Что значит программа по развитию личностного потенциала для доу

Обновлено: 05.07.2024

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни детей, какие игрушки и дидактические пособия в не включены, каков их развивающий потенциал и от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его личностный потенциал, является источником знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка. Проект разработан при активном участии детей, педагогов и родителей.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

В соответствии с современными тенденциями и приоритетами развития дошкольного образования перед педагогами стоит задача создать условия для формирования личностного потенциала ребенка, с целью обеспечить возможность самостоятельного познания окружающего мира. Для реализации принципов (ФГОС ДОО п. 1.4.6,7) на одно из первых мест выходит проектная деятельность с детьми, именно метод проектов позволяет в полной мере реализовать требования федерального законодательства, построить образовательную деятельность на основе личностного развития. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира детей дошкольного возраста, формированию познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.

На протяжении длительного времени педагоги занимались вопросом формирования познавательной сферы детей, что способствовало разработке и внедрению педагогической технологии по детскому экспериментированию. Итогом проведенной работы стало разработка проекта и создание условий для организации детской экспериментальной деятельности.

Цель проекта : преобразование предметно – развивающей среды в опытно - экспериментальной деятельности.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Образовательная : Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.

Развивающая : развивать представления о физических свойствах объектов окружающего мира с помощью опытно-исследовательской деятельности.

Воспитательная: воспитывать у детей дошкольного возраста гуманного отношения к живой и неживой природе, друг к другу.

Предполагаемый результат: экспериментальная деятельность детей в обогащенной предметно – развивающей среде.

Содержание проектной деятельности

Этапы Тематика деятельности Мероприятия

Подготовительн ый Аналитическая деятельность Анализ существующей ситуации Формулировка проблемы

Определение путей решения Анализ ресурсов

Представление детско – родительских ожиданий

Организационная деятельность Сбор ожидаемых результатов дети – родители – педагоги Сбор и оформление детско – родительских инициатив

Составление стратегического плана работы

Коллегия инициативной группы педагогов и родителей

Основной Реализация проектной деятельности

Выполнение плана проекта - Подбор и оснащение

необходимого материала для работы Центра

экспериментирования

- Оформление материала в

Заключительный Рефлексивно – оценочная деятельность

1. Проведение итогового мероприятия

2. Презентация исследований детей

3. Оценка результативности проекта

- Дидактическая игра с применением ИКТ по

- Дидактические игры с

применением ИКТ технологии:

«В гости к сказке В. Г. Сутеева

проекта

Результат проекта по преобразованию среды в центре экспериментирования

Результаты преобразования среды представлены в таблицах.

1. Материально – техническое оснащение

1 Магнитофон, музыкальный центр 1 шт

2 Стеллаж, полка 2 шт

3 Ноутбук для просмотра видеоматериалов по темам 1 шт

4 Стол для экспериментирования 1 шт

5 Стеллаж для Д/и 1 шт

6 Стол для воды и песка 1 шт

8 USB - носитель

2. Наглядно – методическое оснащение

Дидактические игры настольно – печатные

№ Направление Название игры Количество

Дидактические игры сделанные своими руками

№ Направление Название Количество

4 Материалы для

Животные доисторического периода

Ящик ощущений (волшебный мешочек)

11 Дневник зарисовки выполненных действий в экспериментировании

12 Дневник наблюдений за сезонными

Энциклопедия природоведческого содержания

16 Пооперационные карты

17 Алглоритмы проведения опытов

18 Материалы и оборудование для экспериментирования

19 Материалы для использования в экспериментировании

20 Макеты, модели

21 Коллекции - музеи

Коллекция магнитов 7

22. Бросовый материал

1 Микроскоп 1 шт

2 Термометры 3 шт

7 Бумага разная В наличии

10 Воздушные шары В наличии

12 Целлофановые пакеты 1 шт

13 Медицинские шприцы без иголок В наличии

14 Пипетки, пинцеты В наличии

15 Губки поролоновые В наличии

16 Ведра детские 3 шт

17 Совок для насыпания, формочки 5 шт

18 Контейнера для хранения В наличии

19 Песочная/водяная мельница 1 шт

20 Воронки разного размера 5 шт

21 Прозрачные и непрозрачные сосуды (стаканы, миски, колбы, ванночки) В наличии

23 Резиновые груши 3 шт

24 Деревянные палочки В наличии

25 Клеенка В наличии

26 Фартуки, нарукавники На подгруппу

27 Трубочки В наличии

28 Бумажные салфетки В наличии

29 Фонарик 1 шт

30 Прозрачные цветные пластинки 12 шт

31 Магнитная доска 1 шт

32 Кварцевые часы 2 шт

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., В 8

ьева М. А. Программа «От рождения

3. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения//Дошкольное воспитание. 2007. -№1.

4. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. -2007. -№3.

5. Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. //Ребнок в детском саду. -2002.- № 1.

6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. –М. - Педагогическое общество России, 2003.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность дошкольников // СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Представлена программа по развитию эмоционально-личностной сферы для детей среднего и старшего возраста.

ВложениеРазмер
programma_emotsionalno-lichnostnogo_razvitiya.docx 88.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска

развития эмоционально-личностной сферы дошкольников посредством работы со сказкой

Педагог-психолог: Пермякова О. М

I. Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Этапы реализации программы

II. Содержательный раздел

Календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Содержание занятий для средней группы

Содержание занятий для старшей группы

III. Организационный раздел

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства.

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития. Эмоциональная сфера как сложноорганизованная система регуляции поведения ребенка напрямую связана с психологическим и социальным благополучием ребенка.

Недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом приводят к нарушениям психоэмоционального развития детей, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Постепенно недифференцированные эмоциональные реакции превращаются в чувства, а от степени развития чувств зависит поведение ребенка в соответствующих ситуациях. В конечном итоге, общая положительная направленность ребенка, связанная с моральными чувствами, создает стержень личности, который будет определять способ поведения в жизненных ситуациях. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.

Возможностям сказки в развитии эмоционального мира ребенка огромны. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Мифы, легенды, притчи и сказания издревле использовались в качестве передачи информации, всегда несли в себе послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть добро и зло. Любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Сказка позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка, решая задачу воспитания положительных чувств, обучения ребенка управлению своими негативными эмоциями, а значит обучает саморегуляции.

В образе сказочных героев дети переживают разные чувства, учатся распознавать эмоциональное состояние человека по интонации: побеждают хитрую лису, злого волка, помогают слабым и беззащитным. Чем эмоциональнее прочитано произведение, тем легче дети будут воспринимать и понимать произведение особенности эмоционального состояния героя. Работа с иллюстрациями, анализ эмоционального состояния героев, изображенных на картинках способствует проникновению в чувства героя, развивает способность распознавать детей понимать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях.

На основе этой базы была спроектирована коррекционно-развивающая программа по работе со сказкой для детей разных возрастных групп.

Цель программы : развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников посредством работы со сказкой.

- расширение эмоционального опыта детей, знакомство с различными эмоциями и чувствами;

- формирование навыков понимания собственного и чужого эмоционального состояния.

- овладение способами самовыражения различных эмоциональных состояний;

- развитие способности адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях, навыки эмоциональной саморегуляции.

Программа курса включает следующие основные методы работы со сказкой:

- эмоциональное чтение или рассказывание сказок взрослым;

- групповое рассказывание сказок детьми;

- придумывание детьми нового окончания сказки или продолжения.

- рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (можно одушевить любой предмет или часть окружающей среды. Детям такой метод может быть особенно полезен, т.к. он помогает встать на место другого человека,).

- сочинение сказок (Сочиненная ребенком сказка само по себе психотерапевтическое явление, потому что есть продукт творческого акта. Ребенок, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активирует свои бессознательные стремления, обеспечивая свое личностное развитие).

- анализ эмоционального состояния героев в различных ситуациях;

- изготовление героев и драматизация различных эмоциональных ситуаций;

- анализ иллюстраций, осознание эмоционального состояния героя по мимике, жестам, позам;

- иллюстрирование сказок, создание своей книги.

Программа базируется на следующих принципах:

- принцип единства аффекта и интеллекта;

- принцип сопряженности эмоционального развития с полноценным развитием сенсорной системы;

- принцип диалектического взаимодействия внешнего и внутреннего;

- принцип системности развития психической деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 4-6 лет.

Занятия с дошкольниками проводятся в подгрупповой форме. 1 раз в неделю. Подгруппа составляет до 12 человек. Продолжительность занятий зависит от возраста участников занятия.

bxod

Полное наименование: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Сокращенное название: МАДОУ "Детский сад №2" г. Стерлитамак РБ

Юридический адрес: 453100, Республика Башкортостан, город Стерлитамак, улица Артема, 129

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2" город Стерлитамак Республики Башкортостан Copyright © 2016.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностный потенциал (ЛП) – это система управления своими психологическими ресурсами в собственных интересах, система динамического управления психологической энергией, ее распределения и перераспределения.

«Способности важны,

но важнее — способность

Дмитрий Алексеевич Леонтьев

Во власти образовательного учреждения – создание и обогащение среды возможностей для развития ЛП.

Во власти образовательного учреждения – создание и обогащение среды возможностей для развития ЛП.

Навыки XXI века Критическое мышление Креативность Коммуникация Коллаборация

Навыки XXI века

Критическое мышление

Креативность

Коммуникация

Коллаборация

Возрастные особенности развития в старшем дошкольном возрасте (мышление, воображение, навыки взаимодействия, самооценка).

Преемственность дошкольного образования и школьного обучения, более успешная адаптация;

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация

Использую в практике

Стена вопросов Планирую использовать в практике Дерево детских мыслей Голосование Создание детских книжек

Стена вопросов

Планирую использовать в практике

Дерево детских мыслей

Голосование

Создание детских книжек

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

Читайте также: