Дифференцированный подход во внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 01.07.2024

Принцип дифференцированного образовательного процесса

Дифференцированное обучение – это способ организации учебно-воспитательного процесса, ориентированный на разделение методов и приемов обучения по отношению к каждому из учащихся, ввиду особенностей их психического, физического и умственного развития.

Дифференцированное обучение основывается на оказании внимания каждому учащемуся для его полноценного, всестороннего и гармоничного развития, раскрытие творческой индивидуальности учащихся в рамках обучения по общеобразовательным программам, а также во внеурочных направлениях деятельности.

Система дополнительного образования, в настоящее время, активно применяет в своей деятельности, дифференцированный принцип обучения. Он предполагает реализацию обучения по следующим принципам:

  1. Сочетание групповой, коллективной и индивидуальной работы на учебных занятиях.
  2. Ориентация на личностное развитие и творческое становление каждого учащегося.
  3. Оказание помощи в трудных аспектах познавательной деятельности каждому учащемуся.
  4. Выбор оптимальных форм и направлений познавательной работы, исходя из потребностей и возможностей каждого учащегося.
  5. Использование ресурсов для достижения качественного образования и реализации его целевого назначения.

Дифференциация в учебном процессе нацелена на приспособление образовательной деятельности к потребностям и возможностям различных групп обучающихся.

Использование дифференциации во внеурочной деятельности способствует раскрытию талантов каждого ребенка. Это позволяет педагогам выявить в каждом какие-то сильные и слабые стороны и использовать их в оптимальной организации внеурочной работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Дифференцированное обучение формирует веру в себя и в свои силы, активизирует творческие направления деятельности, развивает волевые качества, укрепляет бодрость духа ребенка, что в конечном итоге, способствует достичь своего максимума в развитии, полностью раскрыть свои способности и природный потенциал.

Внеурочная деятельность, сама по себе, имеет богатый воспитательный потенциал и ориентацию на личностное развитие учащихся, раскрытие их творческих способностей. Поэтому, использование дифференцированной организации обучения во внеклассной работе дает огромные результаты в данных направлениях деятельности.

В отличие от индивидуального обучения, дифференцированный подход предполагает упрощение работы педагога, что обусловлено тем, что при дифференциации обучения учащиеся делятся на определенные группы по уровню развития, особенностям, потребностям, интересам. Это облегчает выбор форм и методов обучения, поскольку, ориентация на отдельного учащегося требует больших временных, физических, материальных и иных затрат. Оптимальное использование дифференцированного принципа во внеурочной работы дает те же результаты, что и индивидуальное обучение.

Методика организации дифференцированной работы на внеурочных занятиях

Дифференцированное обучение во внеклассной деятельности начальной школы, реализуется путем организации:

  1. Игровой деятельности учащихся;
  2. Соревнований в спортивной, творческой, интеллектуальных направлениях деятельности;
  3. Временных коллективов детей: клубы по интересам, проектная работа;
  4. Педагогических ситуаций, в которых каждый участник может проявить себя, выразить себя, продемонстрировать свою индивидуальность.

Дифференцированный подход во внеурочной деятельности начальной школы реализуется посредством исследования межличностных отношений детей и создания условий для формирования системы продуктивного взаимодействия между участниками конкретной группы. Педагогу необходимо помочь детям в построении взаимодействия с каждым членом группы, установить контакты между группой и коллективом, сформировать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Методика дифференцированной работы на внеклассном занятии предполагает разделение детей на группы:

  1. Дети, которым необходимо оказание постоянной помощи и поддержки в конкретном направлении деятельности.
  2. Дети, способные работать самостоятельно.
  3. Дети, работающие на опережение т.е. учащиеся, которые могут быстро выполнить задание и помочь другим, причем выполнить его правильно и качественно.

После разделения детей, реализуется основная работа по конкретному направлению внеурочной деятельности. Она реализуется поэтапно:

Приемы педагогической техники- каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе – совершенствуется. (Слайд 1).

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является формирование УУД и развитие общих интеллектуальных способностей ребёнка.

В соответствии с ФГОС в современной школе должны решаться задачи формирования основ учебной деятельности ребенка, а именно: системы учебных мотивов, постановки учебных целей, планирования и контроля учебных действий, способности к совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями —познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными —должен овладеть учащийся. Одно из положений Федерального государственного образовательного стандарта связано с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм обучения. (Слайд 2).

Конечный результат обучения и воспитания младших школьников зависит от умения учителя заинтересовать учеников преподаваемым им предметом, от умелого применения им наиболее эффективных форм и приёмов обучения.

Сегодня вызван большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности. (Слайд 3)

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития младших школьников и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Дифференцированный подход в процессе обучения означает действенное внимание к каждому школьнику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, а также внеурочной деятельности, т. е. в дополнительном образовании предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.

Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов, а для определённой "категории" учащихся. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференцированного подхода - изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т. д.

В чем заключается методика дифференцированной работы на уроке в условиях ФГОС?

На основе личных наблюдений, я разделила класс на 3 группы:

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

1 этап. Дифференцированная домашняя работа.

Одним учащимся можно предложить задания обязательного уровня усвоения материала, другим то же самое и добавить более сложную задачу и ученикам III группы — задания из учебника и задачи из разных пособий. (Слайд 5)

2 этап. Учет знаний учащихся на уроке.

На этом этапе можно организовать взаимопомощь, посадить слабых учеников с более подготовленными, можно организовать работу консультантов.

Взаимодиктант по математике:

• Сумма чисел 2 и 8;

• 6 увеличить на 7;

• уменьшаемое 28, вычитаемое 8. Найди разность.

• сумма чисел 30 и 10 уменьшить на 10.

Работа в группах даё т ощутимый результат: каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии с возможностями. Таким образом, слабые ученики пытаются тянуться за сильными, становятся более раскованными и решительными, свободно формулируют вопросы и выводы.

III этап. Организация базового повторения.

На этом этапе ликвидируются пробелы в знаниях учащихся через определенную работу на уроке с теми учащимися, которые что - то не усвоили, допускают ошибки. В это время другие учащиеся могут работать с заданиями из различных пособий.

Предлагается учащимся три упражнения разного уровня сложности. Все учащиеся работают одновременно. Ребята, независимо какое именно упражнение выполняют, слушают, как отвечают ребята у доски, и, если необходимо исправляют ошибки.

Таким образом, каждый ученик проработал устно три упражнения, одно из которых выполнил письменно за сравнительно небольшой промежуток времени.

IV этап. Проверка усвоения изученного материала.

Она включает самоконтроль и работу консультантов, то есть контрольные и самостоятельные работы — разноуровневые, к принятию зачетов можно привлекать консультантов, которые уже сдали зачет по данной теме. (Слайд 6)

V этап. Изучение нового материала.

Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со 2 урока новой темы. Одни учащиеся работают по образцу, отрабатывая задания обязательного уровня; другие сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, а третьи переходят от обязательных заданий к творческим. (Слайды,7,8)

Итак, дифференцированный подход делает урок более продуктивным и интересным, он стимулирует каждого ученика к порождению речи, мотивируя их участие в обучении, в связи с чем этот подход должен учитываться при организации и проведении любого урока любой темы. (Слайд 9).

Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригорошни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте, потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности. А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе.

В начальной школе индивидуальные различия детей особенно заметны. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания; другие дети более спокойные, усидчивые, третьи требуют повышенного внимания со стороны учителя в процессе обучения.

В своей работе я стараюсь сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных обучающихся. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

В современных условиях появилось много учебников, оформились программы, изданы тетради и атласы, ресурсы глобальной сети Интернет. Это создает возможности организовывать дифференцированный подход, что влечет за собой разностороннее развитие личности.

Разноуровневую дифференциацию обучения применяю на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Осуществляя индивидуальный подход, я руководствуюсь тем, что на обучающихся по – разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчеркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребенку и положительную, если ребенок слишком самоуверен и несамокритичен.

Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.
Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затемфронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.

Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений, определяется динамика развития.
В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий.
Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.

Способы дифференциации учебной работы

Способы дифференциации предполагают:

дифференциацию содержания учебных заданий

- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объёму

использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется

- по степени самостоятельности
- по степени и характеру помощи учащимся
- по характеру учебных действий.

Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.

Игровая ситуация может изменяться (Строим дом, спасаем бегемота – рисунки разного размера).
Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Ещё до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении.
Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – уч-ся сами оценивают уровень сложности и свои возможности)
Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности уч. мотивации можно учитывать при подборе заданий.
Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива.
Например, на одном конверте красочная картинка – задания при этом самые обычные из учебника.Во второй конверт помещаются задания, которые можно выполнять в паре, группе.В третьем конверте- творческие, нестандартные.
Обычно задания из первого конверта выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для тех детей, у которых уже имеются познавательные мотивы.

Дифференциация учебных заданий
Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Даже сейчас происходит движение детей из общего уровня в продвинутый. Личностно-ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.Чтобы подготовить и провести урок с учетом индивидуальных способностей, чтобы работать в системе, приходится тратить очень много времени, но удовлетворение большое, результаты оправдывают цель: ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету, они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.


Использую уровневую дифференциацию на уроках: три уровня. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. Различают понятия внутренней и внешней дифференциации.Внешняя дифференциация. Создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются ученики с определенными индивидуальными особенностями.Внутренняя дифференциация. Организация учебного процесса внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же устойчивыми индивидуальными особенностями.

Содержимое разработки

«Использование технологии уровневой дифференциации

Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель данная пед. технология преследует?

Различают понятия внутренней и внешней дифференциации.

Внешняя дифференциация. Создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются ученики с определенными индивидуальными особенностями.

Внутренняя дифференциация. Организация учебного процесса внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же устойчивыми индивидуальными особенностями.

Этапы организации внутренней дифференциации:

1.Определяются критерии, в соответствии с которыми создаются группы

2.Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3.Распределяются учащиеся по группам с учетом результатов диагностики.

4.Определяются способы дифференциации, разрабатываются задания для

выделенных групп учащихся.

5.Реализуется дифференцированный подход на различных этапах урока.

6. Проводится диагностический контроль за результатами работы учащихся,

в соответствии с которым может измениться состав групп.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В. Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Как учителю сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в классе, учитывая его особенности? Каждый учитель может найти свои варианты работы. Важно отметить, что состав групп меняется на различных уроках или внеурочной деятельности, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание.

Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии являются системой в образовательной теории и практики.

Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в работе всё новое.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.

Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только “лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.

Я считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Я считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

Выявление отставаний в ЗУН;

Ликвидацию их пробелов;

Устранение причин неуспеваемости;

Формирование интереса и мотивация к учебе;

Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

по уровню умственного развития (уровню достижений);

по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

Основная цель использования мною технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.

Организуя разноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход, я, руководствуюсь следующими требованиями:

создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

Для разноуровневого обучения использую:

Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

Альтернативные задания для добровольного выполнения

Задания, содержание которых найдено учеником

Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Дифференциация содержания учебных заданий:

по уровню творчества,

по уровню трудности,

по степени самостоятельности,

по характеру помощи учащимся
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаются на выбор. Технология дифференцированного обучения предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня заданий.

3 Организация уровневой работы на уроке

Цель: создать психологическую комфортность и обучить каждого на уровне

возможностей и способностей.

Уровневая дифференциация предусматривает:

• Наличие базового, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

• Базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся.

• Базовый уровень должен быть выполнен всеми учащимися.

• Система результатов должна быть открытой (ребенок должен знать, что с него требуют).

• Наряду с базисом представляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета. Это обеспечивается уровнем обучения, который повышает уровень минимального стандарта.

Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.

Три типа дифференцированных заданий

1 уровень сложности – это базовый стандарт. Ученик овладевает базовым уровнем

2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий

3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения

По результатам диагностирования класс делю по уровням:

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развития” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы:

кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 3 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 1 группы – подробная инструкция выполнения задания.

В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала:

Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, знаков и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приемы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика.

3. Закрепление нового материала:

Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны , через выполнение заданий практического характера.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.

- Я хочу добавить…

4. Домашнее задание:

Дифференциация заданий позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам.

Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования школьников.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Задания в группах выполняются самостоятельно.

Русский язык

В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.

Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”

Составь обратную задачу

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Найди значение выражения:

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см 2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см 2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см 2. Определи его длину и ширину”

Окружающий мир

Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)

Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.

Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.

Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:

учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;

стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;

поднялся уровень преподавания в начальной школе;

дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет:

- каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе;

- дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах;

- способствует повышению интереса к учебной деятельности;

- формирует положительные мотивы учения.


-75%


Статья "Способы организации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников на уроках развития связной речи"

Ирина Мерзлютина 02.11.2016 1152 2 Методика преподавания

Способы организации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников на уроках развития связной речи


  • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
  • ДП осуществляется с опорой на сохранные возможности учащихся;
  • ДП осуществляется систематически.
подарил, детям, ёжика, Дедушка
жил, Летом, сенях, в, он
ёж, в, уснул, норе, Зимой
ёжик, голодный, весной, Придёт
  1. Кого подарил дедушка детям? ёжика
  2. Где ёж жил летом? в сенях
  3. Где он уснул зимой? в норе
  4. Какой придёт ёжик весной? голодный
  1. Кого подарил дедушка детям?
  2. Где ёж жил летом?
  3. Где он уснул зимой?
  4. Какой придёт ёжик весной?

Предложения, содержащие речевые ошибки, учителем вносятся в таблицу следующего вида:

Предложение, в котором допущена речевая ошибка Возможные варианты исправления ошибки

При выполнении работы над ошибками в такой форме участвует каждый ребенок, внося свой посильный вклад, приобретая опыт редактирования.
В виде домашнего задания после написания изложения можно использовать индивидуальную работу по развитию речи учащихся.
Например:

  • Составление устного рассказа из 4-5 предложений о домашних животных.
  • Или задание “Дополни предложения о домашнем животном”:

У Кати дома живет ……. Его зовут ……. Девочка дает ему …… Он любит ……

Можно сделать вывод: данные приемы работы по развитию речи обучающихся на уроках русского языка способствуют самореализации каждого ребенка и повышению качества письменных работ.
В заключение хочу напомнить слова Максимилиана Волошина:
Пройдёмся по миру, как дети,
Полюбим шуршанье осок,
И терпкость прошедших столетий,
И едкого знания сок.
Таинственный рой сновидений
Овеял расцвет наших дней.
Ребёнок – непризнанный гений
Средь буднично-серых людей.

Читайте также: