Детство как социокультурный феномен кратко

Обновлено: 08.07.2024

Появляясь на свет, человек наделен самыми примитивными и элементарными механизмами для того, чтобы поддерживать свою жизнь. По своему физическому строению и психологической подготовке ребенок еще не может принимать взрослые решения, не может даже самостоятельно передвигаться, разговаривать. Многие навыки ему только предстоит освоить, и поэтому требуется особый подход в том, чтобы организовать для него благоприятные условия и период детства.

Детство – известный всем, но малопонятный феномен. Оно является частью социального мира, но разные исследователи по-разному оценивают его.

Термин детство широко используется, оно многопланов и многозначен. В более общем виде детство определяют как период, который начинается с рождения ребенка и заканчивается тогда, когда он обретает полную социальную и психологическую зрелость. Когда человек становится полноценным и полноправным членом общества, то он перестает быть ребенком, начинает нести ответственность за свои действия, как уголовную, так и моральную.

У детства есть свои этапы, и нельзя говорить о том, что они неизменны. Все дело в том, что детство меняется точно так же, как и меняется общество, меняются цивилизации. Ранее в детство вкладывали один смысл, сейчас же в детство вкладывают совершенно иные ценности и нормы. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Этапы детства чаще всего рассматривают с точки зрения психологии, в социологии это используется реже. Связано это с тем, что дети в выборку социологических исследований попадают нечасто. Но при этом существуют отдельные социологические направления, которые полностью посвящены детству. Например, социология детства. Это отрасль социологического знания, которая объясняет и интерпретирует весьма специфические, а также конкретные действия, процессы в отношении детства. Изучается детство с помощью специальной социальной техники и социологической методологии.

Социология детства существует и функционирует в одном ряду с несколькими другими отраслями социологии, а именно:

Готовые работы на аналогичную тему

  • социология воспитания;
  • социология образования;
  • социология молодежи.

Объектом социологии детства является детство, которое признано структурным компонентом общества. Детство отражает социальные и культурные изменения, которые претерпевает человек, проходя несколько этапов взросления. В качестве объекта принято брать отдельную детскую группу, которая находится на этапе первичной социализации. Любое воздействие может оказать и позитивное, и негативное влияние. В рамках социологии детства также рассматриваются особенности группового поведения, социально-демографические группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ, как формальных, так и неформальных. Исследователи в отдельном разделе данной отрасли разрабатывают методические и методологические принципы исследования детской и подростковой среды.

Детство как социальный и культурный феномен

В период детства закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость человека, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность. Восприятие этих качеств, норм и ценностей позволяет человеку быть активным социальным элементом, который выстраивает вокруг себя устойчивые социальные связи, выполняет определенные роли и имеет статус.

Как социальный и культурный феномен, детство очень разнопланово, он может включать в свою структуру несколько других миров и направлений. Например, мир общения со взрослыми и сверстниками, мир социальных взаимоотношений. Разумеется, на начальном этапе своего развития человек не имеет точных представлений о том, как выстраивать отношения, как общаться с окружающими. Его мир ограничивается только самыми близкими – родителями и родственниками. И именно на семье лежит большая ответственность за воспитание личности, за ее социализацию и адаптацию, за то, чтобы ребенок рос и развивался в соответствии с теми современными требованиями, которые предъявляет общество.

Таким образом, детство нуждается в дополнительных ресурсах для полного изучения. Ему уделяют не так много внимания, как другим социальным элементам и реальностям, и это является очень серьезным упущением. Дело в том, что в детстве формируются будущие личностные установки и тенденции. Они не всегда позитивны, ведь встречаются и негативные среды, которые влияют на ребенка соответствующим образом. Отсюда растущее число преступлений, совершаемых детьми, наличие девиации и асоциальных проявлений личности, отсутствие четкого представления о том, как действовать дальше, защитить себя и своих близких от негативного влияния. Только так можно наладить пространство для благоприятного воспитания ребенка, создать условия для того, чтобы его детство проходило в нормальной среде, защищенной от негатива, преступности и других последствий.

В качестве методологических ориентиров современной дошкольной педагогики в статье рассматриваются существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно закончившемся XX веке.

ВложениеРазмер
detstvo_kak_sotsiokulturnyy_fenomen_.docx 26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это - мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как возникает и развивается его личность? Когда и как становится независимым?

Это – мир предметов, мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный, внешний, и свой субъективный, внутренний мир? Как решает для себя вечные человеческие проблемы: проблемы истины и существования? Как соотносит свои ощущения с вызвавшими их предметами? По каким признакам отличает реальность от фантазии?

Это – мир истории и культуры. Как и любой человек, ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями, культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Понять детство вне его истории невозможно. Как и когда возникло современное детство? Чем оно отличается от детства наших далеких предков? Как изменяют история и культура представления людей о ребенке способы его воспитания и обучения?

Проблемы Детства находятся на стыке наук: философии и психологии, социологии и археологии, антропологии и этнографии, истории культуры и литературоведения.

Детство – всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление.

1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подрастающего возраста);

2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер.

На характер и содержание Детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.

Исключительно важным представляется сегодня дифференцированный подход к средовым характеристикам Детства – культурного контекста его развития.

В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды, в которой практически находится и формируется Детство в целом. Отсюда перспективным становится выделение особого целостного состояния Детства как саморазвивающегося субъекта, постоянно выступающего в качестве такового в отношениях со Взрослым Миром.

Какие же концепции детства могут рассматриваться в качестве методологических ориентиров современной дошкольной педагогики?

Рассмотрим существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно закончившемся XX веке. Необходимо отметить, что таких концепций немного.

Концепция Д.Б. Эльконина. Обобщив идеи Л.С. Выготского о развитии человека, ученый в своей концепции рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека. Рассматривая детство как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культуры. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры и в процессе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Концепция Д.И. Фельдштейна. В исследованиях ученого детство рассматривается, как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.

Функционально, детство — объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества.

Содержательно, детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.

Идею понимания детства ради становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В.В. Абраменкова, М.С. Каган, А.В. Петровский, К.Б. Соколов, Е.В. Субботский, Р.М. Чумичева, О. Кучерова, С.М. Лойтер, М.В. Осорина. Рассматривая природу культуры детства, М.С. Каган определяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них — сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй — проявление детской субкультуры, то есть формы собственной деятельности ребенка. В связи с этим, детская субкультура в широком смысле — это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком — это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры, по мнению В.В. Абраменковой, становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей.

Мир детства, по мнению А.Б. Орлова, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), то есть духовностью и нравственностью. Мир детства, заключает автор, это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.

Концепция развития субъективности человека В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева позволяет определить самоценность детства, заключающуюся в:

- становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;

- развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;

оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

«Ребенок — это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание.

Ребенок и беспредельность. Ребенок и вечность.

Ребенок — пылинка в пространстве.

«Ребенок — это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях.

В области инстинктов ему недостает лишь одного, вернее, он есть, только пока еще рассеянный, как бы туман эротических предчувствий.

В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработано торможение.

В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостает лишь опыта.

Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок — взрослым.

Концепция В.В. Зеньковского. Очень современно и привлекательно сегодня выглядит опубликованная в 1924 году концепция детства, принадлежащая отечественному философу, огослову психологу и педагогу В.В. Зеньковскому.

Почему так важно ориентироваться в современных концепциях самоценности детства, решая задачи дошкольной педагогики?

Постижение смысла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство — важнейшая задача педагога-исследователя. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль научно-педагогической деятельности, определить приоритетные направления развития теории и практики дошкольного образования.

Ориентация в авторских концепциях детства позволяет исследователю:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Характеристика современного детства как социально-культурного феномена

Анализ современных исследований детства позволяет выделить два основных аспекта, наиболее емко и концептуально аккумулирующих основные проблемы, связанные с отношением мира взрослых к детству в процессе обеспечения многогранного и многоаспектного процесса социализации подрастающего поколения.

Первый аспект связан с проблемой понимания детства как особой формы проявления и особого состояния социального развития. Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет неотъемлемую часть общества, выступает как обобщенный субъект социализации и многоплановых отношений, в которых оно объективно ставит задачи взаимодействия со взрослыми, развивает свой общественно значимый мир.

Таким образом, на современном этапе, наблюдается расхождение, с одной стороны, образовательной системы – ее ценностей и результатов, а с другой – системы взросления. Освоение взрослости, которое должно пониматься как освоение форм самостоятельности и ответственности, оказалось невыделенным в системе образования и заменено различными формами культуроосвоения. Взросление происходит вне системы образования, а образование – вне системы взросления.

Второй аспект , раскрывающий специфику отношения мира взрослых к современному детству, связан с проблемой реализации посреднической функции взрослых в приобщении детей к социуму.

Социализация – сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений). С другой стороны – процесс обретения собственного социального опыта и активного самоопределения личности.

Детство как социально-культурный феномен это социальное явление, определяющее роль, место и положение детей в целом в данном государстве и обществе, состояние и уровень отношения государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства.

Для XXI века характерны попытки переосмыслить предназначение мира детства и базовые ценности отношения к нему мира взрослости, что создает благоприятные условия для пересмотра принципов отношений между двумя мирами. Идет поиск новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, отвечающих потребностям и интересам каждого ребенка, определение пространства, содержания, способов их взаимного действия (Ш.А. Амоношвили, И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, В.В. Горшкова, С.В. Кульневич, Б.Т. Лихачев, В.А. Петровский, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, С.Н. Щеглова, Б.Д. Эльконин, Е.А. Ямбург и др.).

Новое поколение взаимоотношений детей и взрослых представлено в трудах современных ученых в области философии и истории образования (Б.С. Гершунский, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Н.Д. Никандров), психологии и педагогики (В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин).

В соответствии с этим актуальной является разработка педагогических основ конструирования мира детства, позволяющих выстраивать педагогически целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий, методов, адаптированных к современным социальным потребностям подрастающего поколения.

Исходя из вышесказанного, можно отметить следующее, что уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок – культуроосвоения и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Детство - период усиленного развития, изменений, обучения, а также парадоксов и противоречий. Детство - период, который продолжается от новорожденности до полной психологической зрелости, периода становления полноценным членом общества. Продолжительность детства в разных периодах неровная (период Средневековья и современность). Продолжительность детства напрямую зависит от материальных и духовных ценностей общества.

Детство как социокультурный феномен

На самых ранних ступенях общественного развития ребенок рано приобщался к труду взрослых, усваивая способы добывания пищи. При этом нет необходимости готовить ребенка к взрослой трудовой деятельности. Д.Б. Эльконин выдвинул положение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не владеет орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, ребенок рано приобщается к труду взрослых и у него нет необходимости в специальной подготовке к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации привело к тому, что включение детей в производственный труд взрослых оказалось невозможным и появился период детства. А с развитием человеческого общества детство удлинялось. Появились подростковый и юношеский периоды.

Таким образом, согласно этим исследованиям, детское развитие необходимо изучать исторически, т.е. изучать изменения личности внутри каждого периода, происходящие в конкретных исторических условиях.

По данным исследований психологов современный ребенок существенно отличается от ребенка прошлых лет.

У сегодняшних детей:

И как следствие, дети приходят в школу учиться, не обладая навыками общения и практически не социализированными, т.е. плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.

Понятие роста и развития.

Рост - количественное изменение какого-либо объекта, в том числе и психических процессов без изменения внутренней структуры. Рост протекает во времени. За количественными изменениями могут происходить и другие явления и процессы, которые свидетельствуют об изменениях в самом организме (созревание железы внутренней секреции). Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур (комплекс оживления, появление знаковой функции сознания).

Может ли ребенок развиваться по-человечески, если не создавать ему человеческие условия жизни и не воспитывать? Изучение явления госпитапизма, характеризующегося изоляцией ребенка от взрослых и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве, показывает, что дети несмотря на нормальное питание и физиологический уход, либо просто не выживают, либо перестают развиваться и остаются в эмбриональном состоянии. Таким образом, наличие человеческого мозга - далеко не главное условие человеческого развития. Ребенок впитывает в себя то, что дается условиями жизни, воспитанием. Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни и не заложена в мозгу или в организме ребенка.

Психика животных: заложенная программа инстинктов; приобретение особью индивидуального опыта в процессе жизни. Психика ребенка: рост; чрезвычайная пластичность мозга; присвоение культурно-исторического опыта.

Типы развития. Существует множество различных типов развития, которые можно условно разделить на преформированный и нспреформированный

Преформирпчянний тип - решающая роль принадлежит наследственности. Суть преформации: в самом организме закреплены те стадии, которые должен пройти этот организм (эмбриональное развитие). Вытекающий отсюда закон рекапитуляции (прежде было - С.Холл, биогенетическая теория) говорит о том, что ни воспитание, ни обучение не влияют на развитие ребенка.

Непреформироваиный тип - данный тип развития наиболее распространен на планете (Галактика, Земля, общество развиваются по данному типу. Суть: ничего не предопределено заранее, и дети развиваются по-разному, достигая разных уровней развития. Ребенку с рождения не даны те стадии, которые он должен пройти и то, кем он должен стать.

Таким образом, развитие ребенка определяется не только и не столько созреванием организма, но прежде всего социальными и культурными условиями жизни и воспитания ребенка в обществе. Эти условия существенно различаются в разных культурах в разные исторические эпохи.

Читайте также: