Что такое трансгуманизм кратко

Обновлено: 07.07.2024

Трансгуманизм – это общественное движение и философская концепция, которую можно рассматривать в двух смыслах – более узком и более широком. В более узком идеи трансгуманизма подразумевают активное использование технологических достижений для качественного улучшения наших физических и умственных возможностей. Эти понятия в рамках данной философии раскрываются максимально широко, включая и избавление от болезней, и отсрочку старости (в том числе бессмертие), и обретение несвойственных человеческому телу способностей. Иными словами, используя научные наработки в таких отраслях, как генная инженерия, робототехника, биотехнологии и многие другие, мы сможем преодолеть те ограничения, которые перед нами ставит физическое тело.

И здесь мы переходим к более широкому пониманию данного термина. Так, теория трансгуманизма говорит о том, что качественное улучшение тела фактически станет началом нового этапа (или витка) эволюции . Таким образом, наука и технологии позволят современному человеку вступить на следующую ступень своего развития, и на этой ступени он будет избавлен от многих страданий, включая болезни и в целом смерть . Научный иммортализм (то есть стремление максимально отсрочить смерть при помощи достижений науки) – одна из целей и важнейших черт трансгуманизма.

Точку зрения, что эволюция человека еще продолжается, разделяют и представители постгуманизма. Стоит сказать, что понятие трансгуманизма во многом перекликается с постгуманизмом, но в целом пока нет единой точки зрения, как соотносятся эти две концепции. Многие эксперты придерживаются мнения, что трансгуманизм – ветвь постгуманизма.

Основные идеи трансгуманизма

Дух и цели данной философии отражает декларация трансгуманизма, которая была сформулирована всемирной ассоциацией этого движения. Одна из главных особенностей концепции трансгуманизма – это рациональный подход к техническим достижениям, понимание, что они способны нести не только пользу, но и угрозы – для человека, для природы и планеты, для будущего развития. Оценка последствий, обдумывание всех за и против – неотъемлемая составляющая данного мировоззрения, то есть трансгуманизм декларирует ответственное отношение к научным новациям.

Также данная идеология исходит из того, что потенциал человека и человечества до конца не раскрыт, и мы можем дальше развиваться и совершенствоваться . Принципы трансгуманизма включают уважение прав личности, стремление к тому, чтобы технологии были доступны всем людям , а также заботу обо всех высокоразвитых существах, в том числе о животных.

В отличие от того, что порой рисуют фильмы и о чем думают некоторые противники этого течения, философия трансгуманизма вовсе не видит главной целью превращение человека в робота . Как было отмечено выше, в определение трансгуманизма входит совершенствование нашего тела и разума, избавление от ограничений и страданий, расширение границ возможного. Научные достижения и технические разработки становятся инструментом достижения данной цели, а не целью как таковой. Некоторые примеры такого совершенствования мы можем найти уже сейчас – вспомним, например, биопротезы . Даже таблетки от депрессии или ноотропы (препараты, стимулирующие работу мозга) порой рассматриваются через призму трансгуманизма, ведь эти средства также являются достижениями науки и избавляют нас от страданий / расширяют наши возможности.

Кем будут люди будущего?

Несмотря на то что данное мировоззрение достаточно молодо (активное развитие трансгуманизма началось в 80-х годах прошлого века), у него уже есть ряд течений. При этом в рамках разных направлений способы достижения конечных целей весьма разнятся. Например, некоторые последователи не отрицают возможность перехода человеческого разума в полностью виртуальное пространство , слияние человеческого разума и компьютера . Личность в определенной степени становится похожа на искусственный интеллект, и физическое тело ей уже не нужно, благодаря чему ее не ограничивают ни время (такая сущность бессмертна), ни пространство.

Однако такая философия – одна из самых радикальных. Трансгуманизм в целом и большинство его течений в частности, скорее, придерживаются того, что тело у нас все же останется – по крайней мере на первых этапах. Перспективы развития человечества в принципе выглядят весьма радужно: мы сможем контролировать свой внешний вид, регулировать настроение, мыслительные функции, задавать собственные социальные характеристики, постигать и чувствовать намного больше, чем сейчас, у нас появятся принципиально новые возможности. Также будут решены многие проблемы современного мира, в том числе нехватка продовольствия или эпидемии.

Некоторые трансгуманисты считают, что в конечном итоге развитие технологий, преобразование жизни и ускорение эволюционных процессов приведет к появлению постлюдей – людей, измененных настолько, что считать их людьми уже нельзя. Они будут качественно отличаться от современного человека и станут той самой новой ступенью эволюции, о которой шла речь выше. Конечно, точно сказать, какими будут постлюди, мы пока не можем. Но последователи данного движения не исключают того, что постчеловеком будет искусственный интеллект – также качественно улучшенный.

В России есть свое траснгуманистическое движение. Оно так и называется – Российское траснгуманистическое движение – и было образовано в 2000 году.

Критика трансгуманизма

Конечно, идеи, декларируемые трансгуманизмом, не бесспорны, и у этой философии довольно много критиков. В первую очередь отметим тех, кто считает, что трансгуманисты слишком много внимания уделяют человеческой эволюции и сконцентрированы на модификации тела, тогда как главное – душа . Многие религии не слишком благосклонно относятся к данной идеологии, в том числе потому, что в ее рамках человек фактически берет на себя некоторые функции Творца. В частности, патриарх Кирилл в 2016 году сказал, что трансгуманизм грозит нам полным расчеловечиванием.

Под этим может подразумеваться утрата людьми тех качеств и свойств, которые формируют нас как биологический вид. Данный постулат действительно распространен среди противников движения. С другой стороны, вспомним, что некоторые его последователи как раз видят целью переход к новой ступени эволюции и постчеловеку. То есть то, что критики считают недостатком, для самих трансгуманистов фактически становится целью. Однако надо отметить, что порой противники данного движения считают, что к расчеловечиванию приводит не только появление следующей ступени эволюции, но и само обдумывание такой возможности.

Критика трансгуманизма также часто обращается к тому, насколько в принципе допустимо так активно вмешиваться в дела природы – не приведет ли подобная модификация к необратимым и печальным последствиям? Не станет ли судьба постчеловека слишком трагичной из-за бесконечной погони за совершенствованием, воспринимаемым как самоцель?

Не дремлют и сторонники теории заговоров. По их мнению, трансгуманизм грозит человеку вымиранием. Кроме того, это течение может оставить за бортом жизни большую часть населения планеты, обеспечив рай на земле лишь элите. Надо сказать, что неравномерная доступность технологий действительно становится важной проблемой данной теории. Вопреки заявлениям декларации, разработанной Humanity+, велик шанс, что развитие трансгуманизма приведет к дальнейшему расслоению общества, а не сокращению социального неравенства (по крайней мере на первых этапах).

Фото: Unsplash

Первые размышления о том, как обуздать старение и смерть

Джулиан Хаксли, 1922 год

Сегодня принято определять трансгуманизм как философское и научное движение, которое пытается понять, как выйти за рамки биологической эволюции человека. Для этого изучаются возможности и последствия применения технологий, опасности и преимущества их использования, рассматриваются, в том числе, идеи слияния биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий. Другими словами, трансгуманисты предлагают совершенствовать тело и разум человека при помощи технологий.

Трансгуманизм не монолитен и состоит из различных течений, но все они главной своей целью видят победу над старением и смертью. Основная мысль этой философии заключается в бесконечном совершенствовании возможностей и способностей во всех областях человеческой жизни.

Фото:Shutterstock

Идеи трансгуманизма

Уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни, стремление к бессмертию (когда границы жизни отсутствуют) или вне-смертию (когда границы жизни не определены). Ключевая идея — перейти от человека исправленного (вылеченного) к человеку улучшенному, а затем — к бессмертному.

Имплантация чипов и других технологических устройств в мозг и тело человека.

Революция на общественном уровне, включающая в себя вопросы обязательности или добровольности улучшения человека, споры об эвтаназии, определение этических и научных границ редактирования генома и т.д.

Кроме этого, существует еще ряд направлений, рассматривающих методы достижения целей движения. Одно из них — развитие нанотехнологий, наномашин. Согласно представлениям трансгуманистов, когда-нибудь наномашины смогут выполнять множество разных задач и при этом будут обладать такой точностью, что человеческое вмешательство им больше не понадобится, а человек, наконец, сможет заняться другими, не менее важными вещами.

Следующее направление — развитие крионики. Это практика сохранения тела умершего человека или его частей (голова, мозг) при сверхнизких температурах с расчетом на то, что через много лет наука уйдет далеко вперед, и появятся технологии, позволяющие оживить и вылечить его. Адепты крионики идеальными условиями считают ситуацию, когда пациент умирает в присутствии персонала криофирмы, которые сразу же после объявления юридической смерти начинают процесс крионирования.

Фото:Unsplash

При этом можно предположить, что идея крионики берет свое начало в философии русского космизма Николая Федорова (другие известные представители — ученые Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский). Федоров был убежден, что смерть — это не какой-то неизбежный фатум: человек создан для вечной жизни, и мы должны переделать мир и победить смерть. Эту цель он считал вполне достижимой и верил, что развитие науки приведет к возможности воскрешения умерших.

Трансгуманизм в России и за рубежом

В России трансгуманизм не считается самостоятельным философским течением — его скорее воспринимают как идеологическое движение. Однако исторически в русской философской мысли существует близкий к трансгуманизму иммортализм. Ключевая его идея заключается в улучшении и максимальном продлении жизни человека.

Фото:Unsplash

Humanity+ насчитывает более 6 тыс. участников из 100 стран мира и ставит перед собой следующие задачи:

  • поддерживать и развивать общественный диалог о новых технологиях;
  • просчитывать и предлагать решения для негативных последствий их развития;
  • защищать право индивидов применять методики совершенствования;
  • поощрять развитие технологий с высоким потенциалом.

Например, одна из трансгуманистических идей — идея преодоления пола, постгендеризм — вызывает опасения у российских защитников института семьи.

Еще одним аккордом является критика с политической точки зрения, поскольку, по мнению российских противников трансгуманизма, последний создает ложные идеалы и новые идеологии, а также философию, религию и систему ценностей. А они якобы подрывают корректное централизованное управление государством, а также увеличивают вероятность возможной манипуляции общественным сознанием.

Наибольшее понимание философия находит у молодых людей с высшим образованием — естественнонаучным, техническим, у ИТ-специалистов.

Титан — ценный материал в тех отраслях, где выигрыш в массе играет доминирующую роль, в частности, в медицине. Использование титана и его сплавов в ортопедии и травматологии также связано с высокой коррозионной стойкостью во многих химически активных средах, низким модулем упругости и плотностью, высокой удельной прочностью. Титан широко применения в области эндопротезирования. Титановые эндопротезы также предназначены для выполнения операций с целью полного замещения пораженного тазобедренного сустава.

Между тем, сторонники бессмертия и интеллектуализации, ученые и философы, объединены не только общими идеями трансгуманизма, но и различными полезными проектами. Но, как отмечают эксперты, человечество пока не готово к той же крионике, несмотря на то, что отдельные элементы, такие как стволовые клетки, кровь, сперма уже замораживаются и активно используются в современной медицине. Для развития всех этих направлений и проектов нужен мощный толчок, технологический прорыв, а также возможность донести до широких масс данные о жизнеспособности идей трансгуманизма.

Разработки, приближающие трансгуманизм

Сейчас мы уже имеем технологии, позволяющие ученым изменять геном с беспрецедентной точностью. Яркий пример — система генной инженерии CRISPR-Cas9, которая поможет вылечить наследственные заболевания.

Еще в 2016 году китайские ученые первыми в мире модифицировали гены для лечения рака. В России тоже ведутся исследования в области редактирования генома и лечения генетических заболеваний, в том числе на базе медицинских университетов.

В целом, технологии редактирования генома в целях совершенствования человека сейчас находятся на переднем крае науки: так, Нобелевскую премию по химии в 2020 году вручили ученым Эммануэлю Шарпантье и Дженнифер Даудне именно за разработку метода редактирования генома.

Фото:Vladislav Gajic / Shutterstock

Однако это направление исследований не всегда поощряется научным сообществом — известны случаи проведения экспериментов, выходящих за рамки биоэтики. Пример — рождение в 2018 году в Китае генетически модифицированных близнецов Лулу и Наны, якобы не восприимчивых к ВИЧ. Китайский биофизик Хэ Цзянькуй, проводивший этот эксперимент, был приговорен в Китае к трем годам лишения свободы и штрафу в 3 млн юаней.

Вместе с тем, активно обсуждается вопрос замены органов, болезни которых чаще всего вызывают смерть. В этой области уже существуют наработки и даже весьма успешные кейсы. Как пример — роботизированное сердце.

Еще одно направление — выращивание искусственных тканей и органов путем использования клеточных технологий. Это одно из важнейших направлений развития биотехнологий, способное привести к революции в трансплантологии.

Фото:Neuralink

Другой пример — массовое чипирование людей. Его идеолог Амаль Граафстра считает, что чипы — следующий шаг в эволюции человека. Здесь сегодня существуют три базовые технологии:

  • RFID — в основном используется для управления системами контроля доступа;
  • NFC — применяется для совершения платежей, разблокировки устройств (Android, Apple, Windows), поддерживает RFID;
  • MIFARE — одна из самых перспективных технологий для систем управления доступом, проездных документов, виз и т.д.

Производители, например, пионер в этой области Dangerous Things, делают целые наборы чипов, вживив которые, можно использовать целый комплекс разных технологий. Сейчас доступны также чипы от компаний Implant-Chip, Great Creativity и др. Однако ни одно из этих устройств не сертифицировано в России для использования на людях.

В поддержку трансгуманизма говорит непосредственно прогресс науки. Ученые во всем мире пытаются понять, как дать человеку бессмертие, научиться лечить болезни — как физиологические, так и психологические.

Фото:Unsplash

Кто критикует трансгуманизм

Противников трансгуманизма не меньше, а может, и больше, чем его последователей. Критика состоит из практического аспекта (а именно достижимости целей трансгуманизма) и этического (на уровне нравственных ценностей). Среди аргументов против выделяются следующие:

Антропологические (перенаселение планеты, риски ввиду рождения и зачатия детей искусственным способом, дискуссии о признании эвтаназии как инструмента регулирования популяции в будущем).

Экономические и политические (риски развития технологического тоталитаризма, формирования нового мирового порядка, эскалация военно-технических конфликтов, рост влияния фармацевтических компаний, перераспределение мировых экономических ресурсов под влиянием транснациональных корпораций, занимающихся развитием технологий и исследованиями).

Экологические (перманентное загрязнение окружающей среды компаниями и риски экологических катастроф).

Личностные и индивидуальные риски (потеря человеческой идентичности, подмена ее компьютерной программой, риск потери контроля над процессами совершенствования человека, непредвиденные последствия редактирования генома, отсутствие цели жизни).

Экзистенциальные (исчезновение человечества с лица Земли).

Моральные и этические (угроза институту брака, традиционным представлениям о гендере и распределении ролей в семье).

За чьими публикациями и исследованиями в области трансгуманизма стоит следить

Ник Бостром — шведский философ, профессор Оксфордского университета, известный своими работами об антропном принципе;

Стефан Лоренц Зоргнер — немецкий философ, пост- и трансгуманист, исследователь Ницше, философ музыки и эксперт в области этики новых технологий;

Дэвид Пирс — британский философ-утилитарист, продвигающий идею ликвидировать все формы страданий людей и животных за счет технологий (генная инженерия, нанотехнологии, фармакология и нейрохирургия);

Элизабет Пэрриш — американская предпринимательница и одна из руководительниц научно-медицинской компании BioViva, одна из самых известных проповедниц антивозрастной медицины;

Бен Герцель — главный научный сотрудник компании Aidyia Holdings, специалист по финансовому прогнозированию, председатель частной компании по программному обеспечению искусственного интеллекта Novamente LLC, а также биоинформационной компании Biomind LLC, которая предоставляет ИИ для биоинформационного анализа данных;

Айра Пастор — исполнительный директор компании Bioquark, занятой вопросами оживления мозга человека;

Макс Мор — философ и футуролог, публицист, читает лекции о перспективах и влиянии новых технологий.

12 книг о трансгуманизме, технологиях, их перспективах и последствиях

РБК Тренды составили подборку полезных книг по истории, развитию и современности идей трансгуманизма. Многие из них уже упоминались в рамках этого материала:

В создании материала также участвовала:


Ольга Виноградова, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, стажер-исследователь ИГИТИ им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ, магистр Парижского университета Сорбонна, автор ряда публикаций по трансгуманизму.

Можно ли с помощью науки и технологий не только изменить жизнь человека, но и усовершенствовать его самого? Какие преимущества и недостатки имеет искусственное вмешательство в эволюционный процесс? Именно эти вопросы стоят в центре концепции трансгуманизма.

Можно ли с помощью науки и технологий не только изменить жизнь человека, но и усовершенствовать его самого? Какие преимущества и недостатки имеет искусственное вмешательство в эволюционный процесс? Именно эти вопросы стоят в центре концепции трансгуманизма.

Трансгуманизм представляет собой современную философскую концепцию, идеи которой дали начало одноименному общественному движению. Приверженцы данной концепции предлагают посмотреть на человека и его будущее под принципиально новым углом. По их мнению, эволюция на человеческом виде не заканчивается, а, напротив, только начинается. Трансгуманизм понимают в узком и более широком смыслах.

Внедрение современных технологий


В узком смысле трансгуманисты стремятся к внедрению и повсеместному использованию достижений современных технологий. Перед ними стоит цель усовершенствовать физические и умственные возможности человека. Здесь есть где развернуться: предотвращение болезней, возможность отсрочить старость (в идеале достижение бессмертия), приобретение человеческим телом новых сверхприродных способностей. Идеи трансгуманизма обещают преодолеть ограничения, свойственные физическому телу человека, при помощи научных разработок в области генной инженерии, робототехники, биотехнологий и многих других.

Новая ступень эволюции

В более широком смысле трансгуманизм провозглашает начало нового эволюционного этапа, качественное изменение и трансформацию человеческого тела. Современный человек переходит на следующую ступень в своем развитии благодаря науке и технологиям. Эта ступень является принципиально новой, поскольку на ней человек полностью избавляется от физических недугов, а в перспективе приобретает бессмертие. Пожалуй, именно научный иммортализм (возможность отсрочить момент смерти силами науки) можно назвать одной из главных сверхзадач трансгуманизма.

Постгуманизм

С тем, что эволюция человека не закончена и будет продолжаться, согласны и представители постгуманизма. Данная концепция очень во многом перекликается с трансгуманизмом. Поэтому среди экспертов распространено мнение, что трансгуманизм является одним из направлений постгуманизма.

Основные идеи трансгуманизма


Ответственность

Основные цели и идеи данного движения были описаны в декларации, сформулированной Humanity+. Важнейшим моментом в философии трансгуманизма является то, как осуществляется подход к достижениям техники. Трансгуманизм оценивает их очень рационально, понимая, что любая технология может быть как полезна, так и опасна для людей, окружающей среды и дальнейшего развития жизни на нашей планете. Идеологи трансгуманизма заявляют о своем ответственном отношении к инновациям в науке, предупреждают о необходимости заранее оценивать возможные последствия и тщательно взвешивать все за и против.

Философия

Участники Humanity+ настаивают на том, что потенциал, заложенный в человеке, а следовательно и в человечестве, не реализован полностью. У людей есть возможности для дальнейшего развития и совершенствования.

Философия трансгуманизма четко сформулирована и не позволяет нарушать его основные принципы. Трансгуманист обязательно должен уважать права личности, стремиться к всеобщей, а не элитарной доступности технологий, заботиться обо всех высокоразвитых существах, включая животных.

В массовой культуре, отчасти под влиянием противников данного течения, популярен образ трансгуманистов как одержимых стремлением превратить человека в робота. Это большое заблуждение. В действительности философия трансгуманизма далека от таких устремлений. Как сказано выше, своей задачей трансгуманисты видят совершенствование человеческого тела и разума, сведение на нет страданий, преодоление природных возможностей. Новейшие же технологии и достижения науки являются инструментами для достижения этих целей, а не самоцелью.

Примеры

Новые технологии

Разработка новых технологий — это фундамент трансгуманизма. Его сторонники уделяют особенное внимание развитию таких ультрасовременных направлений, как информационные технологии, биологическая инженерия, генная инженерия, нанотехнологии, создание искусственного интеллекта, и множеству других.

Направления и течения


Трансгуманизм начал активно развиваться сравнительно недавно — в 80-е годы прошлого века. Развитие было настолько стремительным, что сегодня мы можем наблюдать у этого молодого мировоззрения несколько течений. В каждом из них существуют свои способы достижения конечного результата.

Радикальность и здравый смысл

Одно из самых радикальных направлений допускает возможность полного перемещения разума человека в виртуальный мир, слияние его с компьютером. Личность приобретает сходство с искусственным интеллектом, потребность в физическом теле отпадает. Преодолеваются временные и пространственные ограничения — такая сущность обретает бессмертие и свободу от границ физического мира.

Но такой взгляд на человеческое тело является скорее исключением, чем правилом для трансгуманизма. Большинство его течений склоняются к тому, что тело все-таки останется (по крайней мере пока что), но будет развиваться и совершенствоваться в разных направлениях. В связи с этим человечество ждут блестящие перспективы развития. У нас появятся возможности полного контроля своей внешности и настроения, мы будем способны контролировать функции мышления, границы чувственного опыта расширятся, нам будут доступны принципиально новые способы постижения мира. Проблемы современной цивилизации, такие как эпидемии и голод, будут разрешены.

Из основных течений можно выделить либертарианский трансгуманизм, техногайянизм, анархо-трансгуманизм и коммунистический трансгуманизм. Каждое из них опирается на уже существующую в обществе идеологию и тесно связывает ее с трансгуманизмом.

Либертарианский трансгуманизм

Например, либертарианский трансгуманизм, объединяя в себе либертарианство и трансгуманизм, стремится снять любые запреты на расширение возможностей тела. По мнению его представителей, человеческое тело — это собственность самого человека, и запрет как-то его изменять является нарушением гражданских прав и свобод. Государство не должно никоим образом вмешиваться в эту область.

Техногайянизм

Главная задача техногайянизма — защита природы и окружающего мира. Представители этого течения призывают использовать новые технологии для восстановления и защиты окружающей среды. Эксплуатация природных ресурсов должна быть ограничена, технологии должны помочь человеку получать необходимое другим путем.

Анархо-трансгуманизм

Анархо-трансгуманизм является синтезом трансгуманизма и анархии. Его сторонники выступают против тирании государства, капитализма и собственных генов. По их мнению, люди должны быть абсолютно свободны не только политически и экономически, но и биологически.

Коммунистический трансгуманизм

Коммунистический трансгуманизм — это переплетение гуманизма, сциентизма и рационализма. По мнению его последователей, трансгуманизм должен помочь человечеству прийти к коммунизму.

Трансчеловек и постчеловек

Среди последователей трансгуманизма существует мнение, что в результате быстрого развития технологий, качественного изменения жизни и стремительного процесса эволюции появятся постлюди — люди, претерпевшие столько изменений, что их невозможно больше считать людьми. Именно постлюди, качественно отличаясь от современного человека, станут следующей ступенью эволюции. Но развитие будет происходить постепенно, поэтому необходим переходный этап. В рамках данной философии им является трансчеловек, который еще только готовится стать постчеловеком.

Возможности тела и интеллекта постчеловека несоизмеримо выше обычных человеческих возможностей. Болезни и старение не поражают его тело, смерть ему больше не угрожает. Невозможно пока делать точные прогнозы, но есть вероятность, что постчеловеком станет усовершенствованный искусственный интеллект.

Трансгуманизм в России


Интерес к трансгуманизму сегодня невероятно высок. По всему миру проводятся научные мероприятия и конференции, на которых активно обсуждаются вопросы трансгуманистического движения (философия, цели, проблемы и т.п). В России этим занимаются Российское философское общество и Институт философии РАН. А главной организацией, объединяющей трансгуманистов в России, является Российское трансгуманистическое движение, созданное в 2004 году. На его сайте все желающие могут ознакомиться с подробной информацией о трансгуманизме и иммортализме, получить данные о российских и мировых проектах/мероприятиях в данном направлении.

Трансгуманизм в российском образовании

Явления трансгуманизма и постгуманизма подробно освещаются в научных работах таких известных российских философов, как В.С. Степин, Б.Г. Юдин, И.В. Вишев, И.В. Артюхов. Из зарубежных философских исследований наибольший интерес представляют труды Фрэнсиса Фукуямы и Ника Бострома.

Критика


Явление трансгуманизма по своей сути революционно и, естественно, не могло и не может быть воспринято обществом однозначно. Существует огромное количество людей, противостоящих развитию этого движения. Оно окружено многочисленными дискуссиями и непрекращающимися спорами.

Технологическое совершенствование человека вызывает опасения не только у обычных людей, но и среди самих ученых. К примеру, американский философ, политолог и писатель Фрэнсис Фукуяма отреагировал на трансгуманизм как крайне опасную идею, представляющую угрозу для всего мира.

Виды критики

Можно сказать, что вся критика трансгуманистических идей заключает в себе две основные формы (часто они совмещены):

Необоснованные обвинения

Те, кто критикует трансгуманизм, видят в его стремлениях реальную угрозу для ценностей всего человечества, боятся нарушений прав и свобод личности. Но в действительности подобные обвинения необъективны. Сегодня все же подавляющее большинство трансгуманистов:

  • Оказывают поддержку социальных программ по улучшению системы образования и развития инфотехнологий.
  • Выступают в защиту личных свобод и прав человека.
  • Придерживаются демократических традиций.
  • Участвуют в разработках технологий, призванных разрешить проблемы кризиса экологии и бедности, поднять уровень жизни человека и т.д.

Потеря человечности

Большинство противников движения особенно подчеркивают тот факт, что из-за трансгуманизма человек лишается самой человечности. То есть людьми утрачиваются те особенности, которые отличают наш биологический вид. Здесь можно справедливо заметить, что некоторые трансгуманисты действительно видят главной целью переход на новый этап эволюции и становление постчеловека. Получается, то, что активно критикуется как опасность, для последователей трансгуманизма фактически является целью.

Вмешательство в естественный ход жизни

Противники трансгуманизма часто задаются вопросом, насколько возможно так смело вмешиваться в природные процессы — нет ли риска, что технологические совершенствования пошатнут существующее в мире равновесие и приведут к необратимым последствиям? Не будет ли проект постчеловека величайшей трагедией и бессмысленной жертвой в угоду бесконечной погони за совершенством?

Элитарность технологий

Делается упор на то, что новые технологии будут элитарны, недоступны всем людям. Это, по мнению многих, приведет к тому, что элита общества, усовершенствованная технологически, превратит остальных людей в свою рабочую силу или расходный материал для опытов. Проводят даже параллель между трансгуманизмом и учением евгеники, говорящим, что развиваться должны сильнейшие, а слабых следует уничтожать.

Постчеловек — замена человека?

Между собой сопоставляются гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм. Многие критикующие уверены, что трансгуманизм является первым активным проявлением постгуманизма. Поскольку эти два течения сходятся в стремлении создать новый вид разумного существа, задается вопрос — не станет ли этот вид заменой человека, уничтожив или подчинив последнего своей воле?

Критика в культуре

Критические выпады в сторону трансгуманизма встречаются и в современной культуре — например, в фантастических фильмах или литературе. Хотя в них все же больше художественного вымысла, чем объективного анализа реальных проблем.

Одним словом, все критично настроенные к трансгуманизму специалисты и обыватели сходятся во мнении, что перспективы развития, предлагаемые этим движением, неоднозначны, и человечеству стоит серьезно задуматься, прежде чем вступать на заманчивый высокотехнологичный путь.

Что думает о трансгуманизме религия?


Представители мировых религий в основном относятся к идеологии трансгуманизма отрицательно, отмечая, что последователи этого движения концентрируются на телесном совершенствовании человека, забывая о душе и пренебрегая ее потребностями. С точки зрения большинства религий трансгуманисты совершают большую ошибку, поскольку пытаются взять на себя функции Творца.

Христианство

В России патриарх Кирилл выразил точку зрения православной церкви на эту проблему, сказав, что трансгуманизм угрожает миру абсолютной потерей человеческого. Люди утратят те качества и свойства, которые и делают их людьми.

С позиции христианства, трансгуманизм и иммортализм основываются на материалистическом и атеистическом фундаменте, а иногда и на откровенно богоборческих идеях. Пытаясь создать на земле райские условия и достигнуть бессмертия, трансгуманисты исходят только из научных и рациональных сведений, отбрасывая христианское учение о Боге, человеке, смертности тела и бессмертии души.

Ислам

Не менее критичен к трансгуманизму и ислам, который также видит в данном движении попытку увести человека от Бога и подлинного смысла существования. Критикуется технократический путь развития, на котором идея комфортабельности жизни и отсутствия страданий достигла своего апофеоза в виде устранения главного неудобства — смерти. И ислам, и христианство сходятся во мнении, что жизнь без смерти — это противоестественное явление, способное привести человечество к катастрофе.

Буддизм

Пожалуй, только восточные религии относятся к трансгуманизму хоть и настороженно, но с живым интересом. Например, духовный лидер буддистов Далай-лама XIV считает, что необходимо взаимодействие науки и духовных традиций. Он вполне допускает соединение тела робота с человеческим разумом, а в создании искусственного интеллекта видит естественный этап развития человечества.

Известные представители движения в России и за рубежом

К самым известным и активным представителям трансгуманизма в России стоит отнести Валерию Прайд и Данилу Медведева, являющихся создателями Российского трансгуманистического движения и состоящих сегодня в его Координационном совете.


Валерия Прайд


Данила Медведев

Что же в итоге?


Подвергаясь разнообразной критике и скептическим оценкам, трансгуманизм продолжает набирать популярность и сегодня представляет собой мощное международное движение, объединенное общими интеллектуальными, культурными и идеологическими ценностями. Участники движения стремятся к совершенствованию анатомии человека и его способов познания мира. По большому счету они имеют добрые намерения, поскольку обещают в перспективе избавить людей от страданий, связанных со старением и заболеваниями.

Идеологи трансгуманизма обещают при помощи технических модификаций превратить обычных людей в сверхлюдей, обладающих невероятными возможностями и сверхспособностями.

Опасность?

Не возникнет ли конфликтов и войн между старым человечеством и новым постчеловечеством?

Или все же благо?

Представители Humanity+ стараются мыслить оптимистично, уверяя, что эти опасения напрасны и надуманны. Они обещают, что новейшие научные достижения и инновационные возможности приведут следующие поколения людей к жизни в обществе, в котором будут царить исключительно мир и добро. Новые люди не будут сталкиваться с проблемами болезней, старения и смерти. Будут обладать огромным спектром возможностей, используемых исключительно во благо.

Время покажет

Всем нам можно и нужно верить в лучшее, но все-таки сохранять трезвый взгляд, наблюдая за постепенным преобразованием цивилизации. В конечном итоге на каждом из нас лежит ответственность за будущее окружающего нас мира.

Поделитесь этим с друзьями!

Постоянный автор HiTecher с 2017 года, журналист, имеет степень магистра по экономической безопасности. В сфере его интересов: программирование, робототехника, компьютерные игры, финансовые рынки.

трансгуманизм

У мозга человека и вычислительных машин есть определенное сходство. Это способность к пошаговому выполнению различных инструкций и обработке информации, память и т.д. Поэтому и мысли о том, что их можно объединить, возникают у людей все чаще. Границы же, разделяющие искусственное и природное, теряют свою четкость из-за смешения реального пространства и виртуального, а также благодаря информатизации общества.

Это и подводит нас к феномену трансгуманизма. Но все же: что это такое? К чему он может привести: станут ли реальностью вечное счастье, бессмертие и неограниченные возможности человека? На эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ в нашей статье.

Что такое трансгуманизм?

Трансгуманизм, часто обозначаемый , является современным философским движением, основанном на предположении, что человек – это не заключительное звено эволюции, и, следовательно, он способен совершенствоваться до бесконечности.

Сторонники этого движения уверены, что вполне реально устранить такие вещи как смерть и старение, многократно повысить физический и умственный потенциал. Для этого необходимо сосредоточить все силы на изучении научных достижений, перспектив и потенциальных опасностей технологий, науки, творчества и прочих способов, благодаря которым можно будет ступить за пределы фундаментальных возможностей человека.

Появилось это философское движение в середине 20 века, и его история достаточно интересна. Рассказывать обо всем мы не будем, а укажем лишь на основные вехи.

Краткая история трансгуманизма

В итоге упомянутый выше Max More дал определение трансгуманизма, которое мы используем сегодня. Трансгуманизм стал интеллектуальным и культурным движением, подтверждающим целесообразность и возможность фундаментального улучшения жизненных условий человека через использование прикладных технологий. Особое внимание здесь уделяется разработке и обеспечению доступности технологий, позволяющих устранить старение и повысить психологический, физический и интеллектуальный потенциал человека.

Трансчеловек и постчеловек

Постчеловек обладает физическими и умственными возможностями, многократно превосходящими возможности обычного человека. Его тело не могут поразить никакие болезни и старение; он не подвержен смерти. Постчеловечество вполне может стать новой расой, состоящей из существ, созданных искусственным интеллектом, и жить оно способно даже внутри виртуальной реальности.

Прийти к таким результатам трансгуманисты намерены с помощью самых разных средств, среди которых искусственный интеллект, генная инженерия, нанотехнологии, всевозможные препараты против старения и для улучшения интеллектуальных способностей, программы по управлению информацией и т.д.

Фокусируясь на достижении своих основных целей, сегодня трансгуманизм ставит перед собой конкретные задачи и проблемы, которые необходимо решить. О них мы и побеседуем ниже, но прежде предлагаем вам посмотреть очень интересный 15-тиминутный видеоролик о трансгуманизме и постчеловечестве.

Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы

Основная цель трансгуманизма состоит в постоянном совершенствовании человеческого существа, для чего применяются инновационные технологии и другие методы. Но для успеха в достижении этой цели необходимо решать ряд конкретных задач:

  • Всячески способствовать техническому прогрессу
  • Изучать и внедрять научные и технические достижения
  • Устранять любые опасности и проблемы (в том числе и нравственные), мешающие внедрению инноваций
  • Использовать научно-технический прогресс для расширения свободы каждого человека
  • Искать новые способы отдаления (в идеале – полного устранения) старения и смерти, чтобы человек мог сам решать, когда ему умереть и умирать ли вообще
  • Всячески противостоять организациям и учениям, цели которых противоречат целям трансгуманизма (сюда относятся разные формы антипрогрессизма и антимодернизма, такие как традиционализм, религиозный фундаментализм, радикальный энвайронментализм – полный отказ от технического прогресса и т.д.)

Сторонники трансгуманизма всеми силами радеют за разработку новых технологий. К основным направлениям, требующим внимания и развития, они относят:

  • Информационные технологии
  • Биоинженерию
  • Генную инженерию
  • Нанотехнологии
  • Крионику (если просто – заморозка человека для разморозки (оживления) в будущем)
  • Загрузку сознания в память компьютера
  • Репродуктивные технологии
  • Клонирование
  • Создание ноотропов и средств повышения производительности
  • Создание средств для борьбы против страданий (антидепрессантов, энтактогенов, анальгетиков, анксиолитиков и т.д.)
  • Создание экзоскелета
  • Создание изолированного мозга
  • Пластическую хирургию
  • Экзортекс (если просто – внешняя система обработки данных для усиления интеллекта)

Кстати, по мнению трансгуманистов, благодаря тому, что скорость развития и реализации технологий становится все выше, не за горами время, когда важнейшие открытия будут совершаться практически одновременно, т.е. наступит эпоха технологической сингулярности.

Что же касается конкретно проблем (или угроз), связанных с научно-техническим прогрессом и решаемых в рамках трансгуманистической философии, то к ним относятся следующие:

  • Генетическое дробление
  • Недостижимость
  • Презрение к плоти
  • Высокомерие
  • Угроза нравственности
  • Угроза демократии
  • Упрощение личности
  • Дегуманизация
  • Социальное дробление
  • Угроза существованию
  • Фантом принуждения

Эти проблемы часто связываются не с прогрессом науки и техники или его последствиями, а с явлением трансгуманизма как мировоззрения. Противники трансгуманизма приводят в качестве аргумента против движения саму их нерешенность.

Но большинство трансгуманистов совершенно не разделяют такую позицию, считая, что развитие технологий (в особенности нанотехнологий) обеспечит человечество избытком жизненного пространства и ресурсов, которых хватит всем – и людям, и транслюдям, и постлюдям.

Естественно, проблемы трансгуманизма, как и само это явление, не могли и не могут восприниматься всеми людьми однозначно, и есть огромное количество противников движения. Поэтому вокруг него ведутся оживленные (и даже ожесточенные) споры.

Трансгуманизм

Перспективы модификации человека стали причиной множества дискуссий и споров не только среди обычных людей, но, как и следовало ожидать, и в научных кругах. Например, американский писатель, философ и политолог Фрэнсис Фукуяма воспринял трансгуманизм, как самую опасную в мире идею.

В целом же критика трансгуманизма и того, что он предлагает, представлена двумя основными формами (нередко они дополняют друг друга):

Зачастую критики рассматривают цели трансгуманизма в качестве серьезной угрозы для общечеловеческих ценностей, социальных программ, гражданских свобод и прав. Несмотря на это, подобная критика лишена объективных оснований, ведь практически все трансгуманисты:

  • Поддерживают социальные программы, направленные на улучшение образовательной системы и развитие информационных технологий
  • Защищают личные свободы человека
  • Укрепляют традиции демократии
  • Поддерживают разработки по реализации технологий, способных решить проблемы экологического кризиса и бедности, улучшить качество жизни человека и т.д.

Помимо этого, проблема трансгуманизма рассматривается и как проблема выбора в направлении, по которому человек будет совершенствоваться. Если, например, религия предлагает использовать для этого свободную волю и последовательные усилия, то трансгуманизм подразумевает вмешательства на физическом уровне.

Некоторые критики трансгуманизма проводят параллели между ним и евгеникой, гласящей, что сильные должны развиваться, а слабые – уничтожаться. Здесь критики указывают на то, что трансгуманизм отнимает у человека саму человечность, а также предполагает, что доступны новые технологии будут лишь элите общества, а остальные станут их рабочей силой или подопытными.

Другие критики сопоставляют гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм. Главным предметом споров является вопрос о том, следует ли считать трансгуманизм ответвлением постгуманизма. К примеру, консервативные, христианские и прогрессивные критики считают трансгуманизм активной формой постгуманизма. Они указывают на то, что сходство двух этих течений состоит в создании нового вида разумного существа, который способен заменить человека, а значит, начать довлеть над ним и вообще уничтожить или полностью подчинить своей воле.

Более резкие выпады в сторону трансгуманизма можно найти в фантастических фильмах и художественных произведениях, хотя в них зачастую рисуются некие воображаемые реальности, нежели анализируются существующие проблемы и делаются попытки их решения.

Принимать или не принимать идеи трансгуманизма – личный выбор каждого. Но в любом случае необходимо смотреть на него через призму реалий не только нашего времени, но и государства, где мы живем. И о том, какое развитие трансгуманизм получил в России, тоже есть смысл сказать пару слов.

Трансгуманизм в России

Вопросы трансгуманизма (философия движения, его цели, задачи и т.п.) сегодня активно обсуждаются на посвященных ему мероприятиях. Проводятся международные и всероссийские научные конференции. Организуют их Российское философское общество и Институт философии РАН.

В своих научных работах и книгах это явление изучают известные российские философы, такие как Б. Г. Юдин, В. С. Степин, И. В. Вищев. Также можете познакомиться с трудами зарубежных исследователей, например, Фрэнсиса Фукуямы и Ника Бострома. Кстати, в той или иной мере идеи трансгуманизма отражаются и в художественных произведениях. Это книги Роберта Хайнлайна, Станислава Лема, Артура Кларка, Джона Райта, Карла Шредера, Аластера Рейнолдса, Вернора Винджа, Чарльза Стросса, Юрия Никитина и братьев Стругацких.

Проблемы человечества будущего волнуют людей по всему миру. И это не только ученые, творческие личности и сильные мира сего, но и обычные люди, многим из которых не остается ничего, кроме как оставаться пассивными наблюдателями. Впрочем, не будем вдаваться в пространные размышления, а подведем небольшой итог всему сказанному.

Резюме

Трансгуманизм, пусть и подвергается всевозможной критике и неоднозначным оценкам, представляет собой набирающее популярность международное интеллектуальное, культурное и идеологическое движение, поддерживающее применение научного знания и технологических возможностей. Его цель – усовершенствовать человеческую анатомию и познавательные способности. Как ни крути, цель эта призвана нести добро, ведь в перспективе люди смогут избежать тягот старения и заболеваний, причем рассматриваются они вовсе не как нечто неизбежное.

Читайте также: