Дом с мезонином краткое содержание анализ

Обновлено: 07.07.2024

В начале рассказа герой чувствует себя раздраженным, сетует, что в его жизни нет любви, после чего он все же встречает девушку, которая становится для него центром. Но в конце герой все равно возвращается к обычной жизни, полной скуки и безысходности. Таким образом, с первых строк читатель видит, как герой пытается изменить свою жизнь, но в конце возвращается к прежнему.

Если читатель прочтет произведение один раз, то даже может и не заметить любовь, которая быстро зарождается и быстро потухает. Любовь к Мисюсь была только бегством от реальности, которая надоела герою, бегству к семейной жизни, теплу и уюту. Но в это же время автор говорит и о недостатках Мисюсь, а это значит, что герой не смог бы прожить с ней долгое время, даже если бы им не помешала Лида.

Описания природы, дома звучат с грустью, это говорит о том, что семейная жизнь не полна счастья и наслаждения.

По мимо этого, есть и три другие линии неудавшегося счастья. История Белокурова и Лиды схожи. Лида отрицает счастье, возвышает себя в уезде, а Белокуров не хочет чувствовать любовь — ему лень. Он привык жить с девушкой, которая сама имеет достаток. Все они похожи друг на друга тем, что так легко не пускают и отпускают свое счастье, они постепенно духовно умирают.

Также в рассказе поднимается проблема отсутствие самостоятельности, герои не управляют своей жизнью, они не размышляют о роли народа в жизни общества, о взаимоотношении его с аристократами.

Чехов стремился показать людей, которые ни на что не способны: им не удается личная жизнь, они не проявляют интереса к происходящему в обществе.

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Дом с мезонином

Жанр: Рассказ

Год написания: 1896 год


Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Мой сосед Радилов Тургенева
    Произведение относится к творческим сочинениям писателя, рассматривающим в качестве ключевой тематики человеческие взаимоотношения.
  • Чичиков на балу у губернатора в поэме Мертвые души Гоголь
    В городе, который просто обозначается буквой Н., жили разные люди. Одни были толстыми, а другие тонкими. Тонкие мужчины старались окружить заботой и вниманием красивых девушек
  • Сочинение Окружающая среда
    Мы родились и сразу получили от природы воздух, который нам необходим. Ведь если не будет кислорода, мы запросто потеряем сознание и уже навсегда заснем долгим сном
  • Сочинение Красная площадь в Москве
    В Москве, столице нашей необъятной Родины, расположена Красная площадь, главная площадь страны. Красная площадь является одним из символов России.

Дорогая мамочка, сегодня ровно три месяца, как ты поцеловала меня и уехала в твою важную командировку. Не думай, все у нас хорошо, мы с папой уже почти научились готовить завтрак и убирать за собой

Меню статьи:

Главные герои

Рассказчик – молодой известный художник, привыкший вести праздный образ жизни, нерешительный, привыкший плыть по течению.

Женя (Мисюсь) – юная, чистая девушка, в которую влюбился главный герой, такая же легкая и беззаботная, как и он сам.

Лида – старшая сестра Жени, собранная, целеустремленная, очень принципиальная девушка, которая работала учительницей в сельской школе.

Волчанинова Екатерина Павловна – мать Жени и Лиды, вдова, мягкая, добрая, слабохарактерная женщина, оказавшаяся под полным влиянием старшей дочери.

Белокуров – друг художника, молодой помещик.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Главные герои повести

Логика разворачивания авторской мысли такова, что в повести возникает деление персонажей на две категории: главные герои и, соответственно, второстепенные. Среди главных героев произведения Лида, Женя, а также художник. В свою очередь, к второстепенным героям можно отнести Белокурова и Екатерину Павловну.

Лида и Женя – сестры. Они происходят из богатой семьи. Лида – старшенькая – по-настоящему живая, но в то же время отличающаяся строгостью и решительностью девушка. Несмотря на то, что у Лиды достаточно материальных средств, чтобы жить, удовлетворяя свои прихоти, она поступает согласно велениям рационального ума и сердца как источника нравственности. Лида умна и образована, она охвачена размышлениями о состоянии общества и насущных проблемах.

Беспокоясь о народе, девушка разворачивает активную общественную деятельность, пытаясь реформировать своими силами устоявшееся положение земской управы, а также улучшить жизнь крестьян. Такая деятельность и такой круг интересов отдаляет Лиду от праздной жизни, характерной для представителей ее круга. Ей чужда лесть и ложь, между тем, она отдает предпочтение жизни в согласии со своими принципами и правде.

Внешность Лиды соответствует ее внутреннему миру: ей присуща холодная внешняя строгость и аристократичность.

Что касается внешности Жени, то особенно прекрасными кажутся художнику ее глаза: если Мисюсь встречает его взглядом, полным восхищения, то Лида почти не смотрит на него.

Художник чем-то похож на Женю. Может быть, эта схожесть – причина того, что им нравится проводить время вдвоем. Ему свойственная праздность и леность, львиную долю свое времени он не занимает ровно никакими делами. Женю он находит полной спокойствия и гармонии, в то время как черты личности Лиды чужды ему.

Художник полон цинизма и разочарования. Он талантлив, но искусство больше не приносит ему вдохновения. Он хочет любить, но это чувство оказывается для него непосильным.

Белокуров, по мнению некоторых критиков, имеет схожие черты с Обломовым. Он праздный и ленивый человек, безразличный почти всему. У него останавливается художник, который так же не отличается активностью, как и сам помещик.

Наконец, Екатерина Павловна – мать Лиды и Жени Волчаниновых. Она – вдова и помещица, владеющая значительным состоянием. Она тоже, как и Женя, отличается немного безвольным характером, а потом опасается Лиду, ведь ее живость и деятельность непривычны Екатерине Павловне.

Основные темы повести

Любовь

Чувства вспыхивают быстро, развиваются незаметно. Юношеская влюбленность мимолетна и скоротечна, совсем другая – взрослая, зрелая любовь. Если любовь более характерна для зрелой Лиды, то влюбленность и неспособность на сильные чувства – для Жени и художника. В момент признания в любви Жене, художник, например, поддается лишь мимолетным порывам, суть которых – слабость. В ему становится стыдно за это признание.

Структура развития повествования в приложении к каждому герою напоминает круг или цикл: это путь из одиночества, через любовь, снова в одиночество – точке, откуда все началось.

Отдельный мотив – это размышления художника о природе творчества и таланте.

Оказывается, что талант художника делает его жизнь странной и бессмысленной, его роль непонятна, не оформлена, а потому наиболее легкий путь – это углубление в праздность. Она дает ложное ощущение дня, который вечно тянется и не заканчивается: это необходимо, чтобы избежать ужаса наступления момента собирания плодов творчества, которых нет.

Если художник страдает от своей праздности и даже устает от нее, как настоящий декадент, но для Белокурова его образ жизни оказывается вполне приемлемым.

Народ и споры

Тема народа раскрывается в идейных спорах, которые периодически прерывают любовную линию повести. Лида призывает задуматься о существующем порядке, о том, каким образом можно оказать посильную и реальную помощь крестьянам, улучшить жизнь земской управы в целом, а также о том, какую роль в этом процессе может сыграть интеллигенция. Особое значение спор приобретает в третьей главе повести. Но суть этого спора не состоит в стремлении отыскать правду или доказать правоту кого-либо из сторон. Смысл беседы, происходящей между Лидой и художником, – скорее в том, чтобы сделать ее лишь предлогом для демонстрации идейных убеждений, господствовавших в то время в обществе.

Счастье

Призрачный мотив счастья связан прежде всего с личностным расколом художника, который не может быть удовлетвориться своей работой, не способен по-настоящему что-то почувствовать – сильно, надолго и живо.

Дом с мезонином: литературно-критический анализ произведения

Сюжет

Рассказчик приехал из Петербурга в Т-ую губернию погостить к своему другу, помещику Белокурову. Его не тянуло писать картины, и, чтобы как-то скоротать время, он целыми днями бродил по округе, любуясь живописными пейзажами.

Однажды во время прогулки художник забрел в старый, заброшенный парк, принадлежавший помещичьему дому. У ворот герой встретил двух девушек – юных, прекрасных, которые всколыхнули в его душе самые светлые порывы. Молодой человек очень захотел познакомиться с ними.

От Белокурова художник узнал, что усадьба принадлежала семейству Волчаниновых – вдове Екатерине Павловне и ее двум взрослым дочерям. Старшая, Лида, работала учительницей в деревенской школе, и очень гордилась своей независимостью.

Спустя несколько дней друзья отправились к соседям с визитом. Художнику сразу очень понравилась младшая дочь, Женя, которую все ласково называли детским прозвищем Мисюсь. Ему казалось, будто он знает эту семью очень давно – настолько приятно ему было проводить время в обществе этих милых, интеллигентных женщин.

Волчаниновы неизменно радушно встречали художника, который все чаще стал наведываться к ним в гости. Особенно ему нравилось общаться с чистой и непосредственной Женей, с которой у него было много общего. Молодые люди вели праздный образ жизни – много читали, гуляли, собирали грибы, катались в лодке, чем крайне раздражали целеустремленную и волевую Лиду.

Девушка не показывала своего истинного отношения к художнику, но в глубине души презирала его, считая бездельником. Сама Лида была занята целыми днями напролет. Она работала в школе, лечила крестьян, хлопотала по каким-то делам в уезде. Мать с Женей очень гордились ею, и не вмешивались в ее жизнь. Женя лишь не понимала, как такие прекрасные люди как ее сестра и герой никак не могут найти общий язык. Молодой человек объяснил ей, что нельзя помогать людям и одновременно презирать и не любить их.

В одну из встреч художник признался Жене в любви, и девушка радостно ответила взаимностью. На следующий день он пришел в усадьбу сделать официальное предложение, но встретил одну Лиду. Она сухо сообщила, что мать с младшей сестрой отправились за границу. Из записки от Жени герой узнал, что она была вынуждена повиноваться сестре, которая была категорически против их брака.

Художник вернулся в Петербург, и больше никогда не встречал Волчаниновых. В минуты грусти он вспоминал нежную Мисюсь, и уютный дом с мезонином, в котором ему было так хорошо.

Вариант 2

Сюжет

Рассказ адресован читателю в первом лице художника, проживавшего в имении помещика. Существование главного героя не выглядит слишком обремененным заботами. Во время одного из моционов он знакомится с молодой девушкой, работающей преподавателем и гордящейся тем, что она живет честным благородным трудом.

У художника и девушки часто возникали споры из-за социальных вопросов: необходимость постройки земских учреждений, улучшение быта крестьян. Во время одной из дискуссий они серьезно ссорятся, что вынуждает художника покинуть дом. Но перед этим он успевает влюбиться в младшую сестру героини и та отвечает ему взаимностью.

Но потребность защищать сестру не дремлет. Старшая сестра настоятельно требует разорвать отношения с творцом, что она и делает, слезно извиняясь. Это был окончательный конец пребывания художника в поместье и тот отбывает в столицу. По прошествии нескольких лет его гложет ностальгия, и он с трепетом вспоминает время, проведенное в том уютном сестринском доме.

История написания

Как уже отмечалось выше, произведение имеет реальную подоплеку. В частности, сохранились письма, где это обстоятельство прекрасно заметно.

Автору долго не удавались вкрапления социальных взглядов о земствах в любовную историю, которая превалирует в рассказе, в этой связи публикация произведения неоднократно откладывалась.

Как и во многих других рассказах писателя, большое внимание уделено описанию быта персонажей, что традиционно вызвало недовольство критиков. Утверждали, что автор часто теряет сюжетную нить, отдавая ее на откуп описательной части. Сам же Чехов парировал, мол, это особенность его литературного стиля. В данном противостоянии хочется, конечно, встать на сторону автора. Действительно, без интересных словесных портретов его произведение было бы читать не так интересно.

Автор всеми силами пытался уйти от классического повествования, утяжеляющего прочтение рассказа, поэтому даже самые драматичные, либо философские изречения написаны простым языком. Это тоже плюс для произведения — оно остается привлекательным для легкого чтения и по сей день.

Можно только порекомендовать рассказ для прочтения. Он дает представление о поместной жизни в конце XIX века. Есть возможность узнать о мнении автора о реформах местного самоуправления и общей социальной ситуации в провинциальной среде.

Авторские афоризмы

История создания

Главная идея

Содержание


Мезонин — это надстройка над средней частью дома, нередко с балконом. В мезонине усадьбы живёт Женя Волчанинова, в которую влюблён художник.

Есть версия, что прототипом чеховского художника послужил великий пейзажист Исаак Левитан, а Волчаниновы — это на самом Турчаниновы, в усадьбе которых писатель гостил летом 1895 года.

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

Рассказ ведётся от лица неназванного художника, который несколько лет назад провёл лето в усадьбе помещика Белокурова в Т-ой губернии.

Художник живёт в пустом барском доме и целыми днями бездельничает. Вскоре он знакомится с сёстрами Волчаниновыми, которые живут в соседней усадьбе вместе с матерью.

Старшая сестра, 23-летняя Лидия, всегда строга и серьёзна. Она работает учительницей в земской школе, хотя благодаря отцовскому наследству не нуждается в деньгах. А ещё Лида лечит крестьян, собирает деньги для погорельцев и мечтает однажды сместить председателя уездной управы Балагина.

Младшая сестра — Женя, которую называют детским прозвищем Мисюсь, — девушка 17–18 лет, серьёзные темы не обсуждает и живёт праздной жизнью, целыми днями читая книги.


Иллюстрация Д. А. Дубинского

Художник начинает бывать в гостях у Волчаниновых в их доме с мезонином. Лида презирает его за праздный образ жизни, безыдейные пейзажи и нежелание помогать народу. Серьёзные вещи ему неинтересны, постоянно повторяет девушка.


Иллюстрация Д. А. Дубинского

В гостях у Волчаниновых художник жарко спорит с Лидой, доказывая, что земские школы и больницы не помогают народу, а лишь порабощают его ещё сильнее. Беда не в отсутствии докторов и учителей, а в том, что из-за непосильного труда и голода простому человеку некогда подумать о душе — о том, что отличает людей от животных. Художник мечтает об освобождении людей от физического труда, чтобы человечество могло заняться духовными поисками.


Иллюстрация Д. А. Дубинского

Прощаясь вечером с Женей у ворот, художник понимает, что влюблён. В порыве чувств он обнимает её и целует. Девушка говорит, что должна будет рассказать об их отношениях сестре и матери. Когда Мисюсь возвращается в дом, влюблённый художник ещё долго стоит и смотрит на дом с мезонином: в окне Жени горит лампа под зелёным абажуром.


Иллюстрация Д. А. Дубинского

На другой день рассказчик вновь приходит к Волчаниновым, но находит в доме только Лиду. Та сообщает, что мать и сестра уехали в Пензенскую губернию, к тёте, а зимой собираются за границу.

На выходе из усадьбы героя догоняет мальчишка с запиской от Жени: оказывается, это старшая сестра велела ей расстаться с художником. Ни мама, ни Мисюсь не решились спорить с Лидой. Тем же вечером рассказчик собирает вещи и уезжает в Петербург.

Первым критикам произведения важнее казалось идейное противостояние Лидии Волчаниновой и художника. Чехова упрекали в том, что он показал благородную и самоотверженную Лиду слишком чёрствой и несимпатичной девушкой. Однако вряд ли её можно назвать отрицательной героиней. Не лишним будет вспомнить, что сам Чехов в Мелихове не гнушался участвовать в работе земства и помогать крестьянам.

Спор художника с Лидой остаётся незаконченным. Их знакомство обрывается внезапно, вместе с отъездом Жени.


Иллюстрация Д. А. Дубинского

Судя по финалу рассказа, он всё-таки посвящён не борьбе общественных идей, а поискам счастья и любви. Герой после расставания не едет искать возлюбленную в Пензенскую губернию, а сдаётся и возвращается в Петербург.

Чехов удивителен. Своим неповторимым даром, он открывает истины, в неприметных вещах, о которых мы рады забыть. В рассказе открывается психология самых разных персонажей помещенных в хронотоп дома.

Как создавалось произведение

Это произведение рождалось долго. Об этом говорят черновые записи.
Также есть свидетельства, что некая Мисюсь была возлюбленной писателя. Доподлинно не известно существовала ли она в действительности.

Считается, что Женя Волчанинова та самая Мисюсь – это дочь А. Н. Турчанинова – Варвара. Они похожи и внешне по описанию, и сходство фамилей очевидно.

Кроме того, рассказ стал не просто историей любви за чаепитием, а поднял проблему бюрократии в земствах.

Каков жанр произведения и его направление

Описывая чувства и противоречия внутри героя, Чехов приблизился к литературному Экзистенциализму, на сто лет предвосхитив это направление.

К тому же в рассказе есть жанровое разнообразие. В частности, хронотип; любовная линия не возникает на почве конфликта взглядов.

Про что произведение

Рассказчиком является известный пейзажист родом из Петербурга, который гостит в имении у Белокурова. Тут его встречает меланхолия и душевная опустошенность. Ему становится неуютно, поэтому он много времени начинает уделять прогулкам.

Одна из таких привела его к дому с мезонином, за которым начиналась деревня. Возле дома он видит двух девушек одна – старшая очень красива, младшая не настолько красива, но очень обаятельна.
Прошло время, и та встреча была позабыта, как вдруг в поместье к Белокурову пришла старшая — Лидия Волчанинова. Будучи активисткой, занимается земством. У Белокурова просила помощи для погорельцев. И предложила заглядывать к ним в гости вместе с рассказчиком.

В итоге между старшей Лидией и художником возникает конфликт мнений. А в младшую Женю или по-детски Мисюсь он влюбляется, после чего Мисюсь вместе с матерью уезжают в Европу. Интересно то, что эта связь с Волчаниновыми возродили в нем желание писать. Рассказчик возвращается в Петербург, и через время встречается в поезде с Белокуровым, он рассказывает, что Лидия победила в выборах в управление земством.

Лида Волчанинова

Старшая сестра. Очень красива, деятельна. Работает учительницей в школе за 25 рублей. Содержит себя сама. И считает, что забота о крестьянах сможет развить общество и консолидировать его.

Женя Волчанинова

Очень похожа на старшую сестру, но значительно более мягкотелый ее аналог. Не может найти себя. Ее воспринимают как ребенка, она блуждает в потьмах сомнений, оттого и находит близкую душу в лице художника, тот и сам не в состоянии найти себя.

Екатерина Павловна Волчанинова

Является матерью. Была красивой когда-то, но растеряла это с годами. Она испытывает рассеянность по старости и во всем соглашается со старшей дочерью, чтобы не породить конфликта. Она боится, что поражение в споре ударит по ее самолюбию.

Белокуров

Помещик, который тонет в лености. Он почти не работает. Платежи его постоянно просрочены. Кажется, что все, что ему нужно – это сочувствие. Напоминает Обломова.

Любовь Ивановна

Живет с Белокуровым. Подстать ему во всем. Снимала у него часть дома, но потом заслужила доверие. Она некрасива, иногда плачет мужским голосом.

Произведение богато на темы, которые можно поднять на экзамене:

  • Надежда. Каждый персонаж произведения живет надеждой, хотя мало кто ее проявляет.
  • Любовь. Чехов всегда поднимает вопросы романтики. Тут любовная линия касается Жени и художника.
  • Глупость. Это то, что мешает воплощать свои идеи. Лишает мир свершений. Главный герой способен на многое, но глупость мешает ему проявить себя.
  • Отчаяние. Главный герой полон этого чувства. Он приехал в деревню с ним и расстался с Женей, и живет с ним дальше. Он не ищет Женю, потому что и сам потерян.

Проблемы

Основная идея

Главная мысль рассказа состоит в том, что каждый, скорее всего, хочет, чтобы в мире стало лучше. Однако, они при этом хотят, чтобы для них в новом мире нашлось теплое местечко. Чтобы Лида могла заниматься своими ежедневными хлопотами, чтобы художник всегда находил возможность испачкать свой камзол. Утром от работы с холстом, а вечером от еды бутерброда. Но нужна ли в этом мире любовь? Конечно! Куда же без нее?

Чему учит произведение

В этом произведении автор говорит о том, что во главе жизни человека должна быть какая-то цель. Деятельность рождает плоды, а бездействие только порождает плохой пример. При этом он показывает, что все же любовь ситуативна, и иррациональна, тогда как дела вечны. Всегда будут баталии вокруг отношений и расставаний, и всегда будут работать врачи, заседать парламентарии, преподавать учителя.

Критика

Это великое произведение! Поэтому критики было много. Рассказ Чехова прочли и прогневались, а кто-то раскис.
И. Ясинский заметил, что в произведении нет никакой конкретики относительно архитектуры, хотя в названии она присутствует.
Т. Полнер при этом говорит о том, что это и хорошо, что рассказ похож на некий особый репортаж, где есть череда зарисовок.
Р. Сементковский был недоволен образом Лидии. Претензия на восходе суфражизма вполне обоснована.
И. Игнатов, как и большинство других критиков, пришли к выводу, что образ художника все же основной по своей интересности. При этом он совершенно бессилен с творческой точки зрения. Поэтому он не вдохновляет.

Чехов. Дом с мезонином. Краткое содержание и некоторые рассуждения по поводу.

Герой, от лица которого ведётся повествование – некий художник, обозначенный как мсье Н. Он гостит у знакомого помещика Белокурова. Время проводит в лени и праздности, совершеннейшем бездельи. Может часами смотреть в окно, наблюдая небо, птиц, неспешную жизнь имения, протекающую, по сути, мимо.

Кто они, эти девушки? Что Антон Павлович Чехов хотел донести нам, читателям, подавая их образы в рассказе?

Первая характеристика Лидии звучит из уст Белокурова. Со слов молодого помещика семья безвыездно пребывает в деревне Шелковка, а девушка преподаёт в земской школе. Имея состояние, живёт исключительно на жалование в 25 рублей, чем очень гордится. Да и визит её к Белокурову обусловлен земскими делами. Вот уже и повод для анализа: барыня, состоятельная, а живёт на гособеспечении. Яркая черта!

Надо сказать, что институт земского выборного самоуправления, введённые реформой от 1864 года, сыграл немаловажную роль в развитии инфраструктуры на уровне уездов и губерний. Благодаря земским советам строились дороги и больницы, открывались школы и библиотеки для простого народа. Чехов сам работал земским врачом, знал заботы и трудности земства не по наслышке. Именно деятельности в земском совете и посвятила себя Лидия, отдавая этому все свои силы и жар молодой души. Приехав, она не преминет попенять Белокурову за низкую активность в совете, но и пригласит его с героем в гости.

Кратко рассмотрим переход состояния героя от тоски и уныния к радостной влюблённости

Но обратим внимание: чем является в рассказе классика дом с мезонином. По определению, мезонин – это лишь надстройка на крыше жилого дома. Для Чехова же, а следом и для нас, читателей, старый дом – это символ неспешного и плавного течения провинциальной жизни, неизменности устоев, традиций. И, одновременно, мезонин – обиталище двух юных дев, столь сильно интересующих героя. О, мезонин ещё сыграет свою роль!

Пересказывать кратко содержание рассказов Чехова занятие не из простых. Характеры ярки, а конфликт не всегда очевиден. Во всяком случае, вначале. Итак, две сестры, совершенно разные во всём, и наш художник. В доме с мезонином он находит ту атмосферу, которую так ценит. Атмосферу праздного ничегонеделания. Лидия постоянно ездит по делам земства: школы, библиотеки, фельдшерские пункты. В то время как художник с Мисюсь играют в лаун-теннис, гуляют, разговаривают о пустяках. Герой чувствует себя в подобной обстановке очень комфортно. Ему не хватает только любви.

Чехов в анализируемом рассказе мастерски приводит картины природы, подчёркивающие негу: пасторальные, милые сердцу светлые пейзажи. Кажется, будто воздух вокруг струится густо и замедленно, словно патока, а зелень садов и лужаек купается и нежится в ласковом солнечном свете.

Вот только царапают за вечерним чаепитием рассказы Лиды о кипучей деятельности в совете, о борьбе с неким Балагиным, подмявшем под себя земство. Эти разговоры как бы напоминают: есть другая жизнь, кипучая, непраздная.

Перелом в рассказе

Тут есть всё: и предложение разделить труд на всех членов общества, а не перекладывать на рабочий народ (по три часа на каждого человека Земли; помним при этом, что сам художник давно картин не пишет), и обвинение в дальнейшем порабощении масс за счёт продвижения благ цивилизации – школ и больниц (удивительно, не правда ли?), – и, в противоречие собственным словам, призыв к отказу от труда вообще, как от неблагодарного занятия. Да ещё о богоискательстве и незавидной роли художника в обществе. Наш герой всё больше распаляется, но доказывает больше себе, чем слушателям.

И всё-таки чувство родилось – между художником и Женей. И объяснение состоялось – в увядающем саду на исходе лета. Иначе и быть не могло: Лидия не видела в живописце достойного человека, наоборот, видела человека лишнего, пустячного. Иное дело Женя, стремившаяся к любви, к обычному человеческому счастью. Она не могла не влюбится в художника, творческого человека. А наш мсье Н?

Но вот беда, в семье Волчаниновых, в старом доме с мезонином принято делиться всем, даже сокровенным. Мисюсь предупредила об этом сразу и сказала, что страшится предстоящего разговора с сестрой.

Опасения по ходу рассказа оправдались. Волею своей, словно железной рукой Лидия воспрепятствовала счастью Жени, отправив её с матерью вначале в Пензенскую губернию, а после и вовсе за границу. Екатерина Павловна не могла помочь младшей дочери, авторитет старшей был непоколебим. Стремление творить добро всеобщее, для всего уезда, сыграло с Лидией злую шутку: не позволило благословить маленькое счастье, столь необходимое близкому человеку. И кто знает, быть может разбила этим жизнь сестры.

Возврат к унылой и бесполезной жизни

Давайте проанализируем финал и немного весь рассказ в целом. Больше о Волчаниновых художник не слышал. Лишь однажды, случайно встретившись с Белокуровым, узнал, что Лида добилась своего, победила в земском совете и продолжает учить детей в Шелковской школе. О Жене и вовсе ничего не известно.

Критики чеховских времён попрекали мастера – мол, уход от классических схем, отсутствие морализаторского финала, слишком большое количество деталей, вроде бы не обязательных для повествования. Слова Антона Павловича о драматургии легко применимы и к его рассказам (из воспоминаний Д. Городецкого):

Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни.

Читайте также: