Что является главной задачей школы согласно новому стандарту по физической культуре

Обновлено: 14.05.2024

В своей основе ФГОС психологизирован. Основная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС является системно – деятельностный подход.

Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.

Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).

То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности обучающегося.

Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.

1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.

2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.

Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В. А. Сухомлинский

Ценностное отношение к здоровью имеет общечеловеческую значимость. Осознание здоровья как высшей ценности, формирование чувства ответственности за состояние собственного организма, понимание важности сохранения и укрепления здоровья, проявляющиеся в поведении, оказывают непосредственное влияние на здоровье человека. Наиболее благоприятным периодом формирования ориентации на ценностные характеристики здоровья является младший школьный возраст.

Отношение обучающегося к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Установка на ценностное отношение к здоровью не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся оказывает внеурочная деятельность.

ü Основные задачи сохранения здоровья школьников:

ü Сформировать ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни;

ü сформировать активную жизненную позицию;

ü сформировать представления о своем теле, организме;

ü учить укреплять и сохранять свое здоровье;

ü понимать необходимость и роль двигательной активности;

ü уметь оказывать элементарную помощь при травмах;

ü формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

В нашем лицее проводится следующая работа по формированию здорового образа жизни:

Воспитание культуры поведения:

ü Культура питания;

ü Культура общения;

ü Воспитание нравственности;

ü Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Для проведения занятий привлекаются медицинские работников (гигиена тела), психолога (умение оценивать поступки людей).

Физическая культура и спорт:

ü Занятия в спортивных секциях;

ü Участие в соревнованиях, знакомство с различными видами спорта.

Работа с родителями:

ü Совместная систематическая работа школы и семьи;

ü Родительские собрания, беседы, лекции.

Учебно-воспитательная работа:

1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):

ü профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;

ü простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);

ü привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).

1. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

ü Физкультминутки во время занятий;

ü Проветривание и влажная уборка помещений;

ü Функциональная музыка;

ü Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Деятельность — это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты -социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:

- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной;

- общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;

- государство– к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности. В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.

Решение задач физического воспитания направленно на:

· содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

· обучение основам базовых видов двигательных действий;

· дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

· формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

· выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

· углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

· воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

· выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

· формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

· воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

· содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены, спортивные кружки т. д.).

В процессе обучения применяются методы физического воспитания:

· словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);

· наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);

· метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

· методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).

Используются современные образовательные технологии:

· здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

· личностно-ориентированное и дифференцированное обучение-применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;

· информационно-коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь, май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.

Анализ образовательного стандарта по физической культуре: ФГОС

ФГОС – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки учеников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Цель внедрения федерального государственного образовательного стандарта – повышение качества образования и его доступности, в том числе в области физической культуры [14]. Современные условия жизни формируют новые социальные запросы, связанные с появлением новых требований к различным видам профессиональной деятельности, повышением профессиональной мобильности, необходимостью непрерывного образования. Исходя из этого, в стандарте второго поколения наблюдается ориентация не только на достижение предметных образовательных результатов, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования.

В рамках реализации данных условий, учитель должен выступать не только как носитель готовых знаний, но и как организатор познавательной деятельности учащихся. Активными участниками процесса познания непосредственно являются сами учащиеся, так как они предлагают собственные способы решения поставленных на уроке задач, работают с первоисточниками, сопоставляя полученные сведения, анализируют и делают выводы.

В соответствии с изложенным, необходимо отметить, что главной особенностью ФГОС второго поколения является его деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося [14]. Современное образование переходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков к реальным видам деятельности. Развитие личности учащегося в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, являющихся основой образовательного и воспитательного процесса.

Концепция ФГОС, базируется на реализации системно-деятельностного подхода, который предполагает [14]:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям [14]:

придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в предметной области познания.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки (Н.Г. Яковлева) [15, с. 102]. Согласно требованиям ФГОС второго поколения, на уроках физической культуры должно происходить определенное физиологическое развитие школьников, уровень которого необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания, а так- же при подборе практических заданий для формирования предметных и метапредметных результатов [14].

В связи с этим для определенной группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, а также оценку их достижений. При этом, дифференцированный и индивидуальный подходы приобретают особое значение при построении образовательного процесса с учащимися, имеющими низкие, или наоборот, высокие результаты в области физической культуры.

Переходу на ФГОС предшествовало очень много вопросов, касающихся не только новых принципов деятельности учителя и учащихся на уроке, но и организации процесса физического воспитания в целом. Дети, обучающиеся в рамках новых стандартов, не такие как были несколько лет назад – у них другие интересы и цели. В связи с этим, процесс обучения должен соответствовать потребностям современного общества, быть более интересным и содержать применение инновационных технологий. Как показывает опыт, с введением ФГОСа второго поколения, педагоги столкнулись с необходимостью перестраиваться на новую и не знакомую им систему обучения школьников.

Первой проблемой для учителей стало не незнание, а непонимание требований, предъявляемых к работе по новым стандартам. Даже ознакомившись с правовыми документами о ФГОС, картина для многих не прояснилась. Только после прохождения курсов повышения квалификаций и регулярного посещения методических совещаний, стало понятно, что в процессе обучения по новому стандарту активно взаимодействуют две стороны образовательного процесса: учитель, учащиеся и их родители.

Особое значение данное взаимодействие имеет в начальной школе, т.к. на уроке закладывается база, а дома происходит закрепление, которое должно осуществляться с непосредственным участием родителей. Перед тем как преступить к работе по федеральному образовательному стандарту второго поколения, было необходимо поменять все рабочие программы и составить УМК.

Огромный поток бумажной работы, а так же заполнение электронного журнала, являются с недавних пор неотъемлемой деятельностью учителя, помимо проведения самого урока. Подготовка к уроку так же изменилась – по новым требованиям необходимо заполнение технологической карты, которая заменила привычный план – конспект урока. Работа по ней очень не удобна, так как структура и содержание урока, не находят в данной форме оформления необходимого отражения.

Время подготовки заполнения этой карты составляет от 1,5 до 2 часов. Это очень много, так как учитель может проводить до 7 уроков в день, следовательно другую половину дня необходимо потратить на под- готовку к урокам на следующий день.

Как показала практика, молодые учителя легче перестраиваются на ФГОС, чем опытные педагоги с уже сложившимися взглядами на организацию образовательного процесса по физической культуре. Для них – это разрушение давно сложившихся стереотипов, содержания урока, наработанных годами педагогических технологий (Н.Г. Яковлева) [15, с. 105]. В то же время, учитель – это человек готовый меняться, развиваться, идти в ногу со временем, использовать новые методики обучения в образовательном процессе для повышения качества урока.

Современный урок физической культуры изменился с учетом интересов учащихся, а так же способствует активизации их деятельности и формированию потребности в занятиях. Как показала практика, применение системно-деятельностного подхода, лежащего в основе нового стандарта, позволяет сделать урок по физической культуре гораздо информативнее и эффективнее. В то же время, у педагогов возникает опасение, что применение данного подхода может привести к значительной интенсификации образовательного процесса. Современные школьники посещают не только уроки, но и внеурочные занятия, а так же различные кружки и спортивные секции. На отдых у многих из них остается очень мало времени. Если нет возможности для полноценного отдыха, то может возникнуть переутомление влекущее за собой нежелание учится, что может негативно сказаться на эффективности обучения.

С целью предупреждения возникновения состояния переутомления и сохранения высокого уровня работоспособности на теоретических дисциплинах, учителям предметникам рекомендуется в учебном процессе широко использовать физкультминутки, физкультурные паузы и упражнения для снятия утомления и усталости, а также упражнения на координацию наполнив процесс обучения здоровьесберегающими технологиями.

Урок физической культуры так же изменился. Учитель теперь не объявляет тему и задачи урока – это делают сами ученики, но педагог наводящими вопросами или заданиями в виде игры подводит детей к правильному и нужному для него ответу, решению. Учитель теперь не строит образовательный процесс, а управляет им.

Урок по ФГОС – это урок дискуссия, диалог, рассуждения, обсуждения и даже круглый стол. Ребенок самостоятельно должен прийти к решению о правильной технике выполнения упражнения; понимать для чего ему это нужно; уметь помогать одноклассникам; прийти к поставленной цели, возможно путем нескольких проб и ошибок. Образовательный процесс на уроке физической культуры согласно требованиям ФГОС, проходит делением класса на группы. Реже применяется индивидуальная форма, когда поставленные задачи урока позволяют это сделать. В то же время в связи с увеличением учебной нагрузки, уроки физической культуры проводятся в спортивном зале одновременно у двух классов, что делает применение рекомендуемой ФГОСом индивидуальной формы затруднительным.

Система работы по использованию личностно-ориентированного подхода на уроках физкультуры состоит в комбинировании элементов личностно- ориентированных и здоровьесберегающих технологий, создании системы использования всех сторон методики урока: организации урока; подбора средств; использования методов обучения и методов физического воспитания.

В своей педагогической деятельности учитель не только формирует жизненно важные двигательные умения и навыки, но и воспитываю потребность в самоорганизации и умении самостоятельно выполнять физические упражнения. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

В рамках реализации ИКТ, на уроках при освоении теоретического материала, ознакомлением с новыми темами и разделами учебной программы использую CD -диски с фильмами о знаменитых спортсменах и тренерах, фрагментами выступлений выдающихся спортсменов на Чемпионатах мира, Олимпийских играх с целью знания истории советского и российского спорта, имен знаменитых спортсменов, так как многим обучающимся это поможет добиться успеха в своей спортивной деятельности.

В результате использования данных технологий и методик в обучении повышаются:

положительная мотивация к урокам физической культуры;

результативность учебного процесса;

творческая активность обучающихся на уроках;

интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Эффективность применения данных технологий и методик, эффективность совместной деятельности (моей и моих обучающихся) подтверждается высокими показателями качества обученности и позитивной динамикой. Среди обучающихся основной и подготовительной группы нет неуспевающих по предмету, результатами выпускных экзаменов, а так же данными психолого-педагогической диагностики. При применении методов диагностики предпочтение отдаю как неэкспериментальным методам (анкетирование, наблюдение, беседа), так и диагностическим (тестирование, составление индивидуальных карт).

Результаты анкетирования показывают высокий уровень удовлетворенности обучающихся и родителей совместной деятельностью педагога и обучающихся. Большинство школьников отмечают, что занятия физкультурой и спортом помогают укреплять здоровье, а знания и умения, полученные на уроках и во внеурочное время, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Данные психолого-педагогического наблюдения свидетельствуют о сохранении устойчивой динамики результатов тестирования, высокого уровня развития мотивации к занятиям физической культурой и значительного уровня компетенции самоорганизации обучающихся.

Организация учебного процесса и внедрения современных систем физического воспитания способствует положительной динамике уровня сформированности разносторонне физически развитой личности, что соответствует поставленной цели – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Материал содержит одно из приоритетных направлений в области образования - это сохранение и укрепление здоровья школьников. В статье указаны цели, задачи, методы и образовательные технологии, используемые в процессе обучения с ориентацией на стандарты нового поколения.

Оценить 393 1

В. А. Сухомлинский

Ценностное отношение к здоровью имеет общечеловеческую значимость. Осознание здоровья как высшей ценности, формирование чувства ответственности за состояние собственного организма, понимание важности сохранения и укрепления здоровья, проявляющиеся в поведении, оказывают непосредственное влияние на здоровье человека. Наиболее благоприятным периодом формирования ориентации на ценностные характеристики здоровья является младший школьный возраст.

Отношение обучающегося к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Установка на ценностное отношение к здоровью не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся оказывает внеурочная деятельность.

Основные задачи сохранения здоровья школьников:

Сформировать ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни;

сформировать активную жизненную позицию;

сформировать представления о своем теле, организме;

учить укреплять и сохранять свое здоровье;

понимать необходимость и роль двигательной активности;

уметь оказывать элементарную помощь при травмах;

формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

В нашем лицее проводится следующая работа по формированию здорового образа жизни:

Воспитание культуры поведения:

— Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Для проведения занятий привлекаются медицинские работников (гигиена тела), психолога (умение оценивать поступки людей).

Физическая культура и спорт:

— Занятия в спортивных секциях;

— Участие в соревнованиях, знакомство с различными видами спорта.

Работа с родителями:

— Совместная систематическая работа школы и семьи;

— Родительские собрания, беседы, лекции.

Учебно-воспитательная работа:

Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):

— профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;

— простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);

— привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).

Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:

— Физкультминутки во время занятий;

— Проветривание и влажная уборка помещений;

— Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Деятельность — это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты -социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:

- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной;

- общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;

- государство– к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности. В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.

Решение задач физического воспитания направленно на:

 содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

 обучение основам базовых видов двигательных действий;

 дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

 формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

 выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

 углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

 воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

 выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

 формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

 воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

 содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены, спортивные кружки т. д.).

В процессе обучения применяются методы физического воспитания:

 словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);

 наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);

 метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

 методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).

Используются современные образовательные технологии:

 здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

 личностно-ориентированное и дифференцированное обучение-применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;

 информационно-коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь, май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

4 Стандарт включает в себя три требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования,

6 любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

7 II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

8 Физическая культура: 1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; 2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

9 3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

10 4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

11 5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

12 III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность

13 Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д.

14 Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный организационный.

15 Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

16 Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков), включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.

17 Организационный раздел включает: учебный план; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

18 Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

19 Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.

20 Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования: Пояснительная записка (цель и задачи реализации основной образовательной программы Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы Система оценки достижения планируемых результатов

21 Содержательный раздел основной образовательной программы Программа развития универсальных учебных действий; Программы отдельных учебных предметов, курсов; Программа воспитания и социализации; Программа коррекционной работы

22 Организационный раздел основной образовательной программы: 1. Учебный план основного общего образования: филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). 2. Система условий реализации

23 IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы

24 ФГОС ООО Требования к условиям реализации ООП К кадровым условиям К финансово- экономическим условиям К материально- Техническим условиям К психолого- педагогическим условиям К информационно- методическим условиям Требования к результатам освоения ООП Личностные Воспитание гражданской идентичности Формирование ответственного отношения к учению Формирование Целостного мировоззрения Формирование уважительного отношения к другому человеку Освоение социальных норм, правил поведения Развитие компетенции в решении моральных проблем Формирование коммуникативной компетенции Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни Формирование основ экологической культуры Осознание значения семьи в жизни человека Развитие эстетического сознания Метапредметные Умение определять цель обучения Умение планировать пути достижения цели Умение соотносить свои действия с планируемым результатом Умение оценивать правильность выполнения задачи Владение основами самоконтроля, самооценки Умения определять понятия, создавать обобщения Умение создавать схемы, знаки, символы Смысловое чтение Умение организовывать совместную деятельность Умение использовать речевые средства Умение использовать ИКТ Развитие экологического мышления Предметные Филология Технология Искусство Естественно- Научные дисциплины Основы духовно- Нравственной культуры Физическая культура и ОБЖ Математика и информатика Общественно- Научные предметы Требования к структуре ООП Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел

26 Личностные результаты В области эстетической культуры В области трудовой культуры В области коммуникатив ной культуры В области нравственной культуры В области познавательной культуры владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития В области физической культуры владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения активно включаться в совместные физкультурно- оздоровительны е и спортивные мероприятия владение умением предупреждать конфликтные ситуации умение длительно сохранять осанку желание поддерживать хорошее телосложение культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно умение планировать режим дня умение проводить туристские пешие походы умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений умение максимально проявлять физические способности

27 Метапредметные результаты В области познавател ьной культуры В области эстетической культуры В области трудовой культуры В области коммуника тивной культуры В области физической культуры В области нравственно й культуры понимание физической культуры как явления культуры понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия ответственное отношение к порученному делу формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья понимание культуры движений человека восприятие спортивного соревнования как культурно- массового зрелищного мероприятия добросовестн ое выполнение учебных заданий умение организовыват ь места занятий и обеспечивать их безопасность; использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления. владение культурой речи, ведение диалога в доброжелател ьной и открытой форме, владение способами наблюдения за показателями индивидуальн ого здоровья, физического развития владение умением грамотно излагать, и обосновыва ть собственную точку зрения владение широким арсеналом двигательных действий владение умением вести дискуссию владение способами организации разнообразны х форм занятий физической культурой

28 Предметные результаты В области нравственн ой культуры В области физической культуры В области коммуникатив ной культуры В области эстетической культуры В области познавател ьной культуры В области трудовой культуры знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения знание основных направлений развития физической культуры в обществе знания о здоровом образе жизни способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, способность проявлять дисциплинирова нность и уважительное отношение к сопернику способность преодолевать трудности способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально -прикладной физической подготовкой, способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой способность подбирать режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта

Читайте также: