Что такое утопический социализм в чем он проявился в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как проявился утопический социализм в Рф? Какое русские корни его питали?

  • Хажинский Миха
  • История
  • 2019-02-14 04:14:54
  • 2
  • 1

Я писала сочинение потому много

Предшественниками мыслях утопического социализма в России в конце XVIII начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Необыкновенно обширное распространение получили эти идеи в 3040-е годы. Социалистические взоры А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под воздействием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в российской публичной мысли.
В то же время ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского социализма (В. С. Печерин и др.) . Таковой религиозный социализм продолжал существовать и позднее посреди неких петрашевцев и народников, а также членов Кирилло-Мефодиевского общества.
В 1840-х годах посреди более ярких представителей российского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина. Сущность социалистического учения они разумели как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового ума, понятого как дух человека, вначале стремящегося к строю братства и равенства.
В 60 70-е годы XIX века в Рф, в результате долгих социально-теоретических исканий, появляется особенная разновидность утопического социализма российский , либо крестьянский социализм, получивший заглавие народничества и в рамках которого в главном и происходило развитие социалистической идеи в Рф во 2-й половине XIX века. Вобщем, иногда рассматривались и другие способности строительства социалистического сообщества к примеру, через создание большой индустрии (Д. И. Писарев и др.) .
Более глубокая концепция российского утопического социализма была разработана Н. Г. Чернышевским, которого В. И. Ленин считал наибольшим представителем утопического социализма в Рф . В 70 80-е годы представители утопического социализма также одалживали у марксизма его отдельные идеи (П. Л. Лавров и др.).

1. Утопический социализм - обозначение, которое предшествует марксизму. Возможность перестроения общества на социалистические принципы. Несёт идеи о воссоздании социалистических отношений миром, примером пропаганды.

2. Предшественниками были Радищев и Пестель. Распространение утопический социализм получил под влиянием работ Сен-Симона и Фурье, которые и стали началом социалистических традиций в мысли общества.

3. Под собой питал корни христианского социализма, как говорил Печерин.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Утопический социализм — социалистические учения, которые в отличие от теории научного социализма Маркса строили широкие и всеобъемлющие планы переустройства общества оторвано от реальной жизни общества и классовой борьбы. Свои социалистические идеалы социалисты-утописты обосновывали чисто идеалистически, не понимая первенствующей роли условий материальной жизни общества в историческом развитии. Утопический социализм появился в период разложения феодализма и связан с революционными движениями. Родоначальником утопического социализма был Томас Мор (см.), выдающимся социалистом-утопистом был Кампанелла (см.). Дальнейшее своё развитие утопический социализм получил в XVIII в. (см. Морелли, Мелье, Шабли). Великими социалистами-утопистами в начале XIX в. были Клод Анри Сен-Симон (см.), Шарль Фурье (см.) и Роберт Оуэн (см.).

Поэтому теории утопистов оставались лишь теориями, проходящими мимо пролетариата, среди массы же зрела великая мысль о том, что освобождение рабочего класса может быть делом только самого рабочего класса.

В России идеи утопического социализма выражали такие выдающиеся умы, идеологи революционного крестьянства, как Чернышевский (см.), Добролюбов (см.) и др. Социалистические идеи великих русских революционных демократов XIX в. стояли значительно выше идей западноевропейского домарксовского социализма. Эти идеи отличались последовательной революционностью, боевым духом революционного демократизма. Революционные демократы понимали, что одной лишь мирной проповедью нельзя осуществить социалистические идеалы, что только трудящийся народ кровно заинтересован в замене старого общества новым. Однако их социализм был тоже утопическим.

Исторические условия крепостнической России ещё не созрели для возникновения научного социализма, пролетариат ещё только зарождался. В силу этого революционные демократы не могли придти к научному выводу о том, что только пролетариат является той силой, которая может построить социализм, значит не могли придти и к теории научного социализма. Революционные демократы мечтали о переходе к социализму через старую крестьянскую общину. Только Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку. Они доказали, что социализм — не выдумка мечтателей, утопистов, а необходимый результат, вытекающий из развития капиталистического общества и классовой борьбы пролетариата, задачей которого является уничтожение капитализма и построение социализма (см. Научный коммунизм ).

Возникновение революционно-демократического движения. В 1840-е годы в России появляется еще одна теория коренного переустройства жизни страны. Ее основателями и пропагандистами выступили люди, которых одни называли революционными демократами, другие — народными социалистами, третьи — социалистами-утопистами. Они не принимали самую суть государственного устройства страны, считали, что требуется полностью его изменить, и являлись сторонниками радикального, революционного переустройства общества.

Они беспощадно громили славянофилов и жестко критиковали западников. Им казалось, что идеальное государственное устройство в России следует утвердить на принципах, распространенных в русской деревне, в мире крестьянской общины. Там не было деления по имущественному признаку, вся земля (основная собственность) принадлежала всем (миру), а отношения между членами общины регулировались не столько государственными законами, сколько традициями и обычаями.

Известными деятелями этого направления общественной мысли являлись литературный критик В. Г. Белинский, писатель и философ А. И. Герцен, писатель и публицист Н. Г. Чернышевский.

Подобные сказочные теории, так манившие воображение людей, возникали постоянно. Некоторым казалось, что достаточно придумать справедливую форму устройства человеческого общества, провести ее в жизнь, и тотчас исчезнут несправедливость, угнетение и бедность. Эти теории получили название утопического социализма.

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский. Виссарион Григорьевич Белинский (1811 —1848) родился в семье флотского лекаря. Окончил начальное училище в городе Чамбаре (Пензенская губерния), а затем учился в пензенской гимназии, но курса не кончил. В 1829—1832 годах обучался на словесном (филологическом) отделении Московского университета, откуда был отчислен за неуспеваемость. Потом зарабатывал на жизнь домашними уроками и сотрудничал в московских и петербургских журналах. Писал он и литературные произведения (драмы, повести и рассказы), которые успеха не имели.

Известность Белинский получил как обозреватель литературной и художественной жизни страны. Его беспощадное перо клеймило и разоблачало, воздавало хвалу одним и возносило хулу на других. Его критические статьи отличались необыкновенной эмоциональностью.

Белинский стал родоначальником того направления в российской общественной мысли, которое обычно называют революционно-демократическим.

Революционные демократы считали, что жизнь в России полна жестокостей и несправедливостей, что ее надо коренным образом менять, что народ должен сам решить свою судьбу и установить справедливый А. И. Герцен общественный строй.

А. И. Герцен

А. И. Герцен. Александр Иванович Герцен (1812—1870) был сыном богатого русского помещика. Герцен и его друг Н. П. Огарев постоянно размышляли о своем будущем и о будущем России.

Голоса из России. Лондон. 1856 г

Голоса из России. Лондон. 1856 г.

Н. Г. Чернышевский

Н. Г. Чернышевский

Особенно активную публицистическую деятельность Чернышевский развернул в период подготовки и проведения Крестьянской реформы 1861 года.

Убежденный, что народ мудр и сам найдет форму политического устройства своего государства, Чернышевский ратовал за крестьянскую революцию.

Чернышевский считал, что общинный строй, не знающий частной собственности и имущественного неравенства, станет основой будущего социалистического устройства страны.

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского на Мытной площади в Петербурге

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского на Мытной площади в Петербурге

Революционеры-демократы показали себя талантливыми критиками политического и общественного строя России. Но их предложения по переустройству жизни через соединение крестьянской общины с социализмом носили утопический характер.

Не зная в подлинности крестьянского уклада жизни, они видели в нем лишь то, что хотели видеть: имущественное равенство крестьян, их взаимопомощь, отсутствие у них группового эгоизма. На самом деле такой общины, никогда не существовало и не могло существовать.

Община не позволяла выдвинуться наиболее трудолюбивым и предприимчивым. Здесь действительно не было частной собственности на землю, которая считалась общим владением всех жителей деревни (или нескольких деревень), составлявших общину. Земля регулярно перераспределялась в соответствии с количеством членов той или иной семьи. Это неизбежно подрывало стимулы к производительному труду.

Зачем улучшать землеобработку, обустраивать тот или иной участок земли, если он со временем перейдет к другому человеку? Именно общинная организация жизни являлась одной из главных причин бедности крестьян. Зачем производить много продукции, если придется делиться с теми, кто не захотел усердно трудиться на поле, не сумел вырастить хороший урожай или не успел его собрать?

Новые, более производительные, приемы и методы ведения сельскохозяйственного производства плохо приживались в русской деревне. И в середине XIX века здесь были в ходу все тот же инвентарь и те же приемы ведения хозяйства, которые применялись за 100, 200, а то и более лет до того.

Община мешала появлению больших и крепких индивидуальных сельских хозяев. Она поддерживала слабых, убогих и ставила преграды сильным и способным. Между тем революционные демократы видели в ней фундамент нового общественного устройства.

Читайте также: