Досуговая деятельность социального педагога в школе

Обновлено: 04.07.2024

ВложениеРазмер
pedpodderzhka.doc 170 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендовано к изданию

научно-методическим советом лицея-интерната

Педагогическая поддержка учащихся в досуговой деятельности: вчера, сегодня, завтра – С.: Изд-во ЛИЕН, 2015, – 24 с.

Педагогическая поддержка старшеклассников
в досуговой деятельности

Глава 1 . Педагогическая поддержка старшеклассников в досуговой деятельности как составная часть личностно-ориентированного подхода к образованию ……………………………… 5

Глава 2. Содержание и формы педагогической поддержки старшеклассников в условиях гимназического образования и воспитания ……………………………………………………………………………… 9

Глава 3 Содержание и формы педагогической поддержки старшеклассников в условиях лицейского образования и воспитания ……………………………………………………………………………… 16

Значительный интерес к проблеме педагогической поддержки учащихся старших классов в досуговой деятельности вызван определенными сложностями, которые испытывает именно данная возрастная группа учеников, находясь в ситуации множественных жизненно важных выборов, определения приоритетов социокультурных ценностей. Исследования, проводимые классными воспитателями гимназии в течение последних пяти лет, показывают, что процесс выбора личностью собственных позиций, целей и средств самоосуществления, индивидуализация и социализация ребенка происходят не только и не столько в сфере учебной деятельности, но, прежде всего, в досуговой деятельности ребенка. Именно здесь происходит подлинное, духовное самоопределение, формирование мировоззрения и представлений о будущей жизни.

Объектом исследования выступает процесс педагогического обеспечения самоопределения старшеклассников в досуговой деятельности.

Основная цель – определение содержания, форм и основных направлений педагогической поддержки, а также выявление потенциалов детского досуга как сферы активной гуманизации личности ребенка.

Педагогическая поддержка старшеклассников в досуговой деятельности как составная часть личностно-ориентированного подхода к образованию.

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они звенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточки-веревочки, которые заставляют их звенеть, - это увлекательные досуги, организованные педагогами-воспитателями. Поэтому проблемы правильной организации досуговой деятельности детей, поиска новых форм и совершенствования методов внеклассной работы, педагогической поддержки, оказываемой классными воспитателями, не перестают быть очень актуальными и злободневными.

Каковы же приоритеты в работе классного воспитателя? В центре его внимания находится ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ каждого воспитанника, его защита и педагогическая поддержка; воспитатель должен обеспечить гармоническое развитие каждого ребенка, создать благоприятные условия для развития интеллектуальных, нравственных и творческих способностей, способствовать самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации каждого ученика.

Для более глубокого понимания данного термина можно привести несколько его определений и характеристик, обсуждающихся на Первом всероссийском семинаре, состоявшемся в конце октября 1995 года в подмосковном Зеленограде:

-педагогические действия, ставящие своей целью помощь школьникам в саморазвитии, в решении различных жизненных, образовательных проблем (И.Д. Фрумин);

-система разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации детей по интересам, склонностям, жизненным устремлениям; направленных на их выявление и поддержку (И.С. Якиманская);

-помощь школьнику в затруднительных ситуациях для того, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды (К. Валстрон, К. Маклафлин, П. Зваал, П. Понте, Д. Романо).

У замечательного сельского педагога В.А. Сухомлинского школа была досугом. Не зря же он свою школу называл Домом Радости. Не зря же он постоянно расширял досуговое пространство за пределами учебной работы детей. 80 разнообразных кружков и клубов действовало в его школе. Четыре мастерских, три Сада, три голубятни, комната сказок, библиотека на 60 тысяч томов книг с читальным залом, где доступ к книжным полкам был свободен, - досуговое богатство школы великого педагога. А еще были Страна Лилипутия, Изумрудное Царство, Пещера Сокровищ – мир восьмого чуда – детской игры. А еще пять Праздников цветов, Автодром с миниатюрной техникой, Беседки для занятий на воздухе, Школа Природы для шестилеток.

Какие же определения досуга дают современные ученые?

ГЛАВНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ДЕТСКОГО ДОСУГА КАК СФЕРЫ АКТИВНОЙ ГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА .

  1. Рекреация и релаксация (отдых, восстановление душевных и физических сил).

Организация отдыха учащихся гимназических классов – очень актуальная проблема, стоящая перед классными воспитателями. Учащимся, испытывающим большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе учебной деятельности, необходимо восстановить силы в часы досуга.

  1. Развитие разнообразных способностей и интересов ребенка.

Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью и опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Поэтому именно здесь осуществляется максимально полное развитие разнообразных способностей детей, удовлетворение их личных интересов и притязаний.

В процессе досуговой деятельности формируется познавательная самостоятельность - внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников, творчески использовать их на практике. Это свойство – компонент более широкого, интегрального качества личности – самостоятельности, которое придает личности внутреннюю определенность, социальную значимость, чем способствует ускорению темпов ее гражданского созревания.

  1. Формирование этических и эстетических ценностей.

В процессе досуговой деятельности происходит сублимация – процесс преобразования и переключения энергии аффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества.

По содержанию досуг детей можно подразделить на ряд принципиальных групп:

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения).

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки).

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая группа реализует потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей (выездные лагери, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).

Досуговое время имеет абсолютно самостоятельную педагогическую ценность, оказывая сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия во всех видах практической деятельности.

Содержание и формы педагогической поддержки старшеклассников в условиях гимназического образования и воспитания.

Именно в начале девяностых годов в городе Саратове в ряде элитных образовательных учреждений (лицеев, гимназий) нашли возможным и необходимым финансировать работу освобожденного классного воспитателя . И мне, работавшей в гимназии №1 г. Саратова, посчастливилось стать одной из участниц этого смелого, важного и результативного образовательного эксперимента.

Удача улыбнулась еще раз, когда освобожденным классным воспитателям гимназии предложили повысить квалификацию в Институте педагогических инноваций РАО. Творческое общение с О.С. Газманом и созданным им уникальным коллективом - командой единомышленников, инновационные формы работы с курсистами, удивительная атмосфера продуктивного общения стали мощнейшими катализатороми моего профессионального роста, точкой отсчета дальнейших научных и творческих изысканий.

Основной целью моей работы после возвращения с курсов стало осуществление педагогической поддержки учащихся старших классов, ведь именно данная возрастная группа учеников испытывает значительные трудности, находясь в ситуации множественных жизненно важных выборов, определения нравственных приоритетов, социокультурных ценностей.

Исследования, проводимые классными воспитателями гимназии в течение последующих пяти лет, показали, что процесс выбора личностью собственных позиций, целей и средств самоосуществления, индивидуализация и социализация ребенка происходят не только и не столько в сфере учебной деятельности, но, прежде всего, в досуговой деятельности ребенка. Именно здесь происходит подлинное, духовное самоопределение, формирование мировоззрения и представлений о будущей жизни.

Моя деятельность была посвящена определению содержания, форм и основных направлений педагогической поддержки, а также выявлению потенциалов детского досуга как сферы активной гуманизации личности ребенка. Какими же были мои приоритеты в работе освобожденного классного воспитателя? В центре моего внимания - ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ каждого воспитанника, его защита и педагогическая поддержка; я старалась обеспечить гармоническое развитие каждого ребенка, создать благоприятные условия для развития интеллектуальных, нравственных и творческих способностей, способствовать самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации каждого ученика.

Работа в системе гимназического образования и воспитания не только открывала перед классными воспитателями большие возможности, но и предполагала более высокие требования, предъявляемые к работе наставников. Поэтому внеклассно-воспитательная работа, организующая досуговую деятельность школьников, была поднята на качественно новый уровень.

Целям и задачам внеклассно-воспитательной работы соответствовали новые подходы к организации досуговой деятельности учащихся. Новаторство при планировании внеклассных мероприятий заключалось в том, что выбор форм работы осуществляется при самом активном участии школьников, в соответствии с их желаниями, интересами, потребностями. Кроме того, кураторы не просто готовили зрелищные мероприятия, привлекая к участию в них только самых ярких, заметных, артистичных детей, а шли от запросов и личностных интересов каждого ребенка, выявляемых непосредственно (при анкетировании, обсуждении, в ходе КТД) и опосредованно (при психологическом тестировании школьников).

Для решения стоящих перед классными воспитателями задач творческая группа педагогов гимназии, в которую вошли завуч по внеклассно-воспитательной работе, психолог, музыкальный работник, хореограф, руководитель театрального кружка и классные воспитатели старших классов, разработала концепцию бала гимназистов как особого внеклассного мероприятия, игровой формы зрелищного общения, которая наилучшим образом способствует максимальному раскрытию всех творческих способностей детей, самоопределению, самореабилитации.

В классах начинали работать небольшие творческие группы по интересам: сценаристы, дизайнеры, костюмеры, звукорежиссеры, хореографы, художники-оформители и т.п. Перед группами, работающими по методу КТД, стояли важные задачи – дальнейшая разработка общей концепции бала и максимально яркое воплощение в жизнь рождающихся творческих замыслов, осознание своего места и роли в данном культуротворческом процессе. На этом этапе тесно взаимосвязаны работа внешняя (осуществление выбранного самим ребенком творческого задания) и работа внутренняя (преодоление комплексов, внутренних противоречий, коммуникативных проблем). Стремясь занять свою лидерскую нишу, каждый ребенок включался в интереснейший процесс самореализации и культурного самоопределения, познания своих внутренних ресурсов, не раскрытых до конца возможностей.

Друзья мои, здесь каждый рад,

Что он пришел на маскарад,

Этот чудный бал

Нас сюда созвал,

И огнями залит зал.

Здесь воздух счастьем напоен

И каждый чуточку влюблен.

В этом зале всех

Шумный ждет успех,

И царят здесь шутки и смех!

Это не просто конкурс, а интереснейший процесс самопознания, приводящий ребенка к самоуважению и утверждению собственной уникальности и значимости. Отказавшись от себя-повседневных, участники конкурса на время воплощались в свой идеал, чувствовали, что ради собственного блага, радости и удачи они должны стремиться к этой личностной высоте.

Наши конкурсанты поражали жюри эрудицией, т.к. прекрасно разбирались в поэзии и классической музыке, направлениях изобразительного искусства и архитектурных стилях, для них не являлись тайной ни язык цветов, ни правила этикета. Они могут устроить светский прием для самой изысканной публики, на котором леди поразят всех элегантностью нарядов, изяществом причесок и украшений, а джентльмены, восхищенные их красотой, вдохновенно прочитают им стихи, споют серенады, завоюют сердца оригинальными, остроумными комплементами. Если же они отправятся в романтическое путешествие в столицу туманного Альбиона, то джентльмены расскажут своим дамам обо всех достопримечательностях Лондона, а леди проведут интереснейшие экскурсии по залам Британского музея.

Спортивные секции посещали 55% учащихся, кружки по углубленному изучению предметов – 5%, выставки, музеи, театры - 96%, в оздоровительных мероприятиях участвовали – 94%, в конкурсах эрудитов и олимпиадах – 63%, в подготовке к внеклассным мероприятиям – 85%, в клубно-кружковой работе – 78%, в конкурсах самодеятельности – 46%. Таким образом, все ребята не только целенаправленно готовились к поступлению в СГМУ (100% результат), но и обретали лидерские ниши в разных сферах досуговой деятельности.

В течение эксперимента 2 раза (в начале 10 класса и конце 11 класса) проводился тест смысложизненных ориентаций (СЖО) /Д.А. Леонтьев/, отражающий уровень осмысленности жизни учеников, наличие и осмысление целей в жизни, что является показателем стремления старшеклассников к самоопределению. Вот результаты этого исследования.

Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности

Социально-педагогическое сопровождение – это тип педагогической деятельности высокого профессионального уровня, ориентированный на воспитание, обучение и развитие личности ребенка, заполнение его свободного времени интересными, общественно-полезными занятиями.

Социально-педагогическому сопровождению характерны следующие признаки:

  • непрерывность – сопровождение предполагает, что оно будет постоянно и последовательно влиять на развитие ребенка;
  • целостность – сопровождение – целостный процесс, то есть охватывающий все сферы жизнедеятельности ребенка, развитие его самых важных и лучших свойств;
  • гуманистическая ориентация – социальный педагог базируется на личностно-ориентированном подходе в своей деятельности, а поэтому на каждом ее этапе необходимо учитывать ряд индивидуальных особенностей каждого воспитанника, его возрастную специфику;
  • область возрастной ориентации – социальному педагогу необходимо ориентироваться на возраст воспитанников и специфику их развития в данном возрасте;
  • область творческой реализации – предполагает знание мотивов, стремлений и потребностей детей, наличие у них определенных способностей, ценностных ориентаций и нравственного развития, которое позволит организовать различные направления деятельности.

Целевое направление педагогического сопровождения – создание условий, которые дают возможность формировать культурное развитие ребенка, обеспечить его нормальную социализацию. Помимо этого, педагогическое сопровождение позволяет участвовать в формировании и стимулировании культурного развития личности на протяжении длительного периода времени.

Социально-педагогическое сопровождение реализуется многими методиками и представлено разными формами. Видовое разнообразие социально-педагогического сопровождения зависит от возраста учеников, творческой направленности деятельности. Оно представлено следующей последовательностью стадий:

  • психологическая и педагогическая диагностика детей через их анкетирование и опрос. Такого рода диагностика позволяет разобраться в вопросах организации деятельности, обучения, проживания, социального окружения, внедрить новые направления деятельности.
  • проведение анализа собранных информационных данных, в результате которого социальным педагогом выстраивается собственная линия поведения, организуется собственная работа, определяется индивидуальная специфика детей и организуется деятельность с ними;
  • проектирование программы деятельности – социальный педагог выбирает мероприятия, методы и формы их социально-педагогического сопровождения;
  • практическая деятельность – на основании разработанной программы, педагог строит модель деятельности и реализовывает ее на практике;
  • мониторинг проделанной работы – предполагает анализ и оценку, проведенных мероприятий, оценивая их целевые достижения и эффективность, внося ряд поправок.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи деятельности социального педагога в досуговой сфере

Досуговая деятельность индивида очень важна для нормального личностного становления. В связи с этим ее организация и успешное проведение должны занимать особое внимание. Во многом, культурное, духовное и творческое развитие определяет эффективная досуговая деятельность. Духовные потребности людей выступают в качестве фундамента методики организации досуговой деятельности, которая активно влияет на полноценное и гармоничное личностное развитие. Иными словами, именно досуговая деятельность является общественно значимой областью деятельности. Так как именно досуговая деятельности имеет координирующее воздействие на социализацию и индивидуализацию личности, то основные задачи данной деятельности следующие:

  • прививать культурные ценности;
  • приобщать к культурному наследию и богатству цивилизации;
  • формировать ценностные ориентации личности;
  • возвышать духовное развитие и нравственность личности;
  • мотивировать социальную активность личности, развивать ее активность и самостоятельность в досуговой области деятельности;
  • формировать навыки организации своего свободного времени целесообразно и продуктивно, что обеспечивает его наполнение содержанием и значимостью, направляет на развитие и самосовершенствование;
  • ориентировать на раскрытие творческого потенциала личности, развивать таланты;
  • обеспечивать условия поддержания социального здоровья личности;
  • формировать установки и жизненную направленность личности;
  • создавать комфортный микроклимат для реализации способностей, проявления индивидуальной специфики развития.

Социально-педагогическая деятельность в досуговой сфере может рассматриваться как отдельная подсистема целостного процесса социализации и развития личности. В связи с чем, государственная политика в образовательной сфере обязательно должна уделять внимание развитию досуга.

Педагогическая деятельность в досуговой сфере основывается на нескольких разных параметрах педагогической и психологической направленности развития данной области, ее феноменов, через которые может быть определена эффективность организации всех видов и уровней деятельности в области досуга.

Деятельность социального педагога в сфере досуга

Деятельность педагога в сфере досуга основывается на нескольких принципах:

Одно из направлений в работе социального педагога — орга­ низация досуговой деятельности детей, в процессе которой фор­ мируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и спо­ собности, что оказывает большое влияние на его социализацию.

Организуя досуг ребенка, социальный педагог влияет на его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, кото­ рые становятся своеобразным средством социального воспитания.

Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется в центрах досуга.

Одна из функций этих центров — образование, предполагаю­ щее владение знаниями сверх и на базе школьных программ. Эти знания отличаются доступностью, практической приложимостью, научной и общественной значимостью.

Среди досуговых центров, дающих дополнительное образова­

поисково-творческие. *"""* Информационно-теоретические центры организуют обучение

на базе университетов культуры, где проводятся лекции, беседы, кинопросмотры, концерты, при посещении выставок, музеев.

Во всей этой работе социальный педагог не изобретает какую- то особую методику, а использует методы обучения и воспитания общеобразовательной школы.

Досуговая деятельность осуществляется в различных объедине­

общественно-политических клубах, клубах молодежи;

художественных, творческих объединениях (театральных, му­

зыкальных, цирковых, фольклорных и т.д.);

искусствоведческих объединениях (клубах любителей книг, дру-

4,1 зей кино, любителей живописи, поэзии, музыки);

объединениях естественно-научного профиля (друзей приро­

ды, садоводов, огородников, цветоводов, астрономов и т.д.); технических клубах (автолюбителей, радиотехников. ); объединениях рукодельников (вязания, вышивки, кройки и

спортивных и физкультурных объединениях (клубах, секциях тенниса, аэробики, шейпинга, атлетики).

Формы социально-культурных объединений могут быть разные. Это кружки, студии, любительские объединения, инициативные клубы.

Самой распространенной формой являются кружки, объеди­ няющие любителей той или иной сферы деятельности. Руководят кружками профессионалы.

Студии объединяют одаренную молодежь, в результате совмест­ ной деятельности которой создаются произведения самодеятель­ ного творчества: театральные постановки, кинофильмы, концерт­ ные номера.

Любительские объединения собирают коллекционеров, любите­

лей природы, друзей театра и кино.

Инициативные клубы носят общественный характер. Это дет­ ские, подростковые, молодежные клубы, клубы ветеранов труда, творческой интеллигенции, женщин, семейные клубы.

Благотворительные объединения инициируют и финансируют

создание разнообразных досуговых объединений.

Несмотря на то что социальный педагог при организации до- суговой деятельности детей и подростков использует те же мето­ ды, что и школьный учитель, однако его работа отличается опре­ деленной спецификой. Если в школе метод соревнования не совсем приемлем, то в досуговых группах, куда дети приходят по соб­ ственной воле и движимы повышенным интересом к данной дея­ тельности, этот метод становится одним из основных. Большой стимулирующий творчество детей эффект дают также игровые ме­ тоды.

Необходимой в организации досуга является и оценка резуль­ татов деятельности, которая должна стать признанием способ­ ностей ребенка, стимулом к дальнейшему творчеству. В связи с этим социальному педагогу важно помнить, что, оценивая работу воспитанника, лучше переоценить, чем недооценить ее. Причем поощрения должны соответствовать оценке, быть публичными и яркими по форме.




Поскольку социальный педагог работает с группой, ему важно использовать механизм лидерства, с помощью которого он доби­ вается единства группы. Это должен быть человек знающий, спо­ собный анализировать, общительный, легко вступающий в кон­ такт, справедливый, обладающий организаторскими способнос­ тями, пользующийся авторитетом. Он является первым помощни­ ком социального педагога.

Учитывая, что среди посещающих досуговые группы — в ос­ новном молодежь, социальный педагог должен хорошо знать осо­ бенности этой возрастной категории и подбирать формы и мето­ ды работы в соответствии с ее вкусами, идеалами и настроения­ ми, одновременно формируя последние как социально ценные и значимые.

Молодежь постоянно тянется к общению. Чаще всего это сосе­ ди по дому, двору, улице. Поэтому социальный педагог берет под свое внимание все ближайшее окружение подопечных и, опреде­ лив интересы группы, старается как можно больше ее членов при­ влечь в центры, подобрать в этих центрах для них соответствую­ щую их увлечениям деятельность.

Помимо групповых социальный педагог использует индивиду­ альные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики — всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. Социальный педагог должен всегда помнить, что, несмотря на то что он работает с группой, он прежде всего должен заботиться о каждом члене группы в от­ дельности! У каждого своя судьба, и помочь ему достойно опреде­ литься в жизни, приобрести необходимый статус, измениться для этого в лучшую сторону — его задача.

Особенностью досуговых объединений является демократи­ ческая обстановка в них. Элементами этой обстановки являют­ ся групповые традиции, дисциплинирующие личность, и обще-

ственное мнение, помогающее членам группы изменить свое по­ ведение и соответственно статус в ней, а также способствую­ щее воспитанию культуры общения. Это очень важно, так* как современная молодежь испытывает трудности в общении из-за эмоциональной несдержанности, неумения и нежелания счи­ таться с нормами общежития. Культура общения — это уваже­ ние другой личности, признание ее прав. Общение продуктив­ но, когда к нему присовокупляются сочувствие к человеку, сострадание, сопереживание, человеческая доброта, и наобо­ рот, общение нарушается в ситуации, когда один человек пы­ тается возвыситься над другим, бестактен, не умеет слушать собеседника. Тренинги общения, которые проводит социальный педагог со своими воспитанниками, помогают сформировать у них необходимые навыки культурного поведения, которое пред­ полагают строгое соблюдение суверенитета и равенства в обще­ нии, терпимость к чужому мнению, умение отстаивать свое мнение, сдержанность, умение вовремя остановить бесполез­ ный спор.

В организации досуга социальными службами накоплен опреде­ ленный опыт досугового общения в клубах, салонах, библиотеках, в парках, в молодежных организациях, на радио и телевидении.

Заслуживает внимания деятельность так называемых клубных ч* салонов, где общение не сковано рамками организационных форм и нет деления на организаторов и массы. Обсуждаемые проблемы

связаны преимущественно с искусством.

В семейных клубах кроме организации досуга решаются вопро­ сы воспитания детей. Важно, что в эти клубы приходит вся семья: и взрослые и дети.

О характере и содержании многих клубов говорят их названия:

Одно из направлений в работе социального педагога — орга­ низация досуговой деятельности детей, в процессе которой фор­ мируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и спо­ собности, что оказывает большое влияние на его социализацию.

Организуя досуг ребенка, социальный педагог влияет на его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, кото­ рые становятся своеобразным средством социального воспитания.

Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется в центрах досуга.

Одна из функций этих центров — образование, предполагаю­ щее владение знаниями сверх и на базе школьных программ. Эти знания отличаются доступностью, практической приложимостью, научной и общественной значимостью.

Среди досуговых центров, дающих дополнительное образова­

поисково-творческие. *"""* Информационно-теоретические центры организуют обучение

на базе университетов культуры, где проводятся лекции, беседы, кинопросмотры, концерты, при посещении выставок, музеев.

Во всей этой работе социальный педагог не изобретает какую- то особую методику, а использует методы обучения и воспитания общеобразовательной школы.

Досуговая деятельность осуществляется в различных объедине­

общественно-политических клубах, клубах молодежи;

художественных, творческих объединениях (театральных, му­

зыкальных, цирковых, фольклорных и т.д.);

искусствоведческих объединениях (клубах любителей книг, дру-

4,1 зей кино, любителей живописи, поэзии, музыки);

объединениях естественно-научного профиля (друзей приро­

ды, садоводов, огородников, цветоводов, астрономов и т.д.); технических клубах (автолюбителей, радиотехников. ); объединениях рукодельников (вязания, вышивки, кройки и

спортивных и физкультурных объединениях (клубах, секциях тенниса, аэробики, шейпинга, атлетики).

Формы социально-культурных объединений могут быть разные. Это кружки, студии, любительские объединения, инициативные клубы.

Самой распространенной формой являются кружки, объеди­ няющие любителей той или иной сферы деятельности. Руководят кружками профессионалы.

Студии объединяют одаренную молодежь, в результате совмест­ ной деятельности которой создаются произведения самодеятель­ ного творчества: театральные постановки, кинофильмы, концерт­ ные номера.

Любительские объединения собирают коллекционеров, любите­

лей природы, друзей театра и кино.

Инициативные клубы носят общественный характер. Это дет­ ские, подростковые, молодежные клубы, клубы ветеранов труда, творческой интеллигенции, женщин, семейные клубы.

Благотворительные объединения инициируют и финансируют

создание разнообразных досуговых объединений.

Несмотря на то что социальный педагог при организации до- суговой деятельности детей и подростков использует те же мето­ ды, что и школьный учитель, однако его работа отличается опре­ деленной спецификой. Если в школе метод соревнования не совсем приемлем, то в досуговых группах, куда дети приходят по соб­ ственной воле и движимы повышенным интересом к данной дея­ тельности, этот метод становится одним из основных. Большой стимулирующий творчество детей эффект дают также игровые ме­ тоды.

Необходимой в организации досуга является и оценка резуль­ татов деятельности, которая должна стать признанием способ­ ностей ребенка, стимулом к дальнейшему творчеству. В связи с этим социальному педагогу важно помнить, что, оценивая работу воспитанника, лучше переоценить, чем недооценить ее. Причем поощрения должны соответствовать оценке, быть публичными и яркими по форме.

Поскольку социальный педагог работает с группой, ему важно использовать механизм лидерства, с помощью которого он доби­ вается единства группы. Это должен быть человек знающий, спо­ собный анализировать, общительный, легко вступающий в кон­ такт, справедливый, обладающий организаторскими способнос­ тями, пользующийся авторитетом. Он является первым помощни­ ком социального педагога.

Учитывая, что среди посещающих досуговые группы — в ос­ новном молодежь, социальный педагог должен хорошо знать осо­ бенности этой возрастной категории и подбирать формы и мето­ ды работы в соответствии с ее вкусами, идеалами и настроения­ ми, одновременно формируя последние как социально ценные и значимые.

Молодежь постоянно тянется к общению. Чаще всего это сосе­ ди по дому, двору, улице. Поэтому социальный педагог берет под свое внимание все ближайшее окружение подопечных и, опреде­ лив интересы группы, старается как можно больше ее членов при­ влечь в центры, подобрать в этих центрах для них соответствую­ щую их увлечениям деятельность.

Помимо групповых социальный педагог использует индивиду­ альные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики — всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. Социальный педагог должен всегда помнить, что, несмотря на то что он работает с группой, он прежде всего должен заботиться о каждом члене группы в от­ дельности! У каждого своя судьба, и помочь ему достойно опреде­ литься в жизни, приобрести необходимый статус, измениться для этого в лучшую сторону — его задача.

Особенностью досуговых объединений является демократи­ ческая обстановка в них. Элементами этой обстановки являют­ ся групповые традиции, дисциплинирующие личность, и обще-

ственное мнение, помогающее членам группы изменить свое по­ ведение и соответственно статус в ней, а также способствую­ щее воспитанию культуры общения. Это очень важно, так* как современная молодежь испытывает трудности в общении из-за эмоциональной несдержанности, неумения и нежелания счи­ таться с нормами общежития. Культура общения — это уваже­ ние другой личности, признание ее прав. Общение продуктив­ но, когда к нему присовокупляются сочувствие к человеку, сострадание, сопереживание, человеческая доброта, и наобо­ рот, общение нарушается в ситуации, когда один человек пы­ тается возвыситься над другим, бестактен, не умеет слушать собеседника. Тренинги общения, которые проводит социальный педагог со своими воспитанниками, помогают сформировать у них необходимые навыки культурного поведения, которое пред­ полагают строгое соблюдение суверенитета и равенства в обще­ нии, терпимость к чужому мнению, умение отстаивать свое мнение, сдержанность, умение вовремя остановить бесполез­ ный спор.

В организации досуга социальными службами накоплен опреде­ ленный опыт досугового общения в клубах, салонах, библиотеках, в парках, в молодежных организациях, на радио и телевидении.

Заслуживает внимания деятельность так называемых клубных ч* салонов, где общение не сковано рамками организационных форм и нет деления на организаторов и массы. Обсуждаемые проблемы

связаны преимущественно с искусством.

В семейных клубах кроме организации досуга решаются вопро­ сы воспитания детей. Важно, что в эти клубы приходит вся семья: и взрослые и дети.

О характере и содержании многих клубов говорят их названия:

Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта организации подготовки будущих социальных педагогов в организации игр и досуга.

Астахова Наталья Ивановна,

Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников

Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта организации подготовки будущих социальных педагогов в организации игр и досуга.

Ключевые слова:игры, отдых, функциональные возможности для отдыха и игр.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Preparing social workers to the organization of games and leisure activities of the studentsAbstract.The article is devoted to the generalizationof the experience of the organization of preparing future social workers to the organization of games and leisure activities leisure activities. The article considers the list of broad functional capabilities of leisure and basic sociopedagogical technologies.Key words:games, leisure, functional capabilities of leisure and games.

Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15

Практика социальной работы многообразна. Она обусловлена знанием различных теоретических подходов в процессе воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников и социальных педагогов. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития общества.

Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:

— она осуществляется в свободное (досуговое) время;

— отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

— обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

— характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

— отличается глубокой личностной направленностью;

— носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.

В социально-досуговой деятельности выделяют два вида ценностных характеристик: положительную (направленную на позитивные цели) и отрицательную (наносящую вред индивидууму или обществу в целом).

Анализ сущности социально-досуговой деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно классифицировать следующим образом:

— творческий — преобладание творческих моментов в деятельности;

— репродуктивно-творческий — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

— репродуктивный — простое воспроизведение готовых, отработанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.

В настоящее время в России происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обусловленное общими процессами, происходящими в обществе. Наиболее важными из принципов указанной системы являются:

— принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

— принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

— принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

— принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;

— принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-досуговой сфере.

Формирование здорового образа жизни как важнейшая превентивная задача социальной работы. Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, личной гигиены и психогигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек.

Таким образом, в здоровом образе жизни объединяется все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Этим определяется деятельность социального работника и социального педагога в воспитании культуры здоровья, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание уделяется следующим возрастным этапам: дошкольному, подростковому и юношескому, для которых характерно интенсивное развитие организма. Анализ результатов комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран позволяет выделить основные направления деятельности социальных педагогов:

— рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;

— оптимальная и систематическая физическая активность;

— эффективное научно обоснованное закаливание;

— комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;

— учет влияния на здоровье окружающей среды;

— вред и польза самолечения;

— аргументированная и действенная профилактика вредных для здоровья факторов.

В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени. Многим органам самоуправления на местах с огромным трудом все-таки удалось сохранить материальную базу культурных и спортивных учреждений, действует сеть учреждений внеклассной работы, художественные и музыкальные школы, школы исскуств, территориальные клубы образования и досуга детей и взрослых. Центры социального обслуживания населения согласно Положению осуществляют культурное обслуживание пенсионеров и инвалидов, организацию их отдыха, привлечение их к посильной трудовой деятельности, поддержание активного образа жизни. В них выделяются помещения для клубной работы, библиотек и мастерских. Следует отметить особую роль в организации досуга и формировании здорового образа жизни территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Они проводят индивидуальную работу с подростками и молодежью по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, организуют работу дневного пребывания детей и матерей, создают общества и клубы взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории, организуют семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы.

С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения, в них создается атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями. Для многих детей из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе проведения общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности.

Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков. В ее процессе несовершеннолетние получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, получают опыт социального партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни. Большинство инициатив по работе с детьми и молодежью развиваются именно в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие организации и негосударственные учреждения по проведению социально-культурной работы стали создаваться при этих клубах.

Деятельность социальных служб по организации культурной и информационной деятельности для молодежи имеет большое значение в развитии активности молодежи как социальной силы. Рост подростковой преступности говорит о том, что молодые люди недополучают примеров положительного поведения и организованного досуга. Многие авторы высказывают тревогу относительно формирования молодежных субкультур, которые характеризуются сегодня не столько как реальные молодежные сообщества, сколько в качестве целей маркетинговой концепции молодежи, когда самореализация молодежи в значительной степени происходит в навязанных формах, источником которых не всегда является молодежный интерес. Поэтому сегодняшняя социально-культурная деятельность определяется более высокими требованиями к развлекательности досуга:

— досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), открывать возможность коммуникации, развлечения, общения;

— досуг должен способствовать реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, участия в общественной жизни;

— досуг должен содействовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также воспитанию открытости.

При этом педагогические действия расцениваются как партнерская помощь в приобретении самостоятельности, для развития которой необходимо выступать с предложениями и подготавливать соответствующую аргументацию для их обоснования. Помощь социального педагога оказывается здесь особенно важной, чтобы молодежь могла успешно справляться с различного рода деятельностью при все большей самостоятельности в постановке цели, ее реализации, в организации социальных процессов, отношений и сотрудничества. Основными методами при этом выступают консультации, информация, ориентация, просвещение, а также поощрение, подбадривание, стимулирование, проявление инициативы и социально-коммуникативных и индивидуальных действий.

Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы. Являясь специфическим видом общественной деятельности, социально-культурная деятельность характеризуется тем, что она осуществляется в свободное время, является добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этническими особенностями и традициями, отличается многообразием и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический и развивающий характер.

Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально-незащищенных слоев населения. Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.

Читайте также: