Для чего люди строят каналы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Примерно в пятом веке до нашей эры китайцы начали работы по сооружению Великого Китайского канала между Ханчджоуванем и Пекином. Общая его протяженность составляла 1600 километров. Он считается самым старым каналом в мире. Основная часть была построена уже в XIII веке н. э. Около 2000 года до н. э. египтяне построили канал, соединявший Нил с Красным морем, который был предшественником современного Суэцкого канала.

Впоследствии царский канал между Тигром и Евфратом был построен при Навуходоносоре, правителе Вавилона. Римляне тоже сооружали каналы во многих уголках империи. Примерно в VIII веке при Карле Великом началось строительство системы каналов, которые бы соединяли Рейн, Маас и Дунай.

В дальнейшем происходило развитие сетей каналов в Италии, Франции, Бельгии и в других странах Европы. Во второй половине XVIII века наблюдалось увеличение количества каналов в Великобритании для перевозок угля и других грузов. Строительство продолжалось прежними темпами до появления железных дорог в 20-е годы XIX века. Манчестерский судоходный канал — хороший пример того, как канал может связать с побережьем удаленный от него город.

В период между 1759 и 1830 годом в Англии было построено не менее 4790 миль каналов. Многие вкладывали в каналы деньги, а некоторые компании, владевшие каналами, платили высокие дивиденды. В старину лодки по каналам тянули или толкали вручную, затем стали использовать лошадей и мулов, которые брели по дорожке вдоль берега и тянули за собой нагруженное судно.

В наши дни лодки двигаются по каналам при помощи собственных моторов или буксируются лошадьми. До изобретения шлюзов каналы могли устраиваться лишь в тех местах, где была ровная местность.

Пирамиды. Кто их построил?

Пирамиды. Кто их построил?

Судоходные каналы

Судоходные каналы В местах многих древних волоков проложены каналы – искусственные реки, которые намного сокращают длину водных путей, позволяя судам быстро переходить из одной реки в другую (например, Волго-Донской канал, соединивший Волгу с Доном). Обводные каналы

Dom, который построил Альберт

Кто построил первый маяк?

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк является одним из

Каналы международные

Каналы международные КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ — расположенные на территории некоторых государств водные магистрали, сооруженные для соединения между собой морских и океанских бассейнов и служащие в качестве транспортных коммуникаций. Таковыми являются Суэцкий канал,

Энергетические каналы

Энергетические каналы Энергетическая система пронизывает весь организм, однако для рефлексотерапии доступны только поверхностные линии каналов (их иначе называют меридианами). Мы воздействуем на поверхностные точки, например, на руке, тем самым исправляем сердечный

Пирамиды. Кто их построил?

Кто построил первый автомобиль?

Кто построил первый автомобиль? Трудно сказать, кто первым построил автомобиль, работающий на бензиновом двигателе. Немец Готлиб Даймлер построил свой первый автомобиль с бензиновым двигателем в 1887 году; в том же году два француза запатентовали сцепление и коробку

**Северные каналы

**Северные каналы В XVII веке, начиная с севера на юг, развернулись строительные работы по постепенному расширению маленького центра города. Один смекалистый плотник придумал проложить пояс каналов, который решал сразу две проблемы: во-первых, вдоль каналов появлялось

Самые выдающиеся судоходные каналы мира


Ровно 110 лет назад правительство США приобрело "навечно" всю зону будущего Панамского канала за символическую цену, размером с годовую арендную плату, что позволило начать строительство величайшего судоходного канала за всю историю человечества. К этой дате мы подготовили обзор самых выдающихся судоходных каналов планеты.

Панамский канал

Панамский канал

Панамский канал

Панамский канал. Координаты 9.08000001,-79.68000001

Суэцкий канал

Суэцкий канал

Суэцкий канал

Суэцкий канал

Открытие канала соединившего Средиземное море и Красное море состоялось в 1869 году. Суэцкий канал является условной границей между Африкой и Евразией. Задумывался канал как альтернативный морской путь из Средиземноморья в Индийский океан. Его протяженность 163 км, ширина по дну колеблется от 45-60 метров, а глубина около 20 метров. Канал является важным экономическим и стратегическим объектом, соединяя два крупных порта: Суэц и Порт-Саид.

Сегодня Суэцкий канал, наряду с добычей нефти и туризмом, - один из главных источников дохода Египта. За сутки по каналу проходит в среднем 48 судов, а чтобы преодолеть канал потребуется порядка 14 часов. Координаты на Google Maps: 30.70500001,32.344166676667

Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал (Беломорканал) возводили заключенные ГУЛАГа. Строительство этого канала стало настоящей трагедией для отечественной истории и символом индустриализации. Канал был построен в рекордные сроки (за 1 год и 9 месяцев) и стал важной водной артерией для судоходства, коей является и сегодня. Общая протяжённость Беломорско-Балтийского канала от Онежского озера до Белого моря 227 км, глубина 4 метра, ширина 36 метров. Канал включает 19 шлюзов.

Среднегерманский канал

Среднегерманский канал

Среднегерманский канал

Среднегерманский канал

Свой канал-гигант есть и в Германии. Называется он Среднегерманский канал и является важной судоходной артерией, соединяя Рейн через канал Дортмунд-Эмс и канал Рейн-Херне с такими реками как Эльба, Везер, Эмс и озером с Одером. Длина Среднегерманского канала - 325,7 км. Известен этот канал чрезвычайно живописными видами на его берегах, что привлекает в эти места много туристов, а так же мостами и необычными постройками для переправы судов. Наиболее известны на этом канале Минденский и Магдебургский судоходный каналы, которые и по сей день привлекают толпы зевак.

Гёта-канал

Гёта-канал

Гёта-канал

Гёта-канал

Гета-канал – водный путь, соединивший в первой половине 19-го века Балтийское и Северное море. Канал представляет собой кратчайший путь между этими морями. Канал был открыт 26 сентября 1832, принадлежит Швеции и не одно десятилетие прослужил верой и правдой ее торговым интересам. Однако, со временем тоннаж торговых судов изменился и надобность в канале угасла. Протяженность Гета-канала, на котором, кстати, расположено 58 шлюзов, - около 420 км. Сегодня Гета-канал стал объектом интереса туристов, любителей водных прогулок и парусного спорта. Каждый год, здесь собираются тысячи туристов и спортсменов.

Клонг

Клонг

Клонг

Клонг

Августовский канал

Августовский канал

Августовский канал

Августовский канал является судоходным путём межу Польшей и Беларусью. Этот памятник гидротехнического зодчества соединяет реку Вислу с рекой Неман и расположен в охраняемой зоне ЮНЕСКО. Протяжённость канала – 101 км. Он включает в себя сложную систему шлюзов и разводных мотов.

Инициаторами строительства Августовского канала стали Ксаверий Друцкий-Любецкий министр финансов Польши и Станислав Сташиц, польский общественный деятель. Решение о строительстве этого канала принял лично император Александр І, после того, как проект, подготовленный на 500 листах группой военных инженеров, возглавляемой Игнатием Прондзинским, был рассмотрен специальной технической комиссией в Петербурге. Необходимость в строительстве канала возникла после того, как в первой четверти 190-го века Пруссия ввела для морских грузоперевозчиков, направлявшихся в порты Балтики, высокие таможенные пошлины.

Известно, что на строительстве Августовского канала работало более 7 тыс. рабочих разных национальностей: русские, белорусы, поляки и евреи. В документах того времени сохранилась информация, что евреи на строительстве канала занимались самой, пожалуй трудоёмкой и грязной, но при этом и самой высокооплачиваемой работой - вычерпывали воду из канав.

Сегодня Августовский канал – своеобразная Мекка для туристов водников, которые стремятся сюда со всего мира. Координаты на Google Maps: 53.866666667667,22.966666667667

Коринфский канал

Коринфский канал

Коринфский канал

Коринфский канал

Коринфский канал, длина которого всего 6 км, считается самой короткой судоходной артерией. При этом глубина и ширина позволяют пройти по нему даже самым большим кораблям, а переоценить его важность для греческого судоходства просто невозможно. Своей актуальности он не потеряет хотя бы потому, что привлекает большое количество туристов. Фирменная фишка Коринфского канала его высокие стены – до 76 метров над водой. Коринфский канал впечатляет с любого ракурса и является настоящим раем для экстремалов.

Каледонский канал

Каледонский канал

Каледонский канал

Каледонский канал

Каледонский канал некогда был важным торговым и транспортным объектом для Великобритании. Сегодня же этот канал – место для туристических прогулок на речных теплоходах и баржах. Этот живописный шотландский канал соединяет два известных озера ледникового типа – Лох-Несс и Лох-Лохи. Путешествовать по этому каналу можно с марта по октябрь.

Кильский канал

Кильский канал

Кильский канал

Кильский канал


Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря, расположен в Германии. Название своё он получил в честь одноименной бухты и города Киль. Сегодня этот канал протяженностью 98 км и шириной более 100 м, является одним из наиболее загруженных каналов Европы. Используется канал с 1895 года. Движение на этом канале организовано с немецкой пунктуальностью, а все крупные суда обязательно сопровождает лоцман. С завидной частотой на канале устроены паромные переправы. Примечательно то, что до 1948 года он носил другое название - Канал кайзера Вильгельма.

15 июля 1937 торжественное открытие Канала имени Москвы, соединившего реки Москву и Волгу. Этот канал сделал столицу портом пяти морей, обеспечил водой миллионы москвичей на поколения вперед, связал по воде две столицы. Идея появилась еще при Петре I, а реализована была руками узников Дмитровлага.

Обеспечить Москву водой

К 1930-ым годам недостаток водоснабжения Москвы стал очевиден даже с набережных Москвы-реки - ее можно было перейти вброд в районе кремлевской стены. Ходынского, Преображенского, Андреевского, Артезианского, Мытищинского и Рублевского водопроводов едва хватало. Они давали 15 млн ведер в сутки, что при населении в 3 млн и развивающейся промышленности было категорически мало. Засушливым летом водоснабжение ограничивалось.

канал_2

В 1931 году было принято такое решение ЦК: ". Необходимо коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги, Госплану и Наркомводу приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой".

Водяной мост

Главная проблема, которая стояла перед всеми гидрологами, обращавшимися к теме соединения Москвы с Волгой, была Дмитровская возвышенность - она на 60 метров выше уровня Москвы реки. Инженеры решили, что прокопать такой глубокий канал, да еще больше ста километров в длину, невозможно. Надо пустить воду поверху - создать своего рода водяной мост - от Строгино до Дубны, на который поднять воду из рек, а для этого перегородить Волгу плотиной у устья Дубны - деревни Иваньково. Так появилось Иваньковское водохранилище - "Московское море", откуда часть воды пошла по старому руслу, а часть повернула в искусственное русло - к Москве-реке.

Как это сделали

Для того, чтобы понять масштаб работ, потребовавшихся для реализации такого проекта, несколько цифр. Было построено 240 гидростроительных объектов: шлюзы, плотины, водохранилища, гидроэлектростанции, три порта и множество пристаней. Все любимые москвичами искусственные озера: Икшинское, Учинское, Пяловское, Пестовское, Клязьминское и Химкинское - появились тогда.

канал_4

Побочными проектами стали шоссейные и железные дороги, мосты, развязки, тоннели, в том числе всем известный Тушинский. Самым передовым на тот момент из этих объектов стал железнодорожный мост Рижской железной дороги. Его пролеты тогда были рекордными по длине в СССР и уступали лишь мосту в Испании через реку Эсла.
Копали русло 200 экскаваторов - невиданное ни на одной стройке мира количество. Поезда одновременно могли доставлять 50 тысяч тонн груза, было вырыто 200 млн кубометров земли и залито 7 млн тонн бетона.

Рабочая сила

Но основной рабочей силой на строительстве были узники ГУЛАГа. Вот строчки из "Архипелага ГУЛАГ" Солженицына: "Говорят, за зиму с 1931 на 1932 г. вымерло около 100 тысяч человек. Это на Беломорстрое, а канал Москва-Волга строился в два раза дольше по сравнению с Беломорско-Балтийским каналом, и можно себе представить, сколько же наших соотечественников покоятся на берегах этого канала".

Закрыть Волгу!

канал_3

Работы были закончены весной 1937 года. 23 марта Волгу перекрыли: полностью на три минуты, а затем постепенно поднимали щиты плотины, чтобы вода отправлялась по старому руслу, одновременно наполняя и задуманное водохранилище. Спустя две недели Московское море заполнилось, и воду пустили в сторону Москвы. К 17 апреля канал был наполнен, уровень Москвы-реки повысился на три метра, в майские праздники первые пассажирские пароходы прошли по каналу до Кремля.

Интересно, что канал до 1947 года не имел названия, а получил его в честь 800-летия столицы. Говорят, что в отличие от других подобных сооружений, московский канал не сильно попортил экологическое состояние Подмосковья, а местами даже наоборот. Вот только периодически на его берегах размывает массовые захоронения погибших заключенных.

Идея объединения двух океанов

После открытия Америки мореплавателей XVI века огорчала особенность материков, разделяющих Тихий и Атлантический океаны. Обидно, что из-за какого-то 50-километрового перешейка кораблям приходилось огибать Южную Америку, чтобы попасть в Северную со стороны Тихого океана.

Обходной путь занимал долгие месяцы, ведь кораблям предстояло пройти более 20 000 км. А за время пути с командой и грузом могло произойти различное бедствие. Пираты или шторма — что-нибудь из этих двух зол обязательно поджидало мореплавателей.

Открыл Панамский перешеек испанский исследователь Васко Нуньез де Бальбоа в 1513 году. В те годы человечество не имело опыта стройки протяжённых каналов. Серьёзное намерение соединить два океана отложили на долгие 366 лет. Оставалось сетовать на ландшафтную особенность материков и мечтать о водной перемычке.

Первое строительство Панамского канала

Инициатива покорить Панамский перешеек появилась у французов в 1879 году. В роли управляющего строительством выступил Фердинанд де Лессепс. Дипломат и юрист, известный по курированию работ над Суэцким каналом. Колумбийский конгресс не смог отказать великому Фердинанду, о котором тогда ходила слава громче, чем сейчас о Билле Гейтсе.

Династия Лессепсев многовековая и постоянно служила в окружении королей. Две ветви рода известны в России как Долгорукие и Голицыны.

Стало очевидным, что строительство Панамского канала по утверждённому проекту не удастся довести до конца. При этом силы природы меркли перед алчностью людей. Приближённые к рычагам бюджета методично разворовывали целевые деньги. Впоследствии выяснится, что 2/3 средств были похищены или розданы на взятки.

Вторая стройка

В 1903 году США отделила Панаму от Колумбии путём переворота. На руководящие посты независимого государства пришли свои люди. Они передали Америке права на безвозмездное пожизненное пользование землями вблизи канала. К стройке приступило Минобороны США.

10 октября 1913 года президент Америки Томас Вудро Вилсон с помощью кнопки телеграфа произвел последний символичный подрыв скальной породы прямо из Вашингтона. Событие носило церемониальный характер и проводилось в присутствии членов правительства. Это было официальное окончание стройки. Первый корабль под названием SS Ancon прошёл через Панамский канал 15 августа 1914 года.

Читайте также: