Докажите что аристократизм бесплодный принцип отцы и дети ответ кратко

Обновлено: 30.06.2024

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

— Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

— Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

(Основные линии спора:

- об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

- о принципе деятельности нигилистов;

- об отношении к народу;

- о взглядах на искусство и природу.)

Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 — зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?

— Каков итог этого спора?

Вторая линия спора.

— Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

— Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

— Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

(Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.)

— Есть ли в романе единомышленники Базарова?

(Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

— Что мы знаем об этих героях?

— В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?

(Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей она фальшивы. Кукшина — карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина — подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)

Третья линия спора о русском народе.

— Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

(По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умаляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.)

— Кого же крестьяне скорее признают? докажите текстом.

— Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

(Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз. ; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)

Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре — расхождения во взглядах на искусство и природу.

Задание.

— Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?

— Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

(Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)

— Как же смотрит Базаров на природу?

(Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)

— Как решается эта линия спора?

(В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)

V. Итог урока

— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

— Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

— Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

— Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

— Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

— Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

— Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

— Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

Домашнее задание

Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

Планы на общественное будущее

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж?

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

Нравственные ценности

Отношение к любви

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?

Отношение к искусству

Отношение к природе

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: проанализировать образы главных героев романа; обучить составлению опорного конспекта; проанализировать споры Павла Петровича Кирсанова и Базарова, выделить основные линии споров героев, сделать вывод об основном конфликте романа.

Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать устную и письменную речь обучающихся

Воспитательная: воспитывать умение отстаивать свои убеждения,

воспитывать интерес к изучению классической литературы

Тип занятия: комбинированный

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Оборудование: портрет писателя, текст романа, мультимедиа проектор, презентация

Эпиграф к уроку: Я попытался представить конфликт двух

И. С. Тургенев Полине Виардо

Основные этапы занятия:

Орг. момент – 3 мин

Повторение ранее изученного материала – 10 мин

Изучение нового материала – 65 мин

Закрепление и контроль знаний - 10 мин.

Подведение итогов – 1 мин

Задание на дом – 1 мин.

Вопросы для повторения

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

III. Изучение нового материала

2. Составление и работа с опорными конспектами

Базаров Аркадий Кирсанов

2) Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).

Слово преподавателя. Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское - дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение. Мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.


Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных — он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.

3. Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми, народом

Перечислить основные события, описанные в 5-11 гл.

Вопрос: Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?

Ответ: Аркадий ему лишь говорил, что его родители — добрые люди Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов — мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное — внешний вид, облик героя.

Вопрос: Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

Вопрос: Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

Ответ: Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросается в глаза. Обратите внимание — совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде.

Вопрос: Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

Вопрос: Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

Зачитайте соответствующие отрывки из текста романа, прокомментируйте (глава 5, 10), сделайте вывод.

— Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети?

— С каким новым героем знакомимся в 5 главе?

— Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).

— Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 6, 10).

Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.

— С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? (Пытается оправдать поведение своего дяди.)

— А по каким стопам идет Базаров?

Вывод: Базаров и братья Кирсанова — люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт (запись в тетради)

— Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (глава 8)

4. Анализ идеологического конфликта в романе

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

— Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

— Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

Основные линии спора:

- об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

- о принципе деятельности нигилистов;

- об отношении к народу;

- о взглядах на искусство и природу. (запись в тетради)

Выходят представители от каждой группы (по 1 человеку).

Вопрос: Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 — зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?

Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович именно в аристократии видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она дала Англии свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, т.к. общество строится на личности.

Слово учителя. Эту кажущуюся стройной систему взглядов Базаров разбивает простыми доводами. Какими?

Вопрос группе: Каков итог этого спора? Кто терпит поражение в это споре? Как Тургенев показывает поражение Павла Петровича? Как ведёт себя Кирсанов П .П во время этого спора?

Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

Вопрос группе. Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

Вопрос. Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

П. П. Кирсанов. Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.

-- Есть ли в романе единомышленники Базарова?

(Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

— Что мы знаем об этих героях?

— В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?

(Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей она фальшивы. Кукшина — карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина — подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)

Вопрос. Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

П. П. Кирсанов. По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умаляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. (запишем выводы в тетрадь)

Вопрос группе.

-- Кого же крестьяне скорее признают? докажите текстом.

— Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

(Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз. ; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)

Четвертое направление в споре — расхождения во взглядах на искусство и природу.

Задание группе.

Вопрос учителя. А каков взгляд Базарова на искусство?

Вопрос. Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

Ответ. Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Вопрос. Как же смотрит Базаров на природу?

Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.

Вопрос учителя. Как решается эта линия спора?

Ответ. В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора. (запись в тетради)

— Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

— Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

— Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

— Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

— Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

— Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

— Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

— Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

Вывод: на чём основан духовный конфликт отцов и детей?

1. Отцы видят будущее России во главе с аристократией, а дети- с разночинцами.

2. Отцы хотят вести постепенное пореформенное преобразование России, а дети хотят всё начать с чистого листа.

4. Отцы признают воздействие искусства на духовное развитие человека, а дети отрицают искусство совсем, ища во всём практическую пользу. Отрицают и Пушкина , и Рафаэля.

5. Патриархальное положение народа вызывает умиление у Павла Петровича, а Базаров видит необразованность и тяжёлую жизнь народа.

Отцы выступают за мораль и нравственность, а дети отрицают эти качества, считают их отжившими

Слово учителя. Мы с вами рассмотрели точки зрения на основополагающие вопросы двух самых ярких представителей разных поколений – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В раскрытии социального уровня конфликта Базаров остаётся один, один и Павел Петрович, т.к. Николай Петрович в спор почти не вступает. Так какой же можно сделать вывод?

V. Подведение итогов. Выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание

Прочитать роман до конца, выписать из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.

Отцы и дети 10 глава

Краткое описание конфликта

В следующей таблице представлены характеристики конфликта Базарова и Кирсанова:

Тематика Павел Кирсанов Евгений Базаров
Отношение к аристократии Считает представителей аристократии опорой государства, определяющей вектор его дальнейшего развития Осуждает аристократов и считает, что они замедляют темпы развития страны
Отношение к нигилизму Считает нигилизм отрицательной чертой характера, противоречащей традиционным нормам. Активно поддерживает нигилистов, считая их прогрессивными представителями современного общества.
Отношение к российскому народу Порицает патриархальность в семьях крестьян. Считает простой народ глубоко верующими людьми. Отмечает невежественность и неграмотность простых людей. Он поддерживает революционные настроения, царящие в народных массах.
Отношение к искусству Считает искусство высшим творением человека. Любит музыку и литературу. Считает искусство бесполезным рудиментом. К природе относится как к большой мастерской, где каждый человек является одним из творцов.

Анализ 10 главы отцы и дети

Мнение об аристократии

Базаров считает, что аристократия является одной из причин стагнации российского общества. Герой утверждает, что это прослойка населения не способна провести демократические реформы в государстве, дав свободу основной части населения.

Литературоведы считают, что разница во мнениях героев обусловлена их социальным положением. Кирсанов является одним из представителей аристократии. Базаров родился в семье разночинцев, поэтому он знаком с особенностями жизни большей части населения Российской империи.

Отношение к нигилизму

Анализ 21 главы отцы и дети

Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.

Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:

  • самодержавие;
  • религия;
  • крепостное право;
  • отсутствие демократических свобод.

Одним из главным жизненных планов Базарова является свержение традиций и устоев общества. Поэтому его можно назвать приверженцем нигилизма.

Взгляды на положение простого народа

Павел вырос в семье дворянина Петра Кирсанова, приближенного к царскому двору. По этой причине он считает, что изменять нынешнее положение крестьян не нужно. Кирсанов не знает реалий жизни простого народа и называет его суеверным.

Спор между кирсановым и базаровым

Восприятие искусства и природы

Кирсанов обожает искусство и ценит мировые достижения культуры. Он активно занимается живописью, слушает классическую музыку и читает множество литературных произведений. Павел не воспринимает природу в качестве ресурса. Он имеет менее практичные взгляды, в отличие от Евгения, и ценит в жизни чувства. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

  1. Павел читает огромное количество романов на разных языках.
  2. Он имеет сентиментальный характер.
  3. Персонаж обладает мизантропической душой.
  4. Кирсанов является ранимой личностью.

Базаров считает, что искусство является бесполезной тратой времени. Оно отвлекает от первостепенных дел и не имеет смысла. Природу Евгений называет ресурсом, с помощью которого люди могут созидать, в жизни ценит опыт и личные ощущения.

Читайте также: