Что такое зиккурат кратко

Обновлено: 05.07.2024

Архитектура Древнего Египта - тип архитектуры цивилизации Древнего Египта, развившейся вдоль побережья Нила в условиях жаркого климата и определённого растительного мира. На протяжении многовековой истории отличается консерватизмом.

Раннее царство (Архаическая эпоха, Тинисский период, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

Упоминания в литературе

Шумеры научились делать камень из глины, обжигали глиняные кирпичи и строили дома и храмы, возводили города. Архитектурные и строительные приемы, разработанные шумерами, вошли в практику народов, которые и не подозревали о существовании своих учителей. В Шумере сформировался определенный тип храма – зиккурат . Зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас было от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены: нижние уступы были темнее, чем верхние. Террасы озеленялись. До наших дней сохранилось мало архитектурных памятников Двуречья, так как кирпич – материал недолговечный. Самым известным в истории зиккуратом был храм бога Мардука в Вавилоне. Знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой, как и о Вавилонском столпотворении говорится в Библии, была зиккуратом. Легендарные висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света – террасы с экзотическими растениями и цветами, которые построил царь Навуходоносор II для своей жены (до наших дней не сохранились).

Образ храма был первоначально вообще неведом семитским народам, на ранних стадиях развития которых общим было представление о боге, живущем на вершине горы или в камне особой формы. Культ священных камней-бетилов, жертвоприношение под открытым небом – все это не требовало сложных условий, специального здания, каких-либо развитых архитектурных форм. О древнейшем храме Библа начала II тысячелетия до н. э. обычно судят по изображению на реверсе бронзовой римской монеты императора Макрина (217 год), где к храму более позднего времени примыкает расположенное на возвышении, обнесенное оградой отрытое святилище с большим конусообразным камнем. Финикийцы, как впоследствии и жители Северной Африки, охотно воздвигали свои святилища на горах, их расположение высоко над землей, как и в месопотамских зиккуратах , считалось местом наибольшего приближения к божеству.

Затем, в 1946–1949 гг. Иракской службой древностей в Эриду было сделано потрясающее открытие. Эриду (Абу-Шахрейн, что в 26 км к югу от Ура) являлся одним из наиболее почитаемых городов Древней Месопотамии, так как считался первой резиденцией Энки, бога подземных вод и одного из ключевых божеств шумерского пантеона. Руины города скрыты под невысокими холмами и песчаными дюнами, образовавшимися у подножия сильно разрушенного зиккурата , или ступенчатой башни, построенного, судя по надписям на кирпичах, представителями III династии Ура примерно в 2100 г. до н. э. Под углом этого зиккурата Фуад Сафар и его команда обнаружили 17 храмов, возведенных в протоисторические времена друг над другом. Восемь храмов, расположенных сверху, представляют собой тщательно продуманные здания, относящиеся к урукскому и убейдскому периодам. Под ними находятся плохо сохранившиеся остатки храмов IX–XIV, в которых была найдена керамика, подобная обнаруженной в Убейде и Хаджи-Мухаммад-Калае. Еще глубже лежат храмы XV, XVI и XVII (от последнего сохранились только фрагменты стен).

Следует подчеркнуть, что все описанные выше храмы покоились (как и святилища Убейда в Эреду) на низких кирпичных платформах. Но со временем платформа-фундамент становилась все выше и выше, уже превосходя по своим размерам само храмовое здание. Видимо, именно здесь и надо искать истоки знаменитого месопотамского зиккурата – ступенчатой башни, на плоской вершине которой возводилось святилище наиболее почитаемого в данном городе божества. Эта постепенная эволюция в архитектуре хорошо иллюстрируется храмом бога Ану из Урука-Варки, где шесть последовательно сменявших друг друга святилищ были, в конце концов, включены в общую монументальную платформу в 15 м высотой. На ее вершине находятся прекрасно сохранившиеся остатки храма позднеурукского периода. Поэтому даже сейчас, в наши дни, можно войти внутрь его стен и молча постоять в том самом месте, где 5000 лет назад шумерские жрецы возносили к небесам свои молитвы.

Связанные понятия (продолжение)

Ступенчатая пирамида — архитектурное сооружение, в котором используются плоские платформы или ступени, постепенно уходящие вверх и образующие форму близкую к геометрической пирамиде. Ступенчатые пирамиды это сооружения характерные для нескольких культур, которые на протяжении всей истории строили их. Как правило подобные сооружение большие и выполнены из нескольких каменных слоёв. Данный термин относится к пирамидальным сооружениям, которые появились независимо друг от друга в разных цивилизациях.

Поздний период в истории Древнего Египта охватывает правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э.). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и затем Александром Македонским.

Цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом.

Касситы (аккад. kaššū, кашшу) — древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана, в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама. Были ли они здесь автохтонами или пришельцами — неизвестно.

Дер (шум. — DI-E-IR) или Дурум — шумерский город в Древнем Двуречьи (Месопотамии), расположенный за Тигром в сторону Элама, неподалеку от современного иракского города Бадра.

Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.

Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XI—XII династий фараонов, происходивших из Фив. Время нового подъёма, но относительно слабой централизации древнеегипетского государства.

Царский сын Куша (древнеег. S-nswt-n-Kš (Sa-nisut-n-Kush)) — титул древнеегипетского наместника в Нубии (Куше) с XIV в. до н.э.

Древний Еги́пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Ⲭⲏⲙⲓ) — название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода, краткий обзор которого также приводится.

Глиняная табличка (туппу́м, мн. ч. — туппу́мы) — это одна из первых материальных основ для книги, появившаяся около 3500 лет до н. э. Глина и её производные (черепки, керамика) была, вероятно наиболее древним материалом для книг. Ещё шумеры и аккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трёхгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки.

Первый переходный период в истории Древнего Египта (середина XXIII — середина XXI века или 2250—2050 гг. до н. э., VII—X династии).

Куш или Мероитское царство — древнее царство, существовавшее в северной части территории современного Судана (Нубии) с IX или VIII века до н. э. по IV век. Народ Куша называют кушитами.

Ара́тта — страна, упоминаемая в шумерской мифологии, связанной с именами Энмеркара и Лугальбанды, двух ранних (полулегендарных) царей Урука, также упоминающихся в Списке царей Шумера.

Культура Шумера — одна из наиболее ярких культур Двуречья, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетиях до н. э., когда она достигла очень значительного расцвета. Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. В общинах.

Ложная дверь — подобие двери, с наличником, в котором дверной проём, будучи заложен, является неглубокой нишей. Может быть вырезана или нарисована на стене. Распространённый архитектурный элемент в гробницах Древнего Египта и Донурагической Сардинии. Позже ложные двери также встречаются в этрусских гробницах, а во времена Древнего Рима их использовали в интерьерах жилых домов и гробницах.

Рамессиды — историческая эпоха Древнего Египта в период Нового царства, отмеченная большим числом правителей с именем Рамсес. Именно данный аспект дал название описываемому периоду, охватывавшему XIX и XX династии.

Битва при Кадеше — сражение между войсками Египетского и Хеттского царств, сильнейших держав Ближнего Востока. Войска возглавляли фараон Рамсес II и царь Муваталли II. Столкновение проходило в г. Кадеше на реке Оронт (территория современной Сирии). Начавшись с явного преимущества для врагов Рамсеса, в итоге привело к тактической ничьей с многочисленными потерями обеих сторон. Хетты одержали стратегическую победу, так как египтяне не сумели занять Кадеш и разбить хеттскую армию, что привело к провалу.

Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное государство, наблюдался экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.

Новое царство — эпоха высшего расцвета древнеегипетской государственности, известная наибольшим количеством памятников, составляющих основу всего наследия цивилизации фараонов, подданные которых составляли 20 % мирового населения. Это период правления трёх знаменательных династий — XVIII, XIX, XX.

На́кше-Руста́м (перс. نقش رستم ‎, Naqš-e Rostam — рисунки Рустама) — археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Несколько сот метров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.

0 династия (нем. 0 Dynastie, англ. 0 Dynasty) — термин, принятый египтологами для выделения ряда правителей додинастического Египта (так называемый протодинастический период). Является не родственным, а хронологическим объединением фараонов около 3200—3090/3060 гг. до н. э., что соответствует фазам культуры Негада — IIIb1, IIIb2 и раннему IIIс1.

Телль, также тель, тепе/депе (араб. تَل‎, ср. тур. Tepe, ивр. ‏תל‏‎ — холм, курган) — холм, обычно искусственного происхождения, высотой до 30-40 м.

Цилиндр Кира — глиняный цилиндр, на котором Кир Великий повелел выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. Артефакт был обнаружен при раскопках Вавилона в 1879 году и поступил в Британский музей.

Солнечные ладьи — два полноразмерных гребных судна, запечатанных в тайниках у подножия пирамиды Хеопса более 4,5 тыс. лет тому назад (около 2550 г. до н. э.).

Согласно автору первой истории Древнего Египта Манефону, хронологическое деление истории страны охватывает период правления 30 династий. В современную эпоху в эту хронологию был внесён ряд уточнений. Ниже приводится периодизация древнеегипетской истории, предложенная в коллективной монографии История Древнего Востока. Ч. 2. Передняя Азия и Египет (М., 1988).

Богазкёйский архив — собрание текстов, обнаруженных на месте столицы Хеттского государства, города Хаттусас (ныне Богазкёй в Турции). При раскопках археологами обнаружено свыше 14 тысяч клинописных текстов на глиняных табличках II века до н. э.. Это один из древнейших государственных (царских) архивов; он даёт наиболее полные представления о Хеттском царстве и его обитателях.

Ложный свод — приём кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка.

Толос, фолос (др.-греч. θόλος) в древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху толосы часто были культовыми сооружениями (например, асклепион в Эпидавре), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись. Роберт Грейвс отмечает, что греческие подземные толосы, использовавшиеся.

Унут (древнеегип. wnt) — в древности XV септ (ном) Верхнего Египта, названный в честь тотемической богини-покровительницы этой территории Унут, изображавшейся в виде зайчихи. Древние греки называли этот септ Гермополисским южным номом поскольку его административным центром был город Хемену (Шмун), называемый греками Гермополис Мегале (современная локализация Эль-Ашмунейн). Очевидно во Второй переходный период центром септа становится г. Неферуси. В период правления царя Эхнатона на территории этого.

Еги́петское иероглифи́ческое письмо́, иероглифика — одна из систем (наряду с иератикой и демотикой) египетской письменности, использовавшаяся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Является рисуночным письмом, дополненным фонетическими знаками (лого-консонантный тип), то есть сочетает элементы идеографического, силлабического и фонетического писем.

Упоминания в литературе (продолжение)

Эти гигантские башенные сооружения, воплощающие идею величия главного божества, обитающего на вершине огромной горы, одновременно служили для проводимых жрецами астрологических наблюдений. Кроме урского зиккурата знамениты в Двуречье зиккурат Этеменанки в Вавилоне – прообраз библейской Вавилонской башни (построен в VII в. до н.э. зодчим Арадаххему; разрушен в V в. до н.э. персидским царем Ксерксом) и зиккурат в Эламе (сер. 2 тыс. до н.э., Чога-Зембиль, Иран).

В Уре археологи открыли большую храмовую площадь, на которой строили, начиная со времен Шумера до великих персидских царей – на протяжении двух тысяч лет. Причем самыми внушительными оказались постройки III династии Ура рубежа III и II тысячелетий до н. э. Вулли раскопал храм, который был разграблен еще в древности. Только по некоторым деталям можно было судить о богатстве его убранства. Здесь также были обнаружены террасы с расположенными на них большими дворами, святилищами и жилыми помещениями для жрецов. В районе храмов размещались резиденции царя и государственная администрация. На храмовой площади возвышался зиккурат со стенами толщиной 2,4 метра. Основание башни представляло собой прямоугольник 60 на 45 метров.

Шумерская цивилизация по характеру была преимущественно городской, хотя и основывалась скорее на сельском хозяйстве, нежели на промышленности. Страна Шумер в 3-м тысячелетии до н. э. состояла из дюжины городов-государств, в каждом из которых был обнесенный высокой стеной город, окруженный прилегающими деревнями и поселениями. Отличительной особенностью каждого города был главный храм, расположенный на высокой террасе, постепенно перерастающей в массивную башню с уступами, зиккурат , самый характерный шумерский вклад в культовую архитектуру. Храм обычно состоял из центрального прямоугольного святилища, или келлария, окруженного по всем четырем длинным сторонам рядом комнат для нужд священников. В келларии была ниша для статуи бога, перед которой помещался стол для подношений, сделанный из кирпича-сырца. Храм строился в основном из сырца, и, поскольку этот материал был непривлекателен ни цветом, ни структурой, шумерские архитекторы украшали стены при помощи регулярно расположенных выступов и углублений. Они также ввели колонны и полуколонны из сырца и покрывали их узорами из зигзагов, ромбов и треугольников, созданных из тысяч окрашенных глиняных конусов, вмурованных в толстую штукатурку из сырой глины. Иногда внутренние стены святилища украшались фресками с изображениями фигурок человека и животных, а также целым набором геометрических мотивов.

Можно сколько угодно иронизировать по поводу мистических мотивов строительства первого государства рабочих и крестьян и считать их бредом. Но вот самый простой вопрос – почему Ленина и Сталина называли не иначе, как великий вождь, – прямо как Чингачгука из фильма про индейцев. А ведь в мистические словосочетания вроде великого вождя, учителя и даже кормчего мы всерьез играли много лет. Еще пример: почему, когда умер Ленин, в качестве усыпальницы для него построили не русский терем, не дворец с куполами, – русская архитектура могла бы предложить десятки решений, – а странную, никак не вписывающуюся в Красную площадь пирамиду по примеру шумерских ступенчатых зиккуратов . Впрочем, Мавзолей Ленина в XX веке – не единственное сооружение явно мистического толка.

Многолетними усилиями российских исследователей выявлен ряд неизвестных ранее особенностей этой колонны. Так, например, фундамент образует (невидимый глазом) вертикальный энергополевой поток, напоминающий по форме пламя свечи высотой около 8 м и диаметром более 2 м, окутывая собой всю колонну. Подобные энергополевые потоки наблюдаются над вершинами пирамид, зиккуратов , культовых сооружений, отдельных горных вершин. Этот энергопоток идет непрерывно с большей или меньшей активностью в зависимости от климатических условий, времени суток, года.

Зиккурат в Уре

Внутри стен было множество комнат, где жили священники и работники храма. Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который считался жилищем бога. Возможно, строительство зиккуратов объясняется традицией шумеров поклоняться богам на вершинах гор, которую они сохранили после переселения в низменную Месопотамию.

Материалом для постройки зиккуратов служил высушенный на солнце кирпич, дополнительно укреплённый слоями тростника; снаружи зиккураты облицовывались обожженным кирпичом. Шумерийцы строили их трехступенчатыми в честь главных богов – бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты окрашивались в символические цвета небесных светил, связанных с богами: черный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш).

На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей. Считается, что эти сооружения стали прообразом библейской легенды о Вавилонской башне.

Зиккурат – это массивное строение в виде пирамиды со ступенчатыми террасами и плоской платформой на вершине.

Что такое ЗИККУРАТ — определение простыми словами.

Простыми словами, Зиккурат — это постройка которая по своему виду напоминает египетскую пирамиду, но отличается от нее тем, что ее стороны не гладкие, а ступенчатые. Зиккураты встречаются на территории месопотамии, а также в некоторых частях Мезоамерики. Это гигантские и удивительные сооружения, особенно если учесть тот факт, что в период их постройки, человеческие технологии были весьма примитивны. И на сооружение одного зиккурата уходила колоссальная масса усилий.

Есть мнение, что именно месопотамские зиккураты, послужили моделью для египетских пирамид, и это вполне может быть правдой. Но в отличие от пирамид, служивших местом погребения, зиккураты были местом проведения различных ритуалов. Основная церемониальная площадка находилась на вершине сооружения.

Историки предполагают, что шумеры и вавилоняне рассматривали зиккураты как дома богов, и доступ к ним был ограничен для простых смертных. Как правило, башни расположены в крупных храмовых комплексах. Там же находились дома священников, обслуживающего персонала и загоны с жертовными животными.

Зиккурат. Тайна возникновения.

Самое интересное и загадочное заключается в следующем. После того как вавилоняне и ассирийцы построили свои массивные зиккураты, представители мезоамериканской культуры построили свои ступенчатые пирамиды, которые были удивительно похожи. Дело в том, что какое-либо взаимодействие или даже контакт между этими культурами, очень маловероятен. По всей видимости, строения данной формы возникли спонтанно, и совершенно независимо друг от друга в разных регионах мира. В буйных джунглях Центральной Америки и отдаленных пустынях Ирака.

ЗИККУРАТ
храмовая башня, принадлежность главных храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций. Название происходит от вавилонского слова sigguratu - вершина, в том числе вершина горы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н.э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в 6 в. до н.э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

ЗИККУРАТ В УРЕ (реконструкция).


ЗИККУРАТ В УРЕ (реконструкция).


Как ясно из названия, зиккурат представлял собой искусственный холм, оформленный как имитация одного из тех святилищ, которых шумеры были насильственно лишены, переселившись со своей горной прародины на равнины Месопотамии. Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать дренажных каналов и небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; знаменитый вавилонский зиккурат был высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей. Зиккураты имели в плане квадратную или прямоугольную форму, и единственным их украшением служили расположенные через одинаковые промежутки высокие и узкие ниши. Отказавшись от характерной для ранних сооружений однотеррасной конструкции, цари III династии Ура (ок. 2250 до н.э.) ввели новую традицию строительства зиккуратов из нескольких террас, размещенных одна над другой и последовательно уменьшающихся в размерах. Попасть на них можно было по лестницам, одна из которых располагалась фронтально, а остальные - вдоль боковых стен. Сооружение в целом было призвано символизировать Вселенную, причем террасы были окрашены в разные цвета, обозначавшие соответственно подземный мир, видимый мир живых существ и мир небесный. Храм на вершине, символизировавший небо, в Уруке был окрашен в ослепительно белый цвет, а в Вавилоне и Уре инкрустирован глазурованным голубым кирпичом.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "ЗИККУРАТ" в других словарях:

Зиккурат — (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъёмами пандусами. Наиболее известен… … Художественная энциклопедия

Зиккурат — Этеменанки в Вавилоне (т.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. ЗИККУРАТ (аккадское), в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

зиккурат — пирамида, храм, башня Словарь русских синонимов. зиккурат сущ., кол во синонимов: 3 • башня (45) • пирамида … Словарь синонимов

ЗИККУРАТ — (аккадск.) в архитектуре Др. Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Большой Энциклопедический словарь

Зиккурат — в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Исторический словарь

Зиккурат — ступенчатая башня в месопотамском храмовом строительстве. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

зиккурат — Ступенчатое сооружение без внутренних помещений,образующее подножие храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN zigguratzikkurat DE Sikkurat FR ziggourat … Справочник технического переводчика

Зиккурат — (аккадское) культовое сооружение в древнем Двуречье, представлявшее собой сырцовую башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид (от 3 до 7), не имевших интерьера (исключение верхний объём, в котором… … Большая советская энциклопедия

Зиккурат

Историческая справка

Остатки цивилизации шумеров

Шумеры трудились, постепенно у них возникли города: Ур, Лагаш, Киш и Урук, в которых возводили царские дворцы и храмы древним богам. Боги шумеров – воплощение суровых сил природы. В каждом городе – свой главный бог, которому строили храм и обращались за помощью. Шумеры строили храмы на платформе: в них жили цари, наблюдая с высоты за городом.

Восточная архитектура

В столицах возводили грандиозные здания из кирпича-сырца, укрепляя слоями тростника, снаружи облицовывали обожженным кирпичом. Из глины возводили храмы, дома, даже стены города. Разрушенные дождем и ветром сооружения периодически обновляли, поэтому со временем они становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.

Храмы украшали пестрой мозаикой, вставленной в сырцовую стену. Шумеровские зиккураты схожи с египетскими пирамидами тем, что они тоже – лестница в небо, но с постепенным, плавным подъемом.

Позднее строили башни с многоярусными выступающими террасами. Уровни башни различались размером и цветом раскраски. Купол здания храма, расположенного наверху, делали позолоченным.

Зиккурат, пример

Вершину зиккурата украшало святилище, куда рядовому посетителю вход был недоступен. Иногда сюда поднимались жрецы для астрономических наблюдений за звездами. Архитектура зиккуратов утверждала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени народа.

Зиккурат в Уре

В 2112 году до н.э. царь Урнамму создает облик великого города Ура. По его повелению здесь возводится зиккурат в честь покровителя города бога луны Нанна. Строительство, начавшееся при Урнамме, не завершилось. Сооружение достроил в 550-х годах до н.э. царь Вавилона Небонид, сделав семиярусным.

Башня, построенная в виде трехъярусной пирамиды из кирпича-сырца, облицована обожженным кирпичом на толщину 2.5 метра. В основании пирамиды – прямоугольник со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса 15 метров, верхние ярусы – чуть пониже. На верхней террасе находился храм Нанна. Наверху – площадка, с которой жрецы наблюдали за звездами, а цари осматривали город.

Нижняя терраса раскрашена в черный цвет, средняя – в красный, верхняя – в белый. Высота гиганта достигала 53 метров. Для создания иллюзии высоты и могущества здания мастера Месопотамии сделали стены кривыми. Такой ход заставляет взгляд подниматься кверху и рассматривать находящийся там храм.

Зиккурат в Уре

В стенах – глубоко уходящие внутрь прорези, предназначенные для осушения постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги. На террасах, покрытых землей, росли деревья. Для орошения храмовых плантаций и уменьшения влияния влаги на здание использовалась система водоотвода.

Стены из кирпича

Зиккурат в Уре – не только храм, но и общественное учреждение, и царский дворец. К центральному входу ведут три длинные и широкие лестницы в 100 ступеней. Город окружен мощными крепостными стенами. Зиккурат в Уре заставляет удивляться стремлениям людей древности.

Зиккурат в Вавилоне

В нижнем течении рек Тигр и Евфрат сохранились ветхие кирпичные строения – все, что осталось от древнего и загадочного города Вавилона. Жители Месопотамии создали Вавилон пять с половиной тысяч лет назад. Храмы здесь строили в виде ступенчатых пирамид-зиккуратов. Каждая башня возводилась в честь определенного божества.

Особенности и характеристики

Вавилонский зиккурат (Этеменанка) прославлял Мардука – главного бога Вавилона, к которому относились с таким почтением, что башню неоднократно перестраивали, и она превратилась в самое высокое здание в долине Двуречья. Архитекторы обнаружили фундамент таинственной вавилонской башни – земляную насыпь квадратной формы, каждая сторона которой равнялась 90 метрам.

Этеменанка, план

Пика величия 90-метровая башня достигла во время правления царя Навуходоносора (605-562 гг. до н.э.). Для перестройки башни созвали весь народ Вавилонской державы. Храм строили из обожженного кирпича, выкрашенного в синий цвет, в основание положили золото, серебро и драгоценные камни, добытые в горах и в море.

Башня, которая спорит с небом

В центре высилась статуя верховного бога Вавилона, отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов. Убранство храма составляли 16-метровый стол из золота, золотая скамейка и трон. Второй этаж красного цвета – 18 метров в высоту, этажи с третьего по шестой, расписанные в яркие цвета, – шестиметровой высоты.

Вавилонская башня

Последний, седьмой, 15-метровый этаж – верхний храм Мардука – облицован бирюзовыми глазурованными плитками и украшен по бокам золотыми рогами. Золотое ложе, кресло и стол, находящиеся в храме, предназначались для Самого Бога, когда тот приходил сюда отдохнуть.

Путь от подножия к вершине непрямой. Подъемы, длинные переходы и многочисленные повороты делали восхождение долгим. За это время жрецы должны были избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном.

На строительство башни потратили 85 миллионов кирпичей. Навуходоносор гордился тем, что башня сияла, подобно солнцу, и позволяла общаться с верховным богом на равных. Стены башни отделаны золотом, серебром, медью и разноцветными камнями, эмалированным кирпичом, пихтой и сосной.

Вавилонский зиккурат

Окруженная домами жрецов, рукотворная гора, равная по высоте 30-этажному небоскребу, удивляла жителей Месопотамии и вызывала трепет. Вавилонский зиккурат окружали сады. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности – свидетельства благосклонности божеств, обитающих на вершине.

Символичное значение башни

Башню разрушили в 478 году до н.э., когда Вавилон захватил персидский царь Ксеркс. Царь оставил храм без присмотра: пусть он превратится в грязь, из которой сооружен.

Храма Мардука ныне нет, но почему же для истории так важен этот давно разрушенный храм? Потому что это знаменитая Вавилонская башня, о которой рассказывается в Ветхом завете так.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, люди нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли.

Так видят зиккурат историки

Страшное наказание постигло человечество, решившее идти своим путем, не зависимым от бога и вопреки его воле – потоп – было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради тщеславия и гордыни. Бог не одобрил гордого замысла: смешав языки, прервал исполнение человеческих планов. Не желая смириться перед творцом, люди вновь начали строить зиккурат там же, где строительство приостановил Сам Господь.

Зиккурат в Вавилоне

Иисус Христос не насилует человеческую свободную волю, желая, чтобы люди увидели, к чему приводит упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню – центр поклонения лжебогам, который приведет к гибели.

Роскошная башня и таинственные служения в ней призваны заворожить и подчинить себе чувства и разум человека. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время земной жизни, проводимого на природе и в скромных домах.

Идеи архитекторов нашего времени

Идеи древних зиккуратов сегодня

Идеи древних зиккуратов живут и сегодня. Недаром в Библии богоотступнические силы названы Вавилоном. Читая страницы истории, мы видим, что разные правители в разные времена пытаются прославить и возвеличить свое имя.

Зиккурат в современной архитектуре

Жизнь убеждает в том, что ни цари, ни императоры, ни премьер-министры, ни президенты, ни генсеки и ни философы не построили рай на земле без Бога. Безуспешные попытки заканчиваются миллионными жертвами людей.

Читайте также: