Деятельность военных трибуналов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Финальным аккордом Второй мировой войны стал главный Нюрнбергский процесс — суд над бывшими руководителями нацистской Германии. Это был первый случай в глобальной юридической практике — до того международные военные трибуналы просто не созывались. Отчасти поэтому в Нюрнберге всем участникам процесса приходилось действовать наугад — с нуля разрабатывали не только устав, но и все процессуальные механизмы. Нюрнбергский процесс заложил фундамент основополагающих правовых принципов и международного гуманитарного права, которые используются сегодня.

Город был выбран не случайно. В Нюрнберге впервые в 1927 году прошел съезд НСДАП, здесь же были приняты Нюрнбергские расовые законы, положившие начало изоляции евреев по национальному признаку. После главного трибунала в Нюрнберге последовал цикл из еще 12 судебных процессов, на которых разбирались дела нацистских деятелей меньшего масштаба (в том числе, например, нацистских врачей).

Созданием Международного военного трибунала и разработкой его устава занимались представители четырех держав-союзников — США, СССР, Франции и Великобритании — в ходе Лондонской конференции летом 1945 года. 29 августа представили первый список главных подсудимых — 24 военных преступника из числа нацистских руководителей и идеологов. Также впервые в истории перед судом предстали не только люди, но и целые организации — СС, СД и гестапо. Ни Гитлер, ни Геббельс, ни Гиммлер не вошли в список преступников, так как к этому моменту уже были мертвы — покончили жизнь самоубийством. Мартин Борман обвинялся заочно, поскольку не было никаких прямых доказательств его смерти.

То, что вина подсудимых будет доказана, не подлежало сомнению — цель Нюрнбергского процесса заключалась лишь в определении меры наказания. В состав трибунала вошли представители четырех держав-победительниц, а также обвинители от них.

От СССР главным обвинителем был прокурор Роман Руденко, известный участием в массовых сталинских репрессиях, — впоследствии это вызовет критику в немецких СМИ,

которые будут высказывать сомнения в моральном праве Руденко осуждать нацистских преступников за развязывание геноцида.

Процесс растянулся на десять месяцев: с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946-го было проведено 403 слушания, стенограммы которых заняли 42 тома. Международный военный трибунал приговорил 12 человек к смертной казни через повешение, трех человек — к пожизненным срокам, двое получили по 20 лет тюремного заключения. Прозвучало всего три оправдательных приговора: освободили нацистского пропагандиста и радиоведущего Ганса Фриче, дипломата Франца фон Папена и одного из главных организаторов военной экономики нацистской Германии, бывшего президента Рейхсбанка и рейхминистра экономики Германии Ялмара Шахта. Впрочем, практически сразу после этого все трое вновь попали на скамью подсудимых в ходе немецких процессов по денацификации — и получили разные сроки каторжных работ.

Противники Нюрнбергского трибунала апеллировали к тому, что, во-первых, победители не могут судить побежденных, во-вторых, самим обвинителям можно инкриминировать те же преступления, что и людям, сидящим на скамье подсудимых (например, бомбардировки Дрездена, Хиросимы и Нагасаки на финальных этапах войны). В-третьих, как бы парадоксально это ни звучало,

с правовой точки зрения нацисты не нарушали закон (или, по крайней мере, не знали, что нарушают какие-то законы),

поскольку на Нюрнбергском процессе развязывание войны и преступления против мира признали нелегитимными впервые: до этого агрессивный внешнеполитический курс осуждался, но исключительно с точки зрения морали, а санкции накладывались в основном экономические и политические, но никак не юридические.


Конец войны, начало войны: Токийский процесс

На Нюрнбергском процессе судили верхушку Третьего рейха, а для японских военных преступников был организован отдельный суд, который получил название Международного военного трибунала для Дальнего Востока — или просто Токийского процесса. За основу были взяты принципы и устав, разработанные для Нюрнберга, однако были и некоторые существенные отличия. Так, вместо четырех главных обвинителей на Токийском трибунале было представлено сразу 11 государств. От каждой страны были свои прокуроры и судьи, но главный прокурор был от США. Америка вообще играла особую роль в организации процесса: во-первых, у страны были средства на проведение трибунала, тогда как остальные державы понесли значительные финансовые потери в ходе войны, во-вторых, именно США поставили символическую точку во Второй мировой, сбросив бомбы на Нагасаки и Хиросиму.

Еще одно существенное отличие Токийского процесса заключалось в царящей на нем атмосфере: если в Нюрнберге страны-победительницы пытались выступать единым фронтом, несмотря на разногласия, то в Токио раскол был уже очевиден. За два месяца до начала процесса, 5 марта 1946 года, Черчилль выступил со своей знаменитой Фултонской речью, положившей начало холодной войне, поэтому трибунал в Токио проходил в очень напряженной обстановке невидимого противостояния США и Европы СССР.

Весь процесс стал своеобразной битвой за раздел сферы влияния на Дальнем Востоке, от исхода которой зависело, по какому пути пойдет Япония — коммунистическому или капиталистическому. Острота противоречий росла с каждым днем: дошло до того, что советской делегации отказали в бесплатных обедах,

которые полагались всем представителям комиссий государств — участников Токийского процесса.

Помимо внешнеполитических факторов, были и другие аспекты, влияющие на ход трибунала. Так, США заинтересовались бактериологическим оружием, которое Япония разрабатывала в ходе войны, проводя опыты над военнопленными. В обмен на документы и материалы с результатами исследований некоторые японские военные преступники получили иммунитет от судебного преследования — в частности, руководитель программы генерал-лейтенант, микробиолог Сиро Исии и его подчиненные. Неприкосновенным был также объявлен император и его семья. Союзники пошли на эту сделку, поскольку боялись, что привлечение к суду священной фигуры императора вызовет протесты и на оккупированной территории начнутся бунты и восстания.


Радио ненависти: Международный трибунал по Руанде

Сто дней геноцида в Руанде унесли более 800 тысяч жизней: убийства совершались каждые десять секунд. Страшная бойня разразилась на почве конфликта между хуту и тутси. Эти две народности за многие столетия прошли непростой путь от войны до мирного сосуществования на одной территории, с выработкой общего языка и культуры. Все изменилось после окончательного распада колониальной системы во второй половине XX века: Бельгия, уходя из Руанды, передала административный контроль хуту, этническому большинству, которое исторически относилось к более низкой касте. Привилегированное меньшинство тутси оказалось без традиционной поддержки. 6 апреля 1994 года в авиакатастрофе погиб президент Руанды Жювеналь Хабиаримана; хуту обвинили тутси в том, что те сбили самолет, и медленно тлеющая на протяжении нескольких лет гражданская война мгновенно вышла на совершенно другой уровень — началась массовая резня. Хуту, вооруженные мачете, убивали с особой жестокостью, а перед этим изощренно пытали —

многие тутси, попавшие в руки хуту, предлагали большие деньги за то, чтобы быть убитыми быстро.

Международные миротворческие силы занимали бездеятельную позицию: войска ООН получили приказ не вмешиваться во внутренние дела другой страны; единственное, что было разрешено солдатам, — отстреливать бродячих собак, которые разрывали тела убитых. Франция эвакуировала иностранных граждан и экспатриантов (пытавшихся бежать из страны тутси силой высаживали из грузовиков), Бельгия стремительно выводила своих солдат, ООН сократила миротворческий контингент в четыре раза всего за полмесяца, США, извлекшие урок из сомалийской операции в Могадишо, и вовсе предпочли не вмешиваться. Позже генерал Ромео Даллер назвал эту миротворческую миссию одной из самых провальных в истории.

Остановить бойню смогли сами тутси из движения Руандийский патриотический фронт, который возглавлял Поль Кагаме (сегодня он президент Руанды) — им удалось взять столицу и оттеснить радикальных хуту к границам. После прекращения войны настало время подводить ее итоги и наказывать тех, кто ее развязал. Международный трибунал по Руанде действовал более 20 лет — с 1994 по 2015 год, однако некоторые преступники до сих пор не найдены — они объявлены в международный розыск.


Суд во время войны: Международный трибунал по бывшей Югославии

После смерти Иосипа Броза Тито, возглавлявшего Югославию на протяжении 35 лет, в 1980 году в стране начался кризис, который привел к масштабной гражданской войне. Конфликт начался в 1991 году и продолжался около 10 лет. Сербы, хорваты, мусульмане-бошняки, албанцы и македонцы отстаивали свои национальные и территориальные интересы в вооруженных столкновениях, в результате которых погибло около 100 тысяч человек. Противостояние в Югославии считается самым кровопролитным конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны.

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге запустил Совет безопасности ООН еще в 1993 году. Его появление поддержали многие государства, в том числе Россия. За время своей работы, вплоть до 2017 года, МТБЮ рассмотрел больше 160 дел, опросил около 4600 свидетелей и осудил 90 человек за геноцид, преступления против человечности и нарушение законов и обычаев войны. Обвинения получили участники гражданской войны в Югославии 1991–1996 годов, конфликта в Косово 1997–1998 годов, а также войны в Македонии.

МТБЮ стал первым трибуналом, в котором не победитель судил побежденного, а все международное сообщество выносило приговор тем, кто грубо нарушал нормы международного права и общечеловеческого представления о гуманности. Но трибунал основали в ходе войны, что затруднило сбор доказательств и поиск свидетелей. Из-за этого суду пришлось полагаться на информацию, которую предоставляли страны, вовлеченные в конфликт.

С помощью трибунала международное сообщество надеялось примирить народы и добиться справедливости, но практика показала, что участники войны, чью вину признавал суд, становились национальными героями, получали протекцию от своих государств и выпускали книги, где уверенно оспаривали решения Гааги.


Долгая дорога к правосудию: чрезвычайные палаты в судах Камбоджи

Время сыграло со всеми участниками процесса странную шутку: кто-то из них получил ограниченный срок, но не надеется когда-либо выйти на свободу в силу возраста (как начальник тюрьмы Туольсленг Канг Кек Иеу), а умер от старости, не дожив до приговора (как министр иностранных дел Демократической Кампучии Иенг Сари). Сам Пол Пот был заочно приговорен к смерти еще в 1979 году Народно-революционным трибуналом, скрывался в джунглях на границе с Таиландом и умер в 1998 году — возможно, отравлен бывшими соратниками.

Военно-полевой суд или, как принято называть, трибунал - это орган временного правосудия, созданный в районах боевых наступательных или оборонительных операций частей Красной Армии во время ведения военных действий.

Положение о действиях трибуналов, было утверждено вышедшим Указом Верховного Совета Советского Союза уже 22 июня 1941 года. Вынесенные приговоры военных трибуналов никак не подлежали обжалованию даже в кассационном порядке. Это конечно упрощало судебные дела за счет больших ограничений прав, которых и так не было у осужденных.

Право создания военного трибунала обладали командующие фронтов, соединений, и коменданты крупных городов, которые организовывали работу военных судов практически в каждых отдельных воинских частях. Как практика, трибуналы очень редко выносили общеуголовные наказания, так как это в большинстве случаев было невозможно. Основным наказанием военного трибунала являлся расстрел, а для особых категорий военных преступников показное повешение. В боевой обстановке во время войны при отступлении или после наступления особо уличённых в предательстве к Родине, военные трибуналы, как правило, приводили свои приговоры через расстрелы перед строем воинских частей, тем самым указывая на тот факт что будет с остальными, которые своими действиями или бездействиями предадут Родину. Суды военных трибуналов рассматривали дела не только военных преступников, но и гражданских лиц, которые не только были увлечены в краже социалистической собственности, но и даже самовольно покинувшие места работы на заводах или предприятиях, работавших на обеспечения всем необходимым воюющих фронтов.

Из исторических источников стало известно, что за долгие годы ведения войны с нацисткой Германией, военными трибуналами были вынесены более двух с половиной миллионов приговоров. Особую жестокость правосудие имело при рассмотрении уголовных дел в отношении бойцов и командного состава в действующих частях Красной Армии. Таким образом, за весь период войны с нацисткой Германией, трибуналами было осуждено около миллиона военнослужащих, некоторых из них по обвинению в дезертирстве из рядов Красной Армии, которых только 376300 человек. Более четырехсот тысяч военнослужащих по приговору военных трибуналов были направленны в штрафные батальоны. Такая же цифра осужденных была направлена в места заключения в основном всем известным местам колоний города Магадан и Калыма. Более трехсот тысяч военных преступников были приведены к высшей мере наказания.

Статистика расстрельных дел не могла быть в сравнением с тем, что подразделения СМЕРШ проводили с военнослужащими в отступающих частей в полосе огня заградотрядов.


Международные военные трибуналы стали продуктом двадцатого века, когда мир перестал состоять из обособленных государств и увеличилась зависимость всех стан друг от друга. Развитие средств массовых информации сделало невозможным умалчивание страшных преступлений против человечности во время войн и вооруженных конфликтов. Общественность требует наказания военных преступников, виновных в жестокости, садизме, геноциде, массовых зачистках. Соответственно, логичным шагом стало создание надгосударственных судебных органов, не зависящих от руководства конкретных правительств и способных объективно расследовать действия военного и гражданского руководства во время вооруженных конфликтов.

Предпосылки создания

История человечества состоит из непрерывных войн и кратких периодов мира между ними. Все это сопровождается разрушениями и гибелью людей, страданиями гражданского населения. В определенный момент человечество решило установить единые правила ведения войны, чтобы избежать неоправданной жестокости и садизма. После Второй мировой войны были организованы Международные трибуналы, целью которых стало наказание нацистских преступников Германии и милитаристов Японии.

Следующим шагом стала разработка Женевской конвенции, ратифицированной большинством стран мирового сообщества в 1949 году. Война сама по себе – крайне негуманный способ решать проблемы, однако даже в этом случае необходимо не переходить определенную грань и не превращать противоборство армий в тотальное уничтожение гражданского населения.

международный трибунал по бывшей югославии

Целью конвенции стала выработка четких правил и критериев, которые определяли степень дозволенности применения силы и устанавливали различия между противостоянием вооруженных участников конфликта и бессмысленной и неоправданной резней мирных граждан и безоружных военнопленных. Международные трибуналы должны были стать эффективным инструментом для того, чтобы этот благородный документ не превратился в пустую бумажку.

Первая ласточка

Вторая мировая война закончилась полным разгромом главных агрессоров – нацистской Германии и милитаристской Японии. Военные преступления главных участников действа были столь вопиющи, а их свидетельства столь очевидны, что мировая общественность требовала справедливости и наказания виновных.

Результатом этого стало создание Международного военного трибунала. Он был учрежден в соответствии с соглашениями, подписанными представителями СССР, США, Великобритании и Франции в Лондоне в августе 1945 года. Располагался этот орган в Нюрнберге, судебные слушания проводились в поверженной столице Третьего рейха - в Берлине.

Главной целью этого органа стало показать, что предстоит не обычная расправа победителей над побежденными, а справедливый суд и возмездие за страшные преступления против людей, которые не должны повториться в дальнейшем.

Устав международного трибунала предусматривал равное представительство сторон, участвующих в его создании. Каждая из четырех держав делегировала по одному судье и его заместителя.

Принципы

Юрисдикции международного военного трибунала подлежали три большие группы преступлений, совершенных нацистами:

  • Преступления против мира. То есть разжигание войны путем грубого нарушения международных договоров, планирование наступательных военных операций в мирное время, а также участие в планах и заговорах, ведущих к началу боевых действий.
  • Военные преступления. Намеренное нарушение обычаев войны, жестокость по отношению к мирному населению, уничтожение заложников, увод в рабство жителей оккупированных территорий, разрушение населенных пунктов, не вызванное военной необходимостью, применение запрещенных видов оружия.
  • Преступления против человечности. Убийства, пытки, порабощение представителей мирного населения независимо от времени начала войны, преследование определенных групп по расовым, политическим или религиозным мотивам.

Суть международного трибунала заключалась в индивидуальной ответственности всех участников военных преступлений. Отныне никакой палач не мог привести в свое оправдание тот факт, что он являлся простым исполнителем приказов. Уборщик печей в Освенциме также нес свою долю ответственности за массовые убийства заключенных наряду с комендантом концентрационного лагеря.

Кроме того, действовал Дальневосточный трибунал, рассматривающий дела военных преступников Японии. Деятельность обоих органов носила временный характер, по достижении своих целей они были распущены.

Крах Югославии

Международные трибуналы по итогам Второй мировой войны долгие годы оставались единственным подобным прецедентом. Однако крушение СССР вызвало цепную реакцию на Балканах. Стремление республик Югославии к самоопределению вызвало кровопролитную гражданскую войну в этой стране.

Все это сопровождалось страшными разрушениями, массовыми убийствами и зачистками территорий со стороны всех участников конфликта. Военные и гражданские вожди Сербии, Боснии, Хорватии в равной степени оказались замешаны в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

международный трибунал суд

Ситуация потребовала вмешательства Совета безопасности ООН, в 1992 году была создана международная комиссия по расследованию фактов нарушения Женевской конвенции. Итогом ее работы стало решение о создании Международного трибунала по бывшей Югославии.

Были строго оговорены принципы действия этого органа. Юрисдикции подлежали территории федеративной республики за исключением Словении, ограниченные временными рамками с 1991 года. Ответственности подлежали конкретные лица, трибуналу не передавались полномочия судить органы власти в целом и правительства. Максимально возможным наказанием было предусмотрено пожизненное заключение.

Принципы формирования

Местом нахождения Международного трибунала по бывшей Югославии стал голландский город Гаага. Он состоял из двух судебных камер и одной апелляционной. Кроме того, в его состав входили обвинитель и секретариат. Состав судей должен был подбираться из лиц, обладающих высокими моральными принципами, объективностью и безупречной репутацией. Соблюдался принцип равного представительства судей разных государств.

группа людей

Состав судей определялся Советом безопасности ООН. Окончательное утверждение списка проводилось Генеральной ассамблеей.

Долгий процесс

Планировалось, что деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии продолжится до 2009 года, а последняя апелляция будет рассмотрена в 2010 году. Однако действительность внесла свои коррективы в эти расчеты. Последнее дело было рассмотрено в 2017 году, когда Трибунал объявил о своем закрытии.

За время существования международного органа было рассмотрено 142 дела против обвиняемых в военных преступлениях. Самыми одиозными фигурами процессов стали лидеры боснийских сербов – Радко Младич и Радован Караджич. Судебного преследования не избежал и президент страны Слободан Милошевич. Он скончался в тюрьме, не дождавшись окончательного вердикта.

Критика МТБЮ

Многими независимыми экспертами отмечалась излишняя политизированность трибунала по бывшей Югославии. Несмотря на то что его целью было справедливое разбирательство без учета национальной принадлежности, вскоре стало понятно, что независимый суд международного трибунала больше похож на расправу победителей над побежденными.

Большая часть обвинительных приговоров была вынесена по делам сербских генералов, почти все представители хорватских вооруженных формирований были оправданы. Кроме того, избежали ответственности многие руководители косовских албанцев, ответственные в массовых зачистках и торговле человеческими органами.

международный трибунал по морскому праву

Даже самые горячие сторонники МБТЮ с нейтральной стороны со смущением обнаружили, что кровопролитная гражданская война оказалась, по мнению трибунала, эпичной битвой добра (в лице сторонников независимости) со злом (в лице сербских империалистов).

Международный трибунал по Руанде

Массовый геноцид в Руанде в 1994 году по отношению к этнической группе тутси вызвал немедленную реакцию ООН. Вновь решили использовать проверенную тактику международных трибуналов. Резолюция Совета безопасности ООН по ситуации в Руанде была принята единогласно, целями нового органа стало не только возмездие, но и восстановление законности, мира и примирение сторон.

Международный трибунал по Руанде был организован по подобию МТБЮ. Он состоял из двух судебных и одной апелляционной камеры. Базировался этот орган в Аруше, что в Танзании.

международный трибунал по руанде

Первый процесс состоялся в 1997 году. Всего были рассмотрены дела 93 обвиняемых. Двенадцать из них были оправданы, однако остальные понесли суровое наказание. Самым печально известным из них стал экс-премьер страны Жану Камбанде. Было приведено множество доказательств того, что он призывал к массовым убийствам тутси и организовывал расправы над ними. Самым явным из них стало его одобрение пропаганды на радио RTLM, которая призывало к физическому уничтожению этого народа.

Международный уголовный суд

Помимо временных международных трибуналов действует постоянный орган, который служит арбитром в межнациональных вопросах. Международный уголовный суд был создан в 1998 году на основании Римского статута. Он является постоянно действующей структурой, его решения обязательны для государств, которые ратифицировали международный договор о его создании. На сегодняшний день соглашение подписано 104 странами.

В отличие от Международного уголовного трибунала, Суд не обладает приоритетом по отношению к нормам национального права. МУС принимает дело в производство лишь в тех случаях, когда государство не способно или не изъявляет желания приняться за расследование серьезных преступлений.

устав международного трибунала

Важным условием для нормальной деятельности Суда является сотрудничество всех государств-участников, способность доставить обвиняемого к месту процесса. Юрисдикции подлежат лица, подозреваемые в совершении самых серьезных преступлений – геноциде, военных преступлениях, агрессии.

Деятельность

Международный уголовный суд начал свою деятельность в 2002 году. Ему были переданы дела по обстановке в Конго, Уганде, Центральноафриканской республике. Ведется расследование о призыве на военную службу несовершеннолетних детей в этих африканских государствах.

Прокурором Международного суда были выписаны постановления на аресты целой группы лиц, обвиняемых в массовых похищениях детей в Уганде. Их насильно вербовали в ряды вооруженных формирований либо использовали в качестве рабов.

Международный трибунал по морскому праву

В определенный момент все морские державы осознали необходимость создания единого органа для урегулирования споров друг с другом. В 1994 году в соответствии с Конвенцией ООН был создан Международный морской трибунал. Он уполномочен решать спорные вопросы, связанные с разработкой ресурсов в зоне морского дна за пределами национальных акваторий.

международный уголовный трибунал

Конвенция объединяет 165 субъектов международного права, включая 164 государства и Евросоюз. Состав трибунала включает в себя 21 представителя от стран-участниц, которых избирают сроком на 9 лет.

Международные трибуналы призваны служить орудием справедливости вне зависимости от географии и сурово карать виновных в совершении преступлений против человечности.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.



Военный суд (до 21 апреля 1992 — военный трибунал) — федеральный суд общей юрисдикции, входящий в единую судебную систему Российской Федерации.

Осуществляет правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Особый правовой статус военных судов отмечается и тем, что в их подсудность входят все уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Главного управления специальных программ президента и др., а также гражданские дела по жалобам военнослужащих на действия данных органов.

В отличие от территориальных судов общей юрисдикции (районных, судов субъектов Российской Федерации), судьи военных судов обладают большей неприкосновенностью. Так, если в территориальных судах вопросы рекомендации на должность и прекращения полномочий входят в компетенцию квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением председателя судов субъектов, чьи вопросы назначения и освобождения от должностей входят в компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВККС), то в военных судах ВККС решает вопросы о рекомендации к назначению и прекращению полномочий председателей и заместителей председателей гарнизонных военных судов (гарнизонный суд по юрисдикции приравнен к районному суду), а также всех судей и председателей окружных (флотских) военных судов (приравнены по юрисдикции к судам субъекта Российской Федерации).

Подсудность

Подсудность в СССР устанавливалась Указами Президиума Верховного Совета СССР:

См. также

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.

Верховные суды республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия • Краевые суды: Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский • Областные суды: Амурский • Архангельский • Астраханский • Белгородский • Брянский • Владимирский • Волгоградский • Вологодский • Воронежский • Ивановский • Иркутский • Калининградский • Калужский • Кемеровский • Кировский • Костромской • Курганский • Курский • Ленинградский • Липецкий • Магаданский • Московский • Мурманский • Нижегородский • Новгородский • Новосибирский • Новосибирский • Оренбургский • Орловский • Пензенский • Псковский • Псковский • Рязанский • Самарский • Саратовский • Сахалинский • Свердловский • Смоленский • Тамбовский • Тверской • Тверской • Тульский • Тюменский • Ульяновский • Челябинский • Ярославский • Городские суды: Москва • Санкт-Петербург • Суды автономных областей: Еврейская АО • Суды автономных округов: Ненецкий АО • Ханты-Мансийский АО • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

АС республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Хакасия • Удмуртия • Чечня • Чувашия • Краевые АС: Алтайского • Забайкальского • Камчатского • Краснодарского • Красноярского • Пермского • Приморского • Ставропольского • Хабаровского • Областные АС: Амурской • Архангельской • Астраханской • Белгородской • Брянской • Владимирской • Волгоградской • Вологодской • Воронежской • Ивановской • Иркутской • Калининградской • Калужской • Кемеровской • Кировской • Костромской • Курганской • Курской • Липецкой • Магаданской • Московской • Мурманской • Нижегородской • Новгородской • Новосибирской • Омской • Оренбургской • Орловской • Пензенской • Псковской • Ростовской • Рязанской • Самарской • Саратовской • Сахалинской • Свердловской • Смоленской • Тамбовской • Тверской • Томской • Тульской • Тюменской • Ульяновской • Челябинской • Ярославской • Городские АС: Москва • Санкт-Петербург и Ленинградская область • АС автономных областей: Еврейская АО • АС автономных округов: Ханты-Мансийский АО - Югра • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

Читайте также: