Что явилось предметом переживаний николеньки 4 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литературное чтение Дата:

КЛАСС: 4

переживаний главного героя.

Цель:

1. Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием главы из повести.

2. Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.

3. Воспитывать тёплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку.

создать условия для формирования УУД:

метапредметных:

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову;

-развивать умение выразительно читать;

-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

познавательных:

- формулировать познавательную цель;

- поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков;

- синтез, как составление целого из частей;

- выбор оснований для сравнения;

- установление причинно-следственных связей;

коммуникативных:

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

- высказывать собственное мнение;

- формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

регулятивных:

- целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Оборудование:

- презентация по теме урока;

- иллюстрации к рассказам Л.Н.Толстого;

- карточки для выполнения заданий в группах (2 вида) и для этапа подведения итогов;

I. Организационный момент.

-Какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече? (Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.) Доброта - это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО? (Ответы детей)

(Слайд) На экране слова: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

- Перед вами слова, связанные с нашими главными словами. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

II. Речевая разминка

1) Дыхательные упражнения

В) Шарик спустился

2) Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Добрые умирают, да дела их живут. (Прочитать медленно)

Добрый человек всегда правдой живет. (Прочитать с повышением голоса)

Мудрым никто не родился, а научился. (Прочитать с понижением голоса)

Учение образует ум, воспитание — нравы. ( Прочитать с гордостью)

III. Вводная беседа

1. Жизнь и творчество Л. H . Толстого.

— Ребята, мы сейчас работали над пословицами. По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и твор­ чеством которого мы знакомы, но на следующих уроках будем узнавать еще больше. Кто-то из вас догадался, о ком идет речь?

— Прочитайте его имя на доске. (Лев Николаевич Толстой.)

— Давайте вместе вспомним, что мы знаем о этом писателе. Я буду читать начало предложения, а вы продолжите его.

Лев Николаевич Толстой родился. (в 1828 году), а

умер. (в 1910).

Всю свою жизнь он посвятил. (литературе).

Полное собрание сочинений составляет. (90томов).

Родился и жил он в основном в . (Ясной Поляне).

Там он открыл. (школу для крестьянских детей).

Он сам написал для них. (учебник).

Лев Николаевич рано остался без. (родителей)

В 16 лет он поступил в один из лучших университетов того времени.

(В Казанский.)

Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к. (иностранным языкам), за­ нимался. (историей, музыкой, рисованием, юридичес­ кими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал).

— Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться толь­ко тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно чело­ века жить чужим трудом.

IV. Актуализация знаний.

(Работа в группах)

1 группа: Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)

«…мальчик осмелился и сказал:

2 группа: Перед вами иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их названия.

3 группа: Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.

Ответы учащихся по одному от группы.

- Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

(Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.)

V. Знакомство с новым произведением.

- Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с новым жанром художественной литературы – это трилогия. (слайд)

Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).

Давайте немного остановимся на понятиях.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

И сама трилогия необычная.

- Вы помните, что такое автобиография? (автор сам пишет о себе). Трилогия автобиографическая.

Правильно, Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

VI. Физкультминутка (русская народная игра)

Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.

Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!

VII. Работа над текстом. (с.115-118)

- О каком самом дорогом человеке пойдет речь? (о маме)

- А какая у вас мама? (Ответы детей)

Словарная работа.

- В тексте нам встретятся необычные слова. (Слайд)

Подле меня – возле

Досыта – вдоволь, больше не хочется

Впросонках – сквозь сон

Ваточный халат - халат на подкладке из ваты

- О чём рассказывает нам автор в самом начале?

- Что делают с автором эти воспоминания о детстве? (освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений).

Чтение до слова Маман.

-О каком из воспоминаний идёт речь? (о вечернем чае)

- А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?

Чтение до конца рассказа.

- Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения, восторга)

-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

- Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).

-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама? (Ответы детей)

-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.(Она молчит с минуту….)

- Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).

-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки? (Ответы детей)

VIII. Подведение итогов.

- Послушайте притчу о маме.

Мама.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

- Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или теряем её, понимаем, как много мы ей не додали добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад.

-А теперь допишите, пожалуйста, фразу:

Я никогда больше не буду…

Я желаю моей маме …

(Учащиеся по желанию зачитывают свои сочинения)

-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!

Читайте также: