Для чего нужны воспитательные мероприятия в школе

Обновлено: 04.07.2024

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.

Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:

  • определенную систему отношений к окружающей действительности;
  • формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
  • влияет на общественное мнение;
  • приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.

Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.

Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:

  • Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели
  • Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся
  • Определение концепции включая цель, задачи
  • Планирование этапов мероприятия
  • Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия

Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:

  • Как же подготовить мероприятие?
  • С чего начать?
  • Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?

Постараемся ответить на вопросы организаторов.

Подготовительная часть

  • Определить цели и задачи мероприятия
  • Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников
  • Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия
  • Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
  • Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
  • Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов

Организационная часть

  • Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
  • Использование простых и сложных средств
  • Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
  • Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения

Основная часть

Заключительная часть

  • Имеет важное организационно-педагогическое значение
  • Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
  • Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
  • На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

Подробное планирование (структура мероприятия)

Цель – расширение, закрепление и углубление знаний о Родном крае, экологии.

Задачи:

  • формировать ценностные отношения к природным дарам Ямала
  • развивать познавательную активность детей
  • воспитывать патриотические чувства к северному краю, уважение к культуре и традициям народов Ямала
  • развивать, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха

Форма игра-акция

Оформление зала

Зал оформлен рисунками, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игр.

Ход мероприятия

  • Организационный момент
  • Основная часть
  • Заключительная часть

Испытывая потребность в организации и проведении воспитательного мероприятия педагог нередко не может решать оперативно конкретные вопросы.

например

  • планируя воспитательную работу не все педагоги предвидят её результаты,
  • нередко формально ставят задачи воспитания,
  • не используют знания сильных и слабых сторон обучающихся,
  • не учитывают уровни самостоятельности воспитанников и всего коллектива

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.

Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.

Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.

Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.).

Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений или отрицательного эффекта воспитательного мероприятия, возможно путем обратной связи.

С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов.

Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.

Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в учреждении.





Разные формы воспитательных мероприятий направлены на совместную деятельность между членами классного коллектива, родителями, воспитанниками. Рассмотрим особенности и классификацию воспитательной деятельности, а также приведем вариант программы, предназначенной для работы с классным коллективом.

Составные части

Воспитательное мероприятие предполагает несколько структурных единиц:

  • постановку целей, задач;
  • выбор участников;
  • подбор средств и методов;
  • непосредственную организацию;
  • результат.

воспитательное мероприятие

Классификация

Мероприятия по воспитательной работе делят по следующим критериям:

  • числу участников;
  • содержанию;
  • степени универсальности.

При продумывании своей деятельности классный руководитель обязательно руководствуется подобным делением.

Воспитательные мероприятия в классе могут быть фронтальными, парными, групповыми, индивидуальными. По своему содержанию выделяют следующие виды классных часов:

  • трудовые;
  • валеологические;
  • художественные;
  • социальные;
  • фронтальные;
  • досуговые.

Воспитательные мероприятия в школе являются добровольными, необязательными, принимать в них участие могут все желающие школьники.

Среди групповых видов можно отметить конференции, собрания, линейки, дежурство по школе, смотры, общественно-полезный труд.

Индивидуальное воспитательное мероприятие требует от педагога тщательной подготовки. Ее примером может стать подготовка к олимпиаде, творческому или интеллектуальному конкурсу.

анализ мероприятия

Этапы работы

Воспитательное мероприятие в начальной школе начинается с подбора формы работы, постановки цели, содержания. В процессе такой деятельности педагог учитывает индивидуальные особенности каждого школьника. Важно продумать также место для проведения задуманного праздника, выбрать число участников, подобрать разнообразные вспомогательные средства.

Программа работы с классным коллективом

Любое воспитательное мероприятие проводится в рамках специальной программы, разработанной классным руководителем.

Все попытки классного руководителя создать конкретную программу, позволяющую выявить талантливых и одаренных детей, должны начинаться с вопроса о том, что же представляет собой такой термин.

Для раннего выявления одаренности, своевременной помощи и поддержки таким детям может служить воспитательное мероприятие, организованное в классе, школе. Новые федеральные стандарты направлены именно на создание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика.

Классный руководитель выступает в качестве наставника, который не навязывает своей точки зрения воспитаннику, а лишь направляет его на пути самопознания и саморазвития.

Любая разработка воспитательного мероприятия – ответственное занятие, требующее от педагога концентрации внимания, выбора специальных методик, подбора приемов и методов работы.

Для своевременного выявления индивидуальности ребят, учитель ведет серьезную и целенаправленную работу, используя специальную программу.

В ней четко указаны цели воспитательных мероприятий, сроки их проведения. Среди творческих мероприятий, которые уместны в работе с классным коллективом, можно выделить:

  • тематические вечера;
  • творческие викторины;
  • походы;
  • игры;
  • встречи с интересными людьми.

Формирование гражданственности

Основной акцент в своей деятельности классный руководитель уделяет патриотическому воспитанию. Для этого в план работы вносят мероприятия, связанные с формированием уважительного отношения к историческому и культурному наследию родного края.

Например, воспитательное мероприятие в начальной школе, касающееся формирования гражданственности, может быть связано с изготовлением поздравительных открыток ветеранам. Все дети талантливы, а задачей классного руководителя является их своевременная помощь и поддержка.

цели воспитательного мероприятия

Основные аспекты воспитательной работы

Основные принципы воспитания:

  • природосообразность;
  • целостность педагогического процесса;
  • гуманизм;
  • взаимодействие семьи, школы, общества;
  • творчество;
  • культуросообразность;
  • сотрудничество;
  • индивидуализация;
  • ответственность, взаимовыручка, взаимопомощь.

Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть. Для успешного воспитания со стороны учителя не должно быть давления на личность школьника.

варианты внеурочной деятельности

Для проведения игры потребуются:

    по числу групп (классов), участвующих в игре;
  • наградные материалы;
  • таблички с наименованиями станций;
  • для спектакля нужны записи природных звуков, мусор;
  • костюмы: гусеницы-бабочки, колобка, зайца, волка, лисы, медведя;
  • два мяча;
  • компьютер.

предназначение воспитательного мероприятия

Ребята, получив маршрутные листы, начинают передвижение по сказочному лесу. На каждой остановке им предлагаются интересные задания.

Далее ребятам предлагают загадки, касающиеся весеннего леса.

- Видели ли вы, как плачут весной деревья? Как по стволам стекают прозрачные "слезы", а иногда бегут ручейки, если чья-то рука жестоко ранит ствол.

- О каком дереве идет разговор? Почему они плачут? (движение сока у берез во время порезов их людьми).

Далее ребята должны определить растение, о котором идет речь.

Еще не успел растаять снег, а на солнечных лужайках уже появляются желтые цветы с необычными чешуйчатыми стебельками. Как только растение отцветет, ветерок уносит его легкие семена с пушистыми зонтиками. Что это за удивительное растение? (Мать-и-мачеха).

Ребята должны отгадать зверя, о котором рассказывает педагог.

- Охотится этот зверь в основном на мышей. Часто из-за своего шикарного меха он становится добычей охотников. Он отлично знаком вам по русским народным сказкам. Кто этот хищник? (Лиса).

Учитель предлагает школьникам отгадать несколько загадок:

- Это растение свое название получило за цвет ягод, которые очень полезны. Растет оно двести лет в еловых и сосновых лесах. (Черника).

- Две сестрички летом зелены. Одна к осени краснеет, а другая чернеет. (Смородина).

- С виду данные звери очень похожи. У них небольшая мордочка, длинные ушки и задние лапы, короткий хвостик. Тело покрыто пушистой шерстью. Своих детенышей они кормят молоком. Питаются эти пушистые зверьки травой, а также молодыми ве­тками. О каких зверях идет речь? К каким их можно отнести группам животных? (Заяц, кролик).

- О какой птице идет речь? Небольшая, на голове у нее есть черная шапочка, а на грудке – черный галстук. Спинка серая, хвостик и крылышки коричневые, белое брюшко. Длинный темный хвост всегда покачивается, будто птица испугалась чего-то. О какой птице идет речь? (Трясогузка)

- Почему крапива жжет? (В прожилках ее листьев есть муравьиная кислота. При прикосновении к листу, волосок ломается, он царапает кожу, туда попадает кислота.)

- Почему у березы клейкие молодые листочки? (Смолистые соединения защищают листочки от заморозков).

- Почему нельзя кричать в лесу, включать музыку, разжигать костры? (Сильный шум, запах дыма могут напугать лесных обитателей, поэтому птицы бросают свои гнезда, гибнет потомство).

- Птенцов, вылетевших из гнезда, именуют слетками. Почему их нельзя уносить домой? (Птицы учат детенышей искать пищу, защи­щаться от потенциальных врагов, дома этому трудно научить птенцов, потом они будут беспомощными);

- Почему лишайники растут не везде? (Лишайники растут только там, где есть чистый воздух).

- Почему нельзя собирать чернику веточками? (Кустарники черники могут жить до 300 лет, поэтому их надо беречь).

- Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Сорванные цветы никогда не дадут семян, и на следующий год станет меньше цветов).

  • как называется лес, в котором есть только ели;
  • из какого дерева производят спички;
  • древесину какого дерева берут для создания бумаги;
  • вы увидели гнездо птицы, как его сохранить;
  • кому нужны дуплистые деревья;
  • какова польза от муравьев;
  • как нужно охранять муравейники;
  • какой зверь всегда строит себе дом с бассейном;
  • какой вид охоты всегда разрешен в лесу.

Анализ воспитательного мероприятия предполагает самооценку действий учителем. Он анализирует, насколько полно ему удалось реализовать поставленные задачи, донести до каждого ребенка необходимость бережного отношения к природе, ее богатствам.

Также в анализ воспитательного мероприятия включают все педагогические методы и приемы, используемые учителем при подготовке мероприятия.

варианты воспитательных мероприятий в классе

Колобок. Километрами дорог я шел, не уставая,

Я веселый Колобок, песенку я напеваю.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Ведущий. Это Колобок катился и прикатился в лес, на полянку, наполненную солнечным светом. Вдруг на зеленом листе Колобок увидел небольшую Гусеницу.

Колобок. Ой, ты кто?

Гусеница. Я - Гусеница. А куда ты путь держишь, Колобок?

Колобок. Не знаю, качусь, куда глаза глядят.

Гусеница. Просто так двигаться, куда глаза глядят - ума не надо много. Вот бабушка моя говорила, что, когда она высоко летала над землей, она видела все то, что есть на планете. И она сказала, что на земле лучшим городом считают Экогород. Я с тех пор и мечтаю его увидеть. Может, ты сумеешь его отыскать?

Колобок. Я?! Ну, я попробую попасть этот удивительный город.

Ведущий. Колобок попрощался с Гусеницей и направился искать Экогород.

Катился Колобок по лесу, встретился ему Заяц. За бок держится, кряхтит, прихрамывает.

Колобок. Что с тобой, косой дружок?

Заяц. Это я косой? Косой тот, кто со мной вчера злую шутку сыграл. Отдыхаю я под кустом, вдруг меня кто-то по голове ударил. Вскочил, гляжу по сторо­нам, не понимаю ничего. Вижу, на поляне пустыми бутылками "стреляют" отдыхающие люди по кустам. Отдохнули, а после себя кучу мусора оставили. Любой зверь ими пораниться может. Кто нам теперь поможет?

Колобок. Я могу помочь! Вот найду Экогород и расскажу, как туда добраться. Ведущий. И покатился дальше Колобок. По дороге он встретил волка, который за живот держится.

Колобок. Что с тобой, серый волк? Почему глаза у тебя грустные?

Колобок. Как так?

Волк. Да растения, которые ел барашек, разными гербицидами обработали. Пойду искать лечебные травки.

Ведущий. Шел Колобок, шел, а вот никакого Экогорода так и не увидел. Кругом грязь и мусор, разруха и хаос. Ребята, давайте вместе уберем мусор, сделаем наш город лучше и чище.

воспитательная деятельность

В заключение

Воспитательная работа является важным аспектом в деятельности современного классного руководителя. Педагог составляет план мероприятий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности школьников.

Вовлечение ребят во внеурочную деятельность позволяет педагогу формировать в подрастающем поколении стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.

Воспитательный результат внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС– приобретение обучающимся опыта социально-значимых действий, ориентированных на сохранение и развитие того, что в обществе признается ценностями.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.

Воспитательный результат внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС– приобретение обучающимся опыта социально-значимых действий, ориентированных на сохранение и развитие того, что в обществе признается ценностями.

Мы понимаем, что в условиях реализации ФГОС воспитательная работа приобретает новый смысл.

Воспитательные мероприятия становятся единицей внеурочной деятельности. Иными словами, если раньше мы составляли отдельно план воспитательной работы, отдельно планировали свою воспитательную работу ответственные за ведение классной документацией, отдельным был план кружковой работы, то теперь план внеурочной деятельности составляется единый. В основу плана заложены ключевые воспитательные задачи, система воспитательных мероприятий, КТД.

Главными задачами педагогов нашей школы является – создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, предоставление условий для возможности самосовершенствования, работы личности над собой по формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств.

Реализация данных задач достаточно эффективно осуществляется через систему воспитательных мероприятий. Воспитательные мероприятия и КТД проходят по всем направлениям внеурочной деятельности.

Наши традиционные школьные мероприятия, которые проходят у нас из года в год.

День знаний;

День дублера;

мероприятия в рамках предметных декад;

мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества;

мероприятие, посвященное международному женскому дню;

День профориентации;

мероприятие, посвященное Дню Победы;

Праздник последнего звонка;

Торжественное вручение аттестатов.

Все воспитательные мероприятия тщательно продумываются с учетом специфики контингента обучающихся, подбираются формы проведения наиболее эффективные для нашей школы.

При подготовке воспитательных мероприятий идет большая совместная работа учителей и обучающихся. Коллективная работа по написанию сценариев, подбор материала, репетиции… Непростым, но несомненно важным вопросом является оформление зала, в котором будет проходить мероприятие. Создание костюмов, декораций, художественного оформления – всем этим занимаются обучающиеся. За счет такой деятельности решаются вопросы трудового, эстетического, художественного и других видов воспитания.

Не одно воспитательное мероприятие в нашей школе не обходится без сопровождения информационно-компьютерных технологий. Современное компьютерное оборудование помогает вывести воспитательное мероприятие на более высокий профессиональный и методический уровень, делает это мероприятие более современным, разнообразным, насыщенным. В школе ведется видеолетопись воспитательных мероприятий.

Огромное значение для повышения эффективности любого воспитательного мероприятия имеет его музыкальное сопровождение, поскольку именно музыка является более действенным эмоциональным средством, которое обращено к душе обучающегося.

Одним из самых ярких традиционных мероприятий нашей школы является День дублера.

Миссия дня дублера:
Это – создание условий для самореализации личности, воспитании самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу, развитие творческой деятельности учащихся.

Достаточно важным и значимым для обучающихся мероприятием, является торжественное вручение аттестатов. Это мероприятие является подведением итогов всей их школьной жизни. Лучшие учащиеся награждаются почетными грамотами и благодарственными письмами. Звучат напутственные слова и пожелания учителей.

Огромной проблемой для меня, как организатора воспитательной работой является вовлечение обучающихся в воспитательные мероприятия, в силу их антисоциального опыта, криминальных понятий, измененной системы ценностей.

Но, после того, когда обучающиеся оказываются вовлеченными в эту деятельность, когда они видят положительные результаты, у них меняется отношение к себе, а это влияет на самооценку, на отношения внутри коллектива. Обучающиеся начинают проявлять инициативу и творчество, в результате участия в мероприятиях обогащается их духовный мир. Многие открывают в себе таланты.

В результате такой деятельности у учащихся появляется внутренняя мотивация. Только в таком случае личностно развивающий потенциал внеурочной деятельности может быть реализован в полной мере.

Кроме этого, в школе существует система стимулирования обучающихся. Грамоты, поощрения, участие в мероприятиях, положительные характеристики – это те аспекты, которые влияют на условно-досрочное освобождение.

Таким образом, в процессе проведения воспитательных мероприятий для обучающихся создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию, осваивать культурные нормы и ценности. КТД и воспитательные мероприятия создают благоприятные условия для приобретения школьниками опыта социально-значимых действий, а это третий уровень результатов внеурочной деятельности.

Несмотря на большой положительный опыт воспитательной работы, кроме вышеперечисленных проблем, хочу остановиться на следующих:

большое движение обучающихся, вследствие чего уменьшается актив школы;

психологические барьеры, которые не позволяют обучающимся принимать участие в воспитательных мероприятиях;

отсутствие у обучающихся положительного опыта участия в жизни школы.

Перечисленные проблемы мы решаем внутри школы. Репетиции к мероприятиям проводим на переменах или в пересменке. Что касается психологических барьеров и нежелания обучающихся принимать участия в мероприятиях, здесь помогает система стимулирования существующая в школе, являющаяся внешним мотивом. И только после положительного опыта участия в мероприятиях внешние мотивы переходят в мотивы внутренние.

Наша творческая группа считает, что для совершенствования данной формы внеурочной деятельности необходимо:

Методические разработки внеклассных мероприятий составлять в соответствии с требованиями ФГОС, конкретно прописывать личностные результаты и эффекты, которые мы хотим получить от этого мероприятия.

Разрабатывать такие мероприятия, которые будут работать на достижение трех уровней воспитательных результатов.

Разнообразить формы внеурочной деятельности через привлечение новых социальных партнеров.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Воспитательная ценность внеклассного мероприятия

Читайте также: