мячи.

29 сентября

Рассказать детям, что растёт в огороде; уметь рассказать о том или ином овоще; развивать элементы творческой передачи движений.

Воспитывать желание заниматься спортом.

Беседа об овощах.

1. Показ картинок с изображением овощей.

2. Воспитатель предлагает одеть шапочки с изображением овощей.

3. Дети рассказывают о своём овоще.

4. Воспитатель предлагает пойти к грядке.

5. Дети выполняют упражнения.

6. Заключительная беседа.

Бумажные шапочки с изображением овощей по числу детей в группе

Формировать положительное отношение к такому природному явлению, как дождь; упражнять детей в ходьбе по скользким дорожкам, осторожно обходя лежащие на них листочки. Воспитывать внимание и интерес к окружающей действительности, явлениям природы.

1. Построение парами, выход на дорожку детского сада.

2. Ходим по дорожкам с расставленными ладошками, поворачиваем на внутреннюю и наружную стороны, рассматриваем капельки на ладошках (1-1,5 мин).

3. Стоя на месте помойте руки под дождем (1-1,5 мин)

4. Пробегите в медленном темпе (1-1,5 мин)

5. Сдуйте капельки с листочков (2 мин)

6. Поднимите опавшие листочки и бросьте их вверх.

7. Остановитесь, высуньте язычок изо рта и старайтесь поймать кончиком капельку дождя (1-1,5)

Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

Детский организм нуждается в максимальной поддержке общего здоровья – в оздоровлении.

Важными в психопрофилактической работе с детьми раннего возраста является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Поэтому, создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы ставим перед собой цель:

— Сохранение физического и психического здоровья детей.

Исходя из этой цели, перед нами стоят следующие задачи:

— Способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка.

— Укреплять и сохранять психоэмоциональное здоровье детей.

— Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.

Средствами реализации цели являются:

1. Организация режимных моментов комфортных для психологического состояния детей, использование вариативных режимов дня.

Это правильный режим дня, который дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья. Группа имеет свой распорядок и режим дня.

- режим дня на холодный период;

- режим дня на теплый период.

2. Правильное питание.

Обращаем особое внимание на гигиенические навыки приема пищи. Такие как; правильно держать ложку, правильно сидеть за столом (ровная спинка, кушать аккуратно, не разговаривать во время приема пищи, ставим стаканчики с салфетками и учим вытирать ротик после еды, надеваем нагруднички тем, кто еще не освоил навыки кушать аккуратно.

3. Формирование основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.

Организация культурно- гигиенических процедур (например, умывание, мытье рук (пользование мылом), вытирание рук своим полотенцем сопровождаются песенками, потешками. Для формирования здорового образа жизни, дать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире, знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения),

4. Разнообразные виды организации режима двигательной активности детей.

Грамотно организованная двигательная активность детей, способствует укреплению здоровья. Для этого в группе созданы все условия. Есть спортивное оборудование, инвентарь, игрушки, способствующие развитию двигательной активности детей.

- Утренняя гимнастика с разным пособием

- Бодрящая гимнастика (после дневного сна)

У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус проводим в игровой форме. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей и т.д. Гимнастику после сна можно проводить с музыкальным сопровождением.

- Физкультминутки.

- Гимнастика для глаз.

- Самостоятельная двигательная активность в физкультурном уголке.

- Подвижные игры.

5. Общеукрепляющие мероприятия.

Режим проветривания (для оздоровления воздушной среды и озонирования воздуха с помощью ионизатора);

- Дорожки здоровья для закаливания и профилактики плоскостопия Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы (плоскостопие), так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Для этого мы упражняем детей в приподнимании, ходьбе на носках, используем атрибутику, такую как ребристая доска, ходьба по змейке и т.д.

- Умывание прохладной водой.

- Физкультурные занятия 3 раза в неделю в группе в соответствии с образовательной программой д/с. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

- Прогулки 2 раза в день.

6. Оптимальный двигательный режим.

Благодаря многократному повторению движений дети приобретают уверенность и самостоятельность. Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей.

В раннем возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений. Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её.

Потребность детей в движениях и их смене естественна. Но сами они, в силу недостаточно развитой деятельности (игровой и др.), редко используют или вовсе не используют лазание, подпрыгивание, перешагивание, редко играют с мячом, обручами. Поэтому детям следует давать задания, побуждающие детей к разнообразным движениям, но при этом следить, чтобы дети не переутомлялись, могли и хотели наблюдать за окружающим, заниматься с игрушками и строительным материалом.

Для обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в своей группе мы решаем при помощи различных игр и манипуляций с водой, песком и крупами. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. При организации игр с водой необходимо учитывать следующее: вода должна быть теплой и кипяченой Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей. У детей должны быть клеенчатые фартучки, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки.

В своей работе с детьми используем такие игры, как: переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой,) и способами (губкой, воронкой); игры с заводными плавающими игрушками, мельницей; мы используем следующие игры: пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик); прятанье и поиск игрушек в крупе; рисование разных дорожек и т.д.

Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря ему развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции.

Игры с водой и сыпучими материалами у детей создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

7. Организация пространственной предметно – развивающей среды.

В раннем возрасте должны быть созданы условия для разнообразного бодрствования, для двигательной активности и развития основных движений детей. Для этого в группе должно быть соответствующее оборудование, пособия и игрушки, чтобы дети смогли бы реализовать свои потребности в движении. Необходимы игрушки – каталки, коляски, машины, горки, мягкие модули; оборудованный физкультурный уголок в группе для того, чтобы обеспечить разнообразную деятельность детей.

Оборудование и пособия физкультурного уголка для развития движений должны сравнительно легко перемещаться, убираться.

Содержание физкультурного уголка

Для общеразвивающих упражнений.

1. Пластмассовые цветные кубики (3х3х3; 4х4х4).

5. Ленточки разноцветные (дл. 25-30; 50-60 см).

6. Платочки цветные (20х20).

8. Плоскостные обручи (диам. 15-20 см).

9. Предметы для разбрасывания (листочки, грибочки, кружочки, ягодки).

Для упражнений основных видов

1. Мячи резиновые (Д: 6-8; 20-25см).

2. Мячи надувные Д: 40 см.

4. Клеенчатые дорожки дл. 1,5 – 2м, шир. 20,25, 30 см.

5. Ребристые дорожки.

7. Мешочки с песком. Вес от 50 гр. до 150-200 грамм (с 2,5 лет).

9. Корзина для мячей (метание).

Для подвижных игр

1. Шапочки животных.

Пособия музыкального уголка, сенсорного уголка, театрализованной деятельности способствуют развитию танцевальных движений, мелкой моторики, согласованным действиям детей и вызывают положительные эмоции.

В нашей в группе сделаны картотеки: утренней гимнастики, пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.

8. Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания.

Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Список использованных источников:

1. Галанов А.С., Игры, которые лечат (для детей от 1г. до 3 лет). – М.: ТЦ Сфера,2006.

2. Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания. Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития.

Орлова Надежда Анатольевна

г. Верхний Уфалей

2сл. Актуальность темы

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.

Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития. К одному изусловий нормального роста и развития ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как основа жизнеобеспечения детского организма, оказываетвоздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы организма ребенка. Движение – залог здоровья.В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и этапотребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннеговозраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте частонеуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые видыдвижений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.)Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательнойпотребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательныеупражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности.Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение.Рассматриваяважность проблемы развития двигательной активности детейраннего возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развитияинтереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.

Цель: развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе организации подвижных игр и двигательных упражнений.

изучить теории и методики развития физической активности детей раннего возраста, направленных на своевременное эффективное формирование у них жизненно важных двигательных навыков, в условиях дошкольного образовательного учреждения

развивать умения двигаться самостоятельно и свободно

способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей

(овладение основными движениями)

способствовать расширению у родителей знаний в вопросах двигательной активности детей раннего возраста

Народная мудрость гласит:

Анализ развития профессионально личностного потенциала педагога

Свою работу, я начала с самообразования:

Ознакомилась с нормативными документами

Изучила методическую литературу:

Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г. М. Ляминой. М.: Просвещение, 1981.

Разработала перспективный план подвижных игр для детей раннего возраста

Пополнила при участии родителей предметную среду группы (приобрели флажки, ленточки, мячи, обручи; изготовили медальоны с изображением мордочек животных, приобрели маски с изображением мордочек животных)

Подобрала информационно-наглядный материал для родителей

5 сл. Уголок физического развития

Одним из основных условий, полноценного физического развития ребенка, является создание предметно-развивающей среды в группе. Она стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для удовлетворения потребности детей в движениях, я создала в нашей группе, уголок физического развития, который способствует:

приобретению двигательного опыта и физических качеств, координации, гибкости

правильному формированию опорно-двигательной системы организма

развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук

закреплению навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты)

овладению подвижными играми

6 сл. Выносное оборудование

7 сл. Предварительная работа с детьми

Проявление интереса и активности в подвижной игре, двигательным упражнениям, зависят от предварительной подготовки воспитателя и детей. Поэтому провожу предварительную работу для того, чтобы дети имели представление о сюжете игры: чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, наблюдение за животными и птицами, наблюдение за явлениями природы, за деятельностью людей.

Занятия по развитию движений

Индивидуальная работа по развитию движений

Самостоятельная игровая деятельность детей с использованием оборудования по развитию двигательной активности

9 сл. Утренняя гимнастика

Ежедневно проводится утренняя гимнастика: онаявляется одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребенка в детском саду. Это совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм, в целях укрепления здоровья.


10 сл. Занятия по развитию движений

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в рамках НОД. НОД по физическому развитию способствует формированию навыков сохранения правильной осанки, формирует навыки правильного дыхания в процессе выполнения активной двигательной деятельности. Укрепляет костно-мышечный аппарат посредством использования физических упражнений.


11 сл. Физ. минутки


12 сл. Подвижные игры

Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического развития детей, является подвижная игра.

Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, развивают ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.


13 сл. Музыкальные занятия

Работу по формированию двигательных качеств, через игровые упражнения, провожу во взаимодействии с музыкальным руководителем, музыка способствует поднятию настроения у детей и побуждает к двигательной активности.


14 сл. Гимнастика пробуждения


15 сл. Игры-забавы


16 сл. Хороводные игры


17-18 сл. Индивидуальная работа

Ежедневно, с детьми раннего возраста планируется и проводится индивидуальная работа по основным видам движений: ходьба, бег, прыжки, лазание (по ступенькам на горку), перелезании (через бревно); ловле, бросании (мяча).


19-20сл. Самостоятельная игровая деятельность детей

Не менееважное, значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня. У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, я целенаправленно контролирую двигательную активность каждого ребёнка.

Своевременно предлагаю интересную для ребенка деятельность, периодически корректирую ее, дозирую время.

Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивается на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.


21-23сл. Работа с родителями

В рамках данной темы была организована работа с родителями, направленная на приобщение взрослых к здоровому образу жизни, привлечение внимания к совместной деятельности с детьми, непосредственное участие родителей в совместных мероприятиях. Работа реализовалась через следующие формы:

Серия наглядной информации

Создана картотека подвижных игр

В результате проведенной работы, родители:

научились организовывать игры с детьми дома

оборудовали мини - уголки для физического развития в домашних условиях

у детей улучшилась координация движений

повысили интерес к здоровому образу жизни

24 сл.

Итог о проделанной работе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности детей через подвижные игры и двигательные упражнения актуальна, т.к. ребенок раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный с выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений, координацию и равновесие. Систематическое использование различных вариантов игровых упражнений содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок, равновесие, глазомер. Данные выводы основаны на полученных результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа заболеваемости и посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребенка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдение всего двигательного режима.

На основании всего вышесказанного, свою педагогическую работу считаю эффективной и целесообразной.

Читайте также: