Должна ли начальная школа учиться в субботу

Обновлено: 05.07.2024

Здравствуйте!
Озадачилась таким моментом, как учеба по субботам в начальной школе. Хочу услышать отзывы родителей - кто за, кто против. и понять, действительно ли основная часть родителей выступают ЗА учебу по субботам в начальной школе. Мой ребенок пошел во 2 класс английской школы, родители пытались выяснить вопрос про отмену субботы - но другие классы не поддержали, сказав, что это все бесполезно, что школы финансируются хорошо и поэтому ничего отменять не хотят, да и вообще вы же знали куда шли и вообще их все устраивает (в чем сильно сомневаюсь).
Но:
1) когда-то сделали 5-дневку из тех соображений, что программу растянули на 11 лет, вместо 10 (как это было раньше). Я училась тоже в спец.школе 15 лет назад, 10 лет и по 5-дневке. Сейчас же вернулись к 6-дневке и 11 лет обучения остались.
2) дети 8 лет за один выходной не успевают отдохнуть и выспаться. Это отражается на их здоровье, в первую очередь.
3) у нас в стране 5-дневная рабочая неделя, почему маленькие дети должны в свой законный выходной учиться..

У кого-то был опыт отмены учебной субботы в начальной школе? Стоит ли отменять? У кого был опыт, буду благодарна за ответ.

мы ходили буквально вчера с этой проблемой к директору школы, было ясно сказано- это хлеб учителей и школы. И это правила учебы нашей школы, если вам не нравиться вы вольны выбрать другую школу.

К меня был опыт. Все 10 лет училась 6 дней в неделю.
Сын учится на 5-дневке, и этой весной я буду голосовать за 5-дневку в 5 классе и дальше. Потому что
а) детям нужно отдыхать, а за 0 дней выходных это невозможно. 0 дней - потому что в единственный выходной (воскресенье) нужно все равно делать уроки на понедельник. Или же свалить их на пятницу-субботу в дополнение к тем, что есть на те дни
б) детям нужно дать возможность заниматься еще где-то для души помимо школы
в) детям нужно дать возможность элементарно повалять дурака хоть раз в неделю

Да, действительно большинство будут за 6-дневку (хотя в классе сына больше половины против и в классе на год старше родители выбрали 5-дневку в этом году). По крайней мере на еве Как большинство из отметившихся в топе про домашнее задание на лето ЗА такие задания, а в топе про домашку в 1 классе большинство ЗА домашку (вопреки нормам и правилам ). Многие родители, похоже, за шоковую терапию

Вообще-то, программу специально растянули, чтобы нагрузка была поменьше. Если не будет занятий в субботу, субботние занятия распределят по всем остальным дням, нагрузка увеличится.

Решение о 5-тидневной или 6-тидневной учебной неделе принимается Школьным советом,в котором принимают участие три группы представителей: от учителей,от учащихся,от родителей.
Нагрузку детей определяет базисный план,который в августе рассылается по школам.К нему школа добавляет свои предметы,но есть предельно допустимая нагрузка для каждого класса,указанная в этом плане.
За соблюдением этих норм следит и санэпидстанция.
Вы тоже можете поинтересоваться этим вопросом у завуча школы. Удачи!

Детей до 12 лет (4-5 класс) не имеют права обучать по шестидневному графику (п. 3 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" )

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ "Об образовании в РФ" от 10.07.1992 г № 32661 с изменениями и дополнениями от 01.09.2007 г. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
п. 7. ст. 51 Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

При официальной пятидневке в школе могут ли быть уроки в субботу

Одна из наболевших проблем в российском образовании – отсутствие четкого закона или регламента о рабочей неделе для школ. Государство увеличивает учебную нагрузку, а затем умывает руки, перекладывая ее распределение на образовательное учреждение.

Какая несправедливость получается? Переходит школа на пятидневку, но детей продолжают таскать на дополнительные и факультативные занятия , всякие там “дни лицеиста”, “дни здоровья”, уборки территории и прочие мероприятия.

Учителям же субботу в трудовом договоре прописывают как “методический день”, что подразумевает вызов на рабочее место по требованию начальства. Тоже, по сути, лишение полноценных выходных.

Что говорит закон?

Школа может прописать в уставе два выходных дня. А может – назначить субботу днем для внеурочных занятий.

По трудовой деятельности – тоже все опирается сугубо на правила внутреннего распорядка самой школы и трудовой договор. По приказу Министерства образования “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” № 536 и по Трудовому кодексу, учителю назначается максимальная планка – 36 часов в неделю.

Большинство школ указывают субботу методическим днем. Согласно тому же приказу №536:

“В дни недели, свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.”

То есть, школа, может привлекать любого учителя на работу, если сочтет это необходимым . Даст директор задание на “иные должностные обязанности”, и вперед, учитель, составляй какие-то планы или повышай квалификацию на рабочем месте.

А вот и выписка из реального устава школы (и таких в России, словно под копирку, многие тысячи):

“3.17. Пятидневная или шестидневная учебная неделя в Школе устанавливается с учетом максимально допустимой недельной нагрузки на одного учащегося.”

Здорово, правда? То есть, если, например, школа не успевает вписаться в программу, например, по причине карантина (что сегодня часто бывает), то она открывает обучение по субботам. И полностью юридически права.

Если же в уставе прописана пятидневная неделя, то и здесь никто не запрещает проводить внеурочные занятия.

Что же делать?

России необходимо переходить на пятидневную рабочую неделю в школах, даже если для этого придется ввести 12-й класс обучения. Как это и происходит во всем мире.

Пенсионный возраст снижают, продолжительность жизни растет, так пусть и детям сделают более комфортабельное образование.

Учителям также по справедливости, положены именно два полноценных выходных. А методический день, который они должны использовать для профессионального роста и подготовки к занятиям, должен приходиться на рабочую неделю.

Именно так удалось бы добиться повышения качества образования.

Как вариант такого решения – на общем собрании принять новый устав школы, где прописать пятидневную рабочую неделю, а также подписать всем коллективный трудовой договор. Как только в трудовом договоре и правилах внутреннего распорядка укажут субботу выходным днем, уже будет намного сложнее заставить педагогов выйти на работу.

Но лучше, конечно, добиваться пересмотра законодательства. Коллективные письма, петиции, обращения к фракциям в Госдуме, общественные обсуждения – все это может сдвинуть дело с мертвой точки.

Вопрос о том, сколько дней в неделю ребенку учиться в школе - пять или шесть, волнует многих. Ученики, родители и учителя были бы рады субботнему выходному. В Министерстве образования и науки тоже не возражают. Так почему же пятидневка по-прежнему остается для большинства школ несбывшейся мечтой?

Вопрос о том, сколько дней в неделю ребенку учиться в школе - пять или шесть, волнует многих. Ученики, родители и учителя были бы рады субботнему выходному. В Министерстве образования и науки тоже не возражают. Так почему же пятидневка по-прежнему остается для большинства школ несбывшейся мечтой?

"Это не вопрос!" - огорошила меня моя родственница Алена, собираясь в школу субботним утром. Наспех завтракая собственноручно приготовленной яичницей, семиклассница челябинского лицея N 31 громко возмущалась: "Нашли о чем спрашивать! И дураку понятно, что лучше отдыхать, чем работать". В ее субботнем расписании - физкультура, русский, физика, алгебра и английский.

А кто возражает?

Оказывается, никто. А в том, что дети учатся шесть дней в неделю, нет никакого злого умысла. По словам члена-корреспондента Российской академии образования, гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, выбор режима работы - вопрос компетенции конкретного образовательного учреждения, поскольку федеральные стандарты предусматривают и пятидневную, и шестидневную недели обучения. Однако свои личные предпочтения Александр Михайлович отдает пятидневке, полагая, что минимум два дня в неделю дети должны проводить со своими родителями.

Почему же большинство школ выбирает шестидневку? Да потому, что там убеждены: по сокращенной программе качественно детей не выучишь.

- Раньше на изучение Великой Отечественной войны в выпускном классе отводилось больше двадцати часов, а сегодня - всего несколько уроков. Кто же в этой ситуации будет сознательно отказываться от дополнительного учебного времени? - поясняет ситуацию директор московского центра образования N 1454 Олег Глухих.

Того же мнения придерживается и Лидия Шишканова, заместитель директора МОУ "Гимназия" N 3 г. Оренбурга:

- Возьмем для примера пятый класс. По федеральному базисному учебному плану для пятиклассников установлено 28 часов в неделю при пятидневном обучении и от 29 до 31 часа - при шестидневке. По каким предметам будут сокращены часы при пятидневке? Ответ однозначный: только по русскому языку и математике, поскольку от других предметов ни часа отнять нельзя, ведь на них и так отводится всего один-два часа в неделю. Однако родители и ученики не заинтересованы в сокращении числа уроков по основным предметам, которые являются обязательными при сдаче ЕГЭ.

Для заместителя директора московского центра образования N 1454 Алексея Коробанова, который собственноручно составляет расписание уроков, как дважды два ясно, что при пятидневной неделе в этом перечне не должно быть ни на час больше того, что запланировано в базисном учебном плане. Если же такая прибавка произошла, класс автоматически переводится на шестидневный режим обучения.

За кем выбор?

Оказывается, за советом школы. Этот орган избирается на отчетно-выборной конференции прямым тайным голосованием из представителей ученического коллектива, школьных работников, родителей и общественности. Каждая из этих категорий представлена в совете в равных долях, а сколько всего туда входит людей, определяет устав конкретной школы. "Все подобные вопросы (пятидневка-шестидневка и др.) решаются непосредственно в школе с участием родителей", - не устает напоминать министр образования и науки Андрей Фурсенко. Причем родители, по его мнению, "очень плохо знают свои права и возможности".

Может быть, это верно для большинства российских школ. Но в тех московских, оренбургских и челябинских школах, в которых побывала я, собирая материал для этой заметки, советы существуют не на бумаге, а на деле. Так что, если ребята учатся шесть дней в неделю, значит, так решил школьный совет.

"Хотели бы, да не можем"

Пять дней в неделю в России повсеместно учатся только школьники начальных классов. Теоретически на свободную субботу могут перейти пятые-девятые и даже десятые-одиннадцатые классы тех школ, где нет профильного обучения - то есть специализации повышенного уровня. Федеральный базисный учебный план это позволяет. Но и там переходить на пятидневную неделю не торопятся. "Хотели бы, да не можем, - объясняют учителя, - ведь надо учеников к предстоящему ЕГЭ готовить. И начинать подготовку следует с 5-6-го, а не 11-го класса".

Наконец, есть еще одно важное обстоятельство - материального характера. Дорогостоящие репетиторы и подготовительные курсы при вузах сегодня, в кризисные времена, по карману далеко не всем родителям. Поэтому многие выпускники свою подготовку к ЕГЭ связывают только со школой. И для них лишний час по математике, за который не надо платить, - настоящее благо. Ну а для гимназий и лицеев вопрос о пятидневке вообще не стоит.

Вот и получается, что пятидневка на деле в школу так и не пришла. Чтобы качественно и без посредников (курсов, репетиторов) учить детей пять дней в неделю, нужен баланс между базисным учебным планом и требованиями к содержанию проверки знаний учеников, а этого пока нет. Поэтому субботний выходной по-прежнему остается лишь мечтой для большинства учеников, родителей и учителей.

Строгие СанПиНы

Школьное расписание уроков строго контролирует Минздравсоцразвития. С 2002 года действуют новые санитарно-эпидемиологические правила и нормы. Например, согласно школьным СанПиНам, занятия по математике следует проводить только вторыми, третьими и четвертыми уроками. А вот седьмых и восьмых уроков по обязательным предметам в расписании быть не должно. После уроков по обязательным базовым общеобразовательным предметам (математика, русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, естествознание и физкультура) должен быть предусмотрен часовой перерыв, и лишь потом могут проводиться уроки по предметам развивающего характера. Есть требования и к распределению учебной нагрузки в недельном цикле. Скажем, наибольшая интенсивность приходится на вторник и четверг, а вот среда должна быть несколько облегченным днем.

При пятидневной неделе выполнить все эти предписания практически невозможно, утверждают педагоги.

МНЕНИЯ

Софья Митрошина, ученица 11-го класса школы N 1283 г. Москвы:

- По субботам в школу приходит мало учеников. Лучше бы каждый день по семь уроков сделали, а субботу вообще освободили.

Николай Никандров, президент Российской академии образования:

- С точки зрения здоровья весь объем школьных часов лучше делить на шесть дней, максимально уменьшая ежедневную нагрузку. Но, конечно, пятидневка удобнее и для родителей, и для детей.

Александр Адамский, ректор института проблем образовательной политики "Эврика":

- В школе должна быть, конечно, пятидневка. А в выходные дни здесь лучше проводить совместные спортивные и культурные мероприятия с участием детей и родителей.

Татьяна Цапурина, учитель истории и обществознания школы N 21 г. Миасса Челябинской области:

Читайте также: