Что является предметом изучения методики развития речи в доу

Обновлено: 05.07.2024

Методика развития речи – наука, отрасль педагогики и методики русского языка, изучающая закономерности педагогической деятельности по фор­мированию речи детей дошкольного возраста.

Предмет изучения методики - процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического взаимодействия.

Задачи методики развития речи:

Научные основы методики развития речи

Методологическая основа– философские положения о том, что: язык – это продукт общественно-исторического развития; язык – средство человеческого общения; (без этого невозможно речевое, но и нравственное, интеллектуальное, др. развитие). Существует тесная связь и взаимодействие языка и мышления.

Язык – система знаков и кодов, служащая для обозначения явлений действительности.

Речь – индивидуальный психический процесс, присущий каждому индивиду.

Три группы характеристик языка: Личностные. Интеллектуальные. Социальные.

Функциональные характеристики родного языка:

Психологическая основа– учение о речевой деятельности (психология речи).

Язык Речь
Язык - система знаков и правил их преобразования Речь - это реальный процесс оперирования языком
Язык относительно стабилен Претерпевает динамику изменений
Язык - это система общественно выработанных понятий и обобщений Речь - это индивидуальный процесс их присвоения
Язык усваивается теоретически Речь усваивается практически

1.Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и развитием сознания в целом.

2.Речь имеет полифункциональный характер – речи присуще коммуникативная функция (общение), индикативная (указывает на объект), интеллектуальная (мыслит с помощью речи), сигнификативная (обобщающая). Все функции связаны между собой.

3.Речь является полиморфной деятельностью (выступает то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая коммуникативной функции, то как речь внутренняя). Эти формы речи могут переходить одна в другую.

4.У речи можно выделить внешнюю речь (звуковую) и внутреннюю речь (семантическую).

5. Виды речевой деятельности: говорение; слушание (аудирование); чтение; письмо.

Речевая деятельность имеет четкую структуру:

мотив (ради того, ради чего говорим). Мотив может быть разным: эмоциональный, побудительный, семантический, информационный.

· цель (ради чего буду говорить). Прогнозирование результата;

· содержание речи (мысли, знания, чувства, представления). Человек не может говорить о том, чего не знает;

· средства речи (это язык во всем его проявлении: лексика (правильное употребление слов), фонетика (четкая дикция), грамматика (логика построения предложений);

Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.

Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. Дайте определения следующим понятиям.

Языковая способность – это




Речевой навык – это

Речевое умение – это

Физиологическая основа - учение Ивана Петровича Павлова о двух сигнальных системах.

Первая сигнальная система – это образы, представления, которые человек и животные получают от раздражителей и трансформируются эти сигналы в виде ощущений (обонятельных, осязательных, тактильных, слуховых). Первая сигнальная система есть и у человека, и у животного.

В определенных участках мозга есть скопление клеток с веществами химической природы, где накоплена информация о внешнем и внутреннем мире человека.

Связи между клетками и группами клеток соответствуют объективным связям между фрагментами реальности и субъективным их отражением.

Нейрохимический код в коре головного мозга помогает понимать и говорить.

Центры речи:

название месторасположение
Центр Брока (моторная зона) Связан с громкостью произношения речи Верхняя лобная извилина левого полушария.
Центр Верника (сенсорная зона) Связан с пониманием смысла устной и письменной речи (о чем говорят) Задняя височная извилина левого полушария
Зрительный центр Связан с процессом чтения В затылочной доле левого полушария
Центр письма (графический) Связан с письменной речью Средняя лобная извилина левого полушария.

Лингвистическая основа- учение о языке как знаковой системе.

Нельзя обучать языку и речи, не учитывая его специфики.

Процесс обучения речи должен основываться на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений (что такое речь, язык, характерные особенности и др.). Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического; лексического; словообразовательного; морфологического; синтаксического.

Этапы развития речи у детей

Овладение речью не дается ребенку в готовой форме, оно вырастает из последовательных изменений психологических структур и проходит ряд этапов.

Этап Характеристика
Подготовительный (довербальный) - до 1 года
Преддошкольный (возникновение речи) - 1 – 3 года
Дошкольный (развитие речевого общения) - до 7 лет
Школьный -7-17 лет

Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Объясните, почему овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве?

Система работы по развитию речи в детском саду

Цель, задачи и методические принципы обучения детей родному языку

Основная цельработы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития детей:

Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи
Слово 1 Развитие словаря
Звук 2 Воспитание звуковой культуры речи
Словоформа Словосочетание Предложение 3 Формирование грамматического строя речи
Текст Диалог Монолог 4 Развитие связной речи а) формирование диалогической (разговорной) речи, б) формирование монологической речи
Слово, звук, предложение 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте
6. Ознакомление с художественной литературой

Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения.

Тема. Теория и методика развития речи как наука и учебная дисциплина

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук и изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

К фундаментальным задачам методики развития речи относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

Прикладные задачи методики определяются вопросами:

· чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);

· как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);

· почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

Методика развития речи детей дошкольного возраста создает свои теоретические основы, теоретическую базу и использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.

Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину в тридцатые годы этого столетия как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки. Что до теоретических основ методики, то они помогают педагогической практике. Научные исследования обогащают практику новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемами речевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверить правильность сделанных выводов. Таким образом, взаимосвязь теоретических основ методики и практики является обязательным условием развития методики.

Методика развития речи как учебная дисциплина составляет основу профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории развития детской речи и овладение умениями управлять процессом развития речи и речевого общения.

В настоящее время различают такие уровни профессиональной подготовки, как фактологический (практический), теоретический и рефлективный. Фактологический уровень предполагает овладение определенным запасом знаний и умением ориентироваться во всей эмпирической базе своей профессии. Теоретический уровень связан с усвоением знаний о принципах функционирования объектов, а рефлективный уровень требует знаний о происхождении этих принципов, осознания проблем, которые стоят перед изучаемой дисциплиной.

Применительно к подготовке дошкольных специалистов по методике развития речи это значит, что в учреждении высшего образования углубляется теоретико-методическая подготовка, соответствующая рефлективному уровню.

Основными задачами преподавания учебной дисциплины в учреждении высшего образования выступают:

· вооружение студентов научно-методическими знаниями о процессе развития речи и речевого общения детей;

· формирование умения видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах;

· обучение определению содержания речевой работы с группой детей и отдельными детьми, правильному выбору наиболее эффективного пути воздействия на их речь, анализу полученного результата;

· обеспечение усвоению обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях;

· формирование умения анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ развития детей;

· стимулирование изучения инновационного опыта работы по развитию речи и стремление создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей .

Практическая готовность имеет много общего на всех ступенях образования и включает в себя комплекс профессиональных умений организовывать дидактическое общение, применяя разнообразные и эффективные способы педагогического воздействия и взаимодействия с детьми с целью добиться позитивных результатов в обучении речи и воспитании детей.

Как отмечает В.И. Яшина, условно все умения можно объединить в пять блоков.

В первый блок умений, направленных на изучение речи ребенка и ориентировку в условиях общения, входят три группы: умения обследовать речь детей, составлять характеристики речевого развития, выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенности среды их развития.

Второй блок составляют умения моделировать процесс дидактического речевого общения: составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи, планировать отдельный коммуникативный акт.

В третий и четвертый блоки входят умения организовывать процесс дидактического общения и управлять им: умения привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональный контакт с ними, обеспечивать мотивацию речевой деятельности; социально-перцептивные умения, умения владеть речью и использовать невербальные средства общения, создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми.

Пятый блок составляют умения анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите задачи и содержание методики развития речи детей дошкольного возраста как научной дисциплины.

3. Назовите основные цели, задачи и понятия дисциплины, особенности содержания учебной дисциплины.

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:

· чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);

· как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);

· почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:

Методики развития речи дошкольников

Дошкольный период – это время усвоения ребенком разговорного языка, развития грамотной фонетической речи, которая необходима для выражения желаний, общения, познания окружающего мира. Первостепенная задача взрослых – обучение речевым навыкам, которые осуществляются разными приемами. Методики развития речи дошкольников применяются исходя из возрастных групп и личных особенностей ребенка.

Цели и задачи методик

Обучение родному языку – это важная часть умственного воспитания и мышления. Владение языком является одним из важных критерий готовности к школьной программе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольная методика развития речи должна быть направлена на выполнение следующих задач:

  • Формирование свободного общения между сверстниками;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Приобщение к чтению литературы;
  • Развитие слуха;
  • Приучение к правильной интонации.

Дошкольная методика развития речи

Методика обучения развитию речи дошкольников преследует главную цель – научить малышей свободно выражать свои мысли, легко поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками, развивать творческие способности.





Этапы развития речи

В год малыш произносит первые осознанные слова, начинает накапливать их запас, постепенно улучшается произношение. В этом возрасте многие дети сокращают слова, меняют местами буквы и окончания, переставляют слоги.

К трем годам ребенок произносит простые предложения, может вести диалог, рассказывать об увиденных предметах, оценить ситуацию. В четыре года речевой запас расширен и дитя торопливо делится своими впечатлениями.

К пяти годам ребенок владеет достаточным словарным запасом. Он может пересказывать сказки, читать стихи, петь песни.

Примечание. Теория и методика развития речи дошкольников основываются на ФГОС и разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно.

Теория и методика развития речи дошкольников основываются на ФГОС

Методы развития речи

Существует много различных приемов обучения детей. Популярной является методика развития речи дошкольников Яшиной В.И. и Алексеевой М.М., которая строится поэтапно.

Она включает в себя:

  1. Наполнение словарного запаса.
  2. Воспроизведение правильных звуков.
  3. Формирование грамматического построения предложений.
  4. Обучение связанного повествования с ведением диалогов и монологов.

Методика развития речи Яшиной использует следующие приемы:

Название приемов Способы осуществления
Наглядные Наблюдение, обследование предметов, ознакомление с фотографиями и рисунками.
Словесные Чтение, описание, рассказ, беседа.
Практические Театральные игры, хороводы, конструирование, рисование.

Методика развития речи дошкольников Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. широко использует словесные приемы: образец речевого общения, проговаривание и повторение, объяснение, указание, вопрос.

Яшина Валентина Ивановна и Яшина Валентина Ивановна

Продуманная речь преподавателя, используется для подражания детьми как речевой образец. В младших группах обычно проводят игровые занятия. В старших – методику применяют для сравнения и коррекции речевых отклонений.

Многократное повторение словесного элемента позволяет детям запомнить звуки и научиться правильно говорить. Главное, чтобы проговаривание не вызывало негативных эмоций у детей.

Объяснение различных явлений позволяет понять их значение и сущность. Для исполнения необходимых действий используют словесное указание. Оценка детской речи должна мотивировать ребенка к активности в разговоре, для это подчеркивают положительные качества, а словарные недочеты исправляют другими приемами.

Методика развития речи в 3 года

Значение языкового развития детей

У маленьких детей языковое развитие совпадает с развитием мысли. Когнитивные навыки стоят рядом с языковыми, поэтому ребенок, который прикладывает усилия в развитии языка, будет также усерден и при изучении других учебных предметов и областей развития.

Язык – это общение, как выразительное, так и рецептивное. На выразительном языке говорят или общаются с помощью языка жеста. Рецептивный язык – это речь или информация, которую передают или понимают.

Влияние речи на письмо и чтение

Речь и грамотность (письмо и чтение) развиваются вместе. Ранние навыки речи и грамотности развиваются за несколько лет перед тем, как ребенок пойдет в школу и будет нуждаться в социальном взаимодействии и окружении, которое вовлечет ребенка в общение. Ранее эксперты считали, что у ребенка развитие языковых навыков происходило вразброс, а затем только приобреталась грамотность. Однако сейчас мы допускаем, что эти навыки взаимосвязаны и что ребенок не развивает их в изоляции от других.

Влияние речи на успехи в школе

Развитие речи ребенка непосредственно влияет на его успехи в школе. Это один из лучших способов предсказать, какие у него будут достижения в школе. Когда у ребенка выдающиеся навыки в речи, это влияет и на все другие учебные предметы. По существу чтение имеет непосредственное отношение к печати, и ребенок способен воспринимать эти написанные символы и придавать им смысл из-за раннего языкового развития.

Влияние речи на эмоциональное развитие

развитие речи в детском саду, развитие речи у ребенка

Развитие речи в младших группах

Методика развития речи в 2 года предполагает освоение слов, понимание их значения и ассоциацию. Запоминание происходит при знакомстве с миром, разглядывании предметов, игрушек, рисунков. В это время взрослые произносят звуки, которые ассоциируются у малыша с объектом, меняют интонацию, сочетают слова.

Кроме потешек, прибауток слуховые занятия чередуют с артикуляционными упражнениями. Воспитатели просят детей улыбнуться, вытащить язычок, провести им по верхним зубкам, надуть щечки и т.д.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О.С. уделяет особое внимание интонации в разговоре с малышом. Меняя тембр голоса, взрослый развивает ощущение силы звука, ритма, это в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Грамотное использование интонации необходимо будет для рассуждения, описания ситуаций, выражения чувств.

Методика развития речи в 3 года направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребенок учится слышать и распознавать гласные и согласные буквы. Дети часто путают глухие и шипящие звуки или пропускают их.

Ушакова Оксана Семеновна и Струнина Елизавета Михайловна

В этот период взрослые начинают формировать грамматическое развитие общения. Ребенок повторяет слова осмысленно, старается произносить их во множественном числе. Задача преподавателя создавать ассоциации для грамотного формирования речи. Примером могут служить игры с количеством объектов или предметов: стул – стулья, ложка – ложки, кукла – куклы.

Методика Ушаковой

Методика Ушаковой развития речи детей дошкольного возраста достаточно известная и эффективная. В ее основу включено усвоение простого материала, элементарных техник, с последующим переходом к более трудным занятиям.

Усложнение задач для малыша проводится поэтапно и незаметно. Уже после четырех занятий можно увидеть положительные результаты в становлении речи.

Фото 8


Большую роль в становлении речи младенца играют его родители, поэтому матерям даются такие рекомендации:

  • правильно разговаривать с ребенком;
  • просить малыша повторять несложные слова;
  • во время игры называть предметы;
  • регулярно рассказывать сказки, читать вслух детские книги;
  • при неправильном произношении слов ребенком пытаться исправлять ошибки.

Методика Ушаковой предполагает индивидуальный подход. При разработке программы учитываются особенности здоровья, генетика, уровень развития, возраст малыша, его навыки и умения.


Обучение в средних и старших группах ДОУ

Методика развития речи детей дошкольников 4-5 лет включает закрепление освоенных навыков и формирования разговорного языка. Малыши ведут связанный диалог, слушают и поддерживают беседу. Умения формируются на простых знаниях структуры и взаимосвязи предложений.

Важным фактором в построении морфологической речи является чтение детской литературы, театральные инсценировки, разучивание стихов. Методика развития речи дошкольников Стародубовой Н.А. включает в себя специальные обучающие занятия, которые начинают проводить в возрасте 4 лет. Обучение должно проходить коллективно, с взаимным уважением детей и педагогов. Занятия позволяют воспитать усидчивость, развить творческие качества, оценить речевой уровень.

В средней и старшей группах дети активно общаются со сверстниками и смело используют речевые навыки и обороты. Участие более взрослых детей в играх содействует быстрому развитию речи малышей. Однако положительное влияние такого объединения должно проходить под руководством педагога. Как показывает практика, старшие ребята иногда становятся активными и весело передразнивают малышей, подражая их еще не поставленной речи.

В старших и подготовительных группах проводят различные тематические занятия. Дети обучаются объединять предметы по определенным характеристикам. Воспитатель в игровой форме может предложить разобрать фрукты и овощи по отдельным столикам, отделить посуду от кухонной утвари.

Запас лексикона увеличивают за счет рассказа-описания. Методика позволяет развить память и воображение.

Занятия по описанию включают:

  • Рассматривание предмета;
  • Выделение его характерных особенностей;
  • Определение частей предмета относительно друг друга (голова выше туловища, ноги ниже пояса и т.д.);
  • Выделение мелких частей (глазки, носик, пуговки на одежде);
  • Повторное восприятие.

Методики развития речи дошкольников позволяет развить память и воображение

Дети 6-7 лет должны воссоздавать образы по памяти, отвечая на вопросы педагога. Они могут рифмовать слова и заниматься сочинением элементарных стишков, составлением логически осмысленных рассказов.

Речевые упражнения

На формирование речевой культуры влияют творческие занятия, рисование, лепка, выполнение поделок, прослушивание музыки. Игра и совместный труд взрослых и детей позволяет расширить словарный запас и их сочетание.

Простые игры упражнения для проведения дома и в образовательных учреждениях:

  1. Поиск предмета. Для малышей выкладывают 2-3 игрушки, дают детям отвернуться и одну прячут. Взрослый просит назвать какого предмета не хватает. В средней группе количество объектов увеличивают.
  2. Упражнение на сравнение картинок, например жираф большой, а мышка маленькая.
  3. Имитация голосов животных.
  4. Название объектов в единственном и множественном числе.
  5. Добавление к существительному глаголов (пароход плывет, машина едет).
  6. Запоминание чистоговорок и скороговорок.
  7. Игра на правильное использование предлогов (мышка в норке, птичка на ветке, мячик под столом).
  8. Описание сказки по картинке.
  9. Придумывание окончание рассказа.
  10. Игра со звуками – нахождение слов на заданную букву.
  11. Подбор рифмы к словам.
  12. Самостоятельное составление рассказа.

Простые игры упражнения по развитию речи для дома

Уникальная методика развития речи дошкольника должна сочетать различные методы, быть ориентирована на возрастную группу и учитывать особенности каждого ребенка. Систематические занятия помогут вовремя освоить грамотную речь и приобрести навыки для общения в социуме.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.

Ребенок должен ответить на вопросы:

  • Кто (что) это?
  • Какой?
  • Что делает?

Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.

Результаты обследования фиксируются и анализируются.

Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:

Читайте также: