Должны ли учителя носить школьную форму

Обновлено: 07.07.2024

Нужна ли форма для учителей?

Удивительно, но на вопрос об отношении к идее введения формы для учителей, ответы поступили самые разные. Если говорить о статистике, то 37 % ответивших совсем не против формы, 63 % - не одобряют эту идею. А вот в том, что школьники обязаны ходить только в форме, все участники дискуссии солидарны.

Итак, как аргументируют свою позицию защитники идеи формы для учителей?

Противники этой идеи тоже высказали свои мнения:

Сейчас право принять решение о введении формы для учителей принадлежит самим образовательным организациям. В России уже несколько сотен школ за последние 3 года ввели форму для педагогического коллектива. Иногда сделать это рекомендуют региональные органы управления образования. Например, в Белгородской области учителя более 400 школ ходят на работу в форме уже несколько лет. Вот, например, в такой:

Хороший учитель - это какой?

Педагоги, отвечающие на этот вопрос, единодушно решили, что стараться быть хорошим для всех – тупиковый путь, а вот просто быть хорошим учителем – необходимо, и поделились своими мнениями о том, какими качествами должен обладать хороший учитель.

Нельзя не согласиться с таким обобщенным портретом хорошего учителя. Надеюсь, что в комментариях вы поделитесь своими способами вырастить в себе учителя, отвечающего всем этим требованиям, - ведь знать, как именно добиться цели, не менее важно, чем четко эту цель представлять.

Почему убрали обязательную форму для учителей?

В России активно обсуждается школьная форма для учителей. Если она дисциплинирует учеников и сплачивает коллективы в других сферах, то почему бы и не ввести её в школах для всех?

Почему бы и нет?

Людей в форме мы встречаем повсеместно, и это считается нормальным:

  • врачи в белых халатах;
  • рабочие на заводах и фабриках;
  • сотрудники точек общественного питания;
  • банки, отели, магазины различного формата и прочие заведения;
  • армия и полиция.

Почему убрали обязательную форму для учителей?

Одежда подчёркивает статус и выделяет в толпе нужного сотрудника. Например, в магазине мы всегда распознаём консультанта по цвету фирменной рубашки или жилета, это помогает сориентироваться.

В частных школах и закрытых гимназиях уже присутствует форма для учителей.

Как это выглядит и насколько практично

Почему убрали обязательную форму для учителей?

В большинстве школ существуют определённые рамки, ограничивающие допустимые цвета и фасоны, а дизайнерам только дай волю, они придумают и предложат новые решения! Главное, чтобы в итоге одежда была доступной для всех педагогов, включая отдалённые населённые пункты.

Опросы показали: большинство их участников считают, что ученики обязаны ходить в форме − так у них повышается дисциплина и улучшаются показатели работоспособности. Относительно униформы для педагогического состава результаты совершенно другие: 63% опрошенных не одобрили затею!

Какие есть преимущества:

Недостатки ввода единообразной одежды

Почему убрали обязательную форму для учителей?

Справедливости ради стоит упомянуть и недочёты единой формы для учителей. Существует техническая сторона вопроса:

  • не будут учитываться особенности фигуры;
  • не всем одинаково хорошо подходят определённые цвета;
  • может оказаться под вопросом качество ткани;

Если рассматривать фотографии коллективов в уже введённой форме, то можно увидеть, как по-разному смотрится юбка-карандаш. Да, это почти универсальный предмет, но даже он должен учитывать некоторые нюансы!

Высказывается интересное мнение: было бы намного лучше объединить учителей не одинаковыми комплектами одежды, а какими-нибудь стильными аксессуарами: значками, шарфиками, эмблемой школы.

Почему убрали обязательную форму для учителей?

Корпоративный дух, выраженный единообразием стиля, сплачивает и настраивает на работу. Чувствуя себя сопричастным к делу, проще получить удовольствие от процесса. Внешний контроль и организованность всегда отличали учителей, поэтому им будет проще перестроиться на новый лад.

В заключение можно сделать вывод, что идея сама по себе недурна, главное − грамотно воплотить её в жизнь, чтобы не было перегибов. Педагог всегда в центре внимания и должен выглядеть одетым стильно и со вкусом.

А действительно, почему? Всерьез о введении спецодежды для учителей пока никто не говорит, но обсуждение ведется. В некоторых школах нашей страны и ближнего зарубежья форма для учителей уже введена. Есть даже различные предложения по моделям учительской униформы.

Вот, например, некоторые из них.

А нужна ли на самом деле форма для педагогов? Может быть, действительно необходимо их унифицировать так же, как медицинских работников, силовиков или продавцов, чтобы учителей так же узнавали, как узнают врачей по белым халатам?

Мнения самих учителей по этому поводу разделились. Многие не видят в форме ничего плохого. Наоборот, считают, что это удобно. Аргументы сторонников таковы:

  • не надо думать, какую одежду покупать;
  • экономия денег на одежду;
  • хороший пример для учеников;
  • корпоративный дух.

Немало родителей выступают за то, чтобы учителей нарядили во что-то одинаковое, объясняя это тем, что есть педагоги, которые одеваются неподобающим образом (просвечивающие блузки, мини-юбки, леггинсы и прочее).

И все-таки большинство учителей категорически против единой одежды. У противников формы аргументы такие:

  • учителя не обслуживающий персонал, чтобы ходить в форме;
  • одежду надо менять каждый день, негигиенично носить одну и ту же вещь по целой неделе, а покупать 5-6 одинаковых платьев (костюмов) накладно;
  • учитель должен быть индивидуальностью, а форма ее убивает;
  • учительский коллектив в форме выглядит как инкубатор (как солдаты, как стюардессы и др. сравнения);
  • не всем подходят цвета и фасоны предлагаемой формы.

Лично у меня по поводу любой формы есть совершенно определенная позиция. Я считаю, что форма нужна там, где она выполняет какую-то функцию. Понятно, что военный и полицейский должны отличаться от остальных людей. Блюстителя порядка должны узнавать по внешнему виду. Точно так же необходима спецодежда проводникам, стюардессам, банковским служащим, продавцам, чтобы клиент знал, кто является сотрудником и к кому можно обратиться.

Халат для врача или медсестры - это гигиеническое требование, так же, как униформа для повара. Узнаваемые элементы одежды должны носить сотрудники фирм, которые своим внешним видом эту фирму представляют. Халат для уборщицы или яркий жилет для дорожника тоже необходимость.

Зачем форма учителю? Узнавать его на улице вовсе не обязательно. Никакой защитной функции она не выполняет. Представителем бренда учитель не является. Отличить учителя от не учителя в школе не составляет труда. Из взрослых там только педагоги и техслужащие. Последние как раз и носят спецодежду.

Так какая необходимость в форме для учителей? Просто сделать их одинаковыми? Установить еще один никому не нужный порядок? Обезличить? Дресс-код, конечно, нужен. Но, я считаю, достаточно одного требования: деловой стиль. Других ограничений не надо.

А вот что касается формы, лично я бы никогда не согласилась ее носить. А вы?

Про школьную форму для учеников говорят много. При этом в некоторых школах форму вводят не только детям, но и педагогам. Преподаватель русского языка Юлия Загорулькина, которая ведёт самый смешной учительский твиттер, объясняет, почему никакая форма учителям на самом деле не нужна (даже если школьники считают иначе).

Где можно встретить людей в форме


1. Банки, магазины, отели. В общем, все те места, где человеку нужно будет сразу определить, к кому обратиться по интересующим вопросам. Консультант в магазине (не всегда в форме, но хотя бы с каким-то её элементом) должен выделяться своим внешним видом. Что у учителей? В школе всё очевидно — учителя выглядят старше, их знают в лицо, а молодых специалистов, сливающихся со старшеклассниками, не так уж и много.

2. Больницы, поликлиники. Тут, если честно, дело даже не в форме, а в символичности. О белом халате врача сложено много песен:

«И на свете тебя ещё нет,

И едва лишь откроешь глаза ты,

Твою жизнь охраняют от бед

Если врачи не в белых халатах, то в специальных хирургических костюмах разных цветов в зависимости от отделения. Так обеспечивается стерильность, комфорт в движениях. Что у учителей? С символичной деталью одежды у нас не сложилось как-то с самого начала. Стерильность, как в операционной, тоже поддерживать не надо. Тогда зачем форма?

3. Заводы, предприятия, фабрики. Одно из назначений формы здесь — сохранение жизни работнику. В школе учителя рискуют не жизнью, а нервной системой и в этом им никакая форма не поможет (поможет железобетонная выдержка).

4. Предприятия общественного питания. Здесь всё тоже очевидно. Китель для повара — что белый халат для врача. Шапочка у работников столовой — чтобы волосы в еду не попадали. Опять же, зачем это всё учителю?

5. Военная форма. Если по форме военного можно определить звание или принадлежность к виду вооружённых сил, то, что определяет форма у учителя? Категорию? Первую или высшую? Соответствие занимаемой должности? Кому это надо, кому это интересно? В общем, много риторических вопросов.

Я привела неполный список, но даже этого хватит, чтобы понять — с точки зрения функциональности форма для учителя не имеет никакого смысла.

Учитель — это не просто специалист по своему предмету. Это целый образ


А теперь подумайте, что получится, если упаковать учителя в серый сарафан в голубую клетку. А потом вы выйдете в коридор, и таких сарафанов разных размеров будет ещё 10 штук. Ваша любимая Марья Ивановна останется всё той же Марьей Ивановной, но глаза у неё будут грустные и настроение ни к чёрту, потому что для женщин важно быть красивой и неповторимой. Но дело не только в красоте и неповторимости.

Ничего хорошего не произойдёт, если загнать в рамки творческую личность. Внутренний дискомфорт рано или поздно найдёт своё отражение. Это касается и учеников, между прочим.

Теперь объясню, почему форма для учителей невозможна и с технической стороны. Форма — это строго определённые фасоны, ткань, цвет. При этом все мы понимаем, что никто не будет учитывать:

  • особенности телосложения, типы фигуры;
  • цветовые предпочтения;
  • качество ткани;
  • предпочтения в выборе фасона.

Что могут возразить школьники (с нотками мщения)


Друзья, вы носите форму, потому что она немного вас дисциплинирует. Учитель — взрослый человек, он понимает, что пришёл на работу. Учителя отличает самоорганизованность, а вам нужен внешний контроль, в том числе и на уровне одежды.

Да, к сожалению, есть люди, которые перестают ухаживать за собой. Зависит это не от профессии, а от личности.

А ещё возражения от учителей


Это, конечно, аргумент. Но подходит он не всем. Вам всё равно, в чём ходить, а кто-то с удовольствием подбирает наряды.

Вот здесь я соглашусь. Если форма — это давние традиции учебного заведения, то носить её будешь с гордостью и без указаний администрации. Это тот случай, когда действительно хочешь быть частью чего-то целого и единого. Но я таких учебных заведений знаю единицы.

Мне кажется разумным ввести один какой-нибудь аксессуар, который бы объединял учителей на торжественных мероприятиях. Будь то значок, эмблема или шарфик. Нужно? Надели. Мероприятие закончилось — сняли. А в повседневной учебной жизни давайте просто будем опрятными, свободными и красивыми.

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

2. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, одеждой обучающихся может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Образцы и описание форменной одежды обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, обучающихся государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, правила ношения форменной одежды и знаки различия устанавливаются учредителями указанных образовательных организаций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

5. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, указанных в части 4 настоящей статьи, осуществляется по нормам и в порядке, которые определяются их учредителями.

6. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации. Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2933.

В целях реализации пункта 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30 (ч. I), ст. 4036) и в соответствии с подпунктом 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343; 2006, N 15, ст. 1612; 2008, N 17, ст. 1883; N 26, ст. 3063; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 33, ст. 4081; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 652; N 13, ст. 1502; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 46, ст. 6520; 2012, N 34, ст. 4750; 2013, N 26, ст. 3343, N 30 (ч. II), ст. 4114), приказываю:

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598) приказываю:

В целях реализации пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30 (ч. I), ст. 4036) и в соответствии с подпунктом 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343; 2006, N 15, ст. 1612; 2008, N 17, ст. 1883; N 26, ст. 3063; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 33, ст. 4081; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 652; N 13, ст. 1502; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 46, ст. 6520; 2012, N 34, ст. 4750; 2013, N 26, ст. 3343; N 30 (ч. II), ст. 4114), приказываю:

На основании части 1 статьи 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. I), ст. 4036) приказываю:

Читайте также: