Деятельность ссср в области разоружения в конце 20 х гг кратко

Обновлено: 07.07.2024

Разоружение, система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в мире ядерного и других видов оружия гигантской разрушительной силы, разоружение стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.

Идея разоружения, как действенного средства против вооружённых конфликтов и войн существует издавна. Однако в обществе, разделённом на антагонистические классы, эта идея использовалась правящими классами для политического маневрирования, военного ослабления противников и сокрытия мер по наращиванию собственного военного потенциала. Отдельные двусторонние или многосторонние соглашения об ограничении использования вооружённых сил не могли остановить рост милитаризма, который как сложившаяся система экономики, политики и идеологии достигает наивысшего развития после перерастания домонополистического капитализма в империализм. Призывы к ограничению вооружений, содержавшиеся в некоторых выступлениях буржуазных государственных деятелей, международных актах и постановлениях (Гаагские конференции мира в 1899 и 1907, "14 пунктов" президента США Т.В. Вильсона, Устав Лиги Наций), приводили лишь к распространению пацифистских иллюзий.

Только после возникновения Советского социалистического государства, а в дальнейшем и других социалистических государств, в основе внешнеполитической деятельности которых лежит борьба за мир между народами, стали создаваться реальные предпосылки для решения проблемы разоружения. "Разоружение, - по определению В.И. Ленина, - есть идеал социализма"[1]. Уже на Генуэзской конференции 1922 советская делегация предложила провести всеобщее сокращение вооружений. В последующие годы Советское правительство неоднократно выдвигало предложения, как о всеобщем, так и о частичном разоружении в ходе двусторонних и многосторонних переговоров, в различных комитетах Лиги Наций, на сессиях подготовительной комиссии Лиги Наций к конференции по разоружению в 1927 и 1928, на Женевской конференции по разоружению 1932-1935 годов. После 2-й мировой войны 1939-1945 г. в Устав ООН в значительной мере благодаря усилиям Советского Союза были включены положения о разрешении разногласий между государствами - членами ООН мирным путём, об отказе членов ООН от угрозы использования или использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся разоружения (статьи 11, 26, 47). Таким образом, разоружение стало общепризнанным принципом международного права. Однако империалистические силы сразу же по окончании войны приступили к форсированию гонки вооружений (её опасность многократно возросла с созданием ядерного и термоядерного оружия, сверхзвуковых реактивных самолётов, баллистических ракет и других новых видов боевой техники), к развязыванию "холодной войны".

В этих условиях Советское правительство, поддерживая на должном уровне обороноспособность СССР, одновременно настойчиво добивалось совместно с правительствами других стран, входящих в сложившуюся в послевоенные годы мировую систему социализма, ограничения гонки вооружений и создания предпосылок для осуществления частичного, а затем и полного разоружения.

Проблему разоружения рассматривало, как углублённо, так и поверхностно большое количество учёных и политиков. В их число входили Н.М. Никольский, Б. Броди, В.М. Хайцман, Е.Ю. Зубкова, а так же великий политик и партийный лидер В.И. Ленин и другие не менее знаменитые личности.

В наше время проблема разоружения, действительно является проблемой, ведь той же войне в Ираке, поводом послужило не согласие данной страны, по мнению США, избавиться от ядерного оружия. То есть пока существуют империалистические страны, а они существуют, не будем показывать пальцем кто именно, такие страны так и будут искать повода выгодной для себя войны. А одним из таких поводов может послужить проблема разоружения, так как является недоработанности и в результате отсутствия чётких разграничений в данной проблеме. И это всё может говорить только об одном, что данная тема актуальна и, скорее всего, будет актуальна всегда, пока существует оружие.

Целью данной работы я поставил изучение проблемы разоружения и поиск причин такого долгого решения данного вопроса. Что или кто препятствовали разрешению данной ситуации, кому она выгодна? Ответы на эти и другие вопросы я хотел бы получить, изучив поближе и подробнее выбранную мной тему.


Советский Союз в борьбе за разоружение

19 июня 1946 Советское правительство представило в Комиссию ООН по атомной энергии проект международной конвенции о принятии государствами обязательств не применять атомного оружия, запретить его производство и хранение и уничтожить в 3-месячный срок его запасы. США и Великобритания, отказавшись поддержать советское предложение, противопоставили ему так называемый план Баруха о контроле над атомной энергией, который не предусматривал на деле запрещения атомного оружия, а лишь обеспечивал США монополию в вопросах дальнейшего использования атомной энергии под видом создания не подчинённого Совету Безопасности ООН "международного органа" для "контроля" над атомной энергией.14 декабря 1946 1-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла составленную на основе советских предложений резолюцию "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений". Однако западные державы саботировали выполнение этой резолюции, за которую они сами голосовали, и отклонили ряд других советских предложений, увязывавших вопрос о всеобщем сокращении вооружений и вооружённых сил с решением важнейшей задачи - запрещением и уничтожением атомного оружия.

Оправдывая саботаж Разоружения под предлогом отсутствия международной безопасности, западные державы одновременно нагнетали международную напряжённость путём создания агрессивных военно-политических блоков (НАТО, СЕАТО, СЕНТО и др.) и заключения двусторонних агрессивных военно-политических соглашений. Линия западных держав в вопросе о Разоружении свидетельствовала, об их упорном нежелании отказаться от политики атомного шантажа. Создание в СССР атомного оружия в 1949, водородного оружия в 1953, а в последующем межконтинентальных ракет выявило полную несостоятельность этой политики.

Советское правительство неизменно продолжало направлять свои усилия на создание предпосылок к решению проблемы Разоружение, в то время как СССР, стремясь добиться прогресса в решении этой проблемы, шёл, насколько было возможно, навстречу западным державам, последние выдвигали неприемлемые требования, рассчитанные на получение ими односторонних преимуществ или замену разоружения сбором разведывательных данных под видом "контроля" над разоружением, вносившиеся неоднократно в 50-х гг. Советским правительством предложения о частичных мерах в области разоружения, и в частности предложения о пропорциональном сокращении вооружённых сил 5 великих держав, а также предложения о поэтапном сокращении вооружений неизменно отклонялись странами Запада.

В 1955-1958 гг. СССР сократил численность своих Вооружённых Сил на 2 млн.140 тыс. человек, а в январе 1960 Верховный Совет СССР принял закон об их сокращении ещё на 1 млн. 200 тыс. чел. Советское правительство ликвидировало свою военную базу на иностранной территории (Порккала-Удд), односторонне прекратило испытания атомного и водородного оружия и заявило о своей готовности не возобновлять их, если западные державы последуют его примеру (в конце октября 1958 Советское правительство возобновило испытания в связи с тем, что США и Великобритания не только не последовали примеру СССР, но даже увеличили число ядерных взрывов). Вооружённые силы других социалистических стран в Европе были сокращены в 1955-1958 на 456,5 тыс. человек Западные державы ответили на инициативу социалистических стран дальнейшим усилением гонки вооружений.

Летом 1963 на совещании в Москве представители США, СССР и Великобритании рассмотрели возможность ограничения испытаний ядерного оружия. В результате 5 августа был заключён Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, вступивший в силу 10 октября 1963.

27 января 1967 был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, запрещающий использовать космическое пространство в военных целях и размещать на околоземных орбитах ядерное оружие или другие виды оружия массового уничтожения (Договор о космосе 1967); договор вступил в силу 10 октября 1967.

Борьба за разоружение - один из важнейших принципов социалистической внешней политики, составная часть Программы мира, принятой 24-м съездом КПСС. В соответствии с этой программой Советское правительство ввиду невозможности осуществить сразу всеобщее и полное разоружение направляет свои усилия на безотлагательное решение хотя бы отдельных, частных вопросов. Вместе с другими социалистическими государствами, участвующими в работе Комитета по разоружению, оно внесло на рассмотрение Комитета проект Конвенции о бактериологическом оружии конвенция была принята и открыта для подписания 10 апреля 1972; вступила в силу 26 марта 1975. В марте 1972 социалистические страны внесли на рассмотрение Комитета проект Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и его уничтожении.

В результате ни первая (май 1926 г.), ни вторая (сентябрь 1926 г.), ни третья (март — апрель 1927 г.) сессия комиссии не дали никаких результатов. Портфели участников сессий были набиты ничего не значащими декларациями, кипами пустопорожних резолюций и предложений. Пока шли дискуссии, гонка вооружений не прекращалась.

Советский Союз был обеспокоен таким положением. На IV сессии Подготовительной комиссии Лиги Наций1 2, открывшейся 30 ноября 1927 г. в Женеве, глава советской делегации М. М. Литвинов от имени Советского правительства выдвинул конкретную программу всеобщего и полного разоружения. Советское правительство предлагало распустить все вооруженные силы, уничтожить имевшееся оружие, ликвидировать военно-морской флот и военную авиацию, крепости, морские и сухопутные базы, военные заводы, прекратить военное обучение граждан, издать законы, отменяющие военную службу. Срок проведения этой программы, осуществление которой дало бы надежную гарантию прочного мира, устанавливался в один год. В случае несогласия капиталистических государств с этим сроком Советское правительство предлагало осуществить полное разоружение в несколько этапов в течение четырех лет.

Добиваясь отклонения советских предложений, западные дипломаты не противопоставляли им абсолютно ничего конкретного, если не считать ссылок на пакт Бриана — Келлога, как известно, не касавшийся проблем разоружения. Когда стало ясно, что Подготовительная комиссия отклонит советские предложения, делегация СССР тут же внесла новый проект конвенции — на этот раз о частичном разоружении. Проект предусматривал прогрессивное сокращение всех видов вооружения соответственно их реальной численности в различных странах.

Это был бы первый шаг к осуществлению в дальнейшем полного разоружения. Советская делегация учитывала при этом заявления ряда участников дискуссии в пользу постепенного сокращения вооружений.

Западные дипломаты оказались не в состоянии отвечать по существу на очень ясную и убедительную программу конкретных действий, предложенную советской делегацией. Их усилия сводились лишь к тому, чтобы закрыть заседание комиссии и отложить дебаты.

Деятельность советской делегации продолжала вызывать одобрение прогрессивной общественности всего мира. Сама постановка и обсуждение вопроса о разоружении на международном совещании были крупным успехом советской дипломатии. Каждый непредубежденный человек мог ясно представить себе, кто является сторонником, а кто — непримиримым противником гонки вооружений.

VI сессия Подготовительной комиссии Лиги Наций открылась лишь 15 апреля 1929 г. Стремясь во что бы то ни стало провалить новый советский проект, западные дипломаты готовы были даже на время забыть о своих разногласиях. Пренебрегая ради защиты своих империалистических планов всякими доводами логики и здравого смысла, участники сессии отклонили советские предложения.

Империалисты продолжали наращивать вооружения и искали повод пустить накопленные (запасы оружия в дело. В 1929 г. они вновь попытались прощупать прочность обороны Советской страны, на этот раз на Дальнем Востоке.

Советская сторона также была крайне заинтересована в установлении торговых отношений с наиболее развитыми промышленными странами, поэтому Всероссийскому Центральному союзу потребительских обществ (Центросоюзу) было дано разрешение на торговлю с иностранными государствами.

Экономический прорыв, разумеется, не означал официального признания РСФСР, поскольку политика стран Антанты по отношению к Советской республике не менялась. Тем не менее, первые шаги навстречу друг другу государствами с различными общественными системами были сделаны.

16 марта 1921 г. в Лондоне после длительных переговоров состоялось подписание Советско-Английского торгового соглашения[4]. Это поторопило Германию в установлении торговых отношений с РСФСР, поскольку немецкие предприниматели рисковали стать аутсайдерами на российском рынке. В результате предпринятых германской стороной шагов, уже 6 мая 1921 г. в Берлине состоялось подписание Временного советско-германского соглашения[5] о возобновлении торговых отношений между сторонами. Также были достигнуты договоренности о военнопленных, что стало действительным началом устранения последствий войны.[6]

Ко времени образования СССР 30 декабря 1922 г. Советской Республикой были подписаны торговые соглашения с еще несколькими европейскими странами: Австрией, Италией, Норвегией, Чехословакией и Швецией. Из крупных капиталистических стран лишь Франция и САСШ воздерживались от установления непосредственных связей с Советским государством.[7]

По окончании войны, как это часто бывает, возникли противоречия между бывшими союзниками: англо-американские, англо-французские, американо-японские. Для их урегулирования в 1921 г. были созваны Лондонская конференция по Ближнему Востоку и Вашингтонская конференция по Азиатско-Тихоокеанскому региону, поскольку вопрос о послевоенном территориальном переделе в названных регионах стоял наиболее остро.

Лондонская конференция была созвана в разгар Греко-Турецкой войны, спровоцированной в 1919 г. Антантой для подавления кемалистской революции в Турции. Несмотря на попытки Италии и Франции изменить в свою пользу результаты Севрского договора[8], Великобритании удалось создать единый фронт для защиты своих интересов. Ведущие европейские державы были заинтересованы, прежде всего, в сохранении своих приобретений, нежели в прекращении войны, а также к подталкиванию в ходе закулисных переговоров Турции против Советской России, поэтому сделанные Антантой противоборствующим сторонам предложения были отвергнуты как Грецией, так и Турцией. Показателем провала этой конференции стало возобновление боевых действий в Анатолии.[9]

Вашингтонская конференция примечательна тем, что помимо территориальных вопросов, на ней были поднята тема разоружения, а именно — ограничение морских вооружений. Договор пяти держав об ограничении морских вооружений был подписан Великобританией, Италией, САСШ, Францией и Японией 6 февраля 1922 г. Однако целью этого Договора было не сокращение вооружений как таковое, а перераспределение соотношения в военно-морских силах, выгодное для САСШ. Некоторые военно-политические выгоды в регионе получила Япония.[10]

Тем временем ухудшающаяся экономическая ситуация в Европе требовала принятия международных мер. На Каннской конференции в январе 1922 г. премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж предложил созвать международную экономическую конференцию.

Однако для Германии и России эта конференция имела огромное значение. Подписанный в предместье Генуи Рапалло главами делегаций Г.В. Чичериным и В. Ратенау двусторонний договор предусматривал немедленное восстановление дипломатических отношений в полном объеме и урегулирование всех спорных вопросов путем взаимного отказа от претензий [15]. Такой прогресс в советско-германских отношениях стал полной неожиданностью для остальных участников конференции.

В ходе Генуэзской конференции было решено организовать конференцию по сугубо экономическим вопросам. В работе Гаагской конференции, проходившей в июне — июле 1922 г., приняли участие те же страны, кроме Германии. Выдвинув встречные требования капиталистическим странам, РСФСР сорвало попытки западных стран решить за ее счет свои экономические проблемы [16].

В 1922 г. министр иностранных дел Великобритании Дж. Керзон, преследуя британские политические цели, предложил провести в Лозанне мирную конференцию для урегулирования ближневосточных проблем, каковыми являлись заключение мирного договора с Турцией, изгнавшей к 18 сентября 1922 г. со своей территории греческих интервентов, поддерживаемых Антантой [17], и установление режима Черноморских проливов. Острота последней проблемы вытекала из вопроса о прохождении через Проливы военных судов, поскольку это имело непосредственное отношение к безопасности Советской России: Великобритания требовала для военных судов всех стран права прохождения через Проливы как в мирное, так и в военное время при условии, что Турция будет сохранять нейтралитет. Великобритания добивалась также демилитаризации зоны Проливов и установления над ними международного контроля, что чрезвычайно усиливало позиции Антанты в регионе.

Насколько ожесточенной была дипломатическая схватка в ходе работы конференции говорит то, что именно в Лозанне глава советской делегации В.В. Воровский сначала был лишен дипломатического статуса, а позже, 10 мая 1923 г., — убит. Принятый на конференции с некоторыми оговорками британский вариант Конвенции о режиме проливов хотя и был подписан советской делегацией[18], но ратифицирован ею не была. В 1936 г. на конференции в Монтре эта конвенция была пересмотрена, и вместо нее была принята другая конвенция, существенно ограничившая право прохода через Проливы военных судов нечерноморских держав [19].

Что же касается нового мирного договора с Турцией, то есть Лозаннского мирного договора, подписанного 24 июля 1923 г., то он стал победой нового Турецкого государства под руководством Мустафы Кемаля [20], поскольку предотвращал восстановление режима капитуляций, свидетельствуя, таким образом, о признании его международного равноправия [21].

Во время Лозаннской конференции в Москве 2-12 декабря 1922 г. по инициативе советского правительства была проведена региональная конференция по сокращению вооружений. В ней приняли участие страны Восточной Европы: Латвия, Литва, Польша, Финляндия и Эстония. Румыния отказалось прислать своего представителя. Москва для снятия напряженности в регионе предложила участникам конференции принять следующие меры: сократить в четыре раза в течение полутора-двух лет армии представленных на конференции государств, распустить все иррегулярные военные формирования; ограничить военные расходы через установление для всех стран единых бюджетных ассигнований на одного военнослужащего, запретить пребывание воинских соединений в пограничных зонах. Несмотря на то, что Московская конференция закончилась безрезультатно, так как Латвия, Польша, Финляндия и Эстония отказались обсуждать плана сокращения вооружений, однако она способствовала формированию миролюбивого имиджа РСФСР в глазах мирового сообщества [22].

В последовавшей дипломатической переписке в связи с этим меморандумом, продолжавшейся до 18 июня 1923 г., советское правительство отвело претензии британского правительства, согласившись лишь на удовлетворение некоторых незначительных требований британской стороны [25]. Тем не менее, нам видится, что именно меморандум Керзона вынудил советскую сторону подписать в Лозанне 1 августа 1923 г. Конвенцию о проливах.

Другая великая держава, Франция, несмотря на поражение Германии в Первой мировой войне, была весьма обеспокоена безопасностью своих границ. Видимость миролюбивых устремлений была нужна и Великобритании, где уставший от войны электорат реагировал на внешнеполитические заявления лидеров находившейся у власти партии лейбористов. Так в кулуарах Лиги Наций появился англо-французский план всеобщего международного договора о взаимных гарантиях. Выработанный в Лиге Наций проект протокола о мирном разрешении международных конфликтов был утвержден в Женеве 2 октября 1924 г. Однако пришедшие в Великобритании к власти консерваторы отказались в 1925 г. от ратификации Женевского протокола, направив усилия своей дипломатии на создание антисоветской коалиции с участием Германии [29].

Для выработки принципов и проведения в жизнь общеевропейской антисоветской политики в октябре 1925 г. в Локарно по инициативе Великобритании и Франции была созвана конференция ведущих европейских государств, в том числе, кроме названных, Бельгии, Германии, Италии, Польши и Чехословакии.

В результате достигнутых в Локарно соглашений позиции Германии значительно усилились: на нее перестали смотреть как на изгоя, и более того, будучи приглашенной в Лигу Наций, ей предоставлялось постоянное место в Совете Лиги. По этой же причине ослаблялись позиции Франции. Но больше всего выиграла Великобритания, которая становилась европейским арбитром.

Германская сторона, согласившись с Рейнским пактом, не взяла на себя никаких обязательств по участию в антисоветских акциях. Германия, таким образом, обеспечила себе возможность для проведения независимой внешней политики. Подтверждением этому стали заключенный Советским Союзом и Германией в 1925 г. экономический договор[31] и заключенный в 1926 г. советско-германский Договор о ненападении и нейтралитете[32], ставшие со стороны СССР ответом на антисоветские устремления Великобритании.[33]

Явные успехи советской дипломатии, в том числе на Востоке, не могли не вызывать растущего раздражения британского Foreign Office во главе с О. Чемберленом, выступавшим за разрыв отношений с Советским Союзом. 23 февраля 1927 г. он передал временно исполняющему обязанности поверенного в делах СССР в Великобритании А.П. Розенгольцу ноту протеста[36], обвинявшую Советский Союз в подрывной деятельности против Великобритании и в антибританской пропаганде в странах Азии и Ближнего Востока.[37] После ряда провокаций 27 мая 1927 г. Великобритания официально уведомила СССР о разрыве дипломатических отношений, после чего активизировала свои действия по созданию антисоветского фронта. Однако, кроме Канады, никакое другое государство отношений с Советским Союзом не разорвало. Подтверждением несостоятельности очередного антисоветского выпада в политике Великобритании стала встреча О. Чемберлена с заместителем наркома по иностранным делам М.М. Литвиновым в декабре 1927 г. [38].

Советское правительство отказалось принимать участие в международной конференции на территории Швейцарии (в Женеве), поскольку еще не был исчерпан конфликт, вызванный убийством на территории этой страны В.В. Воровского. После урегулирования этого конфликта советская делегация во главе с М.М. Литвиновым прибыла в Женеву.

Протокол, подписанный в Москве 9 февраля 1929 г. Латвией, Польшей, Советским Союзом, Эстонией и Румынией предусматривал присоединение к нему любого государства [50]. В результате 27 февраля 1929 г. к Протоколу присоединилась Турция, 3 апреля 1929 г. — Персия и 5 апреля 1929 г. — Литва. Однако Пакт вошел в силу между всеми его участниками только 24 июля 1929 г. [51].

Московский протокол стал своего рода вехой в истории советской дипломатии, показавшей, что, если не изгой, то, во всяком случае, неравноправный партнер, коим была Советская республика еще на Генуэзской конференции, к концу 20-х годов стал в международных отношениях одним из инициаторов, к голосу которого начали прислушиваться даже самые непримиримые противники.

Советские усилия по сохранению мира не могли не повлиять на общественное мнение в Великобритании, что стало одной из причин победы на состоявшихся в мае 1929 г. парламентских выборах лейбористской партии, которая ратовала за нормализацию отношений с СССР. И уже 3 октября того же года после предварительных переговоров в Лондоне состоялось подписание протокола о возобновлении между Объединенным Королевством и Советским Союзом дипломатических отношений.

В то же время росли военные амбиции Германии, стремившейся к снятию послевоенных ограничений и достижению военного паритета с европейскими державами. Это также не могло не беспокоить широкие слои общества, особенно соседней с Германией Франции.

В атмосфере растущего общественного недовольства в ноябре — декабре 1930 г. прошли заключительные заседания Подготовительной комиссии Конференции по разоружению, открытие которой состоялось в феврале 1932 г. в Женеве.

Другой сферой активных внешнеполитических усилий СССР стала борьба за ограничение вооружений. Не будучи еще членом Лиги Наций, СССР активно участвовал в 1927–1930 гг. в совещаниях созданной Лигой подготовительной комиссии по разоружению. Первоначально выдвинутые СССР проекты, предлагавшие всеобщее и полное разоружение, являлись, несомненно, утопичными. Обнародование их было скорее проявлением характерной традиции Наркоминдела, для которого пропагандистские акции служили обязательным дополнением к обычным дипломатическим приемам. Не было, однако, принято и второе, более умеренное предложение СССР, увязывавшее масштабы разоружения соответственно с боевой мощью тех или иных государств. Эту тактику, предполагавшую сочетание пропагандистских идей и прагматических предложений, СССР применил и на Женевской конференции по разоружению 1932 г., в целом закончившейся безуспешно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Внешняя политика СССР в 1920-е – нач. 1930-х

Внешняя политика СССР в 1920-е – нач. 1930-х В январе 1920 г. Антанта сняла блокаду с Советской России. Это означало конец войны и де-факто признание политической реальности. Бывшую Россию большевики полностью контролировали, они отстояли ее единство (с утратой Польши,

1. Общенациональный кризис. Конец 1920 г. – начало 1921 г.

ГЛАВА V СССР в период реконструкции. Конец 1920-х – начало 1940-х годов

ГЛАВА V СССР в период реконструкции. Конец 1920-х – начало 1940-х годов Реконструкция (перестройка) экономики СССР и советского общества началась в конце 1920-х годов по инициативе ЦК ВКП (б). Она была обусловлена как объективными потребностями страны приумножить общественный

38. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920—1930-х гг

38. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920—1930-х гг Если к концу 1920-х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930-е гг. государство становится полностью тоталитарным:1) экономика переходит под государственный контроль;2) партия окончательно

39. Общественно-политическое развитие СССР в конце 1920—1930-х гг

39. Общественно-политическое развитие СССР в конце 1920—1930-х гг В период с 1928 по 1937 гг. в СССР было окончательно сформировано тоталитарное государство.Рыночные механизмы были заложены государственным регулированием, а во всех сферах жизни общества был установлен режим

40. Внешняя политика СССР в конце 1920—1930-х гг

40. Внешняя политика СССР в конце 1920—1930-х гг Во внешней политике СССР конца 1920–1930 гг. можно выделить три основных периода:1) 1928–1933 гг. – союз с Германией, противостоящий западным демократиям;2) 1933–1939 гг. – постепенное сближение с Англией, Францией и США в условиях

54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД В 1920 – НАЧАЛО 1930-х гг

54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД В 1920 – НАЧАЛО 1930-х гг На протяжении 20-30-х гг. Советский Союз в своей внешней политике старался решить ряд задач, среди которых можно выделить следующие:1. Прорыв дипломатической и экономической блокады

Глава LXII НАЧАЛО ТВОРЧЕСТВА ПУДОВКИНА И ДОВЖЕНКО ФИЛЬМЫ 1920–1930 ГОДОВ

87. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР В 1920–1930 гг

87. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР В 1920–1930 гг На протяжении 1920–1930 гг. Советский Союз в своей внешней политике старался достичь ряда задач.Первой задачей являлся прорыв дипломатической и экономической блокады страны. В 20-х гг. советскому правительству

88. СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В 1920–1930 гг

88. СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В 1920–1930 гг К середине 30-х гг. баланс сил в Европе сильно изменился. Созданная по итогам Первой мировой войны Версальская система фактически перестала существовать, так как с приходом к власти А. Гитлера в

6 °CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В КОНЦЕ 1920—1930-Х ГГ

6 °CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В КОНЦЕ 1920—1930-Х ГГ Необходимость дальнейшего обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжелой промышленности. Руководство страны поставило задачу

61 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 1920—1930-Х ГГ

61 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 1920—1930-Х ГГ Стержнем политической системы сложившейся в стране в 1920—1930-е гг. стала Коммунистическая партия, которая соединила в себе партийный и государственный аппарат. Партийную иерархию венчала личность И. В. Сталина,

62 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В КОНЦЕ 1920-1930-Х ГГ

62 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В КОНЦЕ 1920-1930-Х ГГ К концу 1920-х гг. международное положение СССР было достаточно устойчивым.Относительно стабильным оставалось положение на западных границах СССР. Но на восточных рубежах страны (Дальний Восток) усилилась напряженность.

Тема 65 Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х – 1930-е гг

Тема 65 Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х – 1930-е гг ПЛАН1. Цели модернизации советской экономики.1.1. Итоги восстановительного периода.1.2. Цели и задачи индустриализации: Преодоление технико-экономической отсталости. – Наращивание советского оборонного

Тема 67 Внешняя политика СССР в конце 1920-х – 1930-е гг

Тема 67 Внешняя политика СССР в конце 1920-х – 1930-е гг План1. Задачи и основные направления советской внешней политики.1.1. Отношения с капиталистическими государствами: Основное противоречие внешней политики.1.2. Развитие отношений с дальневосточными государствами: Китай. –

Проблема безопасности и разоружения в МО 1920-х – начале 1930-х гг.

Период после Локарнской конференции (1925 год) характеризовался относительной стабильностью в Европе. Министры иностранных дел Франции, Германии и Великобритании: А. Бриан, Г. Штреземан и Н. Чемберлен получили Нобелевскую премию мира за подписание Локарнских договоров. Но противоречия в лагере победителей и побежденных продолжали оставаться. В других районах мира они тоже сохранялись, и это грозило миру новыми потрясениями.

В 1925 г. началось мощное объединительное движение в Китае, которое грозило странам Европы полным изгнанием из этой страны. В этом же году Англия и Италия подписали соглашение о разделе Эфиопии.

На Дальнем Востоке шло усиленное строительство военных и военно-морских баз Японии, которая в известном “меморандуме Танака” приняла план осуществления мировой гегемонии, прологом к которому должна была послужить агрессия в Китае. В этих условиях СССР, осуществлявший индустриализацию, стремился использовать образовавшуюся передышку для обеспечения условий успешного выполнения задач восстановления и развития своей экономики.

Понимая, что добиться прочных гарантий мира и безопасности в условиях разделения мира на две системы невозможно, советская дипломатия уделяла основное внимание развитию торговых отношений и подписанию двусторонних соглашений о нейтралитете со странами Европы и Азии. Положение осложнялось тем, что международные отношения рассматривались советскими лидерами с классовой точки зрения, как непримиримая борьба капитализма и социализма.

В Москве работал Коминтерн, который провозгласил основной своей идеей победу мировой пролетарской революции и активно вмешивался в дела зарубежных компартий.

Это, несомненно, противоречило официально провозглашенному СССР внешнеполитическому курсу на мирное сосуществование государств с разными социальными системами, вызывал недоверие к СССР. В свою очередь, советские лидеры рассматривали любой шаг европейских стран, направленный на консолидацию сил континента, как сколачивание антисоветского блока.

Локарнские соглашения тоже оценивались в СССР, как антисоветская акция и сопровождались надеждами на скорое начало мировой пролетарской революции, а пока она не началась, рекомендовалось проводить политику мира. Исходя из таких оценок, в 1925 - 1927 гг. были подписаны договоры о нейтралитете со странами Азии: Турцией (17 декабря 1925 г.), Афганистаном (31 августа 1926 г.), Ираном (1 октября 1927 г.).

Эти договоры предусматривала сохранение перечисленными странами нейтралитета, если Советский Союз подвергнется агрессии со стороны третьей державы. 24 апреля 1926 г. был подписан договор о нейтралитете и ненападении с Германией, а примерно за полгода до этого советско-германский торговый договор. Договор о ненападении и нейтралитете содержал положение о сохранении дружеских контактов для разрешения всех вопросов, касавшихся Германии и СССР, и соблюдения нейтралитета в случае войны какой-либо из подписавших этот договор стран с третьей стороной.

Подобные договоры были подписаны со странами Прибалтики: 28 ноября 1926 г. с Литвой, 27 марта 1927 г. с Латвией, в августе 1927 г. с Эстонией. Но Польша и Финляндия из числа сопредельных стран не изъявили желания подписать такие же соглашения и проводили политику конфронтации с СССР.

В целом, во второй половине 20-х гг. серьезно ухудшились отношения между СССР, с одной стороны, и Англией, и Францией, с другой. Во Франции правительство левого блока сменило правительство “национального единства“ во главе с Р. Пуанкаре, который был известен, как непримиримый враг Советской России.

В Англии правительство С. Болдуина проводило жесткую линию в отношении СССР. 27 мая 1927 г. оно даже разорвало с СССР дипломатические отношения, которые были возобновлены в 1929 г. Наблюдалось известное сближение между французскими и германскими монополистическими кругами. В июне 1927 г. недалеко от Женевы в местечке Туари в обстановке строгой секретности встретились министры иностранных дел Франции и Германии А. Бриан и Г. Штреземан.

Последний предложил французскому министру иностранных дел немедленно эвакуировать Рейнскую зону, передать Германии Саар, за который Штреземан обещал передать французам 300 млн. рейхсмарок. Обсуждались также вопросы финансового сотрудничества Франции и Германии и восстановления довоенных связей промышленных монополий.

8 сентября 1928 г. Германия была принята в Лигу наций. Это означало, что после Локарно она становилась равноправным членом Европейского сообщества и Штреземан с удовольствием отмечал, что “дух Версаля” сменился “духом Локарно”. На фоне этих изменений все сильнее становилось стремление европейских стран не допустить новой мировой войны.

Пацифистское движение, которое к концу 20-х годов приобрело широкий размах, заставило министра иностранных дел Франции А. Бриана в начале 1928 г. обратиться к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением подписать между Францией и Соединенными Штатами двусторонний пакт об отказе от войны и объявлении ее вне закона. Келлог, не желая связывать США с какой-либо европейской страной договором, что считалось нарушением “доктрины Монро”, предложил подписать многосторонний пакт, который могли бы соблюдать все страны.

27 августа 1928 г. был подписан договор, получивший название пакт Бриана-Келлога, который осудил обращение к войне, как средству осуществления национальной политики, и призвал страны разрешать все вопросы и конфликты мирным путем. Он был подписан 15-ю странами, к которым начали присоединяться другие государства, к 1939 г. его подписали более 60 стран.

31 августа 1927 г., по приглашению ряда стран, уже являвшихся членами Лиги наций, в него вступил Советский Союз, сопроводив свое согласие на это призывом к всеобщему и полному разоружению.

Читайте также: