Диссертация проектная деятельность в школе виды школьных проектов

Обновлено: 17.05.2024

В российском образовании основные положения компетентностного подхода нашли отражение в Стратегии модернизации содержания общего образования, а также в работах таких отечественных ученых, как И. А. Зимняя, Б. Д. Эльконин, И. С. Якиманская, М. А. Холодная, А. В. Хуторской и др.

Компетентностный подход в образовании предполагает самостоятельное участие личности обучающегося в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности [2].

В нашем исследовании используется классификация ключевых компетенций, предложенная А. В. Хуторским: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования [32].

Особое внимание, по нашему мнению, следует уделять формированию коммуникативной компетентности. Это связано с необходимостью подготовки поколения современных специалистов, способных к взаимодействию с окружающими людьми, работе в коллективе, обладающих умением представить себя, включаться в дискуссию.

Понятие коммуникативной компетентности раскрывается в психолого-педагогической литературе А. А. Бодалевым, С. Л. Братченко, Ю. М. Жуковым, Ю. Н. Емельяновым, Г. А. Кудрявцевой, Н. В. Кузьминой, О. В. Крючковой, В. А. Лабунской, Е. В. Руденским, Г. С. Трофимовой, Ю. Л. Ханиным и др. [19].

Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности является проектный метод. Данный метод появился в начале 20 века в Америке. Основоположниками метода проектов в отечественной педагогике являются такие ученные, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев [6]. Профессор Е. С. Полат разработал теоретические принципы метода проектов. Метод проектов дает возможность любому школьнику получать образование в наиболее благоприятном для него режиме, который не ограничен временными рамками урока [24].

В связи с высокой популярностью метода проектов в специальной литературе можно повстречать множество его определений. Тем не менее, все они сводятся к утверждению, что учебный проект – коллективная, учебно-познавательная, творческая деятельность обучающихся, имеющая совместную цель и скоординированные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, важной для всех участников проекта [33].

Таким образом, существуют противоречия между:

  • требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики при изучении математики;
  • потребностью общества в выпускниках, готовых к эффективному осуществлению личностно и социально значимой коммуникативной деятельности и недостаточной сформированностью коммуникативной компетентности у обучающихся;
  • потребностью школьников в овладении коммуникативной компетентностью как средством саморазвития и преобладанием в большинстве случаев традиционных методов обучения преподавания математики;
  • желанием педагогов использовать проектную деятельность и недостаточностью урочного времени для индивидуальной и групповой работы с обучающимися.

Указанные противоречия определили проблему исследования, связанную с поиском и научным обоснованием содержания, методов и средств эффективного формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе проектной деятельности по математике.

Цель исследования - разработать методику формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы на основе организации проектной деятельности по математике.

Объект исследования : процесс формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы при изучении математики.

Предмет исследования : методика формирования коммуникативной компетентности в процессе организации проектной деятельности по математике, направленная на повышение уровня математической подготовки обучающихся.

Гипотеза: если в учебно-воспитательный процесс основной общеобразовательной школы внедрить разработанную методику организации проектной деятельности по математике, то это будет способствовать формированию коммуникативной компетентности и повышению уровня математической подготовки обучающихся.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

Теоретическое и экспериментальное исследование проводилось поэтапно с 2015 по 2017 годы.

На первом этапе исследования (2015 г.) изучалась и анализировалась литература, с целью установления степени научной разработанности проблемы исследования, определялись ключевые позиции исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования).

Третий этап (2017 г.) заключался в осмыслении и обобщении полученных результатов исследования, осуществлялась математическая обработка собранного статистического материала, оформлялись результаты проведенного исследования в виде текста диссертации.

Для решения задач использованы следующие методы исследования :

  • теоретические : анализ и обобщение нормативных документов в сфере образования, в частности, математического, психологической, педагогической, научно - методической литературы, диссертационных исследований по данной проблеме;
  • эмпирические : анкетирование, наблюдение, эксперимент;
  • статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальных данных.

Апробация. Результаты диссертационного исследования докладывалась на:

Структура и объём выпускной квалификационной работы:

работа состоит из введения, основной части (две главы), заключения, списка литературы и приложения. Общий объем ВКР 117 с., в том числе: основная часть - 93 с.; список литературы (33 наименования, - 4 с.); четыре приложения- 20 с. В диссертации 22 рисунка, 31 таблица.

Исследование, проведенное по проблеме формирования коммуникативной компетентности школьников основной общеобразовательной школы соответственно поставленной цели, гипотезе, объекту и предмету, позволило решить выдвинутые задачи и получить следующие результаты и выводы.

В рамках данного исследования, направленного на поиск средств, форм и путей повышения уровня коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы, были решены следующие задачи.

Экспериментальное исследование изменения показателей уровня коммуникативной компетентности в процессе проектной деятельности показало повышение уровня коммуникативной компетентности обучающихся по сравнению с уровнем на момент начала изучения курса по выбору.

Экспериментальное исследование изменения показателей уровня математической подготовки учащихся в процессе изучения разработанного курса по выбору показало повышение качественной успеваемости по сравнению с уровнем подготовки обучающихся на момент начала изучения курса.

Читайте также: