Детское фотографирование в доу как форма работы

Обновлено: 03.07.2024

В данной статье говорится об относительно новом, для многих ранее неизвестном психо-коррекционном методе под названием фототерапия. Работать таким методом можно с детьми разного возраста, начиная от 3 до 7 лет в детском саду. Этот метод можно применять и в школе, и даже в работе со взрослыми людьми. Поэтому изложенный в статье материал будет полезен и интересен большому количеству читателей, но, прежде всего, педагогам, психологам дошкольных образовательных учреждений.
Цель. Помочь педагогам найти новые пути, открыть для себя интересные методы и возможности в преодолении психологических проблем, имеющихся у детей.
Задачи:
- определить понятие фототерапии и ее связь с разными искусствами;
- выявить психологические функции фотографии;
- определить возможности фотографии как исцеляющего и развивающего средства.

Что же такое фототерапия? Это лечебно-коррекционное применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Фототерапия представляет собой одно из направлений арт-терапии. Арт-терапия – это одно из направлений психологической коррекции, в основе которого лежит искусство и творчество. Фототерапия может быть основана на работе с уже готовыми фотографиями, слайдами или на создании оригинальных авторских снимков.
Содержание фототерапии – это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение, а также разнообразные виды творческой деятельности: изобразительное искусство, танец, движение, сочинение рассказов, стихотворений.
Благоприятное влияние фотографии на ребенка и его отношение с окружающим миром проявляется при просмотре и обсуждении фотоснимков и слайдов совместно с психологом или во время групповых занятий с участниками группы.
Вся суть процесса фототерапии заключается в том, что при помощи фотографических образов выражаются, всплывают на поверхность все внутренние конфликты, потребности и переживания маленького человечка, которому порой и самому непонятно, что с ним происходит и как ему поступать. Для детей естественнее выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография выступает для них важнейшим средством общения с миром.



Фотография может стать отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей.

Кроме того, поскольку адаптационный период происходит не только у самих малышей, но и у их родителей, то просмотр фотографий любимых чад, того, как проходит их день, служит одним из факторов формирования душевного спокойствия родителей. А от этого, как известно, зависит и состояние деток, которые очень хорошо чувствуют своих родителей.

На мой взгляд, фотографирование – хороший способ налаживания контакта с детками, главное, при этом, сохранять доброе состояние духа, подбадривать, хвалить их, и не ругаться, ведь детки не стоят на месте, дожидаясь удачного кадра, они всегда в движении, и это жизнь!

Украшение стола. Веселые бутерброды.

Украшение стола. Веселые бутерброды. Как вам наши веселые бутерброды? Ими мы украшали Новогодний стол. Готовятся просто и доступно для детей. Дочка делала сама. Вырезается.


В статье поднимается проблема участия детей в процессе фотографирования.

Ключевые слова: фотографирование, фотоаппарат, дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний и понятий об окружающем мире, происходит становление личности ребенка. Процесс осмысленного восприятия детьми объема поступающей извне информации требует более совершенных методов и приемов обучения и воспитания. В данное время актуальна задача повышения эффективности и качества организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Источником получения знаний вместе с книгой, общением с природой, экспериментированием являются и технические средства обучения, которые дают ребенку возможность социализироваться и самореализоваться в дальнейшем. В настоящее время, в век высоких технологий, фотографирование имеет большое значение в жизни человека, благодаря этому люди могут запечатлеть важные моменты в их жизни, фотографирование может даже стать профессией.

Фотография нашла широчайшее развитие и применение в самых различных областях человеческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали ее одним из самых эффективных способов запечатления действительности, важным средством информации и документирования. Фотография широко используется в искусстве (художественная фотография), во многих отраслях наук (научная фотография), в технике (полиграфия, репрография), в быту.

Фотоаппарат совместно с компьютером и его составляющими расширяет диапазон применения фототехники в работе педагогов, что позволяет обогатить и качественно обновить образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях.

Фотографирование — это технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя.

Вот и для ребенка фотографирование — это нечто необычное, оно вызывает у дошкольника неподдельный интерес.

Работа с фотоаппаратом, во-первых, обеспечивает наглядность, помогает восприятию и лучшему усвоению материала. Учитывая наглядно — образное мышление дошкольников, при рассматривании фотографий, отснятых ранее вместе с воспитателем или слайдов на экране компьютера, задействуются три вида памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Во-вторых, статичное изображение воспринимается дошкольниками легче, чем динамичное: просмотр каждого кадра или фото не ограничен по времени, что даёт ребёнку возможность не торопясь, детально рассмотреть изображение и это в свою очередь усиливает активность при анализе увиденного.

В-третьих, фотоаппарат обеспечивает быструю передачу информации; возможность последующего изготовления презентации или видеофильма с наложением звука и спецэффектов позволяет не только насытить ребёнка знаниями, развить его интеллектуальные, творческие способности, но и способствует возможности стать полноправным участником процесса фотографирования, процесса творчества.

Но, каким бы огромным значением ни обладали технические средства обучения, они ни в коем случае не должны заменять живого общения педагога с ребёнком, а скорее грамотно и эффективно дополнять его. Перед взрослыми встаёт задача: как применять технические средства обучения, в данном случае — фотоаппарат; что и как снимать, как преподнести отснятый материал дошкольникам.

По мнению Обухова А. С. и Умяровой Д. К. можно использовать фотографирование для развития исследовательской деятельности обучающихся: для развития наблюдательности, способности видеть многое и замечать детали, выделить фигуру из фона, заметить незаметное и др., а также для решения конкретных исследовательских задач.

Любавина О. С. отмечает, что фотографирование как вид деятельности формирует у ребенка способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве и может служить средством самоопределения детей в мире интересов. В старшем возрасте дети начинают проявлять интерес к фотоаппарату как к устройству, а не как к игрушке, они начинают изучать и экспериментировать [1].

Вместе с тем Полякова М. Н. отмечала, что фотоаппарат может быть эффективным средством развития детской наблюдательности. Результаты фотосъемки можно рассматривать неоднократно, можно вести длительное фотонаблюдение за медленно меняющимися объектами и подмечать происходящие изменения. Например, если почти каждый день в течение октября-ноября вести фотосъемку одной и той же ветки шиповника осенью, по последовательности отснятых кадров легче, чем в ежедневных наблюдениях, заметить происходящие изменения: постепенно меняется цвет листьев с зеленого на желтый и красный, количество листьев уменьшается (опадают). Выбрав несколько лучших кадров, ребенок цифрами может обозначить последовательность и создать альбом наблюдений [2].

Дети с удовольствием могут посмотреть этот альбом и заново вдохновиться для новых свершений.

Также с помощью фотоаппарата ребенок может создавать свою фотогалерею и делать из этого мини выставки для окружающих его людей.

Но для того, чтобы ребенок начал знакомиться с фотоаппаратом, педагогу в детском саду нужно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, потому что групповая работа не подходит для этого вида занятий.

В процессе опытно-экспериментальной работы педагоги дошкольных образовательных учреждений предложили следующие рекомендации для использования фотоаппарата с детьми старшего дошкольного возраста:

— Небо (цвет, расположение облаков).

— Людей (их одежду, эмоции). Стоит отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает проявлять интерес с к социуму, чаще начинает обращать внимание на то, как человек одет, какое у него лицо, какая борода (у мужчин), какая шляпа, кокой зонтик.

— Мир птиц. Можно предложить ребенку сделать исследовательскую работу о жизни пернатых, фиксируя при этом все на фотоаппарат (виды, повадки, поведение, внешний вид, чем кормятся).

— Мир флоры. Ребенок может сделать мини проект. Предлагаем ребенку вести наблюдение за листьями. На протяжении всей весны ребенок должен поэтапно следить и фотографировать каждый этап распускание листочков у дерева, начиная с появления почек и заканчивая с проявлением первого листочка у дерева. Такую же работу мы можем провести и осенью, когда листья начинают менять цвет и осыпаться. После этого ребенок может создать цепочку последовательности из фотографий и описать каждый проделанный этап.

Дети в старшем возрасте могут выполнять исследовательскую работу, а фотографирование поможет сохранить интерес к этому трудному процессу.

С целью выявления роли процесса фотографирования детьми в дошкольном возрасте использовался опрос в Гугл форме среди студентов педагогического колледжа.

Второй вопрос анкетирования позволил выявить, чем люди больше всего любят фотографировать. В данном вопросе было представлено три варианта выбора, на что можно фотографировать: фотоаппарат-мыльница, смартфон и профессиональный фотоаппарат. Большинство опрошенных выбрали смартфон (63,3 %), профессиональный фотоаппарат отметили 36,7 % респондентов.

Третий вопрос анкетирования был направлен на изучение мнения студентов о целесообразности обучения детей фотографированию в дошкольном возрасте. Большинство студентов педагогического колледжа считают важным и современным процесс обучения детей фотографированию, так как с помощью этого процесса, дети всесторонне развиваются и в дальнейшем научатся видеть красоту мира. Но вместе с тем, два студента из девяти отметили, что фотографирование очень сложный процесс и нет необходимости обучать этому в дошкольных образовательных учреждениях. Изучив ответы, мы отметили, что большинство опрошенных считают, что фотографирование развивает у детей воображение, внимание и глазомер, воспитывает эстетический вкус, положительное восприятие мира и познавательный интерес.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство студентов педагогического колледжа считают целесообразным обучать детей дошкольного возраста фотографированию и проявляют большой интерес к данной проблеме.

Таким образом, фотографирование для дошкольников, это что-то новое, интересное и познавательное. Благодаря ему, дети развиваются интеллектуально и творчески, у них появляется интерес к социуму и окружающему миру.


О том, как организовать фотосъемку в детском саду, меня просили написать статью очень давно. А я все обещал и откладывал. Потому что для написания хорошей статьи требуется какой-то особый настрой, внутренний толчок. А вот его как раз и не было.

Но сегодня я выполню обещанное и расскажу о том, как договориться о съемке в детском саду, в какие часы лучше фотографировать, что захватить с собой для работы, ну и постараюсь осветить некоторые мелкие технические вопросы.

В этой статье я не буду затрагивать описание фотокамер, освещения, а также тонкости настройки аппаратуры. Все это темы для последующих статей.

Сегодня разберем лишь саму организацию и проведение фотосъемки детей для переноса их фотографий на кружку, тарелку, пазлы или футболку.

Как договориться о съемке

О том, как предлагать кружки в детском саду, я давно написал целую статью. Пришла пора фотографировать.

Еще в первое посещение детского садика, когда вы договорились с заведующей оставить образцы своей продукции, вам нужно обговорить детали съемки. Обычно для ознакомления с кружками или другими изделиями родителям достаточно одной недели. Спустя это время они уже способны определиться — будут ли они делать заказ или нет.

Поэтому, отсчитав от первого посещения 6 — 8 дней я назначаю примерный день съемки и спрашиваю заведующую — устраивает ли ее эта дата? Не запланированы ли у них на этот день какие либо утренники, праздники или другие мероприятия? Если назначенный день устраивает обе стороны во всех отношениях, то я обязательно обмениваюсь с заведующей телефонами для связи. Это очень важный момент — ведь по ходу дела и у вас и у сотрудников детского учреждения могут возникнуть вопросы, которые без телефона быстро решить не получится.

Итак, день съемки назначен. Предположим, что это среда. Значит, за день до этого во вторник я звоню заведующей и выясняю несколько моментов:

  • интересуюсь, есть ли заказы на мою продукцию и примерное количество желающих;
  • напоминаю, что на завтра у нас запланирована съемка и спрашиваю — не произошли ли какие-либо изменения в планах детского сада;
  • также напоминаю заведующей о необходимости предупредить родителей о фотосъемке, чтобы они не забыли нарядить своих детей и хорошенько причесать.

Знать примерное количество желающих мне нужно, чтобы оценить предстоящий объем работы. Если заказов немного (скажем, 20 - 30-ть), то я могу в один день отснять и два детских сада. Бывало в моей практике и такое.

Предупреждать родителей о будущей съемке также очень важно. Иначе вы рискуете нарваться на отказ от вашего сувенира из-за некрасивой одежды или взлохмаченных волос у ребенка на фотографии.

Многие фотографы работают в паре со своими женами или помощницами, которые как раз и занимаются причесыванием детей, заплетанием косичек у девочек и наведением прочего марафета.

Я же работаю один, поэтому мне важно чтобы сами родители привели своих чад в порядок утром, когда приведут их в садик. Ну и воспитатели, конечно, тоже помогают.

Проведение фотосъемки

Итак, день съемки назначен. Фотографировать я начинаю в 9 часов утра. Значит, приехать в детский сад нужно за 20 — 30 минут до этого, чтобы было время для установки фона, света и настройки фотокамеры. Сразу после завтрака детишек можно приглашать фотографировать.

Запомните золотое правило — фотографировать детей нужно только в первой половине дня, до обеда. Сразу после обеда детей укладывают спать. После сон-часа даже не пытайтесь их снимать. Мало того, что дети становятся сонными, капризными, так еще и от утренних причесок не остается и следа. Так что если не успели отснять всех в первой половине дня, сворачивайтесь и возвращайтесь на съемку уже завтра утром.

Ну что еще не помешает? Возьмите немного питьевой воды. Также я всегда ношу с собой расческу для причесывания детишек. И хотя, с точки зрения гигиены это не совсем правильно, она частенько меня выручает.

Несколько слов об одежде фотографа. Я предпочитаю надевать брюки посвободнее. Рост даже стоящего ребенка не велик, а объектив фотокамеры нужно держать на уровне его глаз. Поэтому приготовьтесь вдоволь поприседать и поползать на коленях. Тесные джинсы вам будут мешать. Женщинам-фотографам тоже лучше надеть брюки, а не юбку — будете чувствовать себя более расковано.

В назначенный день я приезжаю в детский сад и иду прямиком к заведующей или к тому с кем договаривался о съемке. Обычно меня уже ждут и провожают в какое-либо помещение. Чаще всего это актовый или спортивный зал — то есть помещения с большими окнами и хорошим естественным светом. В таких залах можно снимать и без вспышки. Бывают и исключения. Как-то мне доводилось снимать в темной комнате без окон. Тут уже без искусственного света не обойтись.

После того, как меня приведут в какое-либо помещение, я начинаю расставлять оборудование — устанавливаю фон и стульчик рядом с ним, ставлю свет если нужен, присоединяю объектив к фотокамере и проверяю ее настройки, готовлю блокнот с ручкой. При этом предупреждаю, что через 15 минут можно приводить детей для съемки.


При фотографировании на кружки чаще всего снимаю с одной вспышкой, без какого-либо дополнительного света. Хватает даже встроенной вспышки. Дело в том, что на кружках фотография маленькая и сверх-качества совсем не нужно, никто его на кружке просто не увидит. А возможные блики на лице от вспышки легко убираются в Фотошопе.

Теме обработки и подготовки фотографий будет посвящена еще не одна статья. Следите за анонсами. В следующих статьях я обязательно расскажу - как я убираю фон на фотографиях, как осветляю (затемняю) фотографии, как ретуширую их, убирая маленькие огрехи. В общем, полный курс о том, как готовлю снимки для печати на кружках, тарелках, футболках или пазлах. При этом я не считаю себя профессионалом и поэтому все мои уроки будут просты для повторения.

Ну вот все расставлено и первая группа детишек пришла для фотографирования. Чаще всего первыми приводят самых маленьких, а старших приводят последними. Я никак не регулирую этот процесс, похоже это уже традиция выработанная годами.

Вообще-то, дети прекрасно чувствуют настроение взрослого. Я встречал фотографов, которые просто не любят детей. Каждый плачущий или сопливый малыш вызывает у них чувство раздражения и даже ненависти. В фото-бизнес эти люди пришли исключительно ради денег. Лучше бы не приходили!

Дети не зря названы цветами жизни! Посмотрите на них – какими бы крохотными они не были, а это уже маленькие личности со своим характером, своими привычками. Для хорошей работы с ними нужен душевный контакт, дети должны понять, что от вас не исходит ничего отрицательного.

Простой пример. Приводят группу двухгодовалых малышей и рассаживают их по лавочкам. Сразу бегло оцените их – кто-то веселый и беззаботный, кто-то напуган и не выпускает руку воспитателя из ладошек. Первыми всегда фотографируйте тех, кто посмелее. На их примере испуганные дети поймут, что ничего страшного не происходит и легче пойдут на контакт.

К счастью, подобные случаи скорее исключение, чем правило. Большинство детей охотно идут на контакт и часто позируют, как голливудские звезды.

Делайте больше кадров! Прошли времена, когда фотографировали на фотопленку и приходилось ее экономить. Сейчас вы ничем не ограничены, кроме объема флеш-карты. Обычно на одного ребенка я трачу 6 – 7 кадров. Бывает и 20-ть делаю, если это нужно. Плохие снимки всегда можно удалить, поэтому не экономьте место в памяти вашего фотоаппарата, фотографируйте больше.

Теперь несколько слов о выражении лица ребенка на фото. Что требовать от малыша? Самое удачное фото, на мой взгляд – это легкая естественная полуулыбка без прищуренных глаз. При этом ребенок сидит (стоит) в пол-оборота. Такая фотография прекрасно смотрится и на кружке, и на майке, да вообще на всем! Конечно же, бывают и исключения, но подобная фотография самая естественная и нравится всем родителям.



Как вести учет фотоснимков

Теперь несколько слов о том, как вести записи, чтобы не перепутать потом детей. Когда фотограф предлагает на весь садик одну виньетку, голову ломать не нужно – снимай всех подряд и не думай. Когда же я снимаю, скажем, на кружки и предлагаю десять вариантов шаблонов, тут без строгого учета не обойтись. Легко перепутать нужные фото-рамки и вставить лицо другого ребенка.

Тут сложного ничего нет. В своем блокноте я строго по порядку записываю имена детей и спрашиваю у воспитателя номер шаблона, который выбрали родители. Получается примерно следующее:

  1. Ваня - №5
  2. Ирина - №8 (2 шт.)
  3. Маша - №1 и № 9 и т.д.

В этой системе учета есть еще один плюс – если при съемке очередной группы кто-то попросит вне очереди снять какого-либо ребенка, я легко это сделаю, зная, что он у меня будет по списку совпадать с порядком на флеш-карте.

Потом, дома на компьютере я просматриваю фотографии детей и из серии выбираю лучшие, присваивая им номер, как в блокноте. Все просто и без путаницы!

Заключение

Процесс фотосъемки довольно утомительный и не простой. Но на кону стоят неплохие деньги и нужно постараться на все 100%. После фотосъемки я не забываю сказать спасибо всем воспитателям и нянечкам, помогавшим мне. Обязательно поднимаюсь в кабинет заведующей, чтобы предупредить об окончании работы и сообщить примерную дату, когда привезу готовые изделия.

Сфотографировать детей – это только полдела. Потом снимки нужно отобрать, обработать, вставить в шаблон и сделать саму кружку, пазлы или что-нибудь другое. Об этом в следующих статьях! Не пропустите анонс!

Надеюсь, мои советы по технике проведения фотосъемки в детском саду будут вам полезны!

Читайте также: