Что включает в себя требования к организации пространства для детей с овз в доу

Обновлено: 05.07.2024

Специальные условия для обучения детей с ОВЗ.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования.

Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого –медико -педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

В рамках данного направления необходимо обеспечить дифференцированное развитие, раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития у детей, оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее - образовательные учреждения общего типа).

Модели интеграции инклюзивного образования

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.

Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации.

Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Перечислим далее основные группы условий:

1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Вопросы, связанные с переводом детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании в РФ".

Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.

Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Особое внимание следует уделять развитию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. К этой категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основных составляющих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий. В связи с этим значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начального, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства.

Для содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья данной категории выпускников.

Психолого -медико-педагогическое сопровождение

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого -медико- педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии.

Указанные вопросы решаются также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в процессе осуществления ими в установленном порядке деятельности, связанной с признанием несовершеннолетних граждан детьми-инвалидами и разработкой для них индивидуальной программы реабилитации инвалида, содержащей, в том числе, рекомендации по организации их обучения.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.

Информацию подготовил заместитель заведующего по социально-психологическому сопровождению.

Вопрос создания развивающей предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.

Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос построения РППС наиболее актуален в работе с дошкольниками с ОВЗ, к которым относятся следующие категории воспитанников :

- дети с нарушением интеллекта

- дети с нарушением слуха

- дети с нарушением зрения

- дети с нарушением речи

- дети с множественными расстройствами

- дети с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)

- дети с нарушением опорно двигательного аппарата

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда рассматривается как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС

З. З. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность,развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает :

наличие в Группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В нашем ДОУ на сегодняшний день функционирует две группы компенсирующей направленности: для детей с ТНР, для детей с ЗПР следующих категорий воспитанников : дети с ТНР, ЗПР, с РАС, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, со сложными нарушениями в развитии.

Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных пихофизических возможностей и особенностей, а так же с учетом рекомендаций ТПМПК.

Организация среды в ДОУ выражается в организации пространства, времени и социального окружения.

Требования к организации пространства

Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально

Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.

Макросреда представлена :

Кабинетом учителя - дефектолога

Кабинетом педагога - психолога

Кабинетом учителя - логопеда

Микросреда ДОУ представлено средой групповых помещений : группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, с ЗПР.

Среда групп организована по пяти образовательным областям в которых выделяются центры.

- Центр труда и самообслуживания

- Центр математики и сенсорного развития

- Центр природы и познавательно-исследовательской деятельности

- Центр речевого развития

- логопедический мини центр

- Центр изобразительной деятельности

- Центр физического развития

Все эти центры организованы в соответствии с АООП (для детей с ТНР и ЗПР-две программы) детского сада.

Поскольку наш детский сад посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.

Так для детей с ЗПР и для детей с синдромом Дауна важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти. Наиболее актуальными являются такие направления в РППС:

Познавательное развитие

Основными задачами познавательного развития являются

развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде.

Для детей с нарушением ОДА наиболее актуальным является направление:

задачи ОО физическое развитие

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;

Коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА и СС, ДС системы;

Цели:- – становления у детей ценностей здорового образа жизни;

– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

–формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Особое внимание мы уделяем ограничениям детей и прописываем их в АООП и АОП.

Для детей с РАС

Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде :

-фотографии сотрудников ДОУ

-информационные таблички при входе в помещения ДОУ

-цвет (привлекающий ребенка)

-таблички с печатным текстом

-коммуникативные панно или доска (в группе)

-иллюстрированные списки правил поведения

-серии картинок с алгоритмом социальных действий

К ориентировочно визуальным средствам относятся картинки подсказки умывальная комната, спальня, раздевалка, место для обеда и пр.

К коммуникативным относятся

фотографии близких людей;

фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;

фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);

фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;

пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).

К социально-поведенческим визуальные средства относятся

- схемы последовательности умывания

- схемы последовательности одевания

- визуальные картинки с изображением что можно, что нельзя.

Для детей с ТНР актуальным является направление:

Речевое развитие.

основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

развитие речевого дыхания,

фонематического восприятия,

звукового анализа и синтеза,

развитие лексико-грамматического строя,

развитие мелкой моторики

Категории воспитанников различны, для эффективного коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса необходима интеграция всех ОО и направлений в развитии воспитанников.

Прикреплённые файлы:

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ В связи с введением ФГОС в дошкольное образование, условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Видео Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений, игровых площадок, теневых навесов, территории МБДОУ д/ сад.

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

  • Отдел общей и учебной работы
  • Отдел развития профессионального образования
  • Информационно-технологический отдел
  • Редакционно-издательский отдел
  • Отдел по реализации проектов и программ
  • Административно-хозяйственный отдел
  • Конференции
  • Круглые столы, мастер-классы
  • Фестивали, слёты, выставки, акции
  • Конкурсы
  • Сетевые мероприятия
  • Форумы
  • План курсовых мероприятий
  • Региональный банк модульных программ
  • Обучение по индивидуальным образовательным программам
  • Площадка дистанционного обучения
  • Неформальное повышение квалификации
  • Форум
  • Эффективность повышения квалификации
  • Реализация Национального проекта "Образование"
  • Школы капитального ремонта
  • Центр онлайн-образования
  • Сберкласс
  • Стажировочные площадки Тамбовской области
  • Педклассы
  • ФЦП "Русский язык"
  • Дистанционное обучение детей-инвалидов
  • Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений подростков и молодежи
  • Школьный учебник
  • ТамбовВИКИ
  • Доступная среда
  • Концепция преподавания русского языка и литературы
  • Реализация Концепции математического образования
  • ПНП "Образование"
  • Основы религиозных культур
  • Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
  • Финансовая грамотность
  • Августовский педагогический форум 2021
  • Агробизнес образование
  • Школы роста
  • ФГОС

eyes
adress1

Конференция психологов "Актуальные проблемы"

Организация предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации / Савичева О.Ю.

Савичева О.Ю.

На сегодняшний день концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности, во все возможные и необходимые сферы жизни социума.

Одним из эффективных условий реализации инклюзивного образовательного процесса является организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей разным детям доступ к развитию их возможностей.

Развивающая предметно-пространственная среда, создаваемая в образовательной организации в соответствии с требованиями и учётом ФГОС ДО, должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, но самое главное, она должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете психолога является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями и решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать требования, которые разработаны и представлены в концепции развивающей среды, однако, особую значимость, на мой взгляд приобретают следующие принципы:

  • Полифункциональность среды. Для детей с проблемами в развитии создаются условия, которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким образом, что дети самостоятельно могут определять содержание деятельности и активно решать разнообразные задачи.
  • Принцип комфортности и стабильности. Создавая развивающую среду, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это обеспечивает им ощущение надежности и защищенности.
  • Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
  • Развитие коммуникативных возможностей. Развитие коммуникативных возможностей имеет особую значимость для особого ребенка. Игра создает условия для его неформального общения со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий.
  • Принцип рациональности и доступности. Присутствие каждого компонента среды должно быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете психолога имеет свою специфику и обеспечивает условия для полноценного развития всех видов детской деятельности. В пространстве кабинета можно условно выделить следующие зоны:

  • сенсорного развития
  • предметно-практической деятельности
  • ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки
  • мобильности и ориентировки в пространстве

Зона сенсорного развития включает игры и оборудование на развитие крупной и мелкой моторики:

  • шнуровки, конструкторы (пластмассовый, деревянный), пазлы, центр воды и песка, материал для изодеятельности (глина, пластилин, тесто), шершавый алфавит.
  • игры на развитие зрительного восприятия: “Сложи узор”, разрезные картинки, незаконченные изображения, точечные изображения.
  • игры и пособия на развитие восприятия формы, величины, цвета; объемные и плоскостные геометрические фигуры, “Найди пару”и др.
  • игры, направленные на развитие восприятия особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений.
  • игры на развитие слухового восприятия: шумящие коробочки, набор шумовых музыкальных инструментов.
  • игры и пособия на развитие восприятия пространственно-временных отношений.

В зоне сенсорного развития подбор дидактического материала осуществляется с учетом категории детей, включенных в инклюзивное пространство. Более расширенно представлены материалы на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие особых свойств предметов.

В зоне ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки акцент в работе педагога-психолога ставится на пополнение социального опыта детей с проблемами в развитии на основе их взаимодействия со сверстниками.

Зона предметно-практической деятельности включает игры и оборудование для организации сюжетно-ролевых игр. Дети с проблемами в развитии закрепляют игровые действия, учатся удерживать взятые на себя роли.

Зона развития мобильности и ориентировки в пространстве позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья развивать свои двигательные возможности, ориентировку в пространстве.

1.Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.

2.Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: ДЕТСКИЙ САД № 2

Основы проектирования и особенности

развивающей предметно-пространственной среды

для детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

Швалева Ольга Васильевна

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий организации успешной образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе.

Развивающая предметно-пространственная среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации непрерывной, совместной со взрослыми и самостоятельной творческой деятельности дете й.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- учет возрастных, психофизиологических и клинико-психологических особенностей детей.

- реализацию различных образовательных программ;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет гармоничного соотношения материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения насыщенности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости, доступности и безопасности.

Насыщенность среды. В ФГОС ДО данное свойство стоит на первом месте. Это обусловлено тем, что для всех видов активности детей, для организации детских видов деятельности требуется разнообразный материал.

Насыщенность среды подразумевает ее соответствие возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательная среда должна быть оснащена средствами обучения, в том числе техническими.

Вариативность среды. Предполагает наличие нескольких пространств, специально предназначенных для игры, конструирования, уединения и т.д. Вариативность предполагает также разнообразие материалов, игр и игрушек, оборудования, которые используются в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Необходимым требованием являются их периодическая сменяемость, появление новых предметов.

Например, когда дети закончили игру, целесообразно убрать ее и принести другую. Это всегда вызывает у них интерес и стремление обратиться к новому сюжету.

Полифункциональность среды подразумевает возможность

разнопланово использовать её составляющие. Признаком полифункциональности является наличие предметов, которые имеют не одну, а разные функции.

Возьмем другой пример - ширму. Ей свойственна полифункциональность: она пригодится при игре в магазин, в поликлинику и др.

Полифункциональное оборудование - это, например, столики, шкафчики на колесиках, или маты, коробки, игровые модули. С одной стороны, это оборудование простое, но с другой стороны, его можно использовать в разных образовательных областях.

Трансформируемость среды подразумевает возможность изменения

РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов, возможностей

детей. Трансформация предметной среды способствует возникновению

новых игр. Среда, таким образом, пробуждает инициативу, и каждый

ребенок может удовлетворить свои интересы!

Например, как и чем можно быстро разделить пространство в группе?

Педагог ставит ширму, стульчики или стенку-модуль, и в группе образуются новые зоны. Дети с радостью воспринимают новшества, в последствии могут сами трансформировать пространство.

Доступность среды означает свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушкам, материалам, расположенным в группе.

Безопасность среды зависит от качества оборудования.

Все элементы среды должны отвечать требованиям надежности и качества.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья выстраивается с учетом следующих принципов:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

2. Принцип активности

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования развивающей среды для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание

РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов.

Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов

РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер их активности. Это позволит детям в соответствии со своими особенностями в развитии, интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, математическими играми, наблюдениями и т.д.), не мешая друг другу. Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть также обеспечена раздвижными легкими перегородками.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Важно наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки уединения с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ; привлечение детей к оформлению группового помещения)

Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.

Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями; наличие подставок для рассматривания книг, картин и иллюстраций, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении; материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома); преобладание пособий в цветовой гамме красного, оранжевого, зеленого цветов; алгоритмы действий, модели, схемы для рассказывания стихов и других литературных произведений.

Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении. Педагогам нужно создать необходимые условия: свободное малоизрезанное пространство; минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам; разнообразные шнуровки по темам, пособие рамки Монтессори; мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки; сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

У детей с нарушениями слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Развивающая среда для детей с нарушениями слуха должна включать знакомые для детей игрушки, картинки; целесообразно использовать таблички для изучения пространственных понятий, которые весьма сложно объяснить слабослышащему ребенку; в ходе коррекционно-образовательного процесса целесообразно использовать схемы составления описательных рассказов, схемы предложений, схемы последовательности действий, модели для изучения тем недели в соответствии со стандартом дошкольного образования (например, модель домашнего животного, перелетной птицы и т.п.).

Для детей с нарушениями интеллекта (умственная отсталость - стойкое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга) развивающая среда должна содержать простые предметы для развития перцептивных действий, игрушки и материалы для развития сенсорной сферы (пирамидки из трех и пяти колец; вкладыши), реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины (овощи, фрукты, игрушки, спортивный инвентарь, предметы обихода), подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой (времена года, животные, растения), окружающим (дома и несложные архитектурные сооружения), действиями людей (труд на огороде по сбору овощей, работа продавца, маляра, и т.п.). Среда для детей с нарушениями интеллекта наполняется постепенно, после основательного знакомства ребенка с ее объектом.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:

Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР

В нашей группе присутствует ребенок с задержкой психического развития (ЗПР).

По моим наблюдениям характерные особенности детей с ЗПР: недоразвитие познавательной деятельности, требуется много времени для приема и переработки информации; сниженная работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, недостаточность произвольной памяти, отставание в развитии мышления, дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас слов, своеобразное поведение, низкий навык самоконтроля; плохо запоминают информацию на слух, без зрительной опоры; особые трудности вызывают задания на установление причинно – следственных связей; нарушены все компоненты речевой системы. Для их игровой деятельности характерны неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неспособность контролировать свое поведение. Дети обычно предпочитают подвижную игру без правил.

Вся коррекционная работа ведется с опорой на различные схемы, символы, мнемотаблицы, что способствует лучшему усвоению материала, так как у детей с ЗПР нарушены слуховое (вербальное) восприятие и память. Для таких детей в развивающей предметно-пространственной среде группы должны найти место, как живые объекты, так и их объемные или плоскостные изображения, разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, должны быть использованы схемы и алгоритмы последовательности действий (умывания, накрывания на стол во время дежурства, закаливания, заправки постели после сна), модели последовательности рассказывания, описания, модели знакомых сказок и стихов. То есть, ребенок с задержкой психического развития должен иметь зрительные ориентиры для начала своих действий.

Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Подобная организация пространства позволяет детям самостоятельно выбирать дидактические игры, пособия, игрушки и другие материалы, чередовать их. Таким образом, предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, направляет его к действиям, исследованию.

При создании предметно-развивающей среды мною учитывались особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности.

Так как наша группа комбинированной направленности для детей с нарушениями речи, данные центры позволяют педагогу отражать содержание адаптированной образовательной программы, эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи; создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все пять образовательных областей:

· Центр речевого развития

· Логопедический мини-центр

· Литературный центр

В центре находятся картинки по лексическим темам, предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов, дидактические игры на обогащение словаря; на развитие грамматического строя речи; на развитие связной речи; дидактические игры на развитие фонематического слуха. Каталог игр по звуковой культуре речи; упражнений артикуляционной гимнастики; упражнений дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастике; словесные дидактические игры, зеркала. Пособия на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму (сухой бассейн, массажные мячики, игры-шнуровки, задания на развитие графических навыков, штриховки,) и картотека упражнений с ними.

· Центр настольно-печатных и дидактических игр. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Для детей с ОВЗ социально-коммуникативное развитие является очень важным направлением, особенно коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. В сюжетно-ролевых играх стабилизируются эмоциональное состояние и поведение, формируются навыки самообслуживания, игровые действия, предметная деятельность, социально-бытовая ориентация.

Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем.

· Центр ОБЖ оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми для закрепления правил безопасности.

В центрах по художественно-эстетическому развитию созданы условия для того, чтобы дети выражали свои эмоции через рисунки, работу с бумагой, пластилином. У детей формируется усидчивость, сосредоточенность, развиваются психические процессы.

· Центр изобразительной деятельности и ручного труда.

· Центр музыки и театра. Театрализованная деятельность позволяет детям с ОВЗ раскрепоститься, снять напряжение, проявить себя. Театры разных видов: кукольный, настольный, пальчиковый, плоскостной, теневой и пр.; элементы костюма для уголка ряженья; ширма для кукольного театра трансформируемая; настольная ширма; магнитофон и CD с записями детских песен; детские музыкальные инструменты: металлофон, бубны, гитара, скрипка, дудки и пр. У детей с ОВЗ, эмоциональный отклик на музыку выражен недостаточно, слуховое восприятие нарушено. Музыкальные игры совершенствуют зрительные и слуховые ощущения.

· Центр двигательной активности содержит атрибуты к подвижным играм, мячи (б. и м., кубики, султанчики, ленточки, флажки, веревочки, платочки, гимнастические палки и т. д., массажёры, кегли, скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп, дуги для подлезания, городки, серсо, гантели детские и нетрадиционное спортивное оборудование, сделанное своими руками. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Центр оснащен картотекой подвижных игр; картотекой малоподвижных игр; картотекой русских народных игр, картотекой физкультминуток; иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта.

· Центр здоровья. Для поддержания и укрепления физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья применяю здоровьесберегающие технологии. В центре пособия, познавательную литературу, альбомы о ЗОЖ, дидактические игры, для решения задач по этому разделу.

Представленная мною организованная предметно-пространственная среда позволяет:

· Упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;

· Облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;

· Обеспечить психофизиологический комфорт детям и мне, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения.

· Даёт моим воспитанникам с ОВЗ возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе и включению их в социальную жизнь.

Список литературы :

· Яковлева Г.В. Подготовка педагогов ДОУ к проектированию адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительных профессиональных программ//Современные технологии в системе дополнительного и профессионального образования: Социосфера, 2016.- 12с.

· Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей ДОУ /Автор-составитель Л.А. Пасекова.- СПб: Астерион, 2012- 24с.

Читайте также: