Допотопный мир в романе что делать кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эпиграф к уроку: Чернышевский - одна из прекраснейших

по своей законченности и широте

человеческих натур, которая когда-либо

2. Прототипы романа.

О композиции романа.

4.Беседа с учащимися по содержанию романа.

  1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов. (Лопухов, Кирсанов, Рахметов, Вера Павловна, Марья Алексеевна, Серж, Жан, Жюли).
  2. Каким изображает Чернышевский старый мир?

Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.

  1. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери?

Писатель осуждает Марию Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой.

Вывод после беседы.

Мораль героев Чернышевского в известном смысле не потеряла своей актуальности и в наше времена, когда усилия общества направлены на пробуждение человека от нравственной апатии и безынициативности, на преодоление мертвого формализма.

Домашнее задание.

Писатель реализует в строках романа мечту, воплощавшуюся до этого в серьезных теоретических , доступных лишь хорошо подготовленным к такому чтению людям. Он стремится приобщить широкого читателя к своим идеям и даже призвать их к активному действию. Написанное наспех произведение, почти без надежды на публикацию, грешит множеством художественных просчетов и элементарных недоделок и все же служит убедительным документом эпохи.

Перед нами политический и социально-утопический роман, проникнутый духом полемики. Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз дoмашнего плена и обретает счастье. Однако чтобы привлечь к роману широкого читателя, автор вводит в повествование и мнимое самоубийство, и второй брак гeроини, и возвращение в Петербург бывшего мужа (Лопухова) в облике иностранца.

Подведем итоги

Вопросы и задания

Темы сочинений

Темы докладов и рефератов

Л а н щ и к о в А. П. Н. Г. Чернышевский. М., 1989.
П и н а е в М. Т. Н. Г. Чернышевский: Художественное творчество. М., 1984.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Ответ на этот вопрос дается во втором сне Веры Павловны. Ей снится поле, разделенное на два участка: на одном растут свежие, здоровые колосья, на другом - чахлые всходы. "Вы интересуетесь знать,- говорит Лопухов,- почему из одной грязи родится пшеница такая белая, чистая и нежная, а из другой грязи не родится?" Выясняется, что первая грязь - "реальная", потому что на этом клочке поля есть движение воды, а всякое движение - труд. На втором же участке - грязь "фантастическая", ибо он заболочен и вода в нем застоялась. Чудо рождения новых колосьев творит солнце: освещая и согревая своими лучами "реальную" грязь, оно вызывает к жизни сильные всходы. Но солнце не всесильно - на почве грязи "фантастической" ничего не родится и при нем. "До недавнего времени не знали, как (*149) возвращать здоровье таким полянам, но теперь открыто средство; это - дренаж: лишняя вода сбегает по канавам, остается воды сколько нужно, и она движется, и поляна получает реальность". Затем появляется Серж. "Не исповедуйтесь, Серж! - говорит Алексей Петрович,- мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном - вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая. Потому, посмотрите вы на себя: вы от природы человек и не глупый, и очень хороший, быть может, не хуже и не глупее нас, а к чему же вы пригодны, на что вы полезны?" Сон Веры Павловны напоминает развернутую притчу. Мышление притчами - характерная особенность духовной литературы. Вспомним, например, евангельскую притчу о сеятеле и семенах, очень любимую Некрасовым. Ее отголоски чувствуются и у Чернышевского. Здесь автор "Что делать?" ориентируется на культуру, на образ мысли демократических читателей, которым духовная литература знакома с детства. Расшифруем ее смысл. Ясно, что под грязью "реальной" имеются в виду буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкий к естественным потребностям человеческой природы. Потому-то из этого сословия и выходят все новые люди - Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Грязь "фантастическая" - дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой природы извращены. Перед этой грязью бессильно солнце, но всесилен "дренаж", то есть революция - такое коренное переустройство общества, которое заставит дворянское сословие трудиться.

Героиня романа - Вера Павловна Розальская – выросла в мещанской среде. Ее отец, Павел Константинович, - мелкий чиновник, управляющий домом богатой дворянки Сторешниковой. Главная роль в семье Розальских принадлежит матери Веры Павловны - Марье Алексеевне, грубой, жадной и пошлой женщине. Она бьет прислугу,

Не брезгует нечестными доходами, стремится как можно выгоднее выдать замуж дочь.

Думаешь, а как бы я не злая была, так бы и ты не знала, что такое добром называется. Чернышевский высказывает жестокую правду: «новые люди произрастают не в теплицах; они вырастают среди окружающей их пошлости и ценой громадных усилий должны преодолевать опутывающие их связи со старым миром. И хотя Чернышевский утверждает, что это может сделать каждый, в действительности он имеет в виду совсем не каждого, а передовую молодежь, обладающую громадной душенной силой. Большинство людей оставались еще на уровне взглядов Марьи Алексеевны, и Чернышевский не рассчитывал на их быстрое перевоспитание.

Новым отношением к труду, к книге, знаниям и культуре, к этике (теория разумного эгоизма), к народу, к цели жизни, к женщине и к любви. К труду: все они получили трудовое воспитание, которое и определило их мировоззрение и их место в жизни. Лопухов и Кирсанов почти с детства добывали деньги на свое содержание. Практическим результатом нового отношения к труду является организация швейных мастерских на основе экономической теории Луи Блана. Для новых людей труд из тяжелой необходимости превращается в радостную потребность. К книге: любимыми писателями являются Гоголь, Диккенс. Новые люди понимают, что без книг и без знаний нельзя преобразовать жизнь, поэтому читают не только художественные, но и научные книги и жадно изучают иностранные языки.

Книга помогает понять им, что нужно народу. Но книги и теория не заслоняют жизни, поэтому они не только учат молодых людей, но и сами учатся у народа.

Для этого он обращается к антропологическому материализму, в центре которого не бог, а человек, все поступки которого диктуются практической пользой. В этом смысле он эгоист, но если для обычных эгоистов личное благо выше общественного, то новые люди общественное благо рассматривают как личное дело. Для них личное счастье зависит от общей пользы.

вне истории и географии; 2) рассматривает человека как биологическое существо; 3) игнорирует классовые интересы; 4) слишком рационалистична. Примеры применения теорий в романе: А) чтобы не мешать счастью Веры Павловны и Кирсанова, Лопухов исчезает, находя наслаждение в своей работе; Б) отказ Рахметова от любви; В) организация Верой Павловной швейных мастерских, в которых она получает истинное удовольствие.

ПРИГОВОР СТАРОМУ МИРУ.
Первые две главы романа посвящены преимущественно изображению мира, который должен быть сметен историей. В изображении этого мира проявился незаурядный талант Чернышевского-сатирика. Читатель видит, что в среде стяжателей и мещан все измеряется выгодой, что здесь дозволено все: можно на пари оскорбить женщину (так именно хотел поступить Мишель Сторешников по отношению к Вере Павловне), продать дочь, мошенничать, наживать миллионы, обворовывая казну. Эти люди, черствые и ограниченные, обо всем и обо всех судят по себе.

Замечательный прием нашел Чернышевский, чтобы выразить эту мысль: он заставляет Марью Алексеевну, грубую и невежественную женщину, переводить на свой язык непонятные ей слова Лопу-хова. Бедная Марья Алексеевна! — восклицает Чернышевский.- Она слышала слова: Моя невеста — ваша невеста — я ее очень люблю — она красавица,- и успокоилась насчет волокитства со стороны учителя. Ей и на ум не может прийти истинный смысл слова невеста, употребленного Лопуховым, а ведь он говорит о революции (в дальнейшем называемой: Невеста своих женихов, Сестра своих сестер или Любовь к людям). Марью Алексеевну интересует, богата ли невеста и скоро ли будет свадьба, на что Лопухов отвечает: Скоро.

Чернышевский нашел слово, художнически точно характеризующее беспросветный старый мир. Он представляется писателю иод-валом, наглухо заколоченным, отгороженным от широких просторов жизни. Грязь, пошлость, цинизм всякого рода — вот что ощутила Вера Павловна, когда через полгода после ухода из дома вновь пришла в подвал.

Чернышевский-художник показал, что самое страшное для человека- это паразитизм. Жизнь имеет главным своим элементом труд,- провозглашает писатель. Там, где нет труда, возникает разлагающая человека праздность, утрачивается ощущение добра и зла. Такова в романе среда Сторешниковых, проматывающих свое состояние, а вместе с ним и жизнь. Даже неплохие по природе люди, например Серж, под влиянием праздности утрачивают подлинно человеческие качества.

Мысль о труде как источнике не только материальной, но и духовной жизни дорога Чернышевскому, и потому он уделяет ей много места в романе. Отсюда обстоятельный рассказ о швейных мастерских, где люди почувствовали себя людьми благодаря разумно организованному труду, отсюда же второй сон Веры Павловны.

Здесь мы находим интересное рассуждение о грязи реальной и фантастической, здоровой и гнилой. В реальной грязи есть движение, т. е. есть жизнь, имеющая главным своим элементом труд. Труд может стать источником возрождения человека. Достаточно прогреть эту почву, переместить в ней некоторые элементы, и на ней вырастут здоровые колосья. Совсем не то фантастическая грязь: здесь нет движения, нет труда. Паразитизм обесценивает все; это та гнилость, которая требует только дренажа, т. е. революции.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

30.03.2013 39633 0

I. Беседа по вопросам:

1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.

2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?

3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?

II. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).

О прототипах.

Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.

В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.

III. Лекция учителя

Проблематика романа

Проблемы романа:

О композиции романа.

IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.

1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.

2. Каким изображает Чернышевский старый мир?

3. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери? Оправдались ли ее ожидания?

Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.

1. Чтение романа до конца.

3) Вера Павловна и ее мастерские.

поурочный план, 10 класс, русская литература

Он так оформил произведение, что оно пошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора.

Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.

Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную

Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.

Есть и выводы автора. Но важно то, что и мы сами можем сделать свои собственные выводы.

В чем главный конфликт?

Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца.

Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила.

Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.

Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.

Они цепляются за все возможности и думают лишь о себе.

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.

В пример можем привести мать Веры Павловны. Женщина не готова меняться и не хочет принимать новую реальность. Поэтому она всячески старается силой выдать замуж свою дочь за жалкого и недостойного человека.

Вторым примером можно показалась этого самого жениха. Сторешников богат и это его единственная ценность. Он такой же паразит, как и все его родственники. Высокомерность и наглость позволяют ему с легкостью смотреть в будущее.

Гнусные люди! Гадкие люди. Боже мой, с кем я принуждена жить в обществе! Где праздность, там гнусность, где роскошь, там гнусность. Н. Г. Чернышевский

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

I. Беседа п о вопроса м:

1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.

2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?

3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?

II. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).

О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.

В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.

III. Лекция учителя (краткое изложение).

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.

1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.

2. Каким изображает Чернышевский старый мир?

3. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери? Оправдались ли ее ожидания?

Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.

Домашнее задание.

1. Чтение романа до конца.

Героиня романа - Вера Павловна Розальская - выросла в мещанской среде. Ее отец, Павел Константинович, - мелкий чиновник, управляющий домом богатой дворянки Сторешниковой. Главная роль в семье Розальских принадлежит матери Веры Павловны - Марье Алексеевне, грубой, жадной и пошлой женщине. Она бьет прислугу, не брезгует нечестными доходами, стремится как можно выгоднее выдать замуж дочь.

Писатель реализует в строках романа мечту, воплощавшуюся до этого в серьезных теоретических , доступных лишь хорошо подготовленным к такому чтению людям. Он стремится приобщить широкого читателя к своим идеям и даже призвать их к активному действию. Написанное наспех произведение, почти без надежды на публикацию, грешит множеством художественных просчетов и элементарных недоделок и все же служит убедительным документом эпохи.

Перед нами политический и социально-утопический роман, проникнутый духом полемики. Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз дoмашнего плена и обретает счастье. Однако чтобы привлечь к роману широкого читателя, автор вводит в повествование и мнимое самоубийство, и второй брак гeроини, и возвращение в Петербург бывшего мужа (Лопухова) в облике иностранца.

Подведем итоги

Вопросы и задания

Темы сочинений

Темы докладов и рефератов

Л а н щ и к о в А. П. Н. Г. Чернышевский. М., 1989.
П и н а е в М. Т. Н. Г. Чернышевский: Художественное творчество. М., 1984.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Ответ на этот вопрос дается во втором сне Веры Павловны. Ей снится поле, разделенное на два участка: на одном растут свежие, здоровые колосья, на другом - чахлые всходы. “Вы интересуетесь знать,- говорит Лопухов,- почему из одной грязи родится пшеница такая белая, чистая и нежная, а из другой грязи не родится?” Выясняется, что первая грязь - “реальная”, потому что на этом клочке поля есть движение воды, а всякое движение - труд. На втором же участке - грязь “фантастическая”, ибо он заболочен и вода в нем застоялась. Чудо рождения новых колосьев творит солнце: освещая и согревая своими лучами “реальную” грязь, оно вызывает к жизни сильные всходы. Но солнце не всесильно - на почве грязи “фантастической” ничего не родится и при нем. “До недавнего времени не знали, как (*149) возвращать здоровье таким полянам, но теперь открыто средство; это - дренаж: лишняя вода сбегает по канавам, остается воды сколько нужно, и она движется, и поляна получает реальность”. Затем появляется Серж. “Не исповедуйтесь, Серж! - говорит Алексей Петрович,- мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном - вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая. Потому, посмотрите вы на себя: вы от природы и не глупый, и очень хороший, быть может, не хуже и не глупее нас, а к чему же вы пригодны, на что вы полезны?” Сон Веры Павловны напоминает развернутую притчу. Мышление притчами - характерная особенность духовной литературы. Вспомним, например, евангельскую притчу о сеятеле и семенах, очень любимую Некрасовым. Ее отголоски чувствуются и у Чернышевского. Здесь “Что делать?” ориентируется на культуру, на мысли демократических читателей, которым духовная знакома с детства. Расшифруем ее смысл. Ясно, что под грязью “реальной” имеются в виду буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкий к естественным потребностям человеческой природы. Потому-то из этого сословия и выходят все новые люди - Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Грязь “фантастическая” - дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой природы извращены. Перед этой грязью бессильно солнце, но всесилен “дренаж”, то есть революция - такое коренное переустройство общества, которое заставит дворянское сословие трудиться.

А пока солнце вершит свою творческую работу лишь над грязью “реальной”, вызывая из ее среды новую поросль людей, способных двигать общество вперед. Что олицетворяет в сне-притче Веры Павловны солнце? Конечно же, “свет” разума, просвещение,- вспомним пушкинское: “Ты, солнце святое, гори!” Становление всех “новых людей” начинается с приобщения к этому источнику. Намеками Чернышевский дает понять, что это труды Людовика (не французского короля, как утешается Марья Алексевна!) - Людвига Фейербаха, немецкого философа-материалиста, это книги великих просветителей человечества - французских социалистов-утопистов. Дитя солнца - и “светлая красавица”, “сестра своих сестер, невеста своих женихов”, аллегорический образ любви-революции. Чернышевский утверждает, что солнце разумных социалистических идей помогает людям из буржуазно-мещанской среды сравнительно легко и быстро понять истинные потреб-(*150)ности человеческой природы, так как почва для этого восприятия подготовлена трудом. Напротив, глухи к солнцу такого разума те общественные слои, нравственная природа которых развращена паразитическим существованием.

“Гнусные люди! Гадкие люди.

Боже мой, с кем я принуждена жить в обществе!

Где праздность, там гнусность, где роскошь, там гнусность. ”

Н. Г. Чернышевский. “Что делать?”

Когда Н. Г. Чернышевский задумывал роман “Что делать?”, его больше всего интересовали ростки “новой жизни”, которые можно было наблюдать в России второй половины девятнадцатого века. По словам Г. В. Плеханова, “. наш автор радостно приветствовал появление этого нового типа и не мог отказать себе в удовольствии нарисовать хотя бы неясный его профиль”. Но тот же автор был знаком и с типичными представителями “старых порядков”, потому что с раннего возраста Николай Гаврилович задумывался, отчего “происходят беды и страдания людей”. На мой взгляд, замечательно, что это мысли ребенка, который сам жил в полном достатке и семейном благополучии. Из воспоминаний Чернышевского: “Все грубые удовольствия казались мне гадки, скучны, нестерпимы, это отвращение от них было во мне с детства, благодаря, конечно, скромному и строго нравственному образу жизни всех моих близких старших родных”. Но за стенами родного дома Николай Гаврилович постоянно сталкивался с отвратительными типами, которых воспитывала иная среда.

Хотя в романе “Что делать?” Чернышевский не занимался глубоким анализом причин несправедливого устройства общества, как писатель, он не мог обойти вниманием представителей “старого порядка”. Мы встречаемся с этими персонажами в точках их соприкосновения с “новыми людьми”. От такого соседства все отрицательные черты выглядят особенно мерзко. На мой взгляд, достоинством автора является то, что он не расписал “пошлых людей” одной краской, а нашел в них оттенки различий.

Во втором сне Веры Павловны два слоя пошлого общества представлены нам в виде аллегорической грязи. Лопухов и Кирсанов ведут научную дискуссию между собой и одновременно преподают довольно сложный урок читателю. Грязь на одном поле они называют “реальной”, а на другом - “фантастической”. В чем же их различия?

В виде “фантастической” грязи автор представляет нам дворянство - высший свет российского общества. Серж - один из типичных его представителей. Алексей Петрович говорит ему: “. мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном - вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая”. А ведь Серж имеет неплохие человеческие и умственные задатки, но праздность и богатство губят их на корню. Так из застоявшейся грязи, где нет движения воды (читай: труда), не могут вырасти здоровые колосья. Могут быть только флегматичные и бесполезные вроде Сержа, или чахлые и глупые вроде Сторешникова, а то и вовсе маргинально-уродливые вроде Жана. Чтобы эта грязь перестала плодить уродов, нужны новые, радикальные меры - мелиорация, которая спустит стоячую воду (читай: революция, которая даст каждому по труду). Справедливости ради автор замечает, что нет правил без исключений. Но происхождение из этой среды героя Рахметова стоит считать тем редким исключением, которое только подчеркивает общее правило. В виде “реальной” грязи автор представляет буржуазно-мещанскую среду. Она отличается от дворянства в лучшую сторону тем, что под напором жизненных обстоятельств вынуждена напряженно трудиться. Типичная представительница этой среды Марья Алексеевна. Эта женщина живет, как природный хищник: кто смел, тот и съел! “Эх, Верочка,- говорит она дочери в порыве пьяного откровения,- ты думаешь, я не знаю, какие у вас в книгах новые порядки расписаны? - знаю: хорошие. Только мы с тобой до них не доживем. Так станем жить по старым. А старый порядок какой? Старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать”. Н. Г. Чернышевский хоть и не любит таких людей, но сочувствует им, старается понять. Ведь они живут в джунглях и по закону джунглей. В главе “Похвальное слово Марье Алексеевне” автор пишет: “Вы вывели вашего мужа из ничтожества, приобрели себе обеспечение на старость лет, - это вещи хорошие, и для вас были вещами очень трудными. Ваши средства были дурны, но ваша обстановка не давала вам других средств. Ваши средства принадлежат вашей обстановке, а не вашей личности, за них бесчестье не вам, - но честь вашему уму и силе вашего характера”. Это значит, если обстоятельства жизни станут благоприятными, люди, подобные Марье Алексеевне, смогут вписаться в новую жизнь, потому что они умеют трудиться. В аллегорическом сне Веры Павловны “реальная” грязь хороша тем, что в ней вода движется (то есть трудится). Когда на эту почву падают солнечные лучи, из нее может “родиться пшеница, такая белая, чистая и нежная”. Иными словами, из буржуазно-мещанской среды, благодаря лучам просвещения, выходят “новые” люди,- такие как Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна. Именно они будут строить справедливую жизнь. За ними будущее! Так считал Н. Г. Чернышевский.

Отдельно я хочу сказать о том, что мне особенно понравилось.

Верочке очень несладко жилось в родительском доме. Мать часто была жестока с дочерью, била и унижала ее. Невежественность, грубость и бестактность матери оскорбляли человеческое достоинство Веры. Поэтому девочка сначала просто не любила мать, а потом даже возненавидела. Хоть и было за что, но это противоестественное чувство, плохо, когда оно живет в человеке. Потом автор научил дочку жалеть мать, замечать, как “из-под зверской оболочки проглядывают человеческие черты”. А во втором сне Верочке была представлена жестокая картина ее жизни с доброй маменькой. После этого Марья Алексеевна подводит итог: “. ты пойми, Верка, что кабы я не такая была, и ты бы не такая была. Хорошая ты - от меня дурной; добрая ты - от меня злой. Пойми, Верка, благодарна будь”.

Список литературы

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.

Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную картину мира. Он предсказал революцию. Однако роман состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место. Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.

В чем главный конфликт? Молодежь всегда готова что-то менять, а старики не хотят уходить с насиженных мест. Здесь сложно переоценить актуальность темы.

Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца. Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила. Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.

Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.

Нельзя упустить женский вопрос. Его суть здесь в понимании роли женщины в обществе и семье. Чернышевский подчеркивает силу женщины, её ум. Она может быть успешной не только в семье, но и на работе.

Теперь она имеет право на индивидуальность, образование, мечты и успех. Чернышевский пересматривает место женщины и в обществе, и в семье.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: