Для чего необходимо использовать развивающее обучение детей в доу

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Использование идей развивающего обучения в дошкольном образовании

Методы и формы организации работы с детьми в детском саду направлены на всестороннее развитие личности, адаптированной к жизни в современном обществе. Исходя из этого, педагогам, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно использовать свои возможности. Появилась необходимость повышения мастерства педагогов путём освоения и внедрения в свою практику современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Педагогическая технология – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Выделяют следующие современные приоритетные технологии в дошкольном образовательном учреждении: 1) здоровьесберегающие технологии; 2) технологии проектной деятельности 3) технология исследовательской деятельности 4) информационно-коммуникационные технологии; 5) личностно-ориентированные технологии; 6) технология портфолио дошкольника и воспитателя 7) игровая технология и др.

Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на занятиях. Преодолевая посильные трудности, воспитанники испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования педагоги широко применяют

технологию проектной деятельности, которая включает в себя следующие этапы:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.

IV этапом работы над проектом является презентация проекта.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности воспитанников.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Постановка исследовательских заданий, как прием организации обучения исследовательского характера, связана с жизнью, с практической (учебной) деятельностью учащихся, в ходе которой возникают и практические и теоретические проблемы.

Педагоги активно применяют информационно-коммуникативную технологию:

1. При подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов.

2. В поиске дополнительного познавательного материала к непосредственно-образовательной деятельности. Знакомятся со сценариями праздников и других мероприятий, инновационными технологиями в науке и образовании дошкольной педагогики.

3. Обмениваются опытом, знакомятся с периодической печатью, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформляют групповую документацию, отчеты.

5. Создают презентации в программе для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям, вовлекать каждого воспитанника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень развития. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

Поэтому педагоги дошкольного учреждения используют игровые технологии как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми.

Современная дошкольная педагогика выдвигает на первый план личность ребёнка как субъекта деятельности и отношений. Поэтому в детском саду целесообразным является переход от практики организации традиционных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи к практике организации образовательной работы в форме ситуаций на основе следующих принципов: доступность содержания и возможности для его варьирования, соответствие задачам социально-личностного развития детей и др.

Образовательные ситуации – это преднамеренно созданные педагогом или естественно возникающие в ходе реализации Программы жизненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочее помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы поведения и деятельности, закреплять уже освоенные.

Технология социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях является личностно-ориентированной и социоцентрической технологией, так как ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Она нацелена на улучшение и преобразование социально-педагогических условий и параметров жизнедеятельности ребенка.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознания отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с осознанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Итак, проведя обзор вышеперечисленных педагогических технологий, можно сделать вывод о том, что в педагогической науке разработано множество идей развивающего обучения, приемлемых для применения воспитателями дошкольного учреждения с целью решения воспитательно-образовательных задач.


Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры для развития личности дошкольника.

Ключевые слова: развивающее обучение; дошкольники; интеллектуальное воспитание; дошкольная образовательная организация.

Введение. В современном мире, где ключевая роль развития основана на интенсивном детерминированном внедрении достижений научно-технического прогресса, происходит ранняя социализация и общее развитие личности ребенка, эффект которых усиливается информатизацией общественных отношений и цифровизацией образования, важно в наибольшей степени уделять внимание духовно-нравственным ценностям.

В связи с этим, есть необходимость еще раз обратиться к проблеме внедрения в образовательный процесс детского сада основополагающих вопросов теории и практики развивающего обучения. Что это даст детскому саду? Во-первых, будет способствовать развитию когнитивных процессов, интеллектуально воспитывать, формировать коммуникативные и здоровьесберегающие компетенции, развивать эмоциональный интеллект.

Развивающее обучение впервые введено в педагогику В. В. Давыдовым для обозначения ограниченного круга процессов и явлений.

К основным теориям развивающего обучения относительно младших школьников относятся дидактическая теория Л. В. Занкова и теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина в соавторстве с В. В. Давыдовым.

Л. С. Выготский разрабатывал теорию и практику проблемы обучения и развития, сопоставляя влияния различных типов обучения на ход развития ребенка.

Понятия интеллекта, интеллектуального воспитания дошкольников широко изучалось зпрубежными учеными (Л. Леви-Брюль, М. Вертгеймер, В. Келер, Ж. Пиаже, К. Дункер, Дж. Бруннер, Х. Айзенк, Г. Гарднер, Р. Стернберг, К. Фишер, Р. Фейерштейн, Э. Хант, и др.).

Отечественные исследователи Л. С. Выготский, Н. В. Бордовская, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, Ю. Н. Емельянов, А. К. Маркова, Р. С. Немов, И. П. Подласый, И. Степанова, Б. М. Величковский, М. А. Холодная, и др. разработали и совершенствовали содержание и понятия интеллекта. В результате, ученые пришли к выводу о большом влиянии развивающего обучения на интеллектуальное воспитание.

Изучение научной литературы позволило сформулировать цель исследования — какова роль развивающего обучения в детском саду в интеллектуальном воспитании дошкольников.

Объект исследования — интеллектуальное воспитание дошкольников в детском саду.

Предмет исследования — развивающее обучение как средство интеллектуального воспитания дошкольников в условиях ДОО.

Задачи исследования:

1) Разработать модель развивающего обучения, реализация которой направлена на интеллектуальное воспитание дошкольников.

2) Разработать развивающие образовательные события и игры в ДОО.

3) Создать педагогические условия реализации модели развивающего обучения.

Методы исследования и исследуемые

Методы исследования: интеллектуальные игры; образовательные события; образовательная деятельность при реализации основной образовательной программы; массовые мероприятия (праздники, соревнования, олимпиады и др.)

Результаты и их обсуждение

Модель интеллектуального воспитания дошкольников посредством развивающего обучения содержит методы, задачи и принципы. Модель реализуется в несколько этапов и отражает принципы взаимодействия воспитателей и воспитанников. Конечный результат реализации модели — повышение уровня интеллектуального развития дошкольников. Также описан набор интеллектуальных заданий для совершенствования эмоционального и логического интеллекта. Мы обращаем внимание на то, что эмоциональное восприятие обучающих игр повышает (при стенических эмоциях) и понижает (при астенических эмоциях) восприимчивость материала.

Результатом реализации модели является повышение уровня интеллектуального воспитания дошкольников.

Проведенный мониторинг показал следующие результаты: у подавляющего большинства детей превалировали в процентном соотношении средние показатели развития когнитивных процессов. Сложнее всего детям даются интеллектуальные игры и задачи. Не все дети имеют конкретное представление об окружающем мире, в связи с чем, например, провести сортировку животных и птиц по их принадлежности у многих вызывает трудность. На уровне ниже среднего и 15 % детей остается уровень словесно-логического мышления. Концентрация слухового и зрительного внимания — уровень выше среднего. Представления и воображение у большинства детей на уровне выше среднего. Это объясняется возрастными особенностями, так как дети с возрастом чаще играют в сюжетно-ролевые игры, требующие творческого воображения, критического мышления. Память также имеет уровень выше среднего, но здесь имеет значение эмоциональная привлекательность того, что нужно запомнить и сохранить.

Таким образом, обоснована эффективность развивающего обучения, способствующая интеллектуальному воспитанию дошкольников. На развитие познавательной мотивации влияет эмоциональная привлекательность методических пособий, игр, обучающих занятий.

Разработанные педагогические условия развивающего обучения способствуют интеллектуальному воспитанию дошкольников.


1. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией в условиях промышленного города // Логопед: научно-методический журнал. 2009. № 6 (38). С. 13–20.

2. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Магнитогорск, 2015. 329 с.

3. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India. 2017. vol. 97. no. 5. Р. 171–185.

5. Архипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960–2002 гг.): монография // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2000. № 6. С. 37–38.

6. Пути повышения качества профессионализма воспитателей-педагогов при внедрении в практику дошкольных образовательных учреждений развивающего обучения. Шарафат А.К.Б. // Science Rise. 2005. Т.10. № 5 (15). С. 71–74.

7. Зеер Э.Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2006. № 5. С. 3–12.

9. Гневэк О.В. Принципы развивающего обучения // Мир детства и образование : сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. С. 21–25.

10. Основные показатели состояния системы дошкольного образования Челябинской области (отраслевая статистика за 2016 г.) / Под ред. А.И. Кузнецова, Е.С. Комаровой Челябинск: ЧИПКРО, 2017. 60 с.

В современных условиях совершенствования системы образования с направленностью вхождения в европейское и мировое образовательное и общекультурное пространство требуются кардинальные изменения в педагогической теории и практике системы дошкольного образования, требующие реализации и внедрения обновленных педагогических технологий. Процесс обновления системы образования возлагает высокие требования на организацию функционирования современного дошкольного воспитания и обучения, активизирует поиски более эффективных психолого-педагогических подходов к его реализации. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [1, с. 13]. Поэтому сегодня значимость мероприятий, направленных на социальное развитие и формирование личности ребенка, значительно возрастает.

Среди ключевых задач развития современного дошкольного образования на ближайший период, которые прозвучали в выступлении руководителя отдела и развития дошкольного образования департамента государственной политики в сфере общего образования на последнем Областном совещании специалистов по дошкольному образованию Челябинской области в г. Снежинске, были названы следующие: расширение доступности дошкольного образования; развитие системы консультационных центров, сети семейного дошкольного образования и воспитания; активизация и развитие в России дошкольного воспитания периода младенческого возраста (от 2-месяцев до 3-х лет); создание условий для расширения и развития инклюзивного образования и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; расширение частного сектора системы дошкольного образования; продолжение поиска вариативных форм и внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность для достижения дошкольником уровня развития, обеспечивающего его психологическую, умственную и физическую готовность к школе. Детский сад, как отмечают современные педагоги, призван обеспечить ребенку гармоническое взаимодействие с миром [2, с. 82].

К числу главнейших базовых задач, которые стоят перед современным дошкольным образованием, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), относится подготовка к школе нового поколения детей: креативного, творческого, проявляющего к окружающей действительности большой интерес, адаптированного к сложностям современной общеобразовательной школы и обладающего навыками самостоятельного отыскания и использования знаний, что способствует, как отмечают современные ученые, усилению направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [3, с. 172].

Выполнение требований в системе современного дошкольного образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов и приемов, а также использование положительных результатов практического опыта существующих теорий и концепций, чем в этом отношении может послужить теория развивающего обучения, которая в последние годы заметно активизируется в своем практическом воплощении не только в российском, но и зарубежном образовании.

Актуальность применения и реализации в педагогической практике современных образовательных организаций основополагающих идей теории развивающего обучения обусловила выбор проблемно-тематической направленности и цель настоящего исследования.

Цель исследования: анализ ключевых положений развивающего обучения в историко-педагогическом аспекте и обоснование их педагогической целесообразности применительно к системе современного образования, включая уровень дошкольного образования.

Материалы и методы исследования

В настоящей статье представлен материал, основанный на использовании методов историко-педагогической периодизации и исторической актуализации, а также метода критериального анализа, обосновывающих педагогическую целесообразность изучаемого историко-педагогического явления в системе современного образования. Представляя краткий историко-педагогический экскурс теории развивающего обучения, степень её исследования и разработки применительно к системе дошкольного образования, напомним, что она впервые получает свое обоснование в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других зарубежных и отечественных исследователей и педагогов. В 1930-е гг. германский психолог О. Зельц экспериментально сумел доказать воздействие обучения на умственное развитие детей.

Впервые глубокое научно-психологическое аргументирование этой теории было дано в исследованиях Л.С. Выготского – выдающегося отечественного психолога-гуманиста, создателя культурно-исторической концепции, согласно которой психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения и во многом определяются культурно-историческим социумом ребенка. Разработки большинства последующих ученых продолжают развитие идей Л.С. Выготского. В 1930–1950-е гг. отечественные психологи закладывали основы формирующего (обучающего) эксперимента как основополагающего метода в решении проблем развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская и др.). В 1960–1980-е гг. некоторые положения развивающего обучения интерпретируются в сферу дошкольного образования, а также начального и среднего образования (И.Я. Лернер, Л.А. Венгер, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, З.И. Калмыкова, и др.). В конце 1950–1960-х гг. свое дальнейшее продолжение концепция развивающего обучения обрела в экспериментальных работах Д.Б. Эльконина об учебной деятельности как форме самоизменения субъекта, В.В. Давыдова о научных понятиях как специфическом направлении учебной деятельности, Л.В. Занкова о дидактических принципах образовательной системы и других педагогов, основываясь на идее, касающейся того, что традиционное дошкольное и начальное обучение не обеспечивает достижения высокого уровня интеллектуально-психического развития детей [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретическая исследованность и экспериментально-практическая апробированность идей развивающего обучения обусловили жизненную востребованность основополагающих идей этой теории и в настоящее время. Сегодня основные положения и выводы развивающего обучения интерпретируются в преподавании разных уровней образования и сфер знания, включая иностранный язык, математическую статистику, биологию, дистанционное обучение и т.д. Определенный интерес и заметную активизацию идеи развивающего обучения получают и в системе современного дошкольного образования, на которое сегодня возложена важная ответственность как самостоятельного уровня системы общего образования. Однако изученность и практическое использование этой теории в дошкольном звене на сегодняшний день ещё не в полной мере теоретически и экспериментально исследованы.

Ключевое положение развивающего обучения состоит в том, что обучение должно иметь опережающий характер развития ребенка, фундаментом развивающего обучения является сам ребенок, а знания выступают в качестве средств его развития. По мнению идеологов этой методики, развивающее обучение должно стимулировать развитие детей, улучшать подготовленность к самостоятельному освоению знаний, инициировать уровень развитости их поисковой и творческой деятельности.

Необходимость популяризирования проблемы внедрения в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений основополагающих вопросов теории развивающего обучения вызвана не только педагогическими приоритетами, но и введением в действие ФГОС ДО, требования которого во многом соотносятся с некоторыми положениями теории развивающего обучения и переосмысливают её идеи. Среди основных принципов и задач дошкольного образования, изложенных в действующем ФГОС ДО (п. 1.4, 1.6), достаточно отчетливую связь с идеями теории развивающего обучения имеют:

– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их нравственных, эстетических, социальных, интеллектуальных, физических качеств, активности, самостоятельности и ответственности ребенка;

– формирование благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и задатками, развитие творческих способностей и потенциала каждого ребенка как субъекта социально-коммуникативных отношений со взрослыми и обучающимися;

– реализация образовательной деятельности на основе субъективных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок может проявлять активность в выборе содержания своего образования, является его субъектом;

– поддержание творческой активности детей в различных видах их деятельности в образовательном процессе;

– непринужденное партнерское сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноправным участником (субъектом) образовательных отношений;

– единство обучения и воспитания в целостный воспитательно-образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе морально-поведенческих норм в интересах ребенка, семьи, общества [8].

Таким образом, по оценке современных ученых, внедрение ФГОС дошкольного и общего образования предполагает новое осмысление принципов развивающего обучения с ориентацией на реализацию деятельностного подхода, а также формирование универсальных учебных действий, в комплексе представляющих собой способность к самонаучению [9, с. 21].

По основным показателям состояния системы дошкольного образования Челябинской области за прошедший год в г. Магнитогорске функционирует 138 официально имеющих лицензию дошкольных образовательных организаций, 135 из них находятся в ведении муниципалитетов и 3 детских сада – частные. По данным Росстата в рейтинге УрФО по охвату детей 1–7 лет дошкольным образованием за Челябинской областью продолжает сохраняться 1 место, в рейтинге субъектов РФ – 8 место [10, с. 6, 12]. По дифферециации образовательной направленности муниципальные ДОО Магнитогорска имеют широкий спектр: от общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего вида до различного рода студий и центров ребенка. Кроме этого, в Магнитогорске интенсивно осуществляют образовательную деятельность различного рода коммерческие детские развивающие центры: центр раннего развития детей, школа скорочтения и раннего развития интеллекта, студия развития детей, детский центр интеллектуального развития, клуб интеллектуального развития, студии иностранных языков и др. Ключевым понятием, лежащим в основе воспитательно-образовательной деятельности инициаторов отдельных учреждений Магнитогорска, является развивающее обучение, которое во многом использует и реализует основные идеи теории развивающего обучения.

Выводы

Подводя итоги настоящего исследования, необходимо сделать выводы:

1. Историко-педагогический аспект теории развивающего обучения представлен к настоящему времени достаточно большим количеством теоретических разработок и педагогических технологий, как в отечественном, так и в зарубежном образовательном пространстве. Их качество, возможно, при отсутствии ещё общей системности взглядов, варьируется, исходя из уровня, направленности, содержания, методов образовательного процесса. Однако сегодня с полной уверенностью можно говорить об объективности обоснования педагогической целесообразности и востребованности идей развивающего обучения в современном образовании.

2. Одной из ключевых общих задач, которые стоят перед образованием в настоящее время, является подготовка нового поколения детей: креативного, творческого, адаптированного к сложностям современной общеобразовательной школы и обладающего навыками самостоятельного отыскания и использования знаний.

3. Теоретическая исследованность и экспериментально-практическая апробированность положений развивающего обучения обусловили её жизненную востребованность и интерпретированность в преподавание разных уровней, сфер знания и направлений подготовки в системе образования, включая и дошкольное образование.

4. Актуальность исследования проблемы внедрения в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений основополагающих вопросов теории развивающего обучения вызвана не только её педагогическими приоритетами, но и введением в действие ФГОС ДО, требования которого во многом соотносятся с некоторыми положениями теории развивающего обучения и переосмысливают её идеи.

5. Представители научно-педагогического сообщества г. Магнитогорска различного уровня образовательных организаций, включая дошкольное образование, активно обсуждают и используют, наряду с практикой традиционных форм образовательной деятельности, идеи и основополагающие положения теории развивающего обучения, которые выступает интегрирующей средой, порождающей новые подходы к решению проблем современного образования.

Читайте также: