Цифровые среды в школе как условия личностного самоопределения
Обновлено: 05.07.2024
Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования - недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.
Ключевые слова
- Digital didactics
- Digital educational environment
- Digitalization
- Individual educational trajectory
- Personal and professional self-determination
- Social situation of development
Предметные области ASJC Scopus
ГРНТИ
Уровень публикации
Ссылки
Другие файлы и ссылки
Fingerprint
- Self-determination Гуманитарные науки и искусство 100%
Проекты
Проекты за года
Философия образования, права и науки в эпоху глобализации
Проект : Исследование › Научная группа
Цитировать
- APA
- Author
- BIBTEX
- Harvard
- Standard
- RIS
- Vancouver
title = "ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ",
abstract = "Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования - недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.",
keywords = "Digital didactics, Digital educational environment, Digitalization, Individual educational trajectory, Personal and professional self-determination, Social situation of development",
Результат исследований : Вклад в журнал › Статья › рецензирование
T1 - ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
AU - Томюк, Ольга Николаевна
AU - Дьячкова, Маргарита Анатольевна
AU - Кириллова, Наталья Борисовна
AU - Дудчик, Андрей Юрьевич
N2 - Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования - недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.
AB - Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования - недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.
Статья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения образовательного процесса
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательная среда, предметная одаренность, дистанционное обучение, дополнительное образование, социальные партнеры.
Вложение | Размер |
---|---|
titov_statya_2-2_-_kopiya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Титов Виталий Викторович
Методист
ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ
Адмиралтейского района
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Статья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения образовательного процесса.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательная среда, предметная одаренность, дистанционное обучение, дополнительное образование, социальные партнеры.
Methodologist
IMC of the Admiralteysky district
Образовательный процесс – это целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков и компетенций в соответствии с целями и задачами образования, воспитания и развития личности. [ 5] При этом его нельзя рассматривать в отрыве от образовательной среды школы, внутри которой протекают все процессы, и включающей в себя два понятия: "воспитательная среда" и "обучающая среда" [1].
В работе Заир-Бек Е.С. говорится о наличии значительных достижений во взаимном обогащении смысла понятия образовательной среды в исследованиях, но автор делает вывод, что "её определения всё еще отличаются разнообразием и включают в себя широкий спектр научных концепций" [2].
Ясвин В.А. в своей работе под образовательной средой понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и "пространственно-предметном окружении" [10].
Рубцов В.В. определяет образовательную среду как "систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса" [7].
Для развития одаренности необходимо создание развивающей среды, причем именно цифровая образовательная среда школы может существенно дополнить существующую систему работы с одаренными детьми, не ограничеваясь своим образовательным учреждением.
Поэтому одним из главных направлений работы образовательных организаций является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
- Универсальные навыки — не ограниченные определённой сферой деятельности, а именно компетентности, связанные с умением мыслить критически и креативно, с межличностным взаимодействием, с саморегулированием и самоорганизацией;
- Повседневные базовые знания актуальных сфер жизни (финансы, экология, здоровье и т. д.). [9]
Говоря об организации образовательного процесса одаренных детей, Т.Н. Тихомирова выделяет важность предметно-информационного аспекта, включающего в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей [8].
В.И. Панов, отмечает, важность структуры образовательной среды и ее специальное проектирование для полноценного развития интеллектуально-творческих способностей каждого одаренного ребенка. Автор выделяет следующие подходы:
а) технологический, представляющий совокупность учебной и других видов деятельностей, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития учащихся;
б) социальный, представляющий собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры, а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей;
в) пространственно-предметный, обеспечивающий возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и включающий в себя особенности образовательного учреждения и прилегающего к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику [4].
Использование цифровой среды школы может позволить не только проводить учебные занятия в дистанционном формате, а также предоставлять доступ к различным источникам информации, но и существенно увеличить образовательные возможности образовательных учреждений через:
Очень важно обеспечить образовательное учреждение возможностью привлекать большее количество социальных партнеров, в том числе из высших и средне профессиональных учебных заведений и иных организаций. Однако, школы, находящиеся в отдалении от крупных центров, могут испытывать трудности при организации постоянного взаимодействия в очном формате. Более того, если говорить об одаренных детях, то для самореализации им необходимо выходить за рамки школьной образовательной программы. Зачастую, на ряду с успешными одаренными детьми есть те, кто, несмотря на свою одаренность и талант – не достигает высоких результатов из-за скуки или отсутствия интереса [11].
В тоже время, использование цифровой среды позволяет школе существенно нарастить возможности дополнительного образования, которое играет одну из ключевых ролей в развитии одаренности: отсутствие необходимости физического присутствия в классе позволяет строить более гибкий график занятий и приглашать ученых или специалистов для участия в образовательном процессе.
Более того, повышение скорости взаимодействия между участниками образовательного процесса дает возможность эффективнее решать поставленные задачи и возникающие в процессе обучения проблемы. Образовательная цифровая среда позволяет существенно усилить коммуникативную составляющую при групповой работе в дистанционном формате над проектом или исследованием между учащимися и руководящим ими учителем.
Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования – недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая образовательная среда, цифровая дидактика, социальная ситуация развития, личностное и профессиональное самоопределение, индивидуальная образовательная траектория
Ссылка для цитирования: Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 422-434. doi: 10.32744/pse.2019.6.35
Как только возникает вопрос о конкуренции России на мировом рынке, мы понимаем, что будущее страны формируется в школе. Поэтому приоритетной задачей системы образования становится формирование человеческого капитала, создание нашего будущего.
Но изменилась ли школа? Появились ли новые педагогические технологии, обеспечивающие ускоренное, глубокое или гарантированное
формирование компетенций, овладение знаниями и навыками?
Задумываясь над тем, какие образовательные подходы и технологии будут в полной мере отвечать вызовам ХХI века я, как молодой педагог, находящийся в поиске пыталась найти ответы на вопросы:
- что нужно изменить в моей работе так, чтобы образование было востребованным и современным?
- как сделать преподавание предмета интересным и релевантным цифровой реальности?
- как развивать навыки и умения (компетентности) каждого ученика?
- через подбор личной образовательной программы соединить конкретного ребенка с социально-культурным сообществом, в котором он живет, и обеспечить перспективность его образования [5].
- поддерживать у ребенка живой интерес к учебе, стимулировать желание непрерывно учиться у учителей;
- формировать проектное мышление;
- кастомизировать предложение, создавать продукт под запрос конкретного человека, обеспечивать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Персонализированная модель образования - одна из современных технологий, которая позволит мне выстроить траекторию личностно- ориентированного обучения и сформировать новую культуру учения, где каждый влияет на каждого.
Цель проекта: создание организационно-педагогических условий для развития образовательного и личностного потенциала каждого учащегося через внедрение персонализированной модели образования на основе Школьной цифровой платформы.
Задачи проекта:
- изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта;
- освоение учителем вариативного набора педагогических техник для работы в ПМО;
- формирование культуры учения ПМО;
- перестройка содержания образования;
- расширение возможностей для использования различных групповых форм организации учебной деятельности;
- организация обучения на основе сочетания и чередования очного и электронного обучения;
- использование школьной цифровой платформы для диагностико-формирующего оценивания на основе мгновенной обратной связи в ходе выполнения учебных заданий;
- выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов с использованием ресурсов Школьной цифровой платформы;
- постоянный мониторинг (достижений каждого ученика по отдельным
- предметам и в целом; достижений класса в целом);
- анализ, систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Участники проекта: обучающиеся 5а класса, их родители (законные представители), педагоги-психологи, учителя-предметники, администрация МБОУ СОШ № 4.
Читайте также: