Долгосрочный проект в старшей группе детского сада по экологии

Обновлено: 06.07.2024

Авторы проекта: Баклина Валентина Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории, Тростина Ирина Геннадьевна – воспитатель высшей квалификационной категории.

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Новизна проекта

Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.

Основная цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте.

Задачи проекта:

образовательные:

  • расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
  • формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать связи между ними;
  • закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
  • приобщать детей к выращиванию растений;
  • формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
  • формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

развивающие:

  • развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
  • развивать эстетическое восприятие природных явлений;
  • развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности;
  • развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

воспитательные:

  • воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
  • воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
  • воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отношение к природе и самому себе, как её части.

Вид проекта:

  • по продолжительности – долгосрочный;
  • по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;
  • по количеству участников – групповой.

Продолжительность: учебный год (сентябрь – май).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Методы организации педагогической деятельности:

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.

Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.

Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Формы и содержание работы с родителями

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.

В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

Основное содержание проекта

Этапы реализация проекта:

Первый этап – подготовительный

– Создание проблемы, постановка цели и задач;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.

Второй этап – основной

– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

– Проведение тематического занятия;

– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

Третий этап – заключительный

– Оформление выставки рисунков детей;

– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.

 уголок природы в группе;

 наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, аудиозапись с голосами птиц;

 кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, фигурки, изображающие домашних птиц, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц), кукла в костюме Красной Шапочки;

 макеты различных грибов, корзинка;

 бумага, цветная бумага, картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, пластилин;

 луковицы, ящик с землёй, лейка;

 кормушка, корм для птиц (ягоды рябины, семечки, пшено);

 коллекция камней, лупа;

Теоретическая и методическая литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.

3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.

7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.

9. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.

12. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

15. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Интернет-ресурсы:

Ожидаемые результаты по проекту:

1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.

7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растениями.

8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.

  1. Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.

3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об экологии.

4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.

  1. Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
  2. Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом воспитании детей группы.

Критерии результативности проекта

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:

  • познавательный интерес к природе и её изучению;
  • знания об окружающей природе;
  • восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
  • проявление бережного отношения к природе;
  • практические умения и навыки по охране природы.

Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.

Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.

Выводы:

У детей произошло повышение уровня экологической культуры. Включение дошкольников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, наблюдения, позволило нам создать условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к природе. Таким образом, совместная работа дошкольников, родителей и педагогов через выбор методов, средств и форм обучения создаёт фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе.

Все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Экологический практико-ориентированный проект

hello_html_m365ee47e.jpg

1. Паспорт проекта

Тема проекта

Сроки реализации проекта

Автор проекта

Воспитатель Петрова Е.В.

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители

Особенности проекта

Актуальность и социальная значимость проекта

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Анализ ситуации

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Постановка проблемы

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Аннотация проекта

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.

Цель проекта

Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Задачи проекта

  • дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Принципы, лежащие в основе проекта

- интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;

- создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска;

- наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения;

- создание условий для практического экспериментирования с разными материалами;

- простота и доступность изучаемого материала;

- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы;

- безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса;

- наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка

- принцип системности и наглядности

- принцип доступности изучаемого материала

- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий

- проблемно – исследовательский характер заданий

- вариативно – дифференцированное содержание заданий

- опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения

- привлекательность, занимательность и образность содержания заданий

- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий

- принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений

- принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность

- принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности

- принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный.

  • внедрение в проект образы сказочных героев
  • изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту

II этап - основной

  • совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей
  • включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
  • активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы

III этап - заключительный

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • результаты мониторинга по экологическому воспитанию
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Ресурсы проекта

Информационно-техническое:

- мультимедийный проектор,

Информационное обеспечение:

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- дидактический материал: схемы, таблицы, дид. игры по краеведению;

- наглядные, дидактические и раздаточные материалы;

- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

- семейные фотографии общения с природой,

- тематические альбомы и фотоальбомы,

- энциклопедические и справочные издания;

- аудио и видеоносители информации;

- настольные, напольные, компьютерные и другие игры,

- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

- повышение общей культуры ребенка;

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

- формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Продукт деятельности детей:

- Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;

Продукт деятельности педагогов:

- Разработка и оформление проекта;

- Разработка конспектов ООД по тематике проекта

- Презентация итогов проекта

- Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.)

- Тематические стенды и выставки,

- Сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий.

Перспективы распространения

Использование данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений

2. Этапы работы над проектом.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1 этап - подготовительный

Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и разбивка на веер задач. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала

Предварительная работа с детьми, беседы, чтение худ. литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику.

Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта;

Педагоги и родители

2 этап - основной

Педагоги и родители

Всемирный День Земли ( проведение в ДОУ уроков Природолюбия)

Педагоги и родители

Педагоги и родители

Педагоги и родители

Педагоги и родители

Педагоги и родители

Педагоги и родители

Трансляция отчётных фотоматериалов на сайте, от проведённых мероприятий, и консультативного материала для родителей, по тематике Проекта.

Педагоги и родители

Работа по индивидуальным планам педагогов в рамках реализации мероприятий, посвященных Году экологии в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Мир вокруг нас" - долгосрочный, расчитан на весь учебный год. участники проекта - дети, педагоги и родители. Цель проекта - знакомство детей с природой РК и России, с разнообразием флоры и фауны. Формировать у детей осознанно - правильное отношение к представителям живой природы, убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Якименко Е.А первая квалификационная категория

Краткая аннотация к проекту:

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зелёная трава, белый снег и пушистые облака.

Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма.

Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными.

Помочь детям увидеть разнообразие флоры и фауны родного края, сформировать у детей осознанно-правильное отношение к живой и не живой природе, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношения к себе, как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды, показать, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять – все это и стало целью данной педагогической работы.

В зависимости от возраста, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу, и место человека в ней. Проектно – исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Большое значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию патриотизма, представлению о самоценности природы, эмоционально – положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Участниками проекта являются дети, педагоги детского сада, родители.

Актуальность темы:

Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру.

Цель проекта:

Знакомить детей с природой родной Республики Коми, России с разнообразием флоры и фауны. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи проекта:

- Систематизировать знания об окружающем мире.

- Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

- Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

- Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

- Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашей республики.

- Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

- учиться защищать природу и бороться за ее сохранение;

- определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;

- выявление особенностей образа жизни птиц, животных, насекомых, забота о них;

- формирование представления о погодно - сезонных явлениях в природе.

- развитие умения находить решение проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

- способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный.

Подготовительный этап (февраль – март 2017г).

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Сбор информации о состоянии экологического и патриотического воспитания детей.

Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические и патриотические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.

Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Основной этап (апрель – декабрь 2017г)

Проведение мероприятий в группе.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап (январь 2018г.)

Подведение итогов по проблеме: январь 2017.

Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности.

Выставка продуктов детской деятельности.

Срок реализации: февраль 2017- январь 2018г.

Формы реализации проекта:

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Наблюдения и экологические экскурсии.

Прослушивание тематических сказок и рассказов.

Просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи.

Тематические конкурсы и викторины.

Тематическое оформление помещений.

Ресурсное обеспечение проекта:

Библиотека юного эколога.

Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарий развлечений и т.д.).

Энциклопедические и справочные издания.

Опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;

альбомы и тетради для раскрашивания;

наглядные и раздаточные материалы;

Ожидаемые результаты:

Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Расширение знаний у детей о растительном и животном мире нашей республики.

Сформированность стремления к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Научить грамотно защищать природу, сопереживать ее бедам и бороться за ее сохранение.

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей.

Разделы построения программы:

Я и моя семья (мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка)





Я и моя страна (мой поселок, моя страна, моя малая родина)

Я и моя природа (Растительный мир, животный мир, неживая природа)



Обеспечение проекта:

Огород на подоконнике




Паспорта растений, животных



Старшая группа РОМАШКА.




Экологическая тропинка на участке.

Составление семейных династий.

Тематическое планирование занятий.

Количество занятий

Дать представление о семье, семейных и родственных отношениях;

Дать представление о родственных связях.

Познакомить с семейной родословной и знаменитыми семейными событиями;

Познакомить с семейными традициями.

Природные ресурсы:

реки: Сысола, Вычегда.

искусственное водохранилище: Отстойник.

тайга, степь, лес, равнины.

горы: Мань Пупунёр

заповедник: Печоро –Илычский заповедник

Познакомить с животными Республики Коми: медведь, барсук, , лиса, лось, рысь, волк, заяц, белка и др.

Познакомить детей с животными, занесенными в Красную книгу России: выдра, снежный барс, кабан, джейран, соболь, горностай и др.

Земноводные, занесенные в Красную книгу России: ящерица, гадюка, уж, узорчатый полоз, щитомордники и др.

Мир растений

Познакомить с растениями родного края: береза, ель, сосна, кедр, лиственница, тополь, липа, осина и др.

Познакомить с лесными ягодами: лесная земляника, голубика, брусника, малина, костяника и др.

Познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу России: башмачек настоящий, ландыш майский, купальница европейская (жарок), башмачек красноцветный, прострел (сон трава), первоцвет лекарственный и др.

Познакомить с лекарственные растения Республики Коми.

Познакомить с птицами родного края; дятел, свиристель, воробей, кукшка, сорока, клест, синица и др.

Птицы, занесенные в Красную книгу Росии: степной орел, беркут, черный аист и др.

Познакомить с грибами , растущими в лесах Республики Коми: сыроежки, маслята, грузди, лисички, подосиновики, подберезовики, опята, грузди, волнушки и др.

Ядовитые грибы: мухомор красный, бледная поганка, чашуйница гребенчатая, желчный гриб, лже опенок серно – желтый и др.


Долгосрочный проект в ДОУ "Эколята-дошколята" рассчитан на формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Подробнее о проекте:


Автор долгосрочного проекта в старшей группе ДОУ "Эколята-дошколята" рассчитывает на привитие ребёнку знаний об окружающей его природе, проведение с детьми исследования разнообразия животного и растительного мира его малой родины, что позволит дошкольникам продемонстрировать неповторимость, величие, силу и красоту природы. Педагогическая разработка способствует выполнения требований ФГОС ДО и должностной инструкции воспитателя ДОУ по профстандарту, развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.

Педагогический творческий проект в ДОУ "Эколята-дошколята" позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром, способствует воспитанию у детей потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Оглавление

Проект в детском саду "Эколята - дошколята"

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:

  • дать ребёнку знания об окружающей его Природе,
  • познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины,
  • показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Проект представляет собой комплекс игровых мероприятий, заданий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

эколята 1

Прогнозируемые результаты: формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; повышение общей культуры ребёнка; формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Задачи проекта решаются путём:

  • беседа;
  • прослушивание тематических сказок и рассказов;
  • обсуждение;
  • задание и игра;
  • викторина;
  • просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
  • конкурс;
  • праздник;
  • тематическое мероприятие;
  • тематическое оформление помещения;
  • прогулка и работа на природе;
  • наблюдение; проведение опыта;
  • экскурсия.

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта: май-август 2019 года.

2-й этап – июнь-август 2020 года:

Реализация мероприятий:

3-й этап – август 2020 года:

Оформление стенгазеты в группах детского сада по результатам проекта. Создание видеоролика групп по итогам проекта и презентация на родительских собраниях.


Проведенные мероприятия в рамках данного проекта, позволили объединить всех участников образовательных отношений одной деятельностью. На участках появились новые цветники, игровое оборудование, сделанное родителями и детьми. Воспитанники с активным желанием включались во все мероприятия проекта, желая помочь героям Эколятам-дошколятам. Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни растений и животных, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых педагогами практических игровых занятий с детьми, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы и на прогулке, дети с большим удовольствием заботятся о растениях в группе и на участке, подкармливают птиц на прогулке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами, дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.

Слова: Зотова Татьяна Владимировна
Музыка: Дзреев Игорь Сергеевич

1 Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе, Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели, Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет, Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет, Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
2 куплет
Оглянись вокруг и ты увидишь, Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней, Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем, Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим, Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

Читайте также: