Душа обязана трудиться план урока

Обновлено: 04.07.2024

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты возьми и однажды добро просто так соверши

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Чтоб скорее исполнились светлые наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

Слайд №2 Добро – это благо, нечто ценное для людей и общества в целом, что-то очень хорошее, полезное. Добро - это то, что объединяет людей, ведет к взаимопониманию, толерантности (терпимости, оно характеризует поступки человека с точки зрения его душевного и нравственного развития. Противоположность добра есть зло.

Слайд №3 Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к отчуждению людей. Но не всегда добро и зло явны и очевидны. И особенно трудно отличить признаки опасности вам, дорогие наши юные человечки. Поэтому, решаясь на тот или иной поступок, стоит подумать, чем он закончится, и обязательно посоветоваться со взрослым человеком, которому доверяешь - папой, мамой, бабушкой, учительницей.

Как же это сделать? Ведь в душе человека все сложно. Бывает, что он слышит голос совести, знает, как надо поступить: помочь немощному, защитить слабого, утешить обиженного, но – не решается.

Почему человек, не поступает так, как подсказывает ему совесть?

Но так не будет. Нельзя изменить сердце человека без него самого. К твоему сердцу есть только один ключ. И он у тебя. Без тебя никто туда не войдет и не изменит твою жизнь. Для этого надо приложить большие усилия, преодолеть эгоизм, заставить себя потрудиться. Слайд №5

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица.

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Н. А. Заболоцкий)

(Ответы детей)

Ролевое чтение вслух отрывка из рассказа.

Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и еще подсказала:

- Наша соседка, Марья Николаевна, ногу сломала. Давай я позвоню и узнаю, может, ей что купить нужно.

Тетя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принес ей целую сумку продуктов, она не знала, как его благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой жил попугай. Это был ее друг. Тетя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а недавно он взял и улетел. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?

Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки, но он все не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль – купить попугайчика для тети Маши.

На следующий день он сказал маме:

- Позвони тете Маше … Может быть, ей что-нибудь нужно.

Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

- Вот и ты человеком становишься…

- А разве раньше я человеком не был?

- Был, конечно, был, - улыбнулась мама. -

Только теперь у тебя еще душа проснулась…

- А что такое душа? – насторожился мальчик.

- Это способность любить.

Мама сняла трубку телефона:

- Марья Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.

Петя смущенно пробормотал:

- Тетя Маша, может, Вам купить что-нибудь?

Соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдет в магазин.

Петя позвонил в квартиру тети Маши. Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать ее о пропавшем попугае. Тетя Маша охотно рассказала и про цвет и про поведение…

В зоомагазине таких по цвету попугайчиков не оказалось. Петя долго выбирал.

Когда же он принес свой подарок тете Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.

Представь это сам…

- Ребята, почему автор именно так закончил рассказ?

- Как вы представляете эту сцену?

(Ответы детей)

Учитель: Добрые дела – это не только великие подвиги. Это то, как мы ведем себя с другими людьми каждый день, насколько честно и точно выполняем самые простые обязанности. Можно на деле проявить дела милосердия по отношению к человеку дома, на улице, в школе, в транспорте. Ребята, расскажите нам, а какие, на ваш взгляд, добрые дела вы совершаете? Слайды №6, №7, №8

(Дети рассказывают о своих добрых поступках, и показывают фотоснимки из домашнего альбома).

Учитель: А вот какой случай произошел однажды на улице. О нем нам расскажут. Слайд №9

В переходе, замерзая,

Со слезами на глазах,

Он цветок купить пытался,

В кулаке, зажав пятак.

А потом за пятачок

Сломанный нашла цветок.

И дрожащею рукою

Старичок мимозу взял,

Он с униженной душою,

Тот цветок к груди прижал.

Он хотел жену больную

Тем порадовать цветком

Оказался в женский праздник

Он с одним лишь пятаком.

И от хамства, и от боли,

По щеке сползла слеза,

Он хотел бы лучшей доли,

Оказалось, что нельзя.

Из толпы один мужчина

Бросив ей рубли под ноги,

Все мимозы закупил.

Протянул цветы в корзине,

Торт, шампанское купил.

И рукой глаза закрыл.

Не мое, но все в душе заныло!

Сердце все перевернув

Так любовь здесь победила,

Двух мужчин объединив.

(Светлана Иваний)

ПО КОРИДОРУ ИДЕТ ДЕВОЧКА В СОПРОВОЖДЕНИИ СЕРДИТОГО МУЖЧИНЫ, КОТОРЫЙ КРЕПКО ДЕРЖИТ ЕЕ ЗА ПЛЕЧО.

МУЖЧИНА: Ты у меня голубушка не вертись, и убежать не пытайся! От меня еще никто не убегал.

Простите, пожалуйста, я так больше не буду!

Слышали уже эту песню!

(ОБРАЩАЯСЬ К ДИРЕКТОРУ.)

Где у вас директор?

Я директор. А в чем, собственно, дело?

Да, это наша девочка. А что случилось?

Я контролер на вашем маршруте. В третий раз эту красавицу без билета ловлю. Первый раз простил, второй отпустил, а уж теперь не спущу! У меня тут не заячий заповедник! Примите меры!

ДИРЕКТОР Варюша, как же так? Разве тебе родители не дали денег на дорогу?

Были у меня деньги, Владимир Иванович, были.

ДИРЕКТОР: Куда ж они делись?

ВАРЯ (РЕВЕТ)

На дело милосердия.

ДИРЕКТОР На какое дело?

Так, Варвара, не реви и излагай все подробно.

Мы с моей подругой Ксюшей решили подарить детям из детского дома книги и игрушки… А деньги сэкономить от завтраков, понемножку каждый день.

Так-так, очень интересно.

Ну, а я не устояла и все деньги на завтраки потратила. На булочки, на пирожки, на леденцы, на чипсы - всего и не вспомнишь.

И ты решила сэкономить на дороге? Славное милосердие получается. И много ты сэкономила?

Все, что я сэкономила, у меня на штраф отобрали.

ДИРЕКТОР В общем, бизнес не удался.

А детям из детского дома было бы очень приятно получить от вас подарки, тем более, скоро Новый год.

Что же делать, Владимир Иванович? Пропадет наше дело милосердия!

Проблема серьезная. Пойдем, Варвара, подумаем, как нам поступить.

Учитель: Ребята, как вы оцениваете поступок девочки? Как выйти из этой ситуации? Выскажите ваше мнение на этот счет.

Библиотекарь: Ребята, что же почувствовал герой песни, когда помог детям выбраться из беды?

(Ответы детей)

Учитель: Ребята, как вы ответите на вопрос:

Зачем творить добро? Слайд №11

Дети зачитывают свои творческие работы

А если, все же, какая-то часть души сопротивляется призыву добра, начинает скулить о своих интересах и выгодах. Как можно отодвинуть эти некрасивые, настойчивые мысли и шагнуть туда, куда направляет совесть? А если сомневаешься в том, что творить добро необходимо? А вдруг в ответ не получишь благодарности, а совсем наоборот? Слово предоставляется о. Глебу Кучнову. Слайд №12

6 Чтец: Если ты добр,

а люди будут обвинять тебя в том,

что под маской доброты ты скрываешь выгоду

Все равно оставайся добрым.

7 Чтец: Если ты добился успеха,

а тебя будут окружать притворные друзья и подлинные враги,

Все равно добивайся успеха.

8 Чтец: Если ты честен и прям,

а люди будут обманывать тебя,

Все равно будь честным и прямым.

9 Чтец: Если ты спокоен и счастлив,

а тебе будут завидовать,

Все равно оставайся счастливым.

10 Чтец: То добро, которое ты делаешь сегодня,

завтра люди забудут.

Все равно делай добро.

11 Чтец: Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь,

все равно нужно не только людям.

Это нужно еще тебе и Богу.

Дети демонстрируют свои листовки социальной рекламы

Учитель: Слайд №14 Жизнь человека можно сравнить с алмазом – очень твердым драгоценным камнем. Ограненный и отшлифованный алмаз называют бриллиантом. Алмаз так же тверд, как характер сильного человека, и прозрачен, как душа доброго. Но чтобы стать бриллиантом и открыть свою природную красоту, алмаз должен быть обработан мастером. Так поступает со своей жизнью и человек. Он может заботиться о том, чтобы его жизнь лучилась добрыми поступками, но может прожить ее тускло, не вкладывая труда и душевных сил. Человек сам придает ценность своей жизни – поступкам и намерениям. Он сам становится своим мастером. Ребята, хочется пожелать вам, чтобы вы постепенно становились настоящими мастерами добра и любви. А сейчас давайте вместе с вами закончим предложения.

Добрый человек – это тот…

Злой человек – это тот…

ИТОГ: Учитель: Дорогие ребята, помните, что совершая поступок, вы каждый раз выбираете добро или зло. Добрые поступки совершенствуют мир, украшают и улучшают его, злые, безнравственные – разрушают. Будем же всеми силами стараться творить добро, пусть самое малое, облагораживая мир и самих себя!

Ганаго Б. Рассказы. - М. :

Заболоцкий Н. А. Столбцы и поэмы. - М. : Художественная литература, 1989.

Непознанный мир веры. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.

Урок здоровья для 1–4 классов Урок здоровья для 1-4 классов Цели: напомнить детям о роли здоровья в жизни человека; познакомить с факторами, влияющими на здоровье; организовать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания по теме урока.

Цель деятельности учителя: введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения. Метод активизации ассоциативных связей.

Задачи:
Воспитательные: стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе;

Образовательные: формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов.

Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский

Форма организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.

Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление (презентация), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.

Планируемые результаты урока:

– обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
– совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;
– формируют комплекс речевых умений;
– применяют знания, полученные в 5– 9 классах при тестировании.

План и временная структура урока (парный, 90 минут)

Организационный момент – 1 минута.

Мотивационный этап – 3 минуты.

Формулирование темы урока – 1 минута.

Целеполагание – 2 минуты.

Работа по теме урока – 79 минут.

Подведение итогов – 2 минуты.

Оценивание. Рефлексия – 1 минута.

Домашнее задание – 1 минута.

I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.

II. Подготовка к восприятию нового материала, психологический настрой.

Просмотр видеоролика (1)

- О чем сегодня на занятии пойдет речь?

- В чем, по – вашему мнению, заключается культура?

– Какие слова будут ключевыми? (Культура)

III. Определение темы, цели и задачи урока.

Слово учителя:

Чтобы систематизировать ваши представления о понятии массовая культура, увидеть, в чем заключается отличие специализированной от обыденной культуры.

Для этого посмотрим видеоролик (2)

Задание к просмотру видеоролика:

Составьте опорную схему к материалу видеоролика, отвечая на вопросы к тексту на экране:

Типы массовой культуры?

Благодаря чему развивается массовой культуры?

С чем связан феномен массовой культуры?

В чем заключается речевая культура и культура поведения?

- обучающиеся предлагают свои варианты.

Из всего сказанного подведем итог, обратившись к видеоматериалу (3, 4).

формулировать основную проблему текста и комментировать ее;

определять позицию автора и отражать ее в собственных высказываниях;

излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом.

– Эпиграфом к нашему уроку возьмем высказывание философа Конфуция:

Познавать, не размышляя, бесполезно,

Размышлять, не познавая, опасно.

– Как вы понимаете эти слова?

Слово учителя: Рассмотрев несколько видов культур, несколько определений, ситуаций из жизни. Делаем вывод, что культура это - видеоролик (5)

Слово учителя: А теперь обратимся к тексту для анализа, в котором тоже раскрывается определение культуры, но как автор статьи трактует этот термин?

Работа с текстом (раздаточный материал)

I. Прочитайте внимательно текст и подготовьтесь к его обсуждению.

Задания к тексту:

1. Определить тип, стиль и жанровую принадлежность текста.

- Это рассуждение (есть тезис, который опровергает автор).

- Публицистический стиль: цель автора – воздействие на читателя, открытая оценочность, стремление убедить в своей правоте.

3. Выписать из текста слова, значения которых вам неизвестно. Посмотреть определение слов.

Комментарий для учителя

Доказывая, что культура - ключевое слово, старшеклассники обращаются к следующей системе доказательств:

во-первых, оно находится в сильной, семантически значимой позиции текста (в первом предложении и в последнем абзаце);

Назовите эти контексты (на интерактивной доске выделяем):

культура – это система табу;

дело культуры - помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот;

культура требует труда;

высокую культуру надо навязывать.

4. Существует ли культура сама по себе? Кто является творцом и носителем культуры? (Человек).

Учитель. Итак, в основе текста лежат два ключевых концепта: человек и культура. Перед вами два определения.

Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества. (Философский словарь).

- В каждом из двух определений выделите смысловую доминанту (на интерактивной доске). (Культура – достижение - творчество).

5. Определите слова, входящие в ядро концептуального поля культуры:

система ценностей.

Раздаточный материал.

6. Подумайте, какое место в системе человеческих ценностей занимает нравственность? На какой вопрос она пытается найти ответ?

На какой оппозиции держится нравственность?

(Можно и нельзя).

Назовите высшую нравственную ценность

- Принимаете ли Вы эту метафору? Через какие нравственные категории может реализовываться добро? (Через честность, правдивость, ответственность, порядочность, милосердие, совестливость и т.д.).

7. Какие нравственные ценности находятся в центре внимания Валентина Непомнящего? (Честь, достоинство, нравственная свобода, стыд).

- Обобщим предложенные варианты (на доске). Какие словосочетания определяют высокую культуру, а какие – низкую?

духовная культура,

массовая культура,

массмедийная культура,

низкая культура,

культура памяти,

культура шоу-бизнеса,

культура труда,

культура развлечений,

культура СМИ и т.д

Комментарий для учителя

Философ В.А. Подорога в постсовременной культуре условно выделяет две страты высокой культуры (культуры высших или эталонных образцов) - (1) культуры труда и (2)культуры памяти и страты низкой культуры - (3) культуры свободного времени и развлечения (так называемой культуры ценностей массового потребления или культуры забытия), подчиняющейся не принципу реальности, но только принципу удовольствия (оппозиция, введенная впервые Фрейдом), требованиям полезности и комфортности.

Учитель. В полемической статье Валентина Непомнящего даны две разные точки зрения на культуру. Давайте обозначим их.

Учитель. С какой целью это делается?

- Чтобы жить было легче, приятнее и удобнее.

Учитель. Как называется такая позиция?

- Прагматизмом (от греч. рragma – действие).

Учитель. В чем состоит вторая позиция?

- Культура – это система табу; культура – это система ценностей, помогающих понять, каким должен бы быть человек.

(Благоговеть перед жизнью, уважать идеи и чувства других людей и чужие культуры, стремиться к правде и справедливости, отстаивать идеалы свободы и т.д.).

Учитель. Вернемся снова к нашему тексту.

Мы определили две позиции, теперь давайте распределим тезисы в таблице согласно двум точкам зрения.

На интерактивной доске:

Позиция защитников прагматической

точки зрения

Позиция автора

(основана на идее нравственного долженствования)

Что возможно, то и можно. Это животный принцип жизни.

Можно и нельзя – принцип нравственности и человечности.

Стыд и запрет как тоталитарные категории несовместимы со свободой.

Свобода существует в системе других нравственных ценностей. Не превращайте ее в террориста-камикадзе.

Душа обязана трудиться. Необходимо нравственное самосовершенствование.

Душа не обязана трудиться.

Необходимо совершенствовать лишь условия и удобства моего существования.

Общая оценка позиций, данная автором (заполняется коллективно)

Потребительская,

удобственная,

исключающая самосозидание

Нравственная,

созидательная

- Вся статья построена на противоположностях. Какие ещё понятия противопоставлены в последнем абзаце? (Цивилизация и культура)

- Что автор говорит о цивилизации, а что о культуре? (Цивилизация служит удобству, культура требует труда.)

- Какого труда требует культура? (Труда души).

- Любая ли культура требует такого труда? (Высокая культура)

- Что же заставило автора взяться за перо (Антропологическое преступление современности). Что это значит? (Преступление против человека, нарушение целостности человека, когда нравственные понятия заменены материальными потребностями.)

- Итак, какова же позиция автора, что он хотел сказать о человеке и культуре? Что еще угрожает высокой культуре в современном мире?

Творческие задания (на выбор)

Русский язык. Поурочные планы по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта – 2011 год

Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991

Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006

Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006.

Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002

Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006

Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006

Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл.- М.: ТЦ Сфера, 2008

Познавать, не размышляя, бесполезно,
размышлять, не познавая, опасно.

Ход урока

Учитель. Вам известно, что человечество преодолело сложный исторический путь, пока пришло к системе высших нравственных ценностей. Однако не следует думать, что эти, действительно, главные человеческие сокровища воспринимаются в качестве наивысших всеми людьми. Это далеко не так. Есть люди, которые не останавливаются на достигнутом, преодолевают различные этапы в своем развитии: постепенно, от тех потребностей, которые являются сначала общими для всего живого (быть сытым), далее через желание получить достаточно средств для жизни (общее для всех, кто трудится), и далее к самым высоким ценностям - к стремлению всемерно и безгранично совершенствовать себя, свою личность.

Цель урока: сформировать умение определять ценностные смыслы русской культуры, проводить содержательный анализ исходного текста публицистического стиля, отбирать материал для собственного текста; используя программные средства Microsoft Word, Microsoft Office, Internet applications и через исследовательскую работу с текстом, воспитать чувство языка, внимание к языку. Научимся поиску современных подходов к изучению Слова, его понятийному и образному значению, ценностному содержанию, научимся моделировать и структурировать свое культурно-смысловое пространство, благодаря культурным ценностям, заложенным в концепты. Мы пройдем путь познания, усваивая не только нормы и правила цивилизованного поведения, но и постигая сущностные смыслы.

Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем уроке. Материалом для рассуждений послужит вам текст на нравственную тему, а также информация, собранная вами самостоятельно. В процессе работы над текстом вы проанализируете точку зрения автора на поднятую проблему, сформулируете свое отношение к его мнению, согласитесь или не согласитесь с ним. В результате - подготовитесь самостоятельно составлять собственные высказывания на тему о нравственных ценностях человека.

II. Работа по теме урока.

Данный текст дает возможность учащимся осознать обсуждаемую проблему, выработать свое личностное отношение к предмету обсуждения.

Сначала им предлагается внимательно прочитать текст и подготовиться к его обсуждению. (Текст дается каждому ученику и дублируется на интерактивной доске.)

Один из крупных мыслителей ХХ века, Клод Леви-Стросс, говорил, что культура – это система табу и так было всегда. В истории еще не было эпохи, когда объявлялись ненужными, изжившими себя все табу, кроме юридических (“Разрешено все, что не запрещено”), когда финансовые и идеологические элиты при помощи купленных ими средств культуры, информации и пропаганды стремились бы лишить человека вечности, упразднить разницу между черным и белым, верхом и низом – без такой разницы жить, мол, легче и приятнее, и это называется прагматизмом.

Я убежден, что здесь начало неслыханной всемирно-исторической катастрофы, куда страшнее налета “боинга” на Всемирный торговый центр… Чтобы это предотвратить, надо для начала хотя бы отдать себе отчет в том, что происходит, разуть глаза и открыть заткнутые уши. Вспомним, что всегда, во все эпохи все религиозные, нравственные и идеологические учения исходили из того, каким должен бы быть человек. Представления об этом могли быть разными, но сам импульс был поступательный, творческий, он требовал от человека трудиться над собой, в чем-то преодолевать себя. Сейчас пестуется другой импульс – потребительский, удобственный, исключающий внутреннюю поступательность, вообще всякое самосозидание. Душа не обязана трудиться, лучше воспроизводить себя такого, как я есть, а совершенствовать лишь условия и удобства моего существования. Ничего стыдного нет, запретного тоже, стыд и запрет – тоталитарные категории, а у нас свобода.

Понятия чести и достоинства остались только в формулировке судебного иска, в остальной жизни их, по-видимому, уже стесняются. Нравственные понятия “можно” и “нельзя” заменены физическими “возможно” и “невозможно”. Что возможно, то и можно. Это животный принцип, и это антропологическое преступление. Ведь без различения между человеческим и, условно говоря, животным невозможно адекватное родовое самосознание человека. Без него он погибнет, сойдет на нет.

В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и низ, “природа” и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу. Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры, не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, но помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот.

Цивилизация служит удобству, культура требует труда. Леонид Хейфиц недавно сказал жестко и прекрасно: высокую культуру надо навязывать! Мне скажут: а как же свобода? А я отвечу: когда твой ребенок упрямо идет на красный свет – тащи его за шиворот, и никакой свободы! Свобода – положительная ценность только тогда, когда она в системе других ценностей. А когда свобода подменяет собой все другие ценности, когда остается одна, она истребляет все вокруг – и себя тоже. Как террорист-камикадзе… (В. Непомнящий)

Затем школьники отвечают на вопросы и выполняют задания.

- Определите тип и стиль речи данного текста, его жанровую принадлежность. (Этот текст является рассуждением: есть тезис, который опровергает автор; относится к публицистическому стилю: цель автора – воздействие на читателя, открытая оценочность, стремление убедить в своей правоте; жанр текста - полемическая статья.)

- Назовите ключевые слова текста.

Аргументируйте свой ответ. (Ключевым в первую очередь следует назвать слово “культура”. Его выбор обусловлен тем, что, во-первых, оно находится в сильной, семантически значимой позиции текста (в первом предложении и в последнем абзаце; во-вторых, по мере развертывания концептуального содержания текста слово “культура” четырежды повторяется в разных контекстах.)

- Каковы эти контексты? Назовите их. (Культура - это система табу; дело культуры - помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот; культура требует труда; высокую культуру надо навязывать.)

Учитель. Итак, в основе прочитанного вами текста лежат два ключевых концепта: “человек” и “культура”. Рассмотрим их. Перед вами два определения.

1. Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

2. Культура - социально-прогрессивная творческая деятельность человечества. (Философский словарь)

- В каждом из определений выделите смысловую доминанту. (Культура - достижение - творчество.)

- Определите слова, входящие в ядро концептуального поля “культуры”. (Нравственность - “нравственные понятия "можно" и "нельзя"”; духовность - “дух” и “душа”; система ценностей.)

- Какое место в системе человеческих ценностей занимает “нравственность”? На какой вопрос она пытается найти ответ? (“Каким должен быть человек?”)

- На какой оппозиции держится нравственность? (Можно и нельзя.)

На экран интерактивной доски проецируется фрагмент статьи Д. С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

- Принимаете ли Вы эту метафору? Через какие нравственные категории может реализовываться добро? (Через честность, правдивость, ответственность, порядочность, милосердие, совестливость и т. д.)

- Какие нравственные ценности находятся в центре внимания Валентина Непомнящего? (Честь, достоинство, нравственная свобода, стыд.)

Духовно-нравственно катиться вниз легче, чем подниматься вверх. Это уже потом, на самом “дне” человеку становится очень тяжело. Многие средства массовой информации зарабатывают сегодня грязные деньги на эксплуатации человеческого “низа” (потребительское отношение к жизни, сведение смысла жизни к деньгам, сенсационной славе, к еде и т. п.). “Низ” и “верх” человеческого существа намеренно меняется местами.

  • Учащимся предлагается задание составить как можно больше словосочетаний со словом культура по схемам “существительное + существительное”, “прилагательное + существительное”. После того как все предложенные варианты записаны на доске, школьники отвечают на вопрос, какие словосочетания определяют высокую культуру, а какие - низкую.

Духовная культура, массовая культура, массмедийная культура, низкая культура, культура памяти, культура шоу-бизнеса, культура труда, культура развлечений, культура СМИ.

Комментируя выполненное задание, учитель сообщает о том, что философ В. А. Подорога в постсовременной культуре условно выделяет две страты (англ. strata - настил, слой. - Ред.) высокой культуры (культуры высших или эталонных образцов) – 1) “культуры труда” и 2) “культуры памяти” и страты низкой культуры – 3) “культуры свободного времени” и “развлечения” (так называемой культуры ценностей массового потребления или культуры забытия), подчиняющейся не принципу реальности, но только принципу “удовольствия” (оппозиция, введенная впервые Фрейдом), требованиям “полезности” и “комфортности”.

Учитель. В полемической статье Валентина Непомнящего даны две разные точки зрения на культуру.

- В чем состоит первая точка зрения? Обозначьте ее. (Первая точка зрения заключается в упразднении “разницы между черным и белым, верхом и низом”.)

- С какой целью это делается? (Чтобы жить было легче, приятнее и удобнее.)

- Как называется такая позиция? (Прагматизмом, от греч. рragma - действие.)

- В чем состоит вторая позиция? (Культура – это система табу; культура – это система ценностей, помогающих понять, каким должен бы быть человек.)

  • Классификация тезисных формулировок о культуре.

Учитель. Вернемся снова к прочитанному вами тексту. Мы определили две позиции, теперь давайте распределим тезисы-формулировки в колонки таблицы согласно двум точкам зрения.

На интерактивную доску проецируется следующий материал.

Позиция защитников прагматической точки зрения Позиция автора, основанная на идее нравственного долженствования

Что возможно, то и можно. Это животный принцип жизни.

“Можно” и “нельзя” – принцип нравственности и человечности.

Стыд и запрет как тоталитарные категории несовместимы со свободой.

Свобода существует в системе других нравственных ценностей. Не превращайте ее в террориста-камикадзе.

Душа обязана трудиться. Необходимо нравственное самосовершенствование.

Душа не обязана трудиться.

Необходимо совершенствовать лишь условия и удобства моего существования.

В заключение учащиеся формулируют общую оценку позиции, данную автором, коллективно заполняют соответствующие колонки таблицы, отвечают на вопросы.

потребительская,

удобственная,

исключающая самосозидание

нравственная,

творческая,

созидательная

- Вся статья построена на противоположностях. Какие ещё понятия противопоставлены в последнем абзаце? (Цивилизация и культура.)

- Что автор говорит о цивилизации, а что о культуре? (Цивилизация служит удобству, культура требует труда.)

- Какого труда требует культура? (Труда души.)

- Любая ли культура требует такого труда? (Высокая культура.)

- А высокую культуру “надо навязывать”. Что это значит? Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какая культура противостоит высокой? Что лежит в основе массовой культуры?

- Что же заставило автора взяться за перо? (Антропологическое преступление современности.)

- Что это значит? (Преступление против человека, нарушение целостности человека, когда нравственные понятия заменены материальными потребностями.)

- Какова же позиция автора, что он хотел сказать о человеке и культуре? Что еще угрожает высокой культуре в современном мире?

2. Выполнение творческого задания.

Учащимся предлагается в письменной форме поделиться впечатлениями от текста В. Непомнящего, выразить свое отношение к проблеме, поднятой автором. Рассказать, с какими положениями статьи они согласны, а с какими нет.

После выполнения задания несколько творческих работ заслушиваются в классе и анализируются.

III. Подведение итогов урока.

Учащиеся рассказывают, что новое (по обсуждаемой проблеме) они узнали на уроке, какие задания им понравилась и они выполняли их с удовольствием, а какие вызвали у них затруднение.

IV. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос “Чем опасна для человека массовая культура?”; по желанию – составить параллельный словарь понятий “высокая культура” и “массовая культура”.


  • Свалка мусора запрещена.
  • Берегите природу.
  • Сброс отходов запрещен.
  • Посадка леса разрешена.
  • Проезд на автомобиле запрещен.

6 стр. Можно ли бросовому материалу дать вторую жизнь? (фотографии поделок)

  1. Делайте скворечники.
  2. Находясь возле реки или озера, удержаться от желания швырнуть что-нибудь в воду.
  3. оказавшись в лесу, не оглушать громкими криками и музыкой его постоянных обитателей, не оставлять мусора на привале.
  4. Разжигая, а затем гася костер, применять все правила предосторожности, чтобы не возник пожар.
  5. Не курить, ибо это загрязняет атмосферу, нарушает права окружающих вас людей на чистый воздух.
  6. Сажайте деревья (они выделяют кислород, снижают уровень атмосферного загрязнения, улавливают пыль, охлаждают и увлажняют воздух, задерживают сток загрязняющих веществ в водоемы; способствуют улучшению качества грунтовых вод, предотвращают эрозию, удерживая дождевую воду; предоставляют пищу и укрытие для множества видов животных и просто делают нашу жизнь зеленее.
  7. Бросайте мусор только в контейнеры. Для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия:

- стеклянная бутылка – 1 млн. лет;
- консервная банка – 80-100 лет;
- резина – 50-80 лет;
- кожа – 50 лет;
- нейлон – 30-40 лет;
- пластмасса – 20-30 лет;
- окурок – 1-5 лет.

7 стр. А сейчас мы с вами попробуем составить наши предложения по улучшению и сохранению окружающей природы.

Читайте также: