Диагностика педагогической компетентности педагогов доу

Обновлено: 07.07.2024

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уровня квалификации воспитателей, для более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов в системе методической работы

ВложениеРазмер
diagnostirovanie_pedagogov_-_osnova_effektivnoy_metodicheskoy_deyatelnostiv_dou.doc 795.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностирование педагогов – основа эффективной

методической деятельности в ДОУ

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уровня квалификации воспитателей, для более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов в системе методической работы. В настоящее время углубленно этой проблемой занимаются Марус О.В., Кочелаевская Т.М., Скороходова Л.В., Ульцова О.М., Горбачевская Н.Н. и др.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня воспитателя, создаёт основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приёмов. Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности воспитателя, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию. Проведение диагностик педагогической деятельности, общения, стилей педагогического взаимодействия и пр., а особенно самодиагностик направлено на овладение каждым воспитателем навыками самоанализа, самооценки и самоконтроля. Педагогическая диагностика позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности воспитателей и тем самым влияет на качество организации работы в ДОУ. Основными объектами педагогической диагностики, по мнению Марус О.В., являются: воспитанность и обученность личности; сформированность интегративных качеств; поведение и деятельность воспитанников; разнообразное влияние внешнего окружения; возможности и особенности семейного и общественного воспитания, их педагогической характеристики; содержание и эффективность педагогической деятельности ( отсюда формируется функция педагогической диагностики ); функции обратной связи ( по результатам диагностики проводится анализ достижения целей деятельности, выясняются причины неудач ); функция педагогической коррекции ( по данным диагностики качества работы воспитателей и воспитанников намечаются меры по исправлению деятельности ); функция мотивации и стимулирования ( педагогическая диагностика позволяет производить дифференцированную оплату труда, более адекватно применять внешние стимулы, повышает уровень личной ответственности и личностной мотивации ); функция контроля ( позволяет производить оперативный контроль за ходом воспитательно-образовательного процесса, так как содержит информацию его состояния ).

Можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать при рассмотрении воспитательно-образовательного процесса, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, при каких условиях диагностика органически вливается в учебно-воспитательный процесс, даёт возможность научить педагогов самоконтролю и самопознанию.

Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков, помогает наметить конкретные пути к их устранению, а также выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. В функциях педагогической диагностики Кочелаевская Т.М. отмечает следующие задачи: определить воспитательный потенциал педагогического коллектива; установить реальные условия при воспитании различных категорий детей ( трудных, одарённых, больных и т.д . ); выработать единые педагогические позиции, повысить эффективность воспитательных влияний на основе объективного представления о детях в данной группе; выработать единые педагогические требования; способствовать развитию самосознания и личной ответственности воспитателей и воспитанников; выявление личностных качеств педагога, влияющих на воспитательно-образовательный процесс; выявление положительных и отрицательных сторон педагога; разработка критериев эффективности работы; фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.

Марус О.В. определяет принципы научного подхода к подготовке и реализации педагогической диагностики: целенаправленность, адресность, учёт результатов педагогической диагностики в дальнейшей деятельности, изучение конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом, соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики, системность и непрерывность личности и деятельности педагога. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана решать ряд важнейших задач совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Важным представляется тот факт, что педагогическая диагностика кроме своих специфических функций выполняет также и ряд других функций. Поэтому можно сказать, что ей принадлежит одна из ведущих ролей в воспитательно-образовательном процессе.

Диагностика призвана определять разумное сочетание нового и старого в работе педагога. Кроме того необходимо выявлять знания педагогов типичных черт, возрастных психологических характеристик, индивидуальных особенностей своих воспитанников. Это позволяет широко использовать коллективные, групповые и индивидуальные методы работы с детьми и их родителями.

Кочелаевская Т.М. выделяет требования к анализу работы педагога. Во-первых, всякие факты, полученные при анализе его работы, должны быть осмыслены, приведены к определённой идее, из которой потом вытекают рекомендации. Во-вторых, всегда важно выявить соотношение между затраченными педагогическими усилиями и полученными результатами, которые иногда достигаются за счёт дополнительных занятий, перегрузок, домашних заданий. В-третьих, изучается воспитательное воздействие педагога, зрелость его мастерства. В-четвёртых, важно выявить способности педагога к самоанализу и самооценке совместной деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.

Исследователями (Марус О.В., Близнецова В.С., Львова Т.Г.) выявляются четыре основных направления диагностики работы педагога: 1. рациональное использование опыта, традиционных методик; 2. овладение новыми технологиями, методами и приёмами педагогической деятельности; 3. разумное сочетание их при раскрытии конкретного содержания материала; 4. существование обратной связи по самоанализу, самооценки.

Из всего вышеизложенного следует, что педагогическая диагностика является своеобразным мерилом, определяющим творческую деятельность воспитателя, а также его деятельность в плане саморазвития и самовоспитания.

1. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. – 2009. №9. – С. 33-40.

2. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. – 2008. №11. – С. 10-18.

3. Ратанова Н.Я. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов // Справочник старшего воспитателя. – 2009. №4.- С. 27-31.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2009.

5. Ульцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Педагогическая диагностика – основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса. – М., 2010.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический тест

1.Детский коллектив –это…

а) постоянная стабильная величина;

б) развивающиеся, функционирующие связи детей;

в) зависимость объединения детей.

2.Фронтальный способ организации детей – это…

а) выполнение одного и того же упражнения несколькими детьми одновременно;

б) выполнение разных упражнений подгруппами детей;

в) последовательное выполнение упражнения каждым ребёнком;

г) выполнение движения всеми детьми одновременно.

3. Моторная плотность занятия – это…

а) соотношение длительности занятия и времени, затраченного на движения детьми;

б) соотношение общего времени занятия и педагогически оправданного времени, затраченного на движение.

4. Ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте:

5. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования:

а) к структуре образовательной программе дошкольного образования и её объёму;

б) к содержанию и качеству дошкольного образования;

в) к условиям реализации программы;

г) к результатам освоения программы.

6. Образовательная программа ДОУ разрабатывается в соответствии с:

а) федеральным государственным образовательным стандартом;

б) примерной основной общеобразовательной программой;

в) программой развития ДОУ;

д) федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерных программ.

7. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования конкретизируют:

а) уровень развития интегративных качеств;

б) социальный портрет дошкольника-выпускника;

в) целевые ориентиры.

8.Социально - личностное развитие ребенка - дошкольника предполагает:

а) формирование положительного отношения к себе, к другим людям, к миру, формирование коммуникативной и социальной компетентности

б) развитие национального самосознания

в) развитие гражданственности и патриотизма

г) развитие нравственно - волевых качеств

9. Педагогическую диагностику детей проводит:

10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ установлены:

б) типовым положением;

в) санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

11. Документ, в котором фиксируется и аргументировано представлены цель и задачи образовательного процесса, критерии оценки результатов в условиях конкретного ДОУ –это…

а) образовательный стандарт;

б) базисный учебный план;

в) календарно-тематическое планирование;

г) образовательная программа.

12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению независимо:

а) от их вида и форм собственности;

б) от их организационно-правовых форм;

в) от их форм собственности и организационно- правовых форм;

г) от их вида, форм собственности и организационно-правовых форм.

13. Наиболее важный фактор, влияющий на социально- эмоциональное развитие ребёнка – это…

а) этнокультурные факторы

б) экономические факторы;

в) взаимодействие ребёнка с педагогом и сверстниками;

г) семья: атмосфера в ней , её ценности.

14. Отношения по обязательному социальному страхованию между работником и работодателем возникают:

а) с момента заключения трудового договора;

б) с момента перечисления работодателем первых страховых взносов;

в) с момента наступления страхового случая.

15. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организации осуществляющей образовательную деятельность определяется:

а) должностной инструкцией педагогического работника;

б) правилами внутреннего трудового распорядка организации;

в) уставом образовательной организации.

16.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание программы должно реализовываться в образовательных областях ( перечислите каких )

17. Основными видами детской деятельности являются: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Максимально допустимое количество занятий в день в подготовительной группе _________________

19. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться после дневного сна, но не чаще, чем ___________ раза в неделю.

20. Формы получения дошкольного образования _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21.Установите соответствие:

22. Установите соответствие:

23. Определите последовательность компонентов взаимодействия :

а) ВЗАИМОРАЗВИТИЕ
б) СВЯЗЬ
в) ВЛИЯНИЕ
г) КОНТАКТ
д) ОБЩЕНИЕ

24. Установите последовательность средств формирования дошкольного коллектива по степени наибольшей важности:

а) дружный коллектив взрослых в детском саду

б) коллективные игры, занятия, прогулки, совместные переживания и впечатления

в) беседы о дружбе, чтение художественной литературы.

25. Установите последовательность этапов по проведению мониторинга в ДОУ.

а) Разработка положения о проведении мониторинга

б) Отбор педагогических методик и обучение им сотрудников

в) Знакомство педагога с методами педагогической диагностики

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА

ЦЕЛЬ – выявление уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание педагогического теста соответствует нормативным документам:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Санитарные эпидемиологические правила и нормы

Правила по охране труда и пожарной безопасности

Литература и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к тесту:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Санитарные эпидемиологические правила и правила

Правила по охране труда и пожарной безопасности

Структура педагогического теста

Работа состоит из 25 заданий. 15 заданий (№№ 1-15) с выбором ответа

5 заданий ( №№ 16-20) – задания на дополнение, требующие ответа

2 задания (№№21-22) – на соответствие

3 задания (№№ 23-25) – на установление последовательности

Распределение заданий теста по содержанию.

Время выполнения работы

На выполнение работы отводится 40 минут.

Система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Задания теста считаются выполненными, если выбранные ответы совпадают с указанными автором ключами, каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом.

Максимальное количество баллов за весь тест – 38 баллов.

Подведение итогов работы проводится на основе полученных значений коэффициента полноты (%). При наборе от 30 до 38 баллов ( более 78 %) –тест успешно пройден.

Читайте также: