Для чего нужен кабинет логопеда в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.
Основные направления кабинета:
Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;
Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;
Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.
Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:
Зона консультативной работы;
Зона организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.
Зона диагностики и коррекционной работы. Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.
Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Зона игровой терапии. Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.
В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:
Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:
- Дизайн интерьера кабинета;
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;
Материал: цветная самоклеющая плёнка.
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;
Материал: обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.
Материал: прищепки, обои, клей.
Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.
Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).
Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки – символы месяцев года.
Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.
Описание: В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.
Цель: активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.
Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.
Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева – справа, работать над зрительно – моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.
Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.
Материал: трафареты фигурок, самоклеющая плёнка, картон, клей.
Цель: обучение рассказыванию по картине, развитие связной речи.
Цель: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира, развитие эстетического отношения к действительности, фантазии, укрепление межпредметных связей (литература). Составление рассказов по памяти и по представлению.
Материал: самоклеющая плёнка, цветная бумага, картон, клей.
Таким образом, влияние коррекционно-развивающей среды создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, развивает творческие способности у детей.
На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда особенно важна. Развивающая среда должна создавать условия для общения, коррекции и стимуляции речевой деятельности. Поэтому важно правильно организовать предметно - развивающую среду в кабинете учителя - логопеда, чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль логопедического кабинета в организации коррекционной работы доу в условия введения ФГОС до.
На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда особенно важна. Развивающая среда должна создавать условия для общения, коррекции и стимуляции речевой деятельности. Поэтому важно правильно организовать предметно - развивающую среду в кабинете учителя - логопеда, чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно – развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования - с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью педагогов и руководителей к модернизации и преобразованию образовательного пространства в коррекционных группах и кабинетах специалистов - с другой стороны.
Рассмотрим понятие предметно-развивающей среды.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Создание коррекционно – развивающей среды в кабинете учителя-логопеда
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Рассмотрим принципы создания коррекционно-развивающей среды по ФГОС.
2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования .
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды.
6. Принцип свободы достижения ребенком своего права .
Основное назначение логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС.
Основные направления кабинета:
- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
- Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;
- Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Логопедическая работа направлена на коррекцию следующих речевых параметров:
- коммуникативно - речевых умений;
- развитие артикуляционной моторики и мимики;
- звукопроизносительной стороны речи;
- импрессивной стороны речи;
- грамматического строя речи;
- слоговой структуры слова;
- фонематического слуха и восприятия;
- развитие связной речи;
- навыкам звукового анализа.
Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета целесообразно разделить на несколько зон, приведём краткое описание.
Зона коррекции звукопроизношения .
Зона развития мелкой моторики:
Включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, матрешки. Мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками, счетными палочками, семенами. Сухой бассейн, чётки, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения.
Зона развития речевого дыхания:
Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза :
Зона обучения грамоте:
Город звуков и букв, магнитные буквы, алфавиты, говорящая азбука, буквари, Д.и. лото, книги для чтения.
Зона развития лексико-грамматической стороны речи:
Зона развития связной речи:
Зона технических средств обучения:
В наше время невозможно представить обучение детей без компьютерных технологий. Магнитофон, ноутбук, обучающие презентации, логопедическая программа.
Здесь можно разместить:
• График работы логопеда
Консультации для родителей
• Игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и прочее.
Зона методического сопровождения:
В ней собрана документация логопеда. Представлена методическая литература, программно-методическое обеспечение занятий. ( Гомзяк, Иншакова, Агранович, Филичева, Чиркина)
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета:
1. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда.
3. Обеспечивает: реализацию программы коррекционного обучения; учитывает возрастные особенности детей.
4. Содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная, т.е.:
1) Насыщенность среды кабинета соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе техническими, в соответствии со спецификой Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2 ) Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе отменяющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность
разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели. Наличие в кабинете полифункциональных предметов, в том числе природных материалов и пр., пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает: наличие в кабинете
различных пространств (для игры, конструирования, и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Все мы знаем о пользе, о необходимости, развития моторики как мелкой, так и общей, для любого ребенка, а ребенка с речевыми нарушениями — особенно. Обычно логопедические кабинеты очень маленькие, нередко расположены в спальных помещениях детского сада. Размер помещения позволяет только сесть перед зеркалом логопеду с ребенком и поставить два-три стола для подгрупповых занятий. А как же движение? Логопеды не могут перестроить здание, не могут расширить помещение, значит, нужно предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести полноценное логопедическое занятие с использованием двигательных упражнений.
Время неумолимо летит вперед. Меняемся не только мы и дети. Весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени.
Джон Дьюи. Американский философ и педагог
В Инструктивно-методическом письме по ведению документации учителя - логопеда Министерства просвещения ПМР от 25.08.2017 года отражены задачи и функции логопедического кабинета, блоки требований к кабинету и материалам.
Задачи логопедического кабинета :
Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с
особенностями психофизического развития:
Функции кабинета :
-создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного
психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
-проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной
-проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных
-оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Пространство логопедического кабинета должно рассматриваться как система взаимосвязанных коррекционно - воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и логопед.
Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.
1. Блок требований
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и техники безопасности:
- соответствие мебели ГОСТу;
-условия для соблюдения воздушного режима;
-состояние рабочего места учителя-логопеда и детей с особенностями
-эстетика оформления кабинета;
-рациональное оформление зон в кабинете;
-инструктивно-нормативные материалы по технике безопасности.
2. Блок требований
Дидактические средства коррекционно-образовательного процесса и их
-материалы, расширяющие и дополняющие программу;
-календарные, перспективные, тематические, индивидуальные планы,
индивидуальные программы развития, речевые карты;
-раздаточные и тематические материалы по всем разделам программы с
учетом возрастных требований на полисенсорной основе;
-игрушки, настольные развивающие игры для детей разных возрастных
групп, способствующих коррекционно-образовательному процессу на полисенсорной основе.
3. Блок требований
Консультативно-диагностические и методические средства
-перспективное планирование консультаций;
-материалы для проведения диагностики речевой функции с учетом возрастных требований;
-материалы для проведения консультационно-диагностических мероприятий по развитию высших психических функций;
-материалы для организации творческой работы
4. Блок требований
Визуальные средства обучения и оборудование для успешного
прохождения учебных программ и их систематизации:
-хранение и систематизация карт;
-хранение и систематизация таблиц, схем, планшетов, коллекций, макетов, моделей, муляжей (по темам);
-ТСО, инструментарий, измерительные приборы — хранение и
Правила пользования кабинетом
1. Ключи в двух экземплярах (один у учителя-логопеда, другой в д/с)
2. Влажная уборка проводится два раза в неделю.
3. Ежедневное проветривание кабинета.
4. Перед каждым применением и после проводится обработка
логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом.
5. По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон и отключение электрических приборов.
Развивающая среда в кабинете должна способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.
Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью,
быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребенка. Т. е. должна быть :
Организуя коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. системность (систематизация материала, составление паспорта кабинета с перечислением всего материала и оборудования)
2. доступность (наглядно-дидактический материал подбирается с учетом возрастных особенностей дошкольников)
3. вариативность (наглядно-дидактический материал и пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах)
4. здоровьесбережение (хорошее освещение, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается)
5. учет возрастных особенностей детей
Условно пространство логопедического кабинета можно поделить на зоны:
Для детей (для индивидуальной и подгрупповой работы) :
• Развития общей и мелкой моторики
• Развития речевого дыхания
• Развития фонематических процессов, формирования звуко-слогового анализа и синтеза, обучения грамоте.
• Развития лексико-грамматических категорий и связной речи
• Развития психических процессов
Зона размещения дидактического и методического материала
Рабочая зона учителя-логопеда
В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы учитель-логопед оформляет паспорт логопедического кабинета.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует:
целенаправленному формированию эмоционально-положительного
психологического климата в процессе коррекционной работы;
реализации предметно-практической направленности специального
обеспечению чувства психологической защищенности;
сочетанию привычных и инновационных методов в организации и
проведении коррекционных занятий, что, в свою очередь, является одним из главных условий эффективности коррекционного процесса!
Полученные знания необходимо использовать в работе.
У ребенка должны появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда : там интересно, необычно и скучать не придется!
Мой логопедический кабинет На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш растёт в доме ребёнка и только здесь начинает познавать мир.
Современный руководитель дошкольного учреждения: каким он должен быть? «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он.
Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.
Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Роль логопедического кабинета
Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.
В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.
При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:
- Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
- Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
- Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
- Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
- Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
- Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.
Логопедический кабинет: требования со стороны ФГОС
Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:
- рабочая зона учителя-логопеда;
- зона индивидуальной работы;
- учебная зона.
Оборудование и оснащение кабинета логопеда
Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.
Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:
- Большое настенное зеркало (50x150 см).
- Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
- Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
- Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
- Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
- Настенные часы, секундомер, метроном.
- Магнитная доска.
- Фланелеграф.
- Бактерицидный облучатель.
- Раковина.
Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.
Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:
- Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
- Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
- Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
- Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
- Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
- Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
- Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.
Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.
Речевое развитие — одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.
Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.
Предназначение занятий в логопедическом кабинете
- Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица;
- Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации;
- Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.
В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.
Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ
- Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении;
- Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения;
- Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.
Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача — помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.
Важные требования к кабинету логопеда
- Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени;
- Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение;
- Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.
Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС
Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.
Правильно оборудованный кабинет специалиста — это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.
Предметы для развития детей
- Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков;
- Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения;
- Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания;
- Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.
Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.
Читайте также: