Детский сад как семья

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Семья и детский сад - два важных института.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.

Взаимодействие педагогов с родителями не оспоримы и многочисленны.

B-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

В-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к их нему ребенку воспитателей.

К сожаленью при занятости родителей это не все могут себе позволить.

Линия взаимодействия педагогов и родителей нашей группы не остается неизменной. Она постоянно совершенствуется. Прежде всего, стимулом для совершенствования являются интересы и запросы родителей. Уже на первом родительском собрании я пытаюсь вызвать родителей на диалог, предоставляя возможность каждому родителю высказать свои мысли о воспитании.

Большую роль в работе с семьей играет анкетирование родителей. Поэтому в начале учебного года, прежде чем начинать взаимоотношения с родителями, провожу детальный опрос семей. Стараюсь узнать их отношения к тому или иному разделу программы, виду деятельности. Анкета помогает узнать многое о детях, типах воспитания в семье, о взаимодействии детей и взрослых. Подробный анализ анкет помогает мне в дальнейшем сотрудничестве с семьей, в планировании последующий работы. В работе с родителями стараюсь учитывать тип семьи: неполная, полная. При работе с семьями стараюсь осознавать цель взаимодействия и придерживаюсь ее.

В работе с родителями реализую такие задачи как:

просвещение родителей с целью повышения их педагогического образования (через индивидуальные беседы, консультации в родительском уголке, беседы с родителями на родительских собраниях);

изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательских воздействий на ребенка (через анкетирование, индивидуальные беседы.);

задачи информационного плана (через знакомство родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ на организационных родительских собраниях);

Каждую поделку представляю родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется. Постоянно говорю родителям, что нужно гордиться даже незначительным результатом своего ребенка.

При знакомстве с проблемами семьи в воспитании ребенка активная роль принадлежит родителям. Я только поддерживаю диалог, не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию использую только для организации позитивного взаимодействия .

Обязательным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьей. Особенно важно сотрудничество с семьей в логопедической группе. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений в ней возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, сплоченной работе логопеда, воспитателя, педагога-психолога и родителей дошкольника.

Считаю, что работа воспитателя с родителями в логопедической группе осуществляется в гораздо большем объеме, чем остальных специалистов. Воспитатель встречается с родителями ежедневно, утром и вечером, знает, чем ребенок занимается на протяжении всего дня. Работая многие годы в логопедической группе, пришла к выводу, что именно родителям надо отвести определяющую роль.

Главное, ребенок сразу почувствует, что родителей его успехи не интересуют, значит, и ему нет смысла напрягаться. В этом случае родители являются не только пассивными наблюдателями за нашим трудом по обучению и воспитанию ребенка, но и очень тормозят познавательную активность собственного ребенка. Это не допустимо. И если родители сами не могут оценить ситуацию и понять важность своей роли в воспитании ребенка, то мы стараемся помочь им стать самыми заинтересованными, активными участниками коррекционного процесса.

Формы работы с семьей.

Беседы с родителями.

Конференция с родителями.

Досуги и развлечения.

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является восстановление партнерских отношений, создание атмосферы общности, интересов и воспитательных усилий.

Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в ДОУ является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании и развитии ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставляя информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей, воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Основные принципы при организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок);

сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей;

создание активной – развивающей среды.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.

II. "Деловая игра"

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

1 часть. Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

Перечислите формы работы с родителями.

Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

В его присутствии

В присутствии всех членов семьи

2 часть.

Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

3 часть. Игровое упражнение "Современная семья, – какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.

Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микро группе)

4 часть. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

5 часть. Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание текста на карточках.

Для первой группы.

Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.

Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.

С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Для второй группы.

1. Трансляция родителям положительного образа ребёнка.

Цель: установление доверительных отношений с родителями

2. Трансляция родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье.

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка.

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами

6 часть. Подведение итогов.

"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

Изучение семей детей

Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения

. самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм

Основные задачи, поставленные перед образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание для него единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства, т.е. создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка в ДОУ и семье, решение общих задач воспитания и развития ребенка, выработка единых требований предъявляемых к ребенку в ДОУ и семье, совместное решение проблем.

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. Основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:

  • взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения;
  • социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.

Современный детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с различными организациями, предприятиями, учреждениями (см. Приложение 1).

Одним из первых и важных социальных институтов является семья. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

Основными целями взаимодействия детского сада с семьей – является создание необходимых условий для развития ответственных и деловых отношений с семьями воспитанников, которые обеспечивают целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания.

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  2. Изучение, обобщение и обмен опытом семейного воспитания.
  3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Нами выстроен алгоритм взаимодействия НДОУ с семьей (см. Приложение 2).

1. Поиск контактов при первой встрече. Родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. Посредством анкетирования и бесед выясняется, чем наполнена жизнь ребенка в семье, оцениваются воспитательные способности родителей.

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Результатом данной работы должно стать понимание родителями необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.

4. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. На данном этапе родителям даются профессиональные рекомендации относительно воспитания и развития ребенка, проводится разъяснительная работа.

5. Реализация индивидуального подхода в работе с семьей. В работе с родителями важно учитывать тип семьи (полная, неполная, с одним ребенком или многодетная, благополучная или неблагополучная), возрастной и образовательный уровень родителей.

6. Совершенствование педагогического сотрудничества.

На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, который определяет отношения дошкольного учреждения и родителей, и которыми мы руководствуемся в своей работе (см. Приложение 3).

Работа в условиях реализации новых ФГТ требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Учитывая это, были внесены изменения в ежегодное планирование мероприятий по осуществлению совместной деятельности с родителями. Раньше в календарных планах воспитатели планировали работу с родителями на месяц, а теперь внутри каждого месяца вся работа с родителями разбивается на 4 недели, куда входят как мероприятия годового плана, так мероприятия в рамках тематических недель. При этом, сам воспитатель определяет, какие формы взаимодействия с родителями использовать для решения тех или иных задач.

Работа с семьями проходит через все образовательные области.

Такие встречи организуются один раз в месяц. Подготовка мероприятия предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой – со взрослым. Воспитатели пробуждают интерес детей к предстоящей встрече или теме: совместно оформляют тематические выставки, готовят подарки гостям, беседуют с детьми о том, чтобы они хотели узнать у человека, с которым планируется встреча.

В свою очередь педагоги обращают внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон. Предлагается подумать, какой подарок гость приготовит детям, чтобы у них начал развиваться интерес к их трудовой деятельности, хобби. Часто встреча включает в себя практическую часть, и дети становятся участниками трудовой деятельности или сюжетно-ролевой игры, в которой закрепляются полученные знания и умения.

Такие беседы повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы.

Игротека проводится два раза в месяц, в вечернее время. В результате такого взаимодействия мы добились следующих результатов:

  • родители стали больше играть с детьми, как дома, так и в детском саду;
  • в процессе совместных игр у детей обогащаются знания;
  • родители помогают детям овладеть практическими умениями своей профессии;
  • повысился авторитет родителей.

Такие встречи показывают особую чувствительность игры в сфере человеческой деятельности и позитивных отношений между родителями и детьми.

Кроме описанных форм совместной работы с родителями педагоги используют совместные проекты, конкурсы и смотры, совместные вернисажи и другие (см. Приложение 5).

Одной из задач нашего сотрудничества с родителями является повышение их педагогической компетентности. Кроме того, педагогическое образование родителей в НДОУ ориентировано на развитие их активной позиции. Для того, чтобы способствовать формированию активной родительской позиции, повышению их психолого-педагогической компетентности, наш коллектив находит и внедряет современные, интересные и нетрадиционные формы работы (см. Приложение 6).

Наиболее эффективной информационно-просветительской формой работы коллектив считает создание сайта дошкольного учреждения, который был создан в 2011 году. Наличие у детского сада собственного сайта, в сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада и группы, о проводимых мероприятиях, праздниках и развлечениях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. Меню сайта включает в себя основные разделы:

Так как родители не всегда имеют возможность посетить совместную образовательную деятельность педагогов с детьми, то в будущем мы хотим предложить нашим родителям просмотр интересных мероприятий через наш сайт в онлайн режиме.

В работе с родителями мы используем информационно-стендовые технологии (ИСТ). Благодаря данной форме просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы. При оформлении стендов воспитатели учитывают следующие требования: материал должен быть эстетично оформленным, содержание ИСТ необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к данной информации быстро пропадет, содержание предлагаемого материала должно быть для родителей действительно актуальным и необходимым. Для того чтобы привлечь внимание родителей к информации, размещенной на стендах, педагоги на первом родительском собрании проводят презентацию информационных уголков для родителей (см. Приложение 7).

Для обеспечения эффективности работы была создана редакционная коллегия. Периодичность выпуска – 1 раз в два месяца. Содержание газеты разбито на основные рубрики:

Такая форма работы, безусловно, способствует повышению педагогической культуры родителей.

Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников. Работа в клубе организуется 1 раз в квартал. Родителей оповещают о предстоящей встрече с помощью приглашений. В рамках клуба проходят семинары, деловые игры, тренинги, дискуссии. Тематика родительских встреч определяется несколькими факторами: запросами и интересами родителей, желанием повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей, насущными потребностями времени. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи.

В период адаптации совместно с педагогом в группе работает педагог-психолог, который дает консультации родителям, ведет наблюдения за развитием детей.

Результаты данной работы показывают, что малыши быстрее привыкают к посещению детского сада, лучше идут на контакты со взрослыми и сверстниками.

  • выработать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
  • согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
  • найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке – будущем первокласснике – все заинтересованные участники преемственной цепочки.

Все эти задачи мы решаем, используя следующие формы работы:

Такие совместные мероприятия оказывают родителям консультативную и практическую помощь в подготовке детей к школе, помогают сблизиться родителям с учителями школы.

Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития нашего образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития гражданина России.


Ребенок дошкольного возраста постоянно находится в окружении семьи и детского сада. В этом окружении он узнает новую для него информацию, социализируется и адаптируется к дальнейшей жизни. Зачастую бывает так, что педагогическое воздействие в дошкольном учреждении не приносит удовлетворительных результатов. Как правило, связано это не с тем, что педагог плохо образован, а с тем, что используются разные требования в семье и садике к ребенку. Для нахождения решений проблем, связанных с успешным воспитанием и обучением детей, педагоги во все времена тесно контактировали с семьями воспитываемых детей.

Не все родители достаточно компетентны в области педагогики и возрастной психологии. Соответственно, не владеют знаниями об индивидуальных особенностях в развитии детей, испытывая трудности в воспитании. Для того чтобы обучение и воспитание было успешным, необходимо создавать условия сотрудничества между педагогами, родителями и детьми в условиях дошкольной образовательной организации.

В отечественной системе образования общественное воспитание находилось в приоритете над семейным. Именно поэтому вопросами развития детей, посещающих детские сады, занимались детские сады, задачей которых являлось педагогическое просвещение родителей.

Для того чтобы вовлекать родителей в воспиталеьно-образовательный процесс детей, используются разнообразные формы — информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы на разные темы,, детско-родительские клубы. В настоящее время большим спросом у родителей пользуется информирование с помощью интернет технологий. Педагоги создают различные сайты, и страницы где публикуют полезную информацию для родителей, отвечают на распространенные вопросы.

Все педагоги в своей работе должны стремиться к реализации таких задач как создание взаимопонимания для поддержания положительного эмоционального состояния между всеми участниками воспитания.

С родителями проводятся сортивные развлечения, благодаря которым мы вовлекаем родителей в активную жизнь детского сада, также используется личный пример взрослого в привитии интереса к здорровому образу жизни у детей, и не мало важным является психиологическое сближение детей и родителей.

Для родителей также проводятся открытые занятия, это одна из самых эффективных форм организации учебного процесса в дошкольных учреждениях. На таком занятии педагог может поделиться родителями и другими присутствующими самостоятельно разработанными способами преподавания и взаимодействия с детьми. Несмотря на то что план готовится заранее, в течение открытого урока демонстрируется реальный образовательный процесс. Открытые занятия способствуют установлению и укреплению связей с семьей. Родитель может наглядно познакомиться жизнью детского сада.

настоящее время как никогда актуальна проблема взаимодействия семьи и ДОО. Многие родители предполагают, что детский сад это то место, где присматривают за детьми, пока родители заняты. Вследствие этого, педагоги, часто испытывают существенные трудности в общении с родителями воспитанников. Неопытным педагогам бывает сложно донести информацию до родителей, которые как будто специально не хотят слушать. Мало объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и аккуратно одеть, но и научить его самообслуживанию, умению рассуждать, размышлять. Добиться этих умений можно только в постоянном общении со своим ребенком.

Те педагоги, которые столкнулись с данной проблемой, ищут способы и методы, которые помогут заинтересовать родителей во взаимодействии для создания единого воспитательного, и образовательного пространства, как дома, так и в стенах детского сада.

Родителям нужно понимать, что в первую очередь детский сад — помощник в воспитании и обучении ребенка. Не следует перекладывать всю ответственность на педагогический состав и отстраняться от воспитания и обучения детей. Детский сад не может заменить семейное воспитание. Связано это с тем, что детский сад и семья имеют разные функции и методы воздействия на детей.

Взаимодействие с каждой семьей для получения наилучшего результата. Добиться этого можно только путем просвещения и поддержки родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, педагог, взаимодействие, обучение детей, развитие детей, семья.

Пристроить детей в сад, и получать за это зарплату. Как работают семейные детские сады в России?

В нашей стране есть проблемы как с трудоустройством молодых родителей, так и с тем, чтобы им пристроить детей в детские сады. Но в разных регионах есть возможность открыть семейный детский сад – и уже получать зарплату за уход за своими же (и иногда чужими) детьми. Мы разобрались, как это работает и какие сложности ждут родителей, которые решат открыть такой детский сад.

Многодетные семьи и детские сады – как решается проблема?

За демографическую проблему в России взялись относительно давно – первой успешной программой стал материнский капитал, запущенный в 2007 году. Программа действует до сих пор, и со временем к ней присоединялись и другие социальные программы – среди последних стоит назвать выплаты на детей до 3 до 7 лет, льготную семейную ипотеку и ранний выход на пенсию для многодетных матерей.

При этом, как ни странно, льготное обеспечение многодетных семей почти полностью отдано на уровень региона – в масштабах всей России действует только одна программа, это компенсация в счет погашения ипотечного кредита для многодетных семей в сумме до 450 тысяч рублей. Все остальные льготы вводятся на уровне регионов, и там часто действуют разные условия.

Например, в одном регионе многодетной семьей признается семья, где есть минимум 3 детей, и младшему еще не исполнилось 18 лет, а в других отсчет идет почему-то по возрасту старшего ребенка. Другой пример – выплаты для малоимущих семей на третьего и последующего детей. Где-то достаточно, чтобы доходы на каждого члена семьи были ниже 2 прожиточных минимумов в месяц, но в других регионах порог опущен ниже, и там доходы должны быть ниже 1 прожиточного минимума.

Соответственно, хоть государство и стимулирует рождаемость в стране, но на этапе социальной поддержки семей с детьми отчетливо виден провал. Но еще более явный провал в том, что семьи в России (и многодетные, и обычные) почти не обеспечены местами в детских садах. Так, если родители в таких семьях и захотят пойти работать (что часто жизненно необходимо), оставить детей будет негде.

Цифры достаточно серьезные – на многодетные семьи приходится примерно 20% всех рождающихся в стране детей, а детскими садами не обеспечено примерно 35% детей. Да, это лучше, чем было в 1998 году (когда мест в детских садах было только для 53,9% детей), но проблема еще долго не будет решена. Проблемы есть и в другом – даже если ребенок посещает детский сад, высока вероятность того, что он ходит в переполненную группу.

Государство решает (или пытается решить) проблему несколькими способами:

  • строительство новых детских садов . Хоть их и строят чаще всего из быстровозводимых конструкций, скорость строительства не такая высокая, и все часто упирается в недостаток финансирования на уровне региона и города;
  • развитие коммерческих детских садов . Они ощутимо дороже государственных заведений, но при желании на оплату их услуг можно пустить часть материнского капитала. Правда, часто уровень таких детских садов оставляет желать лучшего;
  • развитие системы семейных детских садов .

И именно о последнем пункте стоит поговорить более подробно.

Как семейные детские сады решают проблему

Если кратко, то семейный детский сад – это когда родители присматривают за детьми, обучают и воспитывают их у себя на дому. Так государство передает детей на воспитание их же родителям, и к своим детям прибавляет еще и чужих. Самое главное – родитель-воспитатель получает за эту работу зарплату именно как воспитатель, поэтому фактически такая форма решает сразу 2 проблемы:

  • снижает уровень бедности среди многодетных семей;
  • решает проблему отсутствия мест в детских садах.

Такие учреждения могут открываться в разных регионах России, но единого регулирующего документа на федеральном уровне нет – все это контролируют регионы по собственным законам.

Активнее всего такую форму продвигает Москва – в столице сложнее решить проблему нехватки мест в детских садах, а семейная форма разгружает государственные дошкольные учреждения. Условия в столице такие:

  • семейные детские сады считаются подразделением ближайшего муниципального детского сада , воспитанники могут ходить на музыку и физкультуру туда, заниматься там с педагогами или принимать участие в праздниках;
  • открыть семейный детский сад может только многодетная семья, в которой есть минимум 3 детей, попадающих в возраст от 2 месяцев до 7 лет. Можно открыть сад и если детей один или двое – но тогда к своим детям город добавит воспитанников из других семей;
  • воспитателем в детском саду может быть один из родителей. Но есть одно жесткое условие – у него должно быть педагогическое воспитание, высшее или среднее профессиональное. Если такого образования нет, родитель сможет быть только помощником воспитателя;
  • за свою работу родитель будет получать зарплату как воспитатель;
  • за питание в семейном детском саду платит бюджет города. По факту родителю будут компенсировать стоимость приобретаемых продуктов.

При этом родитель должен будет вести воспитательную деятельность в соответствии со всеми существующими стандартами – по сути, как и обычный воспитатель в обычном детском саду.

В других регионах тоже существует такая форма, как семейный детский сад – но правила и требования могут очень сильно отличаться. Например, в Самарской области семье необязательно иметь статус многодетной, а в Санкт-Петербурге настолько жесткие требования к помещениям для семейных детских садов, что организовать их в квартире невозможно – поэтому работают они прямо на базе обычных муниципальных детских садов (а родители-воспитатели иногда вообще работают в общих группах).

Еще в 2014 году по России семейных детских садов была почти 21 тысяча, и в них воспитывались 240 тысяч детей. Сейчас их только в Москве около тысячи, очень много таких семей и в других регионах. А некоторые субъекты РФ даже готовы помочь семейным детским садам – в Нижегородской области помогут построить дом для такого сада, а спустя 10 лет родитель-воспитатель сможет оформить его в собственность.

Как открыть и что для этого нужно

Самое главное, что нужно знать о семейных детских садах – то, что они всегда привязаны к ближайшей образовательной организации, в которой есть дошкольные группы (то есть, к детскому саду или образовательному комплексу). Формально семейный детский сад оформляется как еще одна дошкольная группа, поэтому воспитанники могут посещать и основной детский сад.

Чтобы открыть такое заведение, нужно соответствовать определенным требованиям:

  • наличие детей . Кое-где нужен статус многодетной семьи, где-то не нужен, но главное – семейный детский сад должен посещать хотя бы один свой ребенок родителя-воспитателя;
  • наличие минимальной площади и мебели . Например, в Московской области на каждого ребенка нужно иметь минимум 2 квадратных метра игровой площади, отдельные спальное и рабочее места. В других регионах требования могут отличаться;
  • само помещение должно пройти проверки нескольких инстанций;
  • наличие образования . Как сказано выше, в Москве родитель-воспитатель обязан иметь педагогическое образование, в некоторых других регионах тоже есть такое правило;.

Что касается документов, в Москве нужно подготовить следующее

  • паспорт родителя-воспитателя;
  • трудовая и медицинская книжки;
  • свидетельства о рождении на всех детей и их медицинские карты;
  • справка об отсутствии судимости;
  • справка от психиатра и нарколога;
  • документы, подтверждающие право на владение недвижимостью.

Поскольку родителя оформляют в штат детского сада, нужно будет принести и другие документы – в частности, диплом о педагогическом образовании.

Дальше в будущий семейный детский сад приходит с проверкой специальная комиссия, которая проверяет, насколько соответствует объект требованиям санитарной и пожарной безопасности. Если все в порядке, составляется акт обследования жилищных условий, а будущего родителя-воспитателя знакомят со всеми его инструкциями.

Что касается зарплаты родителя-воспитателя, то получать они будут столько же, сколько педагоги дошкольного образования в детском саду, к котором они прикрепляются. Суммы зарплат можно посмотреть в официальной статистике. Так, в Московской области это почти 52 тысячи рублей в месяц, в Санкт-Петербурге – 57 тысяч рублей, а в среднем по России – 34,2 тысячи рублей. Правда, стоит понимать, что это средние цифры, а на практике родитель может и не получить всю эту сумму.

Более того, для других воспитанников семейный детский сад будет платным – точно так же, как и при посещении общей группы. То есть, родителям придется платить те же 2-4 тысяч рублей в месяц, что и обычно.

Как это все происходит на практике

Семейный детский сад – это не просто способ получить немного денег от государства для многодетной семьи. Это настоящая работа, с требованиями, обязанностями и зарплатой. За работу родитель-воспитатель получает еще и трудовой стаж, поэтому получит право на пенсию.

Стоит ожидать достаточно частых проверок – сначала при открытии такого детского сада (когда проверяется соответствие площади и других условий), и потом комиссии будут приходить регулярно – примерно раз в 3 месяца. Проверяют все тщательно – например, в квартире должны быть огнетушители, планы по эвакуации, замки на оконных ручках, заглушки на розетках и другие средства безопасности для детей. Проверяют даже температуру в комнатах, в идеале там должно быть от 22 до 24 градусов.

В каждом семейном детском саду может числиться от 3 до 9 детей. Как только старший выпускается и идет в первый класс школы, ему на замену придется подбирать нового воспитанника – если их число будет меньше 3, такую группу закроют. Кстати, у родителей-воспитателей часто появляются новые дети во время такой карьеры, тогда можно уйти в декретный отпуск на 3 месяца, после чего принять своего же ребенка к себе в группу.

Как рассказывают сами воспитатели, за счет небольших групп детям уделяется больше внимания, а также они не так часто болеют. Поэтому проблем с поиском новых воспитанников быть не должно – часто туда вообще устраиваются по знакомству.

Образовательный и воспитательный процесс в семейных детских садах идет по тем же стандартам, что и в обычных детских садах – родители могут получать помощь от методистов своего детского сада – им помогают разрабатывать программы, подбирать мероприятия и даже могут организовать консультацию психолога.

Работать придется стандартную пятидневку, такие группы обычно принимают детей 5 раз в неделю с 8 до 16 часов. По зарплате – все зависит от конкретного детского сада, в Москве есть те, что платят около 30 тысяч рублей в месяц (например, как за неполную группу), а есть и зарплаты около 60 тысяч рублей. Как правило, помощник воспитателя (родитель без педагогического образования) получает чуть меньше, чем воспитатель.

Что же касается оформления, то чаще всего администрация образовательных учреждений всячески идет навстречу таким инициативным родителям, и даже помогает быстрее оформить все формальности и открыть свою домашнюю группу.

Читайте также: