Что входит в дидактический материал в школе

Обновлено: 02.07.2024

— особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое "Дидактический материал" в других словарях:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ — разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы, реактивы, растения и т. д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома или демонстрируемые педагогом; дидактическим материалом называются также сборники задач и… … Профессиональное образование. Словарь

текст как дидактический материал — выполняет информативную, эстетическую, прагматическую функции Умение работать с учебными текстами повышает эффективность усвоения материала. Необходимо учитывать определенные особенности в использовании текстов разных стилей в процессе… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

текст как дидактический материал — выполняет информативную, эстетическую, прагматическую функции. Умение работать с учебными текстами повышает эффективность усвоения материала. Необходимо учитывать определенные особенности в использовании текстов разных стилей в процессе… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Дидактическая литература — (от греч. didaskein поучать) условное обозначение весьма многообразных лит ых жанров, вводящих нелитературный (философский, богословский, научный, практически моральный и т. д.) материал в обычные формы художественно словесного творчества.… … Литературная энциклопедия

Дидактическая литература — (от др. греч. διδακτός могущий быть преподанным, познаваемый, доступный усвоению) условное обозначение разнообразных литературных жанров, вводящих нелитературный (философский, богословский, научный, практически моральный… … Википедия

Латышский язык — Самоназвание: Latviešu valoda Страны: Латвия … Википедия

Миреева, Вера Арсеньевна — Миреева, Вера Арсеньевна … Википедия

Вера Арсеньевна Миреева — Миреева, Вера Арсеньевна Миреева Вера Арсеньевна, 1972 г. Дата рождения: 22 августа 1931 года Место рождения: г. Калинин ( … Википедия

Вера Миреева — Миреева, Вера Арсеньевна Миреева Вера Арсеньевна, 1972 г. Дата рождения: 22 августа 1931 года Место рождения: г. Калинин ( … Википедия

Учащиеся при анализе своей самостоятельной работы часто указывают на потребность в самоконтроле за этой работой, на необходимость в снабжении их развернутым комментариями всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, на затруднения в самостоятельной ориентации в теоретическом материале.

В результате опросов, проводимых на базе учебных заведений, в частности, выяснилось, что некоторые учащиеся, не имея собранных в одном пособии всех необходимых им сведений, в поисках нужной информации чаще обращаются к преподавателю, чем к учебнику или грамматическому справочнику. Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся в ходе реализации проекта.

Итак, дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой).

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);

2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

6. принцип познавательной мотивации;

7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Следует указать, что использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера.

Учитывая то, что в основе любого учебного процесса лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем прийти к выводу, что дидактические материалы в учебном процессе должны играть несколько иную роль.

Далее хотелось бы более подробно остановиться на рассмотрении основных целей применения дидактических материалов. К ним мы можем отнести самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации, активизацию познавательной деятельности обучающихся, формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

Использование дидактических материалов позволяют установить контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов. Также дидактические материалы направлены на самоконтроль и самокоррекция, тренировку в процессе усвоения учебного материала.

В процессе работы с дидактическими материалами у учащихся усиливается мотивации обучения, происходит развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического), осуществляется процесс формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества, активизируется взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля.

Система дидактических материалов в учебном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К

Среди существующих требований к дидактическим материалам мы можем в частности отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

На сегодняшний день довольно широкое распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).

Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. С нашей точки зрения, данная психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:

1. определение целей обучения на уроке;

2. отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;

3. определение области и цели использования дидактических материалов;

4. разработка уроков с использованием дидактических материалов; проектирование заданий для отобранных уроков;

5. выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор средств, участвующих в разработке;

6. разработка дидактических заданий;

7. формирование методического аппарата;

8. разработка методических рекомендации;

9. выработка критерия оценки результатов обучения;

10. разработка средств контроля знаний и способов их применения;

11. включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс;

12. интерпретация полученных результатов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННО-ДЕМОНСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

На сегодняшний день в образовательном процессе стало широко применяться электронно-демонстративные дидактические материалы. Существует классификация электронно-демонстративных материалов по методическому назначению и дидактическим целям

В частности, мы можем определить следующие виды:

1. дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);

2. обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц;

3. памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;

4. задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;

5. задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;

6. задания с проблемными вопросами;

7. задания на развитие воображения и творчества;

8. экспериментальные задания;

9. обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента, способы записи результатов наблюдений и измерений, правила измерения, оценку точности измерения, графическую интерпретацию результатов эксперимента, правила приближенных вычислений, формулировку вывода по результатам эксперимента, правила оформления отчета;

10. инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы;

11. карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.;

12. инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам;

13. листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию;

15. алгоритм выполнения задания;

16. указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;

17. указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание;

18. модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений;

19. проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы);

20. тесты с возможностью самоконтроля.

Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в учебном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед учителем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

О важности воспитания детей знает каждый человек на земле, но этот процесс нельзя назвать одним из простых в жизни. Чтобы облегчить поставленную задачу, были разработаны дидактические материалы, они могут существенно улучшить обучение не только юнцов, которые посещают детские сады, но и школьников.

Подробное рассмотрение всех основных аспектов поможет взрослым понять, насколько действенным может быть применение всевозможных разновидностей подобного приема.

Важные подробности обучения

Дидактические материалы существуют в каждой стране, используя их, можно достаточно грамотно дополнить основной курс и добиться большего результата за меньшее количество времени. К таким разработкам специалистов относят:

  1. Презентацию.
  2. Всевозможные игры.
  3. Обучающие карточки.
  4. Рисунки в хорошем качестве.
  5. Таблицы, подкрепленные схемами.
  6. Простые графики.
  7. Всем известные контурные карты.

Если брать во внимание общеобразовательные заведения, то в число материалов входят тетради, учебники, сборники заданий и другие разновидности дидактического образца. Их цель сделать обучение менее обременительным для детей, интерес к процессу поспособствует лучшему усвоению доносимой преподавателями информации.

Дидактические материалы

Не менее действенными будут специальные задачи, которые школьники смогут решать самостоятельно и поделки, их получится сконструировать с преподавателем или одним из родителей.

Ребенок может не только воспринимать важные моменты урока на слух, но и рассматривать соответствующие рисунки, формы, картинки и примеры, что сделает информацию максимально интересной и доступной для понимания.

Организовать разнообразие в процессе обучения не менее важно, эту задачу нельзя назвать сложной, особенно когда вопросом занимается взрослый человек с образованием педагога.

Современные технологии позволяют внедрять видео или презентацию с помощью мониторов или ноутбука, в прошлом такие возможности отсутствовали, слайды на проекторе не приносили столько эмоций.

Общепринятые виды

Учебные наглядные пособия могут быть различными, дидактический материал подбирается исключительно под определенную аудиторию. Преподаватель обсуждает с учениками, что будет лучше применить из перечня доступных пособий. Нельзя отбрасывать и такие нюансы как:

  1. Возраст детей.
  2. Наглядные примеры.
  3. Индивидуальный подход.

К демонстрационным материалам относятся всевозможные плакаты, таблицы и сборники заданий. Подобные издания могут быть использованы не только в общеобразовательных заведениях, например для того чтобы научить детей понимать геометрию, начинать стоит с самого раннего возраста, а именно детского сада.

Доступность метода не вызовет вопросов, некоторые элементы получится изготовить собственными руками или поручить юнцам. Сконструированные вещи помогут детям, научиться бережно относиться к чужому труду, аккуратно работать с элементами оформления.

Дидактические материалы: применение

Материал раздаточного образца

Такой дидактический прием будет максимально оценен младшими группами, наглядным примером станет разноцветный веер с вкладышами, на которых будет расположена определенная информация.

Не менее эффектным можно назвать перекидной вариант исполнения со шнуровкой. Применяя подобные материалы, можно существенно повысить успеваемость любого человека, донести больше полезной информации и довольно хорошо увлечь юных учеников.

Дидактические материалы: виды

Действенность таблиц

Подобные наглядные пособия могут быть очень разнообразными, поэтому такой прием относится к отдельной группе занятий. Составленные полотна зачастую бывают справочного характера, тренировочные, познавательные и тестовые, применяются специально продуманные столбцы или схемы для лучшего донесения информации.

К распространенным видам относят следующие дидактические материалы в таблицах:

  1. Справочные отвечают за используемые данные на уроке, их формируют в стиле плакатов, наглядным примером будет таблица Менделеева.
  2. Познавательные относятся к дополнительным сведениям, на них зачастую могут быть изображены пищевые цепочки или времена года и так далее.
  3. Инструктивные подойдут для наглядных образцов рассматриваемого процесса, правила правописания, схемы предложения или подобные уроки.
  4. Тренировочные предназначены, чтобы закрепить пройденный материал, математические навыки будут даваться намного легче после повторения.

Электронные приспособления

Современные технологии нужно использовать не только для развлечения, но и на благо человечества, именно поэтому в большинстве школ вводят такой дидактический материал.

Распространенными по всем городам стали видео уроки, их даже предлагают взрослым людям, что говорит о высоком проценте практичности такого приема. В них можно найти все необходимые схемы, таблицы, фотографии и прочие вспомогательные вещи.

Удобство электронных пособий налицо, отпадает надобность накапливать огромное количество бумажных изделий, конспектов, но заменять их полностью специалисты не советуют.

К положительным сторонам можно смело отнести следующее:

  1. Повышение эффективности образования.
  2. На поиск информации потребуется минимум времени.
  3. Возрастает заинтересованность детей.
  4. Возможно самостоятельное изучение.
  5. Большое количество наглядных примеров.

Игры с уклоном на обучение

Подобный прием будет очень действенным по отношению к непоседам младшего возраста, их нужно максимально завлечь для того, чтобы донести определенную информацию.

Игра – это часть жизни любого юнца, поэтому нужно пользоваться моментом для использования дидактических материалов простого образца.

Дидактические материалы: виды и применение

Ребенок не только получит удовольствие от процесса, если его хорошо продумать, но и выучит некоторые важные предметы образования на начальном уровне, что поможет ему быстрее вникнуть в программу общеобразовательных заведений.

Подобного рода подготовка будет отличным стартом без ущерба юному возрасту, если преподносить информацию в игровой форме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит материал об использовании в работе различных дидактических материалов (карт, таблиц, наборов карточек с текстом и т.д.).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КАК КОМПОНЕНТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Беднарская Елена Игоревна,

учитель начальных классов МБОУ

2.Использование дидактических материалов в урочной и

2.2.Веселые уроки. Игровое пособие…………………………

4.Список источников информации……………………………..

Современная школа призвана воспитывать гармонически развитую личность, которая способна к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной жизни. Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство - необходимое условие здорового современного общества.

Всестороннее воспитание будущих граждан общества начинается с самого раннего возраста. Особая роль отводится начальному этапу обучения, так как в этот период закладывается фундамент образования, формируются основы научных знаний, познавательные интересы, навыки самостоятельной творческой деятельности.

Глобальные изменения в различных сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних целевых установок и педагогических средств. Основная и самая важная задача современного образования на данном этапе – это формирование ключевых компетентностей граждан современными средствами образования.

В связи с этим особое значение в начальной школе приобретает обучение с использованием на уроках современных дидактических материалов. Они дают возможность учителю в процессе учебной деятельности развивать у младших школьников произвольность психических процессов, положительно влияют на развитие творческих способностей.

Дидактические материалы в начальной школе являются средством воспитания умственной активности учащегося, они активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания.

Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых

обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой).

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутому уровню учащихся);

принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно- образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

принцип познавательной мотивации;

принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Учебный процесс с применением дидактических материалов становится увлекательным, интересным, создает рабочий настрой, хорошее

усвоение программного материала, облегчают проведение учебного процесса, экономит время. От полноты использования на уроке дидактических материалов будет зависеть уровень усвоения учебного материала.

Использование дидактических материалов открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создание учителем определенной системы, которую важно применять для обучения младших школьников. [2]

  1. Использование дидактических материалов в урочной и внеурочной

деятельности

Мы активно используем в работе различные дидактические материалы (карты, таблицы, наборы карточек с текстом и т.д.). Особый интерес у наших второклассников вызывают игровые пособия и тренажёры:



Набор “Обучающий Калейдоскоп” предназначен для организации самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, дома и в поездках. Пособие позволяет превратить учебу в

Сделать процесс обучения более увлекательным;

Системно закреплять пройденный учебный материал;

Развивать навыки логического мышления, тренировать память и воображение;

Концентрироваться на решении поставленных задач.

Как работать с калейдоскопом:

Поместите в центр поля карточку с заданием

Найдите решение и переместите фишку, расположенную слева от примера, на пустую клетку справа, рядом с правильным ответом

Выполните все задания и переместите все фишки на поле справа.

Переверните карточку и сравните цвет и размер фишек с правильными ответами

Проверьте решения и исправьте





Карточки предназначены для использования на уроках в начальной школе. Учитель может использовать карточки в качестве основного вида деятельности на уроке, а также во внеурочной деятельности и в группах продленного дня.[3]

Примеры карточек с заданиями



Карточки по русскому языку



Карточки по математике

Примеры карточек по математике, изготовленных самостоятельно




Работа с обучающими планшетами вызвала большой интерес у наших учеников. Ребята стали самостоятельно изготавливать карточки, предлагать свои варианты обучающих планшетов, выполненных из подручных материалов.

Обучающий планшет по математике для 2-го класса с использованием шашек

Автор: Сиденко Данил, 2В класс




Принцип работы: среди выражений есть верные и неверные. Если пример решён правильно, ученик должен напротив его поставить белую шашку, если неправильно - чёрную. Закончив работу, можно проверить правильность её выполнения.

Рекомендованы к использованию для закрепления знаний во внеурочное время, а также как раздаточный материал на уроках в школе. Пособия дают возможность ребенку легко и быстро запомнить материал, предназначенный для заучивания. В процессе игры ребенок тренирует мелкую моторику рук, одновременные действия правой и левой руки обеспечивают развитие скоординированной работы левого и правого полушария головного мозга, что так необходимо для ребенка в этом возрасте. Игровая форма пособия позволяет провести объективное тестирование знаний без стрессовой ситуации для ребенка, разнообразить учебную деятельность и сделать уроки действительно веселыми.

Чтобы ответить на вопрос, нужно с помощью резинки соединить задание слева и ответ справа. Задания на карте можно выполнять в любом порядке, но работать нужно с целым блоком, а не с отдельной картой. Перевернув блок, ребенок может проверить свои ответы. Если резинки совпали с линиями-подсказками на обороте, то ответ верный. Если они не совпали, попросите

Такое пособие легко может изготовить не только учитель, но и ученики.

Карточки, изготовленные учениками 2В класса





Дидактические пособия, обладая высокой степенью наглядности, лучше доносят до учащихся сущность изучаемых явлений, помогают выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними, дают возможность организовывать уровень обучения, доступный для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности. Таким образом, применение дидактических материалов позволило решить следующие дидактические задачи:

более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов;

наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики;

лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;

установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения;

организовать проектную деятельность обучающихся.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение в сфере образования дидактических пособий развивает системность мышления обучаемого; поддерживает все виды познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении умений и навыков; реализует принцип индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Читайте также: