Для чего растению цветы план урока

Обновлено: 02.07.2024

Цели: изучить особенности строения цветкового растения; показать связь цветка с выполняемой функцией; развивать внимание, способность к взаимоконтролю и самоконтролю, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • формирование умения объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией.
  • формирование умения понимать смысл терминов: цветок, цветоножка, чашелистики, пестик, завязь, тычинка.

Метапредметные результаты:

  • продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
  • продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
  • продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.
  • продолжить формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

1. Мотивации (самоопределения) на учебную деятельность

Релаксация (под музыку звуков природы).

Учитель. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный весенний лес. Поздороваемся с хозяевами. Остановимся. А так ли тихо в весеннем лесу? Послушайте, как начинает пробуждаться природа, шумит легкий ветерок, весело посвистывают птицы, начинают появляться первые цветы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в весеннем лесу! Вдохните глубоко этот нежный аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

- Ребята, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук. Поделитесь волшебной силой чрез улыбку друг другу. Теперь вы готовы работать в команде. Начинаем урок.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

- Ребята, послушайте сказку. (Сказку инсценируют учащиеся)

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень:

– Позвольте! – вступил в разговор Стебель. - А кто передает влагу от корня к другим частям растения и наоборот - от листьев к корню? Это я самый главный!

Учитель. И тут заговорил красивый…

- Ребята, а кто заговорил? (Цветок)

3. Целеполагание, постановка проблемы

Учитель.

- Да, ребята. Вы назвали тему урока. Давайте ее запишем. (Запись на доске)

Какие цели мы поставим?

  • узнать строение цветка;
  • узнать значение;
  • узнать, что образуется на месте цветка.

4. Поиск путей решения проблемы

Учитель.

- Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним изученный материал. Перед вами карточки с названиями органов растений.

Расположите их в один столбик.

Какие функции они выполняют? Распределите их во второй столбик.

(Далее на доске проверяем это задание).

- Скажите, для чего мы изучаем растения? (выслушиваю мнения детей, обобщаю).

- Перед вами фотографии растений. Отгадайте название и скажите, где они растут?

- Ребята, чем отличаются цветы? (по форме, по цвету, по размеру, по аромату).

- Сейчас мы рассмотрим удивительные растения. Самое маленькое цветковое растение на Земле, встречающееся в пресных водоемах Австралии и тропиках Старого Света - вольфия. Это растение плавает на поверхности воды. Размер каждого растения всего 1 мм. Цветет очень редко.

Самый большой цветок – Раффлезия Арнольди. Цветок достигает размеров один метр.

Сейчас вы выберете название одного из цветов и назовете свою команду. Озвучьте название своей команды сообща. (Слушаем названия команд). А теперь попробуйте записать на листе как можно больше имен прилагательных, характеризующих ваш цветок. Какой он? (дается одна минута). Вес цветка достигает 10 килограммов.

А теперь рассмотрите рисунки некоторых цветков. По какому признаку их можно разделить на две группы? Расположите их в два столбика. (примеры: тюльпан, нарцисс, мак, черемуха, незабудка, сирень) (признак: один цветок на ветке или несколько. Один цветок – это одиночный цветок, несколько – это соцветие).

Я войду в цветочный город,
По аллее роз пройдусь,
Он, как я, довольно молод,
В арке звёздной задержусь.

Постою в цветочном царстве,
Наслаждаясь красотой,
Наполняясь чувством счастья,
Нежной чистой добротой.

В каждой веточке, бутоне
Чудный замысел Творца,
И на этом дивном фоне
Нет у времени конца.

Я хочу остаться в сказке,
Раствориться, стать цветком,
Влиться в радужные краски,
Обрести уютный дом.

Учитель. - Сейчас мы заглянем внутрь цветка и рассмотрим его строение. Первый пункт нашего плана – строение цветка. Поможет нам в этом учебник. Скажите, какие слова выделены в учебнике жирным шрифтом? Давайте прочитаем. Возьмите у себя со стола карточку и откройте учебник на стр.98. Прочитав текст, попробуйте указать части цветка на схеме. Дети выполняют задания, работая в группах.

  • Цветоножка – это часть стебля под цветком.
  • Листочки-чашелистики – отдельная часть чашечки цветка.
  • Тычинки и пестик – главные части цветка.
  • Завязь – нижняя часть пестика, внутри которой находятся семязачатки.

Учитель.

- Я сейчас показываю часть цветка, а вы называете.

- Давайте подумаем, а для чего растению цветок? (выслушиваем предположения детей). Действительно, цветок – это орган размножения.

Второй пункт плана – Значение цветка в жизни растения.

Учитель. - Кто знает, для чего цветут цветы? (они привлекают насекомых, птиц). Действительно, не зря мы видим так много насекомых, которые перелетают с цветка на цветок. Но чтобы насекомые или птицы прилетели, их нужно чем-то привлечь. Чем? (яркой окраской, ароматом).

- Мы с вами говорим об опылении растений. Опыление - это перенос пыльцы с тычинки на пестик.

Вот сейчас мы смоделируем цветок и рассмотрим процесс опыления. Каждый из вас сейчас станет частью важной конструкции.

5. Коррекция. Самостоятельная работа с использованием новых знаний

Пестик (девочка) – стоит прямо, опустив руки вниз;

Завязь (девочка) – садится на корточки впереди первой;

Тычинки (три мальчика) – стоят вокруг пестика, подняв руки вверх и сжав пальцы в кулак. В кулаках – кусочки ваты;

Лепестки – 5 человек – берутся за руки, окружив пестик с тычинками;

Учитель. - Что же образуется на месте цветка? (плоды).

Учитель. Сейчас каждый из вашего стола получат предметы и подумают, какой из них лишний и почему. (Лишние – корнеплоды: свекла, морковь, редис, картофель-клубнеплод).

- Как называются оставшиеся предметы? (плоды). Подумайте, по какому признаку их можно разбить на две группы (сочные: яблоко, груша, виноград, помидор; сухие: грецкий орех, желудь, орех (лещина), подсолнечник).

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель. - У вас на партах лежат карточки. Сейчас капитаны получат названия органов растений. Вам нужно найти информацию про этот орган по плану. А далее мы составим целое растение и назовем его. Кроме этого, следует выбрать пословицу про данный орган растения и озвучить ее значение (работа в группах)

Тип корневой системы

Пословица про корень

Удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли из почвы.

Гордись не знанием верхушек, а знанием корней.

Название органа растения

Пословица про стебель и листья

Транспортная система растений

И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет.

Форма листовой пластинки простая

Название органа растения

Название частей цветка

Пословица про корень

Пестик,
тычинки, чашелистики,
цветоножка

Красивый цветок не всегда хорошо пахнет

Название органа растения

Тип плода по строению околоплодника

Пословица про плод

Орган защиты семян от внешних факторов

Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

После проделанной работы в парах составляется целая картинка любого растения из частей (Следует разделить растение на части: корень, стебель, листья, цветок, плод.)

Учитель. - Какой же орган самый главный у цветкового растения? (все)

Вывод: растение – это целостный живой организм. Все органы необходимы растению.

Учитель. - В настоящее время на нашей планете Земля растет 390 900 видов растений. 21 500 видов находится под угрозой исчезновения. Давайте послушаем стихотворение. (чтение наизусть учащимся)

Он подошёл, сорвал цветы,
Но мы молчим, и я, и ты,
Молчим вчера, молчим сейчас,
И так бывает всякий раз!

Довольно глупой простоты!
Не надо с клумбы рвать цветы!
Ребёнку ясно - это грех,
Ведь красота - одна для всех!

Учитель. - Давайте с вами произведем расчеты. Чтобы девочке сплести веночек, ей потребуется в среднем 34 цветка. В нашем классе 9 девочек. Сколько цветов им потребуется? (306).

Конечно, цветы радуют нас своей красотой. Но мало кто из нас задумывался, что, если мы сорвем цветок, то он не сможет дать плод и семена.

В Красную книгу Смоленской области занесены 90 видов растений.

Учитель.

- Поэтому давайте любоваться цветами, но не рвать. Цветы — это самое сказочное, очаровательное и радостное творение природы. Цветы — они как тонкий звук, нежный взгляд, трогательное слово.

7А. Домашнее задание

8. Рефлексия учебной деятельности

Учитель. - Ребята, природа – слаженный организм. Человек должен разбираться, как ему поступать, чтобы не навредить природе. Сегодня наш урок окружающего мира был связан с другими уроками. Мы решали задачу. Это урок. (математики), придумывали имена прилагательные к имени существительному – это урок . (русского языка), читали задания – это урок… (литературного чтения). Все уроки взаимосвязаны между собой. А сейчас посмотрим, в какой области знаний вы были успешнее всего на уроке. (Учащиеся выбирают цветок желтого, синего или красного цвета на магнитиках и прикрепляют на магнитную доску.)

  • Желтый – урок прошел плодотворно. Вы многому научились и можете помочь другим.
  • Синий – вы считаете, что многому научились, но вам нужна помощь.
  • Красный – вы считаете, что вам было трудно на уроке и вы ничему не научились.

Учитель. - Посмотрите, какая замечательная разноцветная цветочная поляна расцвела у нас на доске! Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активную работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прозвенел опять звонок
И закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
Силы новой наберите.
Это нужно детворе
Для здоровья, при игре.

Группа разбивается на 7-10 человек. Ведущий МИГа отходит в сторону, а МИГ “запутывается”, затем ведущий “распутывает” свой МИГ. При этом нельзя разрывать пожатие рук. Побеждает тот ведущий, который вперед успеет “распутать” свою группу.

Середина урока

(К) Актуализация знаний. Целепологание.

- Проверка домашнего задания.

Работа над лексической и грамматической темой урока.

(П) Формулирование темы и цели урока.


- Определи, верны ли утверждения:


1 . Цветок — орган семенного размножения.


2 .На месте цветка появляется семя и плод.


3 .Опыление — важный процесс в образовании семян.

4.В природе возможно перекрестное опыление и само­опыление.

(К) Работа с учебником.

Ты видишь огромное разнообразие растений вокруг себя: пестрое разнотравье на лугах, весенних степях, различные деревья и кустарники в лесу. Даже на проезжих дорогах про­биваются растения. Где бы они ни находились, как бы ни вы­глядели, наступает период, когда они все очень красивы и привлекательны!

Объясни, что это за период. Что ты знаешь о нём?

(И) Самостоятельная работа.

Хочу узнать

Заполни в этой колон­ке всё, что уже знаешь по теме урока.

В эту колонку занеси все то, что ты хотел бы узнать

В эту колонку необхо­димо занести все, что узнаешь. Заполняется в конце урока

Объясни, как связаны между собой эти два явления.






(П) Работа в парах.

Рассмотрите растения. Определите порядок этапов роста. Объясните свой выбор.


П оявление цветка в природе открыло новые возможности для растений. Неповторимость, зага­дочность и красота цветов служат одной цели — образованию пло­дов и семян размножению растений. Все строение цветка спо­собствует этому. В нём вы­деляют центральную часть, которая представлена пестиком, на месте которого появится плод тычинка­ми, где созревает пыльца. Вокруг них находятся венчик и чашечка. Они привлекают насекомых. Что же происходит в цветке? В нём происходит процесс, называемый опылением.

Это интересно!

Интересный случай из жизни австралийских англичан. Разводя овец на пастбищах в Австралии, переселившиеся на этот континент англичане привезли и стали сеять там клевер. Это рас­тение ранее не было известно в этих краях, но служило замечательным кормом для овец. Клевер хорошо рос, но семян не давал. Ан­гличанам снова приходилось везти семена из Европы. В Австралии не было таких на­секомых, которые бы могли опылять клевер, поэтому он цвел, но семена не давал, так как опыления не происходило. Проблема была решена после того, как в Австралию были завезены шмели — природные опылители клевера.

Опыление - это

процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Оплодотворе­ние - это процесс слияния двух половых

(К) Физминутка.

Лучшие качели- гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

(Дети изображают качели: слегка пружинят в коленях, раскачивают руки вперёд-назад.)

Кто весь век качается,

Тот не огорчается никогда! (прыгают)

(И) Работа с учебником.

Различают два основных типа опылениясамоопыление и перекрестное опыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. При перекрестном опылении пыльца с тычинок одного растения переносится на рыльце пестика другого растения.



Опыление с помощью







насекомых воды птиц ветра летучих мышей

В результате процесса оплодотворения на месте цветов появляются плоды с семенами.

(П) Работа в парах.

- Проверь утверждения и записи в таблице. Что нового ты узнал из урока? Соответствуют ли новые знания твоим первоначальным представлениям?

(К) Пальчиковая гимнастика

Смотри, какие рога. (загибаем все пальцы на руке, кроме указательного и среднего и прокручиваем руку туда-сюда)

(И) Самостоятельная работа по закреплению изученного материала.

-Ответь на вопросы.

1. Какие органы растений участвуют в опылении?

2. Что называется опылением?

3. Какие условия необходимы для образования семян?

(И) Самостоятельная работа.

На уроке окружающего мира в 3 классе у учащихся формируется представление о разнообразии цветков, о строении цветка,о цветке как органе размножения растений.Продолжается работа по воспитанию бережного и экологически грамотного отношения к цветковым растениям. Актуализация опорных знаний проводится в форме игры, в которой создаются условия для формиирования умения работать в группе.

ВложениеРазмер
okr_mir_tsvetok.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Моисеева Светлана Олеговна ГБОУ СОШ №3

Тема: "Цветок и его роль в жизни растений"

Тип урока: урок открытия новых знаний на основе деятельностного метода.

- формирование умения объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией.

- формирование умения понимать смысл терминов: цветок, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник.

- продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

- продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

- продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

- продолжить формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

- продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

- создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Методы: словесные, наглядные.

  • формировать представление о разнообразии цветков, о строении цветка, о цветке как органе размножения растений;
  • развивать воображение, эмоциональное восприятие природы;
  • продолжить развивать умения выявлять взаимосвязи между растениями и животными,
  • моделировать целостный объект из его частей;
  • продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения

к цветковым растениям.

карточки с изображением одиночных цветков и разных соцветий, цветущие комнатные растения, детали для моделирования строения цветка., правила игры,задания.

- Перечислите названия цветущих растений сада, поля, луга, леса, водоёмов.

3. Постановка новой познавательной задачи.

– найти сходство в строении разных цветков.

- учебная статья с. 98. Читать текст, моделировать строение цветка у доски.

4. Ставим перед учениками проблему:

- для чего цветёт цветок?

Выделяем основную функцию цветка – создать плод с семенами.

Цветок – орган размножения растения.

- как на месте цветка образуются семена. читаем текст (с. 99–100).

Венчик, состоящий из лепестков, окружает тычинки (мужскую часть цветка) и пестик (женскую часть цветка). Если цветок не имеет пестиков или тычинок, он называется

соответственно мужским или женским.

В задании №37 приводятся примеры растений, у которых цветки различаются тем, что у тыквы цветки одиночные, а у орешника – соцветия. Сходство этих растений в том, что у этих растений одни цветки мужские (с тычинками), другие – женские (с пестиками). В отличие от тыквы и орешника, у кислицы (задание №39) и тычинки, и пестик находятся в одном цветке.

плохо видят, а запах чувствуют хорошо. Опыляются цветки и ветром,

однако около 80% цветковых растений опыляются насекомыми.Что происходит после опыления? Попав на рыльце пестика, пыльца быстро прорастает: выпускает пыльцевую трубку, которая растёт внутрь пестика. Внутри пестика происходит оплодотворение – мужская и женская клетки сливаются, дав начало зародышу.

Если оплодотворение произошло, начинает развиваться питательная ткань.

5.Для закрепления полученных знаний выполняется задание № 38.

По иллюстрациям (с. 99–100) ученики увидят, как сильно отличаются плоды и семена разных цветковых растений (по форме,размерам, цвету, вкусу, твёрдости, сочности и прочее).

Называются плоды цветковых растений по-разному.

6.Вопросы для беседы.

-Как называется привлекающая насекомых сладковатая жидкость, образующаяся в цветках? (Нектар.)

-Почему нектарники располагаются в глубине цветка?

-Для чего на лепестках некоторых цветков имеются яркие отметины? (Отметины называют медоуказателями, они помогают насекомым найти нектар.)

-Какую часть цветка называют женской? мужской? (Пестик, тычинки.)

-Как называют мельчайшие пылеобразные зёрнышки, которые образуются в тычинках? (Пыльца.)

-Какой процесс называют опылением?

-Есть ли цветки с лепестками, тычинками и пестиками у хвойных деревьев? (Нет.) Где развиваются семена этих растений?(В шишках.)

-У каждого ли цветка есть и тычинки, и пестик? (Нет.)

-Цветки каких сортов капусты используются в пищу? (Цветной, брокколи.)

-Цветки каких растений используются при приготовлении мыла, шампуня?

-Почему становятся редкими некоторые цветковые растения?

-Какие растения вашей местности занесены в Красную книгу?

7.В конце урока можно выполнить экспресс-тест No 2

. Ответы к тестовым заданиям

(тетрадь 2013 года издания со знаком ФГОС)

Экспресс-тест No 2, вариант 1

Галочки у номеров – 1, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

Экспресс-тест No 2, вариант 2

Галочки у номеров – 1, 3, 6, 7, 9, 12.

Высказывание под No 11 неверно, потому что фотосинтез идёт

с обязательным участием углекислого газа!

с.97-100- самопроверка своих знаний,

Ответы к кроссворду:

кислород, очерёдное, стебель, семена, ты-

чинки, кислица, побег, плоды, лист, цветок, корень, семядоля

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений".


В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования.


Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс.

Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс. .


Конспект урока по технологии на тему: "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. (проращивание семян)" 1 класс

Конспект урока по технологии на тему: "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. (проращивание семян)" 1 класс.


Обобщение по теме "Культурные растения. Продолжительность жизни растений"

Тест для 2 класса по окружающему миру.

Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия.

Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия.


Конспект урока по технологии "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян" (УМК Школа России, 1 класс)


4.1.2.2 представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося.

Все ученики: называют части цветка, понимают процесс образования плода на месте цветка;

Многие ученики: определяют функцию частей цветка для образования плодов и семян.

Некоторые ученики: соотносят особенности частей цветка с их функциями.

Критерий оценивания

Учащиеся различают и называют части цветка: пестик, тычинка, чашелистик, лепестки венчика.

Языковые цели

Учащиеся могут: описывать процесс образования семян, рассказывать о роли цветка для формирования плода или семени.

Лексика и терминология : лепестки венчика, чашелистик, пестик, тычинка.

Полезные фразы для диалогов и письма:

- Для чего растению цветы?

- Почему у цветов яркая окраска и аромат?

- Как насекомые находят цветы?

Формирование ценностей

Сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Привитие ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным учащимся.

Междисциплинар - ные связи

познание мира, математика

Навыки и поддержка ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предыдущие знания

Учащиеся знают, что растения делятся на: деревья, кустарники, травянистые растения. Знакомы с признаками классификации на высшие и низшие растения. Понимают значение частей растения для роста и развития. Различают этапы роста и развития растений.

Этапы урока

Деятельность учащихся на уроке

1) Создание коллаборативной среды. Психологический настрой на деятельность.

- На свете нет ничего дороже мысли. Думать – самая трудная работа: вот, поэтому, этим занимаются немногие.

- Ребята, сегодня нам предстоит искать ответы на простые и сложные вопросы.

- У каждого из вас есть возможность: получить новые знания, принять участие в эксперименте, оценить свою работу.

- Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.

-Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Цветы открывают перед человечеством возможность познать прекрасное, ощутить полному жизни!

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты.

Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы радуемся, глядя на роскошные розы и лилии, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежные благоухающие ландыши. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота!

Читайте также: