Деловая игра для педагогов доу по экспериментальной деятельности

Обновлено: 08.07.2024

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах реализации задач организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Активизировать мыслительную деятельность воспитателей.
  • Способствовать сплочению всех педагогов членов команды.
  • Учить педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за достижение общего результата.

Оборудование: жетоны для жеребьевки, таблички с названиями станций, маршрутные листы, 2 конверта (желтого и зеленого цвета) с заданиями, карточки-буквы (знаю, опыт), пособие по изготовлению лэпбука (клей, ножницы, карточки и т.п.), различный материал для проведения опыта.

Ход мероприятия

При входе в зал, педагоги берут фишки и садятся за тот стол, на котором такого же цвета фишка.

Ведущий. Невозможно представить наше общество без такой необходимой профессии, как воспитатель детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладываются моральные принципы и взгляды, основы жизненной позиции, формируется характер ребенка. Поэтому воспитатель должен быть мудрым и добрым, грамотным специалистом, для которого воспитание детей не просто профессия, но и призвание.

Хочется нашу сегодняшнюю встречу начать со слов Конфуция:

Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр: от, что мы слышим, - 10 %, то, что мы видим, - 50 %, то, что мы делаем сами - 90 %.

Вам необходимо пройти все станции, согласно маршрутного листа, если на станции есть команда, другая по прибытию на нее, не может выполнять задание, а перемещается на следующую станцию. Все станции расположены в здании детского сада, каждая станция обозначена вывеской. Вам нужно пройти все испытания и найти клад. За каждое пройденное испытание каждая команда получает по одной букве. По завершению квеста, обе команды собирают из данных букв слово, без которых немыслимы ни теория, ни практика.

Время прохождения квеста - 45 минут. За опоздание начисляются штрафные очки.

Для определения результатов игры и выявления сильнейших представляю состав жюри.

Игра эта командная, поэтому, у нас есть 2 команды за разными столами и перед тем как нам начать квест, нужно размяться.

- Все вы умеете рифмовать слова, поэтому командам предлагается закончить начатое стихотворение, используя опорные слова (ФГОС, любознательность (ный), эксперимент (опыт, дети). По завершению придуманное стихотворение зачитывается.

1 команда

1. Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…

2. Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут…

3. Все любят послушных, приветливых детишек,
Капризных, упрямых – не любит никто…

2 команда

1. Родители, часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь…

2. Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять…

3. Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не надо надувать…

Ведущий. Итак, не будем терять время, начнем нашу игру.

Первое задание, командам необходимо в течение 3 минут придумать название и представить себя.

Команды представляют свои визитки, затем им раздаются маршрутные листы, определяется время старта и финиша.

Задание № 1. Исправь ошибку в определении.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта взрослого.

- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с космосом.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.

Ответ: Ознакомление с космосом.

1. Музыкальная деятельность
2. Трудовая деятельность
3. Коммуникативная деятельность
4. Познавательно – исследовательская деятельность
5. Чтение художественной литературы
6. Продуктивная деятельность
7. Игровая деятельность
8. Двигательная деятельность

Командам предлагается разгадать кроссворд, в котором встречаются слова, имеющие отношение к познавательно-исследовательской деятельности.

По горизонтали:

1. Один из этапов исследования.
2. …. развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
3. Одна из ведущих форм развития познавательной деятельности дошкольников.
4. Научное предположение, выдвигается для объяснения каких-нибудь явлений.
5. Основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.

По вертикали:

1. Качество ребенка, которое характеризует его как стремящегося получать все новые и новые знания, умения и навыки.
2. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является?
3. Способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
4. Умозаключение.
5. Бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но многим живым существам.

Командам предлагается 2 задания для размышления.

Задание № 1. Какому возрасту соответствует опыт?

1. Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти (2-3 года)

2. Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет (5-6 лет)

3. Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. (3-4 года)

4. Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой? (4-5 лет)

Задание № 2. Педагогическая ситуация

Дети задают нам взрослым очень много вопросов на различные темы. Давайте представим такую ситуацию.

Согласны ли Вы с ответом мамы? ___

Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? ___

Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? ___

Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал.

Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.

Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстрируйте (1-2 минуты) (педагогам предлагаются различные материалы).

Заключительный этап

Осталось составить из полученных букв слова. Что у вас получилось? Какой клад вы сегодня нашли? Наградой для всех участников игры стало получение знаний, которые педагоги могут применить на практике.

Ведущий. Прошу наше жюри подвести итоги игры.
Пока жюри подводит итоги применим имеющиеся вами знания.

Творческое задание для педагогов

Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Незнайка, Винни-Пух, Карлсон, Нильс, Алиса.

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-Пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

Нильс - поведение исследовательское, постоянно находится в поиске гнома, чтобы узнать тайну его заклятия.

Алиса - её поведение не исследовательское, скорее познавательное и любознательное.

Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает?

Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?

В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.

Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-Пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.

Подведение итогов, награждение

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Цель: систематизация знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности через деловую игру.

Закрепить знания педагогов о наполнении центров экспериментирования в разных возрастных группах;

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Создавать в коллективе атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование игры : компьютер, мультимедийный проектор, три стола, стулья по количеству педагогов, три черных ящика, гуашевые краски, баночки с водой, куклы, муляжи овощей и фруктов, набор кукольной посуды, конверты с заданиями для педагогов, набор оборудования для проведения опытов, корзина, музыкальный центр.

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация игры

Хорошо, когда с утра

Смех, веселье, беготня,

Когда играет ребятня.

И девчонкам, и мальчишкам.

Взрослым хочется играть,

Да нужно меру соблюдать.

Но сегодня день особый,

Собрались мы неспроста.

И у взрослых, и у взрослых,

Деловую игру мы начнем с разминки, вам необходимо расшифровать пословицы:

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

Ведущий: Молодцы! А теперь практическое задание. Каждая команда получает конверт с заданием. Время на выполнение задания 5-7 минут. В каждой карточке представлено наполнение центров экспериментирования. Задача команды – определить возраст воспитанников, для которых центр экспериментирования с таким наполнением наиболее подходит и обосновать свой ответ.

(Приложение №1)

Ведущий: Отлично! Следующий вопрос – музыкальный. Командам предлагается прослушать музыкальную композицию, в которой зашифрован объект экспериментирования или наблюдения, и озвучить его.

(Приложение №2)

Ведущий: Немного отдохнули! А теперь рубрика вопрос-ответ. Командам предлагаются карточки с вопросами. После 3 минут обсуждения команды отвечают.

(Приложение №3)

Ведущий: Хорошо! К сегодняшней деловой игре готовились не только взрослые, но и ваши воспитанники, они просто и доступно охарактеризовали некоторые предметы и явления, относящиеся к экспериментированию. Ваша задача отгадать, что же имели в виду дети?

(Приложение №4)

Ведущий: Замечательно! Следующее задание – творческое. Команды получают черные ящики, в которых находится определенный набор материалов и оборудования. Задача – определить, для проведения какого эксперимента подходит данный набор, для какой возрастной группы, и провести этот эксперимент.

(Приложение №5)

Ведущий: Коллеги! Благодарю вас за продуктивную работу, желаю успехов в работе по экспериментированию с вашими воспитанниками!

Компонент оборудования Стимулирующий компонент (материалы для опытов) Дидактический компонент Средства для фиксации результатов опытов Дополнительный материал

- игрушки для практического исследования : тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками);

- иллюстративный материал: муляжи и картинки овощей и фруктов; наборы картинок и фигурок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее;

- функциональные модели (роботы, автоматизированные приборы).

- Карточки-схемы проведения опытов (оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).

Карточки-схемы проведения опытов ( заполняется воспитателем: ставится дата, опыт зарисовывается).

Дневники, карточки Клеенки, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения.

Нарукавники, резиновые перчатки, щетка-сметка, совок.

- Емкости разного размера (пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда);

- медицинские шприцы без иголок;

- емкости с водой;

- емкости с песком;

- предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки);

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- материалы для игр с мыльной пеной: мыло, мочалки разной формы;

Карта №2 Средний возраст

Компонент оборудования Стимулирующий компонент (материалы для опытов) Дидактический компонент Средства для фиксации результатов опытов Дополнительный материал

- дидактические игры;

- карточки-схемы проведения опытов;

- алгоритмы проведения опытов;

- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, миски, бутылочки, подносы, ванночки, лотки);

- медицинские шприцы без иголок;

- плавающие игрушки. - емкости с водой;

- емкости с песком;

- предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки);

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

- предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки, металлические предметы);

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Карта №3 Старший и подготовительный возраст

Компонент оборудования Стимулирующий компонент (материалы для опытов) Дидактический компонент Средства для фиксации результатов опытов Дополнительные материалы

- коллекции: ракушек; семян; крупы и др. ;

- схемы, таблицы, алгоритмы, макеты, технологические карты проведения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера;

- сборники опытов и экспериментов;

- дидактические игры;

-функциональные модели (роботы, автоматизированные приборы).

- Карточки-схемы проведения опытов

- - прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, колбы, пробирки, миски, бутылочки, подносы, ванночки, лотки);

- мерные чашки, стаканы, ложки, совки;

- медицинские шприцы без игл;

- песок, глина, галька;

- мука, соль, сахар, крахмал;

- предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки);

- бруски, бутылочные пробки;

- губки, кусочки ткани;

- металлические предметы (монеты, гайки);

- бумага разной плотности;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Список музыкальных произведений:

1. Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).

2. Что такое "проблема"?

(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).

3. Что такое "гипотеза"?

(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).

4. Что такое "проект"?

(Наиболее интересный способ решения любой проблемы.)

5. Как вы понимаете термин "эксперимент"?

(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).

6. Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?

(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).

7. Какие этапы исследования вы знаете?

(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).

8. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?

(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).

9. Как увидеть и сформулировать проблему?

( Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

5. Это человек, который может все изучать, он умный, много делает полезного. (ученый)

6. Это дело, при помощи которого всё можно узнать. И еще бывает, при выполнении каких то дел там случаются взрывы (наука)

Черный ящик № 1: три прозрачные баночки с завинчивающимися непрозрачными крышками, кисть, гуашь трех цветов, бутылка с водой.

Черный ящик № 2: набор кукольной посуды, три куклы, бутылка с водой, три емкости, гуашь, кисть, набор пластиковых фруктов разных цветов

Черный ящик № 3: листы бумаги формата А4, восковые мелки, стакан-непроливайка, кисть, акварельные краски.

Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности Фестиваль педагогических идей по распространению опыта работы педагогов ДОУ города «Развитие познавательной активности дошкольников через.

Формирование познавательной активности через экологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: – воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Пермский край г. Кизел, 2015г. Доклад по самообразованию.

Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы определяют, что содержание социально-коммуникативного развития в раннем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Тема : Экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель: Уточнить знания педагогов по экспериментальной деятельности в ДОУ.

1.Повысить профессиональную компетентность педагогов в планировании работы по экспериментальной деятельности.

2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по поисковой деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагоги

Оборудование: карточки с заданием

Подготовительная работа:

Работая в должности с воспитателя и выбирая направление своей работы, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно поисково-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, л юбознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Поисково-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

За это время уже сделано немало:

индивидуальные консультации по вопросам педагогов,

приобретена необходимая литература,

проведён конкурс исследовательских уголков ДОУ,

разработана картотека для родителей для совместного проведения экспериментов,

создана картотека опытов и экспериментов,

разработаны перспективные планы на все возрастные группы ДОУ,

в каждой группе ДОУ создана мини лаборатория, для проведения опытов,

Ход деловой игры:

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности.

Наша игра будет проходить в 5 этапов:

2. Теоретико-практический этап.

Правила участия в деловой игре:
- соблюдение регламента,
- аргументированность участниками каждого принятого решения,
- решения должны быть согласованы всей группой,
- соблюдение правил дискуссии.

1 этап . Мотивационно-организационный этап

Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

- Перевёртыши (строки из п ословиц и поговорок)

А теперь по одному предложению для всех участников:

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

Мифы об экспериментальной деятельности:

Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

Любой эксперимент требует больших ресурсных и временных затрат.

В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься экспериментированием.

Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

2 этап . Теоретико-практический этап

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:

Наблюдение как способ выявления проблем

доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше

При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован со всех позиций.

Задание для педагогов:

перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)

Предполагаемые ответы:

Ребёнок дома без присмотра взрослых.

Нахождение опасных предметов в свободном доступе.

Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.

Задание для педагогов: выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.

Перед вами известный всем - снег, камень, песок и тд.

На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.

- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем)

3 этап. Игровой этап

Делимся на две команды, воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.

Содержание беседы с педагогами об организации познавательной

Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).

Что такое "проблема"?

(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).

Что такое "гипотеза"?

(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).

Что такое "проект"?

(Наиболее интересный способ решения любой проблемы.)

Как вы понимаете термин "эксперимент"?

(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).

Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?

(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).

Какие этапы исследования вы знаете?

(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).

Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?

(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).

Как увидеть и сформулировать проблему?

(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

Как необходимо выдвигать гипотезы?

(Например, существует детская проблемная ситуация: как птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; они сверху видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.)

На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.

Творческое задание

Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

этап. Исследовательский этап.

Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме исследования.

этап . Заключительный этап

Подведение итогов, обсуждение за круглым столом.

Надеюсь, всё, что мы с вами отработали на этом педагогическом совете посвящённым проектно-исследовательской деятельности, вам поможет в вашей дальнейшей работе.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.

Оборудование игры: компьютер, мультимедийный проектор, конверты с заданиями для педагогов.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация игры

Содержание заданий для педагогов

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).

Что такое "проблема"?

(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).

Что такое "гипотеза"?

(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).

Что такое "проект"?

(Наиболее интересный способ решения любой проблемы.)

Как вы понимаете термин "эксперимент"?

(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).

Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?

(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).

Какие этапы исследования вы знаете?

(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).

Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?

(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).

Как увидеть и сформулировать проблему?

(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

Как необходимо выдвигать гипотезы?

(Например, существует детская проблемная ситуация: как птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; они сверху видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.)


Каждый участник получает карточку с именем, какого – либо сказочного героя. Необходимо мимикой и жестами объяснить , что это за герой. Остальные пытаются быстро угадать изображаемый персонаж.

Выигрывает тот, который затратит на угадывание меньше времени.

Маша (из мультфильма «Маша и медведь)

Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает?

Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?

В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.


Перед вами на столиках стоят прозрачные бутылки с водой. Но бутылки не полные, и галки, сидящие на горлышках, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите галкам напиться.

Вопрос к педагогам: Как это сделать? (Повысить уровень воды в бутылке. Для этого можно использовать камушки.)

Чья команда быстрее напоит свою галку?

В разные времена для достижения этого пили уксус, клали под мышку камфору, глотали бумажные катышки, долгое время находились без доступа воздуха и даже пили ртуть и свинец. В черном ящике находится то, что современные женщины используют для этих же целей. (Пудра)

В черном ящике находится хорошо вам известный предмет, пришедший к нам с востока, но называемый у нас голландским словом. А еще про него существует загадка: "Сожмешь — клин, разожмешь — блин". (Зонт)

В черном ящике находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца)

Химики китайского университета выяснили, что в состав раствора, скрепляющего каменные блоки Великой Китайской стены, входил некий материал. В черном ящике килограмм этого материала. Назовите его. (Рис)

ОНИ "съедают" около трех процентов производимой в мире пшеничной муки. В природе ОНИ питаются, к примеру, цветочным нектаром. ОНИ находятся в черном ящике. (Дрожжи)

Читайте также: