Что в действиях патриарха никона вызвало особое недовольство со стороны российской аристократ кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Что в действиях патриарха Никона вызвало особое недовольство со стороны российской аристократии?
2. Как связаны между собой суд над Никоном и стремление верховной власти контролировать духовную жизнь общества?

Ответ взят из текста параграфа.

Властный по натуре, Никон постоянно вмешивался в светские дела, считая это своим долгом. Он принял титул "великого государя", который воспринимался современниками, ещё помнившими о временах патриарха Филарета, как претензия на соправительство.

Во время отсутствия царя Никон фактически управлял государством.

Никон окружил себя царской пышностью. Выстроенный им в Кремле новый дворец высотой своих кровель соперничал с царскими палатами (современники прекрасно понимали особый "язык архитектуры").

Ответ взят из текста параграфа.

В 1666-1667 гг. в Москве прошёл Большой Московский собор, на котором греческие и русские иерархи под началом двух приехавших с Востока патриархов судили Никона. Главным обвинителем стал Алексей Михайлович.

Никон был осуждён и лишён сана. "Дело Никона" продемонстрировало подчиненное, зависимое положение церкви, которой надлежало вписаться в рамки централизованного государства, утратив большинство привилегий.

Решебник

"Вертикаль - Учебник" по предмету История за 7 класс.

Aвторы:

Амосова И.В., Андреев И.Л., Федоров И.Н.

Задание

1. Что в действиях патриарха Никона вызвало особое недовольство со стороны российской аристократии? 2. Как связаны между собой суд над Никоном и стремление верховной власти контролировать духовную жизнь общества?

§ 21—22. Церковный раскол

1.Никон же, напротив, подчёркнуто демонстрировал своё
грекофильство— ориентацию на византийскую православную культуру. Поэтому неудивительно что рядом с ним оказался Арсений Грек – иностранец, переводчик и правщик богослужебных книг. Греки пытались ввергнуть Россию в войну с Османской империей за освобождение бывших владений Византийской империи на Балканах.

2. Протопоп Аввакум и Никон стали противниками потому, что каждый из них отстаивал свою точку зрения на проповедование религии и своё видение о дальнейшей судьбе православной церкви на Руси. Аввакум боролся за старинные обычаи истинной христианской веры принятой Владимиром Святым от Византии в 988 г. Никон же был сторонником новшеств Константинопольской церкви, которая к тому времени уже два века (с 1453 г.) находилась под властью мусульман (Османской империи).

3. Нельзя преследовать людей за убеждения. Тем более, что никонианский проект предполагал войны с могущественной Османской империей за Балканский полуостров, что не могло входить в интересы простых людей – хлебопашцев и ремесленников.

Никакой ценности нового я не вижу. Это было бессмысленное уничтожение части русского народа, ради амбиций Никона и притязаний царя на прежние византийские владения.

2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
  • 1) Почему на картине художника А. Д. Кившенко рядом с царём изображён патриарх Никон?
  • 2) Почему союз царя и патриарха оказался кратковременным?
  • 3) О чём спорили Никон и протопоп Аввакум?
  • 4) Какова роль патриарха в церковном расколе?

1.Никон стал правой рукой царя и его близким другом.

2.Патриарх Никон стал претендовать на верховную власть и возомнил себя равным царю, а этого царь не мог позволить.

3. Никон демонстрировал своё грекофильство — ориентацию на византийскую православную культуру. Остроту противостояния во многом обусловили резкость и жёсткость патриарха. В каждом несогласии Никон видел дерзостное непослушание церковным властям. Протопоп Аввакум и его сподвижники, истово защищая старые традиции, ощущали себя мучениками за веру. Столкновение приняло принципиальный и трагический для страны характер.

4.Патриарх Никон сыграл главную роль в церковном расколе, он с упорством и настойчивостью продвигал свою позицию и непримиримо боролся со всяким сопротивлением со стороны противников.

3.Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:

1. реформы патриарха Никона, начало раскола – 1653 год.

2) Большой Московский собор, осудивший Никона 1666-1667 годы.

3) избрание Никона патриархом-1652 год.
4) Соловецкое восстание 1668 – 1676 год.

4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свои выбор.
Что в большей степени было свойственно участникам церковного раскола — никонианам и старообрядцам — борьба за власть или борьба за веру?

В. За веру боролись обе стороны, Алексей Михайлович и патриарх Никон обладали широким взглядом на мир и хотели войти с обновлённой церковью в семью европейских народов. То есть, царь и патриарх стремились распространить свое влияние на Южную Европу, находящиеся под гнетом Османской империи.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

  1. Должен ли был патриарх в борьбе за достойный облик духовных лиц применять аресты и унижения?
  2. Почему политическая линия патриарха Никона привела к разрыву его отношений с царём?

Нет не должен был. Он великим тиран по отношению к архиереям, архимандритам и всему священническому чину, даже к государственным сановникам. Он ни за кого нс принимает ходатайства. Он-то заточил архиепископа Коломны и рукоположил туда впоследствии другого. Прослышав о чьём-нибудь проступке, даже об опьянении, он немедленно того заточает, ибо его стрельцы постоянно рыщут по городу и как только увидят священника или монаха пьяным, сажают его в тюрьму, подвергая всяческому унижению. Патриарх должен в первую очередь заботиться о душах своих прихожан, а не о том как с помощью поддержки власти арестовывать и унижать людей.

Никон покусился на светскую власть. Он всячески подчеркивал, что власть патриарха выше власти царя (как Луна получает свет от Солнца, так царь светится патриаршим благословлением).

Что в действиях патриарха Никона вызвало особое недовольство со стороны российской аристократии?

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Жари-ть, реша-ть, чисти-ть, уме-ть, руби-ть, сея-ть, дари-ть, боле-ть, хохота-ть, пая-ть, готови-ть, учи-ть, морози-ть

Ответ

+

Что в большей степени было свойственно участникам церковного раскола — никонианам и старообрядцам — борьба за власть или за веру?



Сельскохозяйственные работы в монастыре. Миниатюра

1. Священство и царство. В XVII в. православная церковь играла огромную роль в духовной и политической жизни России. Её могущество определялось несколькими обстоятельствами. Во-первых, религиозное сознание было господствующим, и священнослужители определяли духовные и нравственные идеалы, образцы поведения для всех слоёв населения. Во-вторых, в руках церкви сосредоточивались огромные материальные богатства. Патриарх, епископы, крупные монастыри владели обширными землями. В-третьих, церковь имела хорошо организованную структуру со своими органами управления, слугами, обладала судебными и податными привилегиями.

Среди чёрного духовенства (монахов) встречались представители всех сословий. К белому (приходскому) духовенству принадлежали городские и сельские священники и дьяконы, которые чаще всего продолжали дело своих отцов. Впрочем, были среди священников и выходцы из дворян, приказных и посадских людей, крестьян.


Скит. Художник И. С. Горюшкин-Сорокопудов


Соловецкий монастырь

Духовное могущество, богатство и привилегии делали церковь своеобразным государством в государстве. В XVII в. подобное положение вошло в противоречие с процессами централизации и абсолютистскими устремлениями Романовых. Столкновение светской власти с церковью становилось неизбежным.

Соборное уложение 1649 г. ущемляло права священнослужителей. Был подтверждён запрет отдавать вотчины монастырям. В городах конфисковали слободы, принадлежавшие духовенству. Население монастырских, епископских сёл и деревень, ранее судившееся у своих владык и старцев, стало подсудно специально созданному Монастырскому приказу — учреждению чисто светскому. В задачи Монастырского приказа входил сбор налогов и перераспределение церковных доходов, а также разбор мелких уголовных преступлений. Сокращены были судебные и налоговые привилегии духовного сословия.

Все эти перемены вызвали недовольство высшего духовенства, которое истолковало действия светских властей как посягательство на исконные права священства.

1. Какую роль играла церковь в политической и общественной жизни России в XVII в.?

2. Что нового внесло Соборное уложение 1649 г. в положение церкви и священнослужителей?

2. Патриарх Никон. Ревностным защитником интересов церкви стал патриарх Никон (1652—1667), человек незаурядный и сильный. Особое внимание Никон уделял роли патриарха в государстве, его взаимоотношениям с царём.


Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Художник А. Д. Литовченко

Будущий патриарх, в миру Никита Минов, родился в семье крестьянина в селе под Нижним Новгородом. Он с детства утвердился в мысли, что ему уготована особая миссия поборника православия. В начале 1630-х гг. он отправился в Анзерскую пустынь, расположенную на острове близ Соловецкого монастыря, где принял постриг. Устав, определявший жизнь старцев этого скита, был очень суровым. Жаждавший духовного подвига Никон возложил на себя тяжёлые вериги, измождал себя постами и ночными молитвами. Позднее он перебрался в Кожеозерскую обитель, где его выбрали игуменом.

В 1646 г. по делам монастыря он приехал в Москву и встретился с Алексеем Михайловичем. Суровый инок поразил царя цельностью натуры и силой характера. С этого времени началось стремительное возвышение Никона. За шесть лет со скромной должности игумена заштатной обители он поднялся до патриаршего сана. В 1649 г. свободным оказалось место митрополита Новгородского и Великолуцкого. При содействии царя Алексея Михайловича на эту должность был возведён Никон. Царское расположение определялось тем, что молодой Романов надеялся обрести в священнике твёрдую опору своим начинаниям. Никон сумел так поставить себя, что царь надолго признал его авторитет.

1. Какие черты личности Никона позволили ему стать патриархом?

2. Почему именно Никон возглавил церковную реформу?

3. Никониане и старообрядцы. В XVII в. произошли события, которые привели к расколу в Русской православной церкви.

К тому времени существовали большие различия в обрядах и текстах книг, использовавшихся русской и греческой церквями. Так, русские крестились двумя перстами, греки — тремя. Каждая из церквей считала именно свой обряд и чин правильным, а тексты своих книг — более точными. Особенно непримиримы были московские церковники. Русская религиозность придавала обряду столь огромное значение, что в глазах многих он превращался в основание веры.


Патриарх Никон

Смута упрочила такой взгляд: ведь русские люди в тяжкие времена вдохновлялись мыслью о защите православия. Подобная трактовка вела к изоляции страны — сомнительными становились контакты не только с католиками и протестантами, но даже с единоверцами, включая украинцев и белорусов, перенявших к тому времени греческий обряд. По замыслу царя и его окружения Никон должен был провести церковно-обрядовую реформу, призванную укрепить московскую церковь и сблизить её с греческой.


Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Художник А. Д. Кившенко


Во времена раскола. Художник С. В. Иванов

Такой подход решительно противоречил сложившемуся религиозному опыту, оскорблял национальные чувства. Противники Никона превозносили древнее русское благочестие. Никон же, напротив, подчёркнуто демонстрировал своё грекофильство — ориентацию на византийскую православную культуру. Остроту противостояния во многом обусловили резкость и жёсткость патриарха. В каждом несогласии Никон видел дерзостное непослушание церковным властям. Протопоп Аввакум и его сподвижники, истово защищая старые традиции, ощущали себя мучениками за веру. Столкновение приняло принципиальный и трагический для страны характер.


Протопоп Аввакум. Икона

Надо понимать, что за богословскими спорами стояло нечто большее — столкнулись две модели развития. Модель Никона открывала большие возможности для культурного развития страны: она давала дорогу в Москву украинско-белорусской учёности, носители которой переняли многие достижения западноевропейской культуры. Старообрядческая же модель предполагала культурную изоляцию Московской Руси.

1. Каковы причины церковной реформы?

2. Что влияло на противостояние Никона и Аввакума?


Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Художник В. Г. Шварц


Суд над патриархом Никоном. Художник С. Д. Милорадович

Никон надеялся, что Алексей Михайлович обратится к нему с просьбой о возвращении на патриарший престол. Но этого не последовало. В 1666—1667 гг. в Москве прошёл Большой Московский собор, на котором греческие и русские иерархи под началом двух приехавших с Востока патриархов судили Никона. Главным обвинителем стал Алексей Михайлович.

1. Что в действиях патриарха Никона вызвало особое недовольство со стороны российской аристократии?

2. Как связаны между собой суд над Никоном и стремление верховной власти контролировать духовную жизнь общества?


Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 г. Миниатюра


Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Художник С. Д. Милорадович


Боярыня Морозова. Художник В. И. Суриков

2. Почему к ним присоединились представители боярства?

Вопросы и задания

1. Прочитайте эпиграф (с. 162) и ответьте на вопросы.

1) Как вы думаете, почему рядом с патриархом Никоном оказался Арсений Грек — иностранец, переводчик и правщик богослужебных книг? 2) Почему патриарх Никон и протопоп Аввакум, бывшие до этого

2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 166) и ответьте на вопросы.

1) Почему на картине художника А. Д. Кившенко рядом с царём изображён патриарх Никон? 2) Почему союз царя и патриарха оказался кратковременным? 3) О чём спорили Никон и протопоп Аввакум? 4) Какова роль патриарха в церковном расколе?

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:

1) реформы патриарха Никона, начало раскола; 2) Большой Московский собор, осудивший Никона; 3) избрание Никона патриархом; 4) Соловецкое восстание.

4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.

Что в большей степени было свойственно участникам церковного раскола — никонианам и старообрядцам — борьба за власть или борьба за веру?

A. Обновлённая церковь нужна была государству как пример могучей силы, склонившейся перед монархом, о вере думали лишь вожди раскола и их сторонники.

Б. До церковной реформы и царь, и новый патриарх, и ревнители древнего благочестия спорили только о вере, после реформы стали думать прежде всего о власти.

B. За веру боролись обе стороны, Алексей Михайлович и патриарх Никон обладали широким взглядом на мир и хотели войти с обновлённой церковью в семью европейских народов.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

О патриархе Никоне

Он великий тиран по отношению к архиереям, архимандритам и всему священническому чину, даже к государственным сановникам. Он ни за кого не принимает ходатайства. Он-то заточил архиепископа Коломны и рукоположил туда впоследствии другого. Прослышав о чьём-нибудь проступке, даже об опьянении, он немедленно того заточает, ибо его стрельцы постоянно рыщут по городу и как только увидят священника или монаха пьяным, сажают его в тюрьму, подвергая всяческому унижению. Оттого нам приходилось видать тюрьмы, переполненные такими людьми, кои находятся в самом скверном положении, будучи окованы тяжёлыми цепями по шее и с большими колодками на ногах. Бояре прежде входили к патриарху без доклада привратников, он выходил им навстречу и при уходе шёл их провожать. Теперь же, как мы видели собственными глазами, министры царя и его приближённые сидят долгое время у наружных дверей, пока Никон не дозволит им войти; они входят с чрезвычайной робостью и страхом, причём до самого окончания своего дела стоят на ногах, а когда затем уходят, Никон продолжает сидеть. Любовь царя и царицы к нему неописуема.

1. Должен ли был патриарх в борьбе за достойный облик духовных лиц применять аресты и унижения?

2. Почему политическая линия патриарха Никона привела к разрыву его отношений с царём?

Читайте также: