Что такое управление в обществознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Власть. Роль политики в жизни общества.

Понятия и признаки государства.

Политический режим. Демократия.

Участие граждан в политической жизни.

Политические партии и движения, их роли в общественной жизни.

Гражданское общество и правовое государство.

Власть. Роль политики в жизни общества.

Власть – способность, право и возможность распоряжаться кем-либо или чем либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.

Функции органов власти

Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации, государство.

Ядром и орудием политической власти является – государственная власть.

Понятие политическая власть шире государственной власти.

Организует политическую жизнь общества и политические отношения.

Управляет и руководит делами общества на разных уровнях.

Создает определенную форму правления и соответствующие ей политические отношения.

Политика – (искусство управления государством) - деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Создает для общества организационные основания

Непосредственно воздействует на людей, их поведения, условия жизни, используя власть

Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам

Понятия и признаки государства.

Государство – организация политической власти, осуществляющей управление обществом, охрану его политической и социальной структуры.

Публичная власть – распространяется на все население страны, для её осуществления создается специальный аппарат, включающий и органы принуждения.

Суверенитет – верховенства государственной власти внутри страны и её независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Единство территории – государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории.

Законодательная власть – государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы – законы государства.

Налоговые сборы – государство устанавливает социальные сборы (налоги, пошли) и обеспечивает их поступление в бюджет.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное значение.

Политическая – государство – главный носитель политической власти, обеспечивает условия деятельности общественных и политических институтов

Экономическая – регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и т.д.)

Социальная – осуществляет программу развития образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки культуры

Идеологическая – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальных каналов СМИ

Участие в решении глобальных проблем

Обеспечение национальной безопасности

Развитие взаимовыгодного сотрудничества

Отстаивание государственных интересов на международной арене

Разделение властей.

Цель разделения властей – предотвратить узурпацию (противозаконный захват) власти и злоупотребление ею, свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Основные положения теории разделения властей .

Законодательная, исполнительная, судебная власти представляются различным людям и органам согласно конституции.

Все власти равны и автономны, ни одна из них не межет быть устранена любой другой.

Никакая власть не может пользовать правами, предоставленными конституцией другой власти.

Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

(судьи всех уровней)

Представляет интересы граждан, издает законы

Управляет государственными делами

Следит за соблюдением органами власти законов

Разделение властей гарантия от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако для нормального функционирования государства ветви власти должны эффективно взаимодействовать друг с другом.

Формы государства

Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления – организация высших органов власти (кто и как правит).

Форма государственно-территориального устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны (как объединено население на территории).

Высшим органом власти выступает, избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом

Власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента

США, страны Латинской Америки

Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

Австрия, Россия, Франция

Формы государственно-территориального устройства

Унитарное

(единый) – государство

Федерация

(союз, договор)

Конфедерация

(союз, сообщество)

Единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц (губерний, краев, провинций и т.д), не обладающих собственной государственностью. Существует единая конституция, единая система государственной власти, управления, единая судебная система.

Устойчивый союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство

Постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, внешней политике, транспорте, связи, денежной системы.

Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Франция, Швеция и др.

Бразилия, Германия, Индия, Мексика, Россия, США, Швейцария и др.

Содружество Независимых государств (СНГ), Европейский союз (ЕС)

Политический режим. Демократия.

Политический режим (управление) – совокупность методов, средств и приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы (то, каким образом осуществляется власть в обществе).

Господствующее положение правящей партии; возможно существование других партий, но их права сильно ограничены

Однопартийная система; господствующая партия срастается с государством; подавление любой организованной оппозиции

Способ урегулирова-ния социальных конфликтов

Согласование интересов путем переговоров

Принудительные меры, включая насилие

Принудительные меры, включая массовый террор

Идеология, роль СМИ

Отсутствие единой официальной идеологии, разнообразие идейно-политических течений при наличии общенациональных мировоззренческих традиций; свобода СМИ

Преобладание официальной идеологии, не допускается наличие других идейных течений; СМИ могут критиковать власть до определенных пределов

Общая обязательная, официальная идеология; жесткая государственная цензура (надзор над СМИ)

Роль армии и полиции

Инструмент в руках законодательных органов власти, их действия регулируются законом; преобладающая функция – обеспечение внешней безопасности, поддержание законности и правопорядка

Движущая сила режима; возможно привлечение армии для подавления общественных беспорядков

Инструмент в руках должностных лиц; чрезвычайно широкие полномочия полиции; преобладают карательные функции поддержания правопорядка и законности

Режимы в современных – Австрии, Лихтенштейн, Сан-Марина, США, Швеция, Швейцария и т.д.

Восточные деспотии, тирании Древнего мира, абсолюные монархии Средневековья, Чили (Пиночет) и др.

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маосизм и др.

Политический плюрализм (множественный) – принцип, содействующий существованию многообразных политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Демократия – форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, осуществляется правление народа или действенный контроль за осуществлением власти со стороны народа.

Признание народа источником власти

Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении

Выборность основных органов власти

Непосредственная (прямая) демократия – прямое выражение личностью её интересов через референдумы, митинги и т.п., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия.

Представительная демократия – участие граждан в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов.

Демократия – важнейшее и универсальное политическое условие и средство совершенствования общества и государства, всестороннего развития личности.

Местное самоуправление.

Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Формы местного самоуправления.

Непосредственно – через муниципальные выборы, местный референдум, собрания граждан, внесение в органы самоуправления проектов правовых актов местного значения и др.

Через органы местного самоуправления:

- Представительный орган – совет, дума, муниципальный комитет и т.п.

- Исполнительный орган – глава местного самоуправления (мэр, староста, глава администрации и т.п.), возглавляемая им администрация.

Осуществляет правотворческую деятельность в объеме полномочий местного самоуправления

Утверждает местный бюджет и отчет о его выполнении

Устанавливает местные налоги и сборы

Утверждает программы развития следующих территорий

Осуществляет контроль за деятельность главы местного самоуправления

Осуществляет управление муниципальным хозяйством

Распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности

Разрабатывает местный бюджет и несет ответственность за его выполнение

Осуществляет регулирование земельных отношений

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий государственными органами, органами местного самоуправления в интересах плательщиков сборов, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

Согласно законодательству РФ возможно созданий органов территориального самоуправления в микрорайонах, кварталах и т.п. (совет микрорайонов, уличный, домовой комитет и т.п.).

Местное самоуправление связующее звено между гражданским обществом и государством.

Участие граждан в политической жизни

Политическое участие – действие гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями

Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений

Участие граждан в выборах и референдумах

Прямые действия граждан (участие в митингах, пикетировании, демонстрации и т.п.)

Для эффективного участия в политической жизни необходимо стать политически культурным человеком.

Политическая культура – совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.

Активное включение гражданина в общественно-политическую жизнь опирается на:

Политические знания – знание общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней и др.

Положительное отношение к политике – как к виду человеческой деятельности, понимание её важной роли в человеческом обществе

Умения политического действия – умение ясно и убедительно изложить свои взгляды другим людям, выслушать и понять иную точку зрения, разобраться в сути спора, защитить свои убеждения; умения самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать её, верно её оценивать; организаторские умения, способность правильно распределять поручения, проверять их выполнение.

Чем выше политическая культура граждан, тем больше шансов иметь общество, стабиль развивающееся и процветающее.

Выборы, референдум.

Выборы и референдум – наиболее массовые формы участия граждан в делах государства.

Выборы – процесс избрания депутатов, должностных лиц, членов организаций путем голосования.

Базовые принципы демократических выборов.

Равенство голосов граждан

Выборы обеспечивают систематическое обновление власти, что бережет общество от застоя, злоупотребления, опасности диктатуры.

Стадии процесса выборов в РФ .

Подготовительная – назначение сроков выборов, создание избирательных участков (состав: не более 3000 избирателей), регистрация и учет избирателей.

Выдвижение и регистрация кандидатов (списки кандидатов).

Предвыборная агитация (в СМИ, путем проведения митингов, шествий, публичных дискуссий, выпуск агитационного материала т.п.).

Голосование и подведение итогов выборов .

Отдавая свой голос, мы выбирает программу, которая более всего соответствует нашим интересам.

В РФ избираются:

Глава государства – Президент РФ

Представительные (законодательные органы) субъектов РФ (законодательные собрания, областные думы, парламенты и т.п.)

Органы местного самоуправления (выборные собрания, советы, земства, муниципальные комитеты )

Избирательное право включает в себя :

Нормы, определяющие избирательные права граждан

Нормы, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной непосредственно и через своих представителей в органах власти

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Активное – право избирать

Пассивное – право быть избранным

Принципы избирательного права в РФ .

Всеобщее право – каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от своего социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования и места жительства, может принять участие в выборах в качестве избирателя. Исключение составляют лица, по приговору суда, содержащиеся в местах лишения свободы, а так же признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. не способные по своему умственному, психическому состоянию осуществлять свои права.

Равное право – каждый избиратель имеет лишь один голос.

Прямое право – каждый избиратель голосует за своего кандидата непосредственно.

Тайное голосование – обеспечивается тайна волеизъявления избирателя: оно происходит в специальных кабинках для голосования, и другим людям неизвестно за кого проголосовал избиратель.

Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе заставлять принимать участие в выборах, или голосовать определенным образом.

Референдум – всенародное голосование граждан по наиболее важным государственным вопросам: законопроектам, действующим законам и т.п.

Референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев, стремящаяся к завоеванию государственной власти или к участию в её осуществлении.

Признаки политической партии :

Стремится не только к участию в политической жизни, но и к завоеванию власти или участию в её осуществлении

Имеет структуру, закрепленную партийным уставом (центральные и местные организации)

Существует длительный период, решает долговременные задачи

Стремиться к созданию массовой опоры, для поддержки избирателями на выборах

Объединяет людей с общими политическими взглядами, изложенными в политической программе

Изучает состояние общества, оценивает перспективы развития, выявляет интересы различных социальных групп, разрабатывает программу развития общества и государства

Распространяет и пропагандирует в массах свои идеи

Борется за власть, влияет на внутри и внешнеполитический курс страны, выполняет предвыборные программы

Проводит избирательные компании, готовит кадры профессиональных политиков, организует акции

Управление – это специфическое проявление сознания, воли и устремлений людей, которое выражается созданием соответствующего социального института – системно организованной совокупности человеческих знаний, поведения, социальных практик и деятельности.

Управление в качестве социальной практики существует с тех пор, как появилась необходимость осуществления совместной и целенаправленной человеческой деятельности.

Осознание феномена социального управления началось признанием института власти, а вернее, божественной власти. Позже начали формироваться и осознаваться и иные проявления социального управления. Если прежде человек был подчинен только собственным инстинктам, то со временем он начал испытывать воздействие некой управляющей силы, стал социально организованным, то есть у него появилась возможность подчиняться общим правилам поведения все большего числа людей. Такая возможность стала реальностью в связи с формированием все более сложных механизмов управления.

Люди ведут совместную работу, в связи с чем, их деятельность носит общественный характер и имеет необходимость управления. Любая совместная деятельность, осуществляемая в достаточно крупных масштабах, требует управления. Характер социального управления постоянно усложняется. Механизм управления, достаточный для первобытной общины, включающий старейшину, вождя, совет и некоторые другие органы – божественные законы, обычаи, традиции и ритуалы, существенно проще, по сравнению с механизмами управления современного социума. Структура и функции современного государства по своей сложности нельзя сравнить с механизмами управления первобытных времен.

Иными словами, социальная эволюция, которая сопровождается усложнением социальных организаций, а также увеличением их масштабов, связана с усложнением социального управления. История общественного развития – это процесс усложнения структуры организации и человеческой деятельности. Форма, в которой такое действие осуществлялось, представляет выделение новых видов деятельности, а также их обособление после разделения общественного труда, которое сопровождалось ростом его производительной силы. Вся история общественного развития подчиняется целям выживания отдельного человека и социальной общности.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные черты менеджмента как типа управления

  • менеджмент – это наука, которая разрабатывает принципы, методы и средства управления персоналом и предприятием;
  • менеджмент – это процесс управления в условиях многообразия разного рода обстоятельств и интенсивного влияния на объект управления факторов внешней среды;
  • менеджмент – это высший управленческий персонал организации.

Современный менеджмент характеризуется следующими чертами:

  • системным подходом к управлению;
  • ситуационным принципом управления;
  • определяющей ролью организационной культуры;
  • механизацией и автоматизацией управленческих процессов;
  • демократизацией управления.

Управление любой социально-экономической системой в конечном итоге сводится к процессу управления людьми, мотивацией и стимулированием их действий. То есть, это наиболее активная составляющая производственного процесса, которая с ним неразрывно связана. Содержание управленческого процесса должно следовать из требований и ряда основных производственных закономерностей.

Управлению производством всегда принадлежала серьезная роль в общественном развитии, но особенно его роль выросла в условиях рыночной экономики. Рыночные реформы оказали существенное влияние на характер взаимоотношений участников производственной и управленческой деятельности, государственными органами и хозяйствующими субъектами, деловыми партнерами. Произошли изменения и в критериях оценки деятельности субъектов предпринимательской деятельности, целей, которые эти субъекты ставят перед собой, как основные. Всем этим было обусловлено изменение подходов к организации процесса управления производственными процессами и коллективами. Сформировались новые формы управления и стимулирования персонала к производительному труду. Работникам, которые заняты в управленческой сфере, пришлось считаться с появлением новых внешних и внутренних факторов, которые оказывали прямое или косвенное воздействие на результаты деятельности организации.

Факторами, повышающими значимость управленческой деятельности считают:

  • рост размеров производства и качественные экономические сдвиги;
  • усложнение социально-экономических связей в общественном производстве;
  • ускорение темпов научно-технического прогресса, применение достижений которого превращается в одну из основных задач для любой отрасли;
  • усиление концентрации и специализации, расширение кооперирования и комбинирования в общественном производстве;
  • переход от экстенсивной к интенсивной форме ведения хозяйства;
  • расширение возможностей менеджмента в связи с общим ростом образованности, развитием науки управления, использованию компьютерной техники;
  • изменение содержания и организации управления, предполагающее замену традиционных управленческих методов на научные;
  • наличие громадных неиспользованных возможностей повысить эффективность общественного производства;
  • необходимость роста производительности труда управленческого аппарата;
  • развитие и усложнение рыночных отношений, а также новых форм хозяйствования.

В современном мире руководители и специалисты должны обращать внимание на научную обоснованность принимаемых решений, роль управления маркетингом существенно возросла. Управление финансами, договорными отношениями, подготовка и переподготовка кадров, которые могут эффективно работать в условиях рыночной экономики, а также совершенствовать организационную структуру управления, шире вовлекать работников акционерных обществ и сельскохозяйственных кооперативов в управление заданным производством.

Огромное значение имеют процессы управления не только с точки зрения общества и государства, но и с позиции самой жизни человека. Каждый из нас в ходе жизни генерирует во внешнюю сферу информацию, от ценности и полезности которой может определяться степень участия человека в управлении и развитии соответствующей сферы деятельности.

Роль управления в развитии общества трудно переоценить. Скорее, чаще недооценивается его значение в успехе государства, коллектива и отдельного человека. История знает много примеров, когда эффективная система или отдельная яркая личность буквально влияли на ход событий как в целых странах, так и в конкретных компаниях и учреждениях. Профессиональное управление в разных странах мира развито по-разному, не отработаны эффективные механизмы отбора людей, имеющих организаторские способности.

Начиная с 70-х годов ЮС столетия, как на макро-, так и на микроуровне бурно развивается функциональная деятельность в управлении. На уровне государственного регулирования экономики: индикативное планирование, экономическая политика, антимонопольное регулирование и др. На предприятиях: стратегический менеджмент фирмы, маркетинговое управление, налоговый и финансовый менеджмент, управление производительностью и издержками, управление качеством и др. Особую роль в структуре категории управления занимает наука, которая, как уже отмечалось, еще молода и начала развиваться только в XX веке, это теория управления. Признание управления как науки означает наличие в этой специфической области знаний своего предмета, описанного выше и отличающегося от предметов других наук. В настоящее время теория управления представлена в виде концепций, принципов, способов, форм и методов управления. Однако, по мнению автора, в дальнейшем научную основу дисциплины должны составить описания сущностных сторон управления и создание системы механизмов практической реализации объективных законов, действующих в соответствующей сфере деятельности в пользу человека и общества. Теория социального управления предполагает разработку и применение механизма реализации экономических законов в управлении государством, экономикой, отраслью, организациями и домохозяйством.

Опираясь на эту формулу, создают и развивают теорию управления совместно все участники: менеджеры, преподаватели бизнес-школ и кафедр управления и научные работники, ведущие исследования в области проблем управления. Именно такой подход, по мнению ряда ученых и автора, дает хороший результат. В данной книге осуществлена попытка учесть описанные здесь концептуальные положения теории управления о создании механизмов реализации. объективных законов и единстве науки, подготовки кадров, практики и рационализации системы управления при развитии теории управления.

При характеристике общества, что ему присуще социальное управление, социальное регулирование, власть. Давайте обратимся к социальному менеджменту.

В теории управления — это упорядочение системы, приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде.

В этом смысле социальное управление — это целенаправленное воздействие на людей, их объединения и общество в целом, осуществляемое для достижения определенных результатов, соответствующих объективным закономерностям общественного развития. Такой подход позволяет рассматривать управление в обществе не на основе идеологических и политических оценок (определенный результат), а на основе выявления объективных закономерностей общественного развития, сформулированных независимо от идеологических и политических предпочтений.

Социальный менеджмент — это менеджмент в социальных системах, то есть в системах, элементами которых являются люди. Проводится различие между субъектом (тем, от кого исходит импульс управления) и объектом управления (тем, на кого направлен импульс управления). Управление осуществляется органами власти в обществе. Структуры власти и господства меняются исторически, в соответствии с изменениями в форме социальной организации

Механизмы управления в обществе:

(а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку оно осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием для достижения определенной цели;

б) механизм спонтанного регулирования, когда порядок является результатом массы случайных, единичных действий.

Основные виды управления: координация и влияние на эффективность. Когда первобытное стадо находится в меняющейся внешней природной среде, люди должны объединить свои усилия, чтобы выжить. Момент объединения означает общую согласованную деятельность, то есть управление, и, следовательно, группа людей становится системой как совокупность и взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения общей цели.

Мощное влияние возможно, когда элементы (подсистемы) общества находятся в состоянии иерархии, т.е. соподчинения. Субъект управления оказывает властное воздействие, объект должен выполнить распоряжение управления, а если оно не выполняется, применяется принуждение. Общее собрание клана, старейшина, вождь, жрец в клановом обществе являются такими управляющими субъектами.

Значение управления в общественном развитии - Социальное управление: понятие, структура

Функции социального управления.

Признаки социального управления:
сознательный, волевой характер, то есть управление осуществляется через сознание и действует по воле народа.
Интегрирующее воздействие на общество.
Авторитарный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воли и ее подчинение управляющей воле.
Историчность управления, его конкретный механизм зависит от этапа развития общества.
Методы управления:

(a) командование, принуждение;
(b) основанные на стимулах, добровольные;
(в) программный (существует программа).

цикличность управления означает этапы управленческой деятельности:

(a) сбор и обработка информации;
(b) принятие управленческого решения;
(c) выполнение решения;
(d) контроль за исполнением решения, корректировка.

Социальный менеджмент имеет некоторые закономерности.

В связи с развитием общества неизбежно увеличение разнообразия элементов, содержащихся в системе, и повышение внутренней сложности общества. При этом общество как объект управления должно соответствовать не меньшей сложности субъекта управления для обеспечения управляемости. Этот объективный закон лежит в основе постоянно усложняющейся системы управления и постоянного роста аппарата управления.

Поскольку системы имеют объективные пределы сложности, за которыми начинаются процессы дезорганизации, субъект управления должен перейти от отношений иерархии к отношениям сотрудничества. Таким образом, процессы управления в обществе дополняются процессами самоменеджмента, в этом проявляется закономерность демократизации управления. В истории человеческого общества в различных государствах периоды республик сменялись периодами империй, и наоборот, демократические режимы сменялись авторитарными и тоталитарными режимами; далее цикл повторялся в измененных формах.

Общество как сложноорганизованная система состоит из различных элементов — сфер, институтов, организаций, социальных групп, которые развиваются неравномерно, причем скорость развития социальной системы определяется не скоростью наиболее передовых, а наиболее консервативных, отсталых, слабых элементов. Задача структур управления — синхронизировать темпы их развития и обеспечить постепенность социальных преобразований, чтобы не было слишком большого разрыва между динамичными и стабильными элементами, что привело бы к разрушению общества.

Социальное регулирование: понятие, виды

Социальное регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения посредством личных инструкций или правил поведения. Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, инструкциям, решениям, адресованным отдельным лицам, или установленным правилам, нормам поведения, адресованным одновременно всем членам общества или его отдельным группам (в этом проявляется общий характер норм).

Выделяют следующие виды социального регулирования: индивидуальное регулирование и нормативное регулирование.

Индивидуальная регуляция — это упорядочивание поведения людей посредством личных регулятивных действий, относящихся к конкретным обстоятельствам, к конкретным людям. Типы регуляторных действий: Приказы, распоряжения, директивы, отдельные задания, установки, выполняемые добровольно или принудительно. Этот тип регулирования имеет положительные характеристики: Учет личных особенностей исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки этого типа регулирования: проблема решается каждый раз заново, поэтому затраты времени и организационных усилий ведущего субъекта; нет единообразия порядка; возможна субъективность, произвол ведущего субъекта.

Нормативное регулирование — это упорядочение поведения людей с помощью образцов, норм, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто находится в зоне действия таких правил. Положительные черты этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективности, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки этого типа регулирования: не учитываются личные характеристики исполнителя, не учитывается индивидуальность ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда происходит через оба вида социального регулирования, нормативное и индивидуальное регулирование сочетаются, компенсируя недостатки друг друга. Однако по мере усложнения социальных отношений возрастает значение нормативного регулирования в установлении стабильного и эффективного порядка. Тем не менее, не следует недооценивать важность индивидуального регулирования; оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет его и часто является конечным этапом воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

Концепция социальных норм. Влияние на поведение человека оказывают нормы различной природы: природные, технические, социальные. В природе существуют законы, которые мы можем назвать естественными нормами: физические, химические, биологические, физиологические, астрономические, геологические и другие. Они действуют каждый раз, когда выполняется определенный процесс: Падение твердого тела с ускорением на землю, окислительная реакция металлов и т.д., то есть они действуют в ста случаях из ста и не зависят от сознания и воли людей.

Человек приспосабливает природные объекты для использования с помощью технических средств. Технические средства опосредуют отношения между человеком и природными объектами. Правила обращения с ними зависят от глубины знаний об этом объекте и конструктивных свойств технических средств. Они называются техническими стандартами.

Рассматривая проблемы формирования антикризисного инновационного менеджмента на макроуровне, можно прийти к обоснованному выводу о существовании тесной взаимосвязи между философией социального управления в целом и конкретными социальными технологиями управления. Поэтому проблема управления человеческими ресурсами как наиболее актуальная проблема организации эффективного управления не может рассматриваться в отрыве от проблемы социального управления в целом.

Одни исследователи отождествляют его с самоменеджментом, другие подчеркивают социальный объект или социально значимые цели управления, многие говорят о специфике применяемых принципов, методов и технологий. Однако социальное управление включает в себя все эти черты и характеристики, а его центральным элементом является актуальный социальный стимул, позволяющий максимально мобилизовать свободный потенциал конкретного человека.

Социальное управление производством. Формирование ячеистых организационных структур современных предприятий, участие работников в прибылях, акционерная собственность, кружки качества, демократизация производства подтверждают, что характер социальных изменений в системе современного менеджмента принципиально изменился в направлении глубокой, всесторонней социализации.

Под управлением понимается деятельность, направленная на принятие решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с поставленной целью, анализ и обобщение на основе достоверной информации; функция организованных систем различного рода, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима функционирования, реализацию их программы и целей.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одним из вариантов социальных систем является образовательная система, функционирующая на уровне страны, территории, региона, города или района.

Основной целью менеджмента является эффективное и систематическое использование сил, средств, времени, человеческих ресурсов для достижения оптимального результата, а также улучшения процесса принятия решений теми, на кого это непосредственно влияет.

Суть образовательного менеджмента заключается в поддержании целесообразности и организации образовательных процессов в системе образования.

Подчиняясь общим законам социального управления, образовательный менеджмент имеет специфические характеристики, которые заключаются в способе постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.

Управление в образовательном учреждении — это целенаправленное, сознательное взаимодействие участников образовательного процесса как исследование объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимальных результатов.

Его предмет — учебно-воспитательные процессы и их оснащение программно-методическими, кадровыми, материально-техническими, нормативно-правовыми и социальными условиями.

Субъектами управления системой образования в данном случае являются Министерство образования Российской Федерации, областные или городские отделы образования, а также районные отделы образования. Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает в качестве объекта внутришкольного управления.

Внутришкольное управление — это целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе знания его объективных закономерностей для достижения оптимального результата.
Одной из характерных черт современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования и предоставлении педагогам, учащимся и родителям больших прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: