Для чего нужен детский фольклор кратко

Обновлено: 18.05.2024

Сегодня я хочу порассуждать на тему — зачем ребенку заниматься фольклором? Может, полезнее английский учить? Или в бассейн ходить?

Ничего не имею против английского и бассейна, но расскажу, почему мне кажется, что занятия фольклором ничуть не уступают им в полезности.

Так получается, что поскольку вот этот самый фольклор раньше был образом жизни человека, то он развивает очень много различных способностей одновременно. Фольклор не требует выбрать раз и навсегда, чем ты будешь заниматься, нет, он даёт попробовать все и научиться выбирать то, что тебе больше по душе.

Когда мы учимся петь народные песни — развиваем память и голос, когда учимся танцевать — чувство ритма и координацию движений, когда пляшем кадрили — учимся думать вперёд, запоминать порядок движений. А самое интересное, что все это мы делаем одновременно: танцуем кадриль, поем под нее песню, пританцовывает и думаем какая следующая фигура…

Сейчас ведь очень модно учиться многозадачности? Вот она, в самом ее естественном виде! И дети довольно легко ее осваивают.

Ну и главное в фольклоре — это свобода. Да, есть правила, рамки, но они довольно широкие. Вот мотив песни, а какой ты голос к нему придумаешь — воля твоя, вот фигуры кадрили — а как ты будешь в них двигаться зависит от тебя, вот аккорды наигрыша, но какую мелодию ты сыграешь под них — дело твое.

Фольклор позволяет тебе самому творить. И это дорогого стоит. Потому что, увы, наше образование сейчас во многом построено на разучивании примеров (иногда гениальных) творчества других людей, при этом забывая, о том, что детям, (да и всем людям) необходимо хоть сколько-то в жизни творить самому.

И этому редко учат, и редко есть возможность где-то пробовать свои силы. Фольклор даёт это. И поскольку он сложился очень давно и много поколений выросло в нем, он подходит всем: на любом уровне развития человека в нем есть свои сложности, уроки и задачи. Так что скучно им заниматься точно не будет! ( Хотя конечно все зависит от ансамбля и педагога)

Ну и последнее. Очень часто в фольклорных ансамблях потрясающая атмосфера. Всё-таки, фольклор влияет на людей, освобождая их, а свободные люди всегда ярче светят и ярче живут. И становятся хорошими людьми.

Поэтому им и друг с другом хорошо, и младшие, смотря на старших запоминают как это: быть свободным, творческим, дружными, настоящими. А старшие смотрят на младших и восхищаются: сколько всего они уже умеют.

Оттого и концерты, и вечерки в ансамблях теплые, радостные и душевные. Приходите заниматься в фольклорные ансамбли! Это здорово. Правда.

Шестимесячный ребёнок понятия не имеет, что такое рифма, но когда мама поет колыбельную или читает рифмованную считалочку, то дитё замирает, прислушивается, интересуется и… запоминает. Да-да, запоминает! Даже ребёнок до года под один стишок начинает хлопать в ладоши, под иной – загибать пальчики, не совсем понимая смысла, но всё же различая их.

Детский фольклор в жизни

Итак, детский фольклор – это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение. Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом. С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир.

Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле. Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима.

Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики. Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно. С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре, но не только! Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой (вспомните дразнилки, считалки, загадки…).

Существующие жанры и виды детского фольклора

Различают следующие основные виды детского фольклора:

  1. Материнская поэзия. К этому виду относят колыбельные песни, прибаутки, пестушки.
  2. Календарный. Этот вид включает в себя заклички и приговорки.
  3. Игровой. В эту категорию входят такие жанры, как считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры.
  4. Дидактический. К нему относят загадки, пословицы и поговорки.

Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая. Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Саше спать не даёшь?

Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:

Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.

Нужно просто заниматься с детьми

Ребёнка, даже того, который только-только начинает говорить, очень легко приобщить к музыкально-поэтическому творчеству, он с удовольствием воспримет то, чему вы его научите, потом расскажет другим детям.

Здесь просто важна активность: родители должны заниматься с детьми, должны их развивать. Если родитель ленится – время уходит, не ленится – ребёнок умнеет. Каждый малыш возьмёт из фольклора что-нибудь для себя, потому что он разнообразен и по тематике, и по содержанию, и по музыкальному настрою.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБУ ДО ДШИ имени М.А Балакирева

Значение и роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста.

Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали к чему стремиться. Таким ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.

Фольклор развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка, во все виды деятельности, насколько это возможно. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.

В своей педагогической деятельности я определяю главную задачу – воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.

Более конкретно можно сформулировать эту задачу так:

- прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

Это можно более успешно осуществить через приобщение детей к народной культуре. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, уважение к своему народу.

Во время ознакомления с колыбельной песней дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребёнка на сон и т.п., то есть приобщаются к культуре собственного народа.

Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. В среднем и старшем возрасте большое место отводится народным сказкам. Самое пристальное внимание уделяется формированию оценки таких нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, честь и бесчестье, добро и зло, щедрость и жадность. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

Интерес к детскому фольклору возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 1999.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957. -24

3. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992

4. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985

5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание. -1991

6. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М. : Педагогика, 1972.

7. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 1987.

8. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990.-№7

50459_300

Скажите, Вы когда-нибудь пели своему малышу колыбельную песню из репертуара Земфиры или Филиппа Киркорова? Правильно, это вам даже не приходила в голову.

Мы поем нашим деткам незамысловатые, такие простые и такие любимые песенки, которые пели нам наши мамы, и им – наши бабушки, которые пелись из поколения в поколение, веками, и они дошли до нас. И это часть русского фольклора.

Какие ценности стали приоритетом в современных семьях? В первую очередь те, которые, по мнению молодых родителей, помогут ребенку выживать в непростое время в непростом мире. Зачастую мы забываем, что не может быть гармоничной личности без всестороннего развития, и упускаем его главную составляющую — эмоциональную, нравственную.

Первые годы жизни ребенок живет не разумом, а эмоциями, через них происходит его первое познание жизни. И очень большое значение имеет то, как и что он слышит и видит вокруг себя. Первые впечатления ребенка – уютная нежность маминых рук и ее голос. Мягкая, неспешная колыбельная песенка, забавные пестушки, когда мама играет с малышом, приговаривая стишки, тормоша его, заставляя смеяться и наполняя его положительными эмоциями.

Такие фольклорные формы создавались целыми поколениями, постоянно пополнялись новыми оттенками, они несут в себе мудрость и огромную воспитательную ценность.

Через детские песенки, поговорки, считалки ребенок познает первые нравственные понятия – сопереживание, доброту, отзывчивость. Говоря о музыкальном фольклоре, мы имеем в виду не только устные песенные формы, это еще и характерный ритмический рисунок народного танца. Вовлекая детей в народные подвижные игры, мы учим его не только ориентироваться в пространстве, двигаться, развивать координацию, но еще и принимать общие правила игры.

Для деток постарше, которые уже не только слушают и запоминают народные песни и прибаутки, фольклор имеет большое значение и в развитии их творческих начал. Играя в народные музыкальные игры, дети стараются привнести в игру и собственные фантазии, наделяя своих персонажей новыми чертами или качествами.

Особенно интересны будут детям фольклорные праздники, которые наши предки праздновали каждый год, например, Рождество, ведь с ним связано так много песен, игр и традиций!

Чтобы забронировать билет, необходимо заполнить форму для регистрации, но попасть на представление можно только выкупив билет заранее (как купить билет заранее, смотрите тут).

Стоимость:
при предварительной оплате
– билет взрослый+ребенок — 1100 руб., дополнительный билет — 550 руб. как купить билет заранее смотрите тут;
при оплате на месте (при наличии мест) – билет взрослый+ребенок — 1300 руб., дополнительный билет — 650 руб.

Читайте также: