Дмитриев кто в лесу живет и что в лесу растет краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня библиотека № 15 Шондi войт с вами совершит необычную прогулку в мир природы. А куда мы отправимся, вы должны отгадать загадку:

Дмитриев, Ю. Лесные загадки

В лес ходят по грибы да по ягоды. А вы когда-нибудь ходили в лес по загадки? Ведь они в лесу на каждом шагу. Какая птица умеет вытягивать шею и так шипеть, что становится похожей на змею? Почему жука бомбардиром прозвали? Встречаются ли среди насекомых - слоны, носороги, олени и медведи? Хотите узнать секреты названий лесных птиц и зверей, лесных растений? Почему гриб мухомором называется? За что лесную птицу вертишейкой прозвали? Правда, ли что птица козодой коз и коров доит? Откуда на кусте выросли грибы?

Дмитриев, Ю. О природе для больших и маленьких

Эту книгу, ребята, прочитайте вместе с родителями.
Героями её стали автор и соседские ребята, приехавшие к бабушке на каникулы - Рома и Маша. Рома убедился, что не так просто нарисовать лес и птиц. Надо сначала научиться наблюдать за жителями леса, пруда, растениями и тогда откроется удивительный мир со своими тайнами природы. Книга поможет вам интересно и познавательно провести время вместе с мамой и папой.

Дмитриев, Ю. Сказки про Мушонка и его друзей

Мушонок родился рано утром и сразу полетел над поляной. Огромный мир и радовал, и удивлял, и пугал его. Вот синий колокольчик – в нем можно укрыться от дождя. Вот паучок – он умеет летать без крыльев! А это – стрекоза, от нее лучше поскорее спрятаться. Мушонок перезнакомился и подружился с лесными обитателями – бабочкой, кузнечиком, жужелицей, шмелем и даже с зайчишкой. А еще он побывал на старом дубе, где между жуками разгорелся спор, кто из них самый знатный и красивый. Прочитав занимательные сказки об удивительных приключениях любопытного Мушонка, вы узнаете, зачем птицам такие разные хвосты? Почему одни жуки прячутся от птиц, а другие нет? У кого самые лучшие ноги?

Дмитриев, Ю. Рассказы старичка-лесовичка

Кто же знает лес и повадки зверей и птиц лучше старичка-лесовичка? Правильно - никто! Он сам обо всём и расскажет.

Дмитриев, Ю. Большая книга леса

Наша страна богата лесами. Они занимают почти половину её территории. Если вы захотите узнать, что растёт в этих лесах и кто в них живёт, прочитайте эту книгу – своеобразную лесную энциклопедию. Она раскроет тайны лесных растений, расскажет о повадках зверей, познакомит и с другими обитателями леса - насекомыми и птицами. С её помощью вы научитесь распознавать грибы и отличать съедобные от ядовитых, и сможете отыскать в лесу лекарственные травы.

Дмитриев, Ю. Кто в лесу живёт и что в лесу растёт

Вместе с этой книгой вы, ребята, совершите увлекательное путешествие по лесу и узнаете: почему ствол у берёзы белый, когда могучий дуб бывает беззащитным, как ива переехала из Китая в Россию, горит ли хвост у птички горихвостки, кого называют лесной флейтой и лесной кошкой одновременно, почему новорожденные медвежата могут уместиться на ладони взрослого человека , и узнаете еще остальные 102 лесных секрета.

Дмитриев, Ю. Маленькая повесть про Боровик, Мухомор и многое другое

Эта история о грибах будет интересна не только грибникам. Погуляйте по лесу вместе с писателем: он подскажет, где какие грибы искать, как собирать, чего опасаться. Полюбуйтесь утренним летним лесом, побывайте в ельнике, березняке, ведь у грибов есть свои любимые деревья и они друг без друга не могут. Грибное царство особое, его изучает наука микология, но эта книга не о науке, а о богатстве и красоте природы.

Дмитриев Ю. Тропинка в лесу

Настольная книга моего детства. Её наверное можно назвать лесной азбукой. Теория постоянно подкреплялась практикой. Почти каждое лето я проводил в Подмосковье у бабушки в деревне. Лес был вторым домом. А дедушка был лесником. Ну, про обложку говорить не буду. Нету. На алибе есть, но хотелось бы полностью.































































Оценить 1190 0

1.Какая бабочка шипит не по- настоящему? (Бабочка аполлон.)

2. Для чего белят весной стволы фруктовых деревьев?(Предохраняют от солнечных ожогов.)

3.Почему белый гриб так назван, хотя шляпка у него коричневая?(Сломанная его ножка не темнеет, как у многих грибов, а остаётся белой.)

4.Эту птицу часто принимают за змею. При опасности она шипеть ,вытягивать шею, поворачивать голову. ( Вертишейка.)

5.Из плодов какого дерева приготавливают кофе? (Дуб.)

6. Как жаба спасается от врагов? ( Выделяет через кожу беловатую, сольно пахнущую жидкость.)

7. Как жимолость предсказывает погоду?(Ненастье-цветы жимолости пахнут, ясно-не пахнут.)

8.Чем вреден майский жук? (Личинка жука поедает корни растений, жук обгрызает листья деревьев.)

9.Может ли заяц обороняться с помощью зубов? (Нет, зубы устроены так, что он может лишь грызть , а не кусать.)

11.Какую птицу зовут лесной флейтой и лесной кошкой? ( Иволга.)

12. У этого растения на ветках одновременно висят ягоды трёх цветов :зелёные, красные, чёрные.(Крушина.)

13.Сколько раз за лето у кузнечика вырастает ног ? ( Нисколько, если она потеряна, т.к. кузнечик живёт одно лето.)

14.Об этом зверьке говорят: кровь пьёт, в волосы цепляется, глаза выцарапывает. Кто это? (Летучая мышь.)

15.Древесина этого дерева не гниёт даже в воде.( Лиственница.)

16. Какие грибы разрушают пни? (Опята.)

18.Как называется ягода , похожая на малину и ежа? (Ежевика.)

19. У какого дерева очень вязкая древесина?(Вяз.)

20. Это дерево пылит. (Ольха.)

22.Этому дереву не страшны морозы, жара, ветры, засуха. Лишь боится она темноты. Что это за дерево? (Сосна.)

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке – большая, грузная – и тяжело дышала.

Конечно, я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось – всё было некогда, всегда куда-то торопился. А в тот день я не спешил и, присев на корточки, стал рассматривать жабу.

Она не пыталась удрать. Может быть, понимала, что удрать ей всё равно не удастся, а может быть, чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю. Но так или иначе – она сидела на тропинке и смотрела на меня. А я смотрел на жабу и вспоминал множество небылиц, которые рассказывают об этих животных. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но вот сейчас, разглядывая сидящую передо мной жабу, я понял, что это неправда, что не такая уж она уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вон там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была другая жаба, но мне почему-то хотелось, чтоб это была та самая, которую я видел в лесу. Чтоб она каким-то образом попала во двор нашего старого дома, полюбила его, как любили этот двор мы, мальчишки, и осталась тут жить.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но, наверное, ей действительно понравился наш двор, если она поселилась в нём.

Я стал часто наведываться к старому пню и иногда встречал там жабу. В жаркие дни она тихонечко сидела в маленькой ямке или густой траве, прячась от горячих лучей и ожидая сумерек, в пасмурные же дни я встречал её и довольно далеко от старого пня.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пню и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидает меня.

Но однажды я опоздал на свидание и на обычном месте не нашел жабу. Я обошел пенек — её нигде не было. Пошарил в траве — нет. И вдруг увидал тёмный бесформенный клубочек, уже облепленный мухами.

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая?!

Некрасивая. А я видел перед собой её удивительные, золотые, с тёмными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными передние лапы, и мне казалось, что была она очень красива.

Ну почему, почему этого не видят другие?

Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

Фоксик — четырёхмесячный жесткошёрстный фокстерьер — увязался за мной в лес. Я пытался прогнать его, стыдил, даже ругал, на него это не действовало — наклонив свою лобастую голову, он упрямо шёл за мной, правда, держась на почтительном расстоянии. Видимо, очень уж хотелось ему пойти со мной в лес. В конце концов я махнул рукой и перестал обращать на него внимание. Фоксику только это и надо было. Почувствовав, что меня можно уже не опасаться, он с весёлым лаем ринулся вперёд и исчез в кустах.

Я шёл по дороге, а Фоксик время от времени давал о себе знать лаем, который раздавался то слева, то справа.

Вдруг Фоксик умолк. Прошло несколько минут, и я снова услышал его голос. Но на этот раз голос собаки звучал как-то необычно, и я сразу понял: пёс звал меня.

Я пошёл на голос собаки.

На крошечной полянке, плотно окружённой со всех сторон кустами, стоял Фоксик. А против него, буквально нос к носу,— молодой барсук. Я сразу догадался: Фоксик впервые в жизни увидел барсука, удивился и решил, видимо, что и меня заинтересует это загадочное существо.

Увидав меня, Фоксик залаял ещё громче. И в его голосе появились грозные нотки. Ещё бы! Теперь-то я был рядом, и Фоксик чувствовал себя могучим и непобедимым.

Барсук по-прежнему стоял не шелохнувшись.

С каждой минутой он удивлялся всё больше и всё настойчивее звал меня что-то предпринять. Но я по-прежнему не двигался с места. Тогда Фокс стал меня упрекать, потом просить, и, наконец, в голосе его появились жалобные нотки. Не поворачивая головы, он косился на меня, и в его взгляде было всё — и недоумение, и упрёк, и даже испуг. Да, Фокс испугался. Он испугался, что я никогда не вмешаюсь и ему или придётся всю жизнь стоять нос к носу с этим страшным зверем, или позорно бежать, подставив спину. А чем всё это может кончиться — кто знает?

Наконец Фоксик стал так жалобно повизгивать, что я не выдержал, подошёл к нему, взял за ошейник и оттащил в сторону. Барсучонок не сразу понял, что произошло. А когда сообразил — стремительно повернулся и бросился в кусты.

Всю обратную дорогу Фоксик бежал рядом со мной, то удивлённо повизгивая, то пытливо заглядывая мне в лицо, будто прося объяснить моё сегодняшнее поведение.

Но я ничего не стал объяснять. Когда Фоксик подрастёт, станет взрослой и умной собакой, он сам поймёт, что, если уж сталкиваешься с кем-нибудь нос к носу, надеяться в первую очередь надо на себя.

Летом наш старый дом утопал в зелени. Стоило открыть окно, как в комнату врывались ветки сирени, и даже яркими солнечными днями в квартире царил зелёный полумрак: лучи не могли пробиться сквозь густые заросли дикого винограда, оплетавшего стены дома, закрывавшего окна.

Зимой двор засыпало снегом, и мы ходили от дверей до ворот по узенькой тропинке, которую чуть ли не каждый день приходилось расчищать. И трудно было поверить, что дом наш — в Москве, что в нескольких шагах от него — стоит лишь свернуть за угол — шумит широкий проспект, мчатся автомобили и троллейбусы, автобусы и трамваи. А в доме стояла тишина. Удивительная, иногда даже неправдоподобная. Особенно ночью.

Именно такая тишина стояла и в ту ночь.

Я сидел за столом и читал. В комнате было тепло, свет лампы мягко падал на книгу, уютно тикали часы. О том, что на улице метель, я мог судить лишь по шуму ветра, который время от времени швырял пригоршни снега в окно, да по скрипу старой ветлы. Вдруг среди этих звуков я уловил новый: кто-то осторожно стучал в окно. Потом стук прекратился, но вскоре повторился снова. Было уже очень поздно — кто же это мог стучать? Новый порыв ветра заглушил все звуки, а когда стало тише, опять послышалось лёгкое постукиванье по стеклу.

Прошло несколько минут, и мне стало казаться, что кто-то пытается открыть форточку — во всяком случае, старается просунуть какой-то тонкий инструмент в щель. Я быстро погасил свет и отдёрнул штору. Но за замёрзшим стеклом никого не было. Немного подождав и убедившись, что больше никто стучит и не пытается открыть форточку, опустил штору и зажёг лампу. И тут снова послышался стук, потом кто-то опять завозился у форточки. Но на этот раз невидимка действовал как-то тихо и неуверенно. Затем что-то царапнуло по стеклу, и наступила тишина – даже ветер прекратился. Я опять погасил лампу, отдёрнул штору. Метель действительно улеглась, небо прояснилось, и умиротворённые сугробы искрились в голубоватом свете луны.

Стук больше не повторялся.

Утром я вышел из дома и, увязая чуть ли не по колено, стал пробираться к окну: мне хотелось посмотреть, не оставил ли таинственный ночной гость каких-нибудь следов. Нет, на снегу не было ни одного пятнышка, ни одной вмятинки. Только на притолоке окна лежала полузанесённая снегом, окоченевшая синичка.

Вот он, таинственный ночной гость! Замерзая, синичка стучала в окно, может быть, единственное во всём доме освещённое окно, просила помощи. И что стоило мне открыть форточку?! Но я не догадался.

Следующей ночью я долго не мог уснуть: мне казалось, что вот-вот раздастся лёгкий стук в стекло или кто-то начнёт возиться у форточки. Я ждал долго. И вдруг.

Я быстро оделся и вышел во двор. была морозная безоблачная ночь, и я мог хорошо разглядеть окно своей комнаты. Но птички я не увидал. А в стекло постукивала оторвавшаяся лоза дикого винограда, которую трепал ветер.

Вернувшись в комнату, я закрыл форточку сел к столу. Но почему-то в комнате стало очень холодно. Неужели комната успела так остыть из-за открытой на несколько минут форточки? Я подошёл к тёплой печке и постепенно стал согреваться. Во всяком случае меня перестало знобить. Но где-то внутри, наверное, где-то под сердцем, по-прежнему было холодно. И я знал: этому никакая печка не поможет.

Я пытался себя утешить тем, что не виноват в гибели птички: разве мог я догадаться, кто и зачем стучит в окно? Однако холодок не проходил.

Да, конечно, я не виноват в гибели птички. Но разве в этом дело? Надо, надо всё-таки, наверное, открывать форточки, окна, двери по первому требованию, по первому стуку: может быть, кто-то нуждается в вашей помощи!

Вот, например, от дерева идёт след – прямо от ствола начинается, пересекает полянку и у другого дерева исчезает. Ясно – кто-то спустился с дерева, пробежал по полянке и взобрался на другое дерево. Но кто? Ну-ка разберёмся. Впрочем, тут особенно разбираться и не требуется — спереди длинные овальные отпечатки, чуть сзади — маленькие круглые. Такие следы может оставить только белка — она бегает по земле не так, как все зверушки: выбрасывает вперед задние лапы, опирается на них, а передними поддерживает туловище, чтоб не толкнуться мордочкой в снег. Но опирается она не на ступни-ладошки, а целиком на согнутую ногу. Поэтому от задних и получается длинный овальный след. А передними ногами она опирается лишь на ступни-ладошки. Поэтому отпечаток маленький.

След белки не спутаешь с другими следами. Только вот зачем ей понадобилось спускаться с дерева? Обычно белки спускаются на землю неохотно. Видимо, торопилась куда-то. Или слишком много снега оказалось на ветвях — прыгать неудобно. Ну ладно, это ее беличье дело.

Следы мышей тоже легко распознать — изящная бисерная цепочка. У некоторых цепочка — и всё. Это бежали бесхвостые полёвки. А у некоторых, например у лесной или домовой мыши, ещё время от времени рядом с цепочкой виднеется чёрточка — след от хвоста. Вот по такому следу я однажды шёл, шёл просто так, вовсе не ожидая, что через несколько шагов узнаю очень любопытную историю.

Сначала следы мыши шли ровной цепочкой, как и полагается. Но вот цепочка стала уже не такой ровной. Что случилось? Я огляделся и увидал другие следы — гораздо крупнее. Следы горностая — грозы мышей. Горностай появился сбоку и бежал наперерез мыши. Значит, мышь заметила опасность и припустила изо всех сил. Но, конечно, от горностая ей не уйти. Я был уверен, что вот сейчас сделаю несколько шагов и прочту на снегу об обычной лесной трагедии. Но развязка оказалась совершенно неожиданной. Вот что я прочитал на снегу.

Горностай уже почти догнал мышь — деваться ей некуда. Но тут на её пути оказался отрезок трубы. Летом невдалеке велись какие-то строительные работы, и кусок трубы длиной примерно в метр, видимо, бросили или забыли. Труба была сверху запорошена снегом, намёл ветер снег и внутрь. Вот в эту трубку и кинулась обезумевшая от страха мышь. Горностай, конечно, бросился за ней. Он молниеносно проскочил трубу и, наверное, уже собирался схватить мышь, как вдруг обнаружил, что не только мыши, но и следов её нет на снегу. Прямо за трубой был совершенно чистый снег. Горностай остановился в недоумении — куда же девалась мышь? Потом бросился в одну сторону, вернулся, кинулся в другую. Нет, мышь исчезла буквально бесследно. Он опять вернулся к трубе, обежал её вокруг, заглянул внутрь — мыши не было нигде. Горностай сделал ещё несколько попыток найти так неожиданно, таинственно и непонятно исчезнувшую мышь и поскакал прочь.

Ему было, видимо, очень обидно: ведь добыча ушла из-под носа в самом прямом смысле слова!

Ну а действительно, куда же девалась мышь?

Выскочив из трубы, мышь не побежала дальше, а, изловчившись, прыгнула на трубу и замерла. И сидела она на трубе не шелохнувшись всё время, пока горностай бегал вокруг. Сидела так тихо, что, наверное, даже дышать боялась: ведь стоило ей чуть-чуть пошевелиться, как горностай сначала услышал бы её, а потом и увидел. Вскочить же на трубу ему ничего не стоило. Но горностай не услышал, не увидел и не почувствовал мыши. А мышь ещё долго не решалась покинуть своё спасительное убежище — снег на трубе был весь затоптан её лапками.

Наконец мышь отважилась спуститься. И снова потянулась ровненькая цепочка маленьких следов. Но теперь они вели в обратную сторону. Видимо, горностай так напугал мышь, что она либо забыла, куда бежала, либо решила отложить свои дела на другой день.

Цель: знакомить с многообразием окружающего мира.

-познакомить с животными, обитающими в лесной полосе нашей местности;

-развивать речь, мышление; пополнять и обогащать словарный запас ребенка;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

1.1Долгожданный дан звонок,

1.2. Календарная страничка.

2. Актуализация знаний.

- -Ребята, сегодня у нас с вами занятие познаем мир, которое я предлагаю начать с загадки. Слушайте внимательно и попробуйте отгадать:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем.

- Что же это за дом, в котором можно увидеть чудеса?. лес

Тема нашего занятия : кто в лесу живет, что в лесу растет? Я приглашаю вас на прогулку в лес для того, чтобы познакомиться с его обитателями и посмотреть, что же за чудеса там можно увидеть.

--Смотрите, ребята, ручеек. Он и поможет нам отыскать дорогу в лес.

Быстрый маленький ручей выбегает из ключей,

По лесу петляет, хвостиком виляет.

Вот он поле пересек, вот нырнул под мостик.

Невозможно ручеек удержать за хвостик.

Музыка со звуками леса

3. Изучение нового материала.

- Вот мы и в лесу.

Здравствуй, Лес Березович!

Здравствуй дуб и клен!

А тебе, боровичок,

До земли поклон.

(Выключить музыку).

-Давайте остановимся на этой полянке и присядем.

- Конечно же, это Дядюшка Ау или по другому – эхо.

-Давайте позовем Дядюшку Ау.

-Ребята, а вот и Дядюшка Ау. Вы его позвали, и он вам отозвался.

Эхо повторит за вами все, что скажите вы сами.

Собирайся детвора! Ра! Ра!

Начинается игра. Ра! Ра!

Да ладошек не жалей Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!

Сколько времени сейчас? Час1 Час!

Сколько будет через час? Час! Час!

И неправда: будет два. Два! Два!

Дума, думай, голова. Ва! ВА!

Как поет в селе петух? Ух! Ух!

Да не филин, петух? Ух! Ух!

Вы уверены, что так? Так! Так!

А на самом деле как? Как! Как!

- Как здорово быть эхом. Ребята, а хотели бы вы познакомиться с лесными жителями?

- Скажите мне, пожалуйста, знаете ли вы названия животных, живущих в лесу?

-Ой, смотрите, Дядюшка Ау нам волшебный сундучок приготовил. Он положил в сундучок загадки. Если разгадаете загадки, отгадки из сундучка появятся.

- Попробуем разгадать загадки Дядюшки Ау, а заодно и познакомиться с лесными обитателями.

Прыгун – трусишка, хвост коротышка,

Глаза с косинкой, ушки вдоль спинки.

Одежда в два цвета на зиму и лето. Заяц.

- Заяц летом, какого цвета?

-К зиме он меняет свою окраску на белую.

-Чем питается заяц?

-Заяц днем спит, а ночью выходит для того, чтобы поесть. Кору с деревьев он достает, вставая на задние лапы. Живет заяц в яме. Главная его особенность – он умеет запутывать свои следы, чтобы его не поймали.

- А еще про зайца нам расскажет Саша

Маленький хвостик похож на пампушку,

Мягкие, чуткие, длинные ушки.

Прыг-скок по лесу…Кто? Угадай-ка!

Кто там под елкой спрятался? Зайка.

- Следующая загадка от Дядюшки Ау.

Иголки лежали- лежали,

Да в лес побежали. Еж.

-Ребята, а кто-нибудь из вас видел ежика?

- Где вы его видели?

-А он действительно, колючий?

- А что вы еще знаете про ежика?

- Ежи питаются вредными для леса насекомыми. Они плохо видят и надеются на свой нюх, поэтому человек может близко подойти к ежу.

- О ежике нам расскажет Вика

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка.

Хоть колюч молчун лесной-

Ежик добрый, а не злой.

- Это действительно так. Иголки – это способ защиты у ежей. Когда он чует опасность, то сворачивается клубочком и выставляет свои острые и твердые иглы, на которых он носит свои запасы. У ежа очень короткие ноги и он очень неуклюжий, поэтому бегает он очень плохо. Осенью еж делает себе гнездо для зимовки. В зимней спячке еж проводит более шести месяцев.

- А знаете ли вы, кто зимой холодной бродит злой, голодный? Волк.

Про волка нам расскажет…

День и ночь по лесу рыщет,

день и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит волк молчком,

Уши серые - торчком.

- Волки- хищники, которые живут стаей, т. е. не по одному, а по несколько волков. У них очень чуткие носы, поэтому они чуют запах на больших расстояниях.

Летом стая волков охотится по ночам, а днем отдыхает. Зимой же, когда мало пищи, стая охотится и днем.

-Еще одна загадка. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. Белка.

Из всех наших грызунов белка самый резвый, непоседливый зверек. Летом шерсть белки рыжеватая по цвету и походит на сосновую кору. Гнездо свое белка сооружает на вершине ели. Летом, в сильную жару, и зимой в сильный мороз, белка совсем не выходит из своего жилища. Она спит.

- А сейчас про белку нам расскажет Артем

Тащит белка в погребок

То орешек, то грибок,

Чтоб зимой холодной

не остаться ей голодной.

- Чем же питается белка?

- Зачем белка делает запасы?

-Ребята, а знаете ли вы, что у белки может быть несколько домов, где она хранит свои запасы: грибы, ягоды, орехи. И все эти кладовые находятся на деревьях, потому что в лесу очень много деревьев. Давайте покажем белкам, какие красивые деревья выросли в нашем лесу. Давайте сделаем кружочек и поиграем в игру Дерево.

На полянке дерево росло, (постепенно поднять руки вверх)

Протянуло ветви к солнышку оно

Ветер прилетает, .(наклоны корпуса вправо и влево с поднятыми руками)

Деревце качает. (качают руками из стороны в сторону)

Ветер сильный прилетал, (энергичные наклоны)

Сильно дерево сгибал.

Тучи по небу бежали, (качают поднятыми руками)

Все листочки задрожали.

частый дождик льет и льет, (медленно опускают руки вниз)

Дерево водичку пьет

И растет, растет, растет.

- Вот какие высокие деревья выросли. В нашем лесу растут лиственные и хвойные деревья.

- Давайте посмотрим, какие же деревья растут в нашем лесу. (Перейти на другое место)

- Кто знает, лиственные, это, какие деревья?

Лиственные – это те деревья, которые на зиму сбрасывают свои листья, хвойные всегда остаются зелеными.

-Какие деревья называются хвойными?

Как вы думаете, какие хвойные деревья растут в нашем лесу?

Назовите знакомые вам лиственные деревья.

Рассматриваем листья – картинки различных деревьев.

В лесу очень много деревьев, все они разные, все красивые, поэтому их, как и все живое нужно беречь. Нельзя ломать ветки и отдирать кору деревьев.

- Но иногда деревья болеют, поэтому есть доктор, который лечит деревья и он тоже живет в нашем лесу.

Не дровосек, ни плотник, а первый в лесу работник. Дятел

- Об этой птичке нам расскажет Даша

Дятел врач лесного царства.

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клены, ели,

Чтоб росли и не болели.

- назовите деревья, о которых говорится в стихотворении. Назовите только лиственные деревья; а теперь хвойное, которое тоже вылечил дятел.

- Дятел уничтожает большое число вредных насекомых. Своим клювом он определяет по звуку дерева, есть ли в нем насекомые и не успокоится, пока всех не выберет. Дятел продалбливает дупло, в котором могут поселиться птицы или летучие мыши. У дятла очень длинный и липкий язык, на который и прилипают насекомые.

-Давайте снова заглянем в сундучок Дядюшки Ау и посмотрим, кто из обитателей леса там притаился.

В длинной шубке гладкой,

С хвостиком- метелкой,

С ярко – рыжей челкой,

Острый носик, хитрый взгляд.

Избежать ее уловок

Каждый заяц рад.

(Показываю картинку лисы)

-Лисица - очень красивое и изящное животное.

у нее очень красивый шелковистый рыжевато- оранжевый мех, белая грудка и черные сапожки. Пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. Но на самом деле лисица совсем маленькое животное и весит 4-5 килограмм.

-Дядюшка Ау приготовил нам еще один сюрприз. (Перейти на другое место)

- Ребята, лиса является героиней сотен сказок. Давайте вспомним название сказок, героиней которых была лиса.

(ответы детей, если затрудняются, показываю иллюстрации к сказкам).

-Ребята, а в сказках лиса всегда какая?

-на самом деле в природе лиса такая же хитрая, но если ей все же не удается перехитрить врага, она от него убегает, потому что лисы очень быстро бегают.

- ребята, скажите, пожалуйста, с какими животными мы сегодня познакомились?

-Как всех этих животных можно назвать, одним словом?

-Животные, которые живут в лесу, называются дикими животными.

-Ребята, вы запомнили всех животных, с которыми нас познакомил Дядюшка Ау? Это мы сейчас проверим.

4.1 Дядюшка Ау приготовил для вас еще одно задание. Посмотрите на картинку, и скажите, какие животные здесь спрятались. Но назвать нужно только тех животных, с которыми нас познакомил Дядюшка Ау. Раскрасьте животного, которое вам понравилось больше других.

- Ребята, Дядюшке Ау пора идти по своим лесным делам, давайте поблагодарим его за то, что он познакомил нас с лесными жителями и подарим ему наши рисунки.

- Настало время нам возвращаться домой.

-Давайте закроем глаза и представим, как мы идем с вами по лесной тропинке, мимо ручейка, который привел нас в лес, идем, идем. Вот мы и дома. Открывайте глазки.

- Скажите мне, пожалуйста, как называются животные, которые живут в лесу?

-Вы запомнили всех обитателей леса? Сейчас проверим.

Клубком свернулся, ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий (Еж).

Кто стучит, как в барабан?

На сосне сидит (Дятел).

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая (Белка).

4. Подведение итогов.

- О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

-с какими животными познакомились?

Какое животное вам понравилось, почему?

Какие деревья растут в нашем лесу?

Читайте также: