Должен ли учитель воспитывать учеников или только учить давать им знания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чья обязанность – воспитание ребенка?

В Конвенции говорится, что основную (но не всю!) ответственность несут, все-таки, родители. Главной их заботой должны стать важнейшие увлечения детей.

  1. Ответственными за поступки отпрысков, в действиях которых отражается характер воспитания.
  2. Внимательными к их здоровью (не только физическому, но и духовно-нравственному и даже психическому) и развитию.
  3. Защищающими интересов детей.
  4. Обеспечивающими их безопасность и материальное благополучие.

За неисполнение своих обязанностей законные представители могут понести административную, семейно- или гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.

  • Создание подходящих условий для полноценного образования ребенка.
  • Контроль посещаемости.
  • Ознакомление с успеваемостью, школьной жизнью.
  • Сотрудничество со школой в вопросах обучения и воспитания.
  • Предупреждение асоциального поведения ребенка.
  • Уважительное отношение.

Родители в школе

Кроме этого, отец с матерью имеют преобладающее право на образование школьника по сравнению с учителями. За невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств они несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Второй по значимости воспитатель

  1. Следит за безопасностью детей и соблюдением правил безопасности.
  2. Разбирает все конфликтные ситуации, обращается за помощью к родителям.
  3. Разрабатывает и претворяет в жизнь план воспитательной программы, цели и задачи которой способствуют совершенствованию каждого ученика, независимо от его способностей и развития.

Обязанности классного руководителя несколько шире и предполагают следующие меры воспитательного воздействия на детей:

  • Тесное сотрудничество с родителями.
  • Проведение классных часов, организация внеклассных мероприятий, воспитательных экскурсий.
  • Содействие установлению благоприятной среды для развития личности школьника, классного коллектива.
  • Помощь ученикам при решении проблем, возникающих при общении с окружающими.
  • Ознакомление учеников с правилами безопасного поведения.
  • Организация безопасной среды для развития личности детей.

Немаловажным обстоятельством, негативно воздействующим на процесс воспитания, оказывается борьба за его права.

Учитель выгнал с урока1

Семья имеет приоритет воспитания. Семейное воспитание способно свести на нет усилия даже самых лучших учителей. Педагог либо совершенствует заложенные семьей качества, либо вынужден перевоспитывать ребенка . При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным авторитетом, который иногда бывает сильнее родительского.

На что имеет право учитель по закону?

Кроме обязанностей у педагога имеются права, которые чаще всего отражены формально.

Урок алгебры

  • Совещаться с коллегами на тему личных проблем школьника в случае, когда необходимо вмешательство школы (нахождение в трудной жизненной ситуации, социально опасное положение).
  • Отказаться проводить дополнительные занятия с учащимися (даже если уроки были пропущены по болезни), но редкий педагог так сделает, ведь от этого зависит дальнейшая успеваемость ребенка по его предмету.
  • Оповещать родителей о детских проступках (обязательно!), если родители не реагируют – обращаться в соответствующие органы.

Независимо от общности целей воспитания, вид взаимодействий учителя с отцом и матерью ученика не всегда бесконфликтный. Поэтому одна из задач учителя – сделать их единомышленниками в процессе воспитания. В идеале педагог должен стать близким советчиком для родителей, а те, в свою очередь, принимать самое активное участие в общепедагогическом процессе.

Ольга Терновых, учитель русского языка и литературы:

— На мой взгляд, учитель никогда не может быть просто учителем, то есть ретранслятором некоего минимума, предусмотренного в учебной программе. Преподавание — это не просто чтение лекций, а обмен энергией, который происходит между живыми людьми, живущими в одну и ту же эпоху. Когда учитель объясняет предмет, он должен непременно учитывать индивидуальные особенности учеников, помочь им усвоить материал так, чтобы они поняли, чтобы это было доступно. Это живой процесс, в котором неизбежно возникает ответная реакция.

Ученики тоже хотят быть понятыми, поэтому учитель должен быть и наставником, каким-то примером, если угодно.

Антон Алексеев, директор школы № 1241:

— Ответ однозначный — учитель не может быть только говорящей головой. Учитель — существо эмоциональное, человечное, доброе, разумное.

И, разумеется, функция воспитания является во многих случаях даже преобладающей. Без нее учебный процесс трудно организовать и тем более представить.

Если мы говорим о гуманитарных предметах, таких как история, литература, то они уже сами по себе несут в себе определенную воспитательную функцию. Когда речь заходит о естественно-научных предметах и точных науках, то и здесь я не могу представить учителя, который мог бы заинтересовать учеников, не пропустив свой предмет через себя.

Кирилл Лукьяненко, директор по развитию национального родительского комитета:

— Учитель, безусловно, — это не только педагог, который должен вкладывать определенный минимум знаний, предусмотренный государственными стандартами, но он должен нести и воспитательную функцию. Учитель и семья — непосредственное окружение, которое влияет на ребенка, поэтому нельзя сводить воспитательную функцию только к семье.

В этом вопросе необходим диалог школы и родителей.

Мы давно предлагаем снова поднять вопрос о возвращении воспитательных функций в школу.

Анастасия Бруй, студентка:

— Я прекрасно помню мои школьные годы и школьных учителей, некоторые из которых оказали большое влияние на мою дальнейшую жизнь.

Я тоже решила выбрать для себя эту профессию.

Уверена, что нельзя сводить учебный процесс только к начетническому преподаванию материала. Например, когда идет обучение иностранному языку, с детьми можно обсудить какие-то интересующие их вещи, пристрастия, и делать это по-английски или по-французски, например. Такая практика на выходе дает отличный результат.

Работа педагога: не только обучать, но и воспитывать

Вопрос о воспитании детей оставался актуальным во все времена. Полного представления о том, как привить ребенку положительные человеческие качества и вырастить его полноценным членом общества, нет ни у кого, что совсем не говорит об отсутствии проблемы. В этом случае возникает вопрос, кто именно должен этим заниматься.

Многие педагоги сетуют: школьник ведет себя плохо и получает неудовлетворительные оценки по вине родителей, которые не уделяют должного внимания воспитанию своего ребенка. Они уверены, что школа – это место, где ребенок получает знания по предметным областям, а не воспитывает личностные качества.

В свою очередь, родители перекладывают ответственность на учителей, рассматривая школу, как место, где их ребенок должен получить все необходимое для взрослой жизни – знания о том, как устроен мир, и о том, как быть хорошим человеком. Таким образом, дети предоставляются сами себе и моделируют поведение, руководствуясь отношением взрослых к ним.

Какое же место должны занимать учителя и родители в воспитании детей? За кем определяется первостепенная роль?


Почему возник вопрос о том, кто должен воспитывать?

В советской школе неотъемлемой частью обучения было нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание. Школа воспитала несколько поколений взрослых, которые и сейчас уверены в том, что образование и воспитание - взаимосвязанные направления развития личности. В связи с этим многие родители думают, что именно на учителей должна быть возложена ответственность по привитию детям человеческих качеств.

Еще одним фактором перекладывания собственной ответственности на учителей выступает отсутствие времени и нежелание быть вовлеченным в процесс воспитания. Родители, находящиеся все время на работе, уставшие и поздно возвращающиеся домой, думают, что все необходимое их ребенок получает в школе, в то время как учителя полностью снимают с себя ответственность за него по окончанию уроков. В результате и те и другие удивляются, почему ребенок растет таким прагматиком, эгоистом и просто неуправляемый.

Современная российская школа все увереннее присваивает себе роль исключительно учителя, а не воспитателя. Во многом это обусловлено увеличившейся учебной нагрузкой, техническим прогрессом и огромным потоком информации. Также отмечается изменение приоритетов общества, взявшего за основу капиталистические ценности.

За последние несколько десятилетий учебный план существенно преобразился, появились новые инструменты обучения, предметы и формы. Увеличенная нагрузка иногда не оставляет времени на проведение воспитательных работ, а, если оно и есть, то этот аспект часто сводится к простой формальности.

Не менее значимым фактором в вопросе воспитания детей в школе выступает борьба за права ребенка. В этом плане возможности учителей существенно ограничиваются, и нередко они не имеют права критиковать неприемлемое поведение детей, рискуя получить выговор, поэтому все чаще стараются избегать воспитательных работ.

Кроме того, многие эксперты отмечают негативное влияние сокращения часов на историю, литературу. Ранее уроки литературы позволяли воспитывать в детях положительные качества на примере персонажей из известных литературных произведений, но сейчас многие из них исключены из учебной программы или даются в сжатой форме.


Участие педагогов в воспитании детей

Согласно последним данным социологических опросов одним из лучших способов воспитания в учебном заведении являются экскурсии. Среди прочих общешкольных традиционных мероприятий 78% родителей отмечают, что они максимально способствуют воспитательному процессу. С ними согласны и учителя.

На втором месте стоят встречи с интересными людьми (42,7%), за ними спортивные соревнования (39,4%), праздничные утренники и встречи с ветеранами (по 31%). Не менее важное значение занимают походы в музеи и театры (40,4%).

При наличии таких мероприятий в достаточном количестве у детей появляется возможность глубже познавать мир, расширять границы познания, получать культурное и нравственное воспитание в более интересной форме, нежели простые классные часы.

Помимо необходимости выделения большего количества часов на проведение воспитательных работ, отмечается необходимость привлечения в школы специалистов, в обязанности которых входило бы исключительно воспитание, а также повышение статуса учителя в обществе.

Взаимодействие между школой и семьей

В первую очередь, и родители, и педагоги должны полностью осознавать свою роль в воспитании ребенка, поскольку они проводят с ним практически одинаковое количество времени. Независимо от степени загруженности и тех и других, нужно уметь выстраивать свою линию поведения таким образом, чтобы дети видели участие взрослых в их жизни и могли брать с них пример.

Вовлеченность в воспитательный процесс обеих сторон очень важна. Ведь даже если ребенку и расскажут в школе, как правильно нужно себя вести, демонстрируемая в его семье модель поведения все равно будет доминировать. А значит, несмотря на все усилия учителей школьник будет вести себя так, как принято в его семье. То есть, ответственность за формирование нравственных основ личности ребенка лежит полностью на родителях.

Однако и роль учителя в школе не должна ограничиваться одним лишь обучением. Ему необходимо стать наставником, научиться понимать ребенка и стремиться оказать помощь в сложной ситуации. Хотя сегодняшняя система образования не позволяет педагогам явно выражать крайнее недовольство поведением школьника, это не означает, что они могут опускать руки. Нужно просто уметь договариваться и находить индивидуальный подход.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учить или воспитывать?

Одной из важнейших профессий в любом обществе считается профессия учителя. Именно, Учитель передает весь накопленный обществом опыт новым поколениям. Во все времена профессия учителя считалась весьма почетной, и остаётся таковой по сей день.

Однако, вокруг данной профессии также всегда происходили активные дискуссии по поводу роли учителей в образовательном процессе. Одним из главнейших вопросов в данных спорах был вопрос о том, должен ли учитель в первую очередь заботиться о знаниях человека или же он должен ставить во главу угла формирование морального облика своих учеников. "Учить или воспитывать?" - вот как можно передать данный вопрос в краткой форме. Несмотря на то, что этот вопрос уже не раз поднимался как в научной, так и в художественной литературе, на него до сих пор нельзя дать однозначный ответ.

По данному вопросу существуют разные точки зрения. Кто-то полагает, что учителя должны всё время посвящать своей непосредственной обязанности- учить. Другие думают, что главное в процессе образования- это сформировать личность обучающегося, сделать его достойным членом общества. На мой взгляд, оба этих мнения не выдерживают не какой критики, поскольку представляют собой две крайности, а истина, как много раз показывала история, всегда лежит посередине.

Однако для того что бы корректно рассмотреть эту тему, необходимо для начала дать определения ключевым словам, обучению и воспитанию. Очевидно, что существуют разные подходы к значению этих слов. К примеру, в толковом словаре Ожегова обучением называется передача кому-либо знаний, а под словом воспитывать понимается формирование чьего-либо характера путём систематического воздействия. В целом, все определения данных понятий схожи между собой.

После определения основных понятий темы можно перейти к рассмотрению самой проблемы. Как уже говорилось выше, в процессе образования нельзя отдавать приоритет ни обучению, ни воспитанию, поскольку это способствовало бы одностороннему и неравномерному развитию учеников. Очевидно, что человек с обширными знаниями, но без каких -либо моральных ориентиров, выработанных в нём в процессе образования, не может быть полноценным членом общества, так как попросту не сможет ужиться в нём. Вся культура общественных взаимоотношений строится на определенных нормах морали и права. При этом, если нормам права человека можно научить, то уважение к нормам морали в нём можно только воспитать. Кроме того, человек, в воспитании которого допущены серьезные ошибки, может обратить свои знания против интересов общества. История знает достаточно случаев, когда люди обладали блестящим интеллектом, но, тем не менее, вставали на путь преступности. Причиной этому было то, что в таких людях, во время их обучения, не сформировали общечеловеческие ценности и идеалы.

Следует оговориться, что в процессе воспитания участвуют не только учителя. Важнейшую роль в этом играют родители, родственники и иное окружение человека. Однако учителя имеют специальные знания и опыт в вопросах воспитания, поэтому их вклад очень важен. При этом, воспитание не должно ограничиваться в повторении учителем прописных истин о том, что хорошо, а что плохо. Воспитывать учеников учитель должен в первую очередь на своём личном примере, своим высоконравственным поведением.

Тем не менее, образование не может заключаться в одном только воспитании личности. Сама по себе воспитанность не делает личность особо ценной. Учащийся, для того, чтобы в будущем стать достойным членом общества, должен также обладать определенным набором знаний и навыков. Какими выдающимися личностными качествами не обладал бы человек, без знаний и умения реализовывать эти знания на практике, не сможет найти своё место в мире. Современному обществу нужны люди, которые не только соответствуют его морально-нравственным стандартам, но так же и могут принести ему пользу.

Так же, нельзя забывать и о том, что воспитание, по сути, даёт определенный фундамент для обучения. Именно в процессе воспитания в ученике формируются такие качества как желание делать себя лучше, любовь к труду, умение преодолевать трудности. Все эти качества необходимы для качественного обучения, без них у человека не будет соответствующей мотивации.

Обучение, в свою очередь тоже во многом способствует воспитанию. Для того, чтобы человек стал полноценной личностью, не достаточно лишь абстрактных представлений о плохом и хорошем. Ученик сможет полностью осознать и принять для себя все нормы морали и нравственности лишь тогда, когда осознает их важность для себя и окружающих. Это будет возможным, только тогда, когда у него будет определенный уровень знаний, позволяющий самостоятельно оценить их значение. Нет ничего хорошего в том, что человек следует всем нормам морали просто потому, что так надо. Такое воспитание есть не что иное, как насаждение своеобразного культа карго. Кроме того, мировоззрением такого человека легко манипулировать, и подменить все те ценности, которые он усвоил в процессе воспитания на ложные.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в образовании равно важны как воспитание, так и обучение. Каждый учитель, кроме передачи знаний должен влиять и на формирование морально-нравственного облика своих учеников. С такой позицией согласно и государство. В федеральном законе об образовании в Российской Федерации само слово образование определяется как "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Соответственно, даже закон определяет образование как единство воспитания и обучения. При этом не одному из этих элементов не должен отдаваться приоритет. Они оба необходимы для сбалансированного и всестороннего развития учеников.

Читайте также: