Цифровые среды в школе как условия личностного самоопределения

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования - недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.

Ключевые слова

  • Digital didactics
  • Digital educational environment
  • Digitalization
  • Individual educational trajectory
  • Personal and professional self-determination
  • Social situation of development

Предметные области ASJC Scopus

ГРНТИ

Уровень публикации

Ссылки

Другие файлы и ссылки

Fingerprint

  • Self-determination Гуманитарные науки и искусство 100%

Проекты

Проекты за года

Философия образования, права и науки в эпоху глобализации

Проект : Исследование › Научная группа

Цитировать

  • APA
  • Author
  • BIBTEX
  • Harvard
  • Standard
  • RIS
  • Vancouver

title = "ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ",

abstract = "Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования - недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.",

keywords = "Digital didactics, Digital educational environment, Digitalization, Individual educational trajectory, Personal and professional self-determination, Social situation of development",

Результат исследований : Вклад в журнал › Статья › рецензирование

T1 - ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

AU - Томюк, Ольга Николаевна

AU - Дьячкова, Маргарита Анатольевна

AU - Кириллова, Наталья Борисовна

AU - Дудчик, Андрей Юрьевич

N2 - Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования - недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.

AB - Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования - недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.

Статья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения образовательного процесса

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательная среда, предметная одаренность, дистанционное обучение, дополнительное образование, социальные партнеры.

ВложениеРазмер
titov_statya_2-2_-_kopiya.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Титов Виталий Викторович

Методист
ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ
Адмиралтейского района

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Статья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательная среда, предметная одаренность, дистанционное обучение, дополнительное образование, социальные партнеры.

Methodologist
IMC of the Admiralteysky district

Образовательный процесс – это целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков и компетенций в соответствии с целями и задачами образования, воспитания и развития личности. [ 5] При этом его нельзя рассматривать в отрыве от образовательной среды школы, внутри которой протекают все процессы, и включающей в себя два понятия: "воспитательная среда" и "обучающая среда" [1].

В работе Заир-Бек Е.С. говорится о наличии значительных достижений во взаимном обогащении смысла понятия образовательной среды в исследованиях, но автор делает вывод, что "её определения всё еще отличаются разнообразием и включают в себя широкий спектр научных концепций" [2].

Ясвин В.А. в своей работе под образовательной средой понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и "пространственно-предметном окружении" [10].

Рубцов В.В. определяет образовательную среду как "систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса" [7].

Для развития одаренности необходимо создание развивающей среды, причем именно цифровая образовательная среда школы может существенно дополнить существующую систему работы с одаренными детьми, не ограничеваясь своим образовательным учреждением.

Поэтому одним из главных направлений работы образовательных организаций является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

  • Универсальные навыки — не ограниченные определённой сферой деятельности, а именно компетентности, связанные с умением мыслить критически и креативно, с межличностным взаимодействием, с саморегулированием и самоорганизацией;
  • Повседневные базовые знания актуальных сфер жизни (финансы, экология, здоровье и т. д.). [9]

Говоря об организации образовательного процесса одаренных детей, Т.Н. Тихомирова выделяет важность предметно-информационного аспекта, включающего в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей [8].

В.И. Панов, отмечает, важность структуры образовательной среды и ее специальное проектирование для полноценного развития интеллектуально-творческих способностей каждого одаренного ребенка. Автор выделяет следующие подходы:

а) технологический, представляющий совокупность учебной и других видов деятельностей, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития учащихся;

б) социальный, представляющий собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры, а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей;

в) пространственно-предметный, обеспечивающий возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и включающий в себя особенности образовательного учреждения и прилегающего к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику [4].

Использование цифровой среды школы может позволить не только проводить учебные занятия в дистанционном формате, а также предоставлять доступ к различным источникам информации, но и существенно увеличить образовательные возможности образовательных учреждений через:

Очень важно обеспечить образовательное учреждение возможностью привлекать большее количество социальных партнеров, в том числе из высших и средне профессиональных учебных заведений и иных организаций. Однако, школы, находящиеся в отдалении от крупных центров, могут испытывать трудности при организации постоянного взаимодействия в очном формате. Более того, если говорить об одаренных детях, то для самореализации им необходимо выходить за рамки школьной образовательной программы. Зачастую, на ряду с успешными одаренными детьми есть те, кто, несмотря на свою одаренность и талант – не достигает высоких результатов из-за скуки или отсутствия интереса [11].

В тоже время, использование цифровой среды позволяет школе существенно нарастить возможности дополнительного образования, которое играет одну из ключевых ролей в развитии одаренности: отсутствие необходимости физического присутствия в классе позволяет строить более гибкий график занятий и приглашать ученых или специалистов для участия в образовательном процессе.

Более того, повышение скорости взаимодействия между участниками образовательного процесса дает возможность эффективнее решать поставленные задачи и возникающие в процессе обучения проблемы. Образовательная цифровая среда позволяет существенно усилить коммуникативную составляющую при групповой работе в дистанционном формате над проектом или исследованием между учащимися и руководящим ими учителем.

Актуальность исследования вызвана тем, что школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформация образовательной среды и социальной ситуации развития обучающихся. Проблема исследования – недостаточность теоретического осмысления трансформирующейся под влиянием динамично развивающихся процессов цифровизации школы, ее роли в обеспечении качества общего образования. Цель состоит в выявлении влияния цифровой среды на цели и содержание работы школы с обучающимися. Повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами. Исследование базировалось на анализе подходов отечественных и зарубежных ученых к проблеме цифровизации общего образования. Результаты: выявлены проблемные зоны и преимущества цифровизации, исследованы векторы изменений содержания образования, форм, технологий работы с обучающимися, обосновано, что цифровая трансформация среды школы привносит и новые модели формирования ключевых компетенций у обучающихся как необходимого условия свободы выбора маршрута самоопределения.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая образовательная среда, цифровая дидактика, социальная ситуация развития, личностное и профессиональное самоопределение, индивидуальная образовательная траектория

Ссылка для цитирования: Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 422-434. doi: 10.32744/pse.2019.6.35

Как только возникает вопрос о конкуренции России на мировом рынке, мы понимаем, что будущее страны формируется в школе. Поэтому приоритетной задачей системы образования становится формирование человеческого капитала, создание нашего будущего.

Но изменилась ли школа? Появились ли новые педагогические технологии, обеспечивающие ускоренное, глубокое или гарантированное
формирование компетенций, овладение знаниями и навыками?

Задумываясь над тем, какие образовательные подходы и технологии будут в полной мере отвечать вызовам ХХI века я, как молодой педагог, находящийся в поиске пыталась найти ответы на вопросы:

- что нужно изменить в моей работе так, чтобы образование было востребованным и современным?

- как сделать преподавание предмета интересным и релевантным цифровой реальности?

- как развивать навыки и умения (компетентности) каждого ученика?

- через подбор личной образовательной программы соединить конкретного ребенка с социально-культурным сообществом, в котором он живет, и обеспечить перспективность его образования [5].

- поддерживать у ребенка живой интерес к учебе, стимулировать желание непрерывно учиться у учителей;

- формировать проектное мышление;

- кастомизировать предложение, создавать продукт под запрос конкретного человека, обеспечивать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Персонализированная модель образования - одна из современных технологий, которая позволит мне выстроить траекторию личностно- ориентированного обучения и сформировать новую культуру учения, где каждый влияет на каждого.

Цель проекта: создание организационно-педагогических условий для развития образовательного и личностного потенциала каждого учащегося через внедрение персонализированной модели образования на основе Школьной цифровой платформы.

Задачи проекта:

  • изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта;
  • освоение учителем вариативного набора педагогических техник для работы в ПМО;
  • формирование культуры учения ПМО;
  • перестройка содержания образования;
  • расширение возможностей для использования различных групповых форм организации учебной деятельности;
  • организация обучения на основе сочетания и чередования очного и электронного обучения;
  • использование школьной цифровой платформы для диагностико-формирующего оценивания на основе мгновенной обратной связи в ходе выполнения учебных заданий;
  • выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов с использованием ресурсов Школьной цифровой платформы;
  • постоянный мониторинг (достижений каждого ученика по отдельным
  • предметам и в целом; достижений класса в целом);
  • анализ, систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Участники проекта: обучающиеся 5а класса, их родители (законные представители), педагоги-психологи, учителя-предметники, администрация МБОУ СОШ № 4.

Читайте также: