Древнегреческий центр философско педагогической мысли и авторских школ выберите один ответ

Обновлено: 07.07.2024

Вначале педагогическое знание развивалось в философской мысли. Оно стало основой обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал, которые в последующем и дали начало педагогике как науке. Педагогические идеи развивались в философских учениях древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других античных философов, в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Демокрит(460-370 до н.э.) - ученый-энциклопедист, стал одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал 'развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания.

По дошедшим до нашего времени фрагментам сочинений Демокрита можно отметить, что он разрабатывал все отрасли знания того времени: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.

Демокрит высказал и ряд педагогических идей:

Нравственным человеком Демокрит считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

Демокрит одним из первых выдвинул идею природосообразности воспитания.

Сократ(469 или 470-399 до н.э.) - видный философ, посвятивший свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны по описанию в трудах его учеников - Ксенофонта и Платона.

Педагогическими принципами Сократа являлись отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным способом в обучении и воспитании.

Совершенное государство Платона основано на разделении труда между разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души: разумной, волевой и чувственной. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев - материальное обеспечение привилегированны х. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Отметим, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных влияний. Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и этим самым укреплять разумную часть души.

Платон был не только теоретиком педагогики, но и практиком. В 378 г. до н. э. он основал в окрестностях Афин философскую школу - Академию, которой сам руководил и которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды педагогических идей Платона. В этой Академии получил философское образование Аристотель.

Педагогические воззрения Аристотеля связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическая, нравственная, умственная, которые, по убеждению философа, неразрывны.

Одним из первых Аристотель сделал попытку дать возрастную периодизацию:

- С 7 до 14 лет - воспитание под контролем государства (физическое и умственное воспитание, цель воспитания - формирование добродетели).

- от 14 до 21 года - умственное, эстетическое, нравственное воспитание (выработка привычек и навыков нравственного поведения).

Главная цель воспитания, по Аристотелю, - нравственное развитие личности, воспитание чувства собственного достоинства и чести, храбрости, мужества. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот; которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Аристотель уделял большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Умственное воспитание, по мнению Аристотеля, осуществляется путем изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов, полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение. Однако детей следует обучать этим наукам не столько в интересах получаемой от этого пользы, сколько потому, что такое обучение расширяет умственный кругозор, подготавливает учеников к восприятию дальнейших знаний.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Он выделял три основных фактора: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликея (335 г. до н. э.), просуществовавшей несколько столетий.

Аристотель оказал определяющее влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Педагогическая мысль Древнего Риманашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Главной задачей воспитания провозгласил моральное совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения он считал философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя, и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания называл самодвижение к божественному идеалу, а основным средством воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтнлиан считал, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

Возраст от 5 до 7 лет Квинтнлиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.

Презентация на тему: " Лекция 3 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ." — Транскрипт:

1 Лекция 3 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

2 Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции План 1. Спартанское и афинское воспитание. 2. Школа в Древней Греции. 3. Философы Древней Греции о воспитании.

3 Литература для самостоятельного изучения

5 Спартанская система воспитания (Ефремов О.Ю. Педагогика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, – С. 321) Главным было физическое воспитание, а именно Умение переносить холод Умение переносить голод Умение переносить жажду Умение переносить боль Закалка

6 Спартанская система воспитания Отец не имел права воспитывать свое дитя: кормилицы младенцев не пеленали, приучали ко всякой пище, отучали от страха перед темнотой и одиночеством

7 В Древней Спарте было жестокое правило: новорожденного обследовали и, найдя его болезненным, признавали негодным для жизни и сбрасывали с высокой скалы

8 Афинская система воспитания Организованное воспитание и обучение основывалось на принципе соревнования детиподросткиюноши постоянно состязались в гимнастикемузыкетанцах словесных спорах (Ефремов О.Ю. Педагогика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, – С. 321)

9 Школа и образование в Спарте Цель воспитания – подготовка воинов (Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, – С. 24) Девочки физическое и военное воспитание: бег, метание копья и диска, прыжки умственное и нравственное воспитание: пение, чтение, счет, письмо

10 Школа и образование в Спарте Цель воспитания – подготовка воинов Мальчики До 7 лет – воспитание в семье С 7 до 18 лет – воспитание в агеллах. Руководитель агеллы – педоном Спартиат показывает детям пьяного илота (в воспитательных целях)

11 Школа и образование в Спарте (Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, – С. 24) физическое воспитание: закалка, привычка к лишениям (голод, холод, жажда), умение переносить любую боль военно-гнмнасти- ческие упражне- ния: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой, пение воен. песен нравственное и политическое воспитание: беседы политиче- ских деятелей с мо- лодежью; развитие лаконичной речи С 18–20 лет – перевод в группу эфебов и несение военной службы

12 Школа и образование в Афинах Цель воспитания – всестороннее гармоничное формирование личности (Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, – С. 25) Девочки До 7 лет и далее воспитываются дома После 7 лет приучаются вести домашнее хозяйство

13 Школа и образование в Афинах (Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, – С. 25) Мальчики До 7 лет – домашнее воспитание С 7 до 13–14 лет – обучение в школах грамматиста и кифариста; обучение осуществляет учитель – дидаскал Школа кифариста литературное образование, эстетическое воспитание: музыка, пение, декларация Школа грамматиста чтение (буквослагательное заучивание букв по назва- нию); письмо (навощенные таблицы); счет (с помощью пальцев, камешков и счетной доски (абак) Гимнасий (для наиболее обеспеченной молодежи) философия, политика, литература, гимнастика С 13–14 лет – переход в палестру (школа борьбы) Пятиборье: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание С 18–20 лет – переход в эфебию Военное и политическое воспитание: строительство ук- реплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах и др.

14 Школа и образование в Афинах

19 Тестовые задания 1. Военно-спортивный характер и полное подчинение личности государству было характерно для системы воспитания: а) византийской;в) спартанской; б) афинской;г) спартанской и афинской. 2. Основная цель афинской системы воспитания – это: а) воспитание гражданина; б) гармоничное развитие личности; в) военно-политическое воспитание; г) физическое воспитание. 3. Гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал человека в афинской педагогике называлась: а) агонистика;в) калокагатия; б) майевтика;г) софистика. 4. Основными типами школ в Афинах были: а) палестра, гимнасий,эфебия; б) приходские, монастырские, соборные; в) тривиальные, грамматические, риторические; г) дворцовые, школы писцов, жреческие школы.

21 Установите соответствие между понятием и его содержанием 1. Эфебия 1) Принцип соревнования, пронизывавший практику организованного воспитания и обучения в Древней Греции 2. Гимнасий 2) Странствующие учителя в Древней Греции, предлагавшие свои знания за определенное вознаграждение, предшественники первых профессиональных учителей 3. Калокагатия 3) Учитель в Древней Греции и Византии. 4. Агонистика 4) Школа военного искусства в Древней Греции для подготовки юношей к военной службе 5. Дидаскал 5) Высшая ступень школьного образования в Древней Греции 6. Риторские школы 6) Учебно-воспитательные учреждения в Афинах (V-IV вв. до н.э.) для юношей лет, готовившие к политической карьере (Академия, Ликей, Киносарг) 7. Софисты 7) Гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека 8. Палестра 8) Учитель красноречия. 9. Агеллы 9) Метод обучения, когда собеседника подводят к правильным выводам с помощью системы наводящих вопросов 10. Ритор 10) Гимнастическая школа в Афинах для мальчиков лет 11. Сократиче- ская беседа 11) Государственные воспитательные учреждения в Спарте в форме военных лагерей для мальчиков от 8 до 15 лет.

Зарождение гуманистической традиции в образовательной практике и философско-педагогической мысли древней греции (v—iv вв. до н.э.)

Традиционное и новое сознание, спартанская и

афинская системы воспитания, концепции человека и

его воспитания в античной философии, оценка

О Древней Греции, поистине колыбели европейской культуры и образованности, повествует обширнейшая литература — философская, историческая, научная, художественная, справочная. Предмет пристального внимания историков педагогики — системы воспитания городов-государств (полисов) Спарты и Афин, педагогические воззрения и педагогическая деятельность древнегреческих философов (1).

Однако в основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения. Активный и предприимчивый, человек всё более ощущал свои возможности и силы, всё более полагался на себя: происходил процесс выделения личного сознания из полисного. Соответственно изменялись религиозные чувства, представления. Идеальные герои наделялись полубожественным-полуземным происхождением, боги спускались с Олимпа, вмешивались в жизнь людей, не только судили и карали, но и воодушевляли на подвиг, даровали силы физические и интеллектуальные. Постепенно изменялось пантеистическое отношение к природе — она стала рассматриваться как область применения знаний и действия; формировалось ценностное, субъективное отношение человека к миру и самому себе (представления об истине, красоте, добре, свободе, справедливости и др.).

Спартанская система воспитания идеализировалась в истории и в описании педагогического процесса, и в оценках её результатов. Современный человек не может не видеть её бесчеловечности: забрать мальчика семи лет отроду из отчего дома, заставить непрерывно упражняться в искусстве убивать людей, носить одну и ту же одежду и летом, и зимой, спать голым в камышах в любое, даже самое суровое время года, драться с приятелями чуть ли не до смерти, доказывая им свою отвагу, подвергать беднягу порке за малейшие нарушения общепринятых правил, а иногда и без оного — лишь для того, чтобы научить его сносить боль без единого стона, и самое ужасное — держать впроголодь или вообще не кормить, вынуждая красть еду — есть-то, хочется (2, 10).

В бесчисленных битвах спартиаты проявляли редкую храбрость, силу духа, дисциплинированность, слыли честными, неподкупными, людьми долга. Однако они оказывались и в битвах рабами железной дисциплины и собственной жестокости, которые обязаны стоять насмерть, безрассудно гибнуть, но не отступать. Отличавшиеся у себя дома чувством собственного достоинства, сдержанностью, лаконичностью речи — в непривычной для них обстановке вели себя неуверенно, прямолинейно, грубо, оказывались косноязычными и непредсказуемыми. Воспитание, сориентированное на замкнутый социум с его многочисленными правилами и нормами, которые охватывали всю повседневную жизнь человека, лишало его способности самостоятельно мыслить и действовать.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Сравните жизнесмыслы основных универсалий полисного сознания с

жизнесмыслами сознания афинского общества периода культурного расцвета

Афин. Какова роль афинской системы образования в изменении ценностей

2. Сопоставьте спартанскую и афинскую системы воспитания по следующим

характеристикам: государство и образование, цель воспитания, воспитание и

личность воспитанника, образцы Учительства и Ученичества. Сравните модели

педагогического процесса (цель, проектирование, результат).

3. Философы о природе человека, природосообразности воспитания, об

4. В каких фактах, идеях Вы усматриваете зарождение гуманистической

традиции? Что из духовного опыта древних греков живёт в современных

представлениях в области воспитания и образования?

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Жураковский Т.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963;

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. 4.1. М., 1988.

2. Йерби Френк. Изгнанник из Спарты. Минск, 1993.

3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

4. Арриан. Походы Александра. М., 1993.

5. Вопросы философии. 1995. № 5.

Философия и история образования

Философия и история образования

Комментарии, рецензии и отзывы

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Надо сказать, что многие другие педагогические понятия и термины также берут свое начало в Древней Греции, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [gymnasium] — общественная школа физического развития, а позднее только средняя школа и т.д.).

Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, поэзии, риторике и педагогике. Его школа в основном занималась вопросами общей культуры человека. Аристотель внес большой вклад в педагогическую науку: он ввел периодизацию возраста, рассматривал образование как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны иметь одинаковое образование. Он рассматривал семейное и общественное воспитание как части единого целого. Он сформулировал принцип воспитания — принцип естественной жизни, естественной повседневности. Сегодня, в двадцатом веке, мы выступаем за экологизацию всего образовательного процесса, мы хотим, чтобы чувство природы прививалось каждому человеку со школьной скамьи. Но это уже было у Аристотеля.

Но был и другой подход к образованию, который был реализован в Спарте.

Спартанское воспитание означало, что все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи в суровых условиях выживания, физических испытаний, учебных боев и сражений, телесных наказаний и требований беспрекословного послушания. Только самое необходимое преподавалось в чтении и письме, остальное было подчинено одной цели — беспрекословному послушанию, настойчивости и науке побеждать.

Педагогика в Древней Греции - Образование в Древней Греции

Образование в Древней Греции

В Древней Греции существовали две основные системы образования: спартанская и афинская.

Спартанская система образования носила преимущественно военно-спортивный характер. Причиной тому была необходимость подавления частых восстаний бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занятых в сельском хозяйстве) против спартанских рабовладельцев, а также военных конфликтов.

Особое место занимали военная подготовка и физическое воспитание. Основной целью спартанской системы воспитания было производство храбрых, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать рабов в повиновении.

Право на жизнь при рождении получают только здоровые дети. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семилетнего возраста мальчиков, которые до этого жили дома, помещали в государственные учреждения — агеллы, где они получали образование до 18 лет под наблюдением назначенного государством лица — педонома.

Мальчиков учили выносливости через закалку тела, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами и дисциплине. Например, спартанцы носили легкую, одинаковую одежду зимой и летом и питались простой пищей.

Спарта была основателем системы физических упражнений, которая позже распространилась на другие древнегреческие государства, так называемого пятиборья: бег, скачки, борьба, метание диска и копья.

Специальные военные упражнения, строевая подготовка, военная музыка и чтение стихов о воинской храбрости начались с возрастом. Граждане, занимающие государственные должности, проводили с учащимися беседы на политические, социальные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировался лаконичный и емкий язык. Старшая молодежь принимала участие в своеобразных практических занятиях — склепах, ночных сборищах рабов.

По достижении 18 лет юноши поступали на службу в Эфебию, где проходили военную подготовку, участвовали в маневрах и охраняли порядок в городах.

Спартанская система образования включала определенные элементы и для девочек: Помимо традиционных навыков (ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, музыка), существовала специальная система военных физических упражнений.

Чтобы в будущем произвести на свет здоровое и сильное потомство, девушки должны были заботиться об укреплении своего тела и правильно заниматься спортом.

И девочки, и мальчики активно занимались пятиборьем: бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и копья. Действовавшие в Спарте законы исключали изнеженный образ жизни для девушек.

Роль семьи в спартанской системе образования была незначительной. Роль семьи в спартанской системе образования была незначительной.

Спартанская система образования, которая стала первым в истории человеческой цивилизации опытом государственного устройства личности, была также неэффективна в военном и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, ее специализация, направленная на развитие физической природы и подавлявшая личность в человеке, отсутствие широкого гуманистического образования и культуры, досуга обусловили упадок Спарты.

Однако следует отметить, что некоторые принципы спартанской системы воспитания были использованы в области военно-физической подготовки во Франции и России в XVIII-XIX веках, когда были созданы кадетские корпуса и другие военно-учебные заведения закрытого типа.

Афинская система

Афинская педагогика представляла в качестве идеала сочетание духовного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Содержание образования в системе частных и платных школ было подчинено формированию гармонично развитой личности. Они обучали мальчиков с 7 лет.

В гимназии мальчики получали общие основы чтения и письма, а чуть позже в это же время они учились музыке, пению, декламации в школе кифаристов. После достижения возраста 12-16 лет молодые занимались гимнастикой в школе — палестре под руководством педотриба (специалиста по определенным видам гимнастики).

Основными занятиями в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Внимание также уделялось гражданскому воспитанию молодежи и лекциям по политическим и моральным вопросам.

Но более основательное в этом отношении образование юноши в возрасте 16-18 лет из богатых и знатных семей получали в государственной школе — гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования обеспечивала эфебия.

Юноши продолжали обучение политическим наукам, изучали законы афинского государства (юриспруденцию) и одновременно проходили профессиональную военную подготовку. Завершение Эфебии означало, что выпускники становились полноправными гражданами Афин.

Девочек традиционно воспитывали и обучали на женской половине дома. Уделом женщины была работа по дому.

Афинская система образования была недоступна для детей материально несостоятельных родителей из-за высокой платы за обучение, а дети рабов вообще были исключены из нее.

Аристократический характер афинского воспитания проявился и в полном презрении к физическому труду, который с раннего детства стал пожизненным уделом рабов.

Аристократического мальчика учили защищать и охранять систему рабовладельческого государства, уважать свое достоинство, обладать мужеством и храбростью, необходимыми для свободнорожденного человека. Теория педагогики Древней Греции

Педагогическое мышление в Древней Греции

Древнегреческая система образования получила свое теоретическое обоснование в трудах великих философов — Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) дал подробную теорию познания, различая чувственное и рациональное познание и считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал идею о необходимости адаптации образования к природе ребенка, которого он определил как микрокосм.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) посвятил свою жизнь философской работе и педагогической деятельности. В своей педагогической практике он усовершенствовал такой способ поиска истины, как диалог со своими учениками.

Сократ впервые начал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, вырабатывать понятия. На ранних этапах преподавания система вопросов Сократа побуждала учеников самостоятельно искать истину. С помощью умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию истинности этих определений.

Собеседнику-ученику казалось, что он сам пришел к этим новым мыслям, а не учитель привел его к ним. Для Сократа живое общение, устное слово, общий поиск были лучшими способами воспитания человека.

Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения как наиболее эффективного средства.

Главная задача педагогики, считал Платон, состоит в том, чтобы научить потомство принципам добродетели и тем самым укрепить рациональную часть души.

Педагогические взгляды философа связаны с его учением о душе, о трех ее видах: растительной, животной, разумной.

Эти три вида души соответствуют трем сторонам воспитания: физической, нравственной, умственной, которые неразделимы. Целью воспитания является развитие высших сторон души: рациональной и животной (волевой).

Аристотель одним из первых сформулировал идею естественного отбора воспитания и попытался периодизировать обучение детей до 7 лет, с 7 лет до половой зрелости и с 14 до 21 года.

Главной целью воспитания по Аристотелю является нравственное развитие личности, формирование таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство достоинства и чести, мужество, храбрость. Основным способом формирования нравственных черт личности является воспитание привычки к той или иной деятельности.

Образование и школа в древней Греции

В III-II тысячелетии до н.э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря сложилась независимая культура с собственной письменностью. Она развивалась от картинного письма к клинописи и слоговой азбуке. Им пользовались священники, члены королевской семьи, дворяне и состоятельные горожане. Центры подготовки писцов располагались при дворцах и храмах. Микенско-критская культура создала определенную традицию письма, которую переняли более поздние цивилизации. Например, с этой традицией связаны правила написания строк слева направо и сверху вниз, акцент на красных линиях и заглавных буквах.

Люди научились писать на восковых досках размером с ладонь. Доски связывали бечевкой, чтобы получилась книга. В школе обучение письму проходило с помощью карандашей Stylo, которые были заточены с одного конца: Острый конец царапал буквы, а тупой конец стирал написанное.

Для счетных упражнений использовалась доска из абака, разделенная на ячейки для единиц, десятков, сотен и так далее. Камешки, от одного до девяти, были разложены на квадратах. Абак использовался для обучения четырем арифметическим действиям.

Пение преподавалось только в унисон, с голоса, так как нот не было. Пение сопровождалось игрой на семиструнной цифаре.

Мужское воспитание в Древней Греции было более тщательным и имело конкретную цель: воспитать юношу нравственно, научить его самовоспитанию и развить его физические способности. После достижения семилетнего возраста дети свободных граждан имели возможность обучаться в частных и государственных школах. Существовало несколько типов таких учреждений.

Начальное образование предоставлялось в частных платных школах: Музыкальные школы и гимназии. Ученики в возрасте от 7 до 16 лет учились в музыкальных школах, а ученики в возрасте от 12 до 16 лет — в гимназиях или палестрах. Как правило, ученики посещали оба типа школ одновременно.

Для тех, кто закончил свое пребывание в музыкальных и средних школах, следующей ступенью образования могли стать государственные учреждения — гимназии. В пятом и четвертом веках до нашей эры в Афинах было три таких гимназии: Академия, Ликей и Киносаргус.

В спортивных залах юноши в возрасте 16 — 18 лет совершенствовались в тренировках. Основное внимание уделялось упражнениям, укрепляющим и развивающим тело. В то же время оттачивались умственные навыки. В спортзале вы всегда могли послушать популярного политика или философа. Например, известно, что у Сократа, великого мыслителя древности, было одно из любимых мест для встреч с аудиторией.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: