Дневник практики по внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 13.05.2024

Практика по организации внеурочной деятельности проводится на базе различных типов образовательных учреждений. В период практики студенты осуществляют педагогическое наблюдение за детьми, разрабатывают и проводят внеурочные занятия.

Цель практики:развитие профессиональных компетенций студентов в области планирования и организации внеурочной работы с учащимися начальной школы.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения практики должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

ПК 2.1.Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4.Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

А также иметь практический опыт

анализа планов и организации внеурочной работы;

определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;

наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;

ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

составления конспектов внеурочных с учетом особенностей возраста, класса и отдельных учащихся;

Уметь:

находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;

определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;

составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;

использовать различные методы и приемы обучения;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;

анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

подбирать и использовать дидактические материалы при организации внеурочной деятельности;

отбирать содержание для разработки внеурочных занятий в начальной школе;

разрабатывать конспекты внеурочных занятий в начальной школе;

проводить внеурочные занятия в начальной школе.

Виды работ:

Наблюдение внеурочных занятий с младшими школьниками (в выбранной области).

Разработка конспектов внеурочных занятий.

Проведение внеурочных занятий.

Осуществление самоанализа внеурочных занятий.

Заполнение документации: работа с дневником, методической копилкой.

Отчетность по практике:

1. Дневник практики: анализ наблюдений, анализ проведенных и посещенных внеурочных занятий, отчет по практике.

2. Конспекты занятий, самостоятельно составленные студентом в соответствии с требованиями и заверенные подписью методиста.

План-задание студенту-практиканту:

1. Вместе с методистом разработать индивидуальный план внеурочной воспитательной деятельности на период практики. Срок устанавливается методистом. План оформляется в дневнике практики.

2. Провести 3 внеурочных занятия различной формы и направленности.

3. Разработать 3 конспекта к каждому занятию.

4. Сделать 3 самоанализа проведенных мероприятий, указав степень своего участия в групповой работе.

5. Сделать анализ просмотренного занятия в школе №2.

6. Участвовать в подготовке и проведении 1 общешкольного мероприятия, сделать самоанализ.

7. Принять участие в итоговой конференции. Возможные формы участия:

подготовка презентации работы группы,

краткое изложение содержания практики в виде тезисов;

описание базовых понятий, усваиваемых на практике;

начертить схему(модель), отражающую смысловые отношения между участниками внеурочного воспитательного процесса в школе, и сделать пояснения к ней;

выявить и сформулировать положительные, интересные, оригинальные, перспективные и т.д. стороны практики;

описание педагогических находок, которые могут быть использованы студентами в профессиональной деятельности;

определение трудностей, которые возникли у студентов на практике, постараться понять их причины;

сделать рисунок, коллаж, написать стихи и т.д., в котором отражены ассоциации (образы), возникшие на практике

Приложения

Приложение 1

Схема оформления дневника практика

1. Титульный лист

2. Методические рекомендации по практике.

3. План деятельности на период практики.

4. Ведение дневника по схеме:

Дата Содержание деятельности Самоанализ проделанной работы Анализ руководителя Оценка, подпись

Приложение 2

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Дневник по производственной практике по организации внеурочной деятельност составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании, с программой профессионального модуляПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общений младших школьников.

Дневник одобрен на заседании _________________________________________

от _____________ года, протокол №

Структура дневника практики

1. Титульный лист.

2. Введение (цель и задачи практики, профессиональные компетенции, отчетная документация содержание практики).

3. Памятка студенту (требования к соблюдению правил техники безопасности на практике, к соблюдению правил трудовой дисциплины. Инструктаж).

4. Сведения о базе практики.

5. Индивидуальный план ежедневной работы студента.

6. Задания по практике.

7. Табель успеваемости студента.

8. Отчет студента.

10. Аттестационный лист.

11. Перечень документов для портфолио (фото, видео, аудио материалы) по итогам прохождения практики.

Сроки проведения производственной практики с 23.02.2015 по 04.04.2015

Цель освоения производственной практики– изучение особенностей организации учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности и общении младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Задачи производственной практики:

1. Определять цели и задачи внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

2. Иметь представление о требованиях школы к организации внеурочной деятельности.

3. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

4. Планировать и проводить внеурочные занятия в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

5. Уметь осуществлять индивидуальную и фронтальную психолого-педагогическую диагностику.

6. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

7. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

8. Уметь определять собственную педагогическую позицию в вопросах организации внеурочной деятельности.

Профессиональные компетенции:

· ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности, планировать их;

· ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия;

· ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

· ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности, отдельных занятий;

· ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности;

· ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

Отчетная документация студентов:

  1. Дневник 4. Характеристика
  2. Табель успеваемости студента 5. Аттестационный лист(2)
  3. Отчет по итогам педагогической практики(2)

Содержание педагогической деятельности студентов на рассредоточенной производственной практике

  • проведение установочной конференции по практике;
  • инструктаж по технике безопасности

Содержание педагогической деятельности студентов на концентрированной производственной практике

№ п/п Разделы практики Содержание этапов деятельности Формы текущего контроля
1. Основной этап 1. Изучение специфики учебно-воспитательного процесса внеурочной деятельности в школе: 1.1. Экскурсия по школе. 1.2. Беседа с заместителем директора по учебной работе начальных классов. 1.3. Изучение построения предметно-развивающей среды для учащихся младших классов в школе, реализация здоровьесберегающего компонента организации педагогической деятельности. 1.4. Изучение особенностей организационно-педагогической деятельности учителя по внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. 1.5. Содержание организации и методика проведения занятий по внеурочной деятельности. 2. Изучение отношения детей к внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 2.1. Проведение диагностических заданий по изучению технических и изобразительных умений и навыков младших школьников. 2.2. Анализ полученных результатов внеурочной деятельности детей. Заполнение карты анализа наблюдений (приложение).
2. Заключительный этап Подготовка отчетной документации по практике. Отчет

За период производственной практики студенту необходимо:

Приобрести следующие практические умения, общие и профессиональные компетенции:

Практические умения:

  • целенаправленно работать с документацией, методической литературой;
  • анализировать собственную деятельность и деятельность других;
  • документально оформлять результаты педагогического наблюдения;
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Общекультурные компетенции:

  • работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководителем, коллегами и социальными партнерами;

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • организовывать собственную деятельность, определять способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

  • систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области организации внеурочной деятельности на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ДНЕВНИК

Производственной практики по организации внеурочной деятельности

ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

Специальность 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дневник по производственной практике по организации внеурочной деятельност составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании, с программой профессионального модуляПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общений младших школьников.

Дневник одобрен на заседании _________________________________________

от _____________ года, протокол №

Структура дневника практики

1. Титульный лист.

2. Введение (цель и задачи практики, профессиональные компетенции, отчетная документация содержание практики).

3. Памятка студенту (требования к соблюдению правил техники безопасности на практике, к соблюдению правил трудовой дисциплины. Инструктаж).

4. Сведения о базе практики.

5. Индивидуальный план ежедневной работы студента.

6. Задания по практике.

7. Табель успеваемости студента.

8. Отчет студента.

10. Аттестационный лист.

11. Перечень документов для портфолио (фото, видео, аудио материалы) по итогам прохождения практики.

Сроки проведения производственной практики с 23.02.2015 по 04.04.2015

Цель освоения производственной практики– изучение особенностей организации учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности и общении младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Задачи производственной практики:

1. Определять цели и задачи внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

2. Иметь представление о требованиях школы к организации внеурочной деятельности.

3. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

4. Планировать и проводить внеурочные занятия в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

5. Уметь осуществлять индивидуальную и фронтальную психолого-педагогическую диагностику.

6. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

7. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

8. Уметь определять собственную педагогическую позицию в вопросах организации внеурочной деятельности.

Профессиональные компетенции:

· ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности, планировать их;

· ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия;

· ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

· ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности, отдельных занятий;

· ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности;

· ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

Отчетная документация студентов:

  1. Дневник 4. Характеристика
  2. Табель успеваемости студента 5. Аттестационный лист(2)
  3. Отчет по итогам педагогической практики(2)

Содержание педагогической деятельности студентов на рассредоточенной производственной практике

  • проведение установочной конференции по практике;
  • инструктаж по технике безопасности

Содержание педагогической деятельности студентов на концентрированной производственной практике

№ п/п Разделы практики Содержание этапов деятельности Формы текущего контроля
1. Основной этап 1. Изучение специфики учебно-воспитательного процесса внеурочной деятельности в школе: 1.1. Экскурсия по школе. 1.2. Беседа с заместителем директора по учебной работе начальных классов. 1.3. Изучение построения предметно-развивающей среды для учащихся младших классов в школе, реализация здоровьесберегающего компонента организации педагогической деятельности. 1.4. Изучение особенностей организационно-педагогической деятельности учителя по внеурочной работе в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. 1.5. Содержание организации и методика проведения занятий по внеурочной деятельности. 2. Изучение отношения детей к внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 2.1. Проведение диагностических заданий по изучению технических и изобразительных умений и навыков младших школьников. 2.2. Анализ полученных результатов внеурочной деятельности детей. Заполнение карты анализа наблюдений (приложение).
2. Заключительный этап Подготовка отчетной документации по практике. Отчет

За период производственной практики студенту необходимо:

Приобрести следующие практические умения, общие и профессиональные компетенции:

Практические умения:

  • целенаправленно работать с документацией, методической литературой;
  • анализировать собственную деятельность и деятельность других;
  • документально оформлять результаты педагогического наблюдения;
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Общекультурные компетенции:

  • работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководителем, коллегами и социальными партнерами;

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

В рамках практики удачными были следующие виды работ: оформление дневника практики, разработка внеурочного занятия в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, и с учётом выбранной области деятельности, использование необходимых форм и методов внеурочной деятельности, нахождение и исследование методических материалов.

В ходе практики мне удалось узнать: психологические особенности учеников 2 класса, их общение между собой

Мною были приобретены следующие профессиональные умения: самостоятельная подготовка и проведение внеурочного занятия, разработка учебно – дидактических материалов для проведения внеурочного занятия, составление грамотной характеристики класса.

Мои особые достижения: самостоятельное проведение внеурочного занятия, грамотно составленная характеристика класса, осуществление самоанализа проведённого занятия

В ходе практики я столкнулась с проблемами: написание методов и форм внеурочного занятия

Решения проблем способствовало: советы руководителя

Предложения и рекомендации по организации практики: побольше дней практики

2 Содержание I. Цели, задачи, результаты практики II. Общая информация III. План-сетка на период практики IV. Проведение и анализ внеурочных мероприятий V. Анализ просмотренных внеурочных мероприятий VI. Отчет по практике Приложения Приложение 1. Освоенные знания и сформированные умения Приложение 2. Конспекты мероприятий Приложение 3. Табель отметок Приложение 4. Аудио-, фото-, видео-, наглядные материалы

3 I. Цели, задачи, результаты практики Цель практики: развитие профессиональных компетенций студентов в области планирования, организации и анализа различных направлений, видов и форм внеурочной работы и общения учащихся начальной школы. Задачи: 1) научиться определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения младших школьников, планировать и проводить внеурочные занятия, мероприятия; 2) овладеть навыками составления конспектов внеурочных занятий и мероприятий; 3) анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий; 4) вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников. Результаты: 1. Вид деятельности, на освоение которого направлен данный вид практики организация внеурочной деятельности и общения младших школьников. 2. Профессиональные компетенции, на формирование которых направлен данный вид практики ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников. 3. В ходе практики студенты приобретают опыт анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного(-ых) предмета(-ов)); определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;

4 наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся; ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности; 4. В ходе практики студенты демонстрируют освоенные знания и сформированные умения (приложение 1)

5 II. Общая информация 1. Форма проведения практики рассредоточенная 2. Сроки практики: первый этап второй этап г. 3. База практики: - школа - учитель - класс

6 III. План-сетка на период практики Дата Время Направление Форма Название Проведение Просмотр и анализ

7 IV. Проведение и анализ внеурочных мероприятий Дата Направление Форма Название Анализ методиста (замечания, рекомендации по ходу) Самоанализ

8 V. Анализ просмотренных внеурочных мероприятий Дата Направление Форма Название Кто проводил

9 VI. Отчет по практике 1. База практики (школа, класс) 2. Направления внеурочной работы школы (согласно Программе внеурочной деятельности) 3. Анализ проведенных мероприятий: 3.1. Выполнение плана-графика (количество проведенных мероприятий, вносилась ли коррекция, если да, то какая и с чем она была связана) 3.2. Какие формы организации внеурочной деятельности были использованы и почему? 3.3. Какое из проведенных мероприятий считаете наиболее результативным и почему? 3.4. Опишете воспитательные результаты и воспитательные эффекты проведенных Вами мероприятий Укажите, на какие уровни результатов внеурочной деятельности были направлены Ваши мероприятия. Достигли ли Вы их, при помощи каких педагогических технологий, средств и т.д Какие трудности возникли при подготовке и проведении внеурочных мероприятий 4. Ваши профессиональные достижения в ходе практики 5. Качественно оцените уровень освоения вида деятельности учителя начальных классов организация внеурочной деятельности и общения младших школьников (см. раздел результаты) Дата Подпись студента ( )

10 В ходе практики студенты демонстрируют: освоенные знания сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности; особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе; теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы; методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности; особенности общения младших школьников; методы, приемы и формы организации общения младших школьников; методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности; способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников; формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся Приложение 1 сформированные умения находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности; определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся; составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися; планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении; мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих)

11 или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса; логику анализа внеурочных мероприятий и занятий; виды документации, требования к ее оформлению к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения; планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими); подбирать и использовать на занятии дидактические материалы; использовать различные методы и приемы обучения; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий; выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся; составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми; применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия); вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности; анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

13 I. Общая информация 1. Направление 2. Форма 3. Название 4. Цель внеурочного мероприятия 5. Задачи и планируемый результат: Задача Планируемый результат Оборудование 7. Оформление доски:

14 II. Ход внеурочного мероприятия Название и длительность этапа (приблизительно) Содержание внеучебного мероприятия Действия педагога Действия учащихся Результаты этапа, в том числе УУД Используемые технологии, методы, средства

Читайте также: