Дифференциация педагогических специальностей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

3. Перспективы развития педагогической профессии

Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Так, уже в 70-80-е гг. стала отчетливо проявляться тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более квалифицированного руководства художественной, спортивной, туристско-краеведческой и другими видами деятельности школьников.

Итак, профессиональная группа специальностей — совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая специализация — определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Другое основание для дифференциации специальностей — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).

Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т. п.). Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс — интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.

По материалам моих лекций

В развитии педагогической профессии существует две противоположные, но дополняющие друг друга тенденции: с одной стороны, внутри неё наблюдается дифференциация (разделение), с другой – интеграция (объединение) видов педагогической деятельности.

Внутрипрофессиональная дифференциация представляет собой разделение труда внутри профессии между более узкими специалистами. Тенденция внутренней дифференциации наблюдается у всех достаточно долго существующих профессий.

Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической профессии – это разделение труда внутри педагогической профессии, которое заключается.

  • в обособлении разных видов педагогической деятельности (например: по преподаваемым предметам, возрасту учащихся);
  • в совершенствовании, углублении профессионализма в каждой специальности.


Дифференциация внутри педагогической профессии обусловлена двумя группами факторов.

Первая группа факторов ведёт к постоянному усложнению воспитания. К этим факторам относятся изменения материальных условий жизни, развитие науки и технологий, изменения в сферах потребления, духовной культуры, в демографии, в национально-религиозном составе общества и т.д. Так, если ещё в середине прошлого века личность ребёнка формировалась преимущественно под влиянием семьи, школы и ближайшего социального окружения, то с развитием информационно-коммуникационных технологий мощными средствами воздействия на сознание человека во второй половине XX в. стало телевидение, а в начале XXI в. – интернет. Без учёта этих изменений эффективное воспитание было бы невозможно, поэтому они повлекли за собой появление новых видов педагогической деятельности.

Вторая группа факторов связана с ростом требований к качеству обучения и воспитания, потребности в квалифицированных педагогах. Чтобы представить силу их влияния на развитие педагогической профессии, достаточно вспомнить, как много новых учебных дисциплин и новых образовательных программ появилось в школах в последние десятилетия. В современных школах учителя, не имеющие педагогического образования, стали редкостью, усилилась их специализация педагогов в том виде профессиональной деятельности, которой они занимаются, выделились новые направления их подготовки. Так, в 1970-1980-е гг. в школах стала проявляться тенденция к специализации по различным видов внеклассной работы (художественной, спортивной, туристско-краеведческой и др.). В настоящее время в общеобразовательных школах также востребованы специалисты, деятельность которых не предполагает преподавание обязательных предметов, но очень важна для разностороннего развития учащихся (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования по различным направлениям деятельности и др.).

Профессия педагога включает в себя множество педагогических специальностей. Все эти специальности объединены общей целью формирования личности человека, но отличаются по некоторым параметрам:

  • по характеру своего конечного продукта (например, характер конечного продукта деятельности учителя-предметника – сформированная у школьника система знаний умений, компетенций, которая определяется особенностями преподаваемого предмета);
  • по специфическими способами и средствами труда (например: диктант – способ контроля, характерный для преподавания языка; географический атлас и контурная карта – средства труда учителя географии).


Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии. Примеры педагогических специальностей: учитель изобразительного искусства и черчения, учитель начальных классов, социальный педагог и т.п.

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках определённой педагогической специальности. Примеры педагогических специализаций: учитель, преподающий изобразительное искусство в начальных классах; учитель, преподающий математику в математических классах школы-лицея; педагог, специализирующийся на внеклассной работе по своему предмету и т.п.

Дифференциация педагогической профессии осуществляется по нескольким основаниям.

Во-первых, основанием для дифференциации служат различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства. Например, специализация учителя может идти по преподаваемому предмету (русский язык, математика, химия, история и т.д.).

Во-вторых, педагогические специальности и специализации соотносятся с возрастными периодами развития личности (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость, старость). Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимо учитывать специфику каждого возрастного периода в своем взаимодействии с развивающейся личностью.

В-третьих, дифференциация педагогической профессии происходит по таким особенностям личности, которые связаны нарушениями развития, с отклонениями от нормы, с негативным влиянием на развитие личности психофизических и социальных факторов (нарушения зрения, слуха, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.). Например, сурдопедагог осуществляет обучение и воспитание лиц с нарушением слуха, а олигофренопедагог работает с умственно отсталыми.

Стремление педагогической профессии к дифференциации способствует её развитию, совершенствованию педагогической деятельности. Однако дифференциация имеет и недостатки, причина которых кроется в том, что разделение противоречит факту целостности личности и процесса её развития. Когда осуществление процесса формирования и развития личности делится между многими педагогами, становится сложней организовать и координировать их совместные действия, возникает опасность, что при формировании отдельных качеств личности не будет обеспечена целостность её развития.

Недостатки дифференциации педагогической профессии остро чувствуют дети при переходе из начальной школы в основную: раньше все основные предметы у них вёл один учитель, а теперь преподают разные педагоги, и это становится одной из проблем адаптации ребёнка к новым условиям обучения.

Издержки дифференциации компенсируются благодаря процессу интеграции, который реализуется в объединении усилий отдельных педагогов, а также в расширении их функций и сферы деятельности.

Примером объединения усилий представителей разных педагогических специальностей может служить высокоразвитый педагогический коллектив, предъявляющий воспитанникам единые требования и согласованно осуществляющий процесс воспитания. Другой пример – временные объединения педагогов разных специальностей, создаваемые для разработки и реализации различных социально-педагогических проектов, для обмена опытом, поиска путей решения актуальной проблемы и т.д.

Расширение функций и сферы деятельности педагога особенно актуально в условиях индивидуальной работы или работы педагога с небольшим количеством воспитуемых, а также в условиях, когда важным фактором успеха является установление с воспитуемыми особых доверительных отношений. Например, классный руководитель, помимо преподавания своего предмета, организует разнообразную деятельность ученического коллектива, осуществляет индивидуальную работу с детьми, взаимодействует с их родителями, с учителями-предметниками, работает с документами. В качестве ещё одного примера можно привести потребность многих сельских школ в педагогах-универсалах. Эта потребность обусловлена тем, что в условиях небольшого количества учащихся и учителей, удалённости школ от центров организации детского досуга и дополнительного образования каждому педагогу приходится совмещать в одном лице разные специальности, осваивать новые функции.

Несмотря на разную направленность, дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии тесно связаны друг с другом, их единство можно увидеть даже в одной педагогической специальности. Так, учитель начальных классов – отдельная (дифференцированная) специальность, однако в ней интегрированы разные предметы, имеющие существенные отличия в методике преподавания, а также объединены функции учителя и классного руководителя. Другой пример – педагог-психолог (с одной стороны, это отдельная педагогическая специальность, с другой – интеграция функций педагога и психолога).

Взаимосвязь дифференциации и интеграции обеспечивает развитие педагогической профессии, приводя к появлению новых специальностей, новых квалификационных требований и новых направлений развития педагогической деятельности.

Обычнопрофессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.

Так, в самой массовой педагогической профессии – учительской – выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, учитель математики, географии и т.д.

Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные пред­метные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.

Другим основанием являются возрастные периоды развития личности ребенка и особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами.

В качестве примера можно привести следующие известные педагогические специальности: воспитатель детского сада, группы продленного дня, школы-интерната, детского дома; учитель начальных классов, учитель-предметник в средних и старших классах, социальный педагог, практический психолог, домашний учитель, гувернер и т. д.

Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе, основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.

В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

Обычнопрофессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.

Так, в самой массовой педагогической профессии – учительской – выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, учитель математики, географии и т.д.

Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные пред­метные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.

Другим основанием являются возрастные периоды развития личности ребенка и особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами.

В качестве примера можно привести следующие известные педагогические специальности: воспитатель детского сада, группы продленного дня, школы-интерната, детского дома; учитель начальных классов, учитель-предметник в средних и старших классах, социальный педагог, практический психолог, домашний учитель, гувернер и т. д.




Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе, основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.

В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

В развитии педагогической профессии существует две противоположные, но дополняющие друг друга тенденции: с одной стороны, внутри неё наблюдается дифференциация (разделение), с другой – интеграция (объединение) видов педагогической деятельности.

Внутрипрофессиональная дифференциация представляет собой разделение труда внутри профессии между более узкими специалистами. Тенденция внутренней дифференциации наблюдается у всех достаточно долго существующих профессий. Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической профессии – это разделение труда внутри педагогической профессии, которое заключается.

· в обособлении разных видов педагогической деятельности (например: по преподаваемым предметам, возрасту учащихся);

· в совершенствовании, углублении профессионализма в каждой специальности.

Дифференциация внутри педагогической профессии обусловлена двумя группами факторов. Первая группа факторов ведёт к постоянному усложнению воспитания. К этим факторам относятся изменения материальных условий жизни, развитие науки и технологий, изменения в сферах потребления, духовной культуры, в демографии, в национально-религиозном составе общества и т.д. Вторая группа факторов связана с ростом требований к качеству обучения и воспитания, потребности в квалифицированных педагогах. Чтобы представить силу их влияния на развитие педагогической профессии, достаточно вспомнить, как много новых учебных дисциплин и новых образовательных программ появилось в школах в последние десятилетия.

Профессия педагога включает в себя множество педагогических специальностей. Все эти специальности объединены общей целью формирования личности человека, но отличаются по некоторым параметрам:

· по характеру своего конечного продукта (например, характер конечного продукта деятельности учителя-предметника – сформированная у школьника система знаний умений, компетенций, которая определяется особенностями преподаваемого предмета);

· по специфическими способами и средствами труда (например: диктант – способ контроля, характерный для преподавания языка; географический атлас и контурная карта – средства труда учителя географии).

В результате дифференциации в педагогической профессии выделяются различные педагогические специальности. (Учитель, Воспитатель, Социальный педагог, Педагог дополнительного образования, Педагог-Психолог, Тренер и др.)

Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии. Примеры педагогических специальностей: учитель изобразительного искусства и черчения, учитель начальных классов, социальный педагог и т.п.

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках определённой педагогической специальности. Примеры педагогических специализаций: учитель, преподающий изобразительное искусство в начальных классах; учитель, преподающий математику в математических классах школы-лицея; педагог, специализирующийся на внеклассной работе по своему предмету и т.п.

Дифференциация педагогической профессии осуществляется по нескольким основаниям. Во-первых, основанием для дифференциации служат различные предметные области знаний, науки,

культуры, искусства. Во-вторых, педагогические специальности и специализации соотносятся с возрастными периодами развития личности (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость, старость). Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимо учитывать специфику каждого возрастного периода в своем взаимодействии с развивающейся личностью. В-третьих, дифференциация педагогической профессии происходит по таким особенностям личности, которые связаны нарушениями развития, с отклонениями от нормы, с негативным влиянием на развитие личности психофизических и социальных факторов.

. Стремление педагогической профессии к дифференциации способствует её развитию, совершенствованию педагогической деятельности.




Однако дифференциация имеет и недостатки, причина которых кроется в том, что разделение противоречит факту целостности личности и процесса её развития. Когда осуществление процесса формирования и развития личности делится между многими педагогами, становится сложней организовать и координировать их совместные действия, возникает опасность, что при формировании отдельных качеств личности не будет обеспечена целостность её развития.

17. Реализация реформирования системы образования в свете Болонского

Процесса.

· С 2005 г. начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов Европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра единого образца.

· С 2005г. начать вводить три уровня высшего образования: бакалавриат, магистратуру, докторантуру.

· До 2010 г. реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской встрече министров образования европейских стран.

Для него характерны следующие характеристики:

1. Болонский процесс предусматривает двухуровневую систему образования, где первый уровень охватывает 3 – 4 года обучения, а по окончанию присваивает студенту степень бакалавра.

Второй уровень не является обязательным, но считается престижным и весьма перспективным. Обучение в этом случае охватывает 1 – 2 года, а по выпуску гарантирует степень магистра.

Для сравнения: в Германии годовая заработная плата бакалавра составляет до 20 000 долларов, а магистра – от 20 000 долларов. Так что есть, над чем призадуматься.

2. Система оценивания – бальная, то есть студент своими знаниями и активным участием в студенческой жизни зарабатывает кредиты, которые и определяют его будущее.

Один кредит равняется 25 учебным часам, которые студент тратит не только на сдачу сессии, но и на лекции, практические занятия и самостоятельное изучение того или иного предмета.

Участие студентов в конференциях, семинарах, исследованиях и олимпиадах также сопровождается дополнительными кредитами.

3. Диплом о высшем образовании устанавливается единого образца, что заметно упрощает дальнейшее трудоустройство иностранных выпускников в европейских компаниях. Это сделано для того, чтобы уровнять шансы всех претендентов на перспективную должность.




В рамках педагогической профессии наблюдается тен­денция к внутрипрофессиональной дифференциации, свя­занная с развитием все более совершенных и эффектив­ных обособленных видов педагогической деятельности, востребованных личностью и обществом. Это приводит к появлению новых педагогических специальностей. Педа­гогическая специальность — вид деятельности в рамках дан­ной профессиональной группы, характеризующийся со­вокупностью знаний, умений, и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педа­гогических задач в соответствии с присваиваемой квали­фикацией.

Следующим основанием для дифференциации специ­альностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и со­циальными факторами (нарушения слуха, зрения, умствен­ная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Разнообразие педагогических специальностей и дол­жностей может быть типологизировано с точки зрения многообразия образовательных учреждений различного уровня, в которых трудятся представители различных пе­дагогических профессий. Рассмотрим эту типологию.

1. Дошкольные образовательные учреждения

В России функционирует около 54 тыс. дошкольных об­разовательных учреждений (ДОУ), в которых воспитыва­ется более 4 млн. детей. В настоящий период сохраняется актуальность приобретения таких профессий, как: орга­низатор-методист дошкольного образования, педагог-де-фектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Эта актуальность обусловлена важностью обеспечения педагогической поддержки раз­вития ребенка на раннем этапе его жизненного пути. Отрадно, что это понимается и на уровне общественного сознания, и на государственном уровне. Минобразованием России (ныне Министерство образования и науки Рос­сийской Федерации) проведена структурная перестройка сети ДОУ. Контингент педагогов составляет около 292 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. учителей-дефектологов, примерно столько же учителей-логопедов и педаго­гов-психологов.

2. Учреждения общего среднего образования

Учитель общеобразовательного учреждения. В России насчитывается около 70 тыс. общеобразова­тельных учреждений, в которых обучается более 20 млн. учащихся. В общеобразовательных школах работает около 1,77 млн. учителей. Как свидетельствует статистика, учи­тельская профессия, несмотря на некоторое сокращение педагогического контингента, остается самой массовой среди педагогических профессий. Она насчитывает 21 спе­циальность (см. Приложение 3).

3. Учреждения дополнительного образования детей

Педагог дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей объе­диняет в единый процесс воспитание, обучение и раз­витие личности ребенка. В настоящее время сеть учреж­дений дополнительного образования детей Министер­ства образования и науки Российской Федерации вклю­чает в себя около 9 тыс. учреждений муниципального и регионального уровня десяти разновидностей (центр, дво­рец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь).

4. Учреждения начального и среднего профессионального образования

Мастер производственного обучения, преподаватели дисцип­лин учреждений начального профессионального образования.

В системе начального профессионального образования функционирует около 4 тыс. учреждений, в которых обу­чается 1,65 млн. человек, а преподавательский контингент составляет более 153 тыс. человек.

За последние годы сформировалась сеть учреждений нового типа — профессиональных лицеев, готовящих ра­бочие кадры высшей квалификации. В соответствии с по­требностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий, разработаны государственные обра­зовательные стандарты, базисные учебные планы.

В настоящее время среднее профессиональное образова­ние имеют 22% населения России, а в экономике и соци­альной сфере страны работает 21,6 млн. таких специалис­тов, что составляет 34% от общей численности занятых.

Система среднего профессионального образования вклкь чает в себя более 2,7 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых обуча­ется 2,5 млн. студентов по 280 специальностям. Ежегодно на протяжении последних 10 лет студентами средних специ­альных учебных заведений становятся около 11% выпуск­ников основных общеобразовательных школ и около 23% выпускников средних (полных) школ. Преподавательский корпус составляет более 134 тыс. человек.

5. Учреждения высшего профессионального образования

Преподаватели учреждений высшего профессионального образования.

В настоящее время на территории Российской Федера­ции действует более 1 тыс. гражданских высших учебных за­ведений, в том числе: 654 государственных высших учебных заведения федерального ведения, 35 государственных выс­ших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 12 муниципальных вузов, 410 негосударствен­ных вузов. Общее число студентов - около 5,2 млн. человек, профессорско-преподавательский состав — 653 тыс. человек. 6. Учреждения специального (коррекционного) образования Учителя учреждений специального (коррекционного) об­разования: учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учи-тель-олигофренопедагог, учитель-логопед.

Среди обучающихся в системе специального образова­ния 56,2 тыс. детей-инвалидов и 40,5 тыс. детей-сирот. В последние годы в целях расширения доступности образо­вания для детей с ограниченными возможностями в си­стеме специального (коррекционного) образования про­изошли позитивные изменения: в практической сфере си­стемы общего образования заметно увеличилось количе­ство разнообразных интегрированных форм обучения лиц с ограниченными возможностями; реализуется програм­ма создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи; открываются образовательные учреждения но­вого вида для детей с ранним аутизмом; увеличивается количество специальных образовательных учреждений для получения профессионального образования лицами с ог­раниченными возможностями здоровья; развивается сеть учреждений нового типа для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи.

7. Другие педагоги — специалисты образовательных уч­реждений

К данной категории относятся представители педагоги­ческой профессии, которые осуществляют педагогическую деятельность в соответствии со спецификой своей специ­альности и квалификации в различных образовательных учреждениях. Это социальный педагог, педагог-психолог, пе­дагог-организатор, старший вожатый и др.

Специфика их профессионально-педагогических обя­занностей, требуемый уровень знаний и квалификации отражены в тарифно-квалификационных характеристиках.

Читайте также: