Что является основной целью специальной школы
Обновлено: 05.07.2024
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Развитие здорового ребенка и развитие ребенка, имеющего отклонения в развитии, существенно отличаются, этим фактом обосновано мнение об обучении таких детей в разных учреждениях.
Ребенок с отклонениями в развитии в образовательном процессе, помимо получения непосредственно образования, решает ряд дополнительных задач, обусловленных наличием нарушения. Для этого ему требуются особые, специальные условия образования.
К специальным образовательным условиям относится, например, наличие специальных образовательных программ, методик, средств обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление медицинской и психологической помощи, сопровождение процесса обучения специалистами и другие условия.
Лица с различными нарушениями могут получать разные степени образования, это зависит от сохранения интеллектуальных способностей, тяжести и характера отклонения.
Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт) регламентирует требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-педагогической работе и трудовой и профессиональной подготовке для каждой категории лиц с нарушениями в развитии.
Задачи специального образования детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) должны формироваться в соответствии с образовательными потребностями ребенка, его индивидуальными особенностями.
К задачам специального образования относятся:
• Реализация конституционного права на получение бесплатного образования. Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ независимо от тяжести проблем;
• Обеспечение обучающимся условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в обществе;
• Разработка и реализация образовательных и коррекционно-развивающих программ;
• Создание для обучающихся, воспитанников с ОВЗ условий реализации образовательных программ;
• Дифференцированность образовательных стандартов и их внедрение в практику;
• Выбор форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания;
• Подготовка и переподготовка кадров для специального образования;
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
• Выбор системы оценок обучающихся, порядок, периодичность промежуточной аттестации
• Определение механизмов взаимодействия общего и специального образования.
Помощь в развитии и обучении детям с проблемами в развитии.
Помощь в развитии и обучении
детям с проблемами в развитии.
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ (от 10.03.2000 № 212, от 23.12.2002 № 919), для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, а также с задержкой психического развития создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения: начальная школа—детский сад, специальная общеобразовательная школа, школа-интернат.
В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:
для глухих - 6 человек;
для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек;
для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек;
для слепых - 8 человек;
для слабовидящих и поздноослепших - 12 человек;
для имеющих тяжелые нарушения речи - 12 человек;
для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - 10 человек;
для имеющих задержку психического развития - 12 человек;
для умственно отсталых - 12 человек;
для глубоко умственно отсталых - 10 человек;
для имеющих сложные дефекты - 5 человек.
Специфика обучения и программы работы по реабилитации детей с отклонениями в развитии определяются Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством здравоохранения и социального обеспечения РФ. Трудовое обучение зависит от региональной потребности в рабочих кадрах и индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей). Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения воспитанников. Выпускникам выдается документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.
Направление детей , а также перевод из одного коррекционного учреждения в другое осуществляется органами управления образованием с согласия родителей и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. А в специальный класс (группу) воспитанники переводятся только после года.
Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.
Виды коррекционных школ для детей с особенностями развития
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь)
1 отделение - для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
2 отделение - для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения
При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.
В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.
Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения. В зависимости от местных условий коррекционное учреждение V вида может иметь в своем составе одно отделение.
В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.
Во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
В случае устранения речевого дефекта воспитанники коррекционного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной зтиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей).
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
В коррекционном образовательном учреждении VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость которых не должна превышать 8 человек.
2. комбинированного , имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
3. общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также:
1. в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого- педагогической реабилитации и коррекции и др.;
2. в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста ;
3. в учреждениях дополнительного образования : центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания.
Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий:
1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов;
2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
3. наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.
Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из форм внутри системы . Интеграция — модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы межу ними.
В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграции должна осуществляться в различных ее формах:
1. комбинированная интеграция . Дети с уровнем психофизической и речевого развития, соответствующим или близким возрастав! норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1 — 2 человек; воспитываются в массовых группах, получают систематически коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;
2. частичная интеграция . Дети (1 — 2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников;
3. временная интеграция , при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются ее здоровыми детьми не реже 1 — 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).
Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоровых сверстников.
Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей.
Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и комбинированного, так и компенсирующего вида.
1. педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика , направленные на выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии; работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;
2. постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем- дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития ребенка с тем или иным отклонением в развитии;
3. обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога;
4. обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами , оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии;
5. работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;
6. целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти
а) о желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу);
б) об интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся до-школьников, о совершенствовании материально-технической базы интегрированного воспитания;
в) об оказании помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в развитии в среде нормально развивающихся детей.
Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья, данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. В мировой практике выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.
Более подробная типология выглядит следующим образом:
1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид) решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.
2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.
3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). Вданных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.
4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.
5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.
6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.
7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс.
8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
9. Специальное учреждение – детский дом для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.
10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
11. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детейс умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.
Обучение, воспитание и коррекция детей и подростков с недостатками умственного или физического развития осуществляются в специальных образовательных учреждениях, содержащихся за счет государства. Специальные образовательные учреждения являются основным звеном в системе непрерывного образования и воспитания аномальных детей и позволяют выпускникам начать трудовую деятельность или продолжить обучение в соответствии с психофизическими возможностями и способностями. Основные задачи специальных образовательных учреждений — коррекция дефектов и личности аномального ребенка через обучение, воспитание, профессионально-трудовую подготовку; формирование общечеловеческих ценностей, социальная адаптация и интеграция в обществе детей и подростков с отклонением в развитии.
Контингент учащихся специальных образовательных учреждений для детей с недостатками развития устанавливается правительством республики, областными, государственными администрациями, органами местного самоуправления с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических норм для категорий:
- детей с нарушениями слуха, зрения, речи;
- детей с интеллектуальным недоразвитием;
- детей с задержкой темпа психического развития;
- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- умственно отсталых детей-сирот.
Прием учащихся в специальные образовательные учреждения для детей с недостатками умственного и физического развития осуществляется по направлениям Министерства образования Республики Беларусь и органов государственного управления образованием на местах, в ведении которых находится данное учебное заведение, на основании заключений психолого-медико-педагогических комиссий с учетом мнения родителей или лиц, их заменяющих.
Направление детей и подростков в специальные образовательные учреждения проводится в строгом соответствии с инструкцией о приеме детей в данный тип специального увчреждения, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения.
Зачисление детей в специальную образовательную школу-интернат (школу) проводится до начала учебного года (по мере необходимости может осуществляться и в другие календарные сроки) и оформляется приказом по учебному заведению.
Перевод учащихся в массовую школу (по мере коррекции дефектов развития) или перевод в другие типы специальных общеобразовательных учреждений (при уточнении и изменении диагноза) решается советом школы в течение первого (в отдельных случаях второго) года пребывания в данном учебном заведении на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Перевод учащихся из одного отделения в другое внутри школы осуществляется на основании решения педагогического совета специального общеобразовательного учреждения.
Государственно-общественное управление специальным учреж-дением осуществляется на основе принципов демократии, гласности и во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью и родителями (или лицами, их заменяющими).
Общее управление специальным образовательным учреждением осуществляет совет школы, который организуется и действует в установленном порядке. Непосредственное руководство специальным образовательным учреждением осуществляет директор, который назначается на должность соответствующим органом государственного управления образованием из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет.
Директор учреждения назначает заместителей директора по учебно-воспитательной работе из числа лиц, имеющих дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет, по согласованию с органами управления образованием.
Директор несет персональную ответственность за результаты работы специального образовательного учреждения.
Специальное образовательное учреждение действует на основе Типового положения и разработанного в соответствии с ним индивидуального положения данного учреждения, утвержденного Министерством образования.
В индивидуальном положении определяются нормы и правила жизни коллектива специального образовательного учреждения с учетом его особенностей и перспектив развития, а также права, обязанности и ответственность работников и воспитанников, иные вопросы, не противоречащие законодательству Беларуси и необходимые для осуществления деятельности учебно-воспитательного учреждения.
В целях развития и совершенствования процесса обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, повышения профессионального уровня и творческого роста учителей и воспитателей создается методический совет школы – коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников.
Обязательным членом совета образовательного учреждения и педагогического совета школы является врач.
Порядок работы и функции педагогического совета специального образовательного учреждения определены Положением о специальных образовательных учреждениях Республики Беларусь.
Лечебно-консультативная и методическая помощь, руководство организацией лечебно-профилактической работы в специальных образовательных заведениях осуществляются местными органами здравоохранения и лечебными учреждениями.
Два раза в год в специальных образовательных учреждениях проводится углубленный медицинский осмотр воспитанников с привлечением врачей, узких специалистов из лечебных учреждений здравоохранения.
Дети с хроническими соматическими заболеваниями находятся под постоянным профилактическим наблюдением соответствующих учреждений.
Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья, данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. В мировой практике выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.
Более подробная типология выглядит следующим образом:
1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид) решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.
2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.
3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). Вданных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.
4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.
5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.
6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.
7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс.
8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
9. Специальное учреждение – детский дом для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.
10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
11. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детейс умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.
Обучение, воспитание и коррекция детей и подростков с недостатками умственного или физического развития осуществляются в специальных образовательных учреждениях, содержащихся за счет государства. Специальные образовательные учреждения являются основным звеном в системе непрерывного образования и воспитания аномальных детей и позволяют выпускникам начать трудовую деятельность или продолжить обучение в соответствии с психофизическими возможностями и способностями. Основные задачи специальных образовательных учреждений — коррекция дефектов и личности аномального ребенка через обучение, воспитание, профессионально-трудовую подготовку; формирование общечеловеческих ценностей, социальная адаптация и интеграция в обществе детей и подростков с отклонением в развитии.
Контингент учащихся специальных образовательных учреждений для детей с недостатками развития устанавливается правительством республики, областными, государственными администрациями, органами местного самоуправления с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических норм для категорий:
- детей с нарушениями слуха, зрения, речи;
- детей с интеллектуальным недоразвитием;
- детей с задержкой темпа психического развития;
- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- умственно отсталых детей-сирот.
Прием учащихся в специальные образовательные учреждения для детей с недостатками умственного и физического развития осуществляется по направлениям Министерства образования Республики Беларусь и органов государственного управления образованием на местах, в ведении которых находится данное учебное заведение, на основании заключений психолого-медико-педагогических комиссий с учетом мнения родителей или лиц, их заменяющих.
Направление детей и подростков в специальные образовательные учреждения проводится в строгом соответствии с инструкцией о приеме детей в данный тип специального увчреждения, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения.
Зачисление детей в специальную образовательную школу-интернат (школу) проводится до начала учебного года (по мере необходимости может осуществляться и в другие календарные сроки) и оформляется приказом по учебному заведению.
Перевод учащихся в массовую школу (по мере коррекции дефектов развития) или перевод в другие типы специальных общеобразовательных учреждений (при уточнении и изменении диагноза) решается советом школы в течение первого (в отдельных случаях второго) года пребывания в данном учебном заведении на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Перевод учащихся из одного отделения в другое внутри школы осуществляется на основании решения педагогического совета специального общеобразовательного учреждения.
Государственно-общественное управление специальным учреж-дением осуществляется на основе принципов демократии, гласности и во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью и родителями (или лицами, их заменяющими).
Общее управление специальным образовательным учреждением осуществляет совет школы, который организуется и действует в установленном порядке. Непосредственное руководство специальным образовательным учреждением осуществляет директор, который назначается на должность соответствующим органом государственного управления образованием из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет.
Директор учреждения назначает заместителей директора по учебно-воспитательной работе из числа лиц, имеющих дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет, по согласованию с органами управления образованием.
Директор несет персональную ответственность за результаты работы специального образовательного учреждения.
Специальное образовательное учреждение действует на основе Типового положения и разработанного в соответствии с ним индивидуального положения данного учреждения, утвержденного Министерством образования.
В индивидуальном положении определяются нормы и правила жизни коллектива специального образовательного учреждения с учетом его особенностей и перспектив развития, а также права, обязанности и ответственность работников и воспитанников, иные вопросы, не противоречащие законодательству Беларуси и необходимые для осуществления деятельности учебно-воспитательного учреждения.
В целях развития и совершенствования процесса обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, повышения профессионального уровня и творческого роста учителей и воспитателей создается методический совет школы – коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников.
Обязательным членом совета образовательного учреждения и педагогического совета школы является врач.
Порядок работы и функции педагогического совета специального образовательного учреждения определены Положением о специальных образовательных учреждениях Республики Беларусь.
Лечебно-консультативная и методическая помощь, руководство организацией лечебно-профилактической работы в специальных образовательных заведениях осуществляются местными органами здравоохранения и лечебными учреждениями.
Два раза в год в специальных образовательных учреждениях проводится углубленный медицинский осмотр воспитанников с привлечением врачей, узких специалистов из лечебных учреждений здравоохранения.
Дети с хроническими соматическими заболеваниями находятся под постоянным профилактическим наблюдением соответствующих учреждений.
Понятие и назначение коррекционных образовательных учреждений
Коррекционные образовательные учреждения - это образовательные учреждения, основной задачей которых является обучение, воспитание и социальная адаптация детей, имеющих различные отклонения в развитии.
На сегодняшний день коррекционные образовательные учреждения делятся на восемь видов:
- Коррекционные (специальные) образовательные учреждения 1 вида. Занимаются воспитанием и обучением детей, у которых полностью отсутствует слух. Осуществляется формирование словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
- Коррекционные учреждения 2 вида. Созданы для воспитания и обучения детей, имеющих частичную потерю слуха (от рождения, либо в дошкольном или школьном возрасте). Осуществляется работа по коррекции слуха, социализации в обществе.
- Коррекционные учреждения 3 и 4 видов, направлены на воспитание и обучение детей, имеющих нарушения зрения. Проводится работа, направленная на коррекцию зрения, обучение навыкам чтения и общения, трудовым навыкам для последующей успешной социализации.
- Коррекционные учреждения 5 вида, занимаются воспитанием и обучением детей с тяжелой речевой патологией.
- Коррекционные учреждения 6 вида, направлены на воспитание и обучение детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Учреждения данного вида занимаются не только воспитанием и обучением таких детей, но восстановление и коррекцией двигательных умений и навыков.
- Коррекционные учреждения 7 вида, направлены на воспитание, обучение и последующую социализацию детей имеющих различную степень задержки психического развития. Создаются необходимые условия для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
- Коррекционные учреждения 8 вида, занимаются воспитанием и обучением детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии.
Необходимо отметить, что система образования в коррекционных школах и интернатах 1-6 видов основана на общеобразовательной программе общего образования. Система обучения в учреждениях 7 и 8 видов осуществляет на основании специально разработанных коррекционных программ.
Особенности обучения в коррекционных школах и интернатах
Основной целью образования в коррекционных школах и интернатах является помощь социальной адаптации ребенка и его последующая интеграция в социуме. Исходя из этого, в системах образования учреждений данного типа, имеется ряд особенностей.
Особенности методологии коррекционного образования заключается в том, что она основана на психических и физиологических особенностях детей, имеющих различные виды отклонений. Согласно методологии коррекционного образования, в специализированных школах и интернатах к детям осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход, наличие специального оборудования и материалов, использование специальных педагогических технологий, методов, средств, приемов, наглядности и дидактики. Организация режима дня, наполняемость классов, питание и т.д., также ориентированы на особенности отклонений у детей.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, методология образования в коррекционных школах и интернатах значительно отличается от методологии общеобразовательной школы. Это связано с наличием отклонений в психологическом и физическом развитии у детей и необходимости проведения коррекционной работы с ними.
Особенность цели, стоящей перед системами образования в коррекционных школах и интернатах. Если в общеобразовательной школе основная цель – это получение учащимися знаний, для их последующего применения и использования в практической деятельности. То в коррекционных учреждениях цель несколько иная. Основной упор делается на воспитание и социализацию детей с отклонениями. Помимо этого детей формируют трудовые, физические и нравственные навыки, развивают навыки самообслуживания. Исходя из этого, коррекционные учреждения оснащены мастерскими, где дети могут не только получить необходимые умения и навыки, но совершенствовать их.
Особенность организации воспитательно-образовательного процесса. В коррекционных школах и интернатах воспитательно-образовательный процесс состоит из двух частей. Первая часть осуществляется в первой половине дня и включает в себя учебные занятия, которые проводит педагог. Во второй половине дня реализуется вторая часть – после обеда и прогулки дети занимаются с воспитателями, по специально составленным для каждого учащегося программам. Занятия, проводимые воспитателями, направлены на обучение правилам дорожного движения, правилам поведения за столом и в обществе и т.д. А также проводятся экскурсии, ролевые игры, практические занятия и др.
Таким образом, особенности систем образования в коррекционных школах и интернатах различного типа обусловлены особенностями выявленных у детей отклонений. Именно поэтому важно как можно раньше выявлять отклонения, с целью их успешного преодоления и коррекции.
Большое значение имеет уровень подготовки педагогических кадров коррекционных учреждений. Педагогические работники должны не только обладать необходимой квалификацией для работы с такими детьми, но и быть морально готовы к встрече с ними. В связи с чем, в настоящее время актуальной является работа, проводимая государством, по направлению подготовки кадров в области дефектологии.
Педагоги коррекционных образовательных учреждений должны иметь полное представление о видах нарушений развития ребенка, причинах их возникновения, а также о методах работы по преодолению и коррекции нарушений. Все данные знания в совокупности являются фундаментом коррекционной педагогики.
Читайте также: